Чего желаете, новаторы?

Для создания и совершенствования курсов обучения прошу высказаться потенциальных слушателей на следующие темы:
1. Какие навыки в области решения проблемных ситуаций и создания инноваций вы считаете актуальными и хотели бы приобрести?
2. Какие формы подачи и освоения материала вы считаете для себя наиболее эффективными?

Форумы: 

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя AlexeyF.

Tokarev wrote:
Какие навыки в области решения проблемных ситуаций и создания инноваций вы считаете актуальными и хотели бы приобрести?

Мне не хватает навыков решения проблемных ситуаций, а так же у меня нет навыков создания инноваций. =)

А если говорить серьезно, то я сам точно не знаю каких навыков мне не хватает. Мне очень хочется научиться создавать инновации, и если бы я знал, какие навыки для этого необходимы, то я бы нашел способ, чтобы их приобрести. Сейчас же я нахожусь в такой ситуации, когда я не знаю того, чего я не знаю. Я не знаю того, что мне надо знать. Более того, мне кажется, что большинство потенциальных слушателей испытывает такие же проблемы.

Спрашивать у стушателей про актуальность навыков это все равно, что спрашивать у школьника про навыки, которыми должен обладать инженер на выходе из ВУЗа. Школьники даже не знает про существование некоторых навыков, требуемых инженеру. Об этих навыках знают преподаватели, которые их учат, а также инженеры, которые уже выучились.

Точно так же и в инновациях. Тот, кто пытается научиться создавать инновации, еще не знает про те навыки, которые ему необходимы. Про необходимые навыки здесь лучше спрашивать тех, кто уже научилчя создавать инновации.

На мой взгляд, лучше переформулировать изначальный вопрос следующим образом:
Какие навыки необходимы для решения проблемных ситуаций и создания инноваций?
И адресовать этот вопрос лучше тем, кто умеет решать проблемные ситуации.

Tokarev wrote:
Какие формы подачи и освоения материала вы считаете для себя наиболее эффективными?

Как потенциальный слушатель отвечу, что нужно как можно больше практики. Материал усваивается наиболее эффективно тогда, когда он сразу применяется для решения своих собственных задач.
Также иногда бывает эффективным получение навыков в игровой форме.

Re: Чего желаете, новаторы?

AlexeyF wrote:
Какие навыки необходимы для решения проблемных ситуаций и создания инноваций?

1. Умение найти "дыру", особенность, стык, "узкое место" и т.п.
2. Влезть и "раскопать" дыру к своей пользе.
С уважением
ABB

Re: Чего желаете, новаторы?

Полностью согласен с AlexeyF.
Токареву хорошо бы уточнить свой запрос, по крайней мере его адресат.
Всего доброго,
А.К.

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя AlexeyF.

Когда писал выпускную работу в МОИТТ столкнулся с такой проблемой: сложно слелать первый шаг. Сложно увидеть нежелатьльный эффект. Да, нежелательные эффекты повсюду, но мы к ним привыкли, мы проходим мимо них и не замечаем. Для решения проблемной ситуации необходимо, в первую очередь, уметь видеть проблемную ситуацию.

Также работа над выпускной работой в МОИТТ отличалась от курсовой работы по моей инженерной специальности тем, что в ней не было четко очерченой цели работы. В инженерной практике у нас всегда есть техническое задание, в котором очерчен образ будующего объекта, и мы целенаправленно стремимся к этому образу. В выпускной работе в МОИТТ стояла задача улучшения объекта, и при этом никто не знал каким получится улучшенный объект. Т.е. не было образа, к которому надо было стремиться. А само выполнение этой работы представляло собой метание с одной идеи на другую. Я бы сравнил это с прохождением через густые заросли в полной темноте. Сразу не видно, какая идея лучше, а какая хуже. А перебирать все подряд долго и неэффективно. Лично у меня при этом иногда возникало чувство отчаяности, безысходности. В этой ситуации мне помогали только совместные мозговые штурмы с другими слушателями МОИТТ.

От сюда следует, что инноватор должен обладать силой характера, чтобы долгое время брести через заросли идей и не отчаиваться.

Re: Чего желаете, новаторы?

AlexeyF wrote:
Отсюда следует, что инноватор должен обладать силой характера, чтобы долгое время брести через заросли идей и не отчаиваться

Отсюда следует, что инноватор должен обладать силой характера, чтобы "брать ситуацию на себя". Никто в темных зарослях идей Вашей проблемы не видит лучше, чем Вы. Поэтому минусы ситуации надо превращать в плюсы. Раз много идей, то наберитесь "нахальства" и возьмите любую, которая Вам больше глянулась. И утверждайте, что лучше ее нет, и ее развивайте. Попадете в струю - хорошо, не попадете - тогда критиков набежит целый рой, они Вам покажут, как надо. Вот тут и будете учиться, что тоже хорошо. В любой ситуации - выигрыш.

Если конкретно, применительно к технике, то имеется определенный уровень, который кое-что говорит о Вашей идее- это получение патента. На это можно ориентироваться.
С уважением
ABB

Re: Чего желаете, новаторы?

AlexeyF wrote:
Когда писал выпускную работу в МОИТТ столкнулся с такой проблемой: сложно слелать первый шаг. Сложно увидеть нежелатьльный эффект. Да, нежелательные эффекты повсюду, но мы к ним привыкли, мы проходим мимо них и не замечаем. Для решения проблемной ситуации необходимо, в первую очередь, уметь видеть проблемную ситуацию.

Также работа над выпускной работой в МОИТТ отличалась от курсовой работы по моей инженерной специальности тем, что в ней не было четко очерченой цели работы. В инженерной практике у нас всегда есть техническое задание, в котором очерчен образ будующего объекта, и мы целенаправленно стремимся к этому образу.


Видимо предполагалось, что человек приносит для решения не только объект, но и свое отношение к нему, то есть задачу?

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя GIP.

AlexeyF wrote:
.... сложно слелать первый шаг. Сложно увидеть нежелатьльный эффект. Да, нежелательные эффекты повсюду, но мы к ним привыкли, мы проходим мимо них и не замечаем. Для решения проблемной ситуации необходимо, в первую очередь, уметь видеть проблемную ситуацию.

Надо научиться видеть существенность в любых ее проявлениях. Например, существенность признаков, существенность нежелательных эффектов, существенность изменений. Для этого надо самому оформить хотя бы три заявки на изобретения и пройти полный "курс борьбы" с экспертизой ;-)

AlexeyF wrote:

.... В выпускной работе в МОИТТ стояла задача улучшения объекта, и при этом никто не знал каким получится улучшенный объект. Т.е. не было образа, к которому надо было стремиться. А само выполнение этой работы представляло собой метание с одной идеи на другую. Я бы сравнил это с прохождением через густые заросли в полной темноте. Сразу не видно, какая идея лучше, а какая хуже. А перебирать все подряд долго и неэффективно. Лично у меня при этом иногда возникало чувство отчаяности, безысходности. В этой ситуации мне помогали только совместные мозговые штурмы с другими слушателями МОИТТ. .

Или иметь - хотя бы одного на весь МОИИТ - всезнайку вида ВЭПЭ, который всегда знает, где в любом объекте место существенного изменения...

AlexeyF wrote:

От сюда следует, что инноватор должен обладать силой характера, чтобы долгое время брести через заросли идей и не отчаиваться.

На мой взгляд, надо превратить изобретательство в хобби. Тогда все будет - и нужные черты характера, и быстрое нахождение нужного пути решения, и т.п.

А главное, человек начинает "гореть" творчеством, не сгорая на этом огне....

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя GIP.

Tokarev wrote:
Для создания и совершенствования курсов обучения прошу высказаться потенциальных слушателей на следующие темы:
.....
2. Какие формы подачи и освоения материала вы считаете для себя наиболее эффективными?

Подача материала будет эффективна тогда, когда она попадет в "нужное место". А его надо определять до этой подачи заблаговременно.

Другими словами, перед началом обучения не худо бы проводить нечто вроде "диагоностики" (или тестирования) на предмет установления, всем ли потенциальным слушателям будет полезно обучаться техническому творчеству.

Re: Чего желаете, новаторы?

