"Я не понимаю"

Изображение пользователя blandux.

«Я не понимаю», что стоит за этими словами?
Иногда кто-то рассказывает тебе некую историю, про вещи, о которых ты не имеешь понятия. Информация проваливается в некий вакуум, не встраиваясь ни в какие привычные схемы. И всё же она не пропадает, будучи связанной, по крайней мере, с личностью говорящего человека. Слова, вроде бы, все понятные, а вот смысл всего сказанного уловить не удаётся, к тому же лирические отступления от основной линии объяснения, только сбивают с толку. Почему?
Дело в том, что в голове у каждого человека выстроены некие схемы, некие системы, в которые раскладывается поступающая информация. Если у человека, который рассказывает и у человека, который слушает, имеется одна и та же схема (система), то они мгновенно друг друга поймут, разговаривая о вещах встроенных в эту схему. Точно так же приёмник улавливает радиопередачу, которую передаёт передатчик, настроенный на ту же частоту. Хорошо понимают друг друга люди, учившиеся в одном и том же институте, имеющие одну и ту же профессию. Химик лучше поймёт химика, гуманитарий лучше поймёт гуманитария, а технарь лучше поймёт технаря.
На этом форуме обсуждают теорию решения инженерных задач и вроде бы должны говорить на «одном языке», но возникает много разногласий и непонятностей. Почему? Потому что, во-первых, уровень познания этой теории у всех участников форума несколько разный. Во-вторых, базовое образование у участников форума очень разное. Кроме собственно инженеров здесь есть и психологи и химики, и возможно, кто-то ещё. И в–третьих, и это возможно самое главное, разговаривая о методах, каждый имеет ввиду СВОЮ цель. Химик говорит о методах, держа в голове химические реакции. И правильно, ведь он мотивирован на решение именно химических задач. Психолог рассуждает о тех же методах имея ввиду психологию. У него в голове созданы схемы связанные с его профессией.
Недавно, читая комментарии к одной из тем, я удивился, когда прочитал очень удачный и понятный комментарий, но один из участников вдруг написал «я не понимаю». Предыдущий рассказчик объяснил свои слова и тогда тот, что говорил «я не понимаю», сказал, что теперь всё понятно: это так, это потому что, а это вот сюда.… И тут не понял уже я. Вот уж перекодировал, так перекодировал! Такой схемы в моём мозгу ещё нет. Теперь и я вынужден был признать: «я не понимаю» для чего именно такая перекодировка? Но об этом известно, видимо, только автору комментария.

Что же значит «встраивание информации в существующую схему»?

Если новая информация действительно является новой и ей удалось встроиться в существующую схему, проще говоря, если новая информация была усвоена, то она изменяет существующую схему. Новая информация либо представляет собой некую отдельную схему, либо она связана с другой схемой, имея также смысловые связи и с исходной схемой, в которую впоследствии и встраивается. В результате возникает схема, имеющая немного другие свойства и связи. Можно провести аналогию с химическими реакциями. В результате взаимодействия двух веществ либо возникает новое вещество, либо несколько изменяются свойства основного (имеющегося в большем количестве) вещества. Допустить возникновение нового вещества это значит полностью отказаться от «старой схемы». Далеко не каждый и не всегда решится на такой шаг, поэтому часто сталкиваешься с ситуацией, когда люди НЕ ХОТЯТ ЗНАТЬ новую информацию, способную повредить «старую схему». Гораздо проще жить в «старой схеме» с её известными и проверенными правилами. Превышение скорости света невозможно, потому, что этого не может быть НИКОГДА, иначе пострадает «старая схема». Пусть будет так.

Но вернёмся к выражению «я не понимаю». Тот, кто это говорит готов к восприятию новой информации, открыт ей, не боясь повредить исходную, «старую схему».

Форумы: 

Re: "Я не понимаю"

Изображение пользователя blandux.

