АРИЗом по АРИЗу Ч.4

 

Часть 4: Время собирать камни
 
ГИ № 11:
Да ведь это же просто эволюция!..
 
В самом деле: вначале имеем проблемную ситуацию, которая через определенное количество шагов перестает быть проблемной и переходит в новое качество – ситуацию с новым техническим решением. Что это такое, если не эволюция проблемы?
 
А если так, то, как и в любом эволюционном процессе, мы должны наблюдать десять фаз развития – восемь основных фаз и две метафазы [1]. А ведь это и в самом деле так:
 
·         Фаза 1: Появление функции. В нашем случае такой функцией, по всей видимости, является проблема – разумеется, «появляется» не она она сама по себе (она-то была и раньше), а осознание необходимости ее решать. Следовательно, наш эволюционтирующий процесс – это процесс решения проблемы, а объект эволюции – ситуация с проблемой.
 
·         Фаза 2: Материализация. «Материализация» проблемы происходит на шаге 1.1, в ходе описания проблемной ситуации без использования специальных терминов.
 
·         Фаза 3: Актуализация. На этой фазе актуализируется, то есть становится явным, источник проблемы – противоречие, лежащее в ее основе.
 
·         Фаза 4: Экспансия. На борьбу с проблемой мобилизуются все доступные ресурсы. Проблема «переходит в новые измерения».
 
·         Фаза 5: Преобразование. Выявление исходного физического противоречия преобразует понимание ситуации, а «маленькие человечки» переводят проблему на микроуровень, расщепляя конфликтуюцие «части» ситуации и распределяя противоречивые требования мнжду ними.
 
·         Фаза 6: Оптимизация. «Шаг назад от ИКР» и дальнейший ход решения задачи (до конца шага 4) выявляют оптимальные пути решения проблемы.
 
·         Фаза 7: Скрытие. «Контрольные вопросы» на шаге 7 (который обычно следует после шага 4 – шаги 5 и 6 являются по существу лишь «запасным выходом») позволяют убедиться, что проблема действительно ушла, «скрылась» из ситуации.
 
·         Фаза 8: Завершение жизненного цикла. Именно этим и занимаются остаток шага 7 и послекдующие шаги.
 
·         Метафаза 9: Появление «систем-наследниц». В точном соответствии с [Фото], на фазе оптимизации обычно не только появляются новые решения задачи, но и возникают разнообразные «побочные» идеи (те самые ГИ), часто указывающие на сходные проблемные ситуации в других системах. Эта фаза пока еще еще не закончена!
 
·         Метафаза 10: Повторение пути. В редакции Г. С. Альтшуллера это звучит так: «Использовать полученный ответ при решении других технических задач».
 
Все сходится?..
 
Нет! Не сходится!!! Фаза 7 – НЕ ПРОЙДЕНА: на ней НЕ БЫЛО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ!
 
ГИ № 12:
Бог троицу любит!
 
... Что такое Бог? Наверное, не будет большой ошибкой сказать: «Бог есть идеал». А что такое идеал в АРИЗЕ? Но ведь это же очевидно! Для этого даже термин есть: «идеальный конечный результат», ИКР. Именно он, ИКР, указывает цель для очередного преобразования. Согласно [1], таких преобразований должно быть три – на фазах 3, 5 и 7. А в АРИЗе ИКРов всего два! Одного не хватает – и именно для седьмой фазы, фазы скрытия.
 
А какой идеал на фазе скрытия системы? А вот какой: системы нет, а ее функция выполняется. Классика ведь! Называется «свертывание системы». А почему-то это не прописано. Может быть, прописать?
 
ГИ № 13:
Органы чувств! Вспоминаем ГИ № 7...
 
