Риторика - мощный ресурс

 

 
«Человек создал свое гнездо между землей и небом,
между жизнью и смертью и между двумя временами – настоящим и вечным ».
Борис Пастернак
****************
«Риторика-наука об эффективном речевом общении».
«Основы речевого мастерства ».
 
Человек так удивительно устроен, что может непроизвольно брать пример с человека, который ему понравился. А может это делать и сознательно. Я, помню, как когда-то Б.Злотин приехал после длительного общения с Г.Альтшуллером и мы попросили его рассказать перед слушателями как они вместе проводили занятия и стали ему задавать вопросы. Перед каждым ответом наш допрашиваемый, надувал щеки, выпускал воздух и начинал говорить. Я подумал, где же я видел такую динамичную мимику? И вспомнил - так делает Г.Альтшуллер! И Боря легко перенял эту привычку. Похожую мимику я не раз потом встречал у учеников Генриха Сауловича.
Можно обобщить и сказать, что мы берем в пример не только слова, жесты, мимику, но и многое другое – мысли, мнения и т.д. И, собственно, обучение в школе, освоение профессии, вообще рост и вхождение в новую среду тоже сопровождается подражанием, и не только положительному, но частенько и негативному. За примерами далеко ходить не надо - сколько в последнее время открылось сект, руководители которых «очаровали» своих слушателей. Честно говоря, трудно поверить, чтобы человек в 21 веке поверил в то, что можно воскресить умерших. А ведь верят и платят деньги. Конечно, люди, возглавляющие эти общества, отлично знают, как производить впечатление, умеют говорить и убеждать. Но и мы, преподаватели научно технического творчества также должны знать тонкости этого умения убеждать - знать как выглядеть, как одеваться. И. несомненно, важнейшим умением для преподавателя является владение словом. Нужно все время работать над собственным языком и речью. А на первых порах хотя бы познакомиться с риторикой. Чем ярче и изящней мы будем излагать материал, тем успешней будет протекать процесс обучения. Но работа над словом почти никем не ведется. Я уже рассказывал ранее, как один академик в своем выступлении применил словечко «как бы» 19 раз за 40 минут. Это был словесный мусор, очень заметный, мешающий воспринимать то интересное, что принес в студию умный и талантливый человек. А в следующем выступлении он ни разу не привлек это слово. (Как ему это удалось, этого мы не знаем. Сила воли, самодисциплина, четкое выполнение плана лекции… Но – удалось.) А ведь оно фигурирует в разговорах многих людей, оно прилипает как пластырь, и мы часто не замечаем, как оно овладело нами. И оно стало как бы узаконенным. (Обратили внимание, как легко это слово вписывается в предложение?)
К великому огорчению, мы не относимся с уважением к тому, за что не платили деньги. Вот самые наглядные и яркие примеры: Нам наше тело досталось бесплатно. До 20 лет нас оберегали и кормили родители, они беспокоились о нашем здоровье (конечно, не всем так повезло). Став, старше мы как бы получаем извне задачу - как нам наилучшим образом ускорить порчу своего собственного, но выданного в рассрочку организма. Мы всё хотим попробовать - и покурить черт знает какую травку, и выпить любую дрянь, и… ну Вы знаете, что мы можем делать, чтобы доводить свой организм до истощения. Мы все знаем, как мы любим докторов, а они нас. А уже потом, став постарше, мы начинаем думать о том, что же надо делать, чтобы продлить жизнь нашего тела и чтобы оно оставалось молодым. Первые попытки убежать трусцой от проблем дают эффект, но небольшой. Многим уже ничего не помогает. А вот Черчилль и пил и курил и ни разу никаким видом спорта не занимался и прожил свыше 90 лет. (Подобные легенды греют многих, но только до очередного звонка, приглашающего пройти куда-то во тьму). Таким образом, у каждого свой, индивидуальный, организм - биологическая машина. Кстати, те кто приобрел машину за немалые деньги, берегут ее и относятся к ней частенько значительно лучше, чем к себе, жене и детям.
Также бесплатно нам достался и язык - великий и могучий русский язык. Многие думают, что он у нас один на всех и они не правы. Можно уверенно утверждать, что их как минимум два - обычный, который мы изучали в школе и дворовый, уличный - матерный. Есть профессии, в которых они уживаются и, по-моему, это громадная тайна как им удается дополнять друг дружку и вызывать у некоторых людей восхищение, когда они, например, слышат и видят, как швартуются корабли и что говорят в мегафоны капитаны этих кораблей. Но чаще всего этот язык весьма груб и недалек. К сожалению, на нем говорит все больше и больше наших сограждан. И все меньше людей говорит на специальных профессиональных языках – языках специалистов. Конечно, все это разваливает нацию, опускает ее вниз, выталкивает из сферы деятельности культуры, хотя внешне ничего особенного не происходит.
Вы помните «Если все идет хорошо, очевидно, ты что-то недосмотрел»
Но даже если ты понимаешь, что не все хорошо – что делать для самостоятельного роста? Оказывается, что с древнейших времен умные люди уделяли языку громадное внимание, для построения эффективных высказываний была разработана специальная наука РИТОРИКА, и тот кто ею владел мог быть оратором, докладчиком, чиновником, ученым и т.д. В наше демократическое время –«как хочу так и говорю» мы с нашим языком обращаемся фривольно. Чиновники в древнем Китае обязательно сдавали экзамены по умению говорить, по стихосложению. Без этого человек не мог занимать общественные посты. Многих наших депутатов и чиновников слушать просто стыдно. И не только за их дела, но и за то, как они выражают мысли, как они спорят. Помните, о чем было написано в самом начале – про то, как люди неосознанно пытались подражать Альтшуллеру? У него была яркая и грандиозная идея, но у него был и богатейший словарный запас, оригинальное и неожиданное построение фраз. Он умел выражать свои мысли так, что люди хотели идти за ним, равняться на него, брать с него пример.
Нашим вождям тоже надо было бы быть такими, чтобы им хотела подражать молодежь. А вместо этого подчас видим грубость и косность мысли. Хорошо тем, кого родители с самого детства смогли поместить в правильную языковую и культурную среду, кто рос среди людей, грамотно и правильно излагающих высокие мысли и идеи. Но для большинства из нас основным учителем языка все же являлась и является улица. С ее особым языком, упрощенным и часто очень грубым.
Как же улучшить свои показатели в этой области? Буквально несколько месяцев назад, я впервые услышал, что в нашем городе есть один человек, который обучает желающих риторике. Она ведет и группу детишек, которые начиная с 10лет учатся правильно и красиво говорить. Иногда выступают в библиотеках. Но вот что меня поразило. Родители этих детей вечерами просят своих детей почитать им стихи, книги, чтобы насладиться радостью, слушая выступление своих чад. Культура начинает идти не от родителей, а к ним! И все потому, что у детей более развит нужный канал, есть средства. А теперь, представьте, преподаватель ТРИЗ так читает лекции, так проводит занятия, что слушатели после окончания не хотят уходить! Так бы и слушал, и слушал…
Мне удалось встретиться с этим преподавателем - Аллой Анатольевной Росинской, и она мне презентовала на короткое время свою последнюю книгу «Основы речевого мастерства» учебное пособие для 5-11 классов. Издана в 2010г. Пушкинским институтом.
Она заражена этой страстью - научить всех правильно и красиво говорить. Ее можно было бы пригласить на нашу июльскую конференцию и дать ей там выступить хотя бы 5 минут, чтобы все узнали какой громадный, и мощный ресурс мы не используем, или используем недостаточно. Это исключительно интересная и энергичная женщина, которая самозабвенно борется за правильную речь, фактически за наше общее будущее! Конечно, знакомство произошло только благодаря добросердечным людям, чьи интересы также находятся и в области ТРИЗ и РИТОРИКИ. Я начал читать книгу с начала - с пятого класса. Теперь позвольте привести из книги пару строчек об изобретательстве, и немного про Микеланджело.
«Мы руководствуемся тем соображением, что по мере расширения знаний о художественных средствах и различных риторических категориях, по мере развития мышления, значительно легче поддается освоению первый этап риторического канона - ИЗОБРЕТЕНИЕ МЫСЛИ - инвенция. Обучаемый познает смысл, силу и красоту звучания слова, прежде чем приступит к самостоятельному составлению текста речи. Основа метода обучения: сначала обучи»!
 
