Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Два года назад Сергей Малкин предложил всем желающим сотрудничество с его компанией с целью разработки очередной улучшеной версии софта.
Смотри тут: http://www.metodolog.ru/node/562
Сейчас, спустя два года можно говорить о первых результатах этого сотрудничества.
Вышли аппликации на шести языках (включая русский - не самый лучший перевод, по-мпему) для смартфонов и "планшетов" использующих систему Андроид, а также айфона, айпода и айпэда.
Стоят они около трёх долларов и сгрузит их можно здесь:
http://itunes.apple.com/us/app/triz-gb/id530500790?mt=8  айфон
или здесь:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.gbtriz.triz Андроид
Бесплатно сгрузить и/или распечатать файл в формате pdf (только на английском), содержащий то же самое, что и аппликация можно здесь:
http://www.gbtriz.com/Guided_Brainstorming_Companion.pdf
Пользоваться файлом или распечаткой не так удобно и нет возможности добавлять к каждому приёму собственные примеры, записывать возникшие идеи и посылать их по электронной почте, но кто сказал, что всё должно быть легко и просто?
Был также разработан и более серьёзный (и дорогoй) "софт" GBC (Guided Braistorming Companion) в который входят "озвученная презентация" (60 мин) и около трёхсот примеров - каждый с кратким ходом решения и иллюстрацией (пока только на английском)
http://www.gbtriz.com/Products_GBT.htm
Как эта штука работает в "боевых условиях" было весьма успешно проверено во время нашего последнего проекта - два дня обучения и решение реальной многоуровневой задачи обученной (с нуля) группой в течение третьего дня.
Сейчас наша международная команда работает над так называемой профессиональной версией.
Очень надеемся, что до конца этого года она выйдет.
Послушать озвученную презентацию текущей версии на английском можно тут:
http://www.gitoolkit.com/Demo/Index.html
Это, конечно, старая версия, но это то, что есть пока...

Комментарии

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Вопрос, который может (и должен) пойвиться, хотя я и не уверен, что всегда появляется это;

"А в чём состоит отличие предложенной системы изобретательских приёмов от всех остальных?"

Начну с весьма нескромного заявления, что предложена ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ПРИЁМОВ в виде таблицы.

Периодическая система изобретательских приёмов это не просто список или даже список с таблицей поиска подходящего приёма.

Это именно система, поскольку:

1. Приёмы распределены по группам в соответствии со сложностью типа рекомендуемых преобразований системы

2. Внутри группы порядок приёмов задаётся степенью в соответствии с линией: используй явные ресурсы, найди скрытые создай ресурсы путём преобразования и/или комбинации явных и/или скрытых ресурсов

3. Рекомендации каждого приёма реализуют единый подход и касаются соответствующих изменений объектов, действий или среды.

4. Приёмы, относящиеся к разным группам легко объединяются друг с другом - совсем как химические элементы в молекулы

5. Легко могут быть выявлены "устойчивые соединения" приёмов.

Всё выше-изложенное и позволяет мне сделать столь нескромное заявление о оявлении первого варианта ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ПРИЁМОВ.

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Григорий, интересно было бы узнать о системе периодичности поподробнее. В чем ее суть?

Собственно идея периодичности возникала и в этой области тоже уже несколько раз. Например, посмотрите работу Рихо Вийка на конференции 2007 года "Классификация приемов устранения технических противоречий" . (он и на более ранних конференциях ее продвигал). Там вполне себе периодическая система. Сбита на основании общего принципа и проч. Идею периодичности, полноты списка приемов активно использует Юрий Даниловский. Она у него ярко видна во многих работах. Можно было бы вспомнить и иных периодических выдвиженцев. То есть сама по себе идея уже пробовалась неоднократно. Да и в самом древнем из тризовских свитков про приемы (оперативная стадия ариз 59) можем увидеть основные принципы классификации, постепенного нарастания сложности приемов, их группирования внутри каждого кластера списков и уж конечно же возможность объединения всех со всеми.

 

 •ОПЕРАТИВНАЯ СТАДИЯ
(Устранение условий, вызывающих причину технического противоречия путем внесения изменений в одну из частей машины.)

•Первый шаг. Проверка возможных изменений в самом объекте: изменение размеров, числа частей, формы, взаимосвязи частей, материала, температуры, давления, скорости и т. д.

•Второй шаг. Проверка возможных изменений во внешней среде: изменение параметров среды, замена среды, использование среды для выполнения полезных функций.

•Третий шаг. Проверка возможных изменений в других объектах: установление взаимосвязи с соседними объектами, изменение характера ранее установленной взаимосвязи, отказ от соседнего объекта за счет переложения его функций на данный объект.

•Четвертый шаг. Исслед. прообразов из других отраслей техники (поставить вопрос: "Как данное противоречие устраняется в других отраслях техники?")

•Пятый шаг. Исследование прообразов в природе (поставить вопрос: "Как данное противоречие устраняется в природе?")

•Шестой шаг. Возвращение (в случае непригодности всех рассмотренных приемов) к исходной задаче и расширение ее условий, то есть переход к другой, более общей задаче.

Я не к тому ее привел, что Ваша система и эта оперативная стадия тождественны, но принципы огранизации идут с тех времен, согласитесь.

Есть что-то классифицирующее и в построении системы стандартов. То есть видимо новизна не в том, что используются эти принципы.

Может быть в чем-то более детальном, конкретном? В общем-то "периодических систем" и до Менделеева было немало - и на цилиндрическую поверхность список элементов навивали, чтобы как-то разместить по линиям однотипные, и что только не делали. Но вот он сделал удобно и относительно просто.

Если говорить о научном аспекте то интересно, каковы классифицирующие признаки. Если же суть в практических удобствах, то опять таки - каковы они?

В методическом плане любопытно как можно описать достоинства новой системы.

Много вопросов, уж извините.

 

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

 

Александр, спасибо за вопросы

 

Собственно идея периодичности возникала и в этой области тоже уже несколько раз...

 

Видел.

На меня эти работы не повлияли. Наверное вопрос построения "правильной" периодической системы изобретательских приёмов состоит в том. чтобы выбрать "правильное" основание классификации как по горизонтали так и по вертикали.

Этого я не заметил - может лохо смотрел...

 

•Первый шаг. Проверка возможных изменений в самом объекте: изменение размеров, числа частей, формы, взаимосвязи частей, материала, температуры, давления, скорости и т. д.

•Второй шаг. Проверка возможных изменений во внешней среде: изменение параметров среды, замена среды, использование среды для выполнения полезных функций.

•Третий шаг. Проверка возможных изменений в других объектах: установление взаимосвязи с соседними объектами, изменение характера ранее установленной взаимосвязи, отказ от соседнего объекта за счет переложения его функций на данный объект...

Я не к тому ее привел, что Ваша система и эта оперативная стадия тождественны, но принципы огранизации идут с тех времен, согласитесь.

 

Согласен. Более того на меня приведенная часть как раз оказала очень большое влияние как при построении I-MUST  так и в работе над приёмами, но согласитесь и Вы, что периодической системы изовретательских приёмов представленной в виде периодической таблицы (просто аналогия с химией) тут всё таки нет

 

Есть что-то классифицирующее и в построении системы стандартов.

