Глава 4 ДРУЗЬЯ И ВРАГИ
НЕУДАЧА
Приготовления закончены. В последний момент Смолин снял китель и остался в тельняшке. Наверное, чтобы, спасать меня.
Я представил, как Смолин в туфлях, в отлично выглаженных белых брюках кидается в бассейн. Смешно.
Смолин неодобрительно смотрит на меня. Смех его не обижает. Но сейчас я «подопытный», а «подопытному» полагается вести себя серьёзно и чинно. Собраться, сосредоточиться, быть готовым к неожиданностям: испытывается новый аппарат.
По-моему, ничего случиться не может. Аппарат изготовлен Татариновым. В верхнем бачке целый литр отличной 33-процентной перекиси. Это пергидроль, наша старая и добрая знакомая. Я уверен в ней, как в себе. В такой ответственный Момент она не подведет. В нижнем бачке тонкая сетка из настоящего серебра — Смолин постарался.
Попав на серебро, перекись разложится — это ясно. Образуется кислород — тут тоже нет сомнений. Литр пергидроли — почти 200 литров кислорода. Этого хватит часа на полтора, ведь под водой я не буду работать.
Пробую лямки. Они подогнаны точно, не режут плечи и не болтаются. Это уже Данил Данилович. Аппарат на спине — тот же рюкзак, а у Д.Д. первый разряд по альпинизму.
Вчера мы осматривали бассейн. Специальный бассейн, очень удобный. Спускаешься по лесенке с перилами и становишься на дно. Здесь неглубоко, по грудь. А дальше пологий уклон. Понятно, ни ям, ни водоворотов. В любой момент можешь повернуть обратно. Мне приказано опуститься так, чтобы вода едва закрыла макушку. Для испытания — достаточно, а в случае чего я сделаю шаг назад, и голова выйдет на поверхность.
Кроме всего прочего, на мне водолазный пояс со свинцовыми грузами. Вез него я не смогу опуститься под воду. Дыхательный мешок, наполненный кислородом, будет тащить вверх. Но это и спасательный пояс. Движение руки, груз спадёт, и я, как мяч, выпрыгну на поверхность.
В общем, Смолин зря снял китель.
— Всё в порядке, — говорю я. — Пора начинать.
— Всё в порядке, — повторяет Смолин.
— Пора начинать, — соглашается Гена.
Подходит Д.Д. и ещё раз осматривает меня — крутит в разные стороны. Я злюсь, вся эта кутерьма мне надоела.
— Пора, — требует Гена. Ему, видимо, тоже.
Соблюдайте осторожность, — предупреждает Д.Д. — Ни в коем случае не уходите глубже, чем надо.
Я слышу это уже в десятый раз. Киваю. «Ладно, только пустите, — думаю я мстительно, — там посмотрим». Ясно, я уйду как можно глубже. Хотя бы для того, чтобы не слышать этих разговоров. Д.Д. давно уже штатский, а никак не отвыкнет командовать. Так и представляю — иду под водой и слышу: «Вдох. Выдох. Теперь глубже. Дышите правой ноздрей. Как вы дышите! Неужели вы не знаете, где лево, где право...»
— Пошли, — говорит Д.Д. и осторожно, как маленького, ведёт меня к лестнице.
На помощь к нему бросается Смолин. Подхватывает меня под другую руку. Меня почти несут, будто я сломал ногу или я истеричная дама и сейчас грохнусь в обморок. Интересно, в воду они меня тоже внесут на руках или как? Нет, они ограничиваются тем, что спускают меня по лестнице.
Я никак не могу к ним приноровиться и с последней ступеньки неуклюже плюхаюсь. Правда, равновесия я не теряю, и со стороны это не очень заметно.
— Стоп! — кричит Смолин. — Отдышитесь!
— Передохните! — настаивает Д.Д.
После их поддержки действительно надо передохнуть. Тем более, что от советов и предостережений я в самом деле начинаю волноваться.
Беру себя в руки. Вынимаю шлем, примериваюсь и одним движением (тренировка) натягиваю на голову. Голоса слышны глуше. Делаю вдох, срабатывает автоматическая система. Аппарат включен!
— Не забудьте загубник, — голос Смолина. (Понятно, я не забыл.)
— Проверьте герметичность, — призыв Д.Д. (Давно проверил, оттянув и отпустив маску. Резина щёлкнула.)
— Включай! — не удержался и Гена.
