Развитие технических систем и психологические типы

 

Добрый день, уважаемые читатели рубрики КП и журнала «Методолог».
Публикуемый сегодня материал - результат длительной и основательной работы, посвящённой проблеме построения варианта классификационной системы в развитии техники.
 
Примечательным является то, что результаты работы в виде 8-ступенчатой системы для описания развития разных этапов эволюции системы во многом оказались похожими на описание этапов эволюции ТС из Директэд Эволюшен Бориса Злотина.
 
При этом, авторы работали совершенно независимо, использовали совершенно разные пути анализа, подходы и аргументацию, и такое совпадение заставляет отнестись к предлагаемой системе с большим вниманием.
 
У КП есть предположение, что эта классификационная система вполне могла бы лечь в основу архитектуры совершенно нового будущего поколения ЗРТС софтов. Справедливость этого предположения может показать только Время, как, впрочем, всегда и во всём.
 
Приятного чтения,
С уважением,
Ведущий рубрики КП
Юрий Даниловский

 

Развитие технических систем и психологические типы

Экскурс в психологию глазами «технаря»
 
Привень А. И.
 
Предлагаемый экскурс в психологию преследовал цель понять, как «устроены» типы человеческих характеров, а заодно – что за этим может стоять с точки зрения инженера и как это можно использовать при описании развития техники. Найдены три «психологических» оси, позволяющие разделить «пространство» психологических характерисатик на восемь областей, каждая из которых соответствует одному из психологически х типов. В результате обобщения характеристик, откладываемых по осям, сформулирована гипотеза о возможности использовать сходные основания для  типологизации психологических и технических систем. Отмечено сходство обобщенных характеристик восьми психологических типов с характеристиками эволюционирующих систем на восьми фазам жизненного цикла: типообразующие характеристики каждого из типов являются наиболее востребованными на одной из фаз эволюции, как в случае живой природы, так и в случае технических систем.
 
Статьи, как и люди, живут своей жизнью. Эта жизнь начинается обычно задолго до их рождения. И, как и у людей, пренатальный (дородовый) период у них бывает разным.
 
Порой человеческий плод пытается вырваться «на свободу» намного раньше, чем он созреет. Результатом такой храброй попытки чаще всего бывает выкидыш и немедленная смерть – хорошо еще, если только его самого. Может умереть вместе с ним и мать – хотя такой риск и невелик, но он все же существует. Плод может и выжить – благодаря чудесам медицины, или же героическим усилиям врачей и самой матери. А может выжить и без матери... Или – родиться инвалидом и тем самым гарантировать родителям не самые приятные хлопоты на всю оставшуюся жизнь – или его, или их... Лучше всего в такой ситуации – заставить все же плод повременить «с выходом» и дать таки дозреть в чреве матери. Именно такой «идеальный конечный результат» должна, по идее, обеспечивать та же медицина с ее чудесами – а вовсе не героическое спасение и выкармливание семисотграммового нового гражданина или гражданки...
 
Предлагаемая статья тоже попыталась «выйти на свет» в сильно «недоношенном» виде. Предвидя такую возможность, я попытался на такой случай «подстелить подушку» и предварительно разослал текст своим новоиспеченным (и, в отличие от меня, куда более опытным в тризовских делах) коллегам с просьбой высказать мнение о статье. К счастью, среди прочих я получил и пару дельных и честных рецензий, из которых – хотя это и не было сказано напрямую – безжалостно следовал диагноз «недоношенность». И статья направилась обратно – дозревать. Увы, и вторая попытка «родиться» оказалась не слишком удачной – трудно сказать, почему так произошло, но что случилось – то случилось.
 
«Роды», плод которых Вы видите сейчас на экране, состоялись лишь с третьей попытки. За то, что она не произошла ранее, и за помощь в водворении неокрепшего «плода» на «дозревание» я искренне благодарю всех, кто в этом поучаствовал: прежде всего, Александра Токарева, Леонида Каплана, Юрия Даниловского, Александра Кынина, Александра Кудрявцева, Бориса Злотина, Геннадия Кизевича. Также благодарю тех, кто не участвовал в обсуждении статьи напрямую, но оказал некоторое (в целом весьма для меня заметное) внимание на эволюцию моих собственных взглядов как в общенаучных, так и в сугубо психологических вопросах. К их числу я отношу Алексея Захарова, Алекса Любомирского, Геннадия Паренчика, Александра Ромащука, Александра Сагадеева. Всех их тоже искренне благодарю за плодотворные дискуссии – хоть и не касающиеся напрямую текста данной статьи, но вполне касающиеся ее предмета.
 
... Почему я решил вынести эти благодарности в начало, как принято скорее в монографиях, а не в конец, как это обычно делается в статьях? Увы – соответствующее место в конце статьи оказалось занятым. Там – благодарности тем, кто способствовал не столько акту «рождения» статьи, сколько акту ее «зачатия», происшедшего еще в середине 90-х годов прошлого века.
 
Насколько успешными оказались сии долгие-предолгие роды и какой будет жизнь родившегося, наконец, дитяти – зависит от вас, уважаемые читатели, с которыми, как всегда, буду рад пообщаться на форуме. А теперь – к предмету самого повествования.
 
Автор
Введение
Вопрос о типах широко обсуждается во многих областях знания применительно к самым разным объектам, в том числе и техническим. Собственно говоря, ТРИЗ как область знания и начиналась с решения задачи, имеющей прямое отношение к типологии, – с разработки типовых приемов устранения технических противоречий [1], да и остальные инструменты ТРИЗ обычно содержат в себе те или иные типологии: типологию направлений развития (в эволюционном анализе), типологию функций (в разных видах функционального анализа) и др. К числу функциональных типологий можно отнести и деление самих технических систем на транспортные системы, системы связи, информационные системы и т.д.
 
Однако, как подмечено в одном из интернетовских «курсовиков» (увы, без указания авторства явно не студенческого свойства):
 
«Рассмотренные типологии, как правило, не обладают эвристичностью, то есть не в состоянии предсказывать появление новых систем или включать их в себя, не разрушая внутренней структуры; ограничены рамками специфических деятельностей, отдельными компонентами искусственной материальной среды.» [2]
 
Желание устранить вышеозначенный недостаток и стало поводом к написанию этой статьи – хотя предлагаемый ниже подход был разработан автором (при участии его тогдашних коллег по ремеслу, о которых – в конце статьи) еще в 90-х годах прошлого века.
 
В связи с тем, что предлагаемый подход не вполне обычен для описаний технических систем, автор просит читателей отнестись к излагаемому ниже материалу с известной долей юмора: опыт показывает, что это чувство, как правило, существенно облегчает понимание смысла новых и не очень привычных подходов и концепций, даже если они содержат ошибки или недосказанности – от которых автор, разумеется, не застрахован.
Прежде чем идти дальше, зададимся исходным вопросом: «а зачем это нужно?»
 
Без ответа на этот вопрос, хотя бы для самого себя, едва ли стоит вообще заниматься каким-либо «типостроительством». В связи с этим, придется хотя бы ненадолго углубиться в скучные дебри философии. Впрочем, если означенный вопрос читателя не сильно волнует, или же он просто не любит «философствования», а предпочитает конкретику (сие зависит во многом от стиля мышления, который, вообще говоря, тоже является типом), то он смело может пропустить этот раздел и перейти сразу к следующему.
 
Итак, есть вопросы, решаемые на единичном уровне (такие, как модернизация конкретной системы), есть – решаемые на уровне всеобщем (например, прогнозирование общих направлений развития техники). А зачем нужны типологии – что они нам дают или хотя бы могут дать, на какие вопросы помогают ответить? Другими словами, какие именно вопросы могут решаться на типологическом уровне, причем – решаться лучше, чем на уровне индивидуальном (единичном) или общем (всеобщем)?
 
По мнению автора, ответ на этот вопрос дается понятием «особенное». Приведем формулировку А. Г. Спиркина из БСЭ [3]:
 
Особенное, философская категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и общего (всеобщего). <…> О. мыслится как отличное от всего иного и имеющее нечто, чего нет у др. объектов, а вместе с тем как такое, что находится в многообразных связях и закономерных отношениях с ними. (Желающие могут ознакомиться с более подробной версией по ссылке.)
 
Автор заранее оговаривается, что при ссылках на известные работы для аргументации тех или иных тезисов не берет во внимание личность автора цитируемой работы, равно как и не рассматривает другие работы данного автора. На тему о «научной» дисциплине, именуемой «марксистско-ленинской философией», и о том, что там было «правильного», а что «неправильного», можно дискутировать долго, но в наши цели это не входит – вернемся к предмету нашего повествования. Суть же данного определения состоит в том, что особенное – это своеобразный «мостик» между единичным и всеобщим, позволяющий переходить через «пропасть» между ними в наших мысленных построениях.
 
Вот эта самая связь единичного и общего, позволяющая понять эти две категории в их неразрывности и единстве, «нечто, чего нет у др. объектов», и есть, по мнению автора, то, что дают нам типологии. Оперировать всеобщим – проблематично: слишком уж оно многогранно. Оперировать единичным – трудно: слишком уж оно разнолико. А оперировать особенным, типологичным – как раз то самое, что и бывает нам нужно, когда мы пытаемся понять, в каком отношении состоит наш конкретный объект к той общности, которую он представляет, будь то человек, техническая система или звезда.
 
Другими словами, типология – это как раз и есть то самое, что позволяет найти особенное как в общем, так и в единичном: в первом случае – как разновидность, во втором – как характеристику, особенность по отношению к другим объектам.
 
Именно поэтому любой анализ так или иначе, в явной или неявной форме обязательно использует ту или иную типологию: без этого невозможно выделить в объектах особенное, а, значит, как указано выше, невозможно перейти от абстрактного к конкретному (равно как и наоборот) и, следовательно, невозможно из одного знания вывести другое знание – ибо других методов, кроме анализа и синтеза, человечество для этого еще не придумало.
 