 

Более того в книгах Алтшуллера декларируется (причём гораздо раньше, чем остальными), что стандарты это что-то вроде устойчивого сочетания приёмов + (иногда) эффект. Но я отношусь к этому всё таки скорее, как к декларации. Т.е. какие-то сочетания выведенные таким образом показаны вроде объединений приём анти-приём или принцип отзывчивости (заранее + чатичное действие), но вот о том, какого типа приёмы образуют такого типа устойчивые сочетания нет, поскольку приёмы даны списком.

 

То есть видимо новизна не в том, что используются эти принципы.

Может быть в чем-то более детальном, конкретном? В общем-то "периодических систем" и до Менделеева было немало ...

Но вот он сделал удобно и относительно просто.

 

Вы правы. Новизна в использовании всей совокупности из приведенных мною пяти пунктов - иначе "не играет"

И в относительной простоте и... удобстве - я это даже проверил на практике с необученными слушателями. Пока всего пару раз, но лиха беда начало. 

 

Если говорить о научном аспекте то интересно, каковы классифицирующие признаки. Если же суть в практических удобствах, то опять таки - каковы они?

 

Я их изложил:

Столбцы - это фактически пять (у меня пять в  I-MUST) базовых приёмов разрешения физических противоречий: во времени, в пространстве, в структуре, по условию и введением доп. элемента в систему (из ресурсов) Вы можете это увидеть в названии первого приёма, характеризующего каждую из групп.

По горизонтали это степень преобразования ресурсов соответствующей группы от использования имеющихся ресурсов времени, пространства структуры и т.д. до "создания" ресурсов путём преобразования системы.

Ну и сами преобразования рекоммендуемые каждым приёмом одинаковые - объекты деятельность, среда или окружение. Т.е. выучив как применяется один приём знаешь, как и к чему применять все.

Короче, порядок навели:)

И сразу стало ясно, какие приёмы сочетаются друг с другом лучше всего и образуют устойчивые сочетания.

И как теперь легко и просто (я бы даже сказал изящно) "пристегнуть" эту систему к Лин, ФСА, 6 Сигма, Теории Ограничений, RCA и, конечно, к I-MUST - я даже коротенькие алгоритмы составил (на английском)

Могу разместить...

 

В методическом плане любопытно как можно описать достоинства новой системы.

 

А вот тут я не совсем понял, поэтому отвечу, как получится.

Проверено, что новая система легко учится, запоминается и укладывается в голове у начинающих. Они в состоянии успешно применять её для решения довольно серьёзных учебных задач на второй день обучения и самостоятельно использовать для решения реальных много уровневых задач (с добавкой PSM, конечно) на третий.

Поэтому я считаю такую систему очень хорошим инструментов для фасилитатора - легче готовить группу и фасилитировать процесс.

 

Всё это позитив, но со временем и негатив появится - уже появляется - порядок некоторых приёмов в некоторых группах надо менять и некоторые приёмы должны поменять группу. Но мы работаем. 

 

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Пытался понять - что же в этой таблице изменяется ПЕРИОДИЧЕСКИ?? Таблицу вижу - периодов не усматриваю.

Не усматриваю и некоторых других особенностей, присущих Периодической СИСТЕМЕ хим-элементов:

====Менделееву удалось исправить некоторые неправильно определенные атомные веса. А нечто подобное случилось для этой таблицы?

====Менделееву удалось спрогнозировать новые элементы.А нечто подобное случилось для этой таблицы?

 

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

 

А это просто отличный вопрос!

У нас не совсем те периоды - они связны скорее со сложнстью преобразований:

1. Использование и преобразование ресурсов

2. Добавление дополнительного измерения для преобразований - времени

3. Добавление дополнительного измерения для преобразований - пространства

4. Добавление дополнительного измерения для преобразований - структуры

5. Добавление дополнительного измерения для преобразований - условий и параметров

Для большей аналогии с таблицей Менделеева стоило бы расположить это по горизонтали в виде строк, а не так, как мы - в виде столбцов, но так нам показалось удобнее.

А теперь об изменениях внутри каждой группы, которые повторяются для каждого из добавленных измерений ("периодов") 

Сначала идут приёмы, которые предлагают использовать для времени, например, "готовое" явное время потом неявное - паузы, потом прелагают расянуть или сжать время, чтобы получить необходимые ресурсы времени.

То же самое для пространства и структуры...

Для условий и параметров посложнее будет.

Пустые клетки?

И они есть, но не в таблице, которая даётся пользователям - посмотрите хотя бы на линии времени и структуры - там явно не хватает пары тройки приёмов.

Пользователям мы про все эти заморочки, конечно, не говорим...

 

P.S. Переписывание некоторых (вообще-то почти всех) приёмов, чтобы подогнать их под формат изменение объектов, деятельности, среды/окружения подходит под аналогию  "исправление атомных весов" и заполнение "пустых клеток" в некоторых приёмах? Если нет - извините:)

 

 

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

По моему , НЕ " не совсем те периоды" , а скорее совсем НЕ периоды.Более смахивает на увеличение "атомного веса" - то есть добавление некой "размерности рассмотрения".

Некая псевдо- или квази- периодичность - в повторении использования этих "дополнительных измерений для преобразований". То есть - не в таблице, а в режиме её использования.
Но - а что общего в строчках-то? Какой классификационный признак положен в основу выделения в строчки? А если я строчки переставлю местами? Или отдельные клетки в соседних строчках поменяю? Что изменится?

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

 

По-моему я объяснил, что в столбцах, а что в строчках (каждой группы).

Что будет если поменять местами - для Вас ничего, а для начинающих, думаю, что не так удобно будет пользоваться и запоминать.

Строчки в каждой группе это приёмы которые рекоммендуют использование явных ресурсов, выявление и использование скрытых, преобразование и/комбинацию ресурсов.

Например: 

1. Использование явных вещественных энергет. или информационных рес., скрытых рес. времени, преобразование и комб. ресурсов

2. Использование явных рес. времени, скрытых рес. времени, преобразование системы для получения дополнительных временных ресурсов

3. Использование явных рес. пространства, скрытых рес. пространства, преобразование системы, для получения дополнительных пространственных ресурсов

4. Использование явных рес. структуры, скрытых рес. структуры, преобразование системы, для получения дополнительных ресурсов структуры

5. Использование явных и скрытых рес. связанных с условиями и параметрами, преобразование и или комбинация условий и параметров для получения дополнительных ресурсов.

Ну и каждый приём рекоменндует преобразование на уровне  елементов (объектов/субъектов), деятельности/процесса/действия/взаимодействия, среды/окружения.

По-моему всё ясно и логично...

Мы не лезем в методологические дебри?:)

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

какие такие уж дебри?
Просто не понять, как и зачем этим пользоваться - перебор слегка перелакированных приёмов по неясному или невнятно изложенному алгоритму...

----------------------------

Цитата:

" Приёмы распределены по группам в соответствии со сложностью типа рекомендуемых преобразований системы"

Вопросы:

Группы = строчки -это так?
Включенные в каждую более высоко расположенную строчко-группу сложнее? или проще? расположенных в нижележащей строчко-группе?

