Курс РТВ для студентов Сибирского независимого института

Материалы 3 конференции "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"

Курс РТВ для студентов психологического факультета Сибирского независимого института.
Семенова Людмила Николаевна, доцент Сибирского независимого института, директор консалтинговой компании «Диол», Президент НРОО «ТРИЗ-Сибирь»

Данная работа содержит методические материалы курсов для факультета психологии (очная  и заочная форма обучения) Сибирского независимого Института. Для очного факультета длительность курса составляет 36 часов, слушатели в основном – молодые люди до 23 лет; для заочной формы обучения – 8 часов, слушатели в основном – профессионалы и бизнесмены, повышающие свое образование.
Основные критерии для разработки программы обучения:
1.    Мотивация слушателей
2.    Практическое применение инструментов ТРИЗ
3.    Комплексный подход: наглядность, самостоятельная работа, домашние задания, разбор домашних заданий.
4.    Итоговые задания.

Программа для заочного обучения (8 час)
5.    Понятие «творческое воображение» - 2 час
6.    Методы развития творческого воображения- 2 час
7.    ТРИЗ-инструменты – 2 час
8.    Решение творческих задач – 2 час
9.    Тест-зачет
•    Решить классные задачи
•    Применить один из методов (фокальные объекты, морфологический ящик, синектика) для решения своей задачи
Выполнить решение по форме
•    ФИО, группа, описание задачи
•    Форма метода
•    Найденные решения

Методическая часть
Введение в курс начинается с озвучивая личных потребностей в данном курсе. Участники пока не
представляют, что может дать курс, поэтому предлагается «волшебная палочка», с помощью которой
они могут решить свои актуальные задачи. Таким образом формируется список задач для теста и для
работы на занятиях.
Применяется подход к обучению взрослых: сначала слушатели демонстрируют собственные
знания по предлагаемой теме, и только после этого излагается учебный материал. Для закрепления
материала используются задачи, актуальные для студентов.
Для мотивации использовали подход, сочетающий индивидуальные и групповые формы работы.
Сначала  участники выполняют задания  индивидуально, затем интегрируют свои задания в малой
группе (3-4 человека) и формируют общий групповой результат работы. По результатам
групповой работы проводится дискуссия, в которой даются понятия по теме, основные положения,
предлагаются упражнения и задачи.
Предложенный подход решает 2 задачи: мотивацию слушателей на работу, освоение материала и
решение своих практических задач, требующих нестандартного решения. Важно, чтобы
преподаватель поощрял проявление активности, помогал находить и развивать креативные аспекты в
найденных студентами решениях и выполненных упражнениях.
ТРИЗ-подход для самостоятельной и групповой работы заключается:
1.    Сбор информации об изучаемом  предмете, его плюсах и минусах. Например,  для введения в курс РТВ предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
 
•    Что такое творческое воображение?
•    Для чего оно нужно профессионалу?
•    Что мешает развивать воображение?
•    Что помогает его развивать?
 
Результат работы групп представлен на рис. 1,2.


Творческое воображение по результатам дискуссии призвано:
 
1.    Ставить задачи
2.    Искать решения
3.    Моделировать
4.    Изменять поведение
5.    Изменять жизнь
6.    Интересно жить
 
Далее слушатели осваивают методы ТРИЗ.
В итоге они могут сравнить эффективность собственной и ТРИЗ-технологии для решения
поставленной задачи. В данном случае тестовыми заданиями были: сочинение рассказа на тему,
создание нового природного явления и другие креативные задания. В курсе сначала осваиваются 3
метода: метод фокальных объектов, метод морфологического анализа и синектика. Для освоения
методов сразу используется решение актуальной задачи. Для поиска решения  лучшие результаты
дает работа в малых группах. Для психологов были сформулированы следующие задания для
освоения методов: «Как понять себя?», «Как найти общий язык с противоположным полом?», « «Как
понять свои возможности»? и другие задачи из копилки слушателей. ТРИЗ в данном курсе
представлен инструментами:
•    Системный оператор, понятие о системах, синергии
•    Методы РТВ
 
Увеличение – уменьшение
Дробление – объединение
Изменение законов природы
Ускорение-замедление
Переход «живое - неживое»
Изменение привычных связей между объектами
Волшебные предметы – исполнение желаний
 

