Контрольное задание по АРИЗ

Размещено на сайте 10.03.2009.

...Перед вами один из разборов задач по АРИЗ. Решатель использовал АРИЗ-85В с небольшими исправлениями на шагах 2.1. и 2.2. - там была использована одна из модификаций АРИЗ-91. Как и всякий реальный документ, он содержит в себе недостатки, неточности. Я не стал приводить полученное автором решение, потому что в данный момент интерес представляет другое - обеспечение качественного, методически "гладкого" продвижения по АРИЗ.

Рассмотрите этот разбор внимательно на предмет поиска методических ошибок, сбоев. Я был бы рад получить обратную связь на почту нашего сайта metodolog1@yandex.ru или на ветке форума, посвященной анализу сбоев и ошибок при работе с АРИЗ-85В http://metodolog.ru/node/112. .

Удачной охоты!

Редактор

Контрольное задание по АРИЗ

Снижение аэродинамического сопротивления крупногабаритных транспортных средств

Автомобильные грузоперевозки осуществляются с использованием тандемов "седельный тягач - трейлер". При этом унификация сцепных устройств позволяет одному и тому же тягачу перевозить различные типы полуприцепов (трейлеры, платформы, цистерны и др.), которые, в свою очередь, могут иметь различные массогабаритные характеристики.

В случае использования седельных тягачей для перевозки крупногабаритных трейлеров возникает аэродинамическое сопротивление в зоне "кабина тягача - передняя стенка трейлера" (Рисунок 1), составляющее 20-25% общего аэродинамического сопротивления. Особенно актуально это становится на больших скоростях и при сильном боковом ветре, что приводит к значительному расходу топлива и, следовательно, удорожанию грузоперевозок.

Рисунок 1. Зона повышенного аэродинамического сопротивления

Использование всевозможных обтекателей (Рисунок 2), прикрывающих эту зону, частично решает проблему, но ведет к удорожанию и утяжелению транспортного средства, а также к снижению его маневренности при поворотах (увеличению радиуса поворота). Кроме того, ширина, форма и угол растра используемых обтекателей должен быть согласован с габаритами перевозимого трейлера, что крайне неудобно при использовании тягача с разными типами трейлеров.

Рисунок 2. Использование обтекателей в зоне "кабина тягача - трейлер"

Постановка задачи

Можно ли усовершенствовать конструкцию транспортного средства с целью снижения аэродинамического сопротивления в рассматриваемой зоне? Попробуем решить эту задачу при помощи АРИЗ без предварительной и последующих проверок на возможность ее решения по стандартам.

Часть 1. Анализ задачи

Шаг 1.1: Запись условия мини-задачи и технического противоречия

Техническая система для грузоперевозок включает в себя:

· тягач (седельный);

· трейлер (в качестве полуприцепа рассматриваемого тягача);

· обтекатели (специальные аэродинамические устройства, установленные на тыльной стороне кабины и прикрывающие промежуток между кабиной тягача и передней стенкой трейлера);

· автодорога;

· набегающий поток воздуха.

ТП 1. Если обтекатель большой, то аэродинамическое сопротивление в рассматриваемой зоне незначительное, но при этом снижается манёвренность тандема "тягач+трейлер".

ТП 2. Если обтекатель маленький, то аэродинамическое сопротивление в рассматриваемой зоне большое, но при этом манёвренность тандема "тягач+трейлер" не снижается.

Необходимо при минимальных изменениях в системе обеспечить снижение аэродинамического сопротивления тандема "тягач+трейлер" при сохранении манёвренности.

Шаг 1.2: Выделение конфликтующей пары: изделие и инструмент

Изделие: поток воздуха в зоне "кабина тягача - трейлер".

Инструмент: обтекатель.

Шаг 1.3: Составление графической схемы конфликта

Графическая схема конфликта приведена на Рисунок 3.

Шаг 1.4: Выбор одной из схем противоречия

ТП = ТП 1. Если обтекатель большой, то аэродинамическое сопротивление в рассматриваемой зоне незначительное, но при этом снижается манёвренность тандема "тягач+трейлер".