я_0.JPG

Не получилось сразу добавить картинку, поэтому добавляю её в качестве комментария.

Re: "Я не понимаю"

Важная и интересная тема.
Вот только в деталях не могу согласиться. Например с этим:

Quote:
Но вернёмся к выражению «я не понимаю». Тот, кто это говорит готов к восприятию новой информации, открыт ей, не боясь повредить исходную, «старую схему».
Часто наблюдал, как люди произносят это вместо ответа тому, кто пытается показать что-то новое. Я не понимаю и отстань.
Впрочем, это мелочи. А вот тема, повторюсь, очень важна. Как увидеть новое, если смотришь старыми глазами?

не принимаю такого непонимания

Александр Кудрявцев wrote:
А вот тема, повторюсь, очень важна. Как увидеть новое, если смотришь старыми глазами?
Тема, безусловно, важна, но вся проблема в ней, как мне кажется, в том, что пытаются рассмотреть "слишком новыми" глазами. В данном случае очень хотел бы согласиться с позицией Андрея Трошина, выраженная анекдотически. Могу выразить ее и старой максимой - сделать (и увидеть) что-то новое можно лишь стоя на плечах гигантов. Другими словами в этой теме как и в любой другой сначала надо очень много посмотреть "старыми глазами", чтобы понять в чем их дефект и получить новый взгляд
Интерпретация "я не понимаю" отсюда тоже двоякая: или в рамках детального сопоставления своего и "непонятного" взгляда, при котором даже если непонятный так и останется непринятым, то более уточнится собственная позиция, или просто отрицание нового. Первое подразумевает детальное непонимание (по пунктам и точкам), второе - глобальное неприятие. Вот только для детального надо попытаться понять детали, а это сделать можно только освоив логику подхода (по метафоре Андрея хоть как то уметь программировать - да и быть знакомым с борделем и игрой на рояле :) )

Раскрытие темы, к сожалению, вызывает полное непонимание как раз потому, что тема "понимание" является очень "гигантской". Можно ли ее обсуждать без наработок, например, герменевтики? Или хоть какого-нибудь научного подхода, который разрабатывает это понятие? Предлагаю дружно не понимать "изобретательские приемы" без хоть какого-либо ознакомления с ТРИЗ или другими соответсвующими технологиями

ПС: оставляю в стороне известен эффект "Величие ученого определяется тем, насколько он затормозил развитие науки". Иногда плечи гигантов бывают слишком высоки и когда на них забираешься, то не хватает сил и смелости тянуться выше. Бывают случае перескоков с одних гигантских плеч на другие (открытия в другой области), бывают случае случайного попадания на гигантские плечи (условно случайное открытие на переднем крае науки - типа антибиотика или рентгеновского излучения). Но все исключения, только...

С уважением, Александр

Re: "Я не понимаю"

Изображение пользователя GIP.

blandux wrote:

На этом форуме обсуждают теорию решения инженерных задач и вроде бы должны говорить на «одном языке», но возникает много разногласий и непонятностей. Почему?

Потому что на самом деле применяемый язык относится не к инженерным задачам, а к задачам изобретательским. Поэтому сплошь и рядом возникают смысловые нестыковки того, что понимается, и того, о чем пишется. Этот момент - впереди всех перечисленный Вами, которые его же и подтверждают.

Quote:
Недавно, читая комментарии к одной из тем, я удивился, когда прочитал очень удачный и понятный комментарий, но один из участников вдруг написал «я не понимаю». Предыдущий рассказчик объяснил свои слова и тогда тот, что говорил «я не понимаю», сказал, что теперь всё понятно: это так, это потому что, а это вот сюда.… И тут не понял уже я. Вот уж перекодировал, так перекодировал! Такой схемы в моём мозгу ещё нет. Теперь и я вынужден был признать: «я не понимаю» для чего именно такая перекодировка? Но об этом известно, видимо, только автору комментария.