В [2] сделано предположение, что каждой фазе соответствует вполне определенный «ведущий» информационный канал: информация, полученная именно по этому каналу, является, как правило, наиболее важной для человека, принимающего решения. Внешне это проявляется в виде особой эмоциональной «окраски» ощущений, приходящих по этому каналу. Согласно Толкачеву [3], это происходит путем инициации соответствующих эрогенных зон. Проверим на соответствие:
 
·         Фаза 1: Появление функции. Ведущий канал – мышечный. Тип ощущения – «что-то тяжелое мешает». Фактически, это и есть осознание наличия проблемы.
 
·         Фаза 2: Материализация. Ведущий канал – слуховой. Тип ощущения – «что-то фальшивит». Пытаемся грубо локализовать проблему (слух точной локализации не дает) посредством описания проблемной ситуации.
 
·         Фаза 3: Актуализация. Ведущий канал не выявлен, эрогенная зона – уретральная. Тип ощущения – «это мне не нравится». Выявляется техническое противоречие: если «нравится» что-то одно, то «не нравится» что-то другое.
 
·         Фаза 4: Экспансия. Ведущий канал – кожный. Тип ощущения – «где-то болит». Мобилизуем все ресурсы, чтобы локализовать «больной» участок системы. В результате получаем формулировку физического противоречия.
 
·         Фаза 5: Преобразование. Ведущий канал – зрительный. Тип ощущений – «здесь некрасиво». Мобилизуем «маленьких человечков», которые и гармонизируют образ ситуации, устраняя противоречие.
 
·         Фаза 6: Оптимизация. Ведущий канал – оральный. Тип ощущений – «вкусно – невкусно». Отбираем наиболее «вкусные» решения.
 
·         Фаза 7: Скрытие. Ведущий канал – обонятельный. Тип ощущений – «хорошо – плохо пахнет». Не до конца устраненная проблема «попахивает» - необходимо выявить этот «запах» и в случае необходимости подвергнуть «блюдо» повторной «кулинарной» обработке до исчезновения «запаха».
 
·         Фаза 8: Завершение жизненного цикла. Ведущий канал не выявлен, эрогенная зона... увы, анальная (не отсюда ли, кстати, созвучие со словом «анализ»?). Тип ощущений – «порядок – непорядок». Приводим в порядок описание решения – получаем законченную заявку на патент.
 
ГИ № 14:
Синтез и анализ! Вспоминаем ГИ № 8...
 
Восемь пар «ведущий информационный канал – активная эрогенная зона» формируют восемь психологических типов [3]. Как показано в [2], каждый из этих типов характеризуется поведением, оптимальным на одной из фаз эволюционного цикла. При этом типы, соответствующие нечетным номерам фаз, по способу мышления относятся к «синтетическим», а типы, соответствующие четным номерам фаз, - к «аналитическим» (хотя для первых двух фаз эта дифференциация проявляется не слишком заметно). Это можно трактовать так, что каждая пара фаз представляет собой, в нашем случае, операцию, известную как «анализ через синтез» (см. [4]): вначале следует «синтетическая» фаза, на которой, согласно [1], происходит преобразование системы, а затем – «аналитическая» фаза, на которой результаты преобразования анализируются и создаются предпосылки для следующего преобразования. В итоге получаем четыре «синтетико-аналитических» микроцикла, в общем и целом соответствующих четырем этапам эволюции согласно [5].
 
Здорово! Но как же это использовать?..
 
Ну, например, так: если мы считаем, что решение найдено, то для завершения разбора (не считая прохождения «метафаз» на шагах 8 и 9, которые являются «опциональными» и в действительности, при решении реальных задач, проходятся не всегда) нам предстоит еще обязательный шаг 7. Но прежде надо все же сформулировать само решение. Попробуем «собрать камни», разбросанные по ходу решения в виде ГИ, и с их помощью выстроить, наконец, само «здание» нового АРИЗА – или того, что придет ему на смену.
 