Итак, типология дает нам понимание особенностей изучаемых объектов, а хорошая типология приводит эти особенности в порядок, образуя более или менее стройную, целостную типологическую систему.
 
Собственно, построение целостной типологической системы, анализ связей внутри этой системы и ее отношений с другими типологическими системами – это и есть основная задача настоящей работы. Насколько автору удалось ее выполнить – судить, опять же, читателям.
Хотя понятие «тип» кажется интуитивно понятным, общепринятого определения этого понятия не существует. Более того, в разных областях знания под типами понимают весьма разные по смыслу вещи. Наиболее наглядно это проявляется при сравнении этого понятия с аналогичными понятиями, касающимися группировки объектов, - прежде всего, с классами. Так, в биологии классом называется одна из групп растений или животных в пределах типа, а в программировании тип нередко рассматривается как одна из разновидностей классов. Также не вполне определено соотношение между типом, родом и видом: в биологии эти понятия (вместе с понятием класса и некоторыми другими) образуют иерархическую лестницу «тип > класс > род > вид», а, например, автомобили делятся на типы и классы по разным основаниям, которые никакой иерархии не образуют.
 
В контексте рассматриваемой проблемы, наиболее подходящей автору представляется концепция типов и классов, принятая в психологии:
 
  • Класс – это дискретная группа объектов, однозначно определяемая их признаками. Любой объект может принадлежать только к одному классу в пределах данной классификации.
  • Тип – это набор характеристик, в принципе присущих всем рассматриваемым объектам, но наиболее сильно выраженных именно у данной группы объектов. Каждый объект, таким образом, в принципе обладает характеристиками всех типов, но наиболее ярко у него обычно выражены характеристики одного-двух «ведущих» типов.
 
Например, школьник Вася Иванов может быть носителем холерического и сангвинического типов темперамента (и не всегда бывает понятно, какого больше, а какого меньше), но не может (во всяком случае, в отечественной школе) учиться одновременно в 5А и 6Б классах.
 
Во избежание недосказанностей в ходе дальнейшего обсуждения, примем следующее уточняющее определение:
 
Тип – это групповая характеристика объекта, выражаемая набором конкретных характеристик, которые сами по себе присущи всем объектам рассматриваемой категории, но их значения у объектов данного типа систематически и существенно отличаются от среднестатистических.
 
В переводе с канцелярита на обычный язык это означает, что:
 
(1)   Если мы говорим о типах (в контексте данной статьи), то имеем в виду несколько групп объектов, принадлежащих к одной и той же категории. Например, внутри категории «ученики» мы можем выделить группы «прилежные ученики», «хорошо успевающие ученики» и т.д.
(2)   Характеристикой типа должно быть нечто измеримое. Таким образом, в рамках данного определения, например, «гелевая авторучка» не может быть типом, ибо атрибут авторучки «гелевая» не может быть больше или меньше – это качественная характеристика, которая либо есть, либо нет. «Гелевая авторучка» – это класс, а не тип. А вот «хорошо успевающий ученик» - это тип, поскольку положенное в основу такой типологии свойство «успеваемость» может быть измерено.
(3)   Значения характеристик (свойств, атрибутов), положенных в основу типологии, у конкретных объектов должны различаться; при этом мы должны уметь определять для всей выборки (категории, популяции…) среднестатистические значения. Это – требование не к типам, а скорее к выбору самих типологических характеристик. Например, если охарактеризовать успеваемость ученика как «то два, то пять», то это (в контексте данной статьи) – не типологическая характеристика (у нее нет среднестатистического значения). А если представить ее как «успеваемость, существенно отличающаяся от средних оценок», то та же самая по смыслу характеристика вполне может стать типологической.
 
В качестве примера рассмотрим всем хорошо известные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. До тех пор, пока к ним не применена некоторая шкала, они (в рамках нашего определения) не могут рассматриваться как типы. Но если такая шкала (или несколько шкал) существует – то могут. В данном случае необходимые шкалы дает тест Г. Айзенка [4], включающий две измеримых характеристики: нейропсихическую стабильность/лабильность и экстраверсию/интроверсию (рис. 1).
 
Рис. 1. Четыре типа темперамента в двумерном координатном пространстве Г. Айзенка
 
 
На положительном и отрицательном «полюсах» оси абсцисс отложены характеристики, именуемые интроверсией и экстраверсией. Эти характеристики были изначально введены К. Г. Юнгом в его знаменитой работе «Психологические типы» [5] для характеристики направленности поведения на внутренний мир, ощущения, воображение (интроверт) либо на объект, то есть на внешний мир (экстраверт).
 
Ось ординат содержит на своих «полюсах» такие характеристики, как нейропсихическая стабильность и нейропсихическая лабильность (иногда последнюю характеристику называют также «нейротизмом»). В психологии эти термины означают, грубо говоря, подвижность поведения: одни люди («лабильные») реагируют на события очень эмоционально, «взрывом», в то время как другие («стабильные») – более спокойно и «взвешенно».
 
Для количественного измерения «степени экстраверсии» и «степени нейротизма» Г. Айзенк составил тест в виде списка вопросов, отвечая на которые, испытуемые (так психологи называют людей, согласившихся подвергнуть себя и свою психику исследованию) раскрывают свои психологические характеристики. Например, на вопрос «Много ли вы мечтаете?» интроверты чаще всего отвечают положительно, а экстраверты – отрицательно. Анализируя ответы испытуемого на 48 вопросов (по 24 на каждую шкалу), мы получаем два числа – координаты точки на рис. 1. То, в каком квадранте эта точка окажется, даст нам тип темперамента испытуемого.
Как видим, одна характеристика разбивает некоторую категорию на два типа (например, экстравертов и интровертов), две характеристики – на четыре типа, три – на восемь типов и т.д.
 
Попытаемся воспользоваться этим приемом на практике, то есть получить «типологическое пространство» из трех осей, делящее людей на восемь психологических типов, чтобы затем применить результаты к другой категории объектов – технике. Почему именно восемь? По правилу, известному в психологии как «магическое число семь плюс-минус два»: именно такое число изменяющихся во времени (скажем, движущихся или общающихся) объектов или субъектов способна одновременно обрабатывать психика большинства людей (вспомните хотя бы игру «Что? Где? Когда?», или посчитайте число объектов, которые надо постоянно удерживать в зоне внимания при вождении автомобиля). Дальнейшее дробление делает систему слишком громоздкой и трудно запоминаемой.
 
Наиболее простое деление людей на психологические типы – это бинарное деление на «левополушарных» и «правополушарных». Исторически это деление было произведено по двум типам мышления, в разной мере присутствующим у людей: это вербальное (словесное) и невербальное (образное) мышление. Считается, что за вербальное мышление ответственно левое полушарие коры головного мозга, а за невербальное – правое, откуда и пошли вышеуказанные наименования типов. Также считается (и у автора нет особых оснований против этого возражать), что «левополушарный» (вербальный) тип более характерен для мужчин, а «правополушарный» (образный) – для женщин.
 
Попробуем теперь абстрагировать функцию (мышление) от ее носителя (человека) и подумаем о том, как можно приложить типологические свойства человеческого мышления к техническим системам? В чем, собственно говоря, заключается обобщенная функция этих двух базовых человеческих типов, и какая пара противоположных характеристик может этой функции соответствовать?
 
По мнению автора (на абсолютную истинность коего он, впрочем, не претендует), такой парой характеристик является пара «непрерывность – дискретность»: вербальное мышление представляет модель своего объекта в виде совокупности дискретных знаков, тогда как образное – в виде целостного, континуального образа, который разделить на части можно лишь условно. А общей функцией для этой пары противоположных характеристик, по всей видимости, является обработка потоков – в данном случае, потоков информации, дискретных или непрерывных.
 
Впрочем, как было подсказано автору А. Токаревым при предварительном обсуждении статьи, можно рассуждать и аккаурат наоборот: если рассматривать процесс на один уровень выше, то можно сказать, что образное мышление оперирует дискретными образами, а словесное – непрерывной речью. На смысл самой оси, однако, такая «рокировка» не влияет.
 
Теперь осталось добавить к найденной «психотехнической» оси еще две, изображенные на рис. 1, - и мы «волшебным» образом получим искомое трехмерное функциональное пространство.
 
Единственный оставшийся вопрос: а что же значат две оси, изображенные на рис. 1, «в переводе с психологического на технический»?
 
Начнем с оси Х: интроверсия – экстраверсия. Что же это может означать в отношении технических систем? А вот что: для интроверта, поскольку его поведение направлено во внутренний мир, в любой деятельности важнее процесс, тогда как поведение экстраверта направлено на результат. Соответственно, «психотехническая ось» может быть условно названа направленностью системы – либо «внутрь», на процесс, либо «наружу», на результат. Вполне себе «техническое» качество, не так ли?
 
Осталось разобраться с последней «психологической осью»: нейропсихическая стабильность – лабильность (или нейротизм). Что может служить обобщением пары «взрывной» - «спокойный»? Автор полагает, что эта характеристика может быть определена как знак обратной связи: «взрывной» тип реакции означает положительную обратную связь, тогда как «спокойный» - отрицательную.
 
Вот мы и разделили мир людей и мир техники на восемь типов, проведя три оси – что и требовалось. Осталось теперь понять, что же все это означает...
Берем в руки учебник психологии – и едем дальше. Автор сразу оговаривается: среди психологов, занимающихся проблемами типологии, инженеров... ну очень мало. Если завести со среднестатистическим психологом-исследователем (и, тем более, с практическим психологом) разговор о координатных осях, то он может просто не понять, о чем, собственно, речь идет. Соответственно, нам придется кое-что за коллег додумать. Ну да нам не привыкать...
 
