Импульс от Конфуция

Вообще, если честно сказать, то я хотел назвать размышление, не импульс, а пинок от Конфуция.

Это когда я прочел :

 «Конфуций сказал: «Есть ли у меня Знание?
 Нет, я не имею его. Но если простой человек спрашивает
 меня о чем – ни будь, то, как бы ни был пуст вопрос,
 я беру его с двух противоположных сторон и
 объясняю человеку во всей его полноте».
 Конфуций «Суждения и беседы» 551-479до н.э.
Как бы я не был уверен в своих знаниях о двух противоположных сторонах событий и явлений, такая мощная поддержка от человека, жившего до нашей эры - это дополнительный импульс для размышления.
Как я раньше решал научную задачу? - Только на один шаг! Я как бедняк выклянчивал у Природы дать ответ в одном опыте, который я ставил. Затем, я как старик у золотой рыбки просил дать ответ на другой эксперимент. И если я получал ответ, то радость моя была безгранична, хотя и не долгая, но все же я себе говорил – «Ай да Пушкин, ай да молодец»! И начинал думать о новом эксперименте. Теперь, получив пинок - поддержку, я стал думать, а почему я не могу использовать то, что я знаю, но не применяю. Конечно, я сразу нашел себе оправдание - я стар, я не решаю научные задачи и т.д. Но все же попробую… Итак, я знаю рекомендацию – следовать линии развития: моно, би, поли, поли - разные. Что это означает для меня? Моно - я получил результат от одного эксперимента. Би – я провел противоположный эксперимент, т.е сделал 2 опыта. Поли - я начал проводить несколько ПЭ, а можно сказать много ПЭ. Поли разные - я провожу много разных ПЭ. Прежде чем я приведу пример, хочу обратить Ваше внимание на две черты характера исследователя, которыми я не всегда обладал. Первое - это смелость и наглость, и второе - верить тому, что ты получаешь, и твердо знать, что если знаешь результат от одного эксперимента, то обязан, должен узнать и результат и от его ПЭ. Приведу примеры. Так как я начал применять ПЭ будучи уже в возрасте, то он у меня в памяти не был зафиксирован намертво, как то, что приобретаешь в юности. Когда мы получили диод за счет пробоя окисла на окисленном кремнии n-типа проводимости, то меня спросили – что делать дальше? Я сказал, что знаю, что делать, но скажу завтра. И дома вспомнил, понял – надо делать ПЭ на кремнии р - типа проводимости.
Теперь обращусь к эффекту Рассела, который я изучал длительное время, занимаясь им параллельно с основной работой. С ним можно ознакомиться, на нашем сайте, в архиве. Этот эффект был обнаружен в конце 19 века. Им занимались многие ученые и даже были защищена докторская диссертация. Было выдвинуто порядка семи гипотез, авторы которых утверждали, что они подтвердили свои гипотезы. Не страшно ли браться за такую работу? Страшно, но у меня была необходимость проверки чистоты окон на присутствие в них тончайшего окисла в окошках толстого окисла при изготовлении транзисторов. Размер окошек 10 на 10 микрон. Проверить чистоту кремния в таких окнах тогда было невозможно Подобрав фотопластинки и зафиксировав эффект, мы подобрали технологический режим и стали его применять. Потом я задал себе вопрос - а что же это за агент, который создает в ФП скрытое изображение? И с этого момента началось пошаговое исследование
1.     Что является двигателем процесса? Если идет процесс окисления,- то должна быть влага. Откуда? Из воздуха. Провели ПЭ - в сухом воздухе и в вакууме.
2.     При окислении кремния происходит эмиссия излучения или частиц?
 
