Опыт использования ТРИЗ в открытых инновациях

IV конференция "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"

Опыт использования ТРИЗ в открытых инновациях

Манчулянцев О.А., Федеральная сеть бизнес-инкубаторов Open Innovation Inc.

Тел. +7.926.530.6089 E-mail: o.manchuliantsev@gmail.com

 

Мы всегда с симпатией относились к тому как ТРИЗ превратила искусство создания изобретений в технологизированный процесс. Нам всегда хотелось сотворить подобное в бизнесе.

В 2009 году мы разработали методику «Клуб мышления». В основе методики лежали: постановка задачи в формате противоречия (что давало уже половину решения), последовательность вопросов на основе приемов и стандартов ТРИЗ и вовлечение в процесс решения как можно большего количества участников, дабы воспользоваться их опытом и неявными знаниями. Для верификации методики «Клуб мышления» мы провели ряд мероприятий.

Клуб мышления для ОАО «Татнефть»

Дата: 24 февраля 2011

Участники: представители венчурного фонда СОЛИД, специалисты, студенты, всего 45 человек.

Ведущие: А.В.Кудрявцев, А.А.Гин, О.А.Манчулянцев

Дано: существует проблема рентабельной разработки низкопроницаемых неоднородных пластов с вязкой нефтью. Горячая вода или пар в пласте нужны для снижения вязкости нефти, что дает возможность получить более высокие дебиты, а значит и хорошую экономику. Пар или вода, нагретые на поверхности, по пути в пласт остывают.

Задача: Необходимо предложить новые варианты нагрева и подачи воды.

Результаты: подано 15 решений, из которых голосованием выбрали победителя - разжижение нефти с помощью ультразвука и стоячих волн.

Клуб мышления для Marussia Virgin Racing

Дата: 6 апреля 2011

Участники: студенты Открытого Университета Сколково, КубГУ, всего более 200 человек.

Ведущий: О.А.Манчулянцев

Дано: Marussia Motors купила команду Формулы 1. Годовой бюджет команды $50-60 млн. Команда себя окупает на рекламных контрактах. Владельцы решили сделать команду народной. Для финансирования «надписи» решили использовать механизм краудфандинга.

Задача: необходимо создать модель социальной сети, участники которой объединены вокруг команды и для финансирования ее побед ежемесячно делают взносы 1-10-100 долларов.

Результаты: подано 20 решений. Победил проект «12 Апостолов» с предложением организовать регулярные конкурсы, победители которых смогут поехать на очередной этап Формулы 1 вместе с командой. Стать одним из 12 «апостолов» - может каждый. Для этого нужно подняться на вершину, пройдя испытания в одной из 12 номинаций на сайте социальной сети. Чтобы участвовать в соревнованиях - нужны игровые баллы, которые можно купить (как в игровых автоматах) или найди под крышкой у партнеров-производителей товаров массового потребления.

Клуб мышления для ГМК Норильский Никель

Дата: 6 апреля 2011

Участники: студенты МИСиС, более 50 человек

Ведущий: О.А.Манчулянцев

Дано: Печь Ванюко́ва (плавка в жидкой ванне) — автогенная плавильная печь для переработки медных, медно-никелевых и медно-цинковых концентратов. Плавка происходит в шлако-штейновой ванне печи, куда интенсивно подается кислородно-воздушная смесь. Сульфидная шихта подается в ванну расплава печи сверху через загрузочные течки. Кусочки холодной шихты, при загрузке в печь, погружаются в горячий жидкий шлак с температурой 1250-1600 °C. Жидкий шлак смачивает поверхность твердых частиц шихты и нагревает их до температуры, при которой между ними начинается интенсивные физические и химические взаимодействия, в результате чего формируются конечные продукты плавки. Одновременно, на глубине около 0,5 м от поверхности, на плавку в шлаковый расплав подается кислородсодержащее дутье.

Задача: В процессе плавки часть шихты (до 2% от веса загрузки) и мелкие брызги шлака уносятся отходящими газами в газоходный тракт, не достигая ванны расплава. Необходимо разработать метод борьбы с пылью. 

Результаты: Подано 15 решений. Победителем выбрано - создание слоя вспененного шлака на поверхности расплава для ликвидации брызг и для уменьшения выбросов пыли.

Нарабатывая статистику, мы начали проводить Клубы мышления при поддержке Российской венчурной компании. В ходе более 20-ти мероприятий технология Клуба мышления: задача в формате противоречия + вопросы на основе методов мышления + диверсифицированный опыт участников = неизменно показывала высокие результаты. В частности, компания LinguaLeo (разработчик программы изучения английского языка) с помощью найденных решений смогла увеличить долю пользователей с 50 тыс. до 1 млн. человек, привлечь инвестиции в размере $200 тыс., а позже и $3 млн. для выхода на зарубежные страны.