Результаты (анонимная обратная связь участников):  
•    интерес к ТРИЗ,
•    рост уверенности в себе,
•    полезность для повседневного применения,
•    расширение видения мира, ресурсов,
•    возможность структурировать ранее отдельные элементы реальности.
Лучшие результаты получаются, если курс разделить на 2 занятия. В этом случае  усвоение
материала усиливается выполнением домашнего задания.
Программа для заочного обучения (36  час.)
Занятие 1. (4 часа)
Введение в курс «Развитие творческого воображения».    Творческое воображение
Кривая Рибо
Мышление
Психологическая инерция
Переход от стереотипного мышления (поведения)  к творческому
Занятие 2.  (4 часа)
Методы развития творческого воображения
Предметно-образный стиль мышления    Метод проб и ошибок (МПиО)
Метод фокальных объектов
Составление загадок – исследование свойств
Прием фантазирования: уменьшение/увеличение
Занятие 3. (4 часа)
Функциональный стиль  мышления
    1.    Свойства предметов, функции, сравнительные характеристики объектов
2.    Приемы фантазирования:
•    уменьшение/увеличение
•    дробление/объединение
Занятие 4. (4 часа)
Логический стиль мышления    Анекдоты
Прием фантазирования: ускорение/замедление/время
Занятие 5. (4 часа) Системный стиль мышления    Системный оператор
Морфологический анализ
Составление рассказов по картинке
Прием фантазирования: простое/сложное/универсальное
Занятие 6. (4 часа)
Метафорический стиль мышления
    Эмпатия
Синектика
Составление рассказов по картинке
Прием фантазирования:   живое/не живое
Занятие 7. (4 часа)
•    Диалектический  стиль мышления    Противоречия
Основные законы диалектики
Прием фантазирования:  наоборот
Занятие 8. (4 часа)
Синергетический  стиль мышления
    Эффект бабочки
Самоорганизация  
Открытые и закрытые системы
Нелинейность развития
Точка бифуркации
Занятие 9. (4 часа)
    Повторение
Зачет