Получается замкнутый круг. Так как

GIP wrote:
перед началом обучения не худо бы проводить нечто вроде "диагоностики" (или тестирования)

Но для этого нужно
GIP wrote:
иметь - хотя бы одного... - всезнайку вида ВЭПЭ

Но ведь деньги за обучение Токаревым еще не заработаны,как же достать ВЭПЭ?
С уважением
ABB

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя AlexZ.

Уважаемый AlexeyF!
Очень странное впечатление производит Ваш рассказ о выпускной работе в МОИТТ.

AlexeyF wrote:

Когда писал выпускную работу в МОИТТ, столкнулся с такой проблемой: сложно слелать первый шаг. Сложно увидеть нежелательный эффект...

Почему "... сложно увидеть нежелательный эффект" для выпускника МОИТТ? Вам дана система, вот и выявляйте её НЭ. Для чего же существуют виды анализа - элементный, структурный, функциональный, потоковый и другие?
AlexeyF wrote:

В инженерной практике у нас всегда есть техническое задание, в котором очерчен образ будущего объекта, и мы целенаправленно стремимся к этому образу.

Похоже, что в инженерной практике Вы работатете с недостатками, которые Вам указали, и, стремясь к заданному образу будущего объекта, устраняете эти указанные недостатки, подгоняя решения под заданный образ.
AlexeyF wrote:

Работа над выпускной работой в МОИТТ - в ней не было четко очерченой цели работы. В работе стояла задача улучшения объекта, и при этом никто не знал, каким получится улучшенный объект. Т.е. не было образа, к которому надо было стремиться.

"... никто не знал, каким получится улучшенный объект"???
Так и должно быть, это же стандартная ситуация. Если знать, "... каким получится улучшенный объект", то зачем МОИТТ посещать и методы изобретательства изучать?
AlexeyF wrote:

... выполнение этой работы представляло собой метание с одной идеи на другую. Я бы сравнил это с прохождением через густые заросли в полной темноте. Сразу не видно, какая идея лучше, а какая хуже. А перебирать все подряд долго и неэффективно. Лично у меня при этом иногда возникало чувство отчаяности, безысходности. В этой ситуации мне помогали только совместные мозговые штурмы с другими слушателями МОИТТ.

Чему же Вы в МОИТТ научились? Совместным мозговым штурмам с другими слушателями? Значит и они были в такой же ситуации? И все считали её нормальной?
AlexeyF wrote:

Отсюда следует, что инноватор должен обладать силой характера, чтобы долгое время брести через заросли идей и не отчаиваться.

Вы можете для справки выложить программу МОИТТ? Не всю, а хотя бы основные темы? Трудно поверить, что в программе ни слова о ранжировании идей. Ну, и сила характера - это хорошо, но опираться прежде всего надо на объективный метод создания нового.

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя GIP.

ABB wrote:
Получается замкнутый круг. Так как
GIP wrote:
перед началом обучения не худо бы проводить нечто вроде "диагоностики" (или тестирования)

Но для этого нужно
GIP wrote:
иметь - хотя бы одного... - всезнайку вида ВЭПЭ

Но ведь деньги за обучение Токаревым еще не заработаны,как же достать ВЭПЭ?

Помнится, МНТС уже ставил "задачку о деньгах" http://www.metodolog.ru/node/30, там много есть рекомендаций, как заработать маники на покупку ноу-хау ;-)

С другой стороны, если посмотреть "глобально", цель технического изобретательства - это способ заработать денюшки, но более длинным путем - через самоудовлетворение.

И вот ситуация: к вам пришел человек, а тестирование показывает, что ему заниматься техническим изобретательством - не полезно вообще или не очень полезно. И что - отправить его?

На мой взгляд, это неправильно. Ведь он сам пришел, его искать не надо было.
Если "продавец" знаний не может удовлетворить жаждующего их "купить", то какой смысл существования такого "продавца"?

К чему веду? Система обучения творчеству должна давать спектр возможностей. Почему, например, не обучать изобретению (легальных) способов зарабатывания денег? Ведь это - ИКР для любого изобретателя. Кроме того, прекрасный стимул и средство развития интереса.

Надо лишь подумать - делать ли это параллельным курсом обучения, или же вплести "денежные моменты" в обучение техническому творчеству. Тем самым мышление не замыкается в кругу техники, а настраивается, например, и на социальную сферу.

Re: Чего желаете, новаторы?

Ответ GIP.

GIP wrote:
.Помнится, МНТС уже ставил "задачку о деньгах" http://www.metodolog.ru/node/30, там много есть рекомендаций, как заработать маники на покупку ноу-хау ;-)

А зачем тогда покупать ВЭПЭ? Если деньги можно заработать и без него?
GIP wrote:
И вот ситуация: к вам пришел человек, а тестирование показывает, что ему заниматься техническим изобретательством - не полезно вообще или не очень полезно
Таких людей нет и быть не может. Заниматься любым творчеством, в том числе, и техническим, и ТРИЗ, полезно всем. В подтверждение цитирую GIP
GIP wrote:
Система обучения творчеству должна давать спектр возможностей. Почему, например, не обучать изобретению (легальных) способов зарабатывания денег? Ведь это - ИКР для любого изобретателя. Кроме того, прекрасный стимул и средство развития интереса.

Надо лишь подумать - делать ли это параллельным курсом обучения, или же вплести "денежные моменты" в обучение техническому творчеству. Тем самым мышление не замыкается в кругу техники, а настраивается, например, и на социальную сферу


С уважением
ABB

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя AlexeyF.

AlexZ wrote:

Почему "... сложно увидеть нежелательный эффект" для выпускника МОИТТ? Вам дана система, вот и выявляйте её НЭ. Для чего же существуют виды анализа - элементный, структурный, функциональный, потоковый и другие?

Я, как выпускник МОИТТ, умею применять перечисленные виды анализа. Более того, они действительно помогают мне выявить ключевые нежелательные эффекты. Но выполнение анализа системы - это не первый шаг. Я же говорил о том, как сделать первый шаг. Сделать первый шаг - это увидеть в тех вещах, к которым ты привык, что-то плохое. Если эты это плохое увидел, то применить указанные виды анализа несложно.

AlexZ wrote:

AlexeyF wrote:

В инженерной практике у нас всегда есть техническое задание, в котором очерчен образ будущего объекта, и мы целенаправленно стремимся к этому образу.

Похоже, что в инженерной практике Вы работатете с недостатками, которые Вам указали, и, стремясь к заданному образу будущего объекта, устраняете эти указанные недостатки, подгоняя решения под заданный образ.

В инженерной практике решаются в основном задачи оптимизационные, т.е. недостатки не устраняют. А решения действительно подгоняют под заданный образ, указанный в техническом задании. В этом плане быть инженером проще, чем инноватором.

AlexZ wrote:

"... никто не знал, каким получится улучшенный объект"???
Так и должно быть, это же стандартная ситуация. Если знать, "... каким получится улучшенный объект", то зачем МОИТТ посещать и методы изобретательства изучать?

Так я и не спорю. Это действительно стандартная ситуация. И это даже хорошо, когда ты не знаешь, каким получится улучшенный объект - интереснее работать. Я просто хотел подчеркнуть, что
AlexeyF wrote:

инноватор должен обладать силой характера, чтобы долгое время брести через заросли идей и не отчаиваться.

AlexZ wrote:

Чему же Вы в МОИТТ научились? Совместным мозговым штурмам с другими слушателями? <…>Трудно поверить, что в программе ни слова о ранжировании идей.

Мозговый штурмы с другими слушателями – это лишь малая часть того, что нам преподавали. В курсе МОИТТ нас учили как методам анализа проблемной ситуации, так и методам синтеза (генерирования) идей.
Более того, я вам скажу, что при решении задачи с помощью ТРИЗ всегда есть развилки. Всегда есть места, где надо отключить рациональное мышление и поштурмовать.

А что вы имеете ввиду под ранжированием идей? Я знаю, что можно ранжировать задачи и технические противоречия. Какой смысл вы вкладываете в слово "идея"?

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя AlexeyF.

АВВ wrote:

Мы все AlexeyF вразумляем, а как же ответ Токареву? Про него-то забыли?

Действительно, отвлеклись от темы.

Tokarev wrote:

Какие формы подачи и освоения материала вы считаете для себя наиболее эффективными?