Накопив статистику для анализа - мы обнаружили низкий процент внедрения (менее 10%). Несмотря на высокую продуктивность мероприятий и коммерческую заинтересованность компаний в решении проблем - большинство найденных решений не было внедрено.

Стало очевидным, что компаниям необходимо не только найти решение, но и обеспечить его реализацию. Мы решили предложить компаниям создание активов под заказ по следующей модели: открытые конкурсы вовлекают широкую аудиторию в решение корпоративных задач, методы мышления на основе ТРИЗ выявляют опыт и неявные знания, венчурный капитал предоставляет финансирование под заказ компаний.

Первым шагом мы попытались увеличить число заказчиков для чего организовали конкурс на лучшую дорожную карту Roadmap-2011, на который было подано 29 дорожных карт от ведущих российских корпораций. Благодаря визуализации задач, некоторым корпорациям стало очевидно, что самим не справиться и нужно искать партнеров. Чтобы получить диверсификацию неявных знаний - мы организовали сеть бизнес-инкубаторов и обучили в рамках Зимней и Летней школ представителей более, чем из 20-ти городов. Для доступа к венчурному капиталу мы заключили соглашение с УК «Сбережения и Инвестиции» о финансировании проектов под заказ корпораций. Однако, в ходе переговоров с компаниями - наткнулись на трудности с получением обязательств на выкуп активов

Рис.1. Схема работы Open Innovation Inc. по проведению открытых конкурсов под заказ корпораций.

 

Хорошим решением мог бы быть шаг назад - создавать проекты под заказ компаний с венчурным фондом для получения операционной прибыли, но необходимость выхода из проекта по прежнему оставляла процесс незавершенным.

Мы выдвинули тезис, что если участники конкурсов сами смогут быть как исполнителями, так и заказчиками и смогут выкупать доли создателей из полученной прибыли, то цикл можно замкнуть.

Изучив материалы в области деятельностных сообществ, мы сделали три основных вывода, влияющие на расстановку сил:

  • Средства производства становятся все более и более доступными
  • Корпорации больше не обладают монополией на капитал и средства производства
  • Сети позволяют профессионалам объединяться с меньшим количеством транзакционных издержек

В результате, в областях с высокой долей неопределенности (маркетинг, технологические разработки, вывод продукции на рынок), работы выполняемые сообществами обходятся дешевле, нежели стоимость разработок внутри корпорации:

 

Затраты корпораций

Затраты сообществ

 

Зарплата

XXX

0

Интересно!

Оборудование

XXX

0

Амортизировано для персональных нужд

Материалы

XXX

0

Вместо покупных - подручные.

Провалы

XXX

0

Опыт - уже результат

Вероятность

<1

>0

 

 

В системе, где стоимость затрат равна нулю, а вероятность успеха больше нуля - деятельность по получению результатов становится чрезвычайно выгодной. Для проверки работоспособности нашей гипотезы мы провели конкурс для компании БИНАПРО.

Конкурс «Начинай свой бизнес с БИНАПРО»

Даты: 12 апреля - 20 июля 2012г.

Участники: студенты факультетов МВА ряда российских ВУЗов

Ведущие: бизнес-инкубаторы федеральной сети Open Innovation Inc.

Дано: Разработано устройство для обнаружения дефектов трубопровода и несанкционированных (криминальных) врезок бесконтактным методом. В основу прибора положен способ обнаружения участков трубопровода с аномальными магнитными напряжённостями. В приборе используются магнитометрические датчики, выполненные с использованием тонкоплёночных материалов нанокристаллической структуры, и электронные компоненты высокой интеграции, прибор также имеет встроенную систему ГЛОНАСС и GPS и мощный математико-аналитический аппарат. Прибор протестирован и сертифицирован.

Задача: Необходимо разработать концепцию и создать сбытовое подразделение ООО «УНТЦ «Бинапро» по оказанию сервисных услуг предприятиям нефтегазовой отрасли.

Вознаграждение: 20% прибыли созданного сбытового подразделения плюс опцион на 10% долей компании, которые Победитель может продать через 18 месяцев после начала реализации проекта. (Размер и стоимость опциона рассчитаны таким образом, чтобы полученной от сбытового подразделения прибыли было достаточно для его исполнения:

Цена опциона на 10% долей = (Годовая прибыль ООО «УНТЦ «Бинапро» * 5 * 10%)

Таким образом победитель получает и регулярную плату за операционную деятельность (20% от прибыли), и зарабатывает себе на выход.)

Результаты: Победителем конкурса стал проект К.Г.Гамбургера, вобравший в себя профессионалов в области сбыта услуг для нефтегазовых компаний и ЖКХ.

 

Отталкиваясь от полученного результата, мы начали формировать свой список приемов и стандартов, а также алгоритм их применения для создания инновационных компаний.