Типологий в психологии известно много ([6-9] и др.), и все они делят людей на типы по-разному как по числу типов, так и по основаниям деления. При этом, однако, психологические характеристики конкретных типов в разных типологиях часто оказываются сходными.
 
Больше всех автора привлекла типология, разработанная петербургским психилогом Виктором Толкачевым [10]. В отличие от остальных, типология данного не слишком известного широкой публике автора не только содержит ровно восемь типов (вообще говоря, она в этом отношении не единственная), но и предполагает (хотя и в неявном виде) некоторый механизм их появления и эволюционной поддержки. Это, в свою очередь, может помочь нам ответить на вопрос о том, почему эти типы не «смешиваются» друг с другом, воспроизводя из поколения в поколение свои характеристики во все новых и новых индивидах.
 
Изначально в основу данной типологии было положено идущее из психоанализа представление об эрогенных зонах – особых местах на поверхности тела и (что менее известно) внутри организма, инициация которых тем или иным способом (не столь важно, каким именно) вызывает у человека эмоциональные ощущения, чаще всего – положительно окрашенные. По мнению ряда психоаналитиков, именно по этой причине одни люди вроде бы безо всякого на то повода почему-то часто потирают глаза, а другие – например, почесывают нос: тем самым они, чаще всего сами не осознавая того, инициируют свои эрогенные зоны, получая от этого положительную «эмоциональную подпитку».
 
На то, что между активностью эрогенных зон и характером человека существует взаимосвязь, первым указал еще Зигмунд Фрейд в статье с несколько смущающим многих названием «Характер и анальная эротика» [11]. В этой статье классик и основоположник психоанализа показал, что люди, отличающиеся повышенной эрогенностью зоны вблизи заднепроходного канала – ануса (а таких среди нас, согласно Фрейду, не так уж мало – в среднем, несколько человек на сотню или даже больше), очень часто характеризуются весьма определенными особенностями характера: они аккуратны, порядочны, пунктуальны, а также порой проявляют признаки латентного (скрытого), неосознаваемого (а бывает, что и вполне осознанного) садизма.
 
Таких характерных (в прямом смысле этого слова – то есть, образующих соответствующий тип характера) эрогенных зон Толкачев насчитал восемь: помимо «анальной» и (самоочевидной) «уретральной» (половые органы) зон, сюда вошли также мышечная и кожная (эти зоны не имеют четкой пространственной локализации – первая из них активизируется при физической нагрузке, а вторая – при прикосновении к коже), а также зрительная (вблизи глаз), слуховая (вблизи ушей), оральная (рот, губы, язык) и обонятельная (вблизи носа).
 
Нетрудно заметить, что пять из указанных зон соответствуют классическим органам чувств: зрению, слуху, вкусу, осязанию и обонянию. Психологам также известно и о шестом органе чувств: это «мышечное чувство», то самое, которое помогает нам оценить такие свойства окружающих нас объектов, как вес, упругость, пластичность, сопротивляемость.
 
Вообще говоря, о том, что органы чувств играют значительную роль в формировании человечского характера, было известно задолго до Толкачева. Хорошо известно, что разные органы чувств имеют разный уровень значимости для разных людей: одни получают наиболее значимую информацию через зрительный канал, другие – через слуховой (именно эти люди, в частности, «пишут, как слышут»), третьи – через осязание, и так далее. И хотя психологами давно установлено, что все мы, за исключением слепых, бОльшую часть информации получаем через зрительный канал, наши решения, в том числе и подсознательные, определяются в первую очередь именно ведущим для человека информационным каналом. А это влияет и на особенности нашего поведения.
 
Например, так называемые «визуалы», получающие наиболее важную для них информацию через зрение, предпочитают в любой компании быть на видном месте, обычно бывают подвижны (а как иначе осмотреть все вокруг?), суетливы (надо успеть, пока объект не исчез из вида!), экстравертированы (ведь зрительная информация четко идентифицируется лишь с объектом из внешнего мира).
 
Напротив «аудиалы», получающие натболее важную информацию из мира звуков, обычно предпочитают быть в тишине (так легче расслышать нужный звук), несуетливы, меланхоличны, любят действовать не торопясь (в самом деле, звук, в отличие от визуального образа, не исчезает мгновенно после исчезновения его носителя из поля зрения) – одним словом, эти более чем сильно интровертированные личности во многом (хотя и не во всем) являют собою противоположность «визуалам».
 
Остальные типы, согласно Толкачеву, можно охарактеризовать так:
 
Оральный тип: такой человек любит инициировать эрогенную зону «рот» - соответственно, такие люди часто бывают словоохотливы, подвижны, любят вкусное (и из-за этого часто толстеют) – одним словом, это наиболее типичные представители сангвинического типа темперамента. Четкая пространственная идентификация источника раздражения вкусовых ощущений (в виде вкусной пищи) во внешнем мире способствует экстравертированности.
 
Кожный тип: эти люди любят тереть кожу, часто расчесывая ее до боли (но эта боль тоже доставляет положительный эмоции! – отсюда «любовь» к боли как таковой: вы никогда не видели людей, которые постоянно больны, особенно кожными заболеваниями?). Поскольку кожа – это то, что непосредственно отделяет нас от внешнего мира, у этих людей формируется устойчивая тяга к захвату пространства. Точная локализация раздражения по месту контакта с его объектом (в отличие от всех остальных органов чувств) формирует у человека привычку четко соотносить причину со следствием – так формируется преобладающий логический тип мышления. И, как и у представителей зрительного типа, четкая локализация возбудителя раздражения во внешнем мире способствует формированию экстравертированного поведения.
 
Обонятельный тип: Информация о запахах поступает в головной мозг через обонятельный нерв, являющийся наиболее коротким (как в пространстве, так и по времени передачи сигнала) путем среди всех прочих: эта информация поступает непосредственно в кору полушарий мозга, минуя подкорку. Кроме того, обонятельная информация является наиболее селективной: в некоторых случаях достаточно буквально одной молекулы вещества, чтобы почувствовать его запах. Отсюда привычка таких людей спрятаться, затаиться, выждать. Имея повышенную чувствительность к запахам, в том числе (и особенно) к [чаще всего неприятным] запахам, выделяемым самим человеком, такие люди стремятся к уединению и не любят появляться в людных местах. Для таких людей свойственны «озарения», интуитивное поведение, привычка полагаться во всем только на свои ощущения, часто пренебрегая мнением других людей, - за что те их частенько недолюбливают. Как и у «аудиалов» (представителей слухового типа), невозможность четкой идентификации источника ощущений способствует интроверсии.
 
Люди мышечного типа воспринимают информацию, приходящую из мышц, опосредовано, через ощущения на уровне «внутреннего мира» (ведь мышцы напрямую с объектом не соприкасаются!) – соответственно, те люди, у которых ведущим является именно этот орган чувств (мышцы), склонны к интроверсии. Далее, сравнительно слабая локализация мышечных ощущений и очень небольшое количество поступающей оттуда информации (по сравнению с любым другим органом чувств) формируют у такого человека нелюбовь ко всякой информации вообще: эти люди не любят (и чаще всего не могут хорошо) учиться, а предпочитают физический, мускульный труд, а также силовые виды спорта или виды «на выносливость», такие, как тяжелая атлетика, бег на длинные дистанции и т.д.
 
Анальный тип, как было сказано выше, был охарактеризован З. Фрейдом [11] такими качествами поведения, как аккуратность, упрямство, пунктуальность, любовь к точности и порядку, стремление доводить любые начатые дела до конца, а также латентный (скрытый) садизм. Как «побочный эффект», любовь к точности и порядку формирует логический тип мышления, а также страсть к колекционированию всевозможных предметов – от марок и этикеток до титулов, яхт и фирм. Локализация раздражения внутри организма способствует интровертированному поведению, но это качество в данном случае не слишком сильно выражено, поскольку – в отличие от прочих интровертированных типов – в данном случае непосредственный источник раздражения эрогенной зоны все же можно четко локализовать в пространстве, пусть и задним числом, – как замечает В. Толкачев, этим же числом (но отнюдь не всегда этим же местом!) представители данного типа часто и думают.
 
Уретральный тип также был описан в психоанализе достаточно давно [12]: этот тип характеризуется ярко выраженными лидерскими качествами, склонностью к полигамии (эрогенная зона того требует...), легкой переключаемостью на новые задачи, инициативностью, изобретательностью – в общем, всем тем, что так ценится в ТРИЗ. В качестве «компенсации», такие люди не склонны к глубокому анализу, часто бросают начатые дела на середине (по причине потери интереса к ним) и по этой причине сравнительно редко достигают больших высот там, где требуются глубокие знания и опыт. Но именно они могут разглядеть новое и перспективное там, где остальные видят лишь бесцельный риск, - эти люди любят и умеют рисковать. По понятной причине, представители этого типа – ярко выраженные экстраверты.
 
Как можно видеть из приведенного выше описания, такие качества, как интроверсия и экстраверсия, напрямую определяются возможностью четкой пространственной идентификации источника ощущений в информационном канале, связанном с главной эрогенной зоной: те из нас, для кого источник этих ощущений (повторимся – наиболее важных при принятии решений и в целом определяющих особенности поведения) четко локализован в пространстве, становятся экстравертами, а те, чей ведущий информационный канал такой локализации не позволяет, - интровертами. Тем самым, получаем еще одно подтверждение существенной и объективной (то есть – не зависящей от нашего сознания и мышления) взаимосвязи между нашими «психологическими осями», ведущими информационными каналами, эрогенными зонами и психологическими типами.
 
Вышесказанное можно свести в следующую таблицу (табл. 1), в которой также приведены синонимичные названия типов, используемые в других известных психотипологиях. Автор заранее оговаривается, что не претендует на точность и полноту этого списка, а только указывает основные тенденции. Повторы некоторых наименований типов в разных клетках таблицы показывают, что, по мнению автора, данный тип занимает промежуточное положение между выделенными основными типами.
 
