V конференция «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов»
IМетодика организации форсайт-проектов с помощью краудсорсинга
Воробьев А.Л., Костров Д.Е. Witology
Общая методология Witology
Определение из Википедии: «Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц. Решение общественно значимых задач силами множества добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий».
Хочется отметить, что сама Википедия является одним из наиболее известных краудсорсинговых проектов по созданию мировой электронной энциклопедии. В традиционном понимании краудсорсинг – линейный инструмент, т.е. каждый участник краудсорсингового проекта совершает одно действие или повторяет действия одного типа. Например, при тестировании бета-версии ПО каждый участник пробует продукт и высказывает свое мнение.
Но существуют и более комплексные способы применения краудсорсинга. Именно ими активно оперирует методология проведения проектов на платформе Witology. На таком проекте участники, получив на входе тему проекта, которая подразумевает некоторые вызовы клиента, составляют полную карты данной темы. А именно, выделяют конкретные проблемы, которые можно непосредственно решать. Далее, карта включает различные предложения по решению каждой такой проблемы. Для наиболее состоятельных и перспективных идей прорабатываются аргументы за и против, возможные варианты реализации, а также даются оценки различных параметров этих идей (оригинальность, продуктивность, реализуемость, потенциал отдачи).
Более того, к этой карте привязаны люди, которые могут участвовать в реализации идей: авторы идей, команды доработки идей.
Такая карта также дает естественное разбиение проекта на несколько этапов, в дополнение некоторые этапы появляются в результате необходимости сокращать пул идей по каждой проблеме по ходу проекта, ведь от этапа к этапу требуется все более тщательная работа над идеей, а ресурс участников все-таки ограничен.
Каждый этап нацелен на определенный результат и организует работу участников проекта соответствующим образом. На каждом этапе пользователь получает задание (оно может включать как индивидуальную работу пользователя, так и взаимодействие с другими участниками).
Поскольку невозможно автоматизировать все процессы координации этапа и проекта в целом, научить систему отвечать на все вопросы участников, а иногда и предугадывать эти вопросы, направлять обсуждения в нужное русло и пр., у проекта есть фасилитаторы – выполняющие эту работу специалисты, проще говоря – менеджеры сообществ. За время этапа накапливаются результаты работы участников, которые обрабатываются/ анализируются/ агрегируются системой и отчасти фасилитаторами.
Важно отметить, что у классического краудсорсинга есть ряд ограничений, которые нашей методологии удается преодолеть. В частности, он предъявляет требование, что большинство участников должны иметь правильное представление о предмете оценки/обсуждения (например, верно определять, перспективно ли данное предложение по решению проблемы и т.д.) На реальных проектах это требование далеко не всегда выполняется. В первую очередь, эта проблема актуальна для инновационных проектов, где правильным мнением могут обладать лишь редкие эксперты или провидцы. Классического краудсорсинга в таком случае недостаточно, он нуждается в усилении.
И наша методология предлагает необходимое усиление в виде системы рейтингования участников, которая позволяет взвешивать мнения различных участников в соответствии с уровнем их знаний и компетенций. Информацию же об этом уровне знаний и компетенций участника мы получаем, опять же, из происходящего на проекте: как много работает участник по каждому виду активности и как другие пользователи оценивают результаты его деятельности (создаваемые им тексты); также для оценки компетенций могут проводиться специальные тесты. Система рейтингования также не обходится без фасилитаторов: с помощью аналитических инструментов они отслеживают случаи сговора участников (несколько участников гиперактивно положительно оценивают тексты друг друга).
Рейтингование участников служит не только для определения весов их мнений, но и для мотивирования участников на активную и плодотворную работу. Азарт и спортивный интерес, возникающие при виде значений своих рейтингов в сравнении с рейтингами других участников, дополнительно подстегивают человека.
Итак, рейтинги людей позволяют правильно учесть результаты их работы (предложения, комментарии, оценки) на различных этапах. Инструментом для агрегирования информации об идеях, полученной по итогам этого учета, служат рейтинги идей – показатели, оценивающие идеи по различным параметрам.
Таким образом, описываемая методология является комбинацией последовательных этапов, организующих работу участников проекта, и системы рейтингов участников и идей, обеспечивающей качественное агрегирование явной и неявной информации, появляющейся по ходу проекта. Мы называем эту комбинацию синтеллектуальным краудсорсингом, где синтеллект – коллективный разум, формирующийся из интеллектов участников с помощью технологий Witology.
Применение методологии к форсайт-проектам
Краудфорсайт – что это такое?
Техник форсайта большое множество, но на текущий момент эти задачи решаются либо узкоспециализированными компаниями, либо отдельными квалифицированными сотрудниками.
Одна из наиболее распространенных техник - техника сценирования. В результате использования указанной техники появляются так называемые дорожные карты (roadmap).
Возможно ли в рамках этой техники задействовать крауд? Witology отвечает, что это возможно, и, более того, мы уже это делаем.
В зависимости от задачи, для решения которой необходимо создание дорожной карты, краудсорсинг предоставляет следующие инструменты, которые можно комбинировать для достижения наилучших результатов:
- выделение факторов, влияющих на интересующую сферу;
- формирование сообществ экспертов по интересующим сферам;
- формирование списков рейтингованных по степени важности и достоверности тенденций и трендов в интересующих сферах;
- организация работы экспертных сообществ по выработке экспертных оценок;
- формирование экспертного мнения по оценке важности событий будущего, влияющих на сферу;
- организация работы экспертных сообществ по выработке экспертных мнений о возможных областях прорыва в интересующей области;
- формирование различных сценариев развития событий;
- приоритезация и оценка вероятности сценариев.
