Проект "Окружающий мир"

IV конференция «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов»

Проект "Окружающий мир"

Анатолий Гин, Мастер ТРИЗ

 

Начало: как мы "попали" на этот проект?

Примерно год с небольшим назад к нам, то есть к предприятию "ТРИЗ-профи", обратилась генеральный директор издательства "ВИТА-ПРЕСС" Людмила Вячеславовна Антонова. Она предложила нам написать федеральный учебник для начальной школы по курсу "Окружающий мир".

Окружающий мир - именно тот предмет, который должен давать "осевые" знания - как устроены социум, живая и неживая природа, заложить основы понимания истории и времени. Взяться за такой учебник - большая ответственность. Но и плюсы большие - ведь впервые тризовцы могут свою идеологию, свои подходы к воспитанию творческого мышления сделать достоянием "широких ученических масс". Федеральный учебник - это иные тиражи, другой масштаб воздействия на сознание, чем просто книга в свободной продаже. Даже несмотря на то, что сегодня на рынке не один учебник по одному предмету, а до 20 альтернативных учебников.

В общем, о таком заказе ТРИЗ-педагоги могли только мечтать. Я сразу вспомнил, что все советские люди знают картину "Грачи прилетели" - и только потому, что она была в учебнике для начальной школы. А если мы впервые в истории таких учебников расскажем об изобретательстве? Посеем представления о том, как интересно изобретать, расскажем о цепочке изобретений от лодки до современного корабля и т.д. и т.п. - то есть дадим какие-то азы ЗРТС, по нашему? Мы просто размечтались от таких перспектив...

Итак, взвесив все за и против, мы отказались. Потому, что по моим предварительным расчетам, каждый учебник займёт месяц работы авторского коллектива без отрыва плюс не менее месяца на подготовительную работу. Потому, что очень велики риски - нужно пройти "горнило" экспертов двух академий - РАН и РАО, без этого учебник не получит грифа и не станет учебником официально. Потому, что у нас нет должного опыта. На написание учебников есть огромное количество регламентов и стандартов - регламентировано все - величина шрифта, максимальная и минимальная ширина строки, параметры рисунков - замаешься перечислять... Плюс ФГОСы - большая свалка тематики, от Российского флаги и гимна до ядовитых грибов и опасности знакомств на улице - все это обязательно должно поместиться в учебник.   

Но не тут то было. Госпожа Антонова вновь повторила своё предложение, и сопроводила свои аргументы очень хорошими материальными условиями. Надо сказать, что Людмила Вячеславовна и мёртвого уговорит, если захочет. Но мы мужественно держались и опять отказались.

Сломались мы на четвертый раз... Было это так: я допустил свойственную мне слабость - любопытство - и попросил показать те учебники, которые уже есть на рынке. Хорошо - ответила Людмила Вячеславовна и уже через час к нам в офис привезли пакет с восемью учебниками. Мы с Фаером взяли их с собой - ибо предстояло примерно 2-х часовое путешествие по московским пробкам. Знакомство с учебниками нас озадачило. Рваный смысл, когда урок про погоду сменяется уроком какую-нибудь историческую битву и все это никак не связано между собой - в одних учебниках. Очень скучное повествование в других. Много фактических ошибок во всех.

(Тогда я еще не понял, что такое огромное количество фактов из совершенно разных областей знаний, которое диктуется тематикой учебника, очень сложно пройти без ошибок. От количества зубов у ребенка или костей в скелете до трактовки цветов флага, от... до..., и интернет - плохой советчик. В той же Википедии ошибок немерено - в устной речи или презентации это никто не заметит, но в учебнике... Потом эти грабли ударили по нам - каждый текст приходилось вычищать и сверять по многу раз.)

Мы читали, и делились впечатлениями. Фаер находил какие-то места, особо ему "понравившиеся", тыкал меня в спину и кричал - нет, ну ты посмотри, это же вынос мозга! Через час таких эмоциональных сливов он сказал: "ну давай напишем учебник. Это же дети!" Еще чуть посопротивлявшись, я сдался. Когда Фаер, после месяца работы над учебником безвылазно (мы спрятались в деревне) взмолился - отпустите меня решать задачи или хотя бы грузить вагоны,  но только отпустите - я напомнил ему, что именно его любовь к детям загнали нас в этот проект :).

 

Авторский коллектив

Под это проект мы подписались таким авторским коллективом: Сергей Фаер, ныне Мастер ТРИЗ, с большим опытом красиво решенных нетехнических задач, спец по динамике полёта ракет по базовому образованию. Ирина Андржеевская, аттестат третьего уровня по системе сертификации МАТРИЗ, биолог по базовому образованию, поэт. Анатолий Гин, физик по базовому образованию, Мастер ТРИЗ, педагог. Пытаясь успеть в срок сдать рукопись четвертого учебника, мы взяли на помощь Александра Кавтрева, физика, кандидата физ-мат наук и педагога.

 

Этапы пути

Первоначально я считал, что у нас уйдёт на проект четыре - пять месяцев. Реально получилось вот что:

1 этап работы: ознакомление с требованиями ФГОС - Федеральных Государственных Образовательных Стандартов для начальной школы; изучение альтернативных учебников, методических пособий и пр.; составление программы и тематического плана всех 4-х учебников - 1,5 месяца.

2 этап работы: написание рукописей всех 4-х учебников - 8 месяцев.

3 этап работы: подготовка рабочих тетрадей к 1 классу, методического пособия для педагогов - 2 месяца.