В книге Тони Бьюзена «Супермышление» сказано, что преподаваемый материал наиболее полно усваивается, если:
1. Он представляет значимость и уникальность для слушателя;
2. Преподаваемый материал связан со знакомым материалом ассоциативными связями.

Т.е. нужно с помощью аналогий или образов связывать незнакомое с знакомым.

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя AlexZ.

Уважаемый AlexeyF!

AlexeyF wrote:

Я ... говорил о том, как сделать первый шаг. Сделать первый шаг - это увидеть в тех вещах, к которым ты привык, что-то плохое.

А как быть в таком случае: Вам предложили усовершенстовать объект (фирма какая-нибудь, причем фирма о недостатках объекта ничего сказать не может или не хочет - и такое случается). И не видите Вы в предложенном объекте ничего плохого. Или даже так - Вам все в объекте нравится...
Откажетесь от работы?
AlexeyF wrote:

В инженерной практике решаются в основном задачи оптимизационные, т.е. недостатки не устраняют. А решения действительно подгоняют под заданный образ, указанный в техническом задании.

Ну, немая сцена из "Ревизора". А в чем же заключается оптимизация?
AlexeyF wrote:

... при решении задачи с помощью ТРИЗ всегда есть развилки. Всегда есть места, где надо отключить рациональное мышление и поштурмовать.

А ссылку на авторитетный ТРИЗ-источник не дадите, где сказано, что "... надо отключить рациональное мышление и поштурмовать"?
AlexeyF wrote:

А что вы имеете ввиду под ранжированием идей? Я знаю, что можно ранжировать задачи и технические противоречия. Какой смысл вы вкладываете в слово "идея"?

Извольте:
http://en.wikipedia.org/wiki/Idea --> русский
Идея (др.-греч. ἰδέα — видность, вид, форма) — понятие (мысленный образ) какой-либо реальности, (мысль или представление о ней).
... идеей называется ... общий принцип ... изобретения, вообще замысел или наиболее существенная часть замысла.
В процессе решения задачи Вы получаете ряд идей (техническая задача имеет, как правило, несколько решений) - как устранить выявленные при анализе объекта недостатки, т.е. как изменить объект.
Ряд идей - это те самые, как Вы выразились", густые заросли", в которых Вы "метались"...
Ранжирование идей может быть:
1. По идеальности - оценка "польза идеи / затраты на идею".
2. По возможным срокам реализации (длительность срока - условная):
2.1. Идею можно реализовать хоть сегодня - нашли готовое решение (перенос опыта, transfer technology);
2.2. Идею можно реализовать в течение года - краткосрочная перспектива;
2.3. Идею можно реализовать через 3 года - среднесрочная перспектива;
2.3. Идею можно реализовать через 5 лет - долгосрочная перспектива.
3. По наличию потребных для реализации идеи ресурсов - материальных, энергетических, информационных, кадровых, правовых и т.д.
4. По положению объекта на его S-образной кривой: например, для 3-го этапа развития объекта идея "радикально улучшить объект", вероятнее всего, получит низкий ранг, а идея "переход к новому принципу действия" - высокий.
Ранжирование "зарослей" идей (например, по методу попарных сравнений) по этим категориям, а их может быть и больше, представит идеи в порядке, удобном для принятия решения об их реализации. И никаких "... хождений через густые заросли в полной темноте в отчаянии и безысходности". Никаких "...совместных мозговых штурмов..."

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя GIP.

ABB wrote:
GIP wrote:
.Помнится, МНТС уже ставил "задачку о деньгах" http://www.metodolog.ru/node/30, там много есть рекомендаций, как заработать маники на покупку ноу-хау ;-)

А зачем тогда покупать ВЭПЭ? Если деньги можно заработать и без него?

Деньги вообще можно заработать и без изобретательства, и без ТРИЗ. Т.е. любым путем и любыми средствами. Но с ВЭПЭ эти возможности намного выше, ибо он дает возможность переступить и "пошаговое АРИЗ-мышление", и "табличное мышление", например, по "Альтернативной таблице приемов" А. Токарева.

К слову (вопрос к А. Токареву):
а почему эти оторванные (еще Альтшуллером) от устраненных ими в конкретных изобретениях ТП приемы соотносятся с вообще любыми ТП? И чем эта новая таблица лучше старой, если и с ней находится не искомый результат, а лишь кирка для дальнейшего копания?

ВЭПЭ резко активизирует даже то несистемное мышление, которое ГСА называл МПиО, ибо нет нужды делать пробы. Фактически мышление взлетает над поисковым полем. Но это не поле противоречий на 100-метровой высоте, как это предложил на соседней ветке МНТС, а иная плоскость в другой стороне на неизмеримой высоте, с которой видно все - как вперед по времени, так и назад.

ABB wrote:

GIP wrote:
И вот ситуация: к вам пришел человек, а тестирование показывает, что ему заниматься техническим изобретательством - не полезно вообще или не очень полезно

Таких людей нет и быть не может. Заниматься любым творчеством, в том числе, и техническим, и ТРИЗ, полезно всем.

АВВ, это голословные утверждения... Из числа - абы сказать... А доказать-то их сможете?

Что касается полезности ТРИЗ...
Думаю, здесь вполне уместен такой вот вопрос: "Панацея ли ТРИЗ?" Во всех ее соотнесениях: для человека, для общества, для изобретательства, для зарабатывания тех же денежек?
Как считаете?

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя AlexeyF.

AlexZ wrote:

А как быть в таком случае: Вам предложили усовершенстовать объект (фирма какая-нибудь, причем фирма о недостатках объекта ничего сказать не может или не хочет - и такое случается). И не видите Вы в предложенном объекте ничего плохого. Или даже так - Вам все в объекте нравится...
Откажетесь от работы?

Если фирма заказывает усовершенствование объекта, то это означает, что фирму этот объект в чем-то не устраивает. В чем? Вот это и есть недостаток. Таким образом, фирма делает первый шаг за вас.

AlexZ wrote:

Ну, немая сцена из "Ревизора". А в чем же заключается оптимизация?

Оптимизация – это когда ты, не устраняя противоречие, находишь оптимальное значение какой-то величины. В этом случае находится приемлемое сочетание положительного эффекта и факторов расплаты.

AlexZ wrote:

А ссылку на авторитетный ТРИЗ-источник не дадите, где сказано, что "... надо отключить рациональное мышление и поштурмовать"?

К моему сожалению, таких источников я не видел. Но то, что в ТРИЗе есть белые пятна – это факт. Не везде все можно решить чисто логическими путями. Иначе бы за нас уже все компьютеры делали.

Спасибо, что разъяснили про ранжирование идей. Сразу видно, что человек с опытом.

Re: Чего желаете, новаторы?

GIP wrote:
Деньги вообще можно заработать и без изобретательства, и без ТРИЗ. Т.е. любым путем и любыми средствами. Но с ВЭПЭ эти возможности намного выше, ибо он дает возможность переступить и "пошаговое АРИЗ-мышление", и "табличное мышление", например, по "Альтернативной таблице приемов" А. Токарева

Зачем тогда А.Токареву ВЭПЭ, если он (ВЭПЭ) все (и Токарева) переступает?
Да и вообще, для обсуждения ВЭПЭ есть же отдельная ветка. А как ВЭПЭ здесь-то снова вылезает и вылезает? Это реклама?

GIP wrote:
АВВ, это голословные утверждения... Из числа - абы сказать... А доказать-то их сможете?

Пусть голословное, зато верное. А доказывать? Чего ж доказывать-то? Попробуйте опровергнуть. Психологи давно установили отличительное свойство человека - творческую жилку. Ее только найти надо. Какая она у того или иного человека.
С уважением
ABB

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя AlexZ.

AlexeyF wrote:

Оптимизация – это когда, не устраняя противоречие, находишь оптимальное значение какой-то величины. В этом случае находится приемлемое сочетание положительного эффекта и факторов расплаты.

Сначала Вы говорите, что "... в инженерной практике решаются в основном задачи оптимизационные, т.е. недостатки не устраняют, теперь же - "... оптимизация - это когда "... не устраняют противоречия".
Уважаемый AlexeyF, Вы уж как-нибудь определитесь, а?
AlexeyF wrote:

... в ТРИЗ есть белые пятна – это факт. Не везде все можно решить чисто логическими путями. Иначе бы за нас уже все компьютеры делали.