— Отключитесь! — кричу я, но никто меня не слышит.
Вдох. Ещё вдох. Это пока обычный воздух — из дыхательного мешка. Ага, воздух теплеет. Появился легкий запах перекиси. А может, это и не запах, привкус паров. Островатый такой привкус, от которого хочется чихнуть. Сейчас пройдёт. Клапан уравновесит поступление перекиси, я опущусь глубже, вода закроет аппарат — начнёт действовать бесплатное водяное охлаждение.
Так и есть. Идет кислород. Дышится легко и приятно. И как-то даже не верится, что это наш собственный кислород, полученный в нашем аппарате, из нашей перекиси.
Делаю несколько шагов. Становится прохладнее, особенно ногам. Чувствую, что глубина увеличивается. Вода уже закрыла рот, дошла до глаз. Еще мгновение...
— Стоп! Немедленно прекратите! — доносится до меня. Я не понимаю, кто и кому это кричит. Но голос незнакомый, только поэтому я останавливаюсь.
— Я вынужден буду составить акт!
От этой непонятной угрозы я совершенно теряюсь. Надо идти вперёд: один шаг, и незнакомцу придется нырять за мной вместе с вечной ручкой и актом. Но я поворачиваю и бреду назад, стягивая шлем.
У края бассейна, держа в руках соломенную шляпу, стоит маленький человек. Он тяжело дышит, весь в поту — видно, очень торопился. Чёрные волосы его торчат во все стороны.
— Немедленно прекратите безобразие! — возмущенно требует он.
— Какое безобразие? — угрожающе спрашивает Смолин. Он не из тех, кого можно запугать.
— Я составлю акт! — визжит владелец шляпы.
— Вот вам ручка, и не мешайте работать, — говорит Д.Д.
Человек вытирает шляпой пот, неожиданно успокаивается.
— Правила техники безопасности...
— Знает, — перебивает Смолин.
— А права?
Я подхожу ближе. Никаких прав у меня, конечно, нет. Это всем понятно, и Смолин молчит. Вступает Д.Д.
— При пользовании водолазным скафандром права необходимы, — примирительно говорит он.
Человек кивает. Именно так: необходимы.
— Однако это касается обычных аппаратов. В данном случае испытывается совершенно новый, уникальный скафандр. Кто же может выдать права? Ведь нет человека, который знал бы прибор лучше автора.
Этот неожиданный поворот ставит человека в тупик. Видимо, подобный случай инструкцией не предусмотрен. Смолин с удовольствием подмигивает Д.Д.: мол, здорово, и отворачивается. Хозяин шляпы его не интересует, он уничтожен, он уже в прошлом. А испытания — впереди.
Это ошибка. Я вижу, как лицо человека мрачнеет, из растерянного оно становится жёстким. Он обижен.
— Подождите, — негромко говорит он. И голос у него такой, что все останавливаются.
Он подходит к лестнице и, обращаясь только ко мне, спрашивает резко:
— Чем вы дышите?
Как это — чем, я не понимаю.
— Кислородом.
— А право? — Тон угрожающий.
— Какое право?
— Кто вам дал право дышать кислородом?
Что за чушь! Он, наверное, не в своем уме. Опять вмешивается Данил Данилович.
— Но он всю жизнь дышит кислородом.
— На земле он пусть дышит чем угодно, это его личное дело. Но при глубоководных спусках...
— Какие тут глубоководные спуски? — упавшим голосом возражает Смолин. — Бассейн же...
— Ничего не знаю, — рубит черноволосый. — Дышать кислородом он не имеет права.
ПРАВО ДЫШАТЬ
Данил Данилович прав: всю жизнь я дышал кислородом. Так же, как и остальные люди. Собственно, дышим мы воздухом. Но поскольку азот, инертные газы, пары воды не участвуют в дыхании, то это всё равно, что дышать кислородом. И когда говорят: «Нужен как воздух», подразумевают не азот и не углекислый газ, а кислород.
В разные времена «хозяева земли» — короли, императоры, цари и просто владельцы замков — умели изумительно придумывать налоги. Каких только налогов не было! На проезд по чужой земле, по мосту, по дороге, на соль, на хлеб, на воду, на специальную гербовую бумагу для заявлений. Даже, прошу прощения, на пользование уборной. Именно по этому поводу римский император Веспасиан Август сказал своему сыну Титу: «Деньги не пахнут».
