Двигатель Стирлинга

Размещено на сайте 12.03.2009.

 

5 ПРЕДИСЛОВИЕ КАФЕДРЫ ПРОГНОЗОВ

Добрый день, уважаемые читатели.

Наша серия выпусков про автомобили была бы не полной, если бы не рассмотрели автомобили на двигателе внешнего сгорания, которые были придуманы в 1816 году шотландским священником Робертом Стирлингом.

Побудительным мотивом изобретателя было огромное количество травм, которые получали рабочие на производствах эпохи промышленной революции в Англии.

История техники сообщает только об одном опыте строительства автомобилей

на основе использования этого двигателя. Это произошло в 1972 году. Изображения этого автомобиля я не нашёл, зато отыскалась очень интересная статья российского инновационного центра, которую я с удовольствием представляю сегодня.

Для квалифицированного чтения предлагаю небольшой общеобразовательный экскурс в эту область, которую я оформил в виде дайджеста из нескольких цитат.

Цитата: «…Двигатель Стирлинга - одна из самых известных альтернатив паровой машине. Но в то время стирлинги не нашли развития из-за низкой надежности и относительно невысоких показателей. И о них почти забыли. Но в 1938 году по инициативе известной голландской фирмы Philips работа над стирлингами возобновилась. Инженеры компании решили приспособить автономные двигатели для привода генераторов в «неэлектрифицированных» районах - чтобы продавать там свои радиотовары. Расчеты показали, что теоретически КПД двигателя Стирлинга значительно выше других моторов. Стирлинги отличались бесшумной работой, экономичностью и всеядностью: головка цилиндров могла обогреваться и дровами, и углем, и даже солнечными лучами. А стационарное «внешнее горение» определяло высокую экологичность. В 1945 году инженеры фирмы Philips нашли стирлингу обратное применение - раскрутив вал двигателя электромотором, они вызвали охлаждение головки цилиндров до минус 190°С! Эта особенность двигателя Стирлинга нашла применение в промышленных холодильных установках. А в 1972 году был построен экспериментальный автомобиль с четырехцилиндровым стирлингом, но дальше экспериментов дело не пошло. Однако американское аэрокосмическое агентство NASA нашло возможность использовать стирлинги в составе электростанций для работы в космосе…»Различают двигатели внешнего сгорания: паровой двигатель, паротурбинный двигатель, двигатель Стирлинга

Моторы Стирлинга. ВИДЕ0КЛИП

Источник тепла нагревает газ в правой части теплообменного цилиндра. Газ разширяется и через трубку оказывает давление на рабочий поршень. Поршень опускается, толкает шатун и поворачиает маховик. При этом одновременно в право двигатется вытеснительный поршень. Он вытесняет газ из нагревающейся части теплообменного цилиндра в его холодную часть, которая имеет охлаждающееся оребрение. Теплообменный поршень заполнен теплоизолирующим материалом. Газ остывает, создавая обратное усилие на рабочий поршень, поршень поднимается вверх и цикл повторяется с начала.

Стирлинга двигатель, двигатель внешнего сгорания, двигатель с внешним подводом и регенерацией тепловой энергии, преобразуемой в полезную механическую работу. С. д. назван по имени английского изобретателя Р. Стирлинга (R. Stirling; 1790—1878), который в 1816—40 создал двигатель с незамкнутым циклом, работавший на подогреваемом воздухе. Двигатель имел несовершенный регенератор (теплообменник), был громоздким и тяжёлым, вследствие чего не нашёл применения. Современый С. д. работает по замкнутому регенеративному циклу (циклу Стирлинга), состоящему из последовательно чередующихся двух изотермических и двух изохорических процессов. Рабочее тело С. д. — гелий или водород под давлением 10—14 Мн/м2 (100—140 кгс/см2) находится в замкнутом пространстве и во время работы не заменяется, а лишь изменяет объём при нагревании и охлаждении. Регенератор как бы разделяет это пространство на верхнюю (горячую) и нижнюю (холодную) полости (рис. 1). К верхней полости тепло подводится от нагревателя, от нижней отводится охладителем, в котором циркулирует вода. В цилиндре С. д. находятся 2 поршня — рабочий и вытеснитель. Горячая и холодная полости соединяются между собой каналами, проходящими через нагреватель, регенератор и охладитель. Рабочий цикл С. д. осуществляется за 4 такта (рис. 2).

Отношение мощности к массе у двигателя Стирлинга сопоставимо с аналогичным показателем дизельного двигателя с турбонаддувом. Удельная мощность на выходе такая же, как и у дизельного двигателя. Крутящий момент практически не зависит от скорости. Двигатель Стирлинга реагирует на изменения нагрузки аналогично дизелю, однако требует более сложной системы регулировки, он более сложен, чем обычные тепловые двигатели. Стоимость его изготовления выше стоимости изготовления ДВС, однако, расходы на эксплуатацию гораздо меньше

Технологии, разработанные в 1816 году шотландцем Робертом Стирлингом, работают и сегодня! Цикл Стирлинга использует внешний источник тепла, которым может быть что угодно – сгорающий бензин, солнечная энергия или даже тепло, производимое компостными бактериями. Внутри цилиндров горения топлива нет!!! Основные качества двигателя Стирлинга – экономичность, невысокие уровни производимых при работе шумов и вибраций, возможность использовать различные виды топлива и малая токсичность отработавших газов. Сегодня двигатели Стирлинга используются только в некоторых очень специализированных областях, например, в подводных лодках или как вспомогательные генераторы на яхтах, где требуется тишина.

