Приемы из психологии

      Я хочу закончить эту главу, повторив слова доктора А. Карреля:

"Человек, который не знает, как бороться с чувством беспокойства, умирает молодым"

Р. Грановская

 
17 апреля этого года произошло несколько событий, которые произвели на меня громадное впечатление.
«ВЕСТИ» показали несколько кадров из нового фильма «Утомленные солнцем-2» Этих кадров оказалось достаточно, чтобы представить грандиозность показа начала войны и наглость, и жестокость немцев по всей линии фронта. Н.Михалков потратил 10 лет жизни на эту картину и мне представляется - она великая!
Обычно я перед сном читаю, а примерно в час - полвторого ложусь. В ночь на 18 я делал то же, что и обычно. Продолжил читать подарок Рады Михайловны Грановской - «Психология в примерах», издания 2010 года. Прочел с десяток страниц и вдруг понял, какой я бестолковый остолоп! (Вот интересно – читал с совсем другими мыслями, но что-то видимо внутри крутится, анализирует). Но начну сначала. Я по каким-то причинам особенно в знакомства с профессорами не рвался. Поэтому когда еще в давние времена В.Герасимов приглашал меня к Р.Грановской, я отказывался. Наконец он меня прижал, сказав, что профессор хочет со мной познакомиться, и уже назначила день встречи. Мы приобрели прекрасную желтую розу и поехали в гости. Приняли нас как старых знакомых, угостили, и я пытался в разговоре с Радой Михайловной узнать ее мнение о необходимости программы «Машина открытий». После этого мы несколько раз в год встречаемся и обсуждаем разные вопросы - о состоянии ТРИЗ, обучении детей, о прочитанных книгах и т.д.
Честно говоря, я к психологии относился никак, памятуя миф о том, что у нас психологии нет, и вспоминая психологов, которые у нас в Университете снимали тесты у слушателей перед началом обучения и после окончания курса. Они ничего не смогли увидеть, несмотря на то, что я-то вижу, как люди изменились, например, они стали больше читать, вести картотеку, стали решать задачи, развилось творческое воображение и т.д. Поэтому когда я пришел к выводу, что в Машине Открытий основным стержнем должна быть психологическая самооценка, то я сам и придумал вопросы для самооценки. Не скажу, что они все удачные, но все же они были составлены исходя из опыта работы над научными задачами. И я полагал, что психологи не имеют практических рекомендации для инженеров и технологов (поразительное самомнение). Меня же интересовало только то, что может помочь непосредственно в практической деятельности и кое-что я для себя нашел, создал.
И вот 18 апреля, читая «Психологию в примерах» я вдруг с удивлением увидел, что почти каждый пример, описанный автором – ЭТО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ! Точно также как Г.Альтшуллер собрал приемы из патентов и А.С., возможно собрать психологические приемы, которые могут быть чрезвычайно полезными и для творчества, и для общения, и т.д. Чтобы не быть голословным я приведу несколько примеров-приемов, а вы дорогие читатели сайта оцените их сами. Я считаю, что для себя сделал открытие, а некоторые приемы нашел сам, но не потому, что я их искал, а просто так получилось. Сейчас уже 18.04. Время то ли очень позднее. То ли уже раннее, на часах 4.42. а я сижу и пишу то, что не дало мне заснуть.
Стратегия архитектора Ж.Монсара.
«В начале своей творческой деятельности французский архитектор Ж.Монсар получил заказ на расширение версальского дворца для Людовика. Для каждого проекта он должен был делать эскизы, точно соответствующие инструкциям короля, и представлять ему. Монсар использовал особую стратегию - представляя эскизы королю, преднамеренно оставлял в них что- то незначительное незавершенным. Король сразу же безошибочно указывал на слабое место эскиза и предлагал исправить. Тогда Монсар восклицал, что ему бы никогда не заметить и не решить проблему с таким блеском, как это сделал король. Он говорил, что рядом с ним он лишь слабый ученик. Такая стратегия- умение помочь господину выглядеть талантливее, чем те, кто его окружает, позволила ему стать постоянным архитектором короля». Надо сказать, что если вы идеалист и не можете хитрить, то этот прием не для вас!
Прием этот широко используется знающими людьми и в наше время. У меня есть знакомый, который говорит примерно следующее: «безнравственно сдавать начальству работу, лишенную мелких недостатков».
В.У.Черчилль и как художник-дипломат.