Просуммируем наши ГИ – эта операция хотя и не прописана в тексте АРИЗа, представляется вполне рациональной, если мы хотим найти действительно оптимальное решение. Итак:
 
·         ГИ № 1: АРИЗ должен быть игрой. В частности – игрой обучающей.
·         ГИ № 2: АРИЗ сам по себе не генерирует нового решения, но «катализирует» (а, может, канализирует?) нахождение возможного решения, сокращая путь к нему и снижая издержки (согласно ГИ № 9).
·         ГИ № 3: эта ГИ дала начало следующим, но от нее самой мы впоследствии отказались.
·         ГИ № 4: «Игра в АРИЗ» должна происходить по сценарию с фантастическим сюжетом, но с реалистичными требованиями к самой рассматриваемой (игровой) системе, по типу «глокой куздры», когда ситуацияя – вымышленная, а правила – реальные и притом известеные в принципе с самого начала, действующие безотносительно к данной конкретной ситуации.
·         ГИ № 5: Каждое преобразование должно завершаться каверзными «детскими вопросами», позволяющими решателю не только преобразовать задачу, но и переосмыслить само преобразование.
·         ГИ № 6: В процессе преобразования задачи ключевую роль должно играть воображение, а не логический анализ.
·         ГИ № 7: На каждом шаге решения задачи желательно задействовать свой орган чувств.
·         ГИ № 8: Операции анализа и синтеза должны производиться раздельно – какое бы то ни было их пересечение создает существенные препятствия решателю.
·         ГИ № 9: см. выше.
·         ГИ № 10: Контроль правильности решения должен производиться не только через логику, но и через чувства и эмоции: правильное решение вызывает у решателя положительные эмоции, и если их не возникло – это серьезный повод задуматься о том, все ли правильно сделано.
·         ГИ № 11: Процесс решения задачи – это эволюционный процесс, подчиняющийся общим законам эволюции и, в частности, закономерной смене фаз эволюции.
·         ГИ № 12: В новом АРИЗе должно быть не два, а три ИКР. Третий (последний) можно сформулировать как задачу на светрывание системы: «системы нет, а ее функция выполняется».
·         ГИ № 13: Эмоционально-чувственный контроль должен производиться с учетом взаимосвязи между фазами эволюции и ведущими органами чувств (информационными каналами).
·         ГИ № 14: Процесс решения задачи состоит из четырех «микроциклов», каждый из которых есть «анализ через синтез».
 
А вот результаты самого анализа:
 
·         Процесс решения задачи должен происходить параллельно на трех личностных уровнях взаимодействия между решателем и воздействующим на него инструментом, являющимся по существу заместителем автора АРИЗа:
o   Взаимодействие «ребенок - ребенок» - синтетические этапы;
o   Взаимодействие «взрослый – взрослый» - аналитические этапы;
o   Взаимодействие «родитель – родитель» - эмоционально-чувственный контроль решения.
·         Между вышеуказанными уровнями взаимодействий должны быть выставлены надежные «экраны», препятствующие возникновению вредных «перекрестных трансакций» по Эрику Берну. Такие «экраны» можно выставить как на уровне «правил игры», так и в процессе обучения, когда учитель будет пресекать попытки таких трансакций. При этом у решателя в процессе обучения должен вырабатываться опыт «включения» нужного личностного уровня при прохождении каждого этапа решения.
·         На случай, если прохождение какого-либо этапа встречает у решателя психологические затруднения (например, в силу недостаточного развития соответствующего информационного канала по типу «медведь на ухо наступил»), в процедуре должны быть предусмотрены «логические протезы», объясняющие требования к необходимому преобразованию и его результатам с позиций логики. Решатель сам должен понять, какой из двух подходов (чувственный или логический) для него на каждом конкретном шаге более эффективен.
·         Помимо текста, описание методики должно содержать визуальные подсказки (например, в форме «веселых картинок»), облегчающие решателю понимание задачи на каждом шаге.
 
Камни собраны – теперь осталось выстроить из них новое здание. Попробуем?
 
Итак, «патентная формула нового АРИЗа»:
 
1.      Способ решения задач, содержащих скрытые противоречивые требования в условии,
включающий
·         операции синтеза, анализа и преобразования задачи, совершаемые в определенном порядке (последовательности шагов),
·         и механизмы контроля правильности действий на каждом шаге,
отличающийся тем, что, с целью
·         повышения эффективности решения задачи
·         и предотвращения вредных воздействий в виде «перекрестных трансакций» между решателем и автором алгоритма, участвующим в ситуации посредством разработанных им правил решения задачи, обязательных для решателя,
процесс решения задачи происходит в игровой форме, а требования автора методики к решателю формулируются в виде правил этой игры.
 
 
2.      Способ по п. 1, отличающийся тем, что обучение методике решения задач также проводится в игровой форме, с использованием фантантического сюжета.
3.      Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что к двум присутствующим в методике идеальным конечным результатам (ИКР-1 и ИКР-2) добавляется еще один (ИКР-3), направленный на свертывание системы: «системы нет, а ее функция выполняется», причем этот дополнительный ИКР анализируется после стадии оптимизации найденного решения.
4.      Способ по пп. 1-3, отличающийся тем, что процесс решения состоит из восьми основных шагов, соответствующих фазам эволюционного процесса решения задачи и объединяемых попарно в четыре микроцикла, состоящих из одной синтетической и одной аналитической операции.
5.      Способ по пп. 1-4, отличающийся тем, что на каждом шаге предусматриватся два механизма контроля результатов: формально-логический и эмоционально-чувственный (образный).
6.      Способ по п. 5, при котором эмоционально-чувственный механизм контроля осуществляется на разных шагах с использованием разных органов чувств.
7.      Способ по п .1, отличающийся тем, что типы ощущений и восприятий, рекомендуемые для эмоционального контроля на отдельных шагах, выбираются в соответствии с фазами процесса решения задачи, в следующем порядке:
7.1.Мешает – не мешает (выявление препятствия);
7.2.Фальшивит – не фальшивит (формулирование противоречий);
7.3.Нравится – не нравится (выбор главного противоречия);
7.4.Болит – не болит (локализация проблемного, «пораженного» участка системы);
7.5.Красиво – не красиво, или гармонично – не гармонично (оценка нового «паттерна» системы);
7.6.Комфортно – не комфортно (анализ найденных решений);
7.7.Заметно – незаметно (выявление схемы «свертывания» системы);
7.8.Порядок – непорядок (анализ работоспособности новой системы).
8.      Способ по пп. 1-7, отличающийся тем, что инструкции решателю формулируются с учетом личностных уровней по Э. Берну, наиболее адекватных конкретным операциям: уровень «ребенок» для синтетических операций, уровень «взроослый» для аналитических операций и уровень «родитель» для операций контроля за ходом решения.
9.      Способ по пп. 1-8, отличающийся тем, что инструкции (правила игры) к «синтетическим» этапам стимулируют образное мышление и воображение, а инструкции к «аналитическим» этапам – вербальное мышление и логические рассуждения.
10. Способ по пп. 1-9, отличающийся тем, что на «синтетических» этапах решателю прямо запрещается логический контроль результатов.
 
Проиллюстрируем лишь один из вновь предлагаемых механизмов, который легко проверить «задним числом»: «пробежимся» по шагам решения задачи, попытавшись ответить на контрольные вопросы с привлечением эмоционально-чувственных критериев оценки (п. 7).
 
  1. Выявление препятствия. Последнее выше было охарактеризовано как необходимость строгого соблюдения инструкций без объяснения механизма их действия. Мешает ли это выполнению инструкций? Вообще говоря, не сильно. Вывод: препятствие определено неверно. Следствие: масса усилий потрачена на то, чтобы преодолеть ложное препятствие.
  2. Выявление противоречий.Не фальшиво ли они звучат? Как минимум, формулировка ТП-2 звучит довольно фальшиво: заранее ведь решателю неизвестно, что последовательность шагов является избыточной. Более того, как мы выяснили, она является, наоборот, недостаточной для полного решения задачи. Не в этом проблема была... Опять ошибка.
  3. Выбор главного противоречия. Что нам больше нравится: тупое решение задачи, как у робота, или творческое и результативное, пусть и с отклонением от заданной методики? Ответ, думается, очевиден. Похоже, снова ошибка...
  4. Локализация проблемного, «пораженного» участка системы. «Внешний мир» - это явно не локальный участок, с таким «ресурсом» работать нельзя. Остальные – более-менее. Но что из них может быть «больным»? Учитель? Да, вполне возможно. Неверный опыт? Тоже не исключено. Плохая инструкция решателю? Логично. Сознание решателя? Почему нет? Здесь, похоже, все более или менее пристойно... нет только главного: ответа на вопрос, что у кого болит? Если бы это было указано, то путь к решению, возможно, стал бы намного короче.
  5. Оценка нового «паттерна» системы. Вот здоровые мужики втроем одну стрелочку поворачивают. Гармонично? Как-то не очень – и без «эврики» понятно... Далее, мастер каратэ пытается разбить зловредную связь. Уже красивее – но не факт, что гармонично. Наконец, каждое «состояние личности» занимается своим делом. Гармонично? Похоже, что да. В конце концов, автор вроде бы выбрал вполне приемлемый вариант. Но зачем было тратить время на анализ заведомо плохих вариантов?
  6. Анализ найденных решений. А ведь мы его так до сих пор и не провели! Попробуем наши «блюда» на «вкус».
    1. Решение и обучение через игру. Комфортно? При обучении – вполне. При работе – не факт. Похоже, что здесь могла быть допущена ошибка.
    2. ИКР-3: системы нет, а функция выполняется. Комфортно? Еще как! Если, конечно, это получится...
    3. Попарное объединение шагов. В каждой паре – вначале синтез, затем анализ, и в конце каждого шага – контроль. Комфортно? Вполне. Ответ – «да».
    4. Контроль решения с привлечением эмоционально-чувственных критериев. То самое, чем мы сейчас и занимаемся. Комфортно? Еще как, не правда ли? Ответ – «да».
    5. Инструкции и/или правила, стимулирующие активизацию нужного «состояния личности» решателя. Комфортно? Очень может быть – надо бы попробовать на чем-то конкретном. Нуждается в дополнительной проверке.
    6. Инструкции и/или правила, стимулирующие на разных шагах разные типы мышления.Комфортно? Похоже на то. Но без конкретной инструкции проверить тоже трудно – надо смотреть «вживую». Нуждается в дополнительной проверке.
    7. Запрет логического контроля на «синтетических» стадиях (фазах) решения. Комфортно? Да, опыт Brain storming это вполне ясно демонстрирует. Ответ – «да».
  7. Свертывание системы. «Это мы не проходили...» - сейчас пройдем и посмотрим.
  8. Анализ работоспособности новой системы. Как минимум, с эмоционально-чувственным контролем, похоже, все в порядке – новация явно «работает» и дает вполне видимый результат.
 
Подведем итог: ошибки на первых шагах привели к тому, что по существу решение было найдено не столько в результате анализа, сколько вопреки ему, ценой множественных «эврик» и «гениальных идей» совершенно не в русле темы. Результат в итоге, так или иначе, получен – но получен явно не оптимальным путем. Если бы автор заранее знал, как себя проконтролировать и, главное, понимал, зачем все это нужно проделывать, то, по всей видимости, путь был бы значительно короче и комфортнее. Правда, при этом бы он, скорее всего, вызвал существенно меньше эмоций...
 
ГИ № 15:
Так ведь это же замечательно, если в процессе обучения у решателя будет более длинный и более эмоциональный путь! При обучении это вовсе не вредно. Важно только понимать, что подобные «гениальные идеи», возникающие во множестве, - верный признак ошибок, допущенных при анализе. Если выяснится, что возникшая идея не вполне решает проблему, - это повод проверить ход анализа еще раз.
 
Однако же, в соответствии с вышеприведенной формулой, нам необходимо произвести еще одно преобразование – свертывание, с идеальным конечным результатом типа «системы нет, но ее функция выполняется». Итак:
 
ИКР-3: Алгоритма, сюжета и правил игры нет, но их функция выполняется – задачи решаются наиболее эффективным путем на «надсистемном» уровне.
 
Что же это такое – «идеальный АРИЗ»?
 
... А это, вообще говоря, не что иное, как результат той самой реорганизации мышления решателя, о которой говорилось выше: накапливая опыт успешного решения задач, он накапливает и стереотипы, в том числе не только сугубо «мыслительные», но и эмоционально-чувственные, помогающие ему впоследствии успешно решать задачи (особенно не самые сложные) и без разбора по алгоритму. Соответственно, можем дополнить нашу «патентную формулу» еще одним пунктом:
 
11. Способ обучения технике решения задач по пп. 1-10, отличающийся тем, что по мере решения игровых задач решатель на каждом шаге, наряду с «мыслительными» стереотипами, вырабатывает также эмоционально-чувственные стереотипы собственной реакции на правильные и ошибочные решения, фиксирует эти ощущения в виде образов памяти (возможно, с использованием текста, рисунков или иных средств, облегчающих в дальнейшем поиск и воспроизведение полезных «паттернов») и затем использует накопленный опыт при решении практических задач.
 
Вот теперь, кажется, пора перейти к шагу 7 – не нового АРИЗа, а самого что ни на есть «обычного» АРИЗ-85В.
 
ШАГ 7.1. Контроль ответа. Рассмотреть вводимые вещества и поля. Можно ли не вводить новые вещества и поля, использовав ВПР - имеющиеся и производные? Можно ли использовать саморегулируемые вещества? Ввести соответствующие поправки в технический ответ.
 
А мы и не вводили новых «веществ», за исключением, пожалуй, одного «саморегулируемого вещества»: того, что осуществляет эмоционально-чувственный контроль. Похоже, с этим все в порядке.
 
ШАГ 7.2. Провести предварительную оценку полученного решения.
 
Контрольные вопросы:
а) Обеспечивает ли полученное решение выполнение главного требования ИКР-1 ("Элемент сам...")?
б) Какое физическое противоречие устранено (и устранено ли) полученным решением?
в) Содержит ли полученная система хотя бы один хорошо управляемый элемент? Какой именно? Как осуществлять управление?
г) Годится ли решение, найденное для "одноцикловой" модели задачи в реальных условиях со многими циклами?
 
(а) Вполне обеспечивает: игра сама регулирует действия играющего и «включает» в нужные моменты воображение, логику и чувства. Осталось только сюжет придумать...
 
(б) На самом деле, исходное физическое противоречие, как мы уже выяснили, было определено не вполне корректно. Само противоречие между формальным и творческим выполнением инструкции имеется, но обусловлено оно не требованием строго следовать инструкции, а недостатком самой инструкции, а именно – не вполне адекватной адресацией к «личностному уровню» решателя, который, как мы выяснили, на разных шагах должен быть разным. По мнению автора, предлагаемые новации в целом устраняют это противоречие.
 
(в) Новый хорошо управляемый элемент – пошаговый эмоционально-чувственный контроль текущих результатов.
 
(г) Принципиальных препятствий не просматривается.
 
Тем не менее, говоря о главной новации – переходе к игровой форме анализа, неплохо бы вернуться к этому шагу после первых практических результатов. Но для этого вначале нужно четко сформулировать сами правила игры.
 
Если же говорить о конкретном новом элементе разбора – пошаговом эмоционально-чувственном контроле, то в его отношении положительный ответ на контрольные вопросы особых сомнений не вызывает.
 
ШАГ 7.3. Проверить (по патентным данным) формальную новизну полученного решения.
 
Нет уверенности, что в данном конкретном случае проверять новизну решения надо именно по патентным данным.
 
В принципе, обучающие игры с фантастическими сюжетами известны – они используются в том числе и в когнитивной психологии, и в том числе для формирования навыков решения трудных задач. Однако примеры игр, формирующих навыки поиска новых технических решений, автору не известны, хотя, быть может, они и есть.
 
Работ, в которых предлагались бы эмоционально-чувственные методы контроля правильности технических решений, автор также не знает, но широко известно цитированное выше высказывание А. Н. Туполева: «Хорошо летают только красивые самолеты». Это высказывание может рассматриваться как прообраз предлагаемого нового средства контроля.
 
 
Должна быть изменена система обучения АРИЗу: эта система должна строиться на принципах игрового тренинга, например, такого, как ролевая игра.
 
 
Аналогичные игры представляется целесообразным использовать в курсе развития творческого воображения (РТВ).
 
 
Собственно говоря, именно это автор и намеревается делать в дальнейшем. Однако рассмотрение этого вопроса выходит за рамки настоящей публикации.
 
 
Анализ показал множественные отклонения от теоретического хода решения – см. выше. По меньшей мере, многих из них можно было бы избежать при помощи предлагаемого нового средства контроля. Можно ли их избежать с помощью основного решения – перевода самого процесса решения задачи в игру – без практики не вполне ясно.
 
 
К сожалению, эту операцию автор по ходу разбора произвести не смог. Однако в процессе обсуждения разбора на форуме «Методолога» он познакомился с работами А. Кудрявцева [6], Г. Кизевича [7], А. Захарова [8], Б. Злотина [9], в которых содержится ряд положений, во многом сходных с результатами настоящего разбора. Ряд предложений был высказан и в процессе самого обсуждения.
 
Так или иначе, разбор закончен, и теперь автор предоставляет читателям возможность «проехаться» по написанному, впиться в высказанные соображения своими критическими стрелами, и – быть может, в чем-то и вопреки написанному, совершить следующий шаг в процессе совершенствования инструментария ТРИЗ.
 
Затем автор попытается – если удастся – подвести итог коллективному творчеству. А может быть, с этой задачей лучше справится кто-то из читателей, чему автор будет только рад.
 
Окончание следует. Но, возможно, не очень скоро. А пока автор приглашает коллег к обсуждению и заранее благодарен читателям за отклики.
Список использованных источников
[1] Привень А. И. История фотографии в контексте ТРИЗ, http://www.metodolog.ru/node/663
[2] Привень А. И. Технические системы и психологические типы. Экскурс в психологию глазами технаря, http://www.metodolog.ru/node/868.
[3] Толкачев В. К. Система психологических векторов. http://www.psy8.ru/subscribe/09.php
[4] Паренчик Г. И. Возможен ли идеальный метод решательства? http://www.metodolog.ru/00778/00778.html
[5] Любомирский А., Литвин С. Законы развития технических систем, 2003, http://www.metodolog.ru/00767/00767.html
[6] АРИЗ и решатель – кто-то не дорабатывает, http://metodolog.ru/node/205
[7]Кизевич Г. Два парадокса и четыре стратегии АРИЗ // Trizland.ru, http://www.trizland.ru/trizba.php?id=328
[8] Захаров А. Анализ и преобразование ТРИЗ методами ТРИЗ. Бостон, 2004. (Частное сообщение.)
[9] Злотин Б. Л., Зусман А. В. История ТРИЗ. (Частное сообщение.)
 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "АРИЗом по АРИЗу Ч.4"