Использование универсальной карты тестирования при изучении географии

Материалы 3 конференции "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"
 

Использование универсальной карты тестирования  при изучении географии
Терехов Павел, студент 5 курса
МГУ им. М.В. Ломоносова

Технология тестирования, лежащая в основе изобретения «Устройство для контроля знаний» (патент РФ № 2405212 от 27 ноября 2010 г.,  авторы: Степанчикова М.А., Терехов П.Д.) была создана путем аналогий с имеющимися карточками «Русского лото» и игрового  поля «Морского боя». При совмещении этих двух карт получилась третья, которая может быть использована педагогами для проведения фронтального тестирования. Особенностью данного тестирования является уменьшение вероятности случайного угадывания и получение более объективного результата тестирования.
Покажем возможность тестирования по данной карте при изучении темы «Экономическая география Европы».
Заполняем 10 из 12 возможных ячеек универсальной карты изображением флагов европейских стран (рис.1). Вместо флагов можно  использовать контуры этих стран с географических карт или, более простой вариант – только название страны без рисунка.
Рис. 1

Учащимся раздаются карточки, где расположены одни и те же флаги, но в разном порядке (по аналогии с карточками «Русского лото»). Таким образом, учащиеся, практически,  не смогут «списывать» друг у друга, отвечая на одни и те же вопросы.
Педагог зачитывает последовательно каждый вопрос, в данном случае отдельные характеристики страны, после чего учащийся должен определить страну и положить фишку с номером вопроса  на флаг данной страны у себя в карточке.
На каждый вопрос допускается только один правильный ответ. Если на первый вопрос возможность выбора существует из 10 ответов, но второй – уже из 9, на третий – из 8 и т.д.  Случайное угадывание при таком варианте тестирования почти невозможно, что нельзя сказать про обычное тестирование, когда на один ответ предлагается 3-5 ответов.
Затем учащиеся записывают порядок разложенных фишек по ячейкам как в «Морском бое» и педагог в считанные минуты проверяет ответы, сверяя со своей контрольной таблицей.
Например, педагог зачитывает первый вопрос:
Гористая страна, добившаяся заметного процветания благодаря туризму. Благополучная экономика и отсутствие подоходного налога сделали ее привлекательной для множества мигрантов. Численность населения страны не превышает 100 тысяч человек.

Учащийся должен взять фишку с цифрой «1» и положить ее на флаг Андорры. В данном случае, на поле с флагом В1. В более упрощенном варианте вместо флага может быть написано название страны. Количество минут на обдумывание педагог устанавливает в зависимости от общего уровня знаний учащихся.
Затем зачитывается второй вопрос:

 Индустриально-аграрная страна. Эмигранты составляют пятую часть рабочей силы страны. По данным Евростата, обнародованным в апреле 2011 года, дефицит бюджета  этой страны в 2010 году составил 10,5% ВВП.

Знающий ученик поставит свою вторую фишку на флаг Греции – А3.

Третий вопрос пусть будет:
Страна с отрицательным сальдо миграций, которая в 2008 году стала  лидером среди стран Евросоюза по количеству населения, живущего на грани бедности. Бедными были признаны 26 % населения. Полностью отсутствует добыча нефти и газа. Имеются  проблемы с ратификацией границ.
 Перебрав подходящие страны, учащийся должен придти к ответу, что нужная страна – Латвия (D2).
Остальные вопросы формулируются по тому же принципу, что и первые три.
Если, учащейся допускает ошибку, например, на 5 вопросе, то последствия этой ошибки могут сказаться на дальнейших ответах.
Данное тестирование, кроме того, что ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, еще дополнительно к этому уменьшает вероятность случайного угадывания.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Использование универсальной карты тестирования  при изучении географии"