Итого, около года работы для того, чтобы издать учебник 1 класса с рабочими тетрадями и методпособием и иметь рукописи учебников 2-го, 3-го и 4-го классов. Все рукописи прошли экспертизу двух академий наук (РАН  и РАО), получили положительные отзывы и гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки РФ". Для всех учебников, кроме первого, еще предстоит разработать рабочие тетради, методические пособия и дополнительные материалы (слайды, сборники практических работ, проверочных работ и пр.).

Кстати, из-за ряда не зависящих от нас причин мы опоздали с выпуском первого учебника - издали учебник со всеми сопровождающими изданиями только в июле, а школы начали закупать учебники уже в феврале. Таким образом, с выходом на рынок в этом году мы опоздали.

Чтобы следующий год был в рыночном отношении более удачен, издательство организовало семинары руководителя авторского коллектива в разных городах РФ. Так, уже прошли семинары в СПб, Казани, Волгограде, Новосибирске, Искитиме, Екатеринбурге, Смоленске и других городах. В текущем учебном году планируется посетить около 20 городов. Предпринимаются и другие маркетинговые шаги.

 

Формулы отличия

Содержательные характеристики учебника:

Мы сразу решили, что будем делать учебник, ориентированный на интеллектуальную и креативную деятельность учеников, а не просто на усвоение ими суммы научных фактов. Знания будут даваться не в готовом виде, а добываться путём размышления и ответов на проблемные вопросы. Естественно, с учётом возрастных особенностей и возможностей. Вот некоторые особенности учебника, о которых мы рассказываем педагогам:

  • диалоговый характер учебников, создание на уроках взаимодействия "ученик + учитель", "ученик + ученик";
  • вопросы в учебнике не являются средством проверки знаний. Они создают познавательную ситуацию, вызывают эмоции, чувства и мысли ученика, подчеркивают важность и ценность каждого человека и его внутреннего мира;
  • вопросы не всегда рассчитаны на однозначные ответы, они вызывают дискуссию, приучают детей смотреть на предметы, события и ситуации с разных точек зрения;
  • значительный акцент сделан на развитие у детей мотивации к обучению, познанию мира;
  • экологический аспект органично вписан в разные темы, подчеркивается исключительная важность проблемы экологии в жизни человека;
  • впервые выделена тема изобретений, делаются выводы об огромной роли изобретателей в жизни общества.

  

Рис. 1. Разворот из учебника.

 

Психолого-педагогические характеристики учебника:

  • Каждый урок – целое число разворотов, что создаёт удобство работы учителю и ученику, внимание ребёнка не рассеивается;
  • Высокая связность тем, уроки содержательно перетекают один в другой;
  • Воспитание толерантности. В том числе использованы имена детей разных народов, населяющих РФ;
  • Тематические физкультминутки. Если, к примеру, дети изучают рыб, то и физкультминутка будет основана на "движениях рыб";
  • В учебнике используются три героя: кот Потряскин (изобретательный, знающий, креативный), пёс Бармалей (бестолковый, плутоватый, но вообще-то отличный парень, хороший друг), профессор. В отличии от ряда других учебников и познавательных книг, в которых роль профессора отдана мужчине, у нас профессор - молодая женщина. Это вызвано тем, что знания дети в младшей школе получают от женщины, и задача учебника формировать именно образ женщины, как носителя качественных знаний. Взаимодействие героев на страницах учебника позволяет расцветить процесс обучения, внести некоторую интригу в дидактику.

 

Технические характеристики учебника:

  • В отличие от всех известных нам учебников, этот изготовлен на особо легкой "пушистой" финской бумаге, специально завезённой под этот проект из Финляндии. Поэтому весь учебник поместился в одной книжке (обычно - в двух), при этом эта книга очень легка.
  • Учебник иллюстрирован рисунками, в которых дети найдут много современных предметов - сотовые телефоны, компьютеры и пр. Стиль рисунков тщательно обсуждался и подбирался.

 

Рабочая тетрадь

Обычно в рабочих тетрадях детям предлагают выполнить задания, как-то закрепляющие их знания. Например, соединить линиями рисунки животных с отдельно нарисованными их хвостами. Количество заданий достаточно произвольно - столько, сколько удалось найти к данной теме. По урокам задания часто не разбиты - несколько заданий к одной теме из нескольких уроков.

Мы провели несколько мозговых штурмов по концепции рабочих тетрадей с издателями и художниками. У Людмилы Вячеславовны Антоновой и её дочери Ольги возникла ключевая идея: вставить в каждый урок тетради картину. Действительно, в советские времена дети видели картины на марках, спичечных этикетках, в большом количестве доступных источников. Сейчас этого нет. А если потом дети вырежут любимые картины, у них получатся свои "картинные галереи" - в макете тетради это легко предусмотреть, сделав линию отреза.

Итого, в наших рабочих тетрадях каждому уроку в учебнике сопоставляется урок в рабочей тетради - тоже один разворот.

К каждому уроку даны три задания:

  • первое - картина по теме урока из мировой сокровищницы (Васнецов, Шишкин, Саврасов, Айвазовский и др.), по которой учитель может побеседовать с детьми;
  • второе - стандартное задание, закрепляющее знания;
  • третье - творческий вопрос, заставляющий думать, сопоставлять, рассуждать.

  

Рис. 2. Разворот рабочей тетради.

Рис. 3. Учебно-методический комплект "Окружающий мир".

 

Послесловие

Затраты на проект оказались значительно больше предполагаемых. Однако мы, как и наш заказчик, остались довольны результатом. Прошедший год в основном был посвящён этому проекту, да и еще 3-4 года, как минимум, проект будет требовать нашего внимания в объеме примерно 5-6 человеко-месяцев в год.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Проект "Окружающий мир""