-----------

Цитата:

"...каждый приём рекоменндует преобразование на уровне  елементов (объектов/субъектов), деятельности/процесса/действия/взаимодействия, среды/окружения."

Вопросы:

А имеется в виду сложность преобразования чего именно: элементов? процесса? среды?

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

 

1. Группы - это столбцы. Типы преобразований - это: использование ресурсов, время, пространство, структура, свойства/параметры. 

2. "Строчки" - это расположение приёмов внутри каждой группы.

3. Смотри подпункты приёмов - в большинстве случаев первый относится к элементам, второй к деятельности а третий к среде.Интересно, что именно там (в подпунктах приёмов) и обнаружилось большинство "пустых клеток", для которых и примеров-то почти не было.

 

Мне казалось это всё это из таблицы ясно - Вы ведь её скачали?

Мы сейчас разбираем методику построения таких таблиц, а пользователю это не надо.

Я с минимальными объяснениями давал неподготовленным слушателям эту таблицу и они пользуясь "невнятно изложенным алгоритмом" находили решение - и контрольное и иногда лучше, чем контрольное.

Правда, в конце курса группа сказала, что я должен напоминать, что каждый приём должен применяться к элементам, деятельности и среде чаще, чем я это делал - учту.

 

Я думаю, что дело в том, что Вас учили по-другому, а прежний опыт в данном случае скорее мешает, чем помогает.

Может оно Вам и не надо совсем...

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Разумеется, пользованию приёмами меня никак никогда не учили - просто показали таблицу разрешения противоречий и сказали, что далее всё ясно.В реальной практике или преподавании никогда это особо всё не использовал. Откуда же возник мешающий "прежний опыт" - недоумеваю...

НО:

"Всё выше-изложенное и позволяет мне сделать столь нескромное заявление о оявлении первого варианта ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ПРИЁМОВ"

Мне не удалось понять:

  1. в чем система? какая связность между элементами - ячейками, строчками внутри ячеек(просто они проформулированы для элемента/действия/среды?), ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ строчками из ячеек? Почему и зачем именно такая последовательность столбцов?
  2. что в таблице периодического - только то, что в неё надо периодически заглядывать? периодически повторять применение приёмов к разным элементам/действиям/средам?

Довод об успешном применении данного инструмента - да ещё неподготовленной группой, да и под руководством фасилитатора, да с получением решений лучше контрольных - даёт основание только для одного заключения. Что приёмы полезны неподготовленным слушателям. Частенько - и без алгоритма их использования. А иногда и - извините уж - вполне себе полезны даже без фасилитатора  и даже без софта. Но где то нам приходилось слышать это утверждение и раньше...

Что то далее спрашивать не хочется.

С очередным EASY triz- иком ! Пронумеровать бы их, что ли... Или пора уже составить из них периодическую таблицу - вдруг периодичность возникновения и забывания "(в)хождений по-маленькому" что то подскажет дельное?

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

1. По-моему про связь между элеметами-приёмами в группе и между группами я объяснил и даже несколько раз. Возможно сделал это (объяснил) плохо, но лучше вряд ли смогу.

2. Слово "период" имеет несколько значений. Когда для для каждой группы: вещественных/полевых/информационных ресурсов а, затем для (добавленных изнерений) времени, пространства, структуры и условий идёт повторение, связанное с использованием явных или скрытых ресурсов, создание небходимых ресурсов за счёт преобразования и/или комбинации существующих - можно говорить о "периоде". Это как повторение металлических/неметаллических свойств - если использовать аналогию с таблицей Менделеева. А каждая группа - как доолнительный "слой" для той же таблицы...

3. В "индивидуальном зачёте" цель и состоит в том, чтобы без фасилитатора и даже обучения. GBC - это позволяет, кстати. Но группе, которая работает в режиме парного мозгового штурма управляемого с помощью приёмов из этой самой "периодической таблицы" фасилитатор иногда нужен.

4. Софт мы пока не обсуждали - т.е. каковы действительно должны быть его функции. Можно обсудить и это если есть желание.

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Извините, опять временно выпадал из обсуждения.

Хотелось бы продолжить по поводу методических особенностей подхода. Нельзя ли на примере какой-нибудь задачи - любой - учебной, или из книжки Альтшуллера, или своей, показать, как, по каким принципам человек (к примеру, компетентный пользователь) должен выбрать нужный прием. Какие особенности задачи или полученного противоречия он при этом использует? Как по этим особенностям выбирает нужную (требуемую) сложность приема и сам прием?

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Александр,
Эта таблица предназначена скорее для некомпетентных пользователей.
Работают так, как написано в инструкции с примером (она приложена и к файлу (на английском) и к аппликациям (на шести языках) - есть и на Андроид маркет и в Эпл стор.
Там рекомендуется начинать с группы ресурсы, как сомой простой и "далее со всеми остановками", но в реальной работе я заметил. что пользователи, изучив приёмы, и введя изменение, например в соответствии с рекоммендациями принципов группы время, понимают, что получили доп. ресурсы и возвращаются к группе ресурсы. То же самое происходит с при работе с группой пространство - возвращаются назад, к найденным идеям.
Но это происходит где-то день на второй - во время третьей сессии TRIZ Guided Brainstorming, когда принципы слегка "уложились"

Когда начинают с какой-то конкретной группы?
Простите, но инструкции по применению "таблицы" в рамках различных подходов будут на английском - переводить "в лом"

Usage TRIZ GB in Frame of Lean
Step 1.Relate revealed wastes to one of the following groups:
•Resource (materials, energy or information) connected waste
•Time connected waste
•Space connected waste
•Structure connected waste (for example, unnecessary interactions or elements)
•Conditions connected waste
Such a classifying of wastes enables one to address inventive principles form the appropriate group to remove or reduce it.
Step 2.Apply inventive principles to uncover and utilize available resources in order to remove or reduce the wastes:
1.Start from the related to the waste group of principles.  Use the inventive principles one by one as hints for idea generation.
2.Define entities which could be changed in your situation (elements, actions, and environment). Apply recommendations suggested by the principle.
3.Typical time is 2-3 minutes per principle - then write down all ideas and go to the next principle
4.After using an appropriate” group of principles it is strongly recommended then to move on to other groups.
Step 3.Finalize your work by evaluating ideas and then assembling them into concepts.

Usage TRIZ GB in Frame of TOC
Step 1.Relate revealed key UDEs (undesired effects) or assumptions to one of the following groups:
•Resource (materials, energy or information) connected UDEs or assumptions
•Time connected UDEs or assumptions
•Space connected UDEs or assumptions
•Structure connected UDEs or assumptions (connected, for example, with interactions or elements)
•Conditions connected UDEs or assumptions
Such a classifying of UDEs enables one to address inventive principles form the appropriate group to remove or reduce it.
Step 2.Apply inventive principles to uncover and utilize available resources in order to remove UDEs or assumptions:
1.Start from the related to the UDE group of principles.  Use the inventive principles one by one as hints for idea generation.
2.Define entities which could be changed in your situation (elements, actions, and environment). Apply recommendations suggested by the principle.
3.Typical time is 2-3 minutes per principle - then write down all ideas and go to the next principle
4.After using an appropriate” group of principles it is strongly recommended then to move on to other groups.
Step 3.Finalize your work by evaluating ideas and then assembling them into concepts.