Надо провести такой ПЭ который сразу показал бы, – это излучение или частицы.
Был проведен такой эксперимент, но я ему не поверил, и стал искать дополнительные.
Обычный опыт, – вы очищаете поверхность кремния, и в темноте, на эту поверхность кладете фотопластинку. Выдерживаете 5-10 минут, а затем обрабатываете фотопластинку по стандартной схеме - проявитель, промывка, фиксаж. Проводим ПЭ. Берем очищенную поверхность кремния, переворачиваем ее на 180 градусов и размещаем фотопластинку на не обработанной поверхности. Дальше как обычно. Если это излучение, на фотопластинке не должно быть никакого изображения. Оказалось, что по периметру пластины кремния было получено изображение, что свидетельствовало – что изображение дают частицы, а не излучение. Так просто, что не хочется верить.
Хорошо не верь - проведи еще один ПЭ, сказал я себе. Так как изображение получается и тогда когда между пластиной кремния и фотопластинкой есть зазор, то суть ПЭ состоит в том, что зазоре имеется воздух в статическом состоянии, и если в зазор дунуть струю воздуха то она может частицы сдуть, а на излучение не повлияет. Так и произошло. Таким образом, мы доказали, что это эмиссия частиц. Каких частиц?
3.     Частицы заряжены или нейтральные? Опять надо придумать ПЭ. Допустим, что частицы, заряжены. Введя в зазор тонкую металлическую сетку, и подавая на нее плюс, а затем минус вплоть до 1000 вольт, мы установили, что частицы нейтральны.
4.     Итак, – это нейтральные частицы. Что же это за частицы? Кроме влаги из воздуха вроде ничего нет.
 А это кислород и водород. Очевидно, кислород уходит на окисление - остается водород. Можно составить ряд ПЭ для установления, что это за водород.
Первый эксперимент. Возьмем водород из баллона и в его потоке выдержим ФП пару часов. Оказалось, что в потоке такого водорода скрытое изображение не образуется. Проведем ПЭ. Но сначала отметим, что водород может быть еще в виде атомарного водорода, или в виде протонов. Сразу можно сказать, что на воздухе время жизни Н и протонов очень маленькое. Мы взяли разрядную трубку и на ее выходе поставили фотопластинку. Мы получили положительный результат-образование на пластинке скрытого изображения. В трубке образуется и Н и протоны и электроны.
Следующий шаг - ПЭ. Рассмотрим индикаторы для атомарного водорода. Я уже имел мнение, что в процессе окисления кремния, да и вообще коррозии металлов происходит эмиссия атомарного водорода. Конечно, было сомнение – он распространялся на большие расстояния, т.е. имел время жизни выше, чем возможное, которое я представлял себе. Индикатором для фиксации была ФП. Других я не знал и был очень обрадован, когда после моего выступления один профессор спросил меня, почему я не попробовал желтую соль молибдена, которая чрезвычайно чувствительна к малым концентрациям атомарного водорода. У меня была дипломница Алла, у которой отец работал в институте и он достал эту соль. Радости не было конца.
Размещенная на кальке, над кремниевой пластинкой, соль буквально за несколько минут стала синей. С точки зрения ПЭ - эмульсия ФП - и кристаллическая соль.
Взаимодействие водорода с ФП меня иногда очень смущало. Дело в том, что иногда изображение буквально было похоже на угольную реплику. Уголь и сажа! Буквально напомню в нескольких словах о опытах Р.Вуда. По просьбе Н.Бора он начал исследование спектров водорода в разрядной трубке. Для того, чтобы, если потребуется, получить электроны, он разместил, вольфрамовую спираль, в этой же трубке. Как - то Вуд, проходя мимо трубки, заметил, что спираль в трубке раскалена до бела, а ее выводы ни к чему не подключены. Он не поверил своим глазам и позвал Астона, чтобы убедиться, что с ним все в порядке. Через несколько дней Р.Вуд догадался о том, что вольфрамовая нить раскаляется за счет рекомбинации на ней атомов водорода.
В нашем случае атомы атомарного водорода достигая фотоэмульсии, взаимодействуют между собой, передавая избыток энергии АgBr-зернам фотоэмульсии. Противоположная гипотеза-это H взаимодействует с Br и восстанавливает серебро.
И тут я стал формулировать противоречие. При влажном окислении кремния происходит эмиссия атомарного водорода т.к. он взаимодействует с зернами ФЭ и создает в ФП скрытое изображение, и это не атомарный водород, так как нам удается его зафиксировать на больших расстояниях от пластины. Еще одно противоречие. Это атомарный водород по взаимодействию, и не он по времени жизни на воздухе.
Еще одно. Это не молекулярный водород, который имеет большие времена жизни, но не создает в ФП скрытое изображение, и это не атомарный водород, который создает скрытое изображение, но имеет малый пробег на воздухе и в то же время это должен быть такой водород, который имеет пробег как молекулярный, а взаимодействие с ФЭ как атомарный. Тот кто имеет богатое воображение, может догадаться о том, что конечно – это два атома водорода, которые находятся в контакте друг с другом, но пока молекулу не образовали. Такая молекула пробегает большие пути на воздухе, но при встрече с эмульсией может передать ей либо тепло, либо, отнимая бром, восстановит серебро. Я не имел богатого воображения и с большим трудом нашел в «Физической химии» А.И.Бродского изд.в 1948г ссылку мелким текстом о том, что атомы кислорода, водорода и азота не образуют молекул непосредственно из атомов, а образуют молекулы только в присутствии третьего тела, которое примет на себя избыток энергии, который выделяется при образовании О2.Н2и N2. А как доказать хотя бы себе, что это так?
Представьте себе, что Вы нашли такое третье тело, которое примет возбуждение при образовании H2, и само возбудится. А затем возвращаясь в нормальное состояние испустит квант света, а мы тут как тут, его и ждем! И такой элемент я нашел - это ртуть! Возбужденные молекулы водорода взаимодействуют с атомами ртути. Возбуждают их, после чего они, возвращаясь в нормальное состояние, испускают квант ультрафиолетового света, который мы и зарегистрировали через кварцевое стекло. Итак, вот краткая эпопея исследования эффекта Рассела. Конечно, было проведено громадное число опытов - все время смущало то обстоятельство, почему те, кто занимался исследованием этого эффекта не доперли, не догадались. А ведь нам пришлось проверить все гипотезы. Я изложил последовательность исследования, а ведь его можно было бы проводить блоками, и в каждом блоке набор ПЭ. Это бы резко увеличило скорость исследования, а сам исследователь был бы дирижером, а не солистом, и уж, конечно, не стариком из сказки, просящим дать ему первый, а затем второй и третий результат эксперимента.
Я думаю, в каждой клетке живого есть много протонов, которые могут образовывать возбужденные молекулы , которые могут переносить энергию-информацию, а могут и создавать дефекты. Интересно и поведение этих молекул в атмосфере.
Читая Рэя Брэдбери, мне попались длинные, красивые предложения, которые, я и хочу, привести напоследок.
«А над этой хвастливой выставкой ослепительных зубов спокойно и весело блестели голубые глаза».
«У меня такие уши, такие чуткие, словно розовые лепестки. Я даже слышу, как движутся звезды на небе».
Каково?

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Импульс от Конфуция"