Главная    Теория    Главы 17 и 18
Описание работы с изобретением в стиле "научный туризм с разговорчивым гидом"
Новые идеи, которые появились в процессе поиска продуктов-родственников
Новые идеи, которые появились при составлении первой иерархии АТИ
Новые идеи, которые появились при составлении второй иерархии АТИ
Глава 6. Сборное тело составленное из малых тел соединенных молекулярными мостиками (ТММ)
Глава 7, Глава 8
Часть 3. Инкубатор первичных изобретений интегрирует интеллектуальную собственность
Глава 10. Три подхода к работе с будущим
Глава 11, глава 12
Глава 13, глава 14
Часть 6. Сравнение с ТРИЗ и биоэволюцией
Глава 16 Сравнение двух парадигм. ТРИЗ и ТРТО.

Эволюция и изобретатель

Г. Зайниев

Глава 17. Эволюция ТРИЗ: все еще накопление или уже "сдвиг парадигмы"?

Вступление

Как я уже написал во введении, это дискуссионный материал, который, к тому же, был в основном написан до того, как была написана книга. Я поместил его здесь для полноты описания проблемы и постарался согласовать с тем, что написано в предыдущих главах и в книге. Тем не менее, внимательный читатель, наверняка найдет какие-нибудь противоречия между этим текстом и всем тем, что написано выше. Одно могу сказать: предмет рассмотрения сложен и противоречив; я сделал, что мог, и тот кто сможет, пусть сделает лучше.

Отдавая дань уважения науке, краеугольным камнем которой являются "противоречие", и "идеальность", я тоже начну эту главу с противоречия и идеальности

Если ТРИЗ - это не наука, а тризовцы просто хорошие люди, то они с нейтральным и вежливым интересом пролистают эту работу и скажут: "очень было интересно почитать, мы будем почитывать, а ты, автор, продолжай пописывай". Все счастливы, но в этом случае вся эта работа исходно ошибочна, потому что она обсуждает какой именно наукой является ТРИЗ.

Если ТРИЗ - это наука, то тризовцы - ученые, и к ним применимы слова Куна: "Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими". Нормальные ученые, в отличие от нормальных героев, в обход не ходят и язык им дан не для того, чтобы скрывать свои мысли, а для того чтобы думать. Поэтому они, что думают, то и говорят. Другими словами, заведомо все будут несчастливы.

Наученные опытом такой научной жизни ученые применяют принцип идеальности: "идеальная новая теория - это такая теория, которой нет, а функция ее "объяснять непонятное" выполняется". Если непонятного нет, то и новых теорий не надо, поэтому надо развивать то, что уже понятно и начато (не бросать же, в самом деле, все дела).

Таким образом, любой автор любой новой теории, после того как он сочинил сколько смог и освободился для принесения своей теории людям, сталкивается с противоречием.

Прежде чем начать формулировать это противоречие, напомню, что любую новую тему легко свести к старой и показать, что это не новая тема, а новые попытки ревизии старой темы под прикрытием нового названия.

Поэтому первое правило автора теории - не начинать с того, что это новая тема.

Отфутболить новую теорию сложнее. Для того чтобы свести новую теорию к старой надо разбираться - прочитать, обругать, задать вопросы и выслушать ответы, но после всех этих усилий совсем не очевидно, что предлагаемое новое действительно удастся свести к привычному старому. И получится, что нормальный ученый столько усилий затратил на пути к идеальному результату, а попал в ловушку собственной отзывчивости и ему придется что-то в своих понятиях переделывать. Какой же он после этого нормальный? Поэтому надежнее "в упор не видеть".

Получается чистой воды "кому на Руси жить хорошо?" (намекаю на классику - всем плохо). Вместо одного противоречия мы имеем уже два. Первое у автора, а другое первое у читателей.

Противоречие автора:

" Автор должен достать всех своей теорией, потому что иначе её в упор не увидят.

" Автор не должен никого доставать, потому что, если у него это, не дай бог, получится, то он один, а читателей много.

Противоречие читателя (нормального ученого):

" Нормальный ученый, в соответствии с выводами Куна и других науковедов, должен заниматься тем, что он знает и понимает, находя для дальнейшей разработки "средней и малой величины непонятное и недоразвитое" внутри "большого понятного и правильного".

" Поэтому он должен ознакомиться с новой теорией, которая описывает тот предмет, которым этот ученый занимается. Как было сказано в первом предложении - он этот предмет знает и понимает, ему и карты в руки.

" Нормальный ученый, в соответствии с теми же выводами Куна и других науковедов понимает и описывает предмет своей научной работы с помощью определенных терминов и понятий, которые он усвоил не мгновенно, а за длительный период обучения и применения. Настоящее понимание и продуктивность приходят к нормальному ученому тогда, когда эти понятия и предмет работы в его сознании сливаются.

" Поэтому он не должен знакомиться с новой теорией, потому что предмет, которым этот ученый занимается, будет описан в новых и неосвоенных ученым понятиях. Аналогия: садисты связали руки рыбаку и просят рассказать какую рыбу он поймал.

Что же делать?

" С точки зрения автора новой теории разрешение противоречия в том, что он должен описывать и излагать теорию в адекватных терминах и понятиях, даже если они нововведенные и, по мнению читателей, непонятные.

" Это значит, что читатели должны поработать и освоить новые понятия и термины и понять теорию.

" С точки зрения нормального ученого разрешение противоречия в том, что теория пусть будет новая, если так хочет автор, но изложена она должны быть в "нормальных" понятиях и терминах, для того чтобы ее сразу мог понять и оценить нормальный ученый.

" Это эначит, что автор должен сделать перевод и предлагать читателю не оригинал, а перевод. Если перевод сработает, то те, у кого есть интерес и время смогут посмотреть и на оригинал. Хотя, с другой стороны, а зачем? Если все содержание теории оказалось возможным изложить в "переведенном варианте", то есть в нормальных терминах и понятиях, то и не надо было уродоваться, вводя новые понятия, надо было сразу описывать проблему на нормальном языке.

Парадигма и метафора - вот два понятия, без которых эти противоречия не разрешить. И понимание того, что означают эти понятия должно быть у всех (авторов и читателей) одинаковое.

Поэтому я не стал заниматься пересказом, а просто составил небольшое приложение 1 из нескольких фрагментов авторитетных текстов, которые объясняют понятие парадигма. Кроме того, я включил в предисловие к книге два фрагмента о том, что такое метафора.

Забегая вперед, назову основной ресурс решения обоих противоречий, и надеюсь, что прочитав эту работу читатель со мной согласится. "Нормальный ученый", работающий в ТРИЗ, пока еще "не совсем нормальный", наука эта "еще не река, но источник", бурлит и меняется, и те, кто не хотят в упор видеть нового и напрягать мозги меняя взгляды, в ней не застревают.

Парадигма это объединяющее понятие, которое возникло для "внешнего" описания научных сообществ со стороны профессиональных науковедов, философов и историков науки.