А вот налога на воздух не было, хотя это был бы, пожалуй, самый эффективный налог. Можно не писать заявлений, можно избегать дорог. Но обходиться без воздуха совершенно невозможно.
Дело тут, конечно, не в совести правителей. Пользование воздухом просто нельзя контролировать. Его не загородишь, как дорогу, не поставишь над ним, как над мостом, часового. Он везде и принадлежит всем. Должно быть, поэтому считается, что дышать воздухом — природное неотъемлемое право человека. Воздухом — значит, и кислородом.
Кто первый в этом усомнился? Один из тех, кто открыл кислород, — Джозеф Пристли. Он писал: «Дефлогистированный воздух (иначе — кислород. — Р. Б.) может быть очень полезен в медицине и помогает лёгким дышать, но он, пожалуй, будет вреден для здоровья человека. Свеча сгорает в нём быстро, а человек, наверное, в нём скоро состарится...»
Воздух состоит из двух основных газов: из азота и кислорода. По объёму в воздухе примерно 21 процент кислорода, по весу (кислород несколько тяжелее азота) — около 23 процентов. Естественно, возникает вопрос: что произойдёт, если человек будет дышать чистым кислородом? Не «сгорит» ли он так же быстро, как лучина или свеча...
Во времена Пристли этот вопрос имел сугубо теоретическое значение. Кислород получали в ничтожных количествах, и особой возможности дышать им не было. А главное, не было надобности. Зачем расходовать такой ценный продукт, да к тому же рисковать жизнью, если на Земле сколько угодно дарового и совершенно безвредного воздуха?
Промышленные способы получения кислорода были созданы во второй половине XIX века. Примерно тогда же стало ясно, что есть случаи, когда удобнее пользоваться чистым кислородом.
Бывает, что человек попадает в обстановку, где воздуха нет (под водой), или мало (на большой высоте), или он не пригоден для дыхания (например, отравлен вредными примесями). Но дышать человеку надо! Приходится искусственно создавать на месте собственную «атмосферу». Точнее — брать её с собой.
И тут совсем не безразлично, что брать: кислород или воздух. Воздух на 3/4 состоит из бесполезного азота. Какой же смысл тащить с собой балласт? Брать с собой кислород? Но ведь в чистом кислороде свеча сгорает скорее...
Вопрос этот волновал многих. И не случайно Жюль Верн, который изумительно чувствовал новое, именно в эти годы написал рассказ «Доктор Окс». Фамилия таинственного доктора, как нетрудно догадаться, произведена от латинского названия кислорода — оксиген («рождающий кислоту»: «окси» — «кислый», «генос» — «рождение»).
Над небольшим городом Кикандоном доктор создал атмосферу чистого кислорода. Последовали необычные явления. Растения и животные стали расти с удивительной быстротой. Появились собаки-гиганты, дыни величиной с тыкву, грибы, напоминающие зонтик. Сильнейшее возбуждение овладело жителями, город как будто сошел с ума.
Читать об этих событиях интересно, но участвовать в них не очень. Если бы не внезапный взрыв и исчезновение доктора Окса, эксперимент кончился бы печально.
В 70-х годах прошлого века проблемой заинтересовался знаменитый французский физиолог Поль Бер. Он провёл множество опытов на себе и на животных и пришел к выводу, что чистый кислород в самом деле опасен. Он действует как быстрый и сильный яд, от которого гибнет всё живое: и человек, и растения, и инфузории...
Однако лишь в том случае если кислород находится под давлением 3—4 атмосферы. В воздухе примерно пятая часть кислорода. Значит, его собственное давление («парциальное давление», сказал бы химик) составляет 1/5 атмосферы. Чистый кислород при нормальных условиях впятеро «богаче» кислородом. Или, проще говоря, он находится под давлением в 1 атмосферу. То есть практически совершенно безвреден.
Труд Бера «Барометрическое давление», вышедший в 1878 году, считается классическим. Однако и до сих пор к дыханию чистым кислородом многие относятся с опаской. Даже в книгах иной раз проскользнет упоминание о «сгорании» лёгких, хотя лёгкие имеют мало общего со свечой.
Интересно, что отношение к кислороду зависит от профессии. Шахтёры, например, давно применяют дыхательные приборы-респираторы (от латинского «респираре» — «дышать») на чистом кислороде. И когда я предложил аппарат, в котором предусматривалась — на всякий случай! — замена кислорода воздухом, мне сказали: «Помилуйте! Зачем же? Чистый кислород облегчает дыхание, освежает, спасает от усталости».