Usage TRIZ GB in Frame of Value Engineering
Step 1.Relate critical parameter(s) of revealed useful or harmful function(s) to one of the following groups:
•Resource (materials, energy or information) related parameter(s)
•Time related parameter(s)
•Space related parameter(s)
•Structure related parameter(s) (for example, connected to interactions between elements)
•Conditions related parameter(s)
Such a classifying of critical parameter(s) of useful or harmful function enables one to address inventive principles form the appropriate group to improve useful functions or counteract harmful ones.
Step 2.Apply inventive principles to uncover and utilize available resources in order to improve useful or counteract functions:
1.Start from the related to the critical parameter group of principles.  Use the inventive principles one by one as hints for idea generation.
2.Define entities which could be changed in your situation (elements, actions, and environment). Apply recommendations suggested by the principle.
3.Typical time is 2-3 minutes per principle - then write down all ideas and go to the next principle
4.After using an appropriate” group of principles it is strongly recommended then to move on to other groups.
Step 3.Finalize your work by evaluating ideas and then assembling them into concepts.

Usage TRIZ GB in Frame of Six Sigma
Step 1.Relate revealed process variability causes (sources) to one of the following groups:
•Resource (materials, energy or information) connected process variation causes (sources)
•Time connected process variation causes (sources)
•Space connected process variation causes (sources)
•Structure connected process variation causes (for example, unnecessary interactions or elements)
•Conditions connected process variation causes (sources)
Such a classifying of process variation causes (sources) enables one to address inventive principles form the appropriate group to remove or reduce it.
Step 2.Apply inventive principles to uncover and utilize available resources in order to remove or reduce the process variation:
1.Start from the related to the waste group of principles.  Use the inventive principles one by one as hints for idea generation.
2.Define entities which could be changed in your situation (elements, actions, and environment). Apply recommendations suggested by the principle.
3.Typical time is 2-3 minutes per principle - then write down all ideas and go to the next principle
4.After using an appropriate” group of principles it is strongly recommended then to move on to other groups.
Step 3.Finalize your work by evaluating ideas and then assembling them into concepts.

Usage TRIZ GB in Frame of I-MUST (short)
Step 1.Define UDE(s) (undesired effects) :
•Direct UDEs appear if something does not satisfy us in the existing system
•“Derived” UDEs appear it there isn’t system for performing of desired  activity – in such a case we define what won’t satisfy us if we will use more or less suitable system (“derived” UDEs)
Step 2.Relate revealed UDEs (undesired effects) to one of the following groups:
•Resource (materials, energy or information) connected UDEs
•Time connected UDEs
•Space connected UDEs
•Structure connected UDEs (connected, for example, with interactions or elements)
•Conditions connected UDEs
Such a classifying of UDEs enables one to address inventive principles form the appropriate group to remove or reduce it.
Step 3.Apply inventive principles to uncover and utilize available resources in order to remove UDEs:
1.Start from the related to the UDE group of principles.  Use the inventive principles one by one as hints for idea generation.
2.Define entities which could be changed in your situation (elements, actions, and environment). Apply recommendations suggested by the principle.
3.Typical time is 2-3 minutes per principle - then write down all ideas and go to the next principle
4.After using an appropriate” group of principles it is strongly recommended then to move on to other groups.
Step 4.Finalize your work by evaluating ideas and then assembling them into concepts.

Usage TRIZ GB in Frame of I-MUST (long)
Step 1.Define type of challenge
•Something does not satisfy us in the existing system
•There isn’t system for performing of desired  activity – in such a case we define what won’t satisfy us if we will use more or less suitable system
Step 2.Define challenge
1.What does not satisfy us? (Undesired effect )
2.What is the element that is connected with the undesired effect (Problematic subsystem)
3.What is performed by this element? (Activity, process, action or interaction of the element)?
4.With what is performed? (object of the activity, process, action or interaction)
5.Where is performed? (Environment and/or surrounding of the element’s activity, process, action or interaction)
Notes:
•Challenge might be reformulated using PSM (problem situation mapping)
•Ideal vision might be applied at this stage - undesired effect is eliminated   while preserving or improving activity, process action or interaction, without causing undesired effects and complicating of the system
Step 3.Choose opportunity
•Counteract undesired effect or improve activity, process, action or interaction
Note: In this case immediately transit to stage of generation ideas with inventive principles
•Define and resolve contradiction
1.Define what is the necessary condition  to eliminate undesired effect (to be or not to be, to do or not to do something or do something different,  to have or not to have a property or have a different property etc)
2.Define if in this case (providing the necessary condition) something gets worse in the system, its surrounding or environment (another undesired effect appears or a function isn’t performed) 
Note: In case hat something gets worse we have a contradiction : something shod be and not to be, to perform and not to perform a function or perform incompatible  function , to have and not to have a property or have an incompatible property  in order to get “1” and not to get “2”
3.Choose one of conditions (that provides “1” or “2”) – another condition should be provided by changing of the system, its functioning, surrounding or environment with help of inventive principles
Note: Transit to stage of generation ideas with inventive principles
Step 4.Generate ideas
During individual or team guided brainstorming process inventive principle are used as follows:
1.Transit from group to group and use principles one by one as hints for idea generation
2.During work with each principle define what are objects that could be changed in your system (elements, activity, process, action, interaction)  and then apply to each of the objects appropriate  “bullet” of the principle
Note: Examples will enable you to understand recommendations of the inventive principles and text field to write down your ideas which you can save and /or send
3.Optimal time for guided brainstorming is two minutes per principle  - then write down ideas and transit to the next
Step 5.Finalize your work with TRIZ GB by evaluating ideas, assembling them into concepts while defining and resolving (stages II-IV) possible subsequent problems

Последняя "инструкция" у меня "чисто случайно" оказалась на русском:)

Данная аппликация повышает эффективность мозгового штурма для решения задач и генерации инновационных идей
Порядок работы с аппликацией следующий
:

I  Определение типа задачи
•Что-то не устраивает в уже существующей системе
•Нет системы - в этом случае определяется более или менее подходящая система и определяется НЭ, который возникает при её использовании

II  Формулирование задачи
1.Что нас не устраивает? (НЭ)
2.С каким элементом системы это связано (проблемная подсистема)
3.Что этот элемент делает? (функция - деятельность, процесс, действие взаимодействие)
4.С чем делает? (объект деятельности, процесса, действия или взаимодействия)
5.Где делает? (окружающая среда и/или окружение где осуществляется деятельность, процесс, действие взаимодействие с объектом)

III Выбор направления решения задачи
•Без формулировки противоречия - переход к генерации идей с помощью приёмов той или иной группы (ресурсы, время, пространство, структура, условия)