Таблица 1. Сводная таблица психологических типов, фигурирующих в разных типологиях личности и характера
 
 
Тип по
В. Толкачеву
Синонимичные названия в других известных типологиях темперамента и характера
Образная характеристика типа
мышечный
ригидно-аффективный, неуправляемый, атлетический
слуховой
аудиальный, психастенический, сенситивный, боязливый, интровертный
уретральный
лабильный, сверхподвижный
кожный
астеничный, кинестетический, сверхподвижный, истероидный, соматотонический
зрительный
демонстративный, истероидный, визуальный
оральный
экстравертный, конформный, пикнический, висцеротонический
обонятельный
шизоидный, церебротонический
анальный
сверхпунктуальный, эпилептоидный
 
  
Если расположить эти типы в нашем координатном пространстве, то получим следующую картину (рис. 2).
 
 
Рис. 2. Расположение психологических типов в координатном пространстве «психологических» осей
Правая грань куба объединяет «экстравертированные» типы, левая – «интровертированные», передняя – преимущественно «мужские», задняя – преимущественно «женские», нижняя – эмоционально более устойчивые («стабильные»), верхняя – эмоционально более неустойчивые («лабильные»).
 
Здесь необходимо сделать несколько существенных оговорок.
 
Во-первых, может броситься в глаза некоторое несоответствие характеристик типов (в частности, уретрального и мышечного) полюсам вертикальной оси. В самом деле, уретральный тип характеризуется как тип лидера, склонного к легкой перемене решений, риску, «адреналину» - где ж здесь эмоциональная устойчивость? А мышечный тип, напротив, является по поведению самым спокойным и покладистым – а попал в «лабильные»... Да и с обонятельным типом как-то не очень ясно... Но ошибок на рисунке нет: просто слова «стабильность» и «устойчивость» (равно как и «лабильность»), используемые в психологической литературе, означают не меру «величины» или «подвижности» эмоций, а характер их спадания после сильного возбуждения, то есть – то самое, что и определяется знаком обратной связи в технике: при отрицательной обратной связи эмоции после возбуждения плавно спадают, а при положительной – усиливаются, «перехлестываются», и на какое-то время делают поведение человека не вполне адекватным окружающей действительности. При этом у представителей зрительного типа эти эмоции могут быть намного слабее, а у мышечного – медленнее, чем у уретрального, но угасание возбуждения у последнего будет более плавным, без «накапливания эмоций» и «отсроченных реакций».
 
Во-вторых, разумеется, можно, по крайней мере, в теории, разместить типы в координатном пространстве по множеству разных осей, определяемыми различными характеристиками: например, быстротой реакции, экспрессивностью поведения и т.д. Наверное, в каких-то случаях можно получить и иные интересные «кубики». Автор пробовал разные варианты, но остановился в итоге именно на этом, который показался ему наиболее правильным с точки зрения ортоганальности осей, или, говоря другими словами, независимости характеристик, которые по ним откладываются, друг от друга. В других случаях подобного результата автору достичь не удалось, хотя он, наверное, и возможен.
 
В-третьих, было бы слишком уж самонадеянным полагать, что если измерить конкретные характеристики, отложенные по осям, для представителей каждого из выделенных типов (а такое в принципе вполне возможно – ибо мы изначально выбрали в качестве оснований для деления на типы измеримые характеристики), то они расположатся строго в вершинах куба. Куб – это всего лишь приближенная модель, отражающая приблизительное расположение этих характеристик у представителей разных типов; например, как ранее было указано, по степени интроверсии анальный тип в целом значительно уступает слуховому. Другими словами, если провести реальные измерения, то типы в нашем пространстве образуют, скорее всего, некоторую неправильную фигуру с довольно «размытыми» вершинами, лишь напоминающую куб. Любая модель условна и ограничена в применении – данная модель не исключение.
 
Пока же отметим некоторую аналогию приведенной типологии с известной типологией подходов к развитию ТРИЗ [13], представленную следующим рисунком (рис. 3):
Рис. 3. Пространство дальнейшего развития ТРИЗ по А. В. Кудрявцеву [13]
 
Если сопоставить показанные на рисунке подходы к решению задач с характеристиками психологических типов, то легко придти к выводу о взаимосвязи психологических типов с предпочитаемыми подходами к решению задач (табл. 2), - что, вообще говоря, достаточно логично: в самом деле, психологические типы характеризуют именно предпочитаемые модели поведения в ситуациях, допускающих выбор, а решение сложных (в том числе и изобретательских) задач – как раз типичный пример такой ситуации.
 
Таблица 2. Психологические типы по В.К.Толкачеву [10] и предпочитаемые подходы к решению сложных задач по А.В.Кудрявцеву [13]
 
Психологический тип
Подход
мышечный
единение, «мы»
слуховой
подобие, «и – и»
уретральный
радикализм, «или – или»
кожный
вынужденное решение, «назначенное средство»
зрительный
недостаток ресурсов, отсутствие средств
оральный
взаимосвязанность, общность
обонятельный
индивидуальность, различие
анальный
выделение особенного, разность
 
Глядя на рис. 2, мы видим, что типы, характеризуемые, в целом, противоположными чертами характера (см. описания типов выше), попадают в этом пространстве на противоположные концы куба.
 
Здесь автор считает необходимым выразить благодарность Александру Токареву за то, что в ходе предварительного обсуждения статьи тот обнаружил отсутствие такой особенности на рисунке: в первоначальном варианте статьи некоторые типы были случайно переставлены местами. Тот факт, что эту ошибку удалось обнаружить независимо от автора, по мнению последнего, также показывает, что выбор координатных осей на рисунке не случаен, а отражает вполне объективную закономерность «устройства» типологии человеческих характеров.
 
Однако, что же следует из данной особенности? Ум тризовца сразу же вспомнит про диалектику и закон борьбы и единства противоположностей как основу любого развития. Однако – какое развитие мы можем здесь наблюдать? У нас ведь даже процесса здесь нет – есть лишь некая «виртуальная» структура, отражающая разнообразие – но не развитие...
 
Ниже мы к этому вопросу еще вернемся. Пока же заметим, что характеристики четырех из восьми типов характера имеют явное сходство с классической четверкой типов темперамента:
 
Анальный тип » Флегматик;
Кожный тип » Холерик;
Оральный тип » Сангвиник;
Слуховой тип » Меланхолик.
 
Снова оговоримся: типы темперамента и характера не могут точно совпадать – это лишь некоторое приближекние. Но, все же, выходит, что при переходе от типологии темперамента к типологии характера типы обретают свои противоположности? А сам характер суть всего лишь «раздвоенный темперамент»? По мнению автора, такая точка зрения имеет некоторое право на существование. В самом деле, как утверждают психологи, характер образуется в ходе развития личности на основе и с учетом характеристик темперамента. Но (диалектическое) развитие обычно как раз и ведет к раздвоению: так возник, например, половой диморфизм.
Почему типы не исчезают в ходе эволюции?
Перейдем теперь к вышеупомянутому механизму самовоспроизводства типов, то есть, к ответу на вопрос о том, почему в ходе эволюции типы не исчезают, а воспроизводятся вновь и вновь.
 
С учетом того, что типы характера соответствуют одновременно и ведущим информационным каналам, и активным эрогенным зонам, получаем следующую картину. Прикосновение или иное раздражение эрогенной зоны вызывает на физиологическом уровне эмоциональную реакцию, причем эти эмоции, как правило, бывают положительными. Это стимулирует, с одной стороны, приток крови к соответствующему участку тела (что обычно бывает полезно для его работы), а с другой – формирует на подсознательном уровне взаимосвязь: информация, получаемая из этого источника, - «хорошая» и, следовательно, нужная и важная. Таким образом, происходит то, что в химии называют автокаталитическим процессом: активизация эрогенной зоны вызывает положительную эмоциональную реакцию, которая на подсознательном уровне способствует дальнейшей стимуляции соответствующего органа и восприятие его в качестве источника «хорошей» информации. Заодно происходит прилив крови к эрогенной зоне, что обычно улучшает и «работу» соответствующего органа чувств. Другими словами, формируется положительная обратная связь, стимулирующая получение наиболее значимой информации именно по этому каналу. А это, в свою очередь, накладывает отпечаток и на поведение человека.
 
Но ведь именно этот процесс – обработка информации – и является основной функцией человеческой психики, не так ли? (Оговоримся в скобках: цель обработки информации мы здесь не рассматриваем – это отдельная тема для обсуждения.)
 
Вот мы и прошли всю цепочку: вначале от точки («человек») к линии (интроверсия – экстраверсия), плоскости (четыре типа темперамента) и объему (восемь типов характера), а затем и в обратном порядке – к парам противоположных признаков, соответствующим им координатным осям и, наконец, к главной функции, которая и обеспечивает наблюдаемое типологическое разнообразие человеческих характеров.
Теперь, когда у нас выстроены более или менее четкие образы типов у человека (и, автор надеется, перед глазами встают ассоциации с образами конкретных представителей этих типов, а не только круги от длительного чтения этой статьи), можно перейти и к вопросу о типизации техники (рис. 4) – тем более, что мы уже выяснили, какие факторы определяют базовые характеристики психологических типов (психологи, кстати, не знают этого до сих пор...), и высказали кажущуюся весьма правдоподобной гипотезу о том, какую главную функцию обеспечивает это типологическое разнообразие.
 
 
 
Рис. 4. Некоторые типы технических систем
 
 
«Да это же всем давно известно!» - воскликнет просвещенный читатель. И будет прав, косвенно подтвердив тем самым известный тезис о трехступенчатости процесса получения нового знания:
 
(1)   Этого не может быть!
(2)   Кажется, в этом что-то есть...
(3)   Так это же всем давно известно!
 