Подводники смотрят иначе: «Чистый кислород? Нет, это не пойдёт. Разбавьте, пожалуйста».
Различие во взглядах имеет, конечно, причины. Опыт шахтёров убедил их в том, что использование чистого кислорода вполне безопасно и даже полезно. Опыт подводников говорит совсем о другом: использование кислорода вредно, бывают случаи отравления.
Дело в условиях работы. Наружное давление в шахте близко к нормальному. Давление под водой зависит от глубины. Чтобы человек мог свободно дышать, воздух (или кислород) должен подаваться под давлением, равным, наружному. Так оно и есть, поскольку воздух проходит через мягкий резиновый мешок.
Уже на глубине 20 метров дыхательный мешок испытывает давление в 3 атмосферы. И, следовательно, под тем же давлением находится воздух.
При дыхании воздухом это не страшно, так как парциальное давление кислорода в нём всего 0,6 атмосферы (0,2x3). Но если в приборе чистый кислород, то глубина в 20 метров угрожает отравлением.
Разумеется, можно предупредить водолаза: смотри не спускайся с кислородом глубже 15 метров. Но во время работы он увлечётся, забудет или просто допустит ошибку. Лучше не рисковать. Поэтому подводники предпочитают не иметь дела с чистым кислородом. Так, например, в мягких скафандрах и аквалангах используется воздух. При этом исчезает опасность кислородного отравления, однако возникает другая — угроза так называемой кессонной или азотной болезни.
Многие думают, что при глубоководных спусках главная трудность — высокое давление воды. Ничего подобного. Ткани человеческого тела построены из мельчайших клеток, заполненных жидкостью (в основном водой). Даже при больших давлениях жидкость, а значит, и клетки тела практически несжимаемы. Поэтому они могут выдержать давление 300—400 атмосфер, что соответствует глубине 3—4 километра.
Сложнее обстоит дело с такими частями тела, как лёгкие, которые заполнены воздухом. Газ, в отличие от воды, легко сжимается. И если бы человек на глубине попробовал дышать обычным атмосферным воздухом, на его грудную клетку обрушилось бы давление в сотни атмосфер. Конечно, подобного давления никакой организм не вынесет. Вот почему в легкие водолаза воздух подается под давлением, равным наружному. Благодаря этому наружное и внутреннее давление выравниваются. Но зато возникает опасность кессонной болезни.
Как известно, с увеличением давления газа растёт и его растворимость в жидкости. В частности, при дыхании сжатым воздухом кровь растворяет много «лишнего» азота. При быстром подъёме с глубины на поверхность давление вдыхаемого воздуха резко снижают (иначе человека «разорвет»), и избыточный азот начинает энергично выделяться. Кровь «кипит», как лимонад в бутылке с открытой пробкой...
Только «кипение» это гораздо опаснее. Пузырьки азота нарушают кровообращение, закупоривают сосуды и могут привести к их разрыву. Азотная болезнь сопровождается сильным головокружением, болью в суставах. В тяжёлых случаях может наступить паралич.
От кессонной болезни есть надежное средство: медленный подъём или подъём с остановками. При этом давление снижается постепенно и лишний азот успевает уйти из крови.
Есть и ещё одна, более интересная возможность — дышать не воздухом, а смесью кислорода и... гелия. В крови гелий растворяется меньше, чем азот, и легче выделяется. Применение кислородно-гелиевой смеси позволило достичь в мягких скафандрах глубины 180 метров.
«ГАДКИЙ УТЕНОК»
Он казался пришельцем из другого мира. Рост — полных два метра, плечи — соответствующие, голос — глухой, гулкий.
Его привёл Смолин. Вместе с заявкой. Смолин обладал потрясающим умением «выудить» из человека идею и убедить его, что эту идею совершенно необходимо перенести на бумагу. Человек переносил, наивно полагая, что затем сможет вернуться к прежнему беззаботному существованию. Но Смолин вроде бы нечаянно, между прочим, «подбрасывал» ему новую интересную задачу. Появлялась заявка. Потом ещё одна.
И всё. Человек стал изобретателем. А у изобретателя жизнь какая угодно, только не беззаботная...