•С формулировкой противоречия
1.Определить, какое из условий необходимо для устранения НЭ или выполнения функции (быть или наоборот не быть, что-то делать или наоборот что-то не делать или делать что-то другое, обладать или не обладать каким-то свойством или обладать другим свойством)
2.Определить возникает ли при этом какой-либо НЭ в системе или окружающей среде или перестаёт выполнятся или  хуже выполняется какая-либо функция
Примечание: В случае если возникает - то мы имеем противоречие: что-то должно быть и не быть, выполняться и не выполняться, обладать и не обладать каким-либо свойством или обладать другим свойством для того чтобы выполнить 1 и не получить 2
3.Выбрать одно из условий (обеспечивающее либо 1 либо 2) - другое условие (или результат от его выполнения) нужно обеспечить за счёт преобразований системы с помощью приёмов той или иной группы (ресурсы, время, пространство, структура, условия)

IV Генерация идей
Порядок работы с приёмами в процессе индивидуальной или коллективной генерации идей следующий:
1.Последовательно переходите от группы к группе и от приёма к приёму, используя тексты приёмов как намёки для направленной генерации идей.
2.Работая  с каждым приёмом сначала определите объекты изменения (элементы, действия, среда/окружение) в задаче и затем примените к каждому из этих объектов изменения соответствующий пункт приёма
Примечание:  Примеры позволят Вам лучше понять рекомендацию приёма, а текстовое поле записать идеи, которые Вы сможете затем сохранить и/или переслать.
3.Время направленной генерации идей с помощью приёма не более двух минут - запишите возникшие идеи и переходите к следующему приёму.

V  Оценка и объединение различных идей полученных с помощью принципов в концепции

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Григорий, спасибо.

Конечно, было бы здорово, если бы Вы привели пример. Не ссылку на где-то там находящуюся инструкцию на Андроиде, а Ваш пример, по которому смогли бы ответить на вопросы, если они возникнут. Потому что коммерческий аспект продвижения Вашей работы меня честно говоря не сильно волнует, а вот методический интересен - если там что-то придумано, то хотелось бы разобраться что именно и как это работает.

Прошлый цикл рекламных мероприятий, который проводил Сергей, был не очень удачным, видимо тогда дело было еще не сделано. Во всяком случае в ответ на критику приводились доводы о еще не законченности работы. Как-то так.

Понял, что работа делалась не для компетентных пользователей, а для некомпетентных. Но свои разборы Вы по этому инструменту проводили в процессе отработки? Можно с чем-то познакомиться?   Если нет, то не знаю, что дальше и обсуждать.

 

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Александр,
Почему только на Андроиде?
Щот линки на инструкцию с примитивным примером
http://www.gbtriz.com/TRIZGB.htm
http://www.gbtriz.com/Guided_Brainstorming_Companion.pdf
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.gbtriz.triz
http://itunes.apple.com/us/app/triz-gb/id530500790?mt=8
Презенатцию с моим примером (задача реальная, но я её использовал, как учебную и, кроме того, давал на Методологе) послал Вам по электронной почте.
Обсуждать методику не вижу смысла - экстра-специалист Вашего уровня (я не иронизирую - я действительно так считаю) сам всё себе придумает, если решит использовать наш подход.

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Андроид привел как пример и частный случай реализации принципа "не здесь и не сейчас".

Возможно, что задачу на которую Вы сослались, тоже решали с помощью предложенного инструмента, но следов этого на форуме не обнаружилось. Присланная задача (разбор) как понимаю, не для широкого распространения?

Тогда в общем-то обсуждать здесь становится особо и нечего.

Поздравляю с введением в стой коммерческого продукта. Попробуйте в рекламе не сильно напирать на слово "впервые". Полагаю, что именно на этом рискуете наезжать на критические отзывы.  Хотя, дело хозяйское.

 

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Александр,
1. Мне кажется или я использовал слова "первый вариант периодической системы изобретательских приёмов" - я очень остророжно использую слово "впервые"?
В данном случае уж очень название "вкусное", чтобы им раз ...надцать до меня  другие не воспользовались - даже если и не очень подходило...

2. Ссылка на задачу отношения к этой методике не имеет - просто это условие на русском для той задачи, которую я Вам послал.

P.S. Эту (реальную, но данную, как учебная) задачу на второй день слушатели тоже решали с помощью софта GBC.
Причём сами, работая в парах, без моей помощи, как фасилитатора.
К моему удивлению, через полтора часа управляемого приёмами штурма (3 мин. на приём ~ 90 мин.) не только вышли на контрольный ответ, но и нашли несколько реально-внедряемых решений, о которых я и не думал.

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Возможно, если " таблица предназначена скорее для некомпетентных пользователей", при данном обсуждении к ней предъявляются завышенные требования. Причина этого завышения требований - неудачное, с чрезмерными претензиями уподобление Периодической Системе хим-элементов. Понятно, что "некомпетентные пользователи" это уподобление "сжуют"....
Возможно, всё же речь идёт об ещё одном дополнении к 118(+) чисто преподавательских вариантов начального вхождения в ТРИЗ, а не о новой методике? 

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Новая методика?
Отнюдь - просто более чёткая классификация старой (приёмов) в виде периодической системы (таблицы) приёмов.
Новая химия?
Отнюдь - просто более чёткая классификация старой (химических элементов) в виде периодической системы (таблицы) элементов.
А то, что периодическая... так ТРИЗ ведь не химия и пока даже до уровня химии 19-го века "не доросла".
У ТРИЗ (пока?) "и труба пониже и дым пожиже"  и поэтому не стоит любого, кто использовал слова "периодическая система приёмов (стандартов, эффектов или ... да мало ли чего) подозревать в попытке "похлопать по плечу" Менделеева и стать с ним рядом.
Ну не Менделеев он (я в смысле) даже если вдруг прав оказался.
В лучшем случае "почётный великомученник нашего королевства" и "вовсе не великий а всего лишь выдающийся" (к.ф.Обыкновенное чудо)

По поводу компетентности - ещё Марк Твен писал, что книги для детей нужно писать так же, как и для взрослых, но... лучше.
Создать инструмент для некомпетентных пользователей сложнее - компетентные... с самым д... инструментом проблему решат.

P.S. Однажды я уже переложил основанное на MUST средство оценки степени новизны.
5. Позволяет ли  таблица получить новый результат - нет. Результат тот же - идея решения задачи за счёт того или иного изменения
4. Может быть другой метод достижения результата - тоже нет. Метод тот же изменение "образа" системы на базе рекоммендации того или иного приёма
3. Может быть другая техниология изменения этого самого образа - нет... ну может самую малость. В качестве "образов" для всех приёмов сознательно выбраны объекты, деятельность, среда/окружение.
2. Может быть изменилось средство реализации технологии - да. Приёмы расклассифицированы по группам и определённым образом расположены в каждой группе.
1. Ну и выбарана конкретная (визуальная?) реализация таблицы приёмов.
Т.е. уровень новизны самой "периодической таблицы" максимум 2.5 (средство+)

А вот уровень новизны метода её (таблицы) разработки выше - примерно 3-4, но это уже "методические дебри" MUST. 

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

2. Может быть изменилось средство реализации технологии - да. Приёмы расклассифицированы по группам и определённым образом расположены в каждой группе.
1. Ну и выбарана конкретная (визуальная?) реализация таблицы приёмов.

Вот эти изменения и интересно было бы обсуждать.