Эволюционное, а не просто "ежедневнобытовое" понимание и применение слов парадигма и смена парадигмы предполагает эволюционно значимые последствия того процесса, который назван смена парадигмы.

С этой (эволюционной) точки зрения для того, чтобы применять понятие парадигма к "результатам и процессу интеллектуальной активности группы людей" не достаточно того, что эта группа включает сотни или тысячи человек, занимается этим делом десятки лет и видит замечательные перспективы.

Необходимы результаты, которые изменили "интеллектуальную жизнь общества" так, что у профессиональных описателей и объяснителей интеллектуальной жизни общества (философы, науковеды и др.) появилась необходимость отыскать причины этих изменений.

В процессе поиска этих причин они "не смогут не открыть" существование этой парадигмы (например, ТРИЗ).

Ну а пока, образно выражаясь, "никто за ТРИЗ не гоняется", делать попытки осознать и сформулировать парадигму ТРИЗ должны те, кто к ней причастен.

Однако, для того чтобы описать парадигму ТРИЗ и определить ее границы надо работать не изнутри, "танцуя" от того, что уже создано, а извне, из общих соображений.

Аналогия: границы произрастания пальм определяет не тот, кто их сажает, а климатическая структура планеты Земля. Зная это можно определить все зоны, где они могут расти, даже если сейчас их там нет, и зоны, где пальмы насаждать бессмысленно.

Пользуясь этой же аналогией можно сказать, что никакая глубина и широта знаний о пальмах не может вывести знатока растений на понятия "планета Земля" и "климат".

Концептуальная эволюция ТРИЗ

Я не буду упоминать в этом описании имена, даты и размеры вкладов в развитие ТРИЗ со стороны разных школ и частных лиц. Меня интересует более общая картина.

Для того чтобы объяснить свою цель, я воспользуюсь метафорой, в которой парадигма ТРИЗ это море, которое омывает берега островов. Это не простое море, оно способно порождать острова, которые становятся, частью территории, на которой можно возделывать сады знаний и собирать плоды.

Чтобы найти или увидеть границы этого моря надо вначале локализовать все острова заселенные теми, кто называет себя "тризовцами" или, другими словами, надо издалека посмотреть на локальные парадигмы, которые можно применять и развивать сравнительно независимо друг от друга.

Построив хотя бы приблизительную карту покрытой островами и заселенной части моря, можно будет определить в каких направлениях имеет смысл смотреть в поисках соседних островов и может быть даже берегов моря.

Самый простой, хотя и приблизительный способ локализовать эти острова - это назвать островом ту территорию, которая уже имеет свое собственное короткое жаргонное имя, которое и возникло-то от частой необходимости упоминать эту территорию мимоходом, потому что все знают об ее цельности и автономности.

Остров "стандарты" и остров "АРИЗ" это два примера автономных территорий, и каждый тризовец согласится, что можно решать задачу с помощью "стандартов" не имея никакого понятия об "АРИЗ".

Схема, которую я построил и описал ниже не претендует на полноту, более того я сознательно ограничился только тем минимумом, который позволяет начать разговор о сравнении двух парадигм.

Как всем известно, задолго до рождения ТРИЗ и тризовцев уже были "приемы". Они существовали в виде концентратов поискового опыта, подобно пословицам и поговоркам.

Из общих соображений можно ожидать, что до поры до времени, парадигма ТРИЗ строилась вокруг "железок", и в этом смысле была внутренне однородной, и если так можно выразиться, "чисто инженерной".

Последовательное появление таких островов, как РТВ (развитие творческого воображения), ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности) и Теория коллективов, которые уделяли человеку больше внимания, чем "железкам", естественно не остановило развития "железной ТРИЗ", и едва ли можно сказать, что этот процесс исчерпал себя.

Исключительно интересен момент появления первых, так называемых, ЗРТС (законов развития технических систем).

"Железная" ТРИЗ, которая существовала и развивалась до этого момента номинально обосновывала работоспособность "приемов" и "стандартов" тем, что они являются обобщением сильных решений, выявленных в патентном фонде.

Казалось бы поэтому, можно говорить о том, что это уже эволюционный подход, который использует "методологические плоды эволюции техники". Однако в подавляющем большинстве своих конкретных проявлений изобретательство - это не эволюционное развитие техники, а исправление последствий "ошибок", которые были сделаны в процессе создания этой техники.

В соответствии с этим применение приемов и стандартов было с неизбежностью направлено на решение главной задачи всех изобретателей - такое улучшение техники, которое можно сразу внедрить. В большинстве случаев связывать такие изобретения с процессом эволюции техники можно только с очень большой натяжкой

Поэтому принципиально важный момент в концептуальной эволюции ТРИЗ - это момент, когда различных подходов к решению изобретательской задачи накопилось достаточно много для того, чтобы между разрозненными подходами начали возникать связи.

На схеме это показано таким образом, что море парадигмы ТРИЗ проникло на территорию, которая имеет свое собственное название - "описание эволюции искусственной среды".

Очевидно, что движение внутрь территории, которая здесь названа "описание эволюции искусственной среды" будет продолжаться. Это добротное традиционное направление, "скелет" которого уже обозначен, и далее оно будет "обрастать мясом".

На моих глазах в течение последних нескольких лет происходит интересный процесс проникновения и врастания брэйнсторминга в парадигму ТРИЗ. Очень впечатляюще и, наверное, поучительно, что никто из тех, кто применяет ТРИЗ в Америке его (брэйнстроминг) не звал и признан он был только de facto, потому что многие американские слушатели начального ТРИЗ курса и особенно участники проектов по решению проблем с помощью ТРИЗ говорили: "А, ну понятно, ТРИЗ это такой организованный и упорядоченный брэйнсторминг с интеллектуальной поддержкой!".

Трудно привыкнуть к тому, что и якорем, который их удерживает на месте, и поплавком, за который они цепляются, чтобы не утонуть в новой для них идеологии, оказался тот самый брэйнсторминг - воплощение поиска идей методом проб и ошибок.

У меня лично нет никаких сомнений, что ассимиляция брэйнсторминга уже началась и она уже необратима. Со временем брэйнсторминг станет законной частью парадигмы ТРИЗ.

Не трудно видеть, что брэйнсторминг и родственные ему методы стимуляции творческой активности находятся на хорошо освоенной и интенсивно изучаемой территории, которая называется "поисковое поведение животных и человека". А что же такое "поведение изобретателя в процессе изобретения", если не поиск?

Таким образом, возвращаясь к ранее построенной метафоре, мы можем утверждать, что "ТРИЗ-море, внутри которого возникают острова методик и гипотез" разливается между тремя территориями: "эволюция искусственной среды", "поисковое поведение животных и человека" и, достаточно очевидно, "эволюция жизни".

Парадигма эволюции жизни - это на сегодняшний день наиболее проработанная и методически оснащенная эволюционная парадигма. Можно не сомневаться, что все, кто занимался эволюцией чего угодно, так или иначе делали попытки использовать эту парадигму для понимания эволюции объекта, который их интересовал.

