Так ведь лето, жарко, разве до учебы сейчас?
А пока мозг в размягченном состоянии, мне хотелось бы услышать от респондентов, такую тему:
Какие навыки в области решения проблемных ситуаций и создания инноваций вы считаете актуальными и хотели бы приобрести?
А на других-то ветках есть народ.
С уважением
ABB
P.S. А у нас вообще дождь.
ABB
PPS. А Вы, что, обучаете навыкам в области решения проблемных ситуаций и создания инноваций?
С уважением
ABB
Тут ситуация следующая. Мне тоже нужно курс сделать. Но что хочет потенциальный слушатель, определяю я сам. Какой сделаю, такой и будет слушать, т.е. слушает уже. В принципе-то курс есть, только его издать надо. А для этого нужна первая часть, которая мною рассматривается как краткое изложение ТРИЗ с необходимым мне минимумом материала для второй части. Я бы и сам мог написать первую часть, но мне лениво, поскольку мне и так нужно писать вторую часть под условным названием "Математический аппарат ТРИЗ". Она тоже в принципе есть, но все это надо оформлять соответствующим образом, соединить куски в единое целое, скомпоновать, кое- что дописать и т.п. Но как это сделать, если не написана первая часть?
С уважением
ABB
P.S. Уважаемый Александр Владимирович!
Может, Вы что нибудь здесь присоветуете или поможете?
АВВ
... нужна первая часть, которая мною рассматривается как краткое изложение ТРИЗ с необходимым мне минимумом материала для второй части. Я бы и сам мог написать первую часть, но мне лениво, поскольку мне и так нужно писать вторую часть под условным названием "Математический аппарат ТРИЗ". Она тоже в принципе есть, но все это надо оформлять соответствующим образом, соединить куски в единое целое, скомпоновать, кое- что дописать и т.п. Но как это сделать, если не написана первая часть?
С уважением
ABB
P.S. Уважаемый Александр Владимирович!
Может, Вы что нибудь здесь присоветуете или поможете?АВВ
Любопытно получается. Необходимый Вам минимум материала известен, видимо, тоже только Вам, а вот писать первую часть должен кто-то иной?
Даже и не знаю человека, который мог бы такое осилить. :-)
А если вам собраться и создать что- то типа Википедических статей по основным разделам ТРИЗ? Каждый сможет добавлять свои примеры для общего пользования, а формулировки будем оттачивать вместе.
Я, к сожалению, через несколько дней исчезну до конца июля, так что временно выпаду из обсуждений. А дело то любопытное, наше, бурбаковское. А заодно и поподтягиваем друг друга в отдельных областях.
Как считаете?
. Любопытно получается. Необходимый Вам минимум материала известен, видимо, тоже только Вам, а вот писать первую часть должен кто-то иной?
Даже и не знаю человека, который мог бы такое осилить. :-)
Я не собираюсь скрывать, в чем он заключается этот минимум. Конечно, я его обрисую. Ведь Токарев спросил, что желает иметь потенциальный потребитель. Что ж тут такого любопытного получается? Мне нужно учебное пособие для моих студентов, поэтому содержание его я должен определять сам, в том числе, и по первой части. И если кто-то напишет эту первую часть, конечно, он будет соавтором, если мы, к взаимному удовольствию, согласуем этот вопрос.
АВК wrote:
. А если вам собраться и создать что- то типа Википедических статей по основным разделам ТРИЗ? Каждый сможет добавлять свои примеры для общего пользования, а формулировки будем оттачивать вместе.
Ни одна моя статья не входит в основные разделы ТРИЗ (см. http://www.metodolog.ru/01420/triz_bok_rus.pdf )
Чего я там буду писать? Я не специалист по основным разделам. В то же время у меня куча статей как в Методологе, так и в ТРИЗ-juornal, так и в нашем университетском вестнике, в других сборниках и материалах конференций. Чего еще мне писать-то? И так написал выше головы.
С уважением.
АВВ
P.S. А учить студентов по статьям негоже.