Мне представляется, что в целом подобраны довольно интересные пиктограммы для обозначения приемов. Встречал до этого некие пиктограммы у корейцев, в японских источниках. Интересно, кто-нибудь пытался их сравнивать? Хорошая пиктограмма стоит половины приема, поскольку для ряда граждан зрительные восприятия чуть ли не важнее текста. Заодно тут могут быть какие-то заморочки с авторскими правами.

По поводу первого тезиса - технология также представляется вполне рабочей. Хотя пока не вполне понятно, как проводится прицеливание "некомпетентного пользователя" на начальную ячейку. Непонятно, сколько вариантов перебирают в среднем, до выхода на решение. Непонятно в связи с этим, есть ли вообще выигрыш по сравнению с тем, что есть сейчас и в чем он (время, некие удобства, иное?).

Выигрыш вроде бы виден - простая таблица, которая заведомо человечней той, абстрактной и нечитаемой, из конца шестидесятых. Основная неясность, - какова расплата за упрощение и "огрубление" процедуры (все же переход от полутора тысяч клеточек к двадцати пяти что-то изменил при постановке задачи?) Хорощо ли на этом этапе загрублять задачу вместо того, чтобы уточнять ее? У меня есть свои ощущения на этот счет, но было бы неплохо для начала услышать авторскую позицию.

Вот все это обсудить было бы интересно. Но конечно, здесь потребуется какая-то демонстрация, какая-то статистика, а не просто рассказ о том, как классно все проходит. Наум верно отметил, что с хорошими фасилитаторами за трое суток  можно получить любой результат.  Если статистики нет, то может быть отложить обсуждение до проведения испытаний и потом хорошо поообщаться на эту тему? Не биться, кто вперед сказал "периодическая", а реально пообсуждать по гамбургскому счету эти новшества "изнутри" процесса, именно как методисты, или же совсем уж как методологи.

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Александр,
1. Пиктограммы... придумывали всей кодлой - каждый предлагал свои "картинки"
2. В версии для мобильников какой-то серьёзный алгоритм не предусмотрен - читай принципы, переходя от группы к группе и... "озаряйся" - этакий управляемый (принципами) мозговой штурм. В версии для PC уже есть три направления и объяснение, как их выбирать, но и там это не особо важно - фактически выбор направления скорей зависит от того, через какую призму человек видит мир: позитив, негатив, смешанный (позитив+негатив ~ 10% населения)  И тоже читай принципы начиная с группы ресурсов и... "озаряйся" - управляемый принципами мозговой штурм. Другое дело, что приёмов, не считая "заглавных" - характеризующих каждую группу - всего двадцать пять. И переход от группы к группе это переход от простых типов преобразований ресурсов к более сложным. А внутри группы от использования готовых ресурсов к "созданию" необходимых ресурсов в соответствии с рекоммендациями приёмов. Т.е. чем сложнее задача - тем больше групп (и принципов) надо... "перебрать" - 3 мин. на принцип - возможен также частичный или полный заход на "второй круг".
3. Сам процесс собственно генерации идей длится не три дня, а около полутора часов. А три дня - это включая двухдневный курс + пол-дня построение карты проблемной ситуации и около полутора часов на первичную оценку найденных группой идей.
4. Статистику использования новой версии софта ещё не наработали, но наработаем. Есть статистика использования старой версии, но это к Малкину.
5. К концу года надеюсь появится новая профессиональная версия, которая будет поддерживать построение функциональных моделей и причинно-следственных деревьев/сетей (пока есть только старая версия), с возможностью генерации много-страничного отчёта в виде ворд-файла "в один клик" и с некоторыми другими необходимыми фасилитатору функциями - проинформирую.

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Наум Борисович, это интересная отдельная тема. Полагаю, что предварительно надо бы оценить несколько известных уже инструментов - ну, скажем, АРИЗ-85,  вепольный анализ и какой- нибудь маленький - типа отдельного стандарт, скажем 1.1.

Любопытна была бы Ваша оценка этих инструментов.

Я бы пятый компонент оценки убрал, уж очень он смахивает на идеологический, прямо таки из тридцатых годов. Понятно, что если кто не с нами, тот своим методом хочет удовлетворить свое тщеславие. Впрочем, каждый метод рассказывает об авторах не меньше чем о тех, кого оценивают.

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Quote:
Вообще известна методика оценки методик, пригодная и в этом случае (на мой взгляд)

http://www.triz-ri.ru/themes/terapia/terapia1.asp 


 

Я знаком с этой работой Викентьева, но не воспользовался ей (если честно) ни разу.

Она, кстати, весьма "затратна" - для меня по крайней мере.

Другое дело если хочется кого-то "опустить" - думаю тут она весьма и весьма..:).

Я пока обхожусь оценкой с точки зрения MUST.

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Если уж говорить о методиках оценки методик нужно вернуться "корням" - т.е. сюда:
http://www.altshuller.ru/engineering/engineering9.asp
Пункт 6 - хорош :)
И сюда, конечно:
http://www.altshuller.ru/engineering/engineering5.asp
Больше всего мне нравится пункт 1:)

Т.е. обсудить было бы ну ооочень интересно, но... , как правильно было замечено, в отдельной теме

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Слегка обработанная мной аксиома-шутка от Малкина:
Любой список изобретательских приёмов в случае если не найдено решение превращается в периодическую систему (изобретательских приёмов) - идёшь на второй круг.
При этом период = 2 Пи :)

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Владислав Евгеньевич,приветствую,

Честно говоря, вникая потихоньку в ТРИЗ понимаю, что если бы не было этой теории, никто бы особо и не печалился. Все эти методы идут что называется "от корней" и если в ТРИЗ они называются "так", то в некой другой области знаний они давно существуют и называются "этак". Вот например структурный анализ: http://www.infman.ru/online/sysanalisys/  Не напоминает ли это ТРИЗ ? Называется правда по-другому :)

Предлагаю открыть специальную ветку по защите ТРИЗ, где специалисты в этой области будут приводить примеры эффективности ТРИЗ ( из жизни) и неэффективности обычного мышления.

Во первых рад, что Вы "потихоньку вникаете" .Это полезно. Только давайте попробуем обходиться без таких сильных фраз как "никто бы...". Трудно нам  с Вами говорить и думать за всех, тяжелая это работа, ну ее. Думаю, что лет тридцать тому назад Ваша идея по открытию специальной ветки по "защите ТРИЗ",  и доказательству ее эффективности смотрелась бы свежо и интересно. Сейчас, честно говоря, заниматься этим специально чтобы убедить Вас, мне было бы скучно. Да и не думаю, что смогу собрать группу специалистов для реализации Вашей идеи. Прошел этот этап жизни, инструмент давно на рынке, кто хочет, тот пользуется, кто не видит для себя пользы, тот не пользуется. Есть у нас конференция осенняя про практику применения, вот там в материалах какие то примеры и можно поискать. 

Теперь о наличии корней и приведенного примера. Конечно, все идет от корней. Структурный анализ "как класс" действительно возник значительно раньше ТРИЗ, это сомнению не подлежит и в доказательствах не нуждается. Также как и очень многие иные инструменты. Но химики используют его одним образом, социологи несколько по иному и т.д. И у нас есть свои небольшие особенности его применения. Он нам нужен также как и иные инструменты понимания сущности объекта исследования. И поэтому этот подход был использован, был изменен под собственные нужды и включен в состав группы аналитических инструментов.  И стал частью комплексного метода. Биться за корни тоже не буду.

