Главная    ПРОЕКТЫ    Обсуждение вопросов теории     ТПАнализ: задача об автобусе – пояснения – 2

Размещено на сайте 28.05.2008.

ТПАнализ: задача об автобусе – пояснения – 2

Эдуард Курги (Россия)



Пояснение 11. ТС.

Что есть ТС в задаче об автобусе?

Возможные варианты ответа на этот вопрос приведены в следующей таблице.

Здесь под автобусом понимается «железка», включающая в себя корпус, колеса, двигатель, трансмиссию, рулевое управление и т.п.

Как видим, вариантов много. Единственное, что их связывает, это наличие автобуса в каждом из них.

Рассмотрим несколько из этих вариантов.

Вариант 1. ТС – автобус.

В этом случае ТС («железка») явно неработоспособна и похожа на «памятник», а не на функционирующую систему. Ведь автобус сам по себе (без дизтоплива и водителя) не в состоянии даже двигаться. Здесь возникает вопрос – а корректно ли применять ЗРТС к «памятнику»?

Вариант 2. ТС – автобус с дизтопливом и водителем.

Дизтопливо с водителем «придают жизни» автобусу! Но хватит ли этой «жизни» для реальной работоспособности автобуса? Ведь если не будет соответствующей автобусу дороги, то ни о каком эффективном функционировании говорить не приходится. То есть без дороги автобус не способен функционировать. А ведь именно способность выполнять определенную функцию и является основной характеристикой ТС!

Вариант 3. ТС – автобус с дизтопливом, водителем и пассажирами.

Главная функция автобуса – перевозить пассажиров. Если не будет пассажиров, то автобус как соответствующая ТС теряет смысл. А если включить пассажиров в понятие ТС, то само название ТС (техническая система) начнет диссонировать с общепринятыми в последнее время употреблениями, такими как: Техника – это то, что стоит между Человеком и Природой, Человеком и Человеком, Природой и Природой, Техникой и Природой, Техникой и Техникой. По-крайней мере, везде здесь Техника не объединяется непосредственно с Человеком, для которого она, в конечном счете, и функционирует. Принято говорить, что автобус функционирует для пассажиров, а не что автобус и пассажиры функционируют вместе.

Против каждого из вышеприведенных и оставшихся за рамками рассмотрения вариантов ТС можно привести достаточно убедительные возражения. И тогда получается, что ТС есть понятие неопределенное. И неопределенность эта не временная, а постоянная, изначально внутренне присущая самому этому понятию. Возникает вопрос – а корректно ли строить систему законов развития (ЗРТС) для неопределенного понятия ТС?

Пояснение 12. Объекты и Внеобъекты.

Почему в ТПАнализе используются термины «Объект» и «Внеобъект» вместо, например, терминов «Компонент ТС» (или «Компонент системы») и «Компонент НадТС» (или «Компонент надсистемы»)?

Потому что до сих пор в ТРИЗ нет единого понимания не только понятий «ТС» и «НадТС», но и понятий «Система» и «Надсистема».

Например, что является ТС в задаче об автобусе? Естественно, сразу хочется сказать – автобус! А что входит в состав автобуса? Корпус, колеса, двигатель и т.д. А водитель!? Является ли он неотъемлемой частью ТС? Ведь сегодня один водитель, завтра – другой! Но что такое корпус, колеса, двигатель и т.д. без водителя? Ничто! Просто груда железа, не способного даже передвигаться.

В ТРИЗ сложилась практика невключения человека, управляющего машиной, станком и т.д., в состав соответствующей ТС. В ЗРТС, сформулированных Г.С.Альтшуллером, нет никаких намеков на «присутствие» человека в понятии ТС.

Если рассматривать автобус с водителем как ТС, то возникает вопрос – а почему бы в ТС не включить еще и дорогу? Ведь без дороги, как и без водителя автобус будет неработоспособным! А пассажиры? А дизтопливо? А автозаправочные станции?

Что является надсистемой (НадТС) для автобуса? Входит ли в нее воздух, сквозь который «продирается» автобус во время движения? Или надсистема для автобуса – это только то, что непосредственно связано с автобусом? То есть маршруты движения, остановки, пассажиры, дорожные знаки. Но ведь автобус на дорогах соседствует с другими автомобилями! Да и пешеходы оказывают не последнее влияние на действия водителя автобуса.