АВВ
Документ по основам ТРИЗ (http://www.metodolog.ru/01420/triz_bok_rus.pdf) впечатляющий, но как им пользоваться? Предполагается, что желающий должен отыскать соответствующую разделу литературу и сам во всем разобраться?
АТ.
Уважаемый АВВ.
У меня есть ощущение, что современное образование начинает медленно "расползаться" по компетенциям из-за все более усложняющегося мира и невероятным, по старым меркам, объему и доступности информации. В частности, об этом пишет А.А. Гин. В таких условиях направление сделать жесткий курс "для всех" и читать его для всех, по моему, будет иметь низкий КПД. Разброс интересов и уровня подготовки слушателей столь велик, что либо они будут отказываться от "стандартного" курса (если имеют такое право) либо для них это станет испытанием на прочность. Поэтому я и хотел получить хоть какую-то информацию о реальных потребностях слушателей. Клиент то у нас теперь всегда прав.
С уважением, АТ.
Поэтому я и хотел получить хоть какую-то информацию о реальных потребностях слушателей. Клиент то у нас теперь всегда прав.
Попробую обрисовать. Слушатели - студенты технического вуза приборостроительной направленности, курс - старший 4 -5, основная специальность студентов - системы управления и информатика. Предмет называется "Управление инновационными процессами".
Первая часть курса - рассмотрение технического творчества, ТРИЗ, как объекта для дальнейшего управления. Например, если мы желаем построить систему автоматического управления самолетом, мы должны так или иначе изучить самолет, хотя мы (а имею в виду специалистов по теории управления) не авиаторы. Если желаем построить систему управления температурой в печке, мы должны в определенной мере изучить тепловые процессы, хотя мы и не теплотехники.
В результате мы должны получить математическую модель нашего объекта управления, которым мы и будем дальше управлять по нашим законам из теории управления.
Вот для чего нужна ТРИЗ: чтобы показать, как из диалектико-технических моделей типа ТП, веполей и др. получаются математические модели. Короче - как из слов и картинок ТРИЗ получать формулы. Это важнейшая проблема в нашей специальности.
Попутно решаются следующие прикладные задачи.
1. Знакомство студентов с ТРИЗ - один семестр 34 час + курсовая работа
2. Изучение ряда важных разделов современной нелинейной динамики, которые используются для получения мат. моделей процессов технического творчества и управления ими, а именно, теории катастроф, гомеостатики, детерминированного хаоса, синергетики, искусственного интеллекта, теории устойчивого развития Бартини-Кузнецова и др. - второй семестр -34 час. Конечно, все в ограниченного объеме, необходимом для объекта, полученного в первой части, но в достаточном, чтобы иметь определенные представления об этих разделах. Но объект управления один, он как стержень, основа, на которую "навешивается" та или иная математика. Математика максимально простая, адекватная простым моделям ТРИЗ.
С уважением
ABB
Уважаемый АВВ.
У меня есть ощущение, что современное образование начинает медленно "расползаться" по компетенциям из-за все более усложняющегося мира и невероятным, по старым меркам, объему и доступности информации. В частности, об этом пишет А.А. Гин. В таких условиях направление сделать жесткий курс "для всех" и читать его для всех, по моему, будет иметь низкий КПД. Разброс интересов и уровня подготовки слушателей столь велик, что либо они будут отказываться от "стандартного" курса (если имеют такое право) либо для них это станет испытанием на прочность. Поэтому я и хотел получить хоть какую-то информацию о реальных потребностях слушателей. Клиент то у нас теперь всегда прав.
С уважением, АТ.
Возможно, что речь у вас идет о разных объетах?
ABB читает курс студентам и в этой ситуации сложно требовать от "клиента" определения объема и направленности курса - он и пришел изучить то, что входит в объем понятий предмета в данном ВУЗе. Ему скорее всего нужна надежная база, на которой он сможет учиться после ВУЗа дальше.
Некий Абстрактный клиент Токарева - это может быть коммерческий заказчик, выбирающий, какой курс заказать для своих сотрудников или себя? Этот уже точно знает, чего ему не хватает. И здесь совсем иная ситуация для преподавателя.