На самом деле логики хватает.

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя GIP.

ABB wrote:
GIP wrote:
Деньги вообще можно заработать и без изобретательства, и без ТРИЗ. Т.е. любым путем и любыми средствами. Но с ВЭПЭ эти возможности намного выше, ибо он дает возможность переступить и "пошаговое АРИЗ-мышление", и "табличное мышление", например, по "Альтернативной таблице приемов" А. Токарева

Зачем тогда А.Токареву ВЭПЭ, если он (ВЭПЭ) все (и Токарева) переступает?

Из этой Вашей мысли следует, что на Токареве все передовое и прогрессивное должно остановиться. Неправильно это как-то...

Кроме того, чего это мы его позицию рассматриваем? Она же в поставленном им вопросе № 2 не фигурирует, наоборот, его интересует наше видение. Вот я его и показываю.

ABB wrote:

Да и вообще, для обсуждения ВЭПЭ есть же отдельная ветка. А как ВЭПЭ здесь-то снова вылезает и вылезает? Это реклама?

Отдельная ветка существует для показа возможностей ВЭПЭ.

А здесь я рассказываю А. Токареву, какие навыки "в области решения проблемных ситуаций и создания инноваций" (вопрос № 1) лично я считаю актуальными.

Во-первых, это умение правильно формулировать вопросы, на которые решатель хочет найти ответы. Его актуальность я вижу в том, что подобный подход лежит в основе решения научных задач, т.е. в сфере науки, в которую так стремится превратиться ТРИЗ.

Во-вторых, это необходимость иметь какое-либо достаточно достоверное средство, позволяющее сравнительно быстро получать ответы на сформулированные вопросы. Для такого "вопросно-ответного" способа мышления какого-либо лучшего средства, чем ВЭПЭ, лично я пока не знаю.

Поэтому, в-третьих, отвечая на вопрос № 2 первого поста этой темы ("Какие формы подачи и освоения материала вы считаете для себя наиболее эффективными?"), хочу сообщить А. Токареву, что лично я утвердился во мнении, что наиболее эффективной для решателя является использование непрерывной цепочки вопросов, из которых первым должно быть получение ответа на такой вопрос:"Где находится место существенного (для поставленной цели) изменения в рассматриваемом (в виде эскиза) фрагменте объективной действительности?". Затем ставится несколько уточняющих (суть этого существенного изменения) вопросов вида "Существенное изменение состоит в ... ?"
Отрадно то, что часто даже и ФП строить не надо - искомое решение как бы само (как мозаика) складывается на основе ответов ВЭПЭ.

Единственно, чего не не происходит при этом - формирование жесткого алгоритма мышления, так мешающего свободному полету творческой мысли. Лично меня, любителя фантастики, этот момент очень воодушевляет.

АВВ wrote:

.... Психологи давно установили отличительное свойство человека - творческую жилку. Ее только найти надо. Какая она у того или иного человека.

Лучше всего она проявляется в детстве. И в нем же основным способом получения новых знаний есть вопросы. А эта сфера - конек ВЭПЭ. Так почему от него надо отказываться? Наоборот, его надо желать! :-)))

Re: Чего желаете, новаторы?

GIP wrote:
АВВ wrote:

.... Психологи давно установили отличительное свойство человека - творческую жилку. Ее только найти надо. Какая она у того или иного человека.

Лучше всего она проявляется в детстве. И в нем же основным способом получения новых знаний есть вопросы. А эта сфера - конек ВЭПЭ. Так почему от него надо отказываться? Наоборот, его надо желать! :-)))

Дорогой GIP, все же АВВ прав - давай "желать" ВЭПЭ на специально отведенной ветке.

Re: Чего желаете, новаторы?

GIP wrote:
что лично я утвердился во мнении, что .... первым должно быть получение ответа на такой вопрос:"Где находится место существенного (для поставленной цели) изменения в рассматриваемом (в виде эскиза) фрагменте объективной действительности?"

Это положение, конечно, верное, я и сам его разделяю, но оно уже давно известно - нахождение "узкого места", "слабого звена", за которое всю цепь будем вытягивать, и т.п. ТП.
С уважением
ABB

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя GIP.

ABB wrote:
GIP wrote:
что лично я утвердился во мнении, что .... первым должно быть получение ответа на такой вопрос:"Где находится место существенного (для поставленной цели) изменения в рассматриваемом (в виде эскиза) фрагменте объективной действительности?"

Это положение, конечно, верное, я и сам его разделяю, но оно уже давно известно - нахождение "узкого места", "слабого звена", за которое всю цепь будем вытягивать, и т.п. ТП.

Не спорю. Разница лишь в одном - в скорости поиска средств устранения ТП, равно как и самих ТП.

Думаю, достаточно мгновенный поиск ответа - сокровенное желание любого новатора.

ПС. Все дальнейшие обсуждения в таком ракурсе - по просьбе редактора - только на ветке "Показ возможностей ВЭПЭ",

Re: Чего желаете, новаторы?

Уважаемые коллеги. С чувством глубокого удовлетворения читаю всё, что здесь происходит. Особую благодарность выражаю AlexeyF, выдавшему максимум полезной информации в рамках поставленных вопросов. Отреагирую на некоторые темы.
1. Согласен, что Вопрос №1 поставлен расплывчато и не по адресу. Надо было зайти с другой стороны: Руководители! Каких навыков не хватает вашим сотрудникам, чтобы те решали задачи быстро и эффективно?
2. Диагностика конечно нужна, но не на предмет целесообразности обучения конкретного отрока, а на предмет ЧЕМУ его учить и КАК? В работе над проектом есть разные роли - можно подобрать, кому что больше подходит. Мы пока не на таком уровне, чтобы подстраивать программы под конкретного человека. Но обязательно к этому придем.
3. Сила духа решателю необходима. И здесь я заметил положительную обратную связь. Чем больше задач сделал человек, тем больше уверенности, что он может сделать и другие. Чем больше уверенности, тем спокойнее он действует. Тем объективнее взгляд на происходящее, тем меньше ВПИ. Чем слабее ВПИ, тем больше шансов решить задачу и т.д. Есть и другие психологические качества, необходимые новатору и на это будут соответствующие упражнения.
4. С формой подачи материала есть такая проблема. Наибольший интерес вызывает актуальная для решателя задача. Но если их много в аудитории, то как найти задачу, интересную всем? Скорее всего, эта задача должна будет лежать в социальной области: дружба, любовь, карьера. Здесь наши жесткие технические методики пока хромают. Ампулы, гайки, ледоколы - это красиво, но далеко от народа. Нет мотивации довести до конца, нет возможности пощупать решение руками.
5. В условиях отсутствия спроса на "танкистов" есть такое решение - построить собственный танк.
С пожеланием успехов, Токарев Александр.

Re: Чего желаете, новаторы?

Tokarev wrote:
С формой подачи материала есть такая проблема. Наибольший интерес вызывает актуальная для решателя задача. Но если их много в аудитории, то как найти задачу, интересную всем? Скорее всего, эта задача должна будет лежать в социальной области: дружба, любовь, карьера. Здесь наши жесткие технические методики пока хромают. Ампулы, гайки, ледоколы - это красиво, но далеко от народа. Нет мотивации довести до конца, нет возможности пощупать решение руками.

Тезис интересный, но спорный. В "гайках" можно экспертно понять, насколько сильно решение, есть повторяемость и проч. Что Вы предъявите в области "дружбы, любви, карьеры"? Ясно, что с повторяемостью решений здесь будет значительно хуже.
Кроме того, я, как руководитель, был бы весьма удивлен, услышав, что на оплаченных мною занятиях занятиях народ занимается разбором ситуаций из области дружбы и любви. Да и карьеры, пожалуй.
Впрочем, попробуйте. С октября готов предоставить Вам площадку для отработки конкретных упражнений.

Tokarev wrote:
В условиях отсутствия спроса на "танкистов" есть такое решение - построить собственный танк.

Единственно верная стратегия. И в условиях наличия спроса на "танкистов" тоже.
Успехов!

Re: Чего желаете, новаторы?

