Материалы третьей конференции «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов»
Текущие проблемы коммерциализации технологий в Российских ВУЗах и пути их решения
А.Б. Рожнов МИСиС
В Российских ВУЗах (особенно в исследовательских университетах) продолжается работа по совершенствованию инновационной инфраструктуры: создаются центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, отделы консалтинга и другие структурные единицы, деятельность которых связана с созданием и продвижением отечественных разработок на рынок. В некоторых организациях этот процесс начался намного раньше, в других активно развивается только сегодня, благодаря государственной поддержке (Постановление Правительства РФ № 219 от 09.04.2010 г.). За последний год об открытии новых инновационно-ориентированных структурных подразделений заявили сразу несколько университетов, в том числе победители конкурса в рамках ПП РФ № 219 от 09.04.2010. В организации работы таких подразделений ВУЗы используют различные методы: изучают зарубежный опыт и приглашают высококвалифицированных зарубежных специалистов, повышают квалификацию сотрудников, занимающихся защитой интеллектуальной собственности, приглашают специалистов в области маркетинга и бизнес-анализа, проводят реструктуризацию отделений связанных с инновационным процессом и другие.
Однако до сих пор результаты деятельности таких подразделений остаются весьма скромными. Особенно крайне низкими остаются результаты коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, полученные в ходе выполнения исследовательскими университетами научно-исследовательских работ по Государственным контрактам.
Учитывая, что государственная поддержка инновационной деятельности в Российской Федерации применительно к деятельности ВУЗов начала активно осуществляться только в последние годы, отсутствие ощутимых результатов на сегодня является вполне закономерным. Другой причиной является специфика инновационного бизнеса по сравнению с бизнесом не инновационным, т.е. не нацеленным на продуктовое лидерство, и соответственно сложность процесса трансфера технологий из научных организаций в промышленность. Учитывая, что в Российской Федерации до сих пор остается множество проблем, связанных с развитием бизнеса вообще, в том числе связанного с производством, то очевидно, что в случае с инновационным бизнесом, количество трудностей гораздо больше.
Важнейшим вопросом, интересующим государство сегодня является вопрос о том, когда появятся реальные результаты инновационной деятельности исследовательских университетов, которые внесут вклад в развитие инновационной экономики страны и в общество в целом и какие меры нужно предпринимать далее государственным структурам, чтобы этот процесс не остановился, а развивался.
Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо полное понимание проблем, с которыми приходится сталкиваться ВУЗам при попытке коммерциализации их изобретений. Поскольку деятельность по трансферу технологий охватывает несколько областей деятельности (законодательная, научная, инженерная, маркетинговая и т.д.), в ней заинтересованы и принимают участие специалисты различных профессиональных компетенций (изобретатели, маркетологи, специалисты по интеллектуальной собственности и др.), то в каждой из этих областей существуют проблемы, тормозящие процессы коммерциаллиации. Некоторые из них давно известны, лежат на поверхности и публично обсуждаются, другие - являются скрытыми и возникают уже в процессе осуществления коммерциализации конкретных разработок, например при анализе технологий или в процессе заключения конкретного лицензионного договора. Важным аспектом в связи с этим является налаживание системы обмена опытом между отечественными ВУЗами в области трансфера технологий.
В докладе обсуждаются как известные проблемы коммерциализации, так и конкретные более узкие вопросы, возникшие в процессе работы центра коммерциализации технологий в НИТУ «МИСиС» за последний год, предлагаются возможные направления решений проблем для повышения эффективности работы центров трансфера технологий в университетах.