Впрочем, в использовании чего-то уже придуманного ТРИЗ не первопроходец. Возьмите, например, идею отделения от предмета его части, путем надавливания на линию раздела острой кромки давящего инструмента. Началось с тонких обсидиановых пластинок, потом перешли к металлам и пр, в общем повились ножи. Идея древняя, но сколько у нее есть реализаций - и ножи разных типов (у каждой профессии свои), и хопеши, и гладисы, и ксифосы и махайры, и сабли, и кукри, и ятаганы, и катаны и много еще чего... Обобщенно говоря, это все ножик, но только не говорите это профессионалу.   

Теперь про конкретный пример. Вы действительно уверены, что структурный анализ для IT возник раньше, чем в ТРИЗ? Не думаю, что именно этот довод будет выглядеть так уж хорошо. Тот факт, что какой-нибудь Том Демарко в 1979 году написал работу про структурный анализ программных продуктов, совершенно не впечатляет меня, изучавшего веполи в 1973 и читавшего про структуры у того же Библера в книжке 75 года или про структурно функциональный анализ в БСЭ, изданной в шестидесятых.  В общем, доводов в пользу более раннего возникновения структурного анализа можно было бы накопать и посерьезней.

Кстати, прочитав рекомендованный Вами источник получил массу удовольствия, спасибо. Не знаю, кто автор этого опуса, но там есть действительно классные высказывания.  В частности мне очень понравилось определение ключевых аспектов структурного анализа:

Структурная спецификация имеет следующие характеристики:

  1. Является графической;
  2. Разбита на части;
  3. Является нисходящей иерархической моделью;
  4. Является логической.

Как говорится, "читал и плакал".  Заодно нашел и отличия - у нас структуры обычно даются в табличной, а не в графической форме и как правило описываются на требуемом уровне, то есть не является нисходящей моделью, эта часть работы выполняется в иное время, отдельно. Про пункты 2 и 4 увы почти ничего не понял, особенно про 4.

В общем, резвиться над конкретным текстом можно было бы долго, но не в этом суть.

Хотите организовать ветку с изучением первоисточников для всех наших инструментов - пожалуйста, это дело полезное и интересное. Хотите здесь рассказывать, что начав изучать ТРИЗ, Вы в этом инструменте уже разочаровались - не надо. Если не интересно, просто не ходите на сайт, будет очень экономно, скажем так "для всех".

Всего доброго.

 

 

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя blandux.

Когда подумал, удалил часть коментария, потому, что понял для чего нужен ТРИЗ. В различных науках используются разные методы для анализа ситуации и нахождения решения. ТРИЗ позволяет не будучи специалистом ни в одной области (кроме собственно ТРИЗ) находить решения для ситуаций создающихся в любой области знаний, используя известные инструменты. Но это в идеале. На практике бывает необходимым быть ещё и специалистом в той области знаний, в которую ты влез, со своими универсальными инструментами. Разводной ключ не всегда хорош в конкретной ситуации :)

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Когда подумал, удалил часть коментария, потому, что понял для чего нужен ТРИЗ. В различных науках используются разные методы для анализа ситуации и нахождения решения. ТРИЗ позволяет не будучи специалистом ни в одной области (кроме собственно ТРИЗ) находить решения для ситуаций создающихся в любой области знаний, используя известные инструменты. Но это в идеале. На практике бывает необходимым быть ещё и специалистом в той области знаний, в которую ты влез, со своими универсальными инструментами. Разводной ключ не всегда хорош в конкретной ситуации :)

Как ни странно, я здесь склонен согласиться с "предыдущим оратором", а также и с "пре-предыдущим", который говорил про то, что многое из того, что используется в ТРИЗ, создано раньше, чем появился сам ТРИЗ. Вот это самое, что появилось много раньше, наверное, только и можно использовать, не имея никаких знаний, кроме тризовских. Да и то, честно говоря, сомнительно.

Не думаю, что, даже в теории, в идеале, можно, не зная ничего, кроме ТРИЗ, решать проблемы в конкретных областях. Причина именуется в психологии словом "перенос": если умеешь решать проблемы в какой-то одной области, то ТРИЗ (и не только) может помочь переносить этот опыт и на другие области. Но если опыта нет ни в какой области, то ТРИЗ, имхо, не сильно поможет: ноль, увы, "перенести" во что-то большее трудновасто... Хотя бы в какой-то предметной области человек все же должен быть специалистом.

Это немного напоминает мне ситуацию с иностранными языками: невозможно выучить ни один иностранный язык, не зная родного.

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

То что группы приёмов в новой таблице (TRIZ GB) связаны с ресурсами, временем, пространством, структурой и условиями позволяет использовать её довольно интересным образом и для разрешения противоречий. В этом случае определяют к какой из "табличных групп" относится "первичный" нежелательный эффект (НЭ) и к какой из "табличных групп" относится НЭ, который появляется если использовать известный метод для устранения "первичного" нежелательного эффекта.
Например, известный (или традиционный метод) изменения системы, чтобы снизить то, что связано с потерями времени приводит к НЭ связанному со структурой. Тогда две предпочтительные группы приёмов для сочетания это приёмы связанные со временем и структурой. Решение скорей всего будет связано с сочетанием приёмов, принадлежащих к этим двум "табличным группам".
В особо сложных случаях можно также определить, к какой из "табличных групп" относится сам известный метод. В этом случае решение может быть найдено за счёт сочетания приёмов, принадлежащих к уже трём табличным группам. Хотя это в худшем случае - в лучшем случае один из НЭ и известный метод будут принадлежать к одной и той же табличной группе.
Тот же подход работает и при решении так называемых вторичных задач.
"Вторичная" задача появляется, когда возникает "вторичный" НЭ в результате решения "первичной" задачи. Решение таких задач тоже можно рассматривать, как решение задач с  противоречием с помощью новой таблицы. 
"Первичная" задача связана с "первичным" НЭ нашу идею решения этой "первичной" задачи в можно рассматривать, как известный способ (нам ведь он уже известен), при использовании которого возникает "вторичный" НЭ. Далее процедура работы с таблицей (и сочетанием приёмов) та же.

К попыткам решить задачу по устранению "вторичного" НЭ, не связывая его с "первичным" мы всегда можем вернуться, но в этом случае процесс решения "вторичной" задачи ничем не отличается от процесса решения задач "первичных", о решении которых я говорил, приводя алгоритмы использования новой таблицы в рамках различных методов.

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Quote:
Не думаю, что, даже в теории, в идеале, можно, не зная ничего, кроме ТРИЗ, решать проблемы в конкретных областях. Причина именуется в психологии словом "перенос": если умеешь решать проблемы в какой-то одной области, то ТРИЗ (и не только) может помочь переносить этот опыт и на другие области. Но если опыта нет ни в какой области, то ТРИЗ, имхо, не сильно поможет: ноль, увы, "перенести" во что-то большее трудновасто... Хотя бы в какой-то предметной области человек все же должен быть специалистом.