Флэш с сайта.

Ещё одна цитата: «…Развитие любой техники идёт путём неуклонного её усложнения, и, несмотря на возросшую себестоимость, оно всегда, прямо или косвенно, окупает себя. Есть возможности усовершенствования и двухтактных ДВС, устанавливаемых, в основном, на мотоциклах. Они выдают значительно большую чем четырёхтактные ДВС мощность и разгонную динамику за счёт меньшего холостого хода поршней и сопутствующего ему сопротивления инерции и трения.

Однако нынешние двухтактники более "прожорливые", так как вместе с отработавшими газами в выхлопную трубу у них вылетает часть топливовоздушной смеси, поступающей в это время в цилиндр для последующего сжигания. Логично к существующему циклу добавить кратковременную фазу принудительной (с помощью турбо наддува) вентиляции цилиндра, частично охлаждающей его изнутри простым воздухом в начальный момент обратного хода поршня, с тем, чтобы предотвратить выбросы и обеспечить улучшенные условия сгорания более обогащённой топливовоздушной смеси, впускаемой в цилиндр только после закрытия выпускного клапана.

Иногда на подводных лодках и в космосе, в шахтах и тоннелях, на мощных электростанциях и в комнатных условиях, уже используются очень экологичные двигатели Стирлинга, изобретённые аж в 1817 году. У них в абсолютно замкнутом пространстве под большим давлением (200-500 атмосфер) инертный газ (гелий) нагревается от печки с внешним подводом тепла (расширяется), а с другой стороны цилиндра, уже в особом холодильнике, он же охлаждается, т. е. уменьшает свой объём. Возникающая разница давления над поршнем и под ним толкает этот поршень, затем в работу вступают другие цилиндры или используется запасённая энергия вращающегося маховика. Вместо поршней могут работать и турбины.

"Стирлинг" может работать на любом топливе: твёрдом, жидком, газообразном, от энергии солнца, атомного реактора и, вообще, от любых источников тепла, даже не связанных с горением.(выделено КП) Благодаря высочайшему максимальному крутящему моменту на низких оборотах "Стирлинг" способен преодолевать значительные перегрузки и при этом, в отличие от обычных моторов, он не глохнет, и позволяет обойтись даже без коробки передач или вариатора.

Сравнительная мощность, КПД, экономичность, нетребовательность к топливу и смазке, неприхотливость и простота обслуживания, универсальность применения, бесшумность, лёгкий запуск в холодное время года, долговечность, малый удельный вес и компактность, низкая себестоимость, надёжность и многие другие параметры выгодно отличают моторы Стирлинга от традиционных двигателей внутреннего сгорания.
Производители серийных автомобилей почти не интересуются обладающими поистине фантастическими характеристиками "Стирлингами" по причине сравнительно медленной их разгонной динамики. Но в той же гибридной силовой установке в паре с электродвигателем (через бесступенчатый вариатор) "Стирлинг" вполне бы мог прижиться на любом автомобиле. (ВЫДЕЛЕНО КП)

Ввиду прогрессирующего роста цен на нефть и неизбежного глобального энергетического и экологического кризиса есть смысл чаще возвращаться к самым различным способам экономии топлива, пусть несколько подзабытым, но, с привлечением современных технологий, открывающих весьма многообещающие перспективы…»

Ещё одна цитата: «…Двигатели Стирлинга помогут развивающимся странам
Опубликовано: 26.10.2006, 11:15
 

Американская компания Infinia до конца текущего года рассчитывает завершить разработку конструкции новых электрогенераторов для развивающихся стран, построенных на основе так называемых двигателей Стирлинга.

Двигатель Стирлинга (внешнего сгорания) представляет собой тепловую машину, способную работать от любого источника тепла, например, от сжигаемого топлива или энергии солнечных лучей. Первые элементарные двигатели внешнего сгорания были известны ещё в конце XVII века, однако впервые запатентовал их шотландский священник Роберт Стирлинг 27 сентября 1816 года. Принцип работы двигателя Стирлинга заключается в постоянно чередующихся циклах нагрева и охлаждения газа в закрытом цилиндре. При нагреве газ расширяется и двигает рабочий поршень. Этот поршень опускается, толкает шатун и поворачивает маховик. Одновременно изменяется положение так называемого вытеснительного поршня, который перемещает газ из нагретой в холодную зону. Газ остывает и создает обратное усилие на рабочий поршень. Вытеснитель затем перемещает газ в горячую зону, и весь цикл повторяется. В роли газа может использоваться обычный воздух, водород или гелий.

Двигатели Стирлинга разрабатывались в качестве альтернативы паровым машинам, котлы которых зачастую взрывались из-за слишком высокого давления или некачественных материалов. Однако в компании Infinia считают, что двигатели внешнего сгорания, созданные ещё два века назад, могут найти применение и в наши дни. Установка, разрабатываемая специалистами Infinia, будет использовать энергию Солнца. В отличие от традиционных солнечных батарей, коэффициент полезного действия которых составляет от 12 до 15 процентов и редко достигает 22 процентов, КПД установки Infinia на основе двигателя Стирлинга будет составлять не менее 24 процентов.