Осталось только понять, в чем же, собственно говоря, полученное нами новое знание состоит и зачем для его получения нам понадобился столь долгий экскурс в психологию.
 
Пока что отметим, что последний рисунок позволяет несколько по-новому взглянуть на известный всем ТРИЗ-специалистам закон полноты частей системы. По классике [14], любая жизнеспособная техническая система, преобразующая энергию (то есть, другими словами, любая машина), должна иметь, по меньшей мере, четыре работающих подсистемы: двигатель, трансмиссию, рабочий орган и орган управления; в настоящее время сюда же включают еще и опционально присутствующий источник энергии. Не возражая, разумеется, против этого списка, обеспечивающего минимальный уровень жизнеспособности системы, отметим, что типы систем, представленные на рисунке, если их рассматривать как типы подсистем (а не сами подсистемы как таковые), позволяют взглянуть на проблему под несколько другим «углом зрения». Возможно, это поможет сделать вИдение проблемы жизнеспособности системы более «объемным»? А мы, тем временем, пойдем дальше.
 
Рис. 5. Фазы жизненного цикла системы [15] и соответствующие им психотипы
 
 
Мир фрактален – этот тезис давно уже стал заезженным штампом. Но мы по-прежнему находим все новые и новые удивительные свидетельства этого явления.
 
Обратимся к жизненному циклу системы, описанному в предыдущей статье [15]. На рис. 5 восемь основных фаз жизненного цикла сопоставлены с основными (по мнению автора) особенностями, отличающими развитие системы на каждой фазе, - последние представлены уже известными нам пиктограммами. Пояснения сведены в табл. 3.
 
Таблица 3. Стратегии развития систем на разных фазах жизненного цикла
 
Фаза
Психотип
Стратегии развития технической системы
1
Появление функции
Мышечный
Системы как таковой еще нет – все ее функции
выполняет сам человек. Основная проблема –
передать выполнение главной функции технике.
На этой фазе появляются единичные, обычно
очень дорогие в изготовлении экземпляры системы.
2
Материализация
Слуховой
Вновь появившаяся система «самонастраивается»,
выявляются критические недостатки, происходит
первичное согласование частей системы
друг с другом. Основная проблема – добиться
минимальной жизнеспособности системы во
внешнем мире – мире потребителей,
а также найти необходимые внешние ресурсы
для своего развития и продвижения на рынок –
например, найти топливо для только что
появившейся системы «автомобиль».
На этой фазе у ТС впервые появляется
возможность тиражирования.
3
Актуализация
Уретральный
Система «стартует», выходя на рынок.
Главная задача – быстрее накопить достаточный
потенциал, чтобы завершить эту фазу и перейти
на следующую. На этой фазе очень часто
основные технические проблемы бывают связаны
с двигателем. На этой фазе возникает
серийное производство.
4
Экспансия
Кожный
Система захватывает рынок.
На этой фазе необходима «притирка» системы
к ее потребителям, налаживание взаимодействия
с новой надсистемой (то есть с внешним миром),
четкий контроль «обратной связи»от пользователей
и устранение критических недостатков, выявляемых
по мере появления роста характеристик самой системы.
Однако устранение причин этих недостатков
часто откладывается «на потом».
Основная проблема – выявление предельных
возможностей системы, прежде всего в отношении
рабочих органов.
На этой фазе возникает массовое производство
и резко падает цена.
5
Преобразование
Зрительный
Очерчиваются разнообразные пределы развития
системы. Преобразование помогает устранить
основные из критических недостатков, выявленных
на предыдущей фазе. После фазы материализации
это – фаза наиболее «сильных» и, как правило,
«красивых» технических решений.
Основная проблема – выявление скрытых ресурсов.
На этой фазе часто изменяется принцип действия
системы и резко повышается качество
выполнения ею основной функции.
6
Оптимизация
Оральный
Происходит «вторичное» согласование характеристик
системы, на этот раз – с внешним миром и собственной
инфраструктурой, возникающей на этой фазе.
Часто возникают «гибриды» системы с другими системами
для выполнения сразу нескольких функций –
например, «телефон + фонарик».
Основная проблема – выявление и устранение
«слабых звеньев» в системе, прежде всего в отношении
оптимизации потоков энергии и информации.
На этой фазе использоапние системы становится
наиболее комфортным.
7
Скрытие
Обонятельный
Система ищет последние, скрытые ресурсы своего развития,
часто объединяясь на этой фазе с другими системами.
Однако, в отличие от предыдущей фазы,
такое объединение происходит не с целью расширения
функциональности системы, а с целью улучшения выполнения
ее главной функции.
Происходит третий этап согласования ее характеристик –
на этот раз с характеристиками дополнительной системы.
Основная проблема – поиск дополнительной системы.
На этой фазе система часто становится «незаметной»
в использовании за счет появлкения «интеллектуальных»
управляющих функций, прежде выполняемых человеком.
8
Завершение жизненного цикла
Анальный
Система уходит с массового рынка и продолжает
свое развитие в узких нишах, где ее локальные преимущества
перед другими конкурирующими системами наиболее важны.
Происходит четвертый этап согласования характеристик –
их «подгонка» и «конечная доводка» под целевую функцию
с усилением преимуществ конкретных вариантов
реализации системы.
Главная проблема – полностью использовать все
имеющиеся ресурсы, прежде всего – ресурсы
подсистемы управления.
 
Как видим, основные тенденции и основные проблемы развития систем вполне соответствуют выявленным нами типологическим характеристикам. Типы систем, таким образом, выступают просто в качестве механизмов наиболее эффективной реализации стратегий развития системы на соответствующих этапах ее жизненного цикла: системы того или иного типа оказываются наилучшим образом приспособленными к выполнению задач, стоящих на соответствующей фазе ее развития.
 
Отсюда следует, по мнению автора, и ответ на еще один ключевой вопрос, касающийся типологизации: зачем вообще природе понадобились типы? В самом деле, казалось бы, из весьма общих соображений [16] следует, что для каждой главной функции системы существует один наиболее эффективный способ ее реализации, - так зачем же похожим по функциональности системам нужно наблюдаемое всеми разнообразие?
 
Автор полагает, что в природе такое типологическое разнообразие способствует наиболее эффективному решению задач, стоящих перед «популяцией» (технических и иных) систем на соответствующих фазах развития: на каждой фазе развития популяции (общества, этноса…) находятся индивиды, которые с задачами именно этой фазы справляются эффективнее других и которые выходят в эти периоды на первые роли. В частности, это проявляется в закономерной смене типов лидеров государств в разные исторические периоды, что было отмечено Гумилевым [17].
 
Если перенести эту закономерность на мир техники, то, вероятно, мы выйдем на ответ на вопрос, почему в конкурентной борьбе не всегда побеждают технические системы, казалось бы, выполняющие главную функцию лучше («идеальнее») других. Как указывалось в [18], понятие «идеальности» не является инвариантным для системы, а должно соотноситься с конкретной ситуацией – например, сверлильный станок «идеальнее» ручной дрели на производстве, но в домашних условиях более близкой к идеалу является все же ручная дрель. По всей видимости, при определении степени «идеальности» системы следует также учитывать и «идеальность развития» - возможность по возможности беззатратной модернизации системы с улучшением ее характеристик. А по этому критерию на разных фазах развития могут быть наиболее «идеальными» разные типы систем. Этим, возможно, обусловлены имеющие иногда место «реинкарнации» давно забытых, казалось бы, принципов действия систем, которые можно рассмактривать как проявление «спирального» развития технических систем [19]: системы сходных типов могут «реинкарнироваться» и вновь завоевывать рынок на сходных фазах или на сходных микрофазах разных фаз жизненного цикла.
 
Обратим внимание на еще одну интересную особенность: все четыре психотипа, соответствующих классическим типам темперамента (см. выше), получили четные номера, а четыре их «антипода» - нечетные (см. табл. 4):
 
Таблица 4. Соотношение между фазами эволюционного цикла, типами характера и типами темперамента
Фаза
Тип характера по В. Толкачеву
Тип темперамента
1: появление функции
мышечный
«анти-сангвиник»
2: материализация
слуховой
меланхолик
3: актуализация
уретральный
«анти-меланхолик»
4: экспансия
кожный
холерик
5: преобразование
зрительный
«анти-флегматик»
6: оптимизация
оральный
сангвиник
7: скрытие
обонятельный
«анти-холерик»
8: завершение жизненного цикла
анальный
флегматик
 
Вот и еще одна подсказка, какой должна быть или, напротив, не должна быть система на соответствующей фазе развития. Так, на фазе актуализации, когда система только выходит на рынок, едва ли подойдут решения, «меланхолично» улучшающие потихоньку «общую гармонию» системы: на этой фазе ее развития такие решения вполне могут быть найдены, но от изобретателя требуются более решительные и узконаправленные действия, и шансы на практическое внедрение подобных новшеств весьма невелики. А, скажем, при разработке принципиально новой системы на первой фазе желательно обойтись без «сангвинической» болтовни и шарахания из стороны в сторону – «анти-сангвинический» образ рабочего вола здесь лучше подойдет. И хотя примерно те же рекомендации следуют и из известных руководств, таких, как [18], «живые» образы классических типов темперамента и их антиподов, возможно, быстрее помогут понять эти и другие особенности развития техническим систем тому, кто начинает их изучать. Отметим заодно, что при использовании вышеупомянутой четырехэтапной схемы Любомирского и Литвина [18], возможно, более предпочтительной будет увязка конкретных этапов с типами темперамента, а не характера: первый этап – «меланхоличный», второй – «холеричный», третий – «сангвиничный», четвертый – «флегматичный» (рис. 6).
 