Уинстон Черчилль был художником-любителем. После Второй Мировой войны его картины стали украшать частные коллекции Американский издатель Г.Люс приобрел один из пейзажей Черчилля и повесил его в своем кабинете. Однажды Черчилль посетил Люса в его офисе, и они вдвоем рассматривали картину. Издатель сказал: « Хорошая картина, но на мой взгляд, не хватает какой-нибудь детали на переднем плане - ну, скажем, овечки». На другой день Люсу позвонил секретарь Черчилля с просьбой переправить картину в Англию. Люс так и поступил, ужаснувшись, что чем – то оскорбил бывшего премьер-министра. Однако, через несколько дней, картина вернулась к Люсу. В нее были внесены небольшие изменения: одинокая овца мирно паслась на переднем плане».
Черчилль обратил внимание на желание собеседника, запросил картину, пририсовал овечку и отправил картину обратно. У нас пришлось бы платить.
Этот прием широко использовался при подготовке писем для предприятий, когда исполнитель готовил письмо, а шеф вводит поправки.
Гипертония
«Гипертония развивается в условиях недостижимости желаемого, (сшибки «хочу» и «не могу» равной силы) Например, если поместить клетку с кошкой в помещение с собакой и содержать ее некоторое время в непосредственной близости от собаки, то у кошки возникает гипертония.
Если вожака стада обезьян, который по своему статусу обычно ест раньше стада, отделить и несколько недель у него на глазах прежде кормить все стадо и только потом его, то и у него тоже обнаруживается гипертония. Прием ужасный, но им пользуются тоже – здесь реализуется косвенное нападение.
Борьба между мотивами - страх и упоение победой.
«Эйфория победы лишает бдительности. Этот пример-отрывок из индийской притчи. Учитель сказал: пока ученик работает на головокружительной высоте, на тонких ветвях, которые грозят обломиться, ему страшно, но он сам осознает опасность и поэтому остается внимательным и сосредоточенным. Он так боится, что ему не надо напоминать об опасности. Но когда он добирается до простого места, вероятность ошибиться растет. Эйфория победы лишает его бдительности. В этот момент его и надо предостеречь! Ведь успех порождает чувство неуязвимости, и способность приспосабливаться к обстоятельствам падает».
Я сам пережил этот прием и могу сказать, что мало подсказать, надо, чтобы человек услышал и понял, и сделал! Я сделал разработку и находясь в эйфории сказал одному начальнику лаборатории что все сделано и ваша помощь не нужна! Через пару дней я узнал, что обнаружена нестабильность приборов и мне пришлось идти извиняться и просить, чтобы лаборатория начала заниматься стабилизацией поверхности оксида кремния. Можно привести примеров много - и эйфория после защиты, и после войны и т.д. и надо помнить, что победа расслабляет и не надо терять бдительность! А как в точности с этим приемом начало вести себя руководство нашей страны, когда нефть дошла до 150 долларов? Тут же стали самыми крутыми и начали давать советы всему миру…
Было в книге Р.М. Грановской немного и из Карнеги. Конечно, я не только читал Карнеги, когда им зачитывалась вся страна, но в те времена, когда впервые увидел эту книгу в кальке, которую мне принес В.Петров, мы о ней рассказывали слушателям. Им видимо тоже понравилось, потому что и даже кальку в конце концов они уперли.
ПОСТУПОК, даже скромный, действеннее длинной речи.
 УЛЫБАЙСЯ
 «Однажды знаменитый Карнеги, создатель школы обучения руководителей и менеджеров предложил своим слушателям такое задание: каждому найти на службе человека, который относится к нему хуже всего, и постараться 2-3 раза в день ему улыбнуться. Один из его слушателей вспоминал, что поначалу отнесся к этому заданию с большим скепсисом. Однако, несмотря на недоверие, однажды утром решил попробовать. В момент принятия этого решения он брился. Посмотрев в зеркало, он увидел хмурую и недовольную физиономию. «Чем черт не шутит - попробую»! За завтраком он улыбнулся жене. К моменту начала эксперимента он прожил с женой 16 лет. Женщина удивленно посмотрела на мужа и спросила, здоров ли он? Муж ответил, что решил каждый день начинать с улыбки. Жена посоветовала все- таки измерить температуру. Месяц спустя супруги поняли, что эти 30 дней были самыми приятными за последние годы совместной жизни. Тогда он решился распространить эксперимент на службу. Через некоторое время один из его подчиненных сказал: «Шеф, я не знаю, что с вами произошло, но в вашем лице появилось что- то человеческое»!
Конечно, здесь не говорится, какая должна быть улыбка, да и вообще какая мимика. Но можно утверждать, что улыбка не повредит ни одному руководителю на совещаниях.
 
В приведенных миниатюрах приемы ворочаются внутри, есть они и в других интересных примерах, которые даны в книге. Если считать, что мы продолжатели, то можно предположить, что из нашей среды найдутся ребята, которые соберут коллекцию психологических приемов, разместят их таким образом, что они будут удобны и для работы и для подражания.
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Приемы из психологии"