Так что, прошу Александра Токарева определиться с понятием "клиент".
Меня интересуют и студенты, но в большей степени, люди, которые поняли, что для успешного роста им (или их сотрудникам) не хватает знаний и навыков решения проблемных ситуаций. Если со студентами проще - им нужен базовый курс (который тоже надо делать), то со свободными слушателями сложнее, из-за различия областей и задач. Для них потребуется вносить изменения и в базовый курс и делать дополнения к нему. Хотелось бы услышать и студентов и вольных людей. Также готов поучаствовать в работе над базовым курсом. Вопрос к Александру Владимировичу: Может стоит открыть здесь новую тему с более подходящим названием, а то не все потенциальные слушатели поймут, о чем здесь речь и не кликнут мышкой?
С уважением, АТ
Уважаемый Tokarev!
Долго, очень долго эта ветка пустовала, хотя и называется организация обучения. Я зашел на нее и задал естественный вопрос: " А почему здесь никого и ничего нету?" И практически сразу же, к моему удовольствию, появились Вы. Как видите, название оказалось успешным. Можно, конечно, и изменить, но будет ли это лучше?
Tokarev wrote:
Меня интересуют и студенты, но в большей степени, люди, которые поняли, что для успешного роста им (или их сотрудникам) не хватает знаний и навыков решения проблемных ситуаций.
Всех почему-то интересуют больше "вольные люди", а не невольные студенты. Я этому удивляюсь и поражаюсь. Отчего бы это?
С уважением
АВВ
Всех почему-то интересуют больше "вольные люди", а не невольные студенты. Я этому удивляюсь и поражаюсь. Отчего бы это?
Уважаемый АВВ. Вольные люди более мотивированы и чаще, более обеспечены, поэтому, мне кажется, такой интерес закономерен. Учить заинтересованного человека гораздо приятнее, чем студента, который только и думает, когда это закончится (по собственному опыту). Поэтому я и говорил о низком КПД. Из желания его повысить я и хочу послушать другую сторону.
Если не секрет, в каком ВУЗе Вы преподаете?
С уважением, АТ
Всех почему-то интересуют больше "вольные люди", а не невольные студенты. Я этому удивляюсь и поражаюсь. Отчего бы это?
Есть и еще одна причина - в ВУЗе более высокий начальный барьер внедрения. Просто так курс не предложишь и не прочитаешь, надобно и программу разработать, и в сетку часов попасть...
.Есть и еще одна причина - в ВУЗе более высокий начальный барьер внедрения. Просто так курс не предложишь и не прочитаешь, надобно и программу разработать, и в сетку часов попасть
Это верно. Но не только это. Преподаватель своей учебной и научной деятельностью должен доказывать, что он на месте, а чтобы только оставаться на месте, нужно все время крутиться. Пока твоя стратегия с этим совпадает, начальство не беспокоит.
Да и кто лучше меня знает, чему учить в моем предмете? Ну, а я уж стараюсь, чтобы он, по возможности, перекрывал пробелы, которые не захватывают другие дисциплины.
А программе не надо придавать такого сакрального смысла. Программа - не догма, а руководство к действию (с). Вот у меня нет в программе Бартини, а я в этом году впервые про него и расшифровку его метода рассказал студентам, и на зачете спрашивал. Потому что эта проблема появилась и, худо-бедно, разрешилась, только в конце прошлого года. А программа раз в пять лет утверждается.
С уважением
ABB
Мне нужно учебное пособие для моих студентов, поэтому содержание его я должен определять сам, в том числе, и по первой части.
Если определите, то будем думать, как помочь составить первую часть.
Нужно, как минимум, следующее:
1. история зарождения и состав ТРИЗ
2. АРИЗ-85В до шага 4.2 включительно (стандарты не надо)
3. таблица типовых приемов разрешения ТП
4. вепольный анализ: правило построения ВП-систем, правило разрушения ВП-систем, ВП задач обнаружения(измерения), МаТХЭМ (систему веполей не надо).
5. понятия об физ.эффектах
6. этапы развития, S-кривая
7. законы развития ТС как инструменты (в том числе, линии проявления законов - 1-2-много и т.п.)
