У каждого своя колея

Размещено на сайте 09.02.2009.

 

 

« В нашем климате, слезном

и сопельном,

исчезает, почти забываемым,

оптимизм, изумительный опиум,

Из себя самого, добываемый.

Душа отпылала, погасла,

состарилась, влезла в халат,

но ей, как и прежде, не ясно,

что делать, и кто виноват».

Игорь Губерман

Я так думаю, что большинство людей в детстве, да и в юном возрасте не знают, чем они будут заниматься. Конечно, есть прирожденные музыканты, ученые, художники, поэты, и т.д., которые знают это с младенчества и сразу стремятся осуществить свое призвание. Но остальные, те кто не чувствуют призвания, начинают заниматься чем кому как повезет. В зависимости от воспитания у человека есть некие представления о том, кем он не хотел бы быть. В детстве я хотел быть военным, но послужив на флоте семь лет рядовым, я военным расхотел быть. Я хотел быть ученым, но обстоятельства сложились так, что я стал учиться на инженера, одновременно работая в научной лаборатории лаборантом, механиком. Но у меня были некие внутренние ограничения на профессии, то есть такие, в которых я никогда себя не видел, например, поваром, официантом, милиционером, работником сберкассы, банка, врачом, дворником, биологом, и т.д. Кстати, сегодня встретил знакомого биолога, который преподавал в Университете, а теперь трудится в зоопарке. Наступили такие времена, когда приходится чаще перескакивать с одной колеи на другую..

Конечно, многие живут, плывут как бы по течению, а многие просто работают для заработка на пропитание, не думая больше ни о чем. А ведь в каждом деле есть своя методика и, овладев ею, можно достичь, как я полагаю, большего.

Как всегда, я совершенно случайно познакомился с творчеством писателя Дика Френсиса и был им восхищен. Дело в том, что автор пишет детективы с обязательным участием в них лошадей, жокеев, тренеров. Д.Гранин как- то сказал, что писатель всю жизнь пишет о себе. Дик сам был жокеем и этот мир хорошо знает. Все романы имеют один общий стержень. Простой, но сильный духом обычный честный человек сталкивается с преступлением и вынужден его распутывать, причем ему, как правило, перепадает по полной - ему ломают руки, ноги, портят машину, сжигают дом и т.д. Но ему удается выйти победителем, и более того, ему удается найти и доказать вину преступников. Попутно он находит свою половину и, как правило, это очень интересные женщины, служащие, какому-то делу - в полиции, музыке и т.д. Конец, естественно, счастливый. Вроде бы, что может привлекать в романах с таким понятным алгоритмом?

Но мне особенно понравилось то, что главный герой имеет рабочую профессию - стеклодува, повара или служащего в банке, т.д. И вот тут автор раскрывается по полной - показывает знание методики изготовления изделий из стекла, технологию варки стекла, влияние добавок на цвет стекла, влияние скорости охлаждения стекла на надежность изделия и т.д. Когда читаешь описание процедуры приготовления пищи одним из героев, то натурально во рту чувствуешь вкус блюда, которое ни разу не видел и естественно не ел. И я, честно говоря, впервые познакомился с работой банковских служащих, о которой до этого ничего не знал (а напоминаю, в моей картинной галерее эта профессия числилась не для нормального, физически здорового человека). Оказалось – совершенно нормальная работа и люди там тоже умудряются проявить свои творческие способности

Особенно мне понравились, что в этих книгах есть ответы на некоторые вопросы, которые мне давно хотелось бы задать: музыкантам - солистам, которые играют без нот, хозяину ресторана о его взаимоотношениях с сотрудниками, помнит ли он тех , кто его обучал, и т.д. Приведу несколько выдержек из книги «Ноздря в ноздрю».