Как сообщает CNET News, в установке Infinia будет применяться специальная "тарелка" для аккумуляции солнечной энергии, которая будет нагревать газ и приводить в действие двигатель Стирлинга. Мощность всей установки составит около трёх киловатт. Коммерческие поставки электрогенераторов компания Infinia планирует начать в 2008 году. Об их стоимости пока ничего не сообщается…»

Список сайтов по данной теме:
ttp://www.geocities.com/Yosemite/Rapids/2068/TW.html
http://m.webring.com/hub?ring=stirling
http://www.geocities.com/Yosemite/Rapids/2068/dlink.html
http://www.hotairengines.com/hot_air_engines.htm.
http://www.infiniacorp.com/main.htm

Приятного чтения,

Юрий Даниловский.

Русский Stirling. Новые возможности старых систем.
Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering"
Использованы материалы порталов
ООО «ИИЦ «Стирлинг-технологии» http://stirling.ru и SOLO http://www.stirling-engine.de

Машины Стирлинга - это машины, работающие по замкнутому термодинамическому циклу, в котором циклические процессы сжатия и расширения происходят при различных уровнях температур, а управление потоком рабочего тела осуществляется путем изменения его объема. В качестве рабочего тела используются газообразные природные вещества (гелий, азот, сухой воздух и др.). Термодинамический цикл рассматриваемых машин был предложен в 1816 году шотландцем Робертом Стирлингом. С середины 19 века словосочетание «машина Стирлинга» стало широко употребляться как в классической термодинамике, так и бытовом обиходе. Цикл Стирлинга состоит из двух изотерм и двух изохор. Наличие двух изотерм определяет равенство термодинамической эффективности идеального цикла Стирлинга и цикла Карно. Поэтому машины, работающие по циклу Стирлинга, одни из самых высокоэффективных машин в мире. К достоинствам машин, работающих по циклу Стирлинга, следует отнести высокую степень экологической чистоты как самих рабочих тел машин Стирлинга, так и отработанных сред, возникающих при их эксплуатации, а также энергетическую эффективность.

Машины СТИРЛИНГА - новое перспективное направление в развитии отечественного машиностроения.

До недавнего времени системы автономного энергоснабжения, использовавшие традиционные тепломеханические агрегаты, удовлетворяли существующему уровню развития общества и техники. Однако обострение общенациональных, глобальных проблем, требующих срочного решения (истощение природных ресурсов; надвигающийся энергетический кризис; загрязнение окружающей среды; уменьшение озонового слоя Земли; усиление "парникового эффекта" и т.д) привело к необходимости принятия в конце XX века ряда крупных международных и российских законодательных актов в области экологии, природопользования и энергосбережения. Основные требования этих законов направлены на сокращение выбросов СО2, прекращение производства озоноразрушающих веществ и фреона R-12, как холодильного агента для парокомпрессионных холодильных машин (ПКХМ), ресурсо - и энергосбережение, перевод автотранспорта на экологически чистые моторные топлива и т.д..

Огромные масштабы, удорожание производства топливно - энергетических ресурсов и растущее загрязнение окружающей среды выдвинули на первый план задачу поиска новых технологий энергопреобразования, разработки новой техники на основе высокоэффективных термодинамических циклов, использование новых видов топлива, новых рабочих тел и т.д., то есть создание таких экологически чистых энергосистем, которые бы обеспечивали удовлетворение нужд промышленности и населения при минимальных затратах материальных ресурсов. Наряду с другими подходами, в решении стоящих перед Российской Федерацией экологических и энергетических проблем, наиболее перспективным путем является разработка и широкое внедрение энергопреобразующих систем на основе машин, работающих по прямому и обратному циклам Стирлинга (машины Стирлинга).

В настоящее время разработано большое количество компоновочных схем и конструктивного исполнения отдельных узлов машин Стирлинга. Так, только одних приводов известно более 18 типов. Однако наиболее широкое распространение получили машины Стирлинга, выполненные по a , b , g - схемам. Конструктивно, машины Стирлинга представляют собой удачное сочетание в одном агрегате компрессора, детандера и теплообменных устройств: теплообменника нагрузки (нагревателя или конденсатора), регенератора и холодильника.

На последних европейских и мировых форумах по современному состоянию и перспективам развития машин, работающих по циклу Стирлинга, отмечалось, что технология изготовления машин Стирлинга за рубежом полностью освоена. Решены проблемы уплотнений двигающихся деталей, выбора материалов, пайки теплообменников и т.д. Ввиду этого, наряду с традиционным применением двигателей и криогенных машин Стирлинга для военных целей (переконденсация низкокипящих жидкостей, охлаждение детекторов инфракрасного излучения, анаэробных систем автономного энергоснабжения и т.д.), перспективными направлениями считаются применение холодильных машин Стирлинга на уровне умеренного холода для хранения пищевых продуктов и систем кондиционирования воздуха, использование двигателей Стирлинга в когенерационных установках, тепловых насосах в системах децентрализованного теплоснабжени и т.д.

Подтверждением возрастающего интереса к машинам Стирлинга служит тот факт, что начиная с 1982 года каждые два года проводится международная конференция по двигателям Стирлинга, а в г. Оснабрюк (Германия) раз в два года проходит Европейский форум по двигателям Стирлинга. Кроме того ежегодно в США проходит конференция, посвященная преобразованию различных видов энергии, на которой работает секция по двигателям Стирлинга. В Великобритании создано общество по изучению двигателей Стирлинга, членами которого являются свыше 300 ученых всего мира. Обществом ежеквартально, начиная с 1996 года, издается журнал “ UK Stirling News ”. В США ежеквартально, начиная с 1978 года, издается журнал “ Stirling Machine World ”. Ежегодно издается одна-две книги, посвященные машинам Стирлинга.

Принципиальными особенностями цикла Стирлинга являются:

-цикл характеризуется нестационарными во времени параметрами потоков рабочего тела в каждой точке системы. Практически это означает, что машина Стирлинга, рабочие полости которой входят в один объем, неизбежно должна быть машиной с периодическим изменением объемов сжатия и расширения, т.е. поршневой машиной. В виду этого преимущественные области применения таких машин – малые и средние мощности;
-цикл предназначен только для работы с газообразным рабочим телом. Чтобы размеры машин при заданной мощности были приемлемы, а внешний и внутренний теплообмен рабочего тела в этих условиях проходил достаточно эффективно, давление в машине должно быть существенно выше атмосферного. По тем же причинам рабочее тело должно иметь малую вязкость, возможно большую теплопроводность и теплоемкость, мало зависящую от давления (иначе возникнут большие собственные потери в регенераторе вследствие различных тепловых эквивалентов теплообменивающихся потоков);
-в цикле регенерация тепла позволяет работать в большом интервале температур (верхняя и нижняя температуры цикла) при относительно малых отношениях давлений сжатия и расширения;
-для реализации цикла в качестве рабочих тел могут быть использованы водород, гелий, азот, воздух и другие газообразные вещества. Использование в качестве рабочего тела газов с высоким значением газовой постоянной (R), например водорода или гелия, позволяет получать в машинах Стирлинга эксергетический* к.п.д. свыше 50%;
-универсальность цикла, на его основе возможно создание как преобра­зователей прямого цикла, так и обратного цикла.

· ( примечание КП. Про «эксергетические методы анализа»,: это подход, опирающийся на использование термодинамических потенциалов при анализе процессов превращения энергии в системе см. 1,2,3.)

Цикл Стирлинга в преобразователе прямого цикла состоит из четырех процессов: - процесс изотермического сжатия, теплота от рабочего тела с температурой Т сж передается окружающей среде; - процесс при постоянном объеме, теплота от насадки регенератора передается рабочему телу; - процесс изотермического расширения, теплота от внешнего источника с температурой Т max передается рабочему телу; - процесс при постоянном объеме, теплота от рабочего тела передается насадке регенератора.

Цикл Стирлинга в преобразователе обратного цикла также состоит из четырех процессов. Различие с двигателем состоит в том, что температура внешнего источника, от которого подводится теплота в процессе расширения, ниже, чем температура рабочей жидкости, отводящей теплоту в процессе сжатия. В случае холодильной машины, теплота отводится из холодной полости в процессе расширения 3 ’-4’. Работа сжатия (площадь 1-2-5-6) как для двигателя, так и для холодильной машины одна и та же. Работа расширения (площадь 4’-3’-5-6) в холодильной машине меньше работы сжатия, и для реализации данного цикла необходима энергия, подводимая от внешнего источника, эквивалентная площади 1-2-3’-4’. При переходе из полости сжатия в полость расширения в процессе 2-3’ температура рабочего тела уменьшается, в а процессе 4’-1 соответственно увеличивается.

Машины, работающие по прямому циклу Стирлинга - двигатель Стирлинга

В мировых обзорах по энергопреобразующей технике, двигатель Стирлинга рассматривается как двигатель, обладающий наибольшими возможностями для дальнейшей разработки. Низкий уровень шума, малая токсичность отработанных газов, возможность работы на раз­личных топливах, большой ресурс, сравнимые размеры и масса, хорошие характеристики крутящегося момента - все эти параметры дают возможность машинам Стирлинга в ближайшее время значительно потеснить двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Двигатель Стирлинга относится к классу двигателей с внешним подводом теплоты (ДВПТ). В связи с этим, по сравнению с ДВС, в двигателях Стирлинга процесс горения осуществляется вне рабочих цилиндров и протекает более равновесно, рабочий цикл реализуется в замкнутом внутреннем контуре при относительно малых скоростях повышения давления в цилиндрах двигателя, плавном характере теплогидравлических процессов рабочего тела внутреннего контура, при отсутствии газораспределительного механизма клапанов. Необходимо отметить, что рядом зарубежных фирм начато производство двигателей, технические характеристики которых уже сейчас превосходят ДВС и газотурбинные установки (ГТУ).

90° V-двухцилиндровый мотор Стирлинга Германской фирмы SOLO " СОЛО Стирлинг 161 "

Двигатель Стирлинга является уникальной тепловой машиной, поскольку его теоретическая эффективность равна максимальной эффективности тепловых машин (эффективность цикла Карно). Он работает за счет теплового расширения газа, за которым следует сжатие газа после его охлаждения. Двигатель Стирлинга содержит некоторый постоянный объем рабочего газа, который перемещается между «холодной» частью (обычно находящейся при температуре окружающей среды) и «горячей» частью, которая обычно нагревается за счет сжигания любого вида топлива или других источников теплоты. Нагрев производится снаружи, поэтому двигатель Стирлинга относят к двигателям внешнего сгорания. К началу 90-х годов прошлого столетия работы по созданию двигателей Стирлинга проводились такими известными фирмами, как ‘Philips” (Нидерланды), “General Motors Co”, “Ford Motor Co”, “NASA Lewis Research Center”, “Los Alamos National Laboratory” (США), “MAN-MBW” (Германия), “Mitsubishi Electric Corp.”, “Toshiba Corp.” (Япония). В течение последнего десятилетия к работам по созданию двигателей Стирлинга приступили также в “Daimler Benz” и “Cummins Power Generation” (СPG) и ряд других крупных фирм.

Машины, работающие по обратному циклу Стирлинга – холодильные машины Стирлинга.

Одним из наиболее перспективных направлений развития холодильной техники в XXI веке является создание и применение холодильных машин Стирлинга умеренного холода (ХМС УХ). Теоретически эффективность холодильных машин Стирлинга умеренного холода равна эффективности идеальной холодильной машины, работающей по циклу Карно. В качестве рабочих тел для машин Стирлинга обратного цикла могут применяться вещества, полностью отвечающие требованиям Венской конвенции по охране озонового слоя и Монреальского протокола по озоноразрушающим веществам. Поэтому широкое внедрение холодильных машин Стирлинга умеренного холода уже в ближайшее время позволило бы в комплексе "эффективность + экологи­ческая чистота" решить проблему создания соответствующих современным требованиям систем холодоснабжения. Современный диапазон производства данных машин колеблется от 1 до 100 кВт, что обеспечивает их использование в системах холодоснабжения во многих областях промышленности и торговле. Преимуществами ХМС УХ являются: высокое значение холодильного коэффициента, широкий диапазон использования в области умеренного холода (от 0 до –80 0С) и экологическая чистота рабочих тел (гелий, водород, азот, воздух). За рубежом уже начато серийное производство холодильных машин Стирлинга умеренного холода по своей эффективности и экологической чистоте превосходящих существующие холодильные машины, работающие по другим циклам, в том числе и парокомпрессионные холодильные машины.

Анализ современной зарубежной научно-технической информации позволяет утверждать, что в промышленно развитых странах в последние 10 лет начались интенсивные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по подготовке к серийному производству холодильных машин Стирлинга. Уже сейчас на зарубежные рынки начало поступать новое холодильное оборудование с использованием машин данного цикла. Ярким примером перспективности холодильных машин Стирлинга является начало серийного производства с 2004 года таким гигантом, как южнокорейская корпорация «LG Electronic Inc» домашних холодильников на основе холодильных машин Стирлинга с линейным приводом.

Проблемы создания высокоэффективных машин Стирлинга.

Зарубежный опыт создания современных высокоэффективных машин Стирлинга показывает, что без точного математического моделирования рабочих процессов и оптимального конструирования основных узлов, доводка проектируемых машин превращается в многолетние изнурительные экспериментальные исследования. В настоящее время западные фирмы, ведущие разработки в данной области, в основном опираются на теоретические и экспериментальные исследования своих научных подразделений, технических университетов или создают технопарки по разработки отдельных типов машин Стирлинга. Далее, это сложность конструктивного исполнения отдельных узлов, проблемы в области уплотнений, регулирования мощности и т.д. Особенности конструктивного исполнения обуславливаются применяемыми рабочими телами. Так, например, гелий, обладает сверхтекучестью, что определяет повышенные требования к уплотняющим элементам рабочий поршней, штока вытеснителя и т.д. Формирование облика перспективных, предполагаемых к производству машин Стирлинга невозможно без разработки новых технических решений основных узлов. Третья проблема - это высокий уровень технологии производства. Данная проблема связана с необходимостью применения в машинах Стирлинга жаростойких сплавов и цветных металлов, их сварки и пайки. Отдельный вопрос изготовление регенератора и насадки для него, для обеспечения с одной стороны высокой теплоемкости, а другой стороны, низкого гидравлического сопротивления. Все это требует высокой квалификации рабочего персонала и современного технологического оборудования.

В заключении, говоря о проблемах создания машин Стирлинга, необходимо сделать два вывода:
- высокая наукоемкость данной области техники является основным сдерживающим фактором широкого распространения машин, работающих по циклу Стирлинга;
- успех в создании конкурентоспособных на мировом рынке машин Стирлинга может быть достигнут только как результат синтеза высокого уровня научных исследований, тщательной конструктивной проработки основных узлов машин Стирлинга и передовой технологии производства.

Анализ отечественных разработок в области машин Стирлинга.

Перспективность производства и широкого применения машин Стирлинга в различных областях отечественной экономики обусловлена наличием в России более чем 30-ти летнего технологического опыта, накопленного при производстве криогенных газовых машин Стирлинга. Фирмами-производителями холодильного оборудования с криогенными машинами Стирлинга являются ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал», НПО «Гелиймаш» и др. Однако, необходимо отметить, что выпускаемые этими предприятиями КГМ Стирлинга, не являются отечественными разработками, а представляют собой копии криогенных машин, ранее выпускаемых голландскими фирмами "N.V. Philips Gloeilampenfabrieken" ("Филипс") и “Werkspoor”.

В России неоднократно предпринимались попытки создания отечественных двигателей и холодильных машин Стирлинга, однако они, из-за отсутствия адекватных методов расчета и трудностей финансового порядка, серьезного успеха не имели. Так, на АОЗТ «АРСМАШ» с 1991 по 1994 год проводились работы по исследованию перспективных холодильных установок для авторефрижераторной техники. Проведенный анализ показал, что в качестве наиболее перспективного холодильного агрегата может выступать только холодильная машина Стирлинга. В виду этого были созданы опытные образцы холодильных машин производительностью до 5 кВт, работающих в диапазоне от 285 К до 230 К, которые по эффективности и массогабаритным характеристикам соответствовали современным ПКХМ для авторефрижераторной техники. Была разработана проектно-сметная и конструкторская документация на ее серийное изготовление. Однако в связи с общим спадом в экономике и финансовыми трудностями заказчика работы по данному проекту были остановлены.

В 1996 году на ОАО “Машиностроительный завод “АРСЕНАЛ”, в рамках договора с ГП ГОКБ “Прожектор” были начаты работы по теме “Исследование и разработка электроагрегатов на базе многотопливных двигателей Стирлинга”. Указанная тема входила под шифром “Стирлинг” в комплексную НИР “Передвижка”, включенную постановлением Правительства РФ от 02.03.96 N 227-15 в государственный заказ. Из-за отсутствия реального финансирования из федерального бюджета данные работы не были завершены в полном объеме.

В 1997-1998 гг., на ОАО “МЗ”АРСЕНАЛ” был разработан пакет документов на заявку о включении в Федеральную программу реструктуризации и конверсии оборонных предприятий темы: “Разработка и создание производства экологически чистых двигателей с внешним подводом теплоты, рефрижераторов, тепловых насосов и анаэробных энергоустано­вок на основе цикла Стирлинга”. Проект не предусматривал дополнительных строительных работ, поскольку выпуск новой продукции планировалось осуществить за счет загрузки высвободившихся после конверсии производственных мощностей завода. При успешной реализации вышеуказанного проекта планировалось к 2004 го­ду наладить мелкосерийное производство двигателей и холодильных машин Стирлинга производительностью до 100 кВт. Однако, данные работы из-за отсутствия финансирования пока не реализованы.

В настоящее время сложилась достаточно парадоксальная ситуация, которая заключается в том, что Россия обладает многолетним опытом и технологией производства машин Стирлинга, но не имеет опыта собственных разработок, серийно выпускаемых машин Стирлинга. Данная ситуация обусловлена в основном тем обстоятельством, что в последние 15 лет в России из-за экономического кризиса сложилась крайне неблагоприятная инновационная атмосфера, во многих российских научных организациях, в которых ранее велись работы по тематике создания машин Стирлинга, например, МВТУ им. Баумана, ВНИИГТ, ОмПИ (ТУ), СПбГТУ (Политехнический университет), ЦНИДИ и др., исследования из-за финансовых трудностей были полностью прекращены. В то же время за рубежом именно за последние 15 лет были достигнуты наиболее существенные результаты в создании высокоэффективных машин Стирлинга.

«Инновационно-исследовательский центр «Стирлинг-технологии».

Учитывая перспективность машин Стирлинга, специалистами ООО «Инновационно-исследовательский центр «Стирлинг - технологии» в последние годы был проведен ряд теоретико - экспериментальных исследований, в результате которых была разработана новая методология проектирования и расчета машин данного цикла. Данная методология включает в себя несколько "ноу-хау", среди которых: уникальный метод двухуровневой многопараметрической оптимизации машин Стирлинга; структурный синтез машин Стирлинга на основе метода функцио­нально-эксергетического анализа сложных тепломеханических устройств; оптимальное конструирование на основе ТРИЗ ( выделено КП). Разработанная методология проектирования и расчета машин Стирлинга позволяет сократить сроки создания новых типов машин Стирлинга до 1,5-2 лет, с эффективностью, соответствующей лучшим мировым аналогам

На основании предложенных технических решений, специалистами ООО «Инновационно - исследовательский центр «Стирлинг - технологии» только за 1994-2003 году было подано более 150 заявок на предполагаемые изобретения. Особое внимание уделялось проработке отдельных узлов машин Стирлинга и их конструктивного исполнения, а также, созданию новых принципиальных схем установок различного функционального назначения. Практика показала, что оптимальное конструирование позволит в значительной степени сокра­тить суммарную удельную стоимость машин при их опытном изготовлении и серийном производстве. Предлагаемые технические решения, с учетом того, что машины Стирлинга менее дороги в эксплуатации, позволяют повысить их экономическую рентабельность по сравнению традиционными преобразователями энергии. Дальнейшее широкое распространение машин Стирлинга будет связано с развитием теории проектирования многоцилиндровых машин данного цикла, что позволит создавать двигатели и холодильные машины производительностью до 1000 кВт.

Когенерационные установоки с многотопливными двигателями Стирлинга.

Стирлинг-когенерация – новая технология для комбинированного производства электроэнергии и тепла, на основе двигателей Стирлинга, при которой энергия охлаждающей воды и отработанных газов используется для нужд теплоснабжения потребителей. Эффективность применения двигателя Стирлинга в когенерационных установках, по сравнению с ДВС, обусловлена особенностью его теплового баланса. Потери теплоты с отработанными газами и в охлаждающую воду для двигателя Стирлинга составляет, соответственно, 10% и 40%, что с учетом более высокого к.п.д. самого двигателя, позволяет создавать компактные и высокоэффективные когенерационные установки.