8.морфологический анализ
Кажется, все. Это минимум, можно конечно, расширить в разумных пределах, но это то, что нужно для второй части.
С уважением
ABB
Нужно, как минимум, следующее:
1. история зарождения и состав ТРИЗ
2. АРИЗ-85В до шага 4.2 включительно (стандарты не надо)
3. таблица типовых приемов разрешения ТП
4. вепольный анализ: правило построения ВП-систем, правило разрушения ВП-систем, ВП задач обнаружения(измерения), МаТХЭМ (систему веполей не надо).
5. понятия об физ.эффектах
6. этапы развития, S-кривая
7. законы развития ТС как инструменты (в том числе, линии проявления законов - 1-2-много и т.п.)
8.морфологический анализ
Кажется, все. Это минимум, можно конечно, расширить в разумных пределах, но это то, что нужно для второй части.
1.Предлагаю обсудить подробности во время Саммита
2 Кстати, а какой общий объем первой части требуется?
1. Хорошо.
2.Точно сказать не могу, но вот посмотрел учебное пособие по другому предмету, изданное у нас в вузе, по нашей кафедре. Так оно примерно 170 стр. суммарного объема. Автор вообще называет его книгой. Да и написана как книга. И задачи есть. Могу показать его на Саммите.
ABB
Уважаемые коллеги! До 25 августа исчезаю с форума. Прошу при ведении дискуссий выдерживать баланс между теорией и экспериментом ( хотя бы иллюстрируйте Ваши предложения).
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Так ведь лето, жарко, разве до учебы сейчас?
А пока мозг в размягченном состоянии, мне хотелось бы услышать от респондентов, такую тему:
Какие навыки в области решения проблемных ситуаций и создания инноваций вы считаете актуальными и хотели бы приобрести?
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
А на других-то ветках есть народ.
С уважением
ABB
P.S. А у нас вообще дождь.
ABB
PPS. А Вы, что, обучаете навыкам в области решения проблемных ситуаций и создания инноваций?
С уважением
ABB
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Да, я планирую сделать такой курс и поэтому интересно узнать, чего хочет потенциальный слушатель.
В ожидании...
АТ
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Тут ситуация следующая. Мне тоже нужно курс сделать. Но что хочет потенциальный слушатель, определяю я сам. Какой сделаю, такой и будет слушать, т.е. слушает уже. В принципе-то курс есть, только его издать надо. А для этого нужна первая часть, которая мною рассматривается как краткое изложение ТРИЗ с необходимым мне минимумом материала для второй части. Я бы и сам мог написать первую часть, но мне лениво, поскольку мне и так нужно писать вторую часть под условным названием "Математический аппарат ТРИЗ". Она тоже в принципе есть, но все это надо оформлять соответствующим образом, соединить куски в единое целое, скомпоновать, кое- что дописать и т.п. Но как это сделать, если не написана первая часть?
С уважением
ABB
P.S. Уважаемый Александр Владимирович!
Может, Вы что нибудь здесь присоветуете или поможете?
АВВ
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Любопытно получается. Необходимый Вам минимум материала известен, видимо, тоже только Вам, а вот писать первую часть должен кто-то иной?
Даже и не знаю человека, который мог бы такое осилить. :-)
А если вам собраться и создать что- то типа Википедических статей по основным разделам ТРИЗ? Каждый сможет добавлять свои примеры для общего пользования, а формулировки будем оттачивать вместе.
Я, к сожалению, через несколько дней исчезну до конца июля, так что временно выпаду из обсуждений. А дело то любопытное, наше, бурбаковское. А заодно и поподтягиваем друг друга в отдельных областях.
Как считаете?
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Я не собираюсь скрывать, в чем он заключается этот минимум. Конечно, я его обрисую. Ведь Токарев спросил, что желает иметь потенциальный потребитель. Что ж тут такого любопытного получается? Мне нужно учебное пособие для моих студентов, поэтому содержание его я должен определять сам, в том числе, и по первой части. И если кто-то напишет эту первую часть, конечно, он будет соавтором, если мы, к взаимному удовольствию, согласуем этот вопрос.