« Дохромал до кухни и приготовил себе испанский омлет. Часто говорят, что еда успокаивает, и действительно, многие в стрессовом состоянии едят богатые сахаром продукты, вроде шоколада, и не только потому, что им требуется энергетическая подпитка. Просто после шоколада настроение действительно улучшается. Я это прочувствовал на себе в больнице Бедфорда. Однако меня еда успокаивает, только если я сам ее и готовлю.

Я взял с овощной стойки несколько головок лука - батуна, порезал их на тонкие кругляши, поджарил на сковороде в оливковом масле первого отжима. Нашел в холодильнике несколько сваренных молодых картофелин, порезал, добавил к луку, плеснул для вкуса чуть – чуть соевого соуса. Три яйца, решил я, и разбил их в стеклянную миску. Я действительно люблю готовить, и мне определенно стало лучше, как физически, так и духовно, задолго до того, как я сел на диван, чтобы съесть приготовленное блюдо». Как пишет… просто хочется побежать на кухню и тоже посвященнодействовать. А вот еще немного о работе на кухне.

« У плиты мы работаем втроем - Карл, Гэри и я, тогда как Джулия занималась холодными блюдами, включая закуски и десерты. «Торба», не могла идти ни в какое сравнение с большими ресторанами Лондона, но при полном зале всем приходилось работать не разгибаясь. Предварительный заказ столиков мы организовывали, прежде всего, с тем, чтобы растянуть на два часа наиболее сложный для нас период приготовления обедов, но наши посетители далеко не всегда приходили в оговоренное время, так что иной раз мы вкалывали как проклятые, чтобы вовремя, всех обслужить.

Готовка - дело тонкое. Разница между сваренными правильно и переваренными овощами зачастую одна – две минуты. Для стейка филе тунца - еще меньше. Наши посетители, понятное дело, хотели, чтобы им подавали идеально приготовленную еду. Они также хотели, чтобы все порции попадали на стол сразу. А кто этого не хочет? Они ожидали увидеть блюдо привлекательным, горячим и источающим , пробуждающий аппетит аромат. (Может я ошибаюсь, но, не помню, чтобы в ресторане, еда, имела аромат. В.В.М.) И главное, рассчитывали, что при выполнении заказов будет соблюдаться определенная последовательность. Люди страшно раздражаются, если компанию за другим столиком, где заказ принесли позже, обслуживают раньше, чем их.

Для стороннего наблюдателя может показаться, что на кухне царит хаос, но на самом деле происходящее там столь же хаотично, что и движение рук жонглера, работающего одновременно с четырьмя мячиками. Видимость в обоих случаях обманчива.

Бессмысленно утверждать, что мы всегда все делали правильно, но количество комплиментов с лихвой перекрывало редкие жалобы, и меня это вполне устраивало. Иногда кто-то говорил, что больше никогда не придет в «Торбу», но обычно это люди, которых я и не хотел видеть в своем ресторане. Поэтому в ответ я только улыбался и вежливо показывал дверь на автомобильную стоянку. К счастью, таких было крайне мало. Большинство посетителей - друзья, которые приглашены к обеду, правда, за обед им приходилось платить».

Из текста автора хорошо видно, что хозяин ресторана должен работать как повар, менеджер, изобретатель - он каждый месяц придумывает новое блюдо, и оно должно не только понравиться посетителям, но и вписаться в технологию кухни.

Он должен уметь общаться со своим персоналом, разбирать ссоры и платить зарплату не вызывая зависти

«А теперь, расскажите, что делаете вы, - сменил я тему.

-Я делаю музыку. Как вы делаете еду. Вы насыщаете, я развлекаю.- Она улыбнулась собственной шутке. И лицо ее переменилось. Словно кто- то утром раздвинул шторы, открыв путь солнечному свету.

-Разве музыку не называют пищей души? - спросил я.

-На самом деле цитата о страсти. «Нет такой страсти в человеческой душе, которая не находит пищу в музыке».

Не могу вспомнить, кто это сказал или что сие означает, но фразу эту вырезали на деревянной панели, которая висела в коридоре в моей музыкальной школе.