Рис. 6. Увязка характеристик этапов развития ТС по Любомирскому и Литвину [18] с характеристиками, определяющими тип человеческого темперамента
 
Рассмотрим еще один пример фрактального подобия. В [15] было показано, что фазы эволюционного цикла систем самой разной природы распадаются на микрофазы, число, содержание и порядок следования которых в миниатюре повторяют жизненный цикл системы в целом. Автор убежден, что то же самое относится и к типам: каждый тип может распадаться на восемь микротипов. В качестве иллюстрации можно вспомнить такую хорошо известную каждому особенность, как «национальный характер»: если объективно и непредвзято сравнить стереотипы поведения представителей разных наций, то самое, что часто называется словом «ментальность», то мы легко увидим все то же деление на «львов», «собак», «быков», «мишек» и т.д. А внутри каждой культуры, каждой ментальности – новое, аналогичное деление.
 
Пример по существу того же рода – повадки животных. Не зря в сказках для детей человеческие характеры иллюстрируются вымышленными сценами из жизни животных: их повадки в самом деле во многом похожи на характеры людей. По этой же причине автор счел целесообразным иллюстрировать психологические типы картинками животных: стереотипы их поведения легко узнаваемы. Автор убежден, что психологические типы впервые возникли вовсе не у людей...
 
Продолжим аналогию дальше. Любой собаковод подтвердит: повадки собак разных пород очень различаются. И снова мы видим то же самое деление на типы: «кожная» афганская борзая, «мышечная» лайка, «анальный» ньюфаундленд, «зрительная» болонка, «оральный» пудель, а есть еще и «собака-лев»...
 
Копнем еще глубже. Автору удалось наблюдать совместный выгул шестерых собак одной и той же породы (лабрадор ретривер) в пойме реки – и они четко распределились по типам: один самец «по-уретральному» хватался за все сразу, его «анальная» мать степенно наблюдала за ситуацией, ее «кожная» младшая сестра героически преодолевала земные и водные препятствия (порой сама же себе их и создавая), двое «слуховых» сородичей шептались о чем-то своем, а еще один «обонятельный» самец, чемпион породы и «автор» замечательных детей, тоже чемпионов, все время норовил куда-нибудь спрятаться...
 
Перейдем к миру техники – «включите», пожалуйста, чувство юмора, дамы и господа! Возьмем, к примеру, компьютерные принтеры. Вот «мышечный» тип – по существу автоматизированная пишущая машинка. «Кожный» вариант - принтер матричный: скрежет его иголок-«щупалец» по бумаге многим из нас памятен. Еще один экземпляр – струйный принтер – как будто накрасил губы помадой и целует бумагу: чем не оральный тип? Или уретральный – если на принцип действия посмотреть. А вот и экземпляр «анальный», «садистский» - принтер лазерный: это ж надо было подвергнуть бедную бумагу пыткам лазерным «электроутюгом»...
Разумеется, в последнем примере немало того, что психологи называют «проекцией»: глядя на окружающий мир, мы «очеловечиваем» предметы вокруг нас, нередко наделяя их признаками, которыми они сами по себе и не обладают. Но... как известно, в любой шутке есть только доля шутки. Быть может, конкурирующие технические системы выживают совместно именно потому, что их «модели поведения» похожи на поведение самих людей – например, покупателей? Если взять, скажем, типы автомобилей, то такая аналогия напрашивается сама собой. Более того, она широко используется – например, в такой вот рекламе: «Спокойная, покладистая машина», или «имярек - машина-зверь!». Быть может, в понятие «идеальность системы» надо бы включить и ее привлекательность (в том числе и сугубо функциональную) для людей того психотипа (если таковой имеется), к которому принадлежит значительная часть потенциальных покупателей? Не по этой ли причине порой худшие по «общему» функционалу и при этом более дорогие устройства завоевывают рынок легче, чем их, казалось бы, более «идеальные» сородичи-конкуренты? Быть может, одна из причин их рыночного успеха – это именно «подгонка» функционала под психотип покупателя?
 
Здесь следует оговориться: под «психотипом покупателя» автор понимает не только и не столько врожденные типологические свойства характера, сколько ситуативно обусловленные стереотипы поведения: в разных ситуациях одни и те же люди могут проявлять в своем поведении стереотипные характеристики, присущие разным психотипам, и именно на эти ситуативно-обусловленные стереотипы поведения, по мнению автора, и стоит прежде всего обратить внимание, «начиняя» очередную техническую новинку тем или иным функционалом.
Ниже описаны несколько ситуаций, в которых, по мнению автора, использование психотипологии могло бы быть полезным при работе с техническими системами.
Выше (см. рис. 3) уже упоминалась аналогия психологических типов и частей «пространства» развития ТРИЗ. В той же работе [13] рассматриваются и некоторые из существующих инструментов. Позволим себе аналогию – не претендуя, как и ранее, на ее абсолютную точность (рис. 7). Быть может, этот рисунок подскажет кому-то и новые виды анализа? «Бычью» разновидность, например. Или автор просто о ней не знает?
 
 
Рис. 7. Некоторые инструменты ТРИЗ как представители разных типов
 
Возможно, некоторых смутит то обстоятельство, что автор «приписал» уретральному типу – самому изобретательному из всех – такой «метод ТРИЗ», как метод проб и ошибок (МпиО). Но разве не этот метод всегда был и является до сих пор преобладающим при создании реальных изобретений? И именно как его антипод (см. рис.), Г. С. Альтшуллером на заре работы по созданию ТРИЗ были выявлены 40 приемов...
Процесс покупки играет особую роль в развитии техники. «Выживает» только та техника, которая продается, а значит – покупается. Именно покупатель выполняет функцию «естественного отбора» технических устройств, обеспечсивая тем самым стимулы к их развитию. Один из важных моментов, который необходимо учитывать при прогнозировании «покупаемости» техники, относится к психологическому типу покупателя.
 
Психологический тип может рассматриваться не только как набор характеристик, присущих человеку в целом, «по жизни», но и как тип поведения в конкретной ситуации. Последний для данного человека не является константой: он меняется от ситуации к ситуации, будучи в значительной мере обусловленным трудноуловимыми и труднопрогнозируемыми характеристиками данного конкретного момента. Однако, если конкретный тип поведения меняется от человека к человеку и от ситуации к ситуации, то совокупность типов поведения по существу везде остается одной и той же.
 
Этим обусловлен, с одной стороны, тот факт, что попытки «привязать» поведение покупателя к его «пожизненному» психотипу заранее обречены на неудачу, а с другой стороны – полезность применения психотипологических концепций в целом при моделировании ситуации покупки того или иного товара.
 
Это хорошо известно специалистам по рекламе, которые всегда «привязывают», «подстраивают» рекламные ролики, тексты и графические изображения к психотипу покупателя. Нередко эти «привязки» действуют на уровне подсознания, например, опираясь на предпочитаемые тем или иным типом людей цвета или геометрические фигуры (эти феномены известны психологам). В частности, и этим фактором тоже обусловлена разная форма сосудов для разных жидкостей: в принципе, можно и пиво продавать в квадратных пакетах (связанные с этим технические проблемы вполне решаемы), но люди уретрального типа, составляющие наиболее активную часть почитателей пенного напитка, равнодушны к такой форме – в отличие от цилиндрических сосудов продолговатой формы, которая на подсознательном уровне вызывает известные ассоциации.
 
Фактором, определяющим покупательские предпочтения, разумеется, может быть не только форма упаковки товара, но и, конечно же, его функционал.
 
«Психотипологический» подход к прогнозированию развития технических систем
Идея этого подхода была подсказана автору в письме Леонида Каплана, которому, в числе других коллег, автор разослал статью перед публикацией для просмотра. Он в качестве примера рассмотрел тренд «Повышение степени автоматизации управления движением автомобиля» и, конкретно, одну из стадий «Автомобиль сам распознает препятствия на своем пути», и попросил автора высказать свои соображения на этот счет в рамках рассматриваемой здесь психотипологической концепции. Автор попробовал это сделать, и вот что в итоге получилось:
 
Таблица 5. Психотипологический подход к прогнозу путей повышения управляемости автомобиля в части автоматического обнаружения и преодоления препятствий на пути
 
 
Психологический тип
Направление развития
мышечный
Автомобиль пытается преодолеть препятствие
(например, в виде «лежачего полицейского»
или не слишком толстого дерева, упавшего на дорогу)
путем изменения параметров движения
(например, снижая скорость,
уменьшая передаточное число или производя
иной маневр).
слуховой
Автомобиль «слушает» сигналы, подаваемые
препятствием, например, в виде электромагнитных
или ультразвуковых волн, испускаемых встроенным
в препятствие излучателем, и/или естественные
«голоса», в том числе и звуки,
издаваемые препятствием (например, ребенком
или упавшим на дорогу деревом).
уретральный
Автомобиль «метит» территорию, распыляя
специальные вещества, сигнализирующие
потенциальному препятствию (например выбежавшему
на дорогу животному или ребенку) об опасности.
Эту функцию может также взять на себя и дорога.
кожный
Автомобиль распознает препятствия, находящиеся
в непосредственной близости от него
(функция уже реализована, в частности,
в устройствах автоматической парковки).
зрительный
Автомобиль «рассматривает» окружающие
предметы, в частности, с помощью системы
стереоскопического зрения с использованием
электромагнитных или инвх волн разной длины.
оральный
Автомобиль сам сигналит, встретив
препятствие (функция уже реализована
в автомобилях, даже недорогих).
обонятельный
Автомобиль распознает специфические
«запахи» (точнее, их носители – молекулы),
испускаемые препятствиями на дороге:
животными, людьми, другими автомобилями и т.д.
анальный
Автомобиль накапливает информацию
(из внешних источников либо в режимесамообучения)
о потенциально опасных ситуациях и пытается
распознать опасность по совокупности
ее признаков (например, по внезапному изменению
скорости и/или направления движения окружающих
объектов) с помощью некоторого (возможно, довольно сложного)
алгоритма.
 