Ни одна моя статья не входит в основные разделы ТРИЗ (см.
http://www.metodolog.ru/01420/triz_bok_rus.pdf )
Чего я там буду писать? Я не специалист по основным разделам. В то же время у меня куча статей как в Методологе, так и в ТРИЗ-juornal, так и в нашем университетском вестнике, в других сборниках и материалах конференций. Чего еще мне писать-то? И так написал выше головы.
С уважением.
АВВ
P.S. А учить студентов по статьям негоже.
АВВ
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Документ по основам ТРИЗ (http://www.metodolog.ru/01420/triz_bok_rus.pdf) впечатляющий, но как им пользоваться? Предполагается, что желающий должен отыскать соответствующую разделу литературу и сам во всем разобраться?
АТ.
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Уважаемый АВВ.
У меня есть ощущение, что современное образование начинает медленно "расползаться" по компетенциям из-за все более усложняющегося мира и невероятным, по старым меркам, объему и доступности информации. В частности, об этом пишет А.А. Гин. В таких условиях направление сделать жесткий курс "для всех" и читать его для всех, по моему, будет иметь низкий КПД. Разброс интересов и уровня подготовки слушателей столь велик, что либо они будут отказываться от "стандартного" курса (если имеют такое право) либо для них это станет испытанием на прочность. Поэтому я и хотел получить хоть какую-то информацию о реальных потребностях слушателей. Клиент то у нас теперь всегда прав.
С уважением, АТ.
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Попробую обрисовать. Слушатели - студенты технического вуза приборостроительной направленности, курс - старший 4 -5, основная специальность студентов - системы управления и информатика. Предмет называется "Управление инновационными процессами".
Первая часть курса - рассмотрение технического творчества, ТРИЗ, как объекта для дальнейшего управления. Например, если мы желаем построить систему автоматического управления самолетом, мы должны так или иначе изучить самолет, хотя мы (а имею в виду специалистов по теории управления) не авиаторы. Если желаем построить систему управления температурой в печке, мы должны в определенной мере изучить тепловые процессы, хотя мы и не теплотехники.
В результате мы должны получить математическую модель нашего объекта управления, которым мы и будем дальше управлять по нашим законам из теории управления.
Вот для чего нужна ТРИЗ: чтобы показать, как из диалектико-технических моделей типа ТП, веполей и др. получаются математические модели. Короче - как из слов и картинок ТРИЗ получать формулы. Это важнейшая проблема в нашей специальности.
Попутно решаются следующие прикладные задачи.
1. Знакомство студентов с ТРИЗ - один семестр 34 час + курсовая работа
2. Изучение ряда важных разделов современной нелинейной динамики, которые используются для получения мат. моделей процессов технического творчества и управления ими, а именно, теории катастроф, гомеостатики, детерминированного хаоса, синергетики, искусственного интеллекта, теории устойчивого развития Бартини-Кузнецова и др. - второй семестр -34 час. Конечно, все в ограниченного объеме, необходимом для объекта, полученного в первой части, но в достаточном, чтобы иметь определенные представления об этих разделах. Но объект управления один, он как стержень, основа, на которую "навешивается" та или иная математика. Математика максимально простая, адекватная простым моделям ТРИЗ.
С уважением
ABB
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Возможно, что речь у вас идет о разных объетах?
ABB читает курс студентам и в этой ситуации сложно требовать от "клиента" определения объема и направленности курса - он и пришел изучить то, что входит в объем понятий предмета в данном ВУЗе. Ему скорее всего нужна надежная база, на которой он сможет учиться после ВУЗа дальше.
Некий Абстрактный клиент Токарева - это может быть коммерческий заказчик, выбирающий, какой курс заказать для своих сотрудников или себя? Этот уже точно знает, чего ему не хватает. И здесь совсем иная ситуация для преподавателя.
Так что, прошу Александра Токарева определиться с понятием "клиент".