Методическая часть
Студенты очной формы обучения, как правило, плохо представляют себе, что за образование они получают. По предварительному опросу более 80% студентов не будут работать по специальности «психолог». Поэтому было важно дать мотивацию на универсальность курса, применимость методов для разных житейских и профессиональных ситуаций. Важной составляющей курса является творчество участников, работа с преодолением психологической инерции, использование задач типа «Да-Нет». Это делает курс занимательным и помогает не только  удержать внимание студентов, но и обеспечить усвоение материала, позволяет приобрести навыки использования методов. Важной элементом курса являются домашние задания и их обсуждение в начале каждого занятия.
Введение в курс начинается с озвучивая личных потребностей в данном курсе, знакомством с общей программой, требованиями к посещению, выполнению домашних заданий и условиям получения зачета. Это играет роль не просто информации, но и служит важным звеном мотивации для студентов очной формы обучения. Для тех, кто пропускает занятия, предлагается выполнение реферата по пройденной теме и выполнение домашнего задания.
Находкой в обучении стало согласование приемов фантазирования, методов поиска творческих решений с различными стилями мышления. Такой подход обеспечивает принцип «От простого – к сложному», что облегчает студентам лучше усваивать материал, приобретать навыки использования приемов фантазирования.
На каждом занятии были включены:
1.    Разбор домашнего задания
2.    Разминка – «Да-нет»,  задания на преодоление психологической инерции, упражнение по теме занятия (например, для предметно-образного стиля мышления использовалось упражнение «Ассоциации», где осваивали признаки предметов, их значение, нахождение этих же признаков в других объектах). Для функционального мышления развиваем это упражнение вопросами «Зачем?» и «Что еще может выполнять такую функцию?»
3.    Основной материал: выполнение одной из актуальных для студентов задач предложенным методом, например:
•    Избавляться с помощью творчества от негативных эмоций
•    Развить творческое воображение
•    Понимать людей и их проблемы
•    Помочь человеку, который обратился за помощью
В формулировке задач сохранена постановка задач в форме, как она была предложена студентами.
4.    Групповая работа по приему фантазирования. Например. Примените приемы «уменьшение – увеличение», «дробление – объединение» к данным объектам: ВУЗ, организация, чашка. Далее предлагается составить рассказ по задаче с измененными объектами.
5.    Обратная связь.  Обсуждение домашнего задания. Пример задания. А). Придумать природные образы к техническим объектам, таким как мотор, вертолет,  нож, топор.  В). Составить загадки:  психолог, клиент, консультация, реклама.
Пример стилей мышления. Вопрос: «Зачем понимать другого человека»?
Ответы в разных стилях мышления.
Предметно-образный, бытовой стиль. Чтобы знать, как с ним общаться и работать.
Функциональный.  У меня есть способность понимать некоторых людей. У других тоже есть способность понимать людей. Если мы понимаем друг друга, то мы сможем лучше распределить совместную работу и будем интересны друг другу.
Логический.  Другой человек – это не я, у меня есть свои интересы, а у него – свои. Если я буду его понимать, то я смогу найти то, что нас объединяет. Тогда мы сможем продуктивно общаться и работать.
Системный (научный). Сейчас весь мир озабочен глобальными процессами. Каждый процесс протекает не только масштабно, он составлен из множества маленьких подобных процессов. В частности, понимание и отношения между странами зависят от того, как понимают и представляют друг друга простые люди в своей стране. Если мы изучаем культуру друг друга (в стране, семье, группе, в  которую входит другой человек), то мы понимаем не только личностные особенности человека, но и культурные нормы, которыми определяется поведение каждого отдельного человека. Это позволяет строить более эффективные отношения.  
Метафорический. Некоторые люди понимают друг друга как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука» . Хотят делать что-то вместе, но не могут, потому что они просто разные.
А другие, как в басне Крылова «Квартет», обсуждают, что не так, пробуют изменить ситуацию, но это совсем не то понимание, которое приводит к результату.
Хороший пример понимания – это бременские музыканты. Они разные,  и у них не только все получается, но им весело и интересно вместе.
Диалектический. Если мы понимаем друг друга, то мы хорошо  общаемся и работаем. Со временем самое хорошее общение становится привычным. Уменьшается интерес друг к другу. Мы перестанем замечать изменения в другом человеке, не проявляем свои, потому что не замечает он. Отсутствие новизны в нашем восприятии делает отношения тусклыми.
Если мы не понимаем друг друга, то нам трудно вместе общаться и работать. Поиск путей для понимания нас сильно развивает, расширяет наш мир тем, что важно для человека, которого мы не понимаем.
В любых отношениях есть начало, развитие и конец. Познавая другого в разной обстановке, мы можем развивать наши отношения бесконечно, не «приедаясь» друг другу.
А за окончанием следует новое начало. В начале отношения хрупки, в них много возможностей и надежд. Их легко сломать. Их легко обожествить. В любом случае, у нас всегда есть выбор, а если мы его не делаем, то любая случайность может привести нас к тому, чего уже не исправишь.
Если мы сами не будем  понимать другого человека, то сама жизнь даст нам таких людей и такие  обстоятельства, с которыми мы будем вынуждены быть вместе. Наш выбор: использовать их или отказаться.
Синергетический. Мы живем и воспринимаем друг друга, как умеем. Иногда жалеем о том, что сделано. В мыслях мы можем возвращаться и фантазировать, как было бы, если бы мы приняли другое жизненное решение… Нельзя вернуть прошлое и переделать его. Нужно помнить, что наша жизнь связана с другими тысячами нитей. Если мы понимаем других людей, ото мы всегда найдем наилучший способ для каждого из нас, и для всех вместе. Тогда нам не придется сожалеть и происшедшем…
Резюме. В процессе освоения приемов РТВ без детального изучения ТРИЗ, пробуждает у студентов интерес к нестандартному мышлению. Было замечено, что студенты, получившие курс РТВ на 1 курсе, на 3 курсе показали гораздо лучшие результаты в усвоении курса «Основы системного анализа», который содержал инструменты ТРИЗ. Студенты, которые начали изучать РТВ на 4 курсе, с трудом решали задачи, демонстрировали гораздо большую косность мышления, чем первокурсники или студенты 3 курса.
Литература, используемая в курсе РТВ
1.    А. А. Нестеренко. Страна загадок .-  Ростов н/Д Изд-во Рост. ун-та: 1993
2.    Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: 1984, 1985, 1990
3.    Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986, 2002
4.    Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979
5.    Гин С. Мир логики. – М.: 2001
6.    Гин С. Мир фантазии. – М.: 2002
7.    Гин С. Мир человека. – М.: 2003
8.    И.Н.Мурашковска, Н. П. Валюмс, - СПб. : Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1995.
9.    И.Н.Мурашковска. Когда я стану волшебником. — Рига, 1994.
10.    Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – СПб.: 1999
11.    Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2002
12.    Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб: Речь, 2002

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Курс РТВ для студентов Сибирского независимого института"