Таким образом, в результате очень несложных мысленных аналогий получаем восемь различных стратегий, которые по отдельности или в сочетании друг с другом дают довольно широкий спектр возможных решений.
Какой нам нужен мобильник?
Этот пример применения предлагамого подхода подсказан автору Юрием Даниловским. В самом деле, мобильный телефон – это устройство, которым пользуются все и каждый, но каждый – немного по-своему. Нет ли здесь «завязок» на психотипы?
 
«Разумеется, есть!» - воскликнет любой дизайнер, - «что ж в этом нового? Телефоны «для женщин», «для деловых людей», «для ребенка» и т.д. – естественно, они под группы покупателей «заточены», а что такое эти группы, как не те самые психотипы? Об этом и в начале статьи было написано. Так что все уже известно давно и ни для кого (а уж для производителей телефонов – и подавно) секретом не является.
 
Это правда. Но давайте подойдем к вопросу системно и подумаем, какой функционал и дизайн хотели бы видеть в мобильном телефоне представители разных психотипов? Заранее оговоримся – ограничимся только теми функциями, которые либо уже есть, либо их реализация не должна представлять значительных технических проблем. «Дальнее» прогнозирование развития функционала и дизайна мобильного телефона оставим на другой раз. А потом сравним это с тем, что сегодня реально представлено на рынке.
 
Вот что получилось у автора:
 
Таблица 6. Восемь концепций мобильного телефона
 
Психологический тип
Функционал и дизайн мобильного телефона
мышечный
«Телефон для быка»:
«меня всякие финтифлюшки не волнуют»
 
Функционал:
ударостойкий, долговечный, с долгим ресурсом работы
без подзарядки (прежде всего – в режиме ожидания),
пусть и сравнительно тяжелый (это в данном случае –
не недостаток, а в какой-то мере даже преимущество)
с минимальным функционалом (без «наворотов»);
встроенный кистевой тренажер, электромассажер
 
Дизайн:
большой, желательно монохромный экран, без «прибамбасов»,
с большими, ясно различимыми буквами и цифрами,
написанными толстым печатным шрифтом и «без выкрутасов»,
крупные клавиши с плавным и достаточно глубоким «ходом»
слуховой
«Телефон для ослика»:
«оставьте меня в покое»
 
Функционал:
хорошее качество звучания (включая прослушивание музыкальных файлов),
негромкий, но «глубокий» звук, голосовой набор номера,
всевозможные «музыкальные» настройки, легкий (но не «невесомый»),
с музыкальной сигнализацией о необходимости подзарядки;
голосовой набор sms-сообщений
 
Дизайн:
«фортепианная клавиатура для набора номера
(каждая клавиша соответствует ноте: нот всего как раз 12,
как и клавиш в обычном телефоне – отсюда, «автоматом»,
каждый номер – это в прямом смысле своя мелодия),
неяркий, неброский, но «чистый» цвет, формат «раскладушки»
с дизайном в виде ушной раковины
уретральный
«Телефон для льва»: «зверь-машина»
 
Функционал:
водо-, пыле-, ударо- и т.д. -стойкий, не требующий
лишних движений (при «снятии трубки», наборе номера
или SMS, фотографировании и т.д.), с функцией предупреждения
«Хозяин, ты меня не забыл?» и возможностью поиска
потерянного телефона по сигналу GPS (принимаемому
на другой телефон), с четким и громким звуком;
не выключается при смене батареи (например, со вторым
несъемным аккумулятором небольшой мощности, действующим
в процессе замены первого), поддерживает
три собственных номера в одном аппарате,
с возможностью одновременного разговора по всем трем сразу,
причем сам абонент должен слышать всех одновременно,
примерно как диспетчер в таксопарке, а его собеседники –
только слова, обращенные лично к ним
 
Дизайн:
яркая (но не пестрая) окраска, трапецеидальная форма
(вплоть до треугольной)
кожный
«Телефон для воина»:
«все держу под контролем»
 
Функционал:
простота в использовании, максимальный ресурс
работы батареи (как в режиме ожидания, так и
в режиме разговора), недорогой, без «излишеств»,
но с хорошим органайзером, всевозможными
средствами оперативного контроля
(продолжительности и стоимости разговора,
местоположения ребенка, ресурса батареи и т.д.),
четко выстроенной 4-уровневой иерархией записей
в телефонной книге, с крупными часами
(на отдельном черно-белом энергоэкономичном экране,
чтобы их было всегда видно), «сильным» вибратором
(с 4 ступенями уровня вибрации), QWERTY-клавиатурой,
multi-touch-screen, но при этом – по возможности
легкий и тонкий; чтение наощупь (рельефный текст на экране),
измерение медицинских показателей (пульс, ЭКГ и т.д.),
измерение затраченных калорий (по скорости движения и
частоте шагов) и прочие контрольно-измерительные функции
 
Дизайн:
тонкие, но четко видимые на экране цифры и буквы
(«чтоб больше влезало»), клавиатура раскладывается
в форме креста
зрительный
«Телефон для кокетки»:
«посмотрите на меня!»
 
Функционал:
с большим экраном, «многопиксельной» камерой и
яркой вспышкой, со встроенным фонариком
с поддержкой «цветовых» и «цветомузыкальных» эффектов»,
очень легкий, с поддержкой режима увеличения части кадра
в режиме видеоконференции (режим «зеркало»),
можно – дорогой (заплатит любимый мужчина);
отслеживание поведения ребенка в видео-режиме,
«цифровое зеркало» с функцией увеличения изображения,
и «что-нибудь красивое и не как у всех», что именно – не имеет
значения...
 
Дизайн:
округлой формы, яркий, пестрый, красивый, в полупрозрачном
корпусе («чтоб видеть, как оно работает»),  с возможностью
показа цифровой клавиатуры на дисплее в виде пятиконечной звезды
(пять цифр на лучах, еще пять – при вершинах вписанного
пятиугольника, сбоку – клавиша «#», а клавиша “*” – в центре звезды)
оральный
«Телефон для попугая»:
«я ж в нем живу»
 
Функционал:
hand-free уже в «базовой» комплектации, с «дальнобойным» микрофоном
и громкой связью (чтобы можно было говорить, держа телефон
в кармане или на столе), с максимальной поддержкой
всевозможных функций связи как с людьми, так и с
окружающими предметами; диктофон, встроенный редактор
звуковых файлов; подача команд автомобилю
и другим устройствам с телефона; передача и прием
текстовых сообщений непосредственно в ходе разговора
 
Дизайн:
 «светофорная» раскраска, эллиптическая форма, комфортные ощущения
при длительном держании в руках
обонятельный
«Телефон для ищейки»: «с ним я всё про всех знаю»
Функционал:
всевозможные «умные» функции, но без фотокамеры,
поиск нужного места в зависимости от собственного местоположения,
функция шифрования голосового сигнала и sms;
«невидимый» режим (при входящем звонке телефон
выдает звонящему сигнал «абонент вне зоны покрытия»,
но звонки при этом проходят, и абонент может отвечать
на них и звонить сам), блокировка с включением по распознаванию
антропометрических характеристик (отпечаток пальца,
радужная оболочка глаза и т.д.), поиск предметов по запаху
(например, поиск взрывчатых веществ), измерение уровня радиации
 
Дизайн:
неброская раскраска в серо-фиолетовых тонах, простой,
но элегантный дизайн
анальный
«Телефон для мишки»:
«везде порядок должен быть»
 
Функционал:
простой, но удобный в работе органайзер, многочисленные
будильники и прочие «предупреждалки», звонки выбранным
абонентам по «быстрым клавишам», индивидуальные настройки
интерфейса; дистанционное управление всевозможными устройствами,
контроль важнейших медицинских характеристик
(пульса, температуры и др., хорошо продуманная система меню
(пусть даже и сложная – это не страшно),
кастомизация (возможность изменения пользователем) системы меню
 
Дизайн:
«дорогой на вид», консервативный стиль, темные цвета
в черно-красно-коричневой гамме, прямоугольные формы,
квадратный экран
 
Быть может, вы, уважаемый читатель, сможете выбрать здесь подходящий концепт для себя, а затем и попытаетесь улучшить его, хотя бы на уровне концепции? Заодно получите результат психодиагностики: какие психотипы у вас выражены сильно, а какие – не очень. Разумеется, диагностика эта очень приблизительная и профессиональное психологическое тестирование заменить никоим образом не может. Но, быть может, это откроет вам, уважаемый читатель, какие-то новые «нотки» в себе самом?
 
Следующий раздел автор просит не воспринимать слишком серьезно...
Иногда самое восхитительное в фокусах мага - это его ассистентки.
 
Сидели мы как-то на завалинке (с кем – см. эпилог) и обсуждали проблемы психодиагностики личности. Заговорили о всяких разных тестах, баллах, шкалах, пересчетах и прочей подобной ерунде. И тут вашему покорному слуге пришла в голову шальная мысль: а зачем, собственно, все это? Зачем искать какие-то цифры для определения типа личности, если эти самые цифры личность может выложить нам сама, да еще и на блюдечке с голубой каемочкой?
 
- Как?! – хором спросили оставшиеся двое.
 
- Да очень просто, - сказал я и рассказал в двух словах про ИКР [20], после чего заметил: «Ведь у каждого человека есть любимое число, правда? Вот оно и укажет нам тип его личности. Единица – мышечный тип, четверка – кожный, тройка – уретральный, восьмерка – сами догадаетесь какой, если цифру положите набок».
 
- В САМОМ ДЕЛЕ?! Не может этого быть!!!
 
- А что? Ведь есть же цветовой тест Люшера, в котором тип личности определяется по выбору любимых цветов, есть геометрические тесты, в которых этот же тип определяется по любимым фигуркам. А цифры чем хуже?
 
А дальше пошло-поехало...
 
