К парадигме образования нового века


Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.

Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам.
 
Кто не виноват и что не делать?
Критиковать сегодняшнюю систему образования – как пинать старую беззубую собаку. Сорвать злость можно, заставить работать – нет. Не педагоги виноваты в бедах школьного образования. Матросы не виноваты, когда корабль садится на мель… Не будем искать виноватых, просто зафиксируем некоторые фундаментальные проблемы:
Ø лекции-монологи учителя как основной способ подачи информации устарели;
Ø классно-урочная система не соответствует требованиям динамично развивающегося мира;
Ø в массовом порядке исчезает мотивация учащихся к учению в школе и интерес педагогов к своей работе[1].
На этом фоне отсутствует серьезный общественный диалог о судьбах образования как деятельности, закладывающей основы будущей жизни. Страсти вокруг ЕГЭ – не в счет. Они понятны на бытовом уровне. Но сам по себе ЕГЭ – процесс оргтехнический, в стратегии развития образования, в его сущностных характеристиках играющий роль второстепенную. Что важнее: определить направление, в котором двигаться локомотиву образования, или договориться о процедуре проверки билетов?
Не имеют смысла попытки реанимировать «старое доброе». Незачем «копировать лучшие образцы» – кризис образования, особенно школьного, проявляется во всех развитых странах. К тому же копия будет хуже оригинала.
 
Образование для успеха
Хорошо образованный человек в жизни, как правило, более успешен. Этот тезис мало кто оспаривает. Но в тысячи раз сильнее и вернее другой тезис: хорошо образованное общество успешнее. Больше изобретают, лучше внедряют, меньше ломают и воруют, умеют договариваться и делиться… – конкретных факторов успешности слишком много, чтобы перечислять их здесь.
В современном мире роль образования возрастает стократно. Относиться к нуждам образования по остаточному принципу – опасно. Ждать, что как-нибудь само прорастет, при наличии огромного аппарата для выпалывания спонтанно пробивающихся сквозь асфальт ростков – глупо. Как быть?
Будущее «высокой пробы» ждет только те страны, в которых совместные усилия государства и общественных институтов приведут к формированию Нового образования. Остальные останутся в прошлом, даже если наладят выпуск хороших и умных вещей по чужим чертежам и на основе чужих открытий.
 
Закон единства изменения-сопротивления
Всякое изменение порождает сопротивление. Третий закон Ньютона в механике, закон Лоренца в электродинамике, принцип Ле-Шателье в химии… – сила обобщения в этой формулировке больше, чем у закона сохранения энергии. Закон единства изменения-сопротивления абсолютно наглядно проявляется при изменении социальных систем. Любая социальная реформа, даже если она давно назрела и очевидно прогрессивна, вызывает сопротивление. Яркий пример – отмена крепостного права.
Если проталкивать реформы «в лоб», преодолевая человеческие интересы и сопротивление силой, получаем «лекарство хуже болезни». Никуда не годятся планы, в которых заданы цели и средства, но не учитывается сопротивление, противодействие, встречное движение. Вот почему так полезно описывать проблемы в форме противоречий, позволяющих удержать противоположные требования в одной формулировке. В формулировке противоречия в скрытом виде содержится закон единства изменения-сопротивления.
 
Противоречия и парадигма образования
Вот три противоречия, без разрешения которых трудно помыслить переход к новой системе образования:
Ø Образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешевым[2], чтобы быть доступным.
Ø Образование должно быть узкоспециальным, ибо «нельзя объять необъятное», и должно быть широким, ибо узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях, ему тяжело найти общий язык со специалистами других профилей при решении общей задачи.
Ø Образование должно быть добровольным, ибо в этом случае оно максимально эффективно, и образование должно быть обязательным, ибо некомпетентность стала социально опасной.
 
Почему хорошее, качественное образование дорого? На это есть множество причин. Вот две из них, самые весомые:
  1. Требуется большое количество хорошо профессионально образованных учителей с высокими зарплатами.
  2. КПД обучения низок, потому что велико сопротивление обучению.
 
