Невыносимая прелесть оксюморона

 

 
         В общественной жизни России наблюдается явление, которому еще не успели дать оценку. Это новое явление заключается в том, что медленно, но верно исчезает интерес к ненормативной лексике. Безудержная свобода достигла своего апогея в 90-х: мода на сквернословие, как и любая мода, быстро овладела почти всеми слоями населения и уже не определялась уровнем образования, правили древние инстинкты. А такие события как «Культурная революция», дискуссии PRO ET CONTRA только разжигали интерес, привлекая многих своей необычностью, иллюзией нового. Свобода, неограниченная кантовским императивом, отвергла нравственные постулаты христианских заповедей. Случился выброс отрицательной человеческой энергии: упиваясь свободой люди устремились в новую жизнь и, как символ ее, звучала «новая речь».          Адепты pro наслаждались «славой»: вот какой смелый, какой раскованный, какой свободный. Желая завоевать зрителя, слушателя, читателя актеры на подмостках театров, на экранах TV, писатели, поэты, почти вся творческая интеллигенция упражнялась, кто дальше плюнет в лицо человечеству. Immo verо! как восклицал Цицерон, да если бы только это, они оскверняли наши души. Состязание в цинизме превратилось в достоинство. Печально, но некоторые флагманы нашей культуры оправдывали это явление.
         Однако время имеет одну очень непонятную особенность: оно может исчезать, приходить, уходить.
         Итак, прошло время. Прав был Арнольд Джозеф Тойнби: любое явление, достигнув вершины, должно исчезнуть (это составная часть известной его теории цивилизаций), мода на ненормативную лексику пошла на убыль, и недавно мы обнаружили тишину там, где она звучала. Конечно, не случай правит миром, природой, обществом, Как однажды сказал великий Эйнштейн - «Бог не играет в кости». Поэтому хочется поздравить нас: мы очищаемся и выздоравливаем, и с удовольствием отзываемся на новое явление, которое, бесспорно, возвращает нам человеческий облик, несмотря на некоторые нюансы.
         Появилась мода на слова, литературные слова! Это внимание к словам, к своей речи - добрый знак, возможно, мы выйдем на дорогу, которая приведет к храму: возродится культ Слова. Но, как часто случается, во внимании к словам, даже любви к красивой речи, оборотам проявляется некая антиномия, противоречие. Дело в том, что новое звучит кстати и не всегда: часто толкает желание привлечь к себе внимание, представить себя высокообразованным, в конечном итоге, лучшим. Однако совершенно очевидно - плюсы превалируют над некоторыми издержками.
         Немного конкретики. Могу ошибиться в хронологии появления некоторых слов, которые завоевали наше общество. Итак, первое по времени, в моем восприятии, получило признание и распространение слово - «однозначно», хорошее литературное слово; характерный признак - оно легкодоступно всем слоям населения, независимо от уровня образования, легко завоевало общество, и хотя прошло несколько лет - оно еще звучит.
         Следующее слово - «адекватно», правда, его употребление не всегда сопровождается адекватным отражением высказываемой мысли, но, тем не менее, получило довольно широкое распространение. На смену вскоре пришло слово -«гламур», пришло в одночасье, как вспышка на солнце – мгновенно, вся артистическая публика и около безмерно овладела «гламуром».
         Но вот слово, которое приобрело необыкновенный рейтинг - «креатив»; его привязывают к любому предмету, явлению, событию, оно звучит порой смешно - «креативная прическа», возможно, так сказать можно, но почему-то вызывает легкую иронию. Следующее по времени и по рейтингу - «эзотерика». Эзотерика побила все рекорды по скорости распространения во все сферы культуры общества (музыка, книги).
         Появились и слова, которые в силу их сложности (сугубо научного смысла), нелегко подаются восприятию и тем более распространению. Так, «энтропия» реже звучит и часто не к месту (один уважаемый писатель соблазнился…)
         А как звучит - «элитное мясо»?..
         На этом можно было бы и остановиться, сделав вывод: мода на новые слова, которые, безусловно, украшают нашу речь, явление весьма радостное и обнадеживающее. Но вот нагрянул «Оксюморон»! Нельзя пройти мимо этого великолепного, блестящего и очень глубокого по смыслу художественного оборота. Единственный недостаток - его не могут освоить широкие слои населения. К сожалению, это дается только образованным, однако оксюморон не теряет прелесть и. думается, рано или поздно освоит большинство. С удовольствием приведу примеры, уверенна, вы будете очарованны:
 Убогая роскошь
 Невыносимая прелесть бытия
 Райская сирена
 Очередь за поражением
 Побуждение к миру
 Живой труп
 Голос безмолвия (интуиция)
 Волшебный яд
 Школа злословия
         Попробуйте описать смысл этих словосочетаний другими словами, уверенна - не найдете: так кратко и глубокомысленно, и весьма остроумно. Напомню, такие тропы (художественные обороты), как парадокс, ирония, аллюзия - сами по себе великолепны, главное, таят глубокий смысл и подтекст, а в оксюмороне их целый букет.
         Таинственное обаяние оксюморона объясняется тем, что в отличие от антитезы в оксюмороне антонимы и далекие несовместимые по смыслу слова не противопоставлены, а составляют союз противоположностей, что волнует и восхищает.
         Итак, да здравствует оксюморон!

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Невыносимая прелесть ...

Подавлен кайфом от оксюморона
И с креативом неудачно.
Хожу по городу как белая ворона,
Неадекватный, однозначно.

Re: Невыносимая прелесть ...

А Солнце бьет ласкающим лучом.
Вверх вертикально падают стрекозы
Стремглав висят… и шепчут ни о чем
Так аккуратно скомканные розы

Защитная угроза облаков
Беззвучно их по небу громыханье
И невесомых капель тяжкий ков
Дурманит море трав своим дыханьем

Re: Невыносимая прелесть ...

Всего лишь слово, а какая сила в нем!
И у меня ни тени нет сомнения,
Что мы расстались с прежним бытием
И перешли в другое измерение.

Re: Невыносимая прелесть ...

Навеяно оксюморонами из текста:

Труп живой побудили к миру
Волшебным ядом райской сирены
Роскошь убогая интуиции
С голосом безмолвия как очередь за поражением

Re: Невыносимая прелесть ...

В бесполезных поисках синонимов оксюморонов:

Хожу в раздумьях и синонимы ищу напрасно.
Убогие витрины золотом взирают беспристрастным.
А скудный дождь насквозь меня промочит
И жизнерадостный мертвяк навстречу молча прохохочет.

Re: Невыносимая прелесть ...

Огромен Мир..
__________Аж бес
____________________в ребро.
Словом
__________машут,
____________________как молотом.
Угадай!
__________Где слов
____________________серебро?
Где молчанья
__________кричащее
____________________золото?

(в комментариях не проходит табуляция, извините:))

Re: Невыносимая прелесть ...

Классные стихи.
Мы используем оксюмороны - то бишь символические аналогии (СА), как варианты озадачивания ситуации. С технологией создания СА можно бегло познакомиться в http://www.metodolog.ru/00075/00075.html , в главе с тем же названием. Интересно упражнение, когда слушателям дается ряд СА про один объект. Задача обучаемых - понять, что за объект.
Упражнение направлено на разработку такого качества, как умение отказаться от доминирующего образа, сменить его на новый.

Re: Невыносимая прелесть ...

"уверенна" и "очарованны"... Эти слова пишутся с одной буквой "Н". Не из злорадства, а для справки! Хорошая, годная статья, негоже портить удовольствие от ее прочтения такими мелкими гадостями.

Subscribe to Comments for "Невыносимая прелесть оксюморона"