К сожалению, пока нет однозначности в терминологии ТРИЗ. Чтобы эта терминологическая неоднозначность не мешала ходу анализа ТП, были выбраны более нейтральные термины – «Объект» и «Внеобъект». Ведь главное в ТПАнализе, как и в любом другом аналитическом методе поиска новых решений, не «вязнуть» в определениях, а «вязнуть» в концепциях решений. В качественных методах анализа, ориентированных на поиск новых решений, всегда присутствует доля неопределенности.

Представляется важным свести эту неопределенность к минимуму, но не «переступить порог». Введение терминов «Объект» и «Внеобъект» вместо общепринятых терминов, напрямую связанных с понятиями «Система», «Надсистема», «ТС», «НадТС», не есть усложнение, это, всего лишь, избегание терминологических «капканов». Отдаленное подобие отказа от технических терминов при формулировании задачи.

Объекты задачи – это объекты, без которых задача теряет смысл. Это «необходимые» объекты задачи.

Внеобъекты задачи – это объекты, которые не столь существенны для формулирования задачи. Это «достаточные» объекты задачи. Внеобъекты не обязательно вещественны. Это могут быть, например, правила дорожного движения (ПДД) или автобусный маршрут.

Граница между объектами и внеобъектами задачи носит в некоторой степени условный характер, но вместе с тем эта граница вполне определяема в каждом конкретном случае, в каждой конкретной задаче.

Пояснение 13. Узловой объект задачи.

Узловым объектом задачи (УОЗ) является объект, с которым непосредственно связаны конфликтующие параметры рассматриваемого ТП.

Это автобус, а не корпус автобуса. Корпус автобуса – это, всего лишь, «коробка», характеризующаяся внутренним объемом, а не вместимостью. Сидячие и стоячие места для пассажиров не входят в понятие корпуса. Вместимость автобуса определяется не только корпусом, но и его внутренней планировкой. Более того, корпус сам по себе (без колес, без рулевого управления, без двигателя и т.д.) не способен поворачиваться. То есть поворачиваемость есть параметр автобуса, а не корпуса.

Узловой объект задачи – это, своего рода, базовый объект ТП. Он может, в зависимости от задачи, представлять собой совокупность нескольких объектов, в том числе даже относящихся к разным системам. Главное, чтобы эта совокупность объектов была непосредственно увязана с ТП-образующими параметрами.

Пояснение 14. Неузловые объекты задачи.

Неузловые объекты задачи – это другие объекты задачи, которые не вошли в состав УОЗ, но без которых УОЗ не может функционировать или его функционирование бессмысленно.

В задаче об автобусе – это водитель, пассажиры, дорога (в том числе перекресток).

Граница между узловым объектом задачи и неузловыми объектами задачи носит довольно условный характер, но вместе с тем эта граница вполне определяема в каждом конкретном случае, в каждой конкретной задаче.

Пояснение 15. ТП.

В Классической ТРИЗ сосуществует много разных формулировок ТП. Это и конфликт между свойствами системы, и конфликт между частями системы, и «межранговый» конфликт (между системой и надсистемой, между системой и подсистемой)...

В ТПАнализе ТП формулируется более однозначно. Для формулировки ТП требуется, как минимум, наличие трех параметров (двух конфликтующих параметров и одного переменного параметра).

Конфликтующие параметры могут быть разными по своей сути, в том числе экономическими, техническими, физическими и т.д. Тем более, что разница между этими параметрами зачастую трудноуловима. Например, каким параметром является скорость автобуса? Техническим или физическим? Ведь скорость сама по себе является физической величиной, но при этом она фигурирует в технических характеристиках автобуса.

Переменный параметр тоже может быть разным по своей сути. Например, в задаче об автобусе в качестве переменного параметра используется длина автобуса. Здесь именно благодаря изменению переменного параметра «возникает» конфликт двух других параметров (вместимости и поворачиваемости автобуса).

Можно даже сказать, что ТП триедино. В том смысле, что базовое («элементарное») ТП есть сочетание трех параметров, характеризующих рассматриваемый в задаче узловой объект. Нет трех параметров (двух конфликтующих и одного переменного) – нет ТП!

Литература

1. Курги Э.Э. ТПАнализ: основные положения. Сайт «Metodolog.Ru», 2008.

2. Курги Э.Э. ТПАнализ: задача об автобусе. Сайт «Metodolog.Ru», 2008.

3. Курги Э.Э. ТПАнализ: общие замечания. Сайт «Metodolog.Ru», 2008.

4. Курги Э.Э. ТПАнализ: задача об автобусе – пояснения. Сайт «Metodolog.Ru», 2008.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    ПРОЕКТЫ    Обсуждение вопросов теории     ТПАнализ: задача об автобусе – пояснения – 2