Из 100% прошедших школьный курс физики менее 10% усваивают его на приличном уровне. Остальные 90% оказывают пассивное (в лучшем случае) или активное сопротивление обучению. Отвлекают учителя от работы с теми учениками, которые действительно заинтересованы в предмете. Лишают учителя мотивации в работе – а кто хочет работать, когда 90% усилий тратятся зря? Я намеренно упрощаю ситуацию. Однако реальная ситуация при тщательном и честном анализе еще хуже.
Решительно упростить курс физики (математики, биологии и т.д.)? Можно – но вред от этого тоже большой – для тех 10%, которым это надо и которые составят в будущем элиту науки и инженерии. Ранняя специализация? Этот с 7 класса – в биологи, этот – в физики, этот – в физкультурники? Вред от такого решения заслуживает отдельного объемного изложения. Лучше всего подметил Бернард Шоу: узкая специализация приводит к широкой идиотизации. И как будем поступать, если один ученик прекрасно справляется с углубленным курсом и физики, и биологии, и математики одновременно, а другому хочется специализироваться в театральном искусстве или даже в той же биологии, причем в каком-то ее суженном разделе?
Как быть? В рамках традиционной классно-урочной системы – никак. Для любой системы, технической или социальной, существуют некоторые фундаментальные противоречия, которые неразрешимы в рамках данной парадигмы существования системы. Поясню такое противоречие на примере технической системы «надводный корабль». Корабль должен быть узким, чтобы сопротивление воды при движении было меньше. И корабль должен быть широким, чтобы быть остойчивым, чтобы волны не опрокидывали его набок. То есть если узкий – это хорошо, можно быстро плавать, но плохо по причине поперечной качки и вероятности опрокидывания. А если корабль широкий – это хорошо, большая остойчивость, но зато плохо, что высокое сопротивление воды не дает разогнаться. Тупик.
Тупик? – да, но только в старой парадигме архитектуры корабля[3] и принципа его движения. Для корабля на воздушной подушке этого противоречия нет. Он может быть сколь угодно широким и его корпус не испытывает водного сопротивления. То же и с системой образования. Разрешить вышеуказанные противоречия[4] можно, но только изменив парадигму…
 
Парадигма инновационной системы образования
Позволю себе сформулировать педагогическую аксиому:
ребенок, которому предоставлена свобода, способен почувствовать свой интерес и осуществить свою собственную познавательную траекторию, если взрослые дадут ему такую возможность.
Аксиомы не доказывают. Их чувствуют, ощущают, предполагают. В них верят или не верят. Проверяют следствия аксиом, и если они выполняются, то доверия становится больше. Работая учителем в традиционной советской школе, я придумывал разные трюки, чтобы подростки сами хоть в какой-то мере осуществляли выбор своей траектории научения. В совокупности со строгим и честным контролем знаний это всегда давало результат[5]. Мой родительский и педагогический опыт, лучшие тексты лучших педагогов и философов убедили меня в верности этой аксиомы.
Если эта аксиома верна, то мы можем спроектировать систему образования, в которой развернется колоссальный креативный потенциал человеческого сообщества. Попробуем пофантазировать на эту тему, обрисовать хотя бы в общих чертах идеальную систему образования. Ключевые понятия: ученик, индивидуальная образовательная траектория, учитель, государство, экономика.
Дети очень разные: способности, интересы, время раскрытия тех или иных способностей или интересов, ведущие каналы восприятия, память. Значит, проектируем систему образования, которая способна в решающей мере учитывать индивидуальные способности и интересы ребенка. Тогда – решение проблемы мотивации, отсутствие сопротивления обучению, совершенно иная динамика обучения. Но в то же время нужно удержать определенные стандарты образования, общность культуры. То есть налицо противоречие: люди как носители культуры разные, а культура едина. Как быть?
Новая парадигма системы образования должна снять это противоречие. Совместить динамизм и разнообразие форм и содержания обучения с удержанием стандартов культуры. Разные формы образовательных учреждений, технологии обучения, огромное число предметов по выбору с различными степенями погружения в предмет и стандартные требования, экзамены в рамках «золотого фонда» знаний.
Центр образовательных погружений – назовем так условно учреждение нового типа. В нем ребенок (или взрослый – дело добровольное) может за 2–3 дня пройти какой-то курс с полным погружением. Это могут быть курсы, стандартные для школьного образования, либо нестандартные: физические эффекты в современной технике; устройство бытовых приборов; методы решения нестандартных задач; эволюция звезд; разработка проекта «исследование Марса» и др.
В чем отличие стандартного курса в Центре – например, той же «оптики» – от обычного школьного? Полное погружение в предмет. Метод «пресс-конференции[6]». Решение изобретательских и исследовательских задач[7]. Яркие эксперименты, дифракция и интерференция «во всю стену», возможность потрогать руками и даже изготовить какие-то приборы, например дифракционную решетку, своими руками. Обучение сопровождается фотографированием, и ученик получает рабочую тетрадь – учебное пособие, которое иллюстрировано фотографиями с его собственным участием. Для многих ребят участие в таком курсе – встреча с чудом[8], поддерживающая или даже включающая познавательную мотивацию. Один такой Центр[9] на город с населением в 500 тысяч – уже серьезно.
Такого Центра еще нет – кто первый рискнет инвестировать средства? Но вот конкретный пример из жизни 14-летней девочки, живущей в одной из стран СНГ. Она закончила изучение полугодового курса оптики в рамках школьного курса физики. Городская школа-гимназия, отличные оценки. Начинаем выяснять понимание предмета и умение применять – и по оценке самой девочки приходим к мало утешающим выводам. Тогда в домашних условиях проводим занятия с демонстрацией оптических экспериментов[10], теорией и решением задач. Пяти двухчасовых погружений оказалось достаточным, чтобы ученица на хорошем уровне освоила предмет и начала с полным пониманием строить изображения в линзах[11], причем не самые простые.
 