В этом случае хорошо обеспечивается выполнение главной функции системы (снижение аэродинамического сопротивления).

Шаг 1.5: Усиление конфликта путем указания предельного состояния элементов

Обтекатели настолько большой, что полностью закрывает промежуток между кабиной тягача и передней стенкой трейлера и полностью ликвидирует манёвренность тандема "тягач+трейлер".

Рисунок 3. Графическая схема конфликта

Шаг 1.6: Запись модели задачи с усиленной формулировкой конфликта, с указанием конфликтующей пары и введением X-элемента

Дано:

· Поток воздуха в зоне "кабина тягача – трейлер”, обтекатель;

· •Обтекатель настолько большой, что полностью закрывает промежуток между кабиной тягача и передней стенкой трейлера и полностью ликвидирует манёвренность тандема "тягач+трейлер".

Необходимо найти такой X-элемент, который бы при большом обтекателе обеспечивал низкое аэродинамическое сопротивление, при сохранении высокой манёвренности тандема "тягач+трейлер".

Шаг 1.7: Проверка возможности применения системы стандартов для решения задачи

Этот пункт мы пропускаем, поскольку решаем задачу при помощи АРИЗ, без применения системы стандартов.

Часть 2. Анализ модели задачи

Шаг 2.1: Определение оперативной зоны (ОЗ)

Оперативной зоной является пространство между тыльной стороной кабины тягача и передней стенкой трейлера:

Вывод: Разделение противоречивых свойств в пространстве невозможно.

Шаг 2.2: Определение оперативного времени (ОВ)

Вывод: Разделение противоречивых свойств во времени невозможно.

Шаг 2.3: Определение вещественно-полевых ресурсов (ВПР)

Системные ресурсы:

· ресурсы инструмента: форма обтекателя, материал обтекателя;

· ресурсы изделия: скоростной напор воздуха, параметры воздуха.

Надсистемные ресурсы:

· Форма трейлера, материал трейлера;

· Расстояние между обтекателем и передней стенкой трейлера.

Часть 3. Определение идеального конечного результата (ИКР) и физического противоречия (ФП)

Шаг 3.1: Запись идеального конечного результата (ИКР-1)

X-элемент, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, обеспечивает снижение аэродинамического сопротивления тандема "тягач+трейлер" при сохранении его манёвренности во время движения и поворотов.

Шаг 3.2: Усиление формулировки идеального конечного результата ИКР-1 с использованием вещественно-полевых ресурсов

· Форма обтекателя сама обеспечивает снижение аэродинамического сопротивления тандема "тягач+трейлер" при сохранении его маневренности во время движения и поворотов.

· Скоростной напор воздуха сам обеспечивает снижение аэродинамического сопротивления тандема "тягач+трейлер" при сохранении его маневренности во время движения и поворотов.

Шаг 3.3: Формулировка физического противоречия на макроуровне

· Обтекатель должен доходить до передней стенкой трейлера, чтобы направлять набегающий воздушный поток для снижения аэродинамического сопротивления, и не должен доходить до передней стенкой трейлера, чтобы обеспечить хорошую манёвренность тандема "тягач+трейлер", во время движения и поворотов.

· Скоростной напор воздуха должен направлять (удерживать) воздушный поток от тыльной стороны кабины до передней стенкой трейлера для снижения аэродинамического сопротивления, и не может его удерживать, так как между тыльной стороной кабины и передней стенкой трейлера существует зазор, обеспечивающий хорошую манёвренность тандема "тягач+трейлер” во время движения и поворотов.

Шаг 3.4: Формулировка физического противоречия на микроуровне

· Частицы обтекателя должны быть между тыльной стороной кабины и передней стенкой трейлера, чтобы направлять набегающий воздушный поток, и их не должно там быть, чтобы обеспечить хорошую манёвренность тандема "тягач+трейлер” во время движения и поворотов.