Это был даже не тезис, а размышление о путях повышения эффективности. Конечно, разбирать социальные задачи на наших занятиях малоперспективно, да я и не планировал такого. Но, с другой стороны, меня беспокоит небольшой процент выполнения ДЗ и доведенных до защиты работ. Неужели так было и так будет всегда?

Re: Чего желаете, новаторы?

Зачем же обобщать? Не всегда так было, не всегда и будет.
Проверять надо работы, тратить на это время. Тогда и результат будет более приличный. Ну, и конечно, заинтересованность людей тоже со счетов не спишешь. Но карьеру улучшать все же ходят на другие курсы.
Хотя, сейчас целая группа людей рассматриваеет возможность записаться на обучение - откровенные гуманитарии. Будем решать похожие задачи на законных основаниях.

Re: Чего желаете, новаторы?

Александр Кудрявцев wrote:
Хотя, сейчас целая группа людей рассматривает возможность записаться на обучение - откровенные гуманитарии. Будем решать похожие задачи на законных основаниях

Как Вы рассматриваете процесс инновации? Как внедрение новшеств? С составлением бизнес-плана и других орг. мероприятий? Входит ли в этот процесс изобретательство?
Я вот почему спрашиваю. Когда еще это, ныне весьма модное, слово "инновация" не было в таком ходу, как сейчас, т.е. лет 10 назад, я свой курс обучения вместо "НТТ" назвал "Управление инновационными процессами". И имел в виду управление процессами получения нового в голове изобретателя, т.е. процесс управления творчеством. Собственно, и АРИЗ, например, является инструментом такого управления. А сейчас получается ( раньше только так и считалось), что управление инновациями - это чисто организационная, менеджерская работа? Просто внедрение в его старом понимании с учетом новых экономических реалий?
На Западе эти понятия разделены, там есть "Control" и есть
"Management" , а у нас на все один перевод - управление.
Как мне называть свой предмет? У меня там никакого внедрения и бизнес - планов - нету.
С уважением
ABB

Re: Чего желаете, новаторы?

ABB wrote:

Как Вы рассматриваете процесс инновации? Как внедрение новшеств? С составлением бизнес-плана и других орг. мероприятий? Входит ли в этот процесс изобретательство?
Я вот почему спрашиваю. Когда еще это, ныне весьма модное, слово "инновация" не было в таком ходу, как сейчас, т.е. лет 10 назад, я свой курс обучения вместо "НТТ" назвал "Управление инновационными процессами". И имел в виду управление процессами получения нового в голове изобретателя, т.е. процесс управления творчеством. Собственно, и АРИЗ, например, является инструментом такого управления. А сейчас получается ( раньше только так и считалось), что управление инновациями - это чисто организационная, менеджерская работа? Просто внедрение в его старом понимании с учетом новых экономических реалий?
На Западе эти понятия разделены, там есть "Control" и есть
"Management" , а у нас на все один перевод - управление.
Как мне называть свой предмет? У меня там никакого внедрения и бизнес - планов - нету.
ABB

Я затрудняюсь дать ответ на вопрос как Вам называть предмет. Но проблему эту вижу. Помню, в 99 году пытался узнать у декана факультета инноваций (название даю по памяти), как у них читаются методы. Мы не понимали друг друга, у них ничего такого не было. (Сейчас, насколько я знаю, есть).
По прежнему считается, что в стране полно разработок, только нужны специальные люди, чтобы их подобрать и правильно ими распорядиться. Это уже давно не так. Несколько лет я на всвозможных форумах провожу эту мысль, а в ответ слышу очередные цифры - сколько нам надо инновационных менеджеров (оказывается, надо порядка 70 тысяч).
Поэтому, повторю - вопрос сложный. Делайте как считате нужным. Я бизнес планы в своих курсах не даю, для этого есть масса граждан.

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя AlexeyF.

Tokarev wrote:

Но, с другой стороны, меня беспокоит небольшой процент выполнения ДЗ и доведенных до защиты работ. Неужели так было и так будет всегда?

У нас в МГТУ им. Баумана один преподаватель в рамках своего авторского курса по английскому языку ввел следующие процедуры.

Во-первых, курс у него был практически бесплатным, и чтобы люди относились к нему серьезно, а не как к халяве, он ввел процедуру отбора (по оценкам, по рекомендациям кафедр и т.д). И это, лично мне, придавало чувство ответственности. На мой взгляд, перед курсом нужно провести некоторое мероприятие, на котором люди посоревновались бы в решении изобретательских задач, генерировании идей. Пусть это будет без применения методов, но это позволит человеку понять, нужно ему это или нет.

Во-вторых, он поделил свой курс на две части. Первую часть курса слушали две группы, а на вторую часть из них по рейтинговой системе формировалась уже одна группа. При этом возникала конкуренция между учащимися, которая способствовала выполнению домашних заданий.

В-третьих, он иногда писал на кафедры нелицеприятные письма, в которых говорил, какой ты студент, и как ты занимался. Также он выкладывал в интернете характеристику на каждого слушателя, где тоже не стеснялся критиковать. Все это повышало чувство ответственности каждого слушателя.

Александр Кудрявцев wrote:

По прежнему считается, что в стране полно разработок, только нужны специальные люди, чтобы их подобрать и правильно ими распорядиться. Это уже давно не так.

Полностью с вами согласен. До сих пор не могу доказать некоторым людям в МГТУ, что ТРИЗ нужен. Они считают, что у нас полно разработок, надо только их комерциализовать.

Re: Чего желаете, новаторы?

Александр Кудрявцев wrote:
...а в ответ слышу очередные цифры - сколько нам надо инновационных менеджеров (оказывается, надо порядка 70 тысяч)

Понятно. Недаром заговорили, что сейчас переизбыток в подготовке юристов, экономистов, менеджеров и т.п. , и недостаток технарей, а инновационному менеджеру знать технику - ни к чему. Зачем она ему? Поэтому под флагом инноватики ищется новая "дыра", куда можно спрятаться от производства, не покидая далеко денежные потоки.
Несколько удручает "инновационная" компанейщина, но все-таки какое-то движение есть
Александр Кудрявцев wrote:

Хотя, сейчас целая группа людей рассматривает возможность записаться на обучение - откровенные гуманитарии

Удастся ли пробить менеджерскую стену "инноватики"?
Какой же это этап на S-кривой? Если нужно 70 тысяч менеджеров - значит, это начало второго этапа? Так?
С уважением
ABB

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя GIP.

ABB wrote:

Какой же это этап на S-кривой? Если нужно 70 тысяч менеджеров - значит, это начало второго этапа? Так?

А какое отношение имеет S-кривая, под которой обычно понимают зависимость уровня основных показателей технического объекта от числа изобретений, к количеству инновационных менеджеров?

Re: Чего желаете, новаторы?

GIP wrote:
ABB wrote:

Какой же это этап на S-кривой? Если нужно 70 тысяч менеджеров - значит, это начало второго этапа? Так?

А какое отношение имеет S-кривая, под которой обычно понимают зависимость уровня основных показателей технического объекта от числа изобретений, к количеству инновационных менеджеров?

Уже давно уровень основных показателей не привязывают к числу изобретений. Сейчас это некая условная кривая, кодирующая этапы развития системы. И оценивается наличие на тех ли иных этапах по ряду показателей. Как это делается, можно примерно и условно посмотреть в работе http://www.metodolog.ru/00767/00767.html
Примерно и условно, потому что ряд позиций поменялся, уточнился и проч. Но принцип остался.
Всего доброго,

Re: Чего желаете, новаторы?

ABB wrote:

Какой же это этап на S-кривой? Если нужно 70 тысяч менеджеров - значит, это начало второго этапа? Так?

Здесь важно понимать, что означает слово "нужно". По моему, это количество "выдуто" из совершенно искусственных предположений. То есть - не нужно.
Начало второго этапа все равно есть, но не у инновационных менеджеров, а у собственно процесса управляемого движения инноваций на рынок. Инновационные менеджеры как профессия, которой обучают в ВУЗе, пока не состоялись для практики. Реальными инновационными менеджерами пока являются люди, получившие свои знания и умения в практике. Но - процесс действительн опошел и хорошие ВУЗы и бизнес школы начинают учить не по книжкам и пересказам, а действительно привлекая практиков этого дела.
Все стены рухнут сами.