Мой новый знакомый был в самом начале пути, он пришёл (или был приведён Смолиным) с первой заявкой. Когда они вошли в Отдел, все мы дружно углубились в бумаги, боялись фыркнуть. По-моему, всем нам представилось одно и то же: маленький шумный буксир, который тащит на невидимом тросе огромный молчаливый пароход. Пароход прогудел «Здравствуйте», и мы наконец-то смогли улыбнуться. Теперь это могло сойти за приветствие.
— Володя, займись, — на ходу бросил Смолин и за спиной показал мне кулак.
Дело есть дело. Я перестал улыбаться, взял заявку, и мы начали работать. Предложение было интересное, а сама заявка неплохо написана. Её следовало лишь слегка «отшлифовать», чтобы в Москве, в Комитете по делам изобретений, у неё был такой же уверенный и сильный голос, как у её хозяина.
Мы сидели и беседовали самым обычным образом. Но меня не покидало чувство, что здесь, в нашем мире, этот человек — случайный гость. Сейчас он встанет и уйдёт к себе, в мир исполинских эвкалиптов, столетних дубов-великанов. Должно быть, поэтому я почти не удивился, когда он сказал, что ему приходилось в легководолазном скафандре спускаться на 200 метров. Не удивился, хотя помнил, как были поражены специалисты, узнав о рекордном спуске одного француза. А ведь он достиг немногим больше 90 метров...
— Я-то ведь водолаз, — прогудел мой собеседник. — Водолаз-инструктор.
Как известно, барон Мюнхаузен был страстным охотником. Наверное, поэтому в каждом охотнике есть что-то от барона Мюнхаузена. Медведи, убитые в окрестностях Москвы, тигр, который случайно забрёл в леса под Киевом, слон, проделавший нелёгкий путь из Индии, чтобы встретиться охотнику из Саратова, — всё это обычные, даже заурядные охотничьи истории.
А рыболовы? Я сам слышал историю о том, как был пойман гигантский окунь. Описывая его, рассказчик отошёл от стены метра на три, подумал и сделал ещё шаг назад. Я не стал спорить — в конце концов, в окунях я не специалист. Я лишь робко заметил, что такие крупные акулы встречаются редко...
Водолаз, кроме своего основного дела, иногда занимается подводной охотой. А подводная охота — это сразу и охота, и рыбная ловля. Так что не было бы ничего удивительного... Впрочем, я должен сказать, что читал описания действительных случаев из жизни водолазов. И среди них есть такие, что нарочно не выдумаешь!
— Договорились? — спросил Смолин, принимая отредактированную заявку.
— О чём?
— Товарищ любезно согласился вас учить.
— Отчего же, научим, — прогудел водолаз. — Книжечки подчитайте и приходите. Я всегда на судне. Спросите Осипчука.
Он осторожно подержал на ладони мою руку, простился и ушёл.
— Гроссмейстер, — сказал о нём Смолин, подняв большой палец. — Другого такого нет на Каспии. А может, и на флоте. Чемпион.
Он любил спортивные термины, хотя из всех видов спорта занимался, кажется, только шахматами. Правда, играл хорошо.
И вот мы на судне.
— Книжечки прочли? — гудит Осипчук.
Прочли... Мы знаем их наизусть.
— Ну и ладно. А теперь будет практика. Вот оно, значит, какое наше хозяйство.
Специальное учебное судно. Для спусков оборудован трюм, заполненный водой. В трюм идет лестница — широкая и удобная. Протянуты канаты, за них можно держаться. Есть телефон для связи с водолазом и ещё какие-то приспособления: для испытаний, тренировки, наблюдений...
Всё это очень интересно. Однако Осипчук выносит и кладёт перед нами две металлические коробки. С этого момента я не могу смотреть вокруг, я вижу только их. Это КИП-5 — кислородный изолирующий прибор, или, иначе, легководолазный скафандр, принятый на флоте. Соперник наших аппаратов, наш враг.
Очень странное чувство. Я впервые вижу своего врага не в книге, где он изображен схематически, скелетно, а в натуре. Нужно признать, выглядит он гораздо внушительнее, гораздо умнее и тоньше. Он не кажется ни тяжелым, ни громоздким. Всё в нём точно выверено, подогнано, удобно.
Я вспоминаю наш аппарат. Совсем недавно он казался мне чудом техники, достижением конструкторской мысли. Кустарщина. В сравнении с этой обтекаемой; до предела отшлифованной конструкцией он выглядел бы как автомобиль начала XX века рядом с современной гоночной машиной.
Нехорошо, конечно, но этой блестящей металлической штуке я завидую самой чёрной завистью. Особенно, когда Осипчук открывает крышку и начинает объяснять. Свое дело он знает до тонкостей. Он рассказывает подробно, и я с ужасом убеждаюсь, что каждый изгиб, каждый самый маленький выступ, какая-нибудь малозаметная насечка на гайке имеют своё строгое и точное назначение. Детали выверены, подогнаны, проверены. Всё для удобства, для безопасности. Ничего лишнего. В этой до предела облегченной, сжатой в коробке конструкции сконцентрирована высшая целесообразность.
Вытянутый, изящный баллон с кислородом. Не верится, что он свободно выдерживает 150 атмосфер — 150 килограммов на каждый квадратный сантиметр. Редуктор — действительно чудо техники. Миниатюрная игрушка, с точностью часового механизма выполняющая свою задачу: пропускать кислород из баллона в дыхательный мешок, снижая по пути давление со ста пятидесяти до нескольких атмосфер. Вводы и выводы, манометр, крепления, даже металлический «чехол» аппарата — все это великолепно по замыслу, безупречно по выполнению.
Если бы аппарат был хоть немного хуже... Глупая мысль. Тысячи людей пользуются этим аппаратом. Он охраняет их жизнь. Они ему верят. И я верю. Сейчас, когда я смотрю в чёрную глубину трюма, мне совсем не страшно. Такой аппарат не подведет.
— А что у вас за прибор? — спрашивает Осипчук.
О скафандре он рассказывает добросовестно, но без особой охоты. Не так уж интересно сотни раз повторять одно и то же.
Гена достает блокнот, набрасывает схему конструкции и начинает объяснять. С первых же слов Осипчук схватывает идею. Всего несколько вопросов, и он знает аппарат, по-моему, не хуже нас. Я не берусь судить, спускался ли он на 200 метров. Но звание водолаза-инструктора он носит не даром — за это я ручаюсь.
Он слушает и кивает — конечно, из вежливости. Сейчас он скажет какую-нибудь резиновую, ни к чему не обязывающую фразу. Вроде: «Ничего, интересно». И вдруг он гудит:
— Здорово! Главное — в принципе здорово! Приносите сюда, будем испытывать. Под мою ответственность.
Он гудит ещё что-то. Но я уже не слышу. Как он это сказал: «главное — в принципе». Именно — в принципе!
Всякая давно существующая вещь красива. Это естественно. В неё вложены талант, опыт и ум тысяч людей — конструкторов, технологов, рабочих. На протяжении многих лет её изучали, искали недостатки, находили и устраняли их. Думали: что ещё можно улучшить. Улучшали. Вещь доводили, дотягивали до идеала. Она и в самом деле близка к идеалу — отлитая в металле душа человеческая!
Близка к идеалу. Это хорошо, конечно. Но это и плохо. Ведь идеал — потолок, предел. А мысль не может, не должна остановиться. Иначе застой, смерть. Мысль будет стучать, бить в потолок, ломать пределы. И выйдет за них. Так птенец пробивает клювом скорлупу и выходит на свободу. Так рождается новое.
Оно ещё очень слабо. Оно, как гадкий утенок, неуклюже, неприглажено, оно только учится ходить. Но это новое уже умеет что-то такое, чего не умеют его блестящие, отглаженные веками соперники. Рядом с великолепными парусниками — каравеллами, бригантинами, клиперами — первый пароход Фультона казался смешным и грубым. Но он уверенно шёл против ветра...
Пройдут годы, может быть, десятилетия. Новое сделается привычным — принцип оденут в бархат конструкции. Красота станет видна невооруженным глазом. А где-то уже будет стучать «утенок», пробивая скорлупу. Очень важно уловить этот негромкий стук. Голос будущего.
«ВНИМАНИЕ, СПУСК!»
— Внимание, спуск!
Я отрываю от палубы тяжелую, в свинцовых подмётках, ногу и роняю её на ступеньку лестницы. Первая ступенька. Вторая. Третья. Вода нежно и упруго подхватывает меня, а вслед гудит, грохочет труба:
— Не волноваться. Беречь кислород.
Свинцовые подошвы тянут глубже. Светлая полоса исчезла, я под водой. Ещё ступенька, и я на дне трюма. «На грунте», — как сказал бы водолаз, если бы дело происходило в море.
Дергаю сигнальный конец: «Всё в порядке». Сверху мне отвечают — сигнал принят. Теперь можно оглядеться, сообразить, что к чему.
Оглядываюсь — темно. Вернее, мутно, всё как бы в тяжёлом густом тумане. С трудом различаю: пусто, вблизи ничего постороннего, вода. Можно двигаться. Делаю несколько шагов и возвращаюсь. Всё-таки страшно уйти далеко, ещё потеряешь лестницу.
Аппарат давно включен — только теперь я это понимаю. Не чувствуется ни тепла, ни легкого привкуса перекиси. Немного труднее дышать. Как в противогазе. Во время войны нас немало гоняли в походы с противогазами. Да мы и сами пробовали. Интересно, хотя и жарко. Тут жары нет, приятно. И особое чувство: пусть в трюме, но под водой.
Даже гордость, пожалуй. Природа ограничила возможности человека. Поставила его в узкие рамки. А он вырвался. Создал жёсткие скафандры, батискафы. И вот этот небольшой аппарат, в котором спрессована земная атмосфера.
Наверное, впервые в жизни я чувствую, что дышу. Скафандр работает по замкнутому циклу. В дыхательном мешке есть небольшой (несколько литров) запас обыкновенного воздуха. Этим воздухом я и дышу, в сущности.
В процессе дыхания часть кислорода расходуется — превращается в углекислый газ и воду. Выдыхаемый воздух проходит через поглотительный патрон. Здесь вода и углекислый газ улавливаются, а воздух идёт дальше. Это особый воздух, бедный. Количество азота в нем не изменилось, так как азот не расходуется при дыхании и не поглощается в патроне. Но кислорода стало меньше.
Теперь воздух не заполняет дыхательный мешок целиком. Чуткий прибор сейчас же отзывается на это. Дает команду лёгочному автомату, тот впускает из баллона недостающее количество кислорода, восстанавливая нормальный состав воздуха. Азот, следовательно, просто «крутится» в системе, разбавляя кислород до безопасной концентрации.
Часто поступают иначе: продувают дыхательный мешок кислородом, «выгоняя» из аппарата азот. Но Осипчук считает, что лучше этого не делать. Так решаются сразу две задачи. С одной стороны, обеспечивается безопасность при спусках на значительную глубину. С другой — человек не тащит на себе «балласт», сотни литров бесполезного азота...
«Беречь кислород», — вспоминаю я. Осипчук объяснил, как это делается. Нужно дышать спокойно и ровно, избегая глубоких или частых вдохов. Иначе дыхательный мешок переполняется, и кислород уходит зря. Узнать это довольно легко. Когда кислород уходит, вода над головой становится «газированной».
Смотрю, пузырьки газа бегут вверх. Стараюсь дышать ровнее. Непривычное занятие. На земле я просто дышал, не задумываясь. Теперь пробую думать. Получается ещё хуже, дыхание сбивается. Вспоминаю сказку о сороконожке. Она легко справлялась со всеми своими ногами, пока не стала объяснять, как это делается...
Чувствую, конец подрагивает. Сверху сигналят. Но что? Я не считал рывки веревки и, конечно, ничего не понимаю. Прошу повторить. Ага, предлагают вернуться. Даю сигнал согласия, нахожу лестницу и начинаю подъём.
Идти вверх труднее. Особенно тяжело выходить. Ноги наливаются свинцом и как будто прилипают к воде. Хватаюсь за какую-то толстую палку и стягиваю шлем. Вижу смеющееся лицо Осипчука — это его рука.
— Ну как? — спрашивает Смолин.
— Очень хорошо, — отвечаю я весело. — Только кислорода, наверное, много растратил.
— Да нет, — гудит Осипчук. — По первому спуску вполне. Другой раз новичок так волнуется, что за десять минут транжирит баллон. А вы ничего, спокойненько.
После меня спускается Гена. Потом, тряхнув стариной, сам Смолин.
— Значит, приносите свой, — говорит на прощание Осипчук. — А насчёт удостоверения не сомневайтесь, выправим.
Легко дышать на земле.
И ВДРУГ…
Данил Данилович ни о чём не спрашивает. Он всё понимает, старый инженерный волк. Смолин сначала спорит. Он убеждён, что для первого испытания наша конструкция вполне годится. Тем более, Осипчук предложил...
Именно поэтому мы твёрдо стоим на своём. В нашем кругу (работники Отдела — это уже наш круг) мы можем испытывать хоть детскую ванночку. Но нести скафандр на посмешище... Нет, мы категорически против.
— Верно, — коротко говорит Д.Д.
Смолин разводит руками. Ладно, если все против, он не настаивает.
— Теперь держитесь, — предупреждает Д.Д. — Буду гонять по всем правилам.
Он, кажется, думал, что мы завтра же придем с новой конструкцией. Но мы видели своего противника и, честное слово, кое-чему научились. В наш язык прочно вошёл вопрос: «А если?..»
— Давай поставим здесь клапан, — говорю я. — Для гарантии.
— А если клапан откажет? — спрашивает Гена.
Клапан отменяется.
— По-моему, прибор для определения запаса перекиси не нужен, — думает он вслух. — Проще взять резерв — лишние пол-литра.
— А если скафандром будет пользоваться новичок? — напоминаю я. — Он за десять минут израсходует и запас, и резерв...
Гена что-то ворчит о сосунках, которым нечего соваться в водолазное дело. Однако спорить не о чем: прибор нужен.
Доводка. Самая тяжёлая, кропотливая и неблагодарная из всех работ. Бывает, что гениальная идея осенит тебя за пятнадцать минут, ну, скажем, за полчаса. Ты и все вокруг видят: совсем недавно идеи не было, а теперь есть. Очень эффектно. Взлёт мысли, озарение, поэзия.
Потом начинается проза. Расчет вызывает серьёзные сомнения в том, что идея действительно гениальна.
К тому же она никак не хочет укладываться в конструкцию. Почему-то, согласно справочникам, в распоряжении человечества нет нужных для неё материалов. А те, что есть, недостаточно прочны и много весят. Гениальную идею приходится сдать в архив до лучших времен...
Бывает, хотя и не часто, что идея проходит испытание. Однако самое худшее — доводка — ещё впереди. Доводка — борьба с мелочами. Никаких внешних эффектов. Бьёшься неделю, месяц, год, результатов не видно. Где-то добавилась узенькая скоба, где-то удалось уменьшить диаметр отверстия, изменить наклон с 60 градусов на 45.
— М-да, — говорят знакомые, с удивлением рассматривая два совершенно одинаковых чертежа (чертежи почти одинаковые, но никто, кроме авторов, этого не замечает). — Работали восемь месяцев? М-да, конечно... А как та идея? Жалко... Такая, знаете ли, поэтическая идея... Такая яркая...
Скафандр усложняется. Был один чертёж, теперь их много. Чертежи деталей. Чертежи узлов. Сборочные чертежи. Общий вид аппарата. Вырывы. Разрезы. Спецификации.
Параллельно мы продолжаем изучать кислород. На этом настоял Гена.
— Хватит нам неожиданностей, — сказал он.
Теперь мы читаем другие книги. О дыхании. О работе на большой высоте и под водой. О кислородных приборах. О водолазных спусках. И ещё мы занимаемся основами конструирования, технологией металлов, технологией машиностроения, ОСТами и ГОСТами.
Эти предметы проходят в институте. Но нам нужно не просто пройти. Экзамен будет под водой, где трудно подбросить шпаргалку и поздно заглядывать в книгу.
Мы изучаем их, хотя и добросовестно, но без особого энтузиазма. Для нас это предметы вспомогательные, что-то вроде лестницы, которая позволит нам подняться в сверкающий мир нового. Однако проходят месяцы, и мы обнаруживаем, что в сухих строчках ГОСТов спрессована величайшая инженерная мудрость. Мудрость, которая копилась веками и позволяет людям разных эпох и стран понимать друг друга, создавать машины и процессы, имеющие «прописку» по всей Земле...
Мы по-прежнему часто бываем в Отделе изобретений. Занимаемся обычными делами. Гена чертит, я составляю описания. Смолин поглядывает на нас озадаченно, ему хочется спросить о скафандре, поторопить. Но он молчит. И Д.Д. молчит — спокойный, замкнутый, непроницаемый.
Молчим и мы. Теперь всё будет иначе. Работа идёт к концу. Ещё несколько дней, и на стол Д.Д. ляжет проект. Проект, в котором всё учтено и рассчитано, который мы будем защищать до конца. Потом принесут аппарат.
Я представляю себе этот момент. Стук. Открывается дверь, и Татаринов вносит скафандр. Не жалкое изделие кустарей-одиночек, а настоящая машина для подводных спусков. Удобная, сверкающая, обтекаемая.
И вдруг...