В основе будущих приемов и стандартов лежат следующие предпосылки:

Разнообразие важнее уровня участников (статистика свидетельствует - уровень знаний не влияет на точность прогноза, в то время как альтернативный опыт может содержать неограненные алмазы). Поэтому при организации проектов с помощью открытых инноваций нужно сохранить разнообразие, обеспечив при этом тесное взаимодействие и нацеленность на общий результат.

Внутреннее желание людей к внешнему само-представлению и победе в открытом соперничестве толкает на участие в играх, соревнованиях, конкурсах. Конкурсы позволяют проявить способности и индивидуальность большому количеству участников и выбрать из числа участников лидера (победителя) для достижения достижения общего результата.

Открытость и визуализация конкурсных процессов позволяет всем участникам увидеть свою роль, свою задачу, чтобы помочь, или научиться, а потом помочь. Когда каждый может дополнить любой проект - результат возрастает на порядки.

Чтобы каждый мог принять участие - необходимо обеспечить легкий доступ наличием средств производства у членов сообщества, постановкой четких инструкций, малым размером задач (по времени, требуемым ресурсам и компетенциям), ясным ролям в группах, помощью модератора, ведущего беседу (не монолог).

Ставить задачи можно с помощью сообщества, если позвать на этап планирования. Тогда каждый придет провести время интересно и с пользой, научиться, научить (чтобы заслужить репутацию в сообществе) или заработать денег.

Не все являются талантами (будут создавать), но все роли важны. В то время как 1% создает, 10% выбирают лучшее, ставя оценки - 89% потребляют создавая основу для циклического процесса.

Члены сообщества лучше внешних наблюдателей разбираются в талантах и оценке результатов их работы. Вознаграждение за правильные прогнозы провоцирует людей на раскрытие личной информации. Чтобы обеспечить качество выбора - выбирающий должен отвечать за выбор - деньгами, ставкой, репутацией и получать соответствующее вознаграждение в случае выигрыша.

Создавая коллективом, люди должны чувствовать себя собственниками созданного. Поэтому процессы управления должны быть прозрачны и автоматизированы, а плата должна взиматься лишь за их поддержку. Нельзя давать указания, можно лишь вносить предложения.

Зарабатывать можно только на том, что сообщество производит и продает вовне. Поэтому логичной является схема бизнеса, когда все члены имеют право пользования общим результатом, в то время как доходы от услуг на сторону разделяются пропорционально участию в создании, оцененному самим сообществом.

 

В основе будущего алгоритма создания стартапов сообществами лежат следующие этапы:

Этап №1. Выбор отрасли, публикация темы мероприятия «Как нам заработать в отрасли?»

Этап №2. Сбор целевой аудитории, инвентаризация компетенций, технологий, ресурсов при регистрации участников.

Этап №3. Разработка вариантов проектов-лидеров рынка: участники предлагают варианты проектов, собираются в рабочие группы, обсуждают проекты и формулируют проекты в заданном формате: проект, план действий в формате Pert-Chart, ожидаемые результаты.

Этап №4. Проекты накладываются на ось времени, формируя основу дорожной карты. Соединением лучших блоков представленных проектов (определяются голосованием участников) формируется критический путь.

Рис.2. Схема работы Open Innovation Inc. по проведению открытых конкурсов в сообществах.

 

Этап №5. Критический путь ложится в основу совместного проекта. По проекту составляется перечень и критерии требуемых ресурсов.

Этап №6. Проект, план реализации и требования к ресурсам выносятся на верификациию пользователями и сбора участников реализации проекта. Верификация пользователями осуществляется путем сбора предзаказов. Сбор ресурсов производится с помощью платформы, на которой каждый может проставить веса составляющим проекта, предложить свой ресурс для реализации проекта и оценить ресурсы других. На основе проставленных оценок система производит расчет, выбирает лучшие ресурсы и связывает в цепочку.

Этап №7. По итогам сбора участники подписывают соглашение по реализации проекта, где фиксируют свои обязательства, права на долю в результате и условия выхода из проекта.

Учитывая все возрастающую роль сообществ мы видим применение найденным нами решениям в следующих направлениях:

Развитие корпораций с помощью представителей и ресурсов экосистемы, заинтересованных в совместном развитии;

Создание консорциумов из специалистов, предпринимателей и владельцев ресурсов для развития новых рынков (превентивная медицина, частная космонавтика и т.д.);

Создание муниципальных сервисов коллективного пользования силами и ресурсами жителей и предприятий, живущих на территории муниципального образования.

 

Для автоматизации вышеописанных процессов Open Innovation Inc. разрабатывает программное обеспечение Thinking Club OiO.

Open Innovation Inc. будет рада сотрудничеству со специалистами в области автоматизации ТРИЗ, равно как будет рада оказать методологическую и практическую помощь всем заинтересованным в развитии открытых инноваций и адаптации алгоритмов ТРИЗ к созданию инновационных проектов.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Опыт использования ТРИЗ в открытых инновациях"