Небольшой пример из книги о величайшем мастере.
 
 ГИМН МИКЕЛАНДЖЕЛО.
«Гимн искусству Микеланджело создал Джорджо Вазари после завершения великим художником росписи Сикстинской капеллы: Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, со всех сторон сбегались люди, они стояли остолбеневшие и онемевшие, взорам их открылось нечто величественное.
Творение это поистине служило и служит искусству, и принесло искусству живописи столько мощи и света, что смогло осветить весь мир, который на протяжении многих столетий пребывал во тьме. Все совершенство вложил Микеланджело в это творение. Потрясающее изображение Бога, опирающегося на группу ангелов, которые несут как будто не одну фигуру, а всю тяжесть мира, что вызывает величайшее благоговение перед величием Господа.
О, поистине счастливое наше время! О, блаженные мастера искусства! Признание и почет принесут славные труды того, кто снял повязку с очей разума вашего, пребывавшего во тьме кромешной, и показал вам истинное, отделив его от ложного, омрачившего ваш ум. Возблагодарите же за это небо и стремитесь подражать великому Микеланджело». Дж. Вазари.
Сказано красиво и величественно, хотя можно возразить, что теперь так не говорят, теперь у нас не речь, а сообщения, все преобразуется в телеграфный режим и ценится не красота слова, а несомая им информация. Но не все так просто – мозгу нужны сложные структуры, приходящие извне, нужны для того, чтобы он сам мог создавать похожие или иные сложности. И здесь у риторики есть потрясающие резервы – у них есть свои алгоритмы и закономерности. Они тысячи лет тому назад прошли путь, который сегодня на своем поле проходит ТРИЗ.
Приведу небольшую выдержку из книги о сути риторики.
«Риторический канон.
« Vivere est cogitare» - «жить - значит мыслить»- гласит латинское изречение.
 