Это немного напоминает мне ситуацию с иностранными языками: невозможно выучить ни один иностранный язык, не зная родного. 

Полностью согласен! Но как же всем хочется тем не менее волшебной таблетки!

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Вышла русская версия “Guided Brainstorming Companion” под названием "Генератор идей",  в которую также входят "озвученная презентация" (~60 мин) и более трёхсот примеров. Каждый пример представляет собой этакий микро-кейс с кратким ходом решения и иллюстрацией.

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Сергей Малкин.

Послушать видео-презентацию текущей версии на русском можно тут: http://www.gitoolkit.com/GB30ru/0_Expl2.htm

Это, старая версия, но это то, что есть пока...

Работает только под MS IE, требует Flash-player. Может не работать под другими браузерами без специальных настроек.

 

Re: Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Навеяно повторным прочтением работы Т.А.Кенгерли
"Приемы делятся на две группы: не указывающие средств решения (дробление, вынесение, асимметрия и т.д.) и указывающие средства решения (использование пневмо- и гидроконструкций, применение магнитного, электромагнитного и электрических полей и т.д.)."
Т.А. Кенгерли Перенос технических решений в изобретательском творчестве
http://www.metodolog.ru/00635/00635.html

К сожалению ТРИЗ тогда не пошла и по этому пути. Более того, приёмы разрешения физических противоречий и даже стандарты тоже можно разделить на те же две группы.
Не знаю, может быть это мои "глюки", но в таком разделении был заложен путь на универсализацию приёмов. Если подойти к приёмам, как к искусственным системам с точки зрения MUST - деление их на два или даже три уровня  надо развернуть до пяти, как мы это сделали с С. Малкиным при разработке последних версий софтов для направленной генерации идей.
Тогда приёмы позволяет достичь одного из трёх типов желаемых результатов: получение или улучшение чего-либо положительного, устранение или уменьшение чего либо отрицательного или разрешение противоречия т.ре. улучшение чего-либо положительного без появления чего либо отрицательного.
Достигается это различными (группы приёмов) способами: использованием ресурсов, преобразованиями во времени, пространстве, структуре или изменением условий/параметров.
У каждого из приёмов своя "технология" на которой базируются те или иные способы-преобразования.
Подприёмы (bullets) предлагают средства поддерживающие технологию, а примеры с идеями решений представляют собой конкретные реализации на уровне параметры, который служит этакой упаковкой для всего остального.
Конечно, с методической точки зрения неплохо было бы  в тексты примеров вводить и то, что Кенгерли отнёс к приёмам, указывающим на средства решения. в виде этаких "групповых" примеров.

цели и способы

Григорий, мне не до конца понятно соотнесение идеи Кенгерли разделение приемов на две группы и иерархии приемов в Вашей с Малкином вариантов софта. 

Насколько я понимаю разделение Кенгерли он предложил отделить цели ("предполагаемые результаты") и способы их достижения. Обоснование, видимо, стандартное - цели можно достигать разными способами, а один и тот же способ можно приспособить для достижения  разных целей (к слову, в рамках теории деятельности А.Н.Леонтева это стандартное разделение "действий" и "операций")

В указанной же Вами иерархии приемов это разделение менее очевидно: 

Тогда приёмы позволяет достичь одного из трёх типов желаемых результатов: получение или улучшение чего-либо положительного, устранение или уменьшение чего либо отрицательного или разрешение противоречия т.ре. улучшение чего-либо положительного без появления чего либо отрицательного.
Достигается это различными (группы приёмов) способами: использованием ресурсов, преобразованиями во времени, пространстве, структуре или изменением условий/параметров.
У каждого из приёмов своя "технология" на которой базируются те или иные способы-преобразования.
Подприёмы (bullets) предлагают средства поддерживающие технологию, а примеры с идеями решений представляют собой конкретные реализации на уровнепараметры, который служит этакой упаковкой для всего остального.
Конечно, с методической точки зрения неплохо было бы  в тексты примеров вводить и то, что Кенгерли отнёс к приёмам, указывающим на средства решения. в виде этаких "групповых" примеров.

Точнее претендовать на "цели" может только уровень "рузультаты", тогда как 4 остальных уровней скорее по Кенгерли вошли бы во вторую группу "средств". При этом уровень "результаты" представляет собой достаточно укрупленные "цели" (получение положительного, уменьшение отрицательного и т.п.) и явно предполагает не совсем ту конкретизацию "целей", которую имел в виду Кенгерли. Для проверки можно попробовать отнести его примеры (дробление, ассиметрия и т.п.) к вашим уровням. Является ли дробление "получение положительного" или "уменьшение отрицательного"? Наверное, зависит от конкретной ситуации. Кстати, отсюда же видно, что уровнь "технология" явлется разнородный по параметру Кенгерли: тогда как использование ресурсов сложно отнести к "целям" (скорее к обобщенным способам достижения какой-то из целей - для чего надо использовать ресурсы), то "преобразование структуры" уже больше относится к цели (дробление же это вроде как один из видов "преобразования структуры"?). Подобную разнородность (отсутствие единой основы выделения) можно заметить сопоставив варианты: разве преобразование структуры не может сопровождаться использованием для этого ресурсов. Кстати говоря, если пространство и структура не являются видами "условий/параметров", то что под последним подразумевается? 

Таким образом, есть ощущение, что идею Кенгерли вполне можно использовать для уточнения и "преобразования структуры" предложенных Вами уровней. 

С уважением, Александр

 

 

Re: цели и способы

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Александр,
У Кенгерли уровень "результат" опускается. Я так понимаю, что он у него за рамками приёмов (определён на стадии постановки задачи - "зачем делаем?"). Приёмы же делятся на те которые предлагают методы и те которые предлагают средства реализации методов. Я считаю, что уровни "методы" и "средства" по Кенгерли можно разделить каждый на две части. Методы - собственно на методы и технологию т.е. "что делаем?ь и "как делаем", а средства на средства и параметры - т.е. "что собственно изменяем в системе?" и "какова конкретная реализация?" (пример)
В новой системе приёмов (с примерами) реализованы все пять уровней MUST. Тот же результат может быть получен разными методами, тот же метод может базироваться на разных технологиях и таже технология может реализовываться разными средствами.
Большинство задач решается комбинацией приёмов, причём лучше всего комбинируются между собой приёмы относящиеся к разным методам использования/преобразования: ресурсам, времени, пространству, структуре, условиям/параметрам.
Лучше эту дискуссию перенести в тему, которую я специально создал для обсуждения статьи Кенгерли. Там можем и будем спорить до хрипоты:) 
 

Re: цели и способы

Григорий, согласен с Вами обсудить в специальной созданной Вами теме (поскольку разделение Кенгерли связано с интересующей меня темой "функций"). Перенос всей ветки, как я понял, технически осложнен и поэтому предлагаю Вам перенести исходный для данной ветке пост, я перенесу свой ответ, ну и дальше как пойдет... Пока с Вашим вариантом интерпретации не могу согласится - тем интереснее будет понять суть расхождения

С уважением, Александр 

Subscribe to Comments for "Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов"