Криогенные автомобили

Размещено на сайте 10.04.2009.

7 ПРЕДИСЛОВИЕ КАФЕДРЫ ПРОГНОЗОВ

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодняшний выпуск посвящён обсуждению свойств криогенных автомобилей. Первые сообщения об этих разработках я нашёл ещё в 2001ом году. Американский автомобиль на жидком азоте мог проехать 24 км на заправке в 124 литра (примерно 100 кг).

Особо чистый ОСЧ жидкий азот сорт 1 (1тн.) 99,999% стоит 8378,00 руб. за 1 тонну (6,76 руб. за 1 литр). Жидкий азот для замораживания пищевых продуктов (менее «чистый») стоит 2руб/ кг, т.е 2, 47 за литр. В ценах 2008ого года он дешевле бензина в 10 раз.

Как эпиграф к этой публикации можно использовать историческую справку о паровых автомобилях Николь Куньо 1770 года.

«…Повозка развивала скорость 4.5 км/ч, причем рабочий цикл парового котла был рассчитан всего лишь на 12 минут. Потом котел нужно было наполнять заново, разводить на земле под ним огонь…»

cryoauto.jpg

Слева паровой автомобиль Николь Куньё, справа «паровой» американский прототип университета Северного Техаса, 2000 года, который тоже потребляет тепло из Надсистемы. «..история не повторяется, история рифмуется…» ( Марк Твен). В паровике Куньё использовалось возвратно поступательное движение в моторе, у «реинкарнированного паровоза» - вращательное, потому что в нём используется пневмомотор, т.е. перед нами «самобеглый гайковёрт».

Заметим, что жидкий азот как «вещество, способное совершить работу» занимает промежуточное положение между ионно – литиевыми батареями и бензином. Сравните: лучшие батареи, литий - ионные, несут примерно 0,3-0,4 МДж на килограмм своего веса, в литре бензина (а это, очевидно, меньше килограмма) содержится 33 МДж, и 0,77 МДж в жидком азоте.

Представляемый сегодня материал статьи харьковских учёных появился в 2005ом году.

По техническим причинам публикуем его в формате фотокопии.

Приятного чтения, Ведущий рубрики Кафедра Прогнозов,

Юрий Даниловский.

ПОСЛЕСЛОВИЕ КАФЕДРЫ ПРОГНОЗОВ

Гипотеза, которой я хотел бы поделиться вами, касается моделей спирального или циклического развития техники.

В опубликованных обзорах мы рассмотрели много различных технических решений.

Многие из них имели ярко выраженное свойство потреблять тепловую (механическую или электрическую) энергию из Надсистемы.

Например: паровой автомобиль Николо Куньё, криогенный паромобиль, автомобиль с мотором Стирлинга, автомобиль на солнечных батареях, автомобили на энергии маховиков, трамваи и троллейбусы, электромобили.

При этом, всегда существовала ветвь развития, в которой энергия производилась прямо на борту транспортного средства и из НС потреблялись «вещества».

Показалось, что можно представить этот процесс как квазигармонический.

Попробуем изобразить это представление в виде вертикальной синусоиды, понимая, что перед нами всё-таки – модель.

Автомобили с мотором Стирлинга можно отнести и к левой и правой части этой диаграммы.

Многие гибридные схемы используют феномен рекуперации, и это тоже ставит их в особое положение. Они могут одновременно относиться и к левой части диаграммы и к правой. Общеизвестно, что развитие техники ускоряется, количество переходит в качество. Почему бы не предположить, что может произойти слияние дихотомических свойств ?

Год назад я попробовал собрать коллекцию примеров в этой области нашего «незнания». Дихотомических статусов в исследованиях КП 2003 года было выделено довольно много, например: «Симметрия- асимметрия», "Гиганты" - "Карлики","Непрерывные" - "Импульсные","Стационарные" - "Мобильные" и т.п. Тема эта была тогда только обозначена как одна из многочисленных гипотез, и в то время не возникало мыслей о том, что эти параметры могут сливаться.

Статусы « симметрия- асимметрия» могут слиться. Вот пример зданий, которые меняют эти параметры во времени, реализуя, таким образом, слияние.

Можно посмотреть ВИДЕО об этих новых технических решениях в области архитектуры.

Дихотомические статусы «индивидуальное – коллективное»

Тоже могут сливаться. Например, светофор – система коллективная, но светофор с кнопкой для пешехода уже становится системой , которая содержит

в себе признаки как коллективного, так и индивидуального.

Можем ли мы феномен слияния наблюдать в зоне дихотомических статусов «Гиганты – карлики», а особенно в автомобилях – поговорим об этом подробно в следующем выпуске.

Я ничего не сказал о рыночных перспективах криогенных автомобилей. На диаграмме плотности упаковки энергии этот способ хранения выглядит привлекательно. Обращение к этой технологии тоже иллюстрирует движение в направлении «обратного тренда», как и в случае с air car автомобилями, которым был посвящён предыдущий выпуск.

Но опять всё упирается в стремление к экономии всех видов бюджетов, в том числе и бюджетов на НИОКР или венчурные бизнесы. Мне кажется, что в условиях кризиса проблема защиты окружающей среды будет иметь более низкие ранги, чем спасение существующих производств и рабочих мест.

Криогенные автомобили будут ждать своего часа, а пока занимать ниши специальных автомобилей для космодромов, взрывоопасных производств, горного дела и, конечно, развлекательных бизнесов. Я бы с удовольствием сходил в музей ВСЕХ типов автомобилей, где есть возможность прокатиться на каждом из них. А вы?

С уважением,

Ведущий рубрики КП,

Юрий Даниловский.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Криогенные автомобили"