Re: Чего желаете, новаторы?

Реакция на статью "ТРИЗ на Селигере":
Как послушаешь правильного человека - хочется творить!
Как посчитаешь зарплату - хочется работать.
Вот такое противоречие...

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя GIP.

ABB wrote:

Уже давно уровень основных показателей не привязывают к числу изобретений. Сейчас это некая условная кривая, кодирующая этапы развития системы. И оценивается наличие на тех ли иных этапах по ряду показателей. Как это делается, можно примерно и условно посмотреть в работе http://www.metodolog.ru/00767/00767.html
Примерно и условно, потому что ряд позиций поменялся, уточнился и проч. Но принцип остался.

Из Ваших слов следует, что на современном этапе развития ТРИЗ выхолащивание этого довольно инструментального средства продолжается. В работе Литвина она вообще превратилась в элемент очковтирательства (знать бы еще, кому и для чего).

А все почему? Потому что полученная на основе иных значений иного аргумента форма S-кривой волевым способом привязывается к новому аргументу. Странно это все... И Вы об этом так спокойно говорите. Неужто для математики это корректно?

Кроме того, для S-кривой существенны не границы этапов (на что напирает Литвин), а места технологических разрывов, откуда, собственно и стартуют новые революционные решения.

Re: Чего желаете, новаторы?

GIP wrote:
Из Ваших слов следует, что на современном этапе развития ТРИЗ выхолащивание этого довольно инструментального средства продолжается. В работе Литвина она вообще превратилась в элемент очковтирательства (знать бы еще, кому и для чего).
А все почему? Потому что полученная на основе иных значений иного аргумента форма S-кривой волевым способом привязывается к новому аргументу. Странно это все... И Вы об этом так спокойно говорите. Неужто для математики это корректно?

Дорогой GIP, из моих слов ничего такого не следует. Это средство стало довольно таки инструментальным именно после ухода от количества изобретений как критерия оценки. Если Вы привлечете Вашего волшебного советника для дискуссии по этому поводу, то сможете убедиться. (А мы заодно убедимся в проницательности этого советника :) ).
Кривые эти появились не из исследования количества патентов и сопоставления с уровнем развития основного параметра. Ничего такого сделано не было. Посмотрите на работу, например, Мартино, которая здесь (на сайте) частично стоит. http://www.metodolog.ru/01175/01175.html
Когда же разберетесь, кому и чего втирает Литвин в своей работе, давайте будем обсуждать. Только, если можно, не с абстрактно -философских позиций, а поконкретнее.
GIP wrote:
Кроме того, для S-кривой существенны не границы этапов (на что напирает Литвин), а места технологических разрывов, откуда, собственно и стартуют новые революционные решения.

Поясните Вашу мысль, пож. На этих кривых вообще нет мест технологических разрывов. Новые революционные решения - это новые кривые. Разрывы - это между кривыми.
Всего доброго,

Re: Чего желаете, новаторы?

Tokarev wrote:
Реакция на статью "ТРИЗ на Селигере":
Как послушаешь правильного человека - хочется творить!
Как посчитаешь зарплату - хочется работать.
Вот такое противоречие...

Берете приемы и начинаете с противоречием работать.
Как минимум 40 способов...
Я серьезно.

Re: Чего желаете, новаторы?

GIP wrote:
ABB wrote:
Уже давно уровень основных показателей не привязывают к числу изобретений. Сейчас это некая условная кривая, кодирующая этапы развития системы. И оценивается наличие на тех ли иных этапах по ряду показателей. Как это делается, можно примерно и условно посмотреть в работе http://www.metodolog.ru/00767/00767.html
Примерно и условно, потому что ряд позиций поменялся, уточнился и проч. Но принцип остался.
И Вы об этом так спокойно говорите. Неужто для математики это корректно?
Это не я так спокойно говорю. Это А.Кудрявцев.
С уважением
ABB

Re: Чего желаете, новаторы?

Уважаемые коллеги. В соответствии с новыми правилами форума, как автор ветки подвожу итог.
В результате обсуждения следующих вопросов
1. Какие навыки в области решения проблемных ситуаций и создания инноваций вы считаете актуальными и хотели бы приобрести?
2. Какие формы подачи и освоения материала вы считаете для себя наиболее эффективными?
удалось собрать следующие полезные советы.

1. Спрашивать о необходимых качествах для решения задач надо у тех, кто будет пользоваться услугами этих специалистов. Предположительно это уровень руководителя изобретательской группы или НИР. Список качеств должен быть сформирован заранее.
2. Решателю необходимо уметь правильно поставить задачу, понять ситуацию, восстановить причинно-следственные цепочки через аналитические механизмы познания и только после этого уметь решать задачу..
3. Перед началом обучения желательно провести диагностику особенностей мышления слушателей и подбирать формы подачи материала в соответствии с этим.
4. Ужесточить процедуру отбора, разделить курс на ступени для того, чтобы отсеивать не слишком заинтересованных и больше времени уделять.
5. На занятиях следует давать как можно больше практической работы. Желательно в качестве практических задач брать темы наиболее близкие к интересам слушателей, но при этом находящиеся в сфере работоспособности изучаемых методов.
6. Для повышения эффективности выполнения домашних заданий следует проводить тщательный разбор для всех и каждого.
7. Кроме приобретения чисто «решательских» качеств, изобретателю желательно пройти специальную психологическую подготовку для того, чтобы быть готовым к нелегким будням изобретателя. Это уже из сферы ЖСТЛ.

С пожеланием успехов, АТ.

Re: Чего желаете, новаторы?

Уважаемые коллеги.
Это промежуточный этап. Обсуждение можно продолжать.
Право закрыть ветку окончательно принадлежит модератору.
В ожидании продолжения. АТ.

Re: Чего желаете, новаторы?

Мне кажется, что преподаватель не очень-то должен ориентироваться на запросы слушателей, особенно при изложении теории ТРИЗ. Он должен сам определять, что им рассказывать. Главное - как рассказывать. Надо чтобы было ново и интересно, остальное приложится. Пускай они сами прикладывают рассказанную теорию к своим практическим задачам. А в теории рассказывать ошибки, неточности, нерешенные проблемы ТРИЗ. Это наиболее интересно, да и самому иногда можно делать свои ошибки, слушатели любят "уличить" преподавателя. Только надо уметь выходить из этого положения с пользой для дела, разобрав свою ошибку и показав, откуда у этой ошибки "растут ноги". Учеба на конфликтах запоминается.
С уважением
ABB

Re: Чего желаете, новаторы?

ABB wrote:
Мне кажется, что преподаватель не очень-то должен ориентироваться на запросы слушателей, особенно при изложении теории ТРИЗ. Он должен сам определять, что им рассказывать. Главное - как рассказывать. Надо чтобы было ново и интересно, остальное приложится. Пускай они сами прикладывают рассказанную теорию к своим практическим задачам. А в теории рассказывать ошибки, неточности, нерешенные проблемы ТРИЗ. Это наиболее интересно, да и самому иногда можно делать свои ошибки, слушатели любят "уличить" преподавателя. Только надо уметь выходить из этого положения с пользой для дела, разобрав свою ошибку и показав, откуда у этой ошибки "растут ноги". Учеба на конфликтах запоминается. ABB

Уважаемый АВВ.
Обучение на ошибках, как учителя, так и самих слушателей - отличное средство, но я им пока не владею.
Что касается проблем в самой теории, то считаю, что давать их новичкам вредно. Им бы освоить базовый курс. Например, AlexeyF делился проблемами с решением задач при освоении курса. Если же им еще показать нестыковки в самой теории, то это может снизить доверие к инструменту, не дав ничего взамен. Иногда слушатели выявляют их и сами, что бывало, но к этому надо быть готовым. Проблемы интересны тем, кто может их решить, это следующий уровень. А еще для этого есть наш форум.
С первым утверждением согласен - преподаватель должен определять программу сам, но все же с оглядкой на применимость этих знаний.
АТ.

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Алексей пишет:

Quote:
Когда писал выпускную работу в МОИТТ столкнулся с такой проблемой: сложно сделать первый шаг. Сложно увидеть нежелатьльный эффект. Да, нежелательные эффекты повсюду, но мы к ним привыкли, мы проходим мимо них и не замечаем. Для решения проблемной ситуации необходимо, в первую очередь, уметь видеть проблемную ситуацию.