Как мы уже знаем, мысль и слово связаны, они работают «в одной упряжке». Однако, чтобы высказанная мысль была эффективна, убедительна, аргументирована и интересна, древними риторами был разработан риторический канон, который определяет весь путь «от мысли к слову»(А.К.Михальская.)
Значимость канона исключительно велика: она дисциплинирует мысль, развивает ее, организует содержание и вербально оформляет высказывание. Все это способствует созданию прекрасной гармоничной речи.
Риторический канон главная формула риторики как науки, его можно сравнить с формулой теории относительности Энштейна - Е=mc2, в которой заключен основной смысл всей теории.
Риторический канон состоит из 5 этапов:
  1. Inventio-инвенция- изобретение-«изобрести, что сказать».
  2. Dispositio- диспозиция- расположение-«расположить изобретенное».
  3. Elocutio- элокуция - украшение-«выразить найденные идеи, украсить словами».
  4. .Memoria- мемориа-«запоминание». В античные времена тексты учили наизусть.
  5. Actio-акцио-«произнесение».
Продвигаясь от осознания, что придется создавать высказывание, к поиску идеи, а затем произнесению этого высказывания, каждый человек проходит определенный путь. Конечно, целесообразно знать, что ждет его на этом пути и чем можно помочь себе при создании индивидуального высказывания.
Что же представляет собой первый этап риторического канона- инвенции?
Инвенция-первый этап поэтапной подготовки высказывания (другие названия-риторическая модель, риторический канон), на котором происходит поиск той идеи, которая станет основой будущей речи, и материала для раскрытия этой темы.
Для эффективного развития «идеи» (темы), риторика, на протяжении всей истории своего существования, использовала «топосы» (Аристотель), или «риторические места» (М.В.Ломоносов, или «источники изобретения» (Н.Ф.Кошанский).
Топосы - это структурно-смысловые модели, с помощью которых человек анализирует, обобщает, разъединяет, классифицирует, сопоставляет и т.д. А поскольку речь есть выражение мыслей, то топосы в то же время являются основой для создания отрезков будущего текста, а иногда и целого текста.
Итак, топосы-это риторические категории и структурно-смысловые модели порождения высказывания. Именно в них заключено единство мышления и речи.
Основных топосов, выделяемых в исследованиях по риторике, десять: родовидовая характеристика, деление предмета на части, определение предмета речи, выделение свойств предмета речи, обстоятельства, выявление ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ связей, обращение к происхождению слова (имя), сопоставление, использование свидетельств, последующее всегда идет, за предыдущем.
Знание данных топосов, отражающих процесс мышления человека, и умение пользоваться ими позволяет создавать логичный, эффективный текст в любом жанре».
Далее идет развернутое описание всех десяти топосов и как их использовать. Вы, дорогой читатель, должны были заметить, что подготовка речи – это создание изобретения! И это сближает наши интересы. Для меня же важно было бы заинтересовать тризовцев риторикой, так как она дает возможность быть более красноречивым и убедительным в своих выступлениях.
Я привел только малую толику из текста книги, но и она показывает, что изобретательство необходимо не только в технике, но даже и в своей разговорной практике.
Говорите красиво, сочно, ярко. Используйте в своей речи богатый набор слов, и народ к вам потянется! Успехов!
 
 
P.S. Вдогонку к основному тексту
 
Я не любитель театра, но очень люблю смотреть и слушать передачу 5го канала «На Моховой», которая еженедельно показывает по субботам встречу с артистами, режиссерами….
Почти каждая встреча происходит с интереснейшими людьми. 27июня была встреча с Иосифом Райхельгаузом, о котором я ничего не знал, и не слышал, но он произвел на меня большое впечатление.
Когда он приехал в Москву и учился в Гиттисе его хотели взять режиссером в театр О.Табакова, но сказали - «Ты бы сменил свою непонятную фамилию»! Когда по этому поводу его вызвали к руководству, он им ответил. «Мой отец расписался на рейхстаге этой фамилией, и он полный кавалер трех орденов Славы! А дед председатель колхоза - миллионера. Как же я могу изменить фамилию отца и деда! » И его оставили в покое. Мне очень понравились два его высказывания.
Каждый человек сам режиссер своей жизни.
Если вы можете прожить без дела, за которое вы беретесь, то и не делайте его! Если вы можете жить без сцены, то и не идите в артисты!
У меня просьба - прочтите интервью про Исповедь свирепого Карабаса Барабаса.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Subscribe to Comments for "Риторика - мощный ресурс"