Подобный Центр – один из многих вариантов усилить и разнообразить образовательное пространство. Музейная педагогика, городки развлекательной науки[12], научно-популярные фильмы и ТВ-каналы, интерактивные компьютерные игры-лаборатории, образовательный туризм – другие варианты[13].
Цель образовательного пространства – дать возможность осуществления индивидуальной образовательной траектории. В зависимости от желаний, мотивов, интересов, финансовых возможностей выбирается тот или иной путь. «Учебные доблести», успехи ученика, количество и глубина пройденных курсов фиксируются в общей базе.
Сегодня основная функция учителя – источник, а точнее репродуктор знаний. Вторая основная функция: контролер знаний. Обе выполняются не эффективно. Хорошо подобранный научно-популярный фильм гораздо ярче, нагляднее, интереснее расскажет, к примеру, о глубоководных рыбах, чем учитель в школьном классе. То же самое можно сказать и о практически любых учебных темах. Иметь доступную библиотеку фильмов на все учебные темы – не бог весть какая трудная задача для государства. Плюс видео- и аудиолекции лучших учителей и ученых, плюс специализированные сайты и интернет-порталы с обсуждениями учебных тем, с системами проверки знаний – и перечисленные функции с учителя можно в значительной мере снять.
В новой системе образования учитель становится инженером-конструктором образовательного пути, консультантом по индивидуальной образовательной траектории. Таких консультантов в пересчете на одного ученика нужно значительно меньше, чем учителей в стандартном образовании.
А какова роль государства и общества в целом в новой системе образования? Государство должно разработать минимальные стандарты знаний, обязательные для каждого гражданина. Например, читать и писать с такой-то скоростью, знать такой-то объем из «золотого фонда литературы», такой-то объем истории государства, народа, мировой истории… Создать инструменты контроля этих знаний (ЕГЭ, специализированные предприятия по контролю знаний и пр.). Создавать внешние мотивы познания, моду на высокую образованность – для этого у него есть все необходимые инструменты, и, прежде всего, телевидение.
Более высокие стандарты (в том числе профессиональные) создаются отраслевыми институтами, профессиональными саморегулируемыми организациями[14] – никто лучше их это не сделает. Любые экзамены имеют три уровня: ознакомительный, инструментальный, творческий – по системе «зачет – незачет». Это значительно проще организационно и честнее, чем балльные системы. Для каждого уровня – свои стандарты знаний и умений. К обучению в институте ученик приходит, имея за плечами определенный набор сданных экзаменов (или, допускается для дополнительных предметов, пройденных курсов без экзаменов). Например: физика, химия, техника, отечественная литература на инструментальном уровне. Спецкурсы «электродинамика», «физика высоких энергий» на творческом уровне. Спецкурсы лингвистика и стихосложение на ознакомительном и т.п.
В стратегическом плане такая система образования и качественнее, и дешевле, чем нынешняя, КПД ее несравненно выше. Однако она не нужна сообществу, экономика которого ориентирована на добычу и продажу природных ресурсов или производство монопродукта. Условием реализации идеальной системы образования является развитая инновационная экономика, которая востребует результаты столь же инновационной системы образования. В инновационной экономике вложение денег в систему образования профессиональными сообществами становится столь же понятным и выгодным, как сегодня – в рекламные ролики. Общий поток средств на образование подпитывается государством, отраслевыми институтами, профессиональными саморегулируемыми организациями и благотворительными Фондами, участвуют в нем и родители – по возможности и желанию.
Справедливости ради заметим, что новая система образования не появится автоматически как следствие становления инновационной экономики. Наоборот, становление инновационной экономики невозможно без проектирования и сопряженного становления соответствующей системы образования. Образование и экономика во многом взаимно определяют друг друга.
 