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Меня интересуют и студенты, но в большей степени, люди, которые поняли, что для успешного роста им (или их сотрудникам) не хватает знаний и навыков решения проблемных ситуаций. Если со студентами проще - им нужен базовый курс (который тоже надо делать), то со свободными слушателями сложнее, из-за различия областей и задач. Для них потребуется вносить изменения и в базовый курс и делать дополнения к нему. Хотелось бы услышать и студентов и вольных людей. Также готов поучаствовать в работе над базовым курсом.
Вопрос к Александру Владимировичу: Может стоит открыть здесь новую тему с более подходящим названием, а то не все потенциальные слушатели поймут, о чем здесь речь и не кликнут мышкой?
С уважением, АТ
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Уважаемый Tokarev!
Долго, очень долго эта ветка пустовала, хотя и называется организация обучения. Я зашел на нее и задал естественный вопрос: " А почему здесь никого и ничего нету?" И практически сразу же, к моему удовольствию, появились Вы. Как видите, название оказалось успешным. Можно, конечно, и изменить, но будет ли это лучше?
Всех почему-то интересуют больше "вольные люди", а не невольные студенты. Я этому удивляюсь и поражаюсь. Отчего бы это?
С уважением
АВВ
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Уважаемый АВВ. Вольные люди более мотивированы и чаще, более обеспечены, поэтому, мне кажется, такой интерес закономерен. Учить заинтересованного человека гораздо приятнее, чем студента, который только и думает, когда это закончится (по собственному опыту). Поэтому я и говорил о низком КПД. Из желания его повысить я и хочу послушать другую сторону.
Если не секрет, в каком ВУЗе Вы преподаете?
С уважением, АТ
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Есть и еще одна причина - в ВУЗе более высокий начальный барьер внедрения. Просто так курс не предложишь и не прочитаешь, надобно и программу разработать, и в сетку часов попасть...
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Если есть желание, то взгляните сюда
http://csi.ifmo.ru/
С уважением
ABB
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Это верно. Но не только это. Преподаватель своей учебной и научной деятельностью должен доказывать, что он на месте, а чтобы только оставаться на месте, нужно все время крутиться. Пока твоя стратегия с этим совпадает, начальство не беспокоит.
Да и кто лучше меня знает, чему учить в моем предмете? Ну, а я уж стараюсь, чтобы он, по возможности, перекрывал пробелы, которые не захватывают другие дисциплины.
А программе не надо придавать такого сакрального смысла. Программа - не догма, а руководство к действию (с). Вот у меня нет в программе Бартини, а я в этом году впервые про него и расшифровку его метода рассказал студентам, и на зачете спрашивал. Потому что эта проблема появилась и, худо-бедно, разрешилась, только в конце прошлого года. А программа раз в пять лет утверждается.
С уважением
ABB
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Нужно, как минимум, следующее:
1. история зарождения и состав ТРИЗ
2. АРИЗ-85В до шага 4.2 включительно (стандарты не надо)
3. таблица типовых приемов разрешения ТП
4. вепольный анализ: правило построения ВП-систем, правило разрушения ВП-систем, ВП задач обнаружения(измерения), МаТХЭМ (систему веполей не надо).
5. понятия об физ.эффектах
6. этапы развития, S-кривая
7. законы развития ТС как инструменты (в том числе, линии проявления законов - 1-2-много и т.п.)
8.морфологический анализ
Кажется, все. Это минимум, можно конечно, расширить в разумных пределах, но это то, что нужно для второй части.
С уважением
ABB
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Предлагаю обсудить подробности во время Саммита.
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Кстати, а какой общий объем первой части требуется?
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
1. Хорошо.
2.Точно сказать не могу, но вот посмотрел учебное пособие по другому предмету, изданное у нас в вузе, по нашей кафедре. Так оно примерно 170 стр. суммарного объема. Автор вообще называет его книгой. Да и написана как книга. И задачи есть. Могу показать его на Саммите.
ABB
Re: А почему здесь никого и ничего нету?
Уважаемые коллеги! До 25 августа исчезаю с форума. Прошу при ведении дискуссий выдерживать баланс между теорией и экспериментом ( хотя бы иллюстрируйте Ваши предложения).
Всего доброго