Когенерационная установка мощностью 9,5 кВт электрической энергии и 30 кВт тепловой энергии.

Преимущества использования когенерационных установок с двигателями Стирлинга на местном топливе в регионах РФ:

---Независимость от конъюнктуры рынка нефти и природного газа.
---Возможность загрузки местных предприятий на производство оборудования для заготовки и переработки местного топлива.
---Отсутствие необходимости создания хранилищ для запасов углеводородного топлива и его транспортировки.
---Отсутствие необходимости прокладки и обслуживания электросетей при электрификации отдаленных районов.
---Значительное сокращение расходов региональных бюджетов на закупку привозного топлива.
---Значительное сокращение расходов компаний нефтегазового комплекса на закупку привозного топлива за счет использования в качестве моторного топлива попутного нефтяного газа.

1..Стоимость 1 кВт/ч производимой электроэнергии с помощью когенерационной установки будет составлять от 30 до 50 коп., что в 2–3 раза дешевле существующих тарифов. ( выделено КП)
2..Примерно в 2 раза увеличивается ресурс преобразователя прямого цикла когенерационной установки, по сравнению с ДВС.
3..При сгорании топлива содержание СО в обработанных газах в 3 раза ниже и значительно ниже содержание NO и СH, что соответствует самым жестким мировым экологическим стандартам.
4..Срок окупаемости когенерационных установок 2,5 года.

Модернизация котельных агрегатов в мини – ТЭЦ на основе применения двигателя Стирлинга.

ООО "ИИЦ "Стирлинг-технологии" - компания, работающая в области создания высокоэффективных инноваций для теплоэнергетического комплекса РФ. Специалистами компании разработана новая, не имеющая в мире аналогов, технология перевода существующих котельных станций теплоснабжения в мини-ТЭЦ за счет двигателей Стирлинга.

Пример компоновки оборудования при модернизации котельного агрегата в мини – ТЭЦ на основе применения утилизационной установки с двигателем Стирлинга.

 

Без изменения существующей конструкции котельной станции теплоснабжения, установка в дымоходе котельного агрегата нагревателя двигателя Стирлинга позволяет осуществлять преобразование теплоты уходящих дымовых газов в полезную механическую и электрическую энергию. Утилизация теплоты уходящих газов с помощью двигателя Стирлинга является наиболее перспективным направлением повышения экономичности котельного агрегата. Предлагаемая технология может быть эффективно использована при модернизации котельных различной мощности. Полученная электрическая энергия может быть использована как для покрытия потребностей в электроэнергии на собственные нужды котельной, так и выработки электроэнергии во внешнюю электросеть. Экономическая эффективность использования утилизационных установок с двигателями Стирлинга при модернизации котельных станций теплоснабжения:
1.Стоимость 1 кВтч производимой электроэнергии с помощью утилизационной установки с двигателем Стирлинга в 8 раза дешевле существующих тарифов центрального электроснабжения.
2.Срок окупаемости инвестиций при модернизации котельных в мини-ТЭЦ на основе применения утилизационных установок с двигателем Стирлинга не превышает 3 лет, в зависимости от исходных технико-экономических данных.

Использование биомассы при применении двигателя Стирлинга.

Пример компоновки твёрдотопливной установки с двигателем Стирлинга ООО "ИИЦ "Стирлинг-технологии".

Германская фирма "SOLO Stirling Engine" занимается разработкой систем Стирлинг - Когенерации с непосредственным использованием твердого горючего, преимущественно древесины, но сталкивается с некоторыми трудностями, как например удаление шлака из камеры сгорания или предотвращение спекания частиц топлива. Исследования при помощи Газогенератора летом 1998 показали, что произведенный там древесный газ, улучшает процесс сжигания твёрдого топлива и смол. Комбинация Газогенератора с Стирлинг - Когенерацией является высоко эффективным устройством, так как горячий газ получаемый из Газогенератора не нуждается в охлаждении для применения в Стирлинг - Когенерации.
Специалисты ООО «Инновационно - исследовательский центр «Стирлинг - технологии» в России, тоже активно занимаются разработкой аналогичных систем, например проектирование энергоснабжения коттеджного городка с использованием двигателей Стирлинга, работающих на генераторном газе из торфа. В тоже время ведуться разработки твёрдотопливных установок с двигателем Стирлинга, работающих на древесной щепе, угле и угольной пыли, торфе, сланцах, отходах сельского хозяйства и навозе, бытовом мусоре и т.д..

Солнечные энергосистемы.

Солнечная версия двигателя "Стирлинг 161", Германской фирмы SOLO системы (EURODISH).

Солнечная версия двигателя Стирлинг 161 используется между тем несколькими производителями в различных исполнениях. На испанском солнечном плато de Алмерию с 1997 работают 6 систем. В рамках поддержанного ЕС проекта в сотрудничестве с Schlaich Bergermann und Partner und MERO Raumsysteme GmbH, кроме всего прочего, теперь строится новое поколение системы Dish Стирлинг 10 кВт. Целью проекта является сокращение стоимостей капиталовложений до 5.000 евро / киловатт. При этом снова вступает в действие Стирлинг 161 при модификациях в Receiver, Cavity и корпусе. Характеристики нового Dish/Стирлинга системы (EURODISH): номинальная производительность СОЛО "Стирлинг 161" 10,0кВт брутто, диаметр солнечного зеркала 8,5м. В Alanya, центр исследования солнечной энергии Турции создал Kombassan холдинг - компанию, которая строит на подготовительных работах Cummins. Работы очень интенсивны и показывают хорошие результаты.