Если не вдаваться в детали, то нижеследующий рисунок можно назвать "прогнозом развития ТРИЗ парадигмы на ближайшие годы".

Носители парадигмы

По определению, парадигма состоит из трех компонентов: содержание, носители и отрезок времени. Это значит, что глядя со стороны надо отслеживать не только изменение содержания парадигмы со временем, но и эволюцию структуры популяции носителей этой парадигмы.

Переход к "расширенной парадигме ТРИЗ" втягивает в дополнение к инженерам и педагогам, психологов и биологов, работающих с поисковым поведением, а также биологов эволюционистов.

Ниже для обсуждения я воспользуюсь следующими двумя метафорами.

" Назовем первичных носителей новой парадигмы, которые получили ее непосредственно из рук Учителя и его прямых учеников, племенем, члены которого (думаю, что многие - неосознано) ощущают свое родство и чувствуют себя избранными носителями истины, которую они несут другими людям.

" Вторая метафора - это представление проблемы в виде трехмерного тела. В этом случае любое видение проблемы из любой исходной точки - это только проекция на плоскость. Эта проекция может расширяться сколько угодно, но обратной стороны проблемы она отразить не может.

На сегодняшний день "тризовцы" это племя, у которого один родоначальник и не только общая культура, но и происхождение. Это ощущение племенной принадлежности и избранности во многом является опорой в борьбе за просвещение тех, кто еще не обучен.

Такое ощущение духовного родства, по видимому, является неизбежной начальной стадией развития любой парадигмы. Это очень сильный ресурс развития, который расширяет область существования парадигмы путем приобщения к ней новых носителей. Но этот ресурс ограничен. Когда наступает насыщение, такое мировозрение становится препятствием для развития.

В процессе обработки все новой и новой информации с точки зрения данной парадигмы, наступает момент, когда начинается или переоткрытие таких областей, которые уже существуют или переобъяснение их со своих позиций.

Например, нетрудно доказать, что "туземцы, конечно, жили около водопада Виктория, но это чепуха, потому что мы пришли и по настоящему его открыли, и вот теперь он есть". В географии эта "проблема открытия" решена очень четко и однозначно. Географическое открытие - это нанесение объекта на карту, которой пользуются не только открыватели и открываемые, но и непричастные к ним и независисмые от них народы. Другими словами, есть союз равноправных открывателей, которые ведут себя одинаково и согласовано - хотят знать среду, в которой они живут и пользоваться ей.

Попытки построить империю под своим, дорогим сердцу, названием, характерны для каждого открывателя и выглядят они как попытки навязать свою истину всем остальным, потому что эта истина более истиннная, чем все остальные. Ирония, однако, в том, что результат этих усилий не предсказуем. В научном мире бытует анекдот, что Колумб сделал открытие, а Америго Веспучи всего лишь написал на эту тему обзор. Однако континет называется Америка.

Стадия "родо-племенного" мышления в создании парадигмы неизбежна, потому что носители любой парадигмы это люди, и общность поисхождения и существования для них необходима по их биологической природе.

Среди основных ресурсов начального развития и распространения парадигмы можно выделить исходную новизну и привлекательность идеи; личность отца-основателя; причины, по которым к Учителю приходят последователи и ученики; окружающую обстановку, которая способствовала зарождению этого племени. Но всегда наступает момент, когда все это исчерпывается, и попытки продолжать дело по старому со старой моделью развития в голове начинают приводить к пробуксовыванию.

Обсуждения парадигмы ее носителями ("кто мы и куда идем") независимо от того, какая это парадигма, и кто ее носители, на этой стадии становятся жизненно необходимыми и в той же мере болезненно-неприятными. Нагляднейший пример - это парадигма "марксизма-ленинизма" и времена "перестройки" в Советском Союзе. Очень легко доказать на этой стадии, что такое обсуждение - это "ковырятельство" в тот момент, когда надо сплотиться, укрепиться в своем единстве, собрать все силы, переломить ситуацию и продолжать победное развитие.

Надо признать, что эти доказательства разумны и убедительны. Во-первых, уже есть достаточно сильное понимание и объекта и целей. Это понимание работает. Оно привело нас туда, где мы есть. Это понимание продолжает работать, его ресурс еще не исчерпан. Во-вторых, азбука все равно не меняется по мере усложнения грамматики и развития языка и смыслов, которые он несет. И так далее… Короче, работать надо. Не надо только разнобоя и пустых разговоров …

Если бы переход от одной парадигмы к другой не был таким болезненным и неудобным для ее носителей, он не имел бы столь широко распространенного названия и не был бы выделен в отдельный феномен.

Согласно определению, принятому у науковедов, "пришелец" - это тот, кто пытается расширить парадигму. Для этого он должен или деформировать существующую или ввести на равных другую парадигму для рассмотрения тех же проблем, или же целиком поменять старую парадигму.

Он пришелец не только по названию. В рамках нашей метафоры он другого рода-племени и его задача, сохранив свою идентичность и независимость своего происхождения и интеллектуального существования, показать, что проблема, которой занимается племя, не просто шире, она вся целиком может быть описана по другому. Пользуясь ранее предложенной "геометрической метафорой" можно сказать, что и новое предлагаемое описание и существующее представляют собой только одно- или двумерные проекции некоего трехмерного тела, описание и понимание которого недостижимо в рамках родоплеменного мышления и поведения.

Таким образом, завершаяя метафорическое рассмотрение, можно заключить, что следующий этап эволюции ТРИЗ - это равноправный союз разных племен, который позволит выработать следующего уровня сложности культуру "поискового (изобретательского) поведения и понимания принципов эволюции как искусственной, так и естественной среды".

Компьютерная метафора, описывающая последовательные этапы эволюции парадигмы ТРИЗ

Представим себе, что современная ТРИЗ это разрозненный набор файлов, каждый из которых можно изучать и разрабатывать сравнительно автономно, например, "Вепольный анализ", АРИЗ, "Стандарты", РТВ, и др.

В рамках такой метафоры следующий шаг в эволюции ТРИЗ можно описать как размещение файлов в три фолдера:

" Первый фолдер - это "поведение человека (изобретателя) в искусственной среде с целью изменения этой среды в условиях стресса, вызванного одновременным воздействием трех факторов: неопределенности информации, дефицита времени, и неотвратимости наказания и / или поощрения".

" В этот фолдер кроме ТРИЗ файлов входит брэйнсторминг и другие методы стимуляции поискового поведения

" Второй фолдер - "исследование изобретения"

" Третий фолдер - это попытки построить объяснения эволюции технических систем, в частности, законы развития технических систем, линии эволюции, направляемая эволюция

Следующий шаг - это появление четвертого фолдера под названием "Теория размножения технических организмов". Он претендует на то, чтобы быть, как минимум, мостом между описаниями эволюции жизни и эволюции технических систем и, как максимум, крышей, которая накрывает объяснения и описания обоих видов эволюций.