Согласен с Алексеем!
Первое и самое важное умение - умение ВИДЕТЬ. Видеть проблему, например, в том месте, где есть затраты ручного труда. Видеть проблему во внедренном изобретении, решившем проблему прошлого.

Quote:

... работа над выпускной работой в МОИТТ отличалась от курсовой работы по моей инженерной специальности тем, что в ней не было четко очерченой цели работы.

А здесь проблема в том, что инженера не обучают Технологии Эффективной Деятельности, то есть не дают навыков Анализа Ситуации, Целеполагания, Планирования, Реализации плана, Анализа Деятельности.
Инженера учат РАБОТАТЬ, то есть исполнять задания старших товарищей. А приучают к этому со школы, если не раньше. Вот и не нарастает умение видеть окружающий мир, видеть его проблемы, ставить цели...
Вот потому и приходится проводить конференции и симпозиумы по Анализу Ситуаций тысячью разных способов. Плюрализм и толерантность торжествуют при чрезвычайно высоких совокупных затратах на выработку простых решений.

Re: Чего желаете, новаторы?

Валерий Гальетов wrote:
А здесь проблема в том, что инженера не обучают Технологии Эффективной Деятельности, то есть не дают навыков Анализа Ситуации, Целеполагания, Планирования, Реализации плана, Анализа Деятельности.
Инженера учат РАБОТАТЬ, то есть исполнять задания старших товарищей. А приучают к этому со школы, если не раньше. Вот и не нарастает умение видеть окружающий мир, видеть его проблемы, ставить цели..

Теперь в высшей школе инженера не учат, об этом можно забыть, хотя кое-где какие-то рудименты, терминологического скорее плана, и остались. Сейчас фактически учат бакалавров и магистров. Зачем учить инженера в государственном вузе, если он пойдет потом работать в частную фирму? Поэтому - по минимуму расходов, только бакалавров и немного магистров.
С уважением
ABB

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Tokarev wrote:
Для создания и совершенствования курсов обучения прошу высказаться потенциальных слушателей на следующие темы:
1. Какие навыки в области решения проблемных ситуаций и создания инноваций вы считаете актуальными и хотели бы приобрести?
2. Какие формы подачи и освоения материала вы считаете для себя наиболее эффективными?

Вот система актуальных навыков:
1. анализировать ситуацию
2. ставить точную цель и задачи к ней
3. разрабатывать план, гарантированно ведущий к цели, а не список мероприятий
4. реализовывать план достижения цели
5. анализировать процесс и результаты деятельности.
Данная система навыков может осваиваться как для индивидуала, так и для группы.
Для группы добавляется набор
1. Управление анализом ситуации в группе
2. Управление постановкой цели и задач в группе
и так далее

Что касается форм...наиболее эффективны две формы
1) обучение в процессе решения практической задачи;
2) обучение в ситуации "здесь и теперь".

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя Сергей Малкин.

Что-то заглохло обсуждение.

Предлагаю применить прием Инверсии. А что если рассмотреть не все, чему можно научить в ТРИЗ, а наоборот, для начала учить только то, без чего нельзя, а потом уже наращивать по мере необходимости.

Вот МАТРИЗ утвердила новые условия сертификации:
Возьмем первый уровень и его развернем по схеме Знания-Умения-Навыки:
Объем рекомендуемой учебной нагрузки: 12-24 часа (ого разброс в два раза)

Знания
ТРИЗ. Источники и составные части ТРИЗ.
Понятие о технической системе (ТС) и её функции. Надсистемы и подсистемы.
Изобретательская ситуация и изобретательская задача, мини-задача. Нежелательный
эффект. Причинно-следственные цепочки как средство нахождения ключевого НЭ.
Дерево целей и его использование при анализе изобретательской ситуации.
Идеальность, ИКР как оператор выбора направления решения задачи.
Ресурсы, виды ресурсов. Системный анализ как инструмент поиска ресурсов.
Противоречие (ТП, ФП), решение задачи как оптимизация и как разрешение
противоречия. Приемы устранения ТП.
Законы развития технических систем.
Требования к уровню подготовки: (Умения)
1. Понимать сущность ТРИЗ и уметь изложить ее своими словами.
2. Владеть основными понятиями ТРИЗ в объеме предложенного минимума и уметь
иллюстрировать их собственными примерами
3. Находить подсистемы и надсистемы заданного объекта.
4. Находить ключевой НЭ путем построения причинно-следственных цепочек.
5. Формулировать ТП
6. Работать с таблицей разрешения ТП.
Навыки тут вообще ничего нет

Основание для аттестации: Устный или письменный экзамен.

Я позволю себе предложить альтернативную программу мы называем её "ТРИЗ Пользователь":
Цель программы: Слушатель приобретает заниния, умения и навыки обеспечивающие ему более продуктивное выдвижение идей.
Объем обучения: 12 часов
Слушатели сдают 7 домашних заданий по основам теории и освоению приемов, и выполняют собственный проект.
Знания:
Изобретательская ситуация и изобретательская задача, ТРИЗ.
Процесс - пошаговый переход, вместо проб и ошибок.
Идеальность как оператор постановки цели.
Функции. Причинно-следственные цепочки как средство формулирования направлений решения.
Противоречивые функции - с полезными и вредными выходами.
Ресурсы, виды ресурсов. Приемы, как средство поиска скрытых ресурсов.
Концепция - комбинация комплиментарных идей.
Вторичные задачи. Разрешения противоречий.
Умения:
Распознать изобретательские задачи в ситуации.
Сформировать образ идеального решения и сформулировать цели.
Способность думать в терминах функций и формулировать направления.
Применять изобретательские приемы к направлениям.
Оценивать идеи по множеству критериев
Комбинировать идеи в концепции
Выявлять вторичные задачи
Применять изобретательские приемы для разрешения противоречий.
Навыки оцениваются по пятибальной шкале.
К сожалению форум не позволяет копировать таблиы. Вынужден ввести линейно:
Оценка 1 - если не сдана работа.
Определение Проблемы
5 - Выявлена проблема и правильно сформулирована
4 - Выявлена проблема, но сформулирована с ошибками
3 - Выявлена ошибочная проблема или неправильно сформулирована
2 - Нет понимания проблемы
Определение Цели
5 - Правильно сформулированы цели
4 - Сформулированы цели, но допущены ошибки или неточности
3 - Сформулированы ошибочные цели
2 - Не смог сформулировать цели
Определение Направлений
5- Сформулирован список направлений
4 - Сформулирован список направлений с некоторыми ошибками
3 - Неправильно сформулированы направления
2- Не смог сформулировать направления
Генерация Идей
5 - Применены приемы, сформирован список идей
4 - Применены приемы, сформирован список идей, но упущены некоторые ресурсы
3 - Применены не все приемы, слабый список идей
2 - Не смог применить приемы, не создан список идей.
Оценка Идей
5 - Сформулированы критерии и произведена оценка идей
4 - Сформулированы критерии и произведена оценка идей, имеются ошибки
3 - Пропущены критерии или ошибки в оценке идей
2 - Не сформулированы критерии или не выполнена оценка идей
Построение Концепций
5- Сформированы концепции и выявлены вторичные задачи
4 - Концепция сформирована, но пропущены вторичные задачи
3- Не сформирована правильная концепция, не выявлены вторичные задачи
2- Не сформировано ни одной концепции

Может поможет

Сергей Малкин

Re: Чего желаете, новаторы?

Сергей Малкин wrote:

...Может поможет

Спасибо, посмотрим.
Если же рассуждать не в прикладном смысле, а более отстраненно, то возникает вопрос - как определить, например, "правильные" цели.
Цели, построенные методически правильно, это понятно. А вот "правильные" цели - это трудно.
Коллеги, у кого-нибудь есть по этому поводу мысли?

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя Сергей Малкин.

Вопрос на миллион доларов!

Маркетологи утверждают "слушайте пользователя", но не дают ни одного принципа как это делать, только куча примеров.

Если спросить пользователя "Что ты хочешь?", то получаем универсальный ответ - снизьте цену.
Ошибка здесь в том, что спрашивают пользователя "изобрети за меня мой новый товар", но пользователь не специалист в вашем деле.