ПОСЛЕСЛОВИЕ КАФЕДРЫ ПРОГНОЗОВ

Вопросы, которые у меня возникают - естественны для избранного контекста обзора истории автомобилестроения.

Может ли повториться это техническое решение в условиях современных реалий экономического кризиса, когда все стараются «экономить»?

Рассмотрим варианты:

1. Мотор Стирлинга как единственный двигатель для автомобиля. Развитие сценария – «всеядный автомобиль».

Мой ответ – нет. В мире достаточно пока что и нефти и газа. В производстве и обслуживании бензиновых- дизельных ДВС занято столько людей и капиталов, что говорить о феномене «подрыва» я не вижу серьёзных оснований.

2.Может ли быть построен гибрид по схеме «ЛЮБОЕ топливо- Мотор – Стирлинга- электромотор»?

Очень похожий сценарий пытались реализовать в 1965 году в авиации.

Цитата: «…Самолёт Ил-18П был создан на базе серийного самолёта Ил-18 в 1965 году. В отличие от прототипа, на самолёте отказались от использования турбовинтовых двигателей АИ-20. В качестве силовой установки использовалась разработанная в НИИ Газодинамики им. Стечкина уникальная по своим характеристикам паротурбинная установка, с прямоточным нагревом пара. Нагретый в паронагревателях пар, разгоняясь в соплах расширительного аппарата, вращал паровую турбину, от вала которой приводился в движение генератор переменного тока. Воздушные винты самолёта приводились в движение от четырех электродвигателей с питанием от генератора. Самолет проектировался в расчете на ядерное топливо….»

Здесь в качестве «электростанции» использовался агрегат с КПД 15-18%. Конечно, это меньше того, что сулит мотор Стирлинга, но эти сведения в печати колеблются в оценках от 40 до 70%.

Самолёт ИЛ -18П сам по себе – загадка. У меня есть предположение, что это был некий розыгрыш или специально созданная дезинформация, утечка которой может отвлечь денежные ресурсы конкурентов в неэффективное направление.

Такие примеры были в истории техники. Например, в начале 70ых годов, было принято решение развивать в СССР вычислительную технику по пути больших виртуальных машин серии ЕС. Я до сих пор помню великолепный афоризм своего преподавателя по программированию на Ассемблере: «Машины серии ЕС есть наилучший пример научно-технической диверсии США против СССР».

Это был тупиковый путь развития вычислительной техники, который средствами западных СМИ и умелыми действиями спецслужб стал для нас магистральным и добавил нашего отставания в развитии производства компьютеров. Огромные деньги были истрачены «не туда».

Может быть ситуация с паровым самолётом есть что-то похожее.

Ответ КП на вариант 2: «едва ли». Обоснования те же, что и в варианте 1.

3. Может ли быть построен гибрид по схеме «ДВС + рекуперация тепловой энергии с помощью мотора Стирлинга»? У бензинового- дизельного ДВС 70-75%

энергии топлива уходит в тепло и трение.

Сразу возникает развилка, подвариант А: получить на борту два вида механической энергии: от ДВС и от Стирлинга? подвариант Б : Получить на борту механику от ДВС и электроэнергию для электромотора.

Если вариант Б укладывается в общую концепцию проектирования многих современных гибридных автомобилей, где процессы рекуперации считают, целеполагающими, то варианту А большого количества примеров устойчивого успеха привести не могу.

В этих дирижаблях 1958ого и 1966 года использовались ДВА вида подъёмной силы: архимедова и от эффекта Магнуса. Как мы видим, эти технические решения появились после заката эры воздухоплавания. И мы ничего не знаем об их истинных свойствах. Только факты о проведённых НИОКР.

Можно, конечно говорить о том, что Парусно- винтовое судно или пароход с гребными колёсами и парусами одновременно являются такими примерами, но они всё же не вполне корректны, т.к. энергия ветра в этих этим системах всё-таки находится в Надсистеме и может использоваться независимо, а вариант А, всё-таки подразумевает утилизацию тепловой энергии, которая создаётся внутри ТС в процессе эксплуатации.

Говоря о моторах Стирлинга можно надеяться на то, что они могут получить импульс развития от кризиса как всеядные маленькие электростанции, но едва ли они «проникнут» в автомобиль. Окклюзия водорода и гелия, проникновение этих веществ сквозь металлические стенки, растворение их в металле - явление далеко не академическое, а вполне техническое. Огромные рабочие давления в сочетании с транспортной вибрацией тоже заставляет предполагать большие проблемы с обходом противоречия: «для увеличения долговечности необходимы толстые стенки, но это уменьшает теплопередающие способности стенок и увеличивает вес мотора».

Мы совсем не обсудили другое свойство этих удивительных машин. Возможность использовать их и как тепловые насосы. Это яркие проявления принципа инверсии, которым изобилует история всех машин, где есть нагревание, но об этом можно говорить часами. Сделаем как-нибудь отдельный выпуск об этом.

С уважением,

Ведущий рубрики КП, Юрий Даниловский.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Subscribe to Comments for "Двигатель Стирлинга"