Что делать?
Система образования сама по себе сложный продукт, да еще неразрывно включена в другие сложные общественные системы: экономику, политику и др. И тем не менее она, как и другие построенные людьми системы, может быть подвержена инженерному анализу, прогнозу и синтезу.
Выявить новые требования, вызовы системе образования со стороны современного мира. И не только современного – нужно угадать, почувствовать, вычислить требования завтрашнего и послезавтрашнего дня, фундаментальные течения и тенденции. Оценить ресурсы для достижения нужных результатов и определить силы сопротивления. Отсеять случайное и заранее предотвратить опасное. Постулировать стратагемы, критерии, следование которым продвигает нас вперед. Разработать план продвижения и следовать ему. Это нормальная инженерная, проектная работа. Победят те, кто честно сможет ее осуществить.
 
Литература
1. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. М.: Вита-Пресс. 1-е изд., 1999; 5-е изд., 2003; 88 с.; 6-е изд., доп., 2005. 112 с.; 7-е изд., 2006. 112 с.
2. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач: для сельской школы. М.: Народное образование, 2007. 234 с.: ил.
3. Гин А. А. Школа-фабрика умрет. Что дальше? (Образование на смене цивилизаций) // Школьные технологии. 2000. № 5. С. 200 – 208.
4. Гин А. А. Семь противоречий нового образования // Народное образование. 2004. № 8. С. 51.
5. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: Изд-во Буковского, 1995.


[1] Мы говорим именно о массовых явлениях, отдельные исключения не меняют картину, хотя и заслуживают всяческого внимания.
[2] Или вообще бесплатным…
[3] Это противоречие может быть разрешено переходом к архитектуре «катамаран».
[4] А заодно и ряд других, см. [4].
[5] В книге [1] это названо «принципом свободы выбора».
 
[6] Этот педагогический прием описан в книге [1].
[7] См. например, [2].
[8] О роли «встречи с чудом» в познавательной мотивации см. [5].
[9] Концепт Центра разработан специалистами Лаборатории образовательных технологий «Универсальный решатель», www.trizway.com .
[10] Используя подручные материалы и конструктор «Оптика».
[11] А также в системах из двух линз и системах зеркало-линза.
[12] Такие городки популярны во всех развитых странах. В Москве «Городок науки и техники» был организован в павильоне «Центральный» на ВДНХ, однако впоследствии разгромлен и площади отданы под центр торговли…
[13] Конечно, этот список не полон.
[14] В России Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" принят 01.12.2007 г.
 
Анатолий Гин,
руководитель Лаборатории
образовательных технологий
«Универсальный решатель»

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "К парадигме образования нового века"