Как это происходит на площадке:
Проект начинается с того, что команда проекта проводит кампанию по привлечению необходимого количества экспертов через профильные интернет-сообщества, влиятельные организации в этой сфере и пр. Каждому эксперту высылается приглашение принять участие в проекте, а так же уникальный логин и пароль для входа на площадку, специально созданную под этот проект.
Кроме того, контент-аналитики команды проекта производят предварительный анализ рассматриваемой сферы с выделением первичного пространства сценирования и результатов других форсайтов в этой сфере.
Далее эксперты начинают работать на площадке. В течение проекта экспертное сообщество проходит серию этапов, некоторые этапы могут идти параллельно.
Ниже представлен перечень этапов, который использовался на проектах по формированию дорожных карт улучшения инвестиционного климата для Агентства стратегических инициатив.
А также мы подробнее расскажем об одном из этих проектов - «Национальная предпринимательская инициатива – Оптимизация процедуры регистрации предприятий» (далее – Проект А), в котором приняло участие более 3000 представителей малого и среднего бизнеса. Цель этого проекта – сформировать требования и мероприятия, которые позволят реализовать сценарий выхода России в рейтинге всемирного банка в первую десятку стран.
Этапы:
Этап Генерация сценариев развития сферы
Рисунок 1. Форма подачи предложения на этапе «Генерация предложений»
Суть этапа генерации предложений (рис. 1) заключается в подаче участниками предложений по заданному вопросу. При этом важным методологическим требованием является невозможность для участника увидеть предложения других участников до завершения этапа, иначе это будет искажать оригинальное мышление самого участника, смещать его мысли в сторону идей, предлагаемых большинством, причем он может этого совершенно не сознавать.
Например, на Проекте А с помощью этапа генерации предложений участники выделили основные проблемы сферы.
Этап Отбор идентичных предложений
На этапе генерации предложений их часто подается несколько сотен, но многие из них являются различными формулировками одной и той же идеи. Этот этап призван объединить идентичные предложения в группы, чтобы дальше работать лишь с одним из каждой группы (наиболее проработанным и наиболее четко ухватывающим общую для группы суть).
В рамках задания на этом этапе каждый участник получает определенный пул предложений и выделяет в этом пуле группы схожих и идентичных предложений. На основе этих группировок, произведенных всеми участниками, система с помощью специальных алгоритмов производит агрегирующее разбиение предложений на группы идентичных.
Этап Общее голосование
На этом этапе участник оценивает идеи по двум параметрам (рис. 2): качество (качество оформления, выражения мысли, аргументации) и отношение (отношение участника к выраженной идее). Опять же, важным методологическим ограничением является невозможность участника ознакомиться с оценками других до конца этапа.
По итогам этапа система агрегирует оценки участников и рассчитывает определенные рейтинги для каждой идеи.
На Проекте А вторым этапом работы участников стала приоритезация проблем, выделенных на предыдущем этапе, на основе общего голосования.
Рисунок 2. Этап «Общее голосование», формат голосования за предложение
Далее участники с помощью генерации предложений определили тенденции, которые окажут влияния на сферу в перспективе 5-10 лет. Было выделено более 150 тенденций, которые, по мнению онлайн-сообщества, окажут серьезное влияние на процедуру регистрации предприятий.
Следующим шагом стал этап выделения ключевых показателей, достижение которых существенно облегчит процедуру регистрации предприятий, также на основе генерации предложений.
Наконец, участники предложили требования, которые необходимо исполнять, и конкретные мероприятия, которые необходимо осуществлять, чтобы достичь цели проекта.
- Этап Генерация контридей
На этом этапе к различным идеям участники предлагают контридеи (рис. 3), т.е. контраргументы, препятствия для их реализации с целью проработки предложений.
Рисунок 3. Конструктивная критика к каждому предложению
Этап Командная доработка идей
На данном этапе (рис. 4) автор каждой идеи набирает команду для доработки этой идеи. Сформированная команда на протяжении этапа обсуждает варианты совершенствования, реализации идеи и по итогам обсуждения дополняет и редактирует ее описание.
На проекте А после этапа генерации требований и мероприятий участниками была проделана работа по улучшению и уточнению предложений за счет этапов «Конструктивной критики» (генерации контридей) и «Командной доработки».
Рисунок 4. Командная доработка предложений
Этап Биржа идей
На данном этапе участники оценивают потенциальную успешность предложенных идей, торгуя с биржей, в роли которой выступает система, акциями этих идей. В соответствии со специальным алгоритмом курс акций растет, если участники их покупают и падает, если продают. Капитал участника – его рейтинг, так что, производя оценку, он рискует этим рейтингом.
С помощью этапов общего голосования и биржи идей онлайн-сообщество на Проекте А приоретизировало предложенные требования и мероприятия по степени важности и первоочередности реализации.
Этап Ревью
Цель этапа ревью – собрать оценки лишь с наиболее квалифицированных экспертов, причем идеи уже оцениваются более тщательно – по нескольким параметрам: продуктивность, оригинальность, реализуемость, отдача от реализации.
Отбор участников для этого этапа производится на основе их рейтингов.
Таким образом, приведенный набор этапов позволяет успешно провести форсайт-проект силами онлайн-сообщества экспертов.