-Какой школе?

-РМК. Королевском музыкальном колледже.

-Ясно, - кивнул я.- Но почему альт?

-Ноги растут из начальной школы. Учительница музыки играла на альте, и я хотела во всем ей подражать. Классная была учительница. Она научила меня наслаждаться выступлением. Я ей за это так признательна. Многие мои коллеги по оркестру любят музыку, но терпеть не могут выступать. Это ужасно. Для меня музыка и есть выступление. Вот почему я говорю, что делаю музыку, не просто играю ее».

О тренировках и репетициях.

« Не нахожу себе места, потому что рядом нет моего альта. Обычно я репетирую два часа в день, даже если вечером нет выступления. А с позавчерашнего дня я не сыграла ни ноты, вот и началась ломка. Мне нужна доза…

-У меня то же самое с готовкой. Иногда возникает желание встать к плите, даже если есть некому…

Кто -то сказал: «Те, кто ждет, возможно, и получат свой шанс».

«- Как идет вторая половина дня? -спросил я.

-Прекрасно. Я три часа играла на альте. Пальцы устали, но я так взбодрилась. Музыка - что кислород, без нее я задыхаюсь…

Я спросил у компьютера, кто сказал фразу, которая чуть раньше выплыла из памяти. Как выяснилось, Авраам Линкольн Но целиком цитата звучала следующим образом: « Те, кто ждет, возможно, и получат свой шанс, но им достанется только оставшееся, от тех, кто поторопился». В будущем я решил не ждать, а проявлять инициативу».

Вот такие впечатления от Френсиса Дика. Присоединяйтесь, посмакуем вместе.

Только что посмотрел по ТV передачу о Катерине Великой - Екатерине Максимовой. Несомненно, я знал, как репетируют и тренируются артисты балета, но то, что я узнал о Катерине, меня поразило. На одной из репетиций ее партнер уронил ее, когда она была вниз головой, и она ударилась об пол. Она потеряла сознание. Ни в одной больнице не могли понять, что у нее повреждено. В. Васильев - ее муж, пробился в ЦК, и ему удалось добиться, чтобы ее положили в кремлевскую больницу. И там нашелся один врач, который, разобрался с ее травмой. У нее оказался сдвинутым один позвонок, но не наружу, а внутрь позвоночника. Нашелся ведь такой умный, изобретательный врач, который понял, а может и знал, о двойственности – наружный - внутренний сдвиг! Он стал ее лечить, а она спрашивала - «когда она выйдет на сцену?» Ей говорили, что с ее травмой она будет дальше жить только в коляске. После лечения она тренировалась один ГОД, и когда она вышла на сцену зрители Большого театра встретили ее аплодисментами, которые продолжались полчаса. После этого Катерина еще танцевала 20лет!

Во время передачи о Катерине, мне представилось, каким умницей был врач, нашедший брак в ее организме. Ведь у нас врачи, по - моему знают свое дело, но когда они сталкиваются со сложным заболеванием (браком), они не могут найти решение. И это в случае с величайшей артисткой! Что же говорить о какой ни будь бабушке или дедушке? Может я не прав, но я тоже сталкивался с такими случаями. И по правде сказать, ведь работать им приходится с очень сложным и не понятным до сих пор человеческим организмом. Именно поэтому врачи, как и балерины должны много репетировать и тренироваться.

Я бы сказал, что изобретателям любого ранга применение этих приемов было бы только полезно. Мы, в Народном Университете научно- технического творчества широко использовали предзащиты дипломных проектов, и просили слушателей делать ежедневную утреннюю гимнастику для мозга. Если я скажу, что все слушатели с радостью стали делать такую гимнастику, то буду не прав.

Заставить человека что- то делать может только сам человек!

Итак, ищите свой вариант поведения и существования в этом сложном и запутанном мире. В нем, как говорится, всегда есть место подвигу.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "У каждого своя колея"