· Частицы скоростного напора воздуха должны быть между тыльной стороной кабины и передней стенкой трейлера, чтобы направлять набегающий воздушный поток и их не должно там быть, чтобы обеспечить хорошую манёвренность тандема "тягач+трейлер” во время движения и поворотов.

Шаг 3.5: Запись идеального конечного результата ИКР-2

Пространство между тыльной стороной кабины тягача и передней стенкой трейлера в течение всего времени движения тандема "тягач+трейлер" само обеспечивает наличие частиц обтекателя и их отсутствие при поворотах тандема.

Шаг 3.6: Проверка возможности применения системы стандартов к решению задач, сформулированной в ИКР-2

Этот пункт мы пропускаем, поскольку решаем задачу при помощи АРИЗ без применения системы стандартов.

Часть 4. Мобилизация и применение ВПР

Шаг 4.1: Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ)

a) при движении на больших скоростях b) во время манёвров

Рисунок 4. Изображение конфликта в виде маленьких человечков

С одной стороны промежуток между кабиной и передней стенкой трейлера должен быть закрыт плотной пеленой частиц какого-либо вещества (Рисунок 4, a) для направления набегающего потока воздуха вдоль тандема "тягач+трейлер" и препятствования его проникновению внутрь промежутка, но с другой стороны данной пелены не должно во время выполнения маневров (Рисунок 4, b).

Шаг 4.2: Решение задачи в случае, если из условия известно, какой должна быть система

Этот пункт мы пропускаем, поскольку из условия не известно какой должна быть система.

Шаг 4.3: Определение возможности решения задачи применением ресурсных веществ

Одним из ресурсов при решении задачи является окружающий воздух (набегающий поток воздуха при движении тандема "тягач+трейлер"), который не должен попадать внутрь рассматриваемой зоны, создавая там избыточное давление.

Шаг 4.4: Определение возможности решения задачи заменой ресурсных веществ пустотой или смесью ресурсных веществ с пустотой

Не видим такой возможности.

Шаг 4.5: Определение возможности решения задачи применением веществ, производных от ресурсных или смеси этих веществ и пустоты

Смотри шаг 4.3. Задача сводится к недопущению попадания набегающего потока воздуха во время движения тандема "тягач+трейлер" внутрь промежутка с помощью этого же потока.

Шаг 4.6 и 4.7: Определение возможности решения задачи применением электрического поля или пары поле и вещество

Считаем, что не видим такой возможности.

Часть 5. Применение информационного фонда

Шаг 5.1: Рассмотреть возможность решения задачи в формулировке ИКР-2 при помощи стандартов

Этот шаг мы пропускаем, поскольку решаем задачу при помощи АРИЗ, без применения системы стандартов.

Шаг 5.2: Рассмотреть возможность решения задачи в формулировке ИКР-2 с учетом ВПР, уточненных в части 4

На этом шаге образ решения уже сформировался - при перемещении тандема "тягач+трейлер" на высоких скоростях набегающий поток воздуха (наш ВПР) должен образовывать плотную пелену, закрывающую промежуток между кабиной и трейлером, не допуская срывов потоков на задней кромке кабины тягача и на передней кромке трейлера и не вызывая, тем самым, аэродинамического сопротивления.

Шаг 5.3: Рассмотреть возможность устранения физического противоречия с помощью типовых приемов разрешения противоречия

Прием разделения противоречивых свойств во времени в совокупности с графическим изображением конфликта в виде маленьких человечков и шагами 4.3. и 4.5. позволяет разрешить сформулированное ранее противоречие.

Так как существенные величины аэродинамического сопротивления имеют место только при больших скоростях перемещения тандема "тягач+трейлер", то необходимо, чтобы задняя кромка кабины содержала приспособления, формирующие плотную воздушную завесу из набегающего (скоростного) потока воздуха. При выполнении маневров (как правило, на невысоких скоростях) необходимость в этой завесе отпадает.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Контрольное задание по АРИЗ"