Следующий шаг - это проверка можно ли объеденить все эти фолдеры в одну директорию - "расширенная парадигма ТРИЗ", которая со временем получит свое собственное имя, то ли связанное со словом "ТРИЗ", то ли нет.

Основание для объединения - это демонстрация того, что эти, традиционно рассматриваемые порознь, процессы или явления, а именно: эволюция жизни, эволюция технических систем и эволюция поискового поведения человека в искусственной среде, не являются независимыми. Они не эволюционируют порознь. Они взаимодействуют. Открытый вопрос, как они взаимодействуют? Коэволюционируют? Или самая быстрая из этих эволюции фактически управляет другими более медленными?

Как бы то ни было, происходит единая эволюция конгломерата трех явлений: жизнь, технические системы и поисковое поведение человека (изобретателя), которое эти технические системы создает и меняет, и таким образом является движущей силой их эволюции.

Рассмотрим для примера следующий вариант:

" Поисковое поведение - это изобретательская деятельность в биотехнологии с ее культурой и нормами

" Технические системы и искусственная среда - это новые технологии, инфраструктура и профессии, связанные с биотехнологией

" Жизнь - это растения, животные, бактерии и тому подобное

Одним из результатов совместной эволюции трех перечисленных выше компонентов являются новые формы жизни в виде трансгенных растений, животных и бактерий, в виде культур клеток и тканей, новых симбиозов и других форм ранее не существовавших в природе.

Это именно совместная эволюция, потому что появление этих новых форм жизни это (с точки зрения "эволюции жизни") акт эволюционного значения. Для поддержания этих форм жизни необходимы изменения в искуственной среде, которая поддерживает эти формы и обеспечивает их использование человеком (т.е. необходима эволюция искусственной среды). А для этого необходимы изменения в поведении изобретателей, например, такие как соблюдение мер защиты, которые могут резко ограничивать круг допустимых действий изобретателя ( т.е. эволюция поискового поведения человека).

Таким образом, именно комплексная эволюция трех областей (искусственная среда, жизнь, поисковое поведение человека с целью изменения искусственной среды) является основой для объединения этих фолдеров в одну директорию.

В рамках "расширенной парадигмы ТРИЗ" можно рассматривать "направляемую эволюцию (Directed Evolution)" как междисциплинарную науку, которая имеет центральную идею: "осознать методы построения искусственного мира человеком и движущие силы эволюции этого мира, таким образом, чтобы научить человека контролировать эту эволюцию локально в пределах зон заданного размера и координировать относительное развитие таких зон, находящихся под контролем".

Следующий абзац написан для читателей, которые любят простые физические модели сложных системных процессов. У остальных прошу прощения за заумность.

В качестве физической модели, иллюстрирующей последствия применения Directed Evolution, можно использовать структуру жидкости: локально жесткая структура кластера свободно плывущего в хаосе. Кластер существует ограниченное время и затем исчезает, но в это время в другом месте появляется другой кластер.

К счастью методология Directed Evolution не имеет пока достаточно силы и опыта для необратимого изменения направлений эволюции как искусственной среды так и жизни. Однако аналогия с эволюцией оружия от палки до оружия массового поражения вынуждает нас уже сейчас думать о том, что будет, когда эта методология станет достаточно сильной и широко распространенной. Как предвидеть и предотвращать необратимые последствия вмешательства в эволюцию искусственной среды и жизни?

Совместная эволюция трех эволюций

"Расширенная ТРИЗ"

Сегодня ТРИЗ - это то, что называют этим словом люди, которые его развивают, преподают, изучают и применяют.

Под это реально существующее название - ТРИЗ не попадает то, что я насочинял в этой работе. Поэтому я воспользуюсь промежуточной формулировкой "расширенная ТРИЗ" и буду описывать дальше как я представляю себе, так называемую, "расширенную ТРИЗ".

"Расширенная ТРИЗ" это наука о последствиях "эволюции жизни", которая породила "поисковое поведение", в результате развития которого, возникла способность людей создавать "искусственную среду", которая начала влиять на естественную среду и через это влияние начала ограничивать и регулировать "поисковое поведение человека", (часть которого - это "изобретательство"), все больше и больше направляя его не столько на создание искусственной среды за счет уничтожения ресурсов естественной среды, сколько на достижение, сохранение и укрепление равновесия этих двух сред.

Последствия, которые являются предметом науки "расширенная ТРИЗ", могут быть описаны следующим образом:

" Появилось новое понимание: ТРИЗ на ранних стадиях своего развития научилась распознавать и выявлять приемы и стереотипы, с помощью которых человек в режиме поискового поведения создал искусственную среду.

" Появились новые цели: в частности, "создание интеллектуального инструмента, который позволит повысить эффективность изобретательства и усилить способность человека создавать заново и изменять уже существующую искусственную среду"

" Появилось второе поколение целей, возникших в результате усилий по достижению первоначальных целей ТРИЗ: в частности, "построить такое понимание и описание эволюции искусственной среды, которое позволит контролировать эту эволюцию".

" Следующая стадия, и это уже мои домыслы, будет осознание и описание "совместной эволюции трех эволюций", а именно эволюции жизни, эволюции искусственной среды и эволюции поискового поведения.

" В этой формулировке: "совместная эволюция трех эволюций", нет оговорки или тавтологии. Это и есть специфика "расширенной ТРИЗ", в связи с которой эта междисциплинарная наука не сводится к другим существующим наукам. Эти три эволюции имеют свои очень сильные и не сводящиеся одна к другой движущие силы. Они начались и достаточно долго развивались независимо от друг друга.

" Очень поверхностно, но наглядно, каждую из этих эволюций можно уподобить струе жидкости, которая в результате эволюции меняет свой цвет. И вот сейчас, на наших глазах эти три струи начали перемешиваться в условиях, когда каждая струя по прежнему меняет свой цвет под воздействием своих собственных причин и одновременно попадает под влияние тех сил, которые меняют цвет остальных струй.

Можно построить такую последовательность событий:

" Сначала шла эволюция жизни и появился мозг как часть организма.

" Благодаря этому появилось и начало эволюционировать поисковое поведение в естественной среде

" В результате эволюции поискового поведения начала возникать искусственная среда

" Доля искусственной среды в составе естественной возрастала до тех пор, пока не началось "разрушительное по сути и заметное по объему" обратное влияние искусственной среды на естественную.

" После этого началось ограничение поискового поведения со стороны естественной среды.

" В настоящее время уже началось и развивается такое взаимодействие этих трех эволюций, которое может быть описано как "совместная эволюция трех эволюций"

" Первые примеры - это создание новых форм жизни и, в связи с этим, новых форм искусственной среды для их поддержания и новых форм поискового поведения для дальнейшего развития и использования этих новых форм жизни.

Три точки зрения на эволюцию ТРИЗ

Во первых, можно сказать: "то, что сделано - это уже законченная конкретная наука, которую нельзя портить, пытаясь прилепить к ней самопальные выдумки и пытаясь размазывать ее влияние на все, что попадается на глаза. Надо правильно организовать существующий материал и преподавать его тем, кто будет применять его для достижения практических целей".

Это разумная позиция, которой есть опора в истории науки. Например, не я придумал, что равновесная термодинамика это законченная наука, которую развивать - только портить. (http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/vv/papers/ecce/ethics/krylov.htm). Не сомневаюсь, что сторонники такой позиции могут привести много подобных примеров.

Во-вторых, можно сказать: "надо продолжать развитие ТРИЗ не меняя его понятийного аппарата и не добавляя новых сущностей, другими словами, работать под девизом: расширение применения и углубление понимания".

В-третьих, можно попробовать понять максимально расширенную парадигму, частью которой является современная ТРИЗ со всеми ее достижениями. Далее можно именно эту расширенную парадигму назвать словом ТРИЗ, а все остальное (существующее и ожидаемое) определять как составные части ТРИЗ.

В этом случае термин ТРИЗ выйдет на уровень таких обобщающих понятий как, например, физика, химия, биология, социальные науки.

Для того чтобы внешне отразить такой максимальный уровень общности, надо перестать писать это слово большими буквами, которые как племенная или кастовая раскраска лица напоминают всем о происхождении слова раньше, чем о его смысле.

Это очень большая претензия, но она вполне конкретна и ее можно проверить. Если эта претензия несостоятельна, то наука ТРИЗ со своим предметом исследования окажется частью одной из "традиционных наук".

ТРИЗ - междисциплинарная наука

Таким образом, можно взять существующую классификацию наук и локализовать место "расширенной парадигмы ТРИЗ". Фактически это будет процедура определения потенциального масштаба этой нововозникающей науки.

С одной стороны, междисциплинарная наука не может возникнуть раньше тех наук, "между которыми она находится". С другой стороны, если рассматривать науку как шатер, внутри и под которым работают ученые, то можно представить себе два вида междисциплинарных наук.

Одна разновидность, как например, биофизика или биохимия - это шатры между шатрами других наук. Другая разновидность - такой шатер, который накрывает не только промежутки между науками, но и сами эти науки. Экстремальный пример - это философия науки, которая забрала под себя все науки со всеми промежутками между ними.

В этом смысле все классические большие науки, например, такие как физика, химия, биология, науки о Земле и социальные науки являются междисциплинарными - они скрывают под своими шатрами десятки самостоятельных и хорошо развитых наук.

Если современная ТРИЗ - это зародыш такой большой классического уровня науки, то какие науки она может со временем забрать под свое крыло? Какого уровня единство происхождения, строения и функционирования, (подобное, тому единству, которое легко видеть, например, в случае биологии) она может описывать?

Все современные эволюционные теории могут быть представлены или названы как "эволюция чего-нибудь", например эволюция жизни, эволюция Вселенной, эволюция Земли и других планет и так далее. Все эти науки в своем подходе имееют нечто общее - они изучают природу, они изучают то, что существует независимо от человека и от его действий. Другими словами, движущие силы этих эволюций имеют природное происхождение и не зависят от человека.

В рамках этих наук нет и не может быть речи о постановке вопроса как повлиять на эти "движущие силы эволюции" и изменить их. Использовать эти силы - пожалуйста. Например, одомашнивание животных и выведение новых пород это прямое использование принципа естественного отбора.

Но есть другая разновидность эволюции, которая была не всегда. Она появилась и проявляет себя только в историческое время. Это эволюция искусственной среды, которую создал и продолжает создавать человек.

Эта среда уже стала вполне самостоятельной. Без ссылок, которые легко найти на интернете, упомяну два факта. Общее количество энергии, которое вырабатывается в рамках искусственной среды за год, уже сравнимо с общей энергией тектонических процессов, выделяемой за тот же год. Количество земли, которое люди сдвигают в результате свой производственной и жизненной активности уже в 10 раз превышает количества земли переносимой с одного места в другое в результате всех природных геологических процессов.

Вернадский со своей точки зрения описал это явление словами, смысл котоых можно передать так: "Мысль стала планетарным явлением".

В рамках расширенной парадигмы ТРИЗ можно сказать, что эволюция поискового поведения, цель которого изменить искусственную среду, в которой человек существует наравне с естественной средой, дошла до стадии, когда три, ранее независимых процесса, переплелись и стали влиять друг на друга.

Такое взаимовлияние изменило относительные роли разных движущих сил эволюции, в особенности сил, для которых времена возникновения ответа на воздействие сильно отличаются. Аналогия: пламенное горение или взрыв это разные процессы с разными последствиями по одной причине - "скорости возникновения и накопления первоначально одних и тех же изменений сильно отличаются", что и приводит к разным последствиям.

В масштабах скоростей эволюции жизни эволюция искусственной среды идет со скоростью взрыва. Однако скорость эволюции поискового поведения до последнего времени была не выше, а скорее всего, ниже скорости эволюции искусственной среды. Количественные изменения, связанные с накоплением искусственных предметов и созданием среды или, другими словами, инфраструктуры, не требовали высокой скорости создания и внедрения новых идей.

ТРИЗ открыл шлюзы. Скорость появления новых идей и их потенциальная эффективность растут со скоростями взрыва уже по отношению к искусственной среде. Какова же она тогда по отношению к скорости эволюции жизни? Взрыв в квадрате или "взрыв в степени взрыва"?

Я думаю, что такое развитие событий порождает новую категорию наук, которую условно можно назвать "антропогенная эволюция элементов искусственной среды". Главное в этом названии не то, об эволюции чего идет речь (элементы искусственной среды), главное то, что эта эволюция порождена действиями или поведением человека.

На языке нашего описания, шатер, например, научной дисциплины "эволюция вселенной" накрыт большим шатром физики. Шатер "предбиологической эволюции жизни (возникновение комплексов органических и полимерных молекул)" накрыт шатром химии. "Эволюция жизни" входит в биологию, а "эволюция общественных отношений животных и человека" входит в социальные науки. Все эти отдельно стоящие шатры эволюционных дисциплин не объединены и не могут быть объединены в один шатер каким-нибудь условным названием вроде "эволюция всего", потому что каждый из них не только привязан к своему "эволюционирующему объекту", но и описан на своем языке, отличающемся от "языков других эволюций".

С другой стороны, в эволюции любого искусственного объекта, вызванной антропогенными причинами, или, попросту говоря, в эволюции, являющейся следствием поискового поведения человека, главное не объект, а причина, по которой он меняется.

Эта причина - действия человека, который что-то делает и, в основном, не понимает, что он творит, потому что отдаленные последствия, с точки зрения целей человека и сроков его жизни, наступают слишком поздно. Но с точки зрения скоростей эволюции, они накапливаются со скоростью взрыва.

Поэтому эволюция всего того, что меняется в следствие поисковой активности человека, должна быть предметом рассмотрения одной науки.

Такое содержание науки не могло возникнуть до того как появилось само явление взаимодействия трех эволюций, одна из которых порождена неестественными причинами, а именно, поисковым поведением человека.

Таким образом, объединяющим фактором такого эволюционного рассмотрения являются не объекты, которые эволюционируют, а причина, по которой они эволюционируют. Предметом этой науки является изучение эволюционных по масштабам последствий, в прямом смысле этого слова, творчества человека.

С этой точки зрения слово ТРИЗ может иметь такого же уровня обобщаюшее значение как физика или химия.

Например, можно сказать "физика атома", что понятно и традиционно, или "физика мышления", имея в виду, например, те перемещения в пространстве микро- и макро- частей тела, которые сопровождают или обеспечивают процесс мышления или являются следствием мыслительного акта.

Точно также, если согласиться с возможностью разработки науки "расширенная ТРИЗ", можно будет сказать "расширенная ТРИЗ атома" и "расширенная ТРИЗ мышления".

В этом случае, например, "расширенная ТРИЗ атома" - это описание тех антропогенных эволюционных изменений, которые произошли со структурой атома и с процессами, в которые вовлечены атомного уровня превращения, например, появление и развитие атомной бомбы, атомного реактора, синтеза новых атомов.

Все это, с точки зрения внутренних механизмов этих изменений, относится к физике. С точки зрения технологий производства - к инженерному делу. С точки зрения организации и обеспечения - к экономиеке, менеджменту и политике. И так далее.

Но по эволюционным последствиям, а также с точки зрения изобретения новых путей, которые были найдены, созданы и выбраны для воплощения идей на уровне физики, инженерии, бизнеса и экономики - это уже "расширенная ТРИЗ". Точно также с точки зрения системных изменений, которые возникли в результате приложения изобретательской активности как непосредственно к самому атому (например, синтез несуществующих в стабильном состоянии атомов), так и к атомным процессам (атомная бомба, атомные станции, атомные часы и др.) - это тоже "расширенная ТРИЗ".

Сегодня "рассекреченная история атома" показывает сколько избретательности было проявлено! И все это можно описать и объяснить в терминах ТРИЗ так же как и показать, что с точки зрения идеологии той же ТРИЗ многие эволюционного масштаба последствия такого изобретательства были видны заранее уже в момент изобретательства.

Инженерная техника безопасности в этой деятельности соблюдалась, потому что последствия ее нарушения проявлялись мгновенно, а, условно говоря, "ТРИЗ безопасность", естественно, игнорировалась.

Тогда это происходило по неведению. Но "расширенная ТРИЗ генома", например, или "расширенная ТРИЗ ДНК" могут быть раскручены сейчас, пока еще не поздно повлиять на выбор путей, чтобы не вырулить, например, к "ДНК хиросимам и чернобылям"

Короткое слово ТРИЗ может закрепиться как термин обозначающий "эволюцию, порожденную и движимую последствиями реализации человеком, или точнее всем человечеством, своей поисковой активности".

Совсем коротко, я думаю, можно сказать, что "триз объекта" - это "описание, анализ и прогноз антропогенной эволюции объекта в терминах, которые позволяют выбирать разные пути влияния на эту эволюцию" (в следующей главе я объясню, почему слово триз написано маленькими буквами).

Из-за того, что антропогенная эволюция идет со скоростями много больше, чем скорости природной эволюции, ее можно выделить в автономный объект рассмотрения. Аналогия: эволюция собаки от исходной формы до гигантского разнообразия пород произошла на планете Земля, которая тоже эволюционирует. Но за короткий срок очень быстрой эволюции собак, эволюция Земли никак себя не проявила. В то же время, в эволюции видов, существующих сотни миллионов лет, эволюция планеты Земля во многих случаях была определяющим фактором. (Например, континенты разошлись и изолировали две группы представителей одного вида. В следствие этого они пошли в эволюционных изменения разными путями).

Что именно в современном содержании термина ТРИЗ позволяет думать о возможности его расширительного толкования, один из вариантов которого я описал?

Первоначально аббревиатура ТРИЗ возникла в процессе создания теории изобретательства и означает "теория решения изобретательских задач". Изобретательство - это частный случай общего процесса изменения. Если ничего не изменилось, то и акта изобретения не было, не правда ли? А любое конкретное изменение - это один из многих эпизодов, которые складываясь порождают процесс, который называют эволюция. Для любого изменения существует вероятность того, что оно приведет к отдаленным эволюционно значимым последствиям. Другими словами, мы не можем знать заранее как велика будет та движущая сила эволюции, в создание которой вносит свой вклад данное изменение. Слегка затертый, но вполне уместный поэтический аналог - это строки Тютчева "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется".

Это означает, что изобретательство живет и работает под шатром эволюции, но не любой, а только той, которую творит человек. В методологии понимания и описания этой эволюции не важно какие именно объекты или процессы эволюционируют, важно, что причина этой эволюции - поисковое поведение человека.

Итак, построена цепочка: изобретение порождает изменение; изменение ведет к эволюции. Эволюции бывают двух видов: медленная, природная и искусственная, "взрывная", порожденная поисковой активностью человека. Изобретательство является одной из основных причин, которые порождают изменения, которые ведут к взрывной по скорости и антропогенной по природе эволюции искусственной среды.

Поэтому, образно выражаясь, частное название ТРИЗ, которое было построено "для применения в одном из департаментов организации", можно "повысить в должности" и сделать сделать словом "триз", которое является названием всей организации.

Вот и получается, в конце концов, что все науки, которые занимаются и могут заниматься взрывной эволюцией, порожденной антропогенными причинами или точнее поисковым поведением человека, можно объединить под одним шатром, и назвать его "расширенная ТРИЗ", расчитывая, что нелепая приставка отвалится со временем сама собой. Один из возможных вариантов имени для этого шатра -"триз". (написано маленькими буквами).

триз маленькими буквами

Одна из возможностей - сохранить слово ТРИЗ написанное большими буквами, с расшифровкой его как аббревиатуры названия "теория решения изобретательских задач", в качестве названия совокупности всех поисковых методов, инструментов решения задач и теоретических представлений, которые входят в современную парадигму ТРИЗ, и которые появятся в будущем на основе тех понятий, на которых построен современный ТРИЗ.

На этом рисунке триз показан как область, в центре которой расположена "ТРИЗ", справа от нее в будущем (время на схеме течет слева направо) находится "направляемая эволюция", а слева, то есть в прошлом - "реконструированная эволюция". Кроме этого в область, которая называется "триз", частично попадает "общая теория размножения организмов"

Рассматривая вопрос во временной проекции и опираясь на рисунок можно говорить о "локальной ТРИЗ", которая работает с объектом в его ближайшей временной окрестности или, другими словами, с объектом, который существует в том самом настоящем, которое еще не стряхнуло, с себя прошлое, но уже начало входить в будущее.

Что такое триз (маленькими буквами)?

Таким образом, триз - это наука о процессе и последствиях антропогенной эволюции искусственной среды, (техника, искусство, интеллектуальные конструкции, etc.) порожденной "поведением изобретателей", целью которых было локальное изменение этой искусственной среды.

Один из примеров приложения такого понимания термина триз, был приведен выше, когда я очень кратко, можно сказать, на бегу, и только для иллюстрации предыдушего поворота мысли, описал, что можно было бы называть словами "триз атома".

Каждый, кто прошел ТРИЗ обучение и преподавал его, знает одно из откровений, которое посещает многих, если не всех: "Почему же не применить ТРИЗ для развития самого ТРИЗ?! Давайте применим!"

Давайте. При таком подходе, опираясь на вышеприведенное определение, что такое "триз", можно сделать триз объекта, который называется "парадигма ТРИЗ".

Компонентами такого триз рассмотрения и описания будут работы, часть которых уже фрагментарно выполнена:

" Описание и анализ современной парадигмы ТРИЗ как объекта с использованием следующих основных терминов и понятий ТРИЗ: идеальность, противоречие, ресурсы развития, операторы, S-кривая, законы развития систем и линии эволюции.

" Описание материальных и информационных потоков, порождаемых активностью носителей парадигмы ТРИЗ, и структур, которые могут возникать и уже возникают вокруг этих потоков. Вопрос для выяснения: те ли это потоки, вокруг которых могут и должны возникать самоподдерживающиеся и размножающие себя структуры?

" Описание современной парадигмы ТРИЗ в виде "нематериального размножающегося организма". Вопрос для выяснения: является ли эта парадигма самодостаточной для этого и, если нет, то что надо добавить, и какова может быть "структура, состав и поведение" такого организма?

" "Направляемая эволюция" ТРИЗ парадигмы

" "Реконструированная эволюция ТРИЗ парадигмы (Не только то, что было, но и то, как могло бы быть, и почему могло бы)

Коммерческая эксплуатация слова ТРИЗ

Некоммерческое исследование любого объекта и получение такой информации об объекте, которая может быть продана для коммерческого использования, существуют в разных плоскостях и влияют друг на друга опосредованно.

С этой точки зрения неизбежно существование целой популяции защищенных законом авторских названий, которые воспринимаются как название методологии, но выполняют роль названия для "творческой, производственной и бизнес активности группы людей, которые зарабатывают этой активностью средства для существования".

Неизбежность появления таких названий в биологических терминах объяснить очень просто - это опознавательные знаки, которые "демонстрируют особь и метят ее территорию или, точнее, территорию, на которую она претендует, и которую готова защищать".

Во всех случаях эти названия состоят из двух частей, отражающих "кто и что делает" и объединенных либо в одном слове, либо в одной фразе. Поскольку я тоже зарабатываю себе на жизнь такой активностью, я приведу в качестве примера только одно название, реклама которого мне выгодна: "Ideation-TRIZ".

Заключение

Наиболее вероятным на этой стадии мне кажется такое разделение сегодняшней ТРИЗ, которое приведет к обособлению (естественно, с частичным перекрытием) на две науки

" инвентологию - исследование существующих изобретений и поведения изобретателей, которые эти изобретения сделали и делают.

" триз - наука о процессе и последствиях антропогенной эволюции искусственной среды, (техника, искусство, интеллектуальные конструкции, etc.) порожденной "поведением изобретателей", целью которых было локальное изменение этой искусственной среды.

Сегодня краеугольным камнем и интуитивно-подсознательным оправданием существования ТРИЗ является "новое изобретение", которое появится в результате того, что ТРИЗ будет применен. Другими словами, если спросить себя, какое главное слово или два слова надо произнести в ответ на вопрос "зачем нам ТРИЗ", то ответом будут слова "новое изобретение".

Переинтерпретация термина "техническая система" приводит к тому, что главными словами оказываются - "исследование изобретения".

ТС (изобретение) это данность, такая же как ПТИ-ПТС "атом" или ПТИ-ПТС "молекула" и "наука исследования ТС (изобретения)" это такая же наука как физика или химия. Даже химия и физика не вполне похожи друг на друга, потому что объекты у них разные, а технические системы более высого уровня сложности, тем более, должны породить науку отличающуюся и от физики и от химии.

Так сложилось исторически, что наука занимается исследованием огромного разнообразия атомов и молекул и молекулярных структур в рамках сложившихся парадигм физики и химии и их достаточно, для того чтобы описывать строение, функции и эволюцию этих видов "технических систем".

Для того чтобы более сложные виды технических систем стали предметом научного исследования необходимо осознать их как разнообразие воплощения некоего единого принципа или модели. Например, "все, кто описан в таблице Менделеева" это атомы, какими бы разными они ни были. В чем их единство? Пожалуйста, открой учебник и прочитай. Аналогично о молекулах.

О чем эта книжка? О том, что, оказывается, можно найти один такой принцип, который объединяет все "не живые" и "не крупно-природные" системы в одно понятие"техническая система" и более того, оказывается, применяя это понятие можно "наносить практическую пользу" создавая новые изобретения, и что, быть может, важнее, изучать эволюцию технических систем.

Глава 18. Образное (метафорическое) описание эволюции ТРИЗ

Введение

"Образное описание" по определению не претендует на полный охват и отражение всех деталей. Наиболее полной аналогией "образного описания" является шарж, задача которого минимальными средствами, используя минимум деталей дать такое описание, которое позволит безошибочно опознать описываемый объект. Утилитарная ценность шаржа в том, что он привлекает внимание именно к тем деталям данного объекта, которые отличают его от других.

Почтовая марка, медаль и монета

Почтовая марка

Символом раннего ТРИЗ можно выбрать почтовую марку, потому что она одновременно и носитель информации и средство ее распространения.

У почтовой марки есть только лицевая сторона, на которой написана истина. Узнать, что на тыльной стороне невозможно, потому что марка приклеена к конверту. В основном, никто и не пытается это сделать, потому что еще много места для дополнений, изменений и развития на лицевой стороне. Те же, кто сразу начинают искать оборотную сторону этой истины неизбежно портят марку, потому что приклена она прочно и надежно.

Следовательно, все, кто пытается это сделать, фактически, оказываются врагами, которые рвут и портят почтовую марку.

Медаль

Постепенно классический ТРИЗ превращается в медаль, у которой есть официальная и успешная лицевая сторона, посвященная технической системе. Успехов на лицевой стороне достаточно много для того, чтобы гордится и испытывать уверенность.

Теоретически все понимают, что у медали должна быть тыльная сторона, которую тоже надо развивать, но с ней слишком много неопределенностей. Гораздо ближе к лицевой стороне оказывается ободок медали, который посвящают человеку, точнее изобретателю, а еще точнее, как и полагается на медали, героической творческой личности.

Монета

На следующем этапе символом ТРИЗ становится монета, в которой бывшие лицевые стороны марки и медали, на которых была написана истина, становятся тыльной стороной монеты, превращаясь в символ гарантии пользы (как герб государства или портрет королевы на монете). Лицевой стороной методологии становится лицевая сторона монеты, на которой написано сколько пользы она принесет. Ключевым становится количество наносимой пользы.

Предметом основной разработки становятся вопросы связанные с распространением в новые ниши технических систем и самого ТРИЗ. На этой же стадии информация на ободке монеты о человеке героическом (отвергаемый обществом изобретатель-одиночка) пополняется описанием людей практических (авторы, производители и потребители технических систем).

Представление эволюции ТРИЗ как увеличение количества осей в жизненном пространстве ТРИЗ

Последовательность описания выглядит следующим образом:

" Одномерное пространство. Одна ось развития.

" Двумерное пространство. Две оси развития.

" Трехмерное пространство. Три оси развития

Одномерное пространство. Одна ось развития.

Ось развития отражает происходящие во времени изменения технической системы.

Вдоль оси развития отложены величины "идеальности ТС"

Если вдоль оси развития откладывать величины "идеальности ТС", то, по определению, у каждой следующей ТС "идеальность" должна быть выше, чем у предыдущей.

Есть два независимых определения "идеальности ТС":

" Главное определение -"Идеальной называется ТС, которой нет, а ее главная функция выполняется".

" Второй вариант определения - "Идеальность ТС это неколичественное отношение пользы и вреда наносимого системой (кому и как они наносятся оговаривается мимоходом)

Второй вариант идеальности невозможно развивать в одномерном пространстве без разрушения целостности теории, потому что понятия, необходимые для подробного описания такой идеальности находятся вне технической системы и на оси развития им нет места. Компромис достигнут за счет сведения второго определения с уровня "понятие идеальности" на уровень "рабочий инструмент - локальная идеальность, необходимый для решения практических задач".

Вдоль оси развития отложены "специальные характеристики ТС"

Если вдоль оси развития откладывать "специальные характеристики" технической системы (динамичность, согласованность и др.), то, по определению, каждое следующее во времени "значение данной специальной характеристики ТС" должно быть "лучше" предыдущего.

Закономерности изменения "специальных характеристик ТС" вдоль этой оси называются ЗРТС (законы развития технических систем).

Описание эволюции ТС "на одномерном языке".

Механизм обеспечивающий движение ТС вдоль оси развития называется "разрешение противоречия"

Перевод задачи с обыденного языка на язык одномерного развития вдоль "оси развития ТС" осуществляется путем перехода от "технического противоречия", которое сформулировано на обыденном языке, к "физическому противоречию", которое локализовано только внутри ТС.

Внутри одномерного мира с неизбежностью возникают идеи не вписывающиеся в него. Очевидным образом, только те новые идеи, которые удается описать на одномерном языке, выживают.

Двумерное пространство. Две оси развития.

Одна ось по-прежнему отражает происходящие во времени изменения технической системы. Другая ось отражает происходящие во времени изменения рынка, на котором существует (выживает и размножается) техническая система.

По аналогии с первой осью вдоль второй оси надо откладывать "идеальность" и "специальные характеристики" рынка. Теоретически появление второй оси позволяет ввести группу новых понятий, среди них:

" "идеальный рынок для данной ТС".

" отбор со стороны рынка.

Введение понятия отбора влечет за собой необходимость введения понятия "популяция", внутри которой существует вариабельность (иначе из чего выбирать?). В данном случае это будет "популяция технических систем".

Появляются новые возможности. Перечислим некоторые из них.

" переход от парадигмы "эволюция технической системы" к парадигме "эволюция популяции технических систем"

" включение в понятийный аппарат ТРИЗ таких понятий как

" "ниша технической системы" (в согласовании с такими хорошо разработанными понятиями как ниши и сегменты рынка в маркетинге и экологическая ниша в биологии).

" "гибридизация и селекция технических систем"

Появление второй оси позволяет не только "легализовать" второе определение идеальности ТС, которое фактически включает в себя рыночные характеристики ТС в виде сумм всех полезных и вредных функций, но и объяснить, почему появилось два практически независимых определения идеальности, которые не сводятся друг к другу.

Трехмерное пространство. Три оси развития.

Одна ось отражает происходящие во времени изменения технической системы. Другая ось отражает происходящие во времени изменения рынка, на котором существует (выживает и размножается) техническая система. Третья ось отражает изменения, которые происходят с человеком, как следствие его "общения" с "технической системой".

По аналогии с первой и второй осями вдоль третьей оси надо откладывать "идеальность" и "специальные характеристики" человека, имеющего отношение к технической системе

Появление третьей оси позволяет разделить всех людей по их отношению к процессу размножения и распространения "технической системы" на пять категорий

" Изобретатели ТС

" Производители ТС

" Продавцы - распространители ТС

" Потребители ТС

" прямые

" косвенные

" пассивные

" Инвесторы

Один и тот же человек по отношению к данной технической системе может принадлежать к одной или сразу к нескольким категориям. По видимому, можно сделать следующие утверждения:

" принадлежность человека одновременно к разным категориям может вызывать у него внутренний конфликт, который будет повышать неопределенность в принятии решений.

" принадлежность к определенной категории, по видимому, склоняет человека к принятию решений типовых для данной категории.

" способность к не типовым решениям не только варьирует от человека к человеку, но у одного и того же человека может меняется при переходе из одной категории в другую.

Появление третьей оси позволяет:

" ввести понятие "идеальный участник команды размножения технической системы (изобретатель, производитель, потребитель, продавец-распространитель, инвестор)"

" рассматривать прямое и косвенное влияние на выживание и размножение технической системы таких процессов как обучение ТРИЗ участников "команды размножения технической системы".

" ввести понятие "предпочтительности данной ТС для команды, которая возьмется или не возьмется ее размножать"

Стрельба по мишени

Если в качестве образа "одиночного изобретения" определить выстрел из винтовки в мишень, то образом "инкубатора первичных изобретений" будет стрельба из пулемета.

Эти два образа обращают наше внимание на историческое явление: переход от винтовки к пулемету потребовал понимания и развития новой парадигмы стрельбы по мишени основанной на новом понятии "плотность стрельбы".

Аналогично этому, можно ввести понятие "плотность идей на один шаг эволюции".

Смысл этого понятия можно описать так. Каким бы ни было требование рынка, которое надо удовлетворить, для того чтобы предлагаемое нами следующее поколение ТС на этом рынке выжило, в нашем "инкубаторе первичных изобретений" должны найтись заранее заготовленные варианты полных или частичных решений. Другими словами, "инкубатор" стреляет по мишени не прицельно, но плотно. Мы не знаем заранее какая именно "идея-пуля" попадет в ту (заранее никому не известно какую) мишень, которую поднимет рынок, но гарантируем, что какая-нибудь попадет, потому что плотность идей в "инкубаторе первичных изобретений" достаточно высока.

Продолжение следует


Главная    Теория    Эволюция и изобретатель