Правильнее воспользоваться формулой идеальности для постановки вопросов.
Как вы пользуетесь нашим товаром? Какие еще системы используются вместе с нашим товаром? Какие трудности вы испытываете при работе с нашим товаром?
Ответ на эти вопросы трудностей у пользователя не вызывает.
Цель - поднять идеальность товара через поиск новых полезных свойств и устранение трудностей.

См. гипотетический пример: http://www.pretiumllc.com/PretiumRU/ConceptDev.htm

Сергей Малкин

Обучение здесь и теперь

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Самая первая ситуация: есть Преподаватель и есть Группа. Люди разные, для препода непонятные.
И сам препод - черный ящик :-)) для группы.
Как использовать эту ситуацию для демонстрации противоречия, например? Для наработки навыков постановки цели?
Традиционно преподаватель НЕ ВИДИТ эту ситуацию, а значит не использует ее ВОЗМОЖНОСТИ (ресурсы на языке ТРИЗ). Он проходит мимо. А почему проходит? Мелкоскоп не настроен - как написано у Лескова в "Левше".
Преподаватель, умеющий использовать ситуацию "здесь и теперь" может сформулировать АП: надо действовать, но непонятно как? И послушать группу: чего предложат?
Часто предлагают познакомиться, особенно если группа сборная. Преподаватель может спросить "А как будем знакомиться" и, выслушав, сформулировать
ТП 1: если знакомиться подробно, то узнаем друг друга +, но уйдет много времени -
ТП 2: если знакомиться шапочно, то не узнаем друг друга -, но сэкономим время +.
Тут народ обычно задумывается...
Другой вариант. Преподаватель спрашивает: у вас есть цель на обучение? (если ему важна тема Цель)
Я хочу сказать, что Ситуация ЗиТ позволяет продемонстрировать Практически ВСЁ: и проблему, и цель, и задачу, и как работает ИКР и такие вещи из моих курсов как "выработка и принятие управленческих решений" и "анализ ситуации", и "целеполгание" и много чего еще.
То есть ВСЕ нежелезные вещи можно изучать либо в естественных ситуациях ЗиТ, либо в создаваемых искусственно самим преподавателем или парой.
В том числе клиент=ориентировавнный подход, в том числе мотивацию и тп.

Re: Обучение здесь и теперь

Валерий Павлович, это не "здесь и теперь", это Вы заранее придумали. :)

Валерий Гальетов wrote:
То есть ВСЕ нежелезные вещи можно изучать либо в естественных ситуациях ЗиТ, либо в создаваемых искусственно самим преподавателем или парой.

Создаваемые искусственно - это все же не совсем "здесь и теперь".
Потому что предел искусственного создания ситуации - загнать всех в класс и задать им хорошую лекцию...

И вопрос у меня - а какие принципиальные недостатки Вы видите в реальном применении этого подхода?
Всего доброго,

Re: Обучение здесь и теперь

Изображение пользователя Сергей Малкин.

Валерий Гальетов wrote:
Самая первая ситуация: есть Преподаватель и есть Группа. Люди разные, для препода непонятные.
И сам препод - черный ящик :-)) для группы.
Как использовать эту ситуацию для демонстрации противоречия, например? Для наработки навыков постановки цели? Преподаватель, умеющий использовать ситуацию "здесь и теперь" может сформулировать АП: надо действовать, но непонятно как? И послушать группу: чего предложат?
Часто предлагают познакомиться, особенно если группа сборная. Преподаватель может спросить "А как будем знакомиться" и, выслушав, сформулировать
ТП 1: если знакомиться подробно, то узнаем друг друга +, но уйдет много времени -
ТП 2: если знакомиться шапочно, то не узнаем друг друга -, но сэкономим время +.
Тут народ обычно задумывается...
Другой вариант. Преподаватель спрашивает: у вас есть цель на обучение? (если ему важна тема Цель)
Я хочу сказать, что Ситуация ЗиТ позволяет продемонстрировать Практически ВСЁ: и проблему, и цель, и задачу, и как работает ИКР и такие вещи из моих курсов как "выработка и принятие управленческих решений" и "анализ ситуации", и "целеполгание" и много чего еще.
То есть ВСЕ нежелезные вещи можно изучать либо в естественных ситуациях ЗиТ, либо в создаваемых искусственно самим преподавателем или парой.
В том числе клиент=ориентировавнный подход, в том числе мотивацию и тп.

Согласен, Я так и делаю. Преподаватель должен показать на личном примере стиль ТРИЗ мышления, применения метода в реальной ситуации, ко всему, что нас окружатет (ведь все можно улучшить). Показать как мыслить по новому?

Я начинаю с вопроса: Зачем мы здесь? и записываю на доске ответы слушателей. Это позволяет акцентировать ТРИЗ принципы на вопросах слушателей. Согласовать цели семинара с целями слушателей и, тем самым, обеспечить концентрацию внимания. По окончанию семинара, проходим по списку и каждый высказывается. что он понял и взял для себя "на вооружение". (Заодно и "обратная связь" - сразу видно где вы "недотянули")

Это "поднимает планку" требований к преподавателю. Он должен на ходу разрешить противоречие: рассказывать то, что нужно, и рассказать то, что хотят услышать.

Сергей Малкин

Re: Чего желаете, новаторы?

Изображение пользователя Сергей Малкин.

Tokarev wrote:
Для создания и совершенствования курсов обучения прошу высказаться потенциальных слушателей на следующие темы:
Какие навыки в области решения проблемных ситуаций и создания инноваций вы считаете актуальными и хотели бы приобрести?

Вот типичный пример нерпавильной постановки вопроса. Вы спрашиваете слушателей (не профессионалов в вашей области) изобрести для вас список навыков.
Сначала надо выдать некоторый скелет, а по нему задавать вопросы.
Вот наша программа обучения ТРИЗ Пользователей:
Модуль 1: Введение в Структурированные Инновации
1. Необходимость в Инновациях
1.1. Инновационная дилемма
1.2. Структурированные Инновации
1.3. Структурированный Инновационный Процесс
2. Выявление Проблемы
2.1. Изобретательская задача
2.1.1. Уровни решений
2.1.2. Психологическая инерция
2.1.3. Противоречия
2.2. Формулирование Проблемы
3.Определение Целей
3.1.Идеальность
3.2. Идеальная система и Идеальное решение
3.3. Цели и задачи
4. Определение Направлений
4.1. Функциональное моделирование
4.2. Противоречие
4.3. Типовые направления: (Улучшить, Устранить. Разрешить противоречие)
5. Генерация идей
5.1. Изобретательские приемы
5.1.1. Как они работают
5.2. Подходы
5.2.1. Изменить результат
5.2.2. Изменить систему
5.2.3. Мобилизовать Ресурсы
5.3. Работа с противоречиями
5.3.1. Разделение в Пространстве
5.3.2. Разделение во Времени
5.3.3. Разделение в Структуре
5.3.4. Разделение по Условию
5.4. Применение Изобретательских приемов
5.5. Направленная Генерация Идей как система
6. Построение концепций
6.1. Формирование Концепций
6.2.Вторичные Задачи
Домашнее задание 1: Вопросы для самопроверки

Модуль 2: Освоение Изобретательских Приемов
1.«Инноватор» (Guided Innovation Toolkit™) компьютерная программа
1.1. Начало проекта (задача о Кондиционере)
1.2. Анализ ситуации (проблема, цели и задачи)
1.3. Определение Направлений
1.4. Направленная Генерация идей
1.5. Построение концепций
2. Работа с Изобретательскими Приемами
Домашние задания 2-7: Распознавание Изобретательских Приемов вокруг нас.

Модуль 3: Применение Изобретательских Приемов
1. Решение учебных задач с использованием программы «Инноватор»
Домашнее задание 8: Учебная задача

Модуль 4: Участие в Реальном Проекте
(по отдельному плану)

По этой программе уже можно задавать вопросы о навыках с каждого пункта.
Например:
Навык распознавать изобретательскую задачу в общем списке задач.
Навык четко формулировать цели и задачи в проблемной ситуации требующей изобретательского решения.
и т.д. (см мой пост на тему знания-умения-навыки)

Сергей Малкин

Subscribe to Comments for "Чего желаете, новаторы?"