Есть варианты и похлеще. Читая их, порой складывается впечатление, что намеренно делается так, лишь бы добиться своей какой-то личной цели. За примерами и ходить далеко не надо

Quote:

В систему формирования творческой личности "Бакалибрики" входит курс контрадикционного анализа.
Позиция №11.
Это электронный сборник задач на смекалку, в котором задачи классифицированы по основанию "вид противоречия", содержащегося в них. В каждом классе содержится приблизительно 7 однотипных задач. Возможно это как раз то, что Вам надо.

Все вроде как - чин по чину.

Quote:
11. "КОНТРАДИКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ"
Учебный курс КОНТРАДИКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ направлен на быстрое решение любых типов задач "на смекалку". Контрадикция – это противоречие. Противоречие – это два взаимоисключающих требования к одному объекту. Понятие противоречия является ключевым в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), поэтому решение задач, содержащих противоречия подготавливает мыслительный аппарат ребенка к изобретательской деятельности.

Но, если вчитаться для осмысления, видится иное.

Да, контрадикция – это противоречие. Но какое именно оно, чего касается? Из ссылочного пояснения видно, что при контрадикции сравниваются два понятия, которые "контрадикторны, когда одно из них (не-А) является отрицанием другого (А)". Т.е. сравниваются два объекта.

Quote:
Противоречие – это два взаимоисключающих требования к одному объекту.

Раз объект - один, то это не контрадикторность, а что-то иное.

Quote:
Понятие противоречия является ключевым в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), поэтому решение задач, содержащих противоречия подготавливает мыслительный аппарат ребенка к изобретательской деятельности.

Да, они там используются, но относятся не к объекту, а к структуре из многих объектов (составляющих в своей совокупности надсистему).

Перекодировка ли рассмотренный пример? На мой взгляд - что-то иное :)

Quote:
Что же значит «встраивание информации в существующую схему»?

Если новая информация действительно является новой и ей удалось встроиться в существующую схему, проще говоря, если новая информация была усвоена, то она изменяет существующую схему. Новая информация либо представляет собой некую отдельную схему, либо она связана с другой схемой, имея также смысловые связи и с исходной схемой, в которую впоследствии и встраивается. В результате возникает схема, имеющая немного другие свойства и связи.

Мне это представляется неправильным, ибо свидетельствует об отсутствии мировоззренческого представления. Или хотя бы достаточно практичной гипотезы о нем. Возьму себя: пересмотрев обычно используемое представление смысла системы (2004 г.), сформировал гипотетичное представление ее с иной стороны (на форуме ее можно найти здесь). И все эти годы проверяю ее на прочность с разных сторон. Стоит пока :)

Quote:

Но вернёмся к выражению «я не понимаю». Тот, кто это говорит готов к восприятию новой информации, открыт ей, не боясь повредить исходную, «старую схему».

Смотря что есть такой схемой. Повторюсь - надо иметь базисное мировоззрение. Сколько лет уже прошло, как электромагнитная картина мира сменилась голограммной? А многие еще об этом даже не знают или же - не принимают вовсе. За примерами , аналогично, далеко ходить не надо :)

Осознание

==И<9>И==

Re: "Я не понимаю"

Изображение пользователя Ирина.

Меня всегда умиляли нехудожественные книжки американских авторов. Их общей характерной особенностью была манера взять одну мысль и пересказывать её на все лады страниц эдак 200-300, пока до читателя наконец не дойдёт. Потом я поняла, что это, в общем, оптимальный путь, если хочешь донести информацию до тех, кому она в новинку - нужно вскопать, удобрить и полить почву в голове жертвы, чтобы там что-то прижилось.

Ещё мне тема напомнила реплику "Ладно. Попытаюсь уложить свои мысли в Ваш лингвистический ряд" из этого замечательного выступления КВН.

Subscribe to Comments for "&quot;Я не понимаю&quot;"