Вот, к примеру, изначальное написание привычных нам цифр:
 
 
Рис. 8. Первоначальное начертание «арабских» цифр
 
 
Именно так они были впервые написаны их изобретателем. А чтобы не перепутать, и подсказочка была: начертание цифры содержит ровно столько углов, сколько она обозначает, - см. звездочки на рис. 8.
 
Но ведь мы, как известно, пишем их иначе! Одни цифры почему-то вдруг закруглились, у других исчезли части, а третьи и вовсе стали на себя мало похожи – как двойка, например. По существу, никто сегодня не пишет ее в форме буквы “Z” – за исключением разве что корейцев, ну и еще тех из нас, кому приходится писать на конвертах почтовые индексы...
 
... А теперь посмотрим на рис. 9. Так более похоже?
 
 
Рис. 9. Цифры «живут» в нас
 
Но это все – теория. А что на практике?
 
...Один гениальный революционер «уретрального» («анти-флегматичного») психотипа ухитрился перевести на третью фазу эволюции даже такую, казалось бы, мало жизнеспособную химеру, как социализм в его «марксовом» исполнении. Помните Уэллса, назвавшего тогда Владимира Ильича «кремлевским мечателем»? Никому это не удавалось ни до, ни после него (китайцы не в счет, о них отдельный разговор), а вот ему – удалось.
 
Заодно вспомним (это относится, конечно, в первую очередь к тем, кто учился в советскую эпоху), какие цифры этот деятель, а по совместительству еще и весьма плодовитый писатель и методолог, чаще всего употреблял в своих произведениях. Сколько там было источников и основных частей марксизма, помните? А сколько законов в диалектике? А еще «вокзалы – почта – телеграф», «учиться, учиться и учиться», «мир – народам, фабрики – рабочим, земля – крестьянам»... Казалось бы – чисто случайные совпадения: ну, подумаешь, любил человек цифру «три», что ж в этом такого? А страна вот которое уже десятилетие плоды расхлебывает... быть может, и сама страна у нас такая, «трешечная»?
 
В заключение – шутливый пример. Как вы думаете, какие оценки чаще всего получают в школе эти ученики?
 
Рис. 10. Какие у них в школе оценки?
 
Заключение
Экскурс в общую и дифференциальную психологию позволил соотнести типологические характеристики человеческих характеров с типологическими характеристиками технических систем. В результате было построено единое трехмерное «координатное пространство», в котором можно расположить как одни, так и другие типы.
 
Сходство типологических характеристик технических систем и человеческих характеров (а также повадок животных) позволило выйти на ряд прямых аналогий, которые могут быть, по мнению автора, использованы при совершенствовании технических систем.
 
Отмечена аналогия между особенностями развития технических систем на разных фазах эволюционного цикла и особенностями поведения людей, принадлежащих к конкретным психотипам. Предложено обоснование такой аналогии с позиций представлений об эволюции и естественном отборе.
 
Высказанные идеи позволяют представить в единой системе представлений разнообразные вопросы, связанные с типологией и эволюцией. В случае живых организмов (не только людей) они позволяют выдвинуть правдоподобные, по мнению автора, гипотезы о том, как возникают типы, почему они поддерживаются самоидентичными (не «размываются» и не «смешиваются») в течение, в принципе, неограниченного времени, каким образом происходит закрепление устойчивой взаимосвязи типологических характеристик в онтогенезе и филогенезе, и какие конкурентные преимущества дает популяции типологическое разнообразие ее индивидов, воспроизводящееся из поколения в поколение. В известных работах – как по психологии и биологии, так по истории техники, - автор гипотез такого плана пока что не встречал.
 
В случае технических систем, указана особенность эволюции их характеристик в ходе филогенеза, проявляющаяся в их последовательной типологической смене на каждой из восьми фаз эволюционного цикла. Для широко распространенной четырехэтапной классификации Любомирского и Литвина [18] предложена более простая схема, увязывающая характеристики конкретных этапов с характеристиками четырех классических типов темперамента, положенными в основу не менее известной классификации Г. Айзенка [4].
 
Другими словами, типологическое разнообразие систем и смена фаз их эволюционного цикла можно рассматривать в рамках единого системного описания, позволяющего по-новому взглянуть на сходство в разнообразии процессов и явлений как в природе, так и в технике.
 
На базе выявленных аналогий могут быть созданы новые диагностические, прогностические и иные инструменты, позволяющие, по мнению автора, повысить эффективность решения разнообразных практических задач.
 
В связи со сказанным, автор считает необходимым сделать две важных оговорки:
 
  1. Автор – далеко не первый, кто ввел в научный обиход представление о единстве законов эволюции в природе и в технике. Ряд ссылок на работы аналогичной направленности был приведен в предыдущей работе [15]; многие из них ТРИЗ-специалистам широко известны, а часть из них, как, например, работы Алексея Захарова ([21] и др.), ими же и созданы. Свою заслугу автор в данном случае видит прежде всего в том, что ему удалось увязать типологическое разнообразие развивающихся систем с эволюционным процессом смены фаз их жизненного цикла.
 
  1. Изложенные подходы и приведенные результаты никоим образом не претендуют на статус «абсолютной истины» и, как и любое научное знание, безусловно имеют границы применимости, пусть они пока что и не вполне очерчены. Автор также допускает возможность наличия ошибок в своих теоретических построениях; более того, без них поначалу не обходится ни одно сколько-нибудь серьезное научное исследование. Тем не менее, практическая применимость предлагаемого подхода представляется автору все же вполне очевидной. В связи с этим, автор будет признателен всем, кто сообщит ему как о недостатках и ошибках, замеченных в этой статье, так и о результатах практического применения предлагаемого подхода в своих собственных разработках.
Позвольте мне напоследок представить и поблагодарить тех, кто, собственно говоря, и сподвиг вашего покорного слугу на занятия психологией, и без чьих усилий ничего из вышеизложенного никогда бы не появилось на свет.
 
Знакомьтесь: Елена Игоревна Кудрявцева, кандидат психологических наук, одна из ведущих в Питере специалистов по вопросам управления персоналом. Именно с ее помощью ваш покорный слуга «грыз гранит» психологической науки. Было это в девяносто четвертом, помнится, году.
 
Вторая благодарность – Виктору Константиновичу Толкачеву, инженеру-авиатору и психологу, внятно и доходчиво рассказавшему мне о психологических типах, правда, не объяснившему, причем здесь техника. Впрочем, перед ним тогда и задача такая не стояла.
 
Третья и последняя благодарность – профессору, доктору психологических наук Владимиру Александровичу Ганзену. Лично я с ним общался очень мало, но у него учились Елена Кудрявцева и Виктор Толкачев. Первоисточник и первопричина – здесь [22]. Светлая ему память.
1. Альтшуллер Г. С. Типовые приемы устранения технических противоречий. // Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973.
2. Типология техники. Современные тенденции развития техники, http://www.radioland.net.ua/contentid-305-page2.html
3. Спиркин А. Г. Особенное // Большая Советская Энциклопедия.
4. Личностный опросник Г. Айзенка // Мир психологии, http://www.krasotulya.ru/telo/index.php?showtopic=844
5. Юнг К. Г. Психологические типы // KooB.ru, http://www.koob.ru/jung/psychological_types
6. Личко А. Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии // Библиотека Гумер – психология, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/lichk_akc.php
7. Леонгард К. Акцентуированные личности // Московское Представительство Межрегиональной Ассоциации Центров НЛП, http://www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/leongard.html
8. Конституциональная психология Кречмера и Шелдона, http://revolution.allbest.ru/psychology/00029268_0.html
9. Многофакторный опросник личности (тест Кэттелла) // Энциклопедия психологических тестов - М.:АСТ, 1997, http://vgiv.narod.ru/cattell.html
10. Толкачев В. К. Система психологических векторов. http://www.psy8.ru/subscribe/09.php
11. Фрейд З. Характер и анальная эротика // Танатос, http://thanatos.oedipus.ru/biblioteka_psikhoanaliticheskoi_literatury/z_freid_kharakter_i_analnaya_erotika
12. Блюм Г. Структура характера у взрослых // Геральд БЛЮМ. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 203-230, http://www.psychology.ru/library/00079.shtml
13. Кудрявцев А. В. Пространство развития ТРИЗ, http://www.metodolog.ru/00484/00484.html
14. Альтшуллер Г. С. Законы развития систем // Творчество как точная наука. — М.: «Советское радио», 1979. — С. 122 – 127. Цитируется по официальному сайту Г. С. Альтшуллера: http://www.altshuller.ru/triz/zrts1.asp
15. Привень А. И. История фотографии в контексте ТРИЗ, http://www.metodolog.ru/node/663
16. Герасимов В. М., Литвин С. С. Зачем технике плюрализм (развитие альтернативных технических систем путем их объединения в надсистему) // Журнал ТРИЗ, т. 1, № 1`90, http://www.metodolog.ru/00594/00594.html
17. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. СПб.: Кристалл, 2001. http://gumilevica.kulichki.net/EBE/index.html
18. Любомирский А., Литвин С. Законы развития технических систем, 2003, http://www.metodolog.ru/00767/00767.html
19. Даниловский Ю. Э. Модели спирального развития техники в прогнозных проектах // Дисс. на соискание степени Мастера ТРИЗ, Санкт-Петербург, 2009-2010, http://www.triz-summit.ru/ru/section.php?docId=4671
20. Альтшуллер Г. С. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85В, 1985. Часть 3. Определение ИКР и ФП. Цитируется по официальному сайту Г. С. Альтшуллера: http://www.altshuller.ru/triz/ariz85v-3.asp
21. Захаров А. Объединение идей эволюционного, иерархического и фрактального строения Природы. // Metodolog.Ru. - http://www.metodolog.ru/00595/00595.html
22. Ганзен В. А. Системные описания в психологии, Ленинград, Изд. Ленинградского Ун-та, 1984, 176 с. http://www.lib.com.ua/books/3/474n1.html
 
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Развитие технических систем и психологические типы"