ТРИЗ-fest 2010 Трансфер технологий из ВУЗов в промышленность. Зарубежный опыт и возможности для России

 
Национальный Исследовательский
Технологический Университет «МИСиС»

 

            Введение
 
Постановление правительства РФ № 219 от 9 апреля 2010 г. о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования поставило задачу организации и развития в ВУЗах инновационно-ориентированных структурных подразделений (бизнес-инкубаторов, технопарков, технопарковых зон, инновационно-технологических центров, инжиниринговых центров, центров сертификации, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования, центров научно-технической информации, центров инновационного консалтинга и др.). ВУЗы, победившие в конкурсе, получат ассигнования в размере  до 150 млн. рублей на 3 года [1].  
Одним из ключевых инновационных структурных подразделений в ВУЗе должен быть центр трансфера технологий, задачей которого является передача разработанных в университете технологий в промышленность. Такая передача, как правило, может осуществляться по двум механизмам: путем продажи лицензий предприятиям на технологии и путем создания малых предприятий (старт-апов) на основе разработанной технологии. 
Известно, что деятельность, связанная с трансфером технологий является высоко рисковой. В России до сих пор примеров успешной организации процесса трансфера технологий как в ВУЗах и НИИ, так и в независимых компаниях остается крайне мало. Одной из важных проблем организации процесса трансфера технологий, которую решает постановление правительства РФ№ 219 от 9 апреля 2010 г.  является отсутствие стартового капитала для начала деятельности таких центров. Другой важнейшей проблемой является отсутствие опыта в данной области деятельности, что существенно понижает успешность и без того высоко рискового процесса трансфера технологий в России по сравнению с зарубежными странами. В настоящей статье кратко описан опыт организации процесса трансфера технологий в ведущих зарубежных технологических университетах, на примере Стэнфордского университета (США). Рассмотрены возможности применения этого опыта к ВУЗам в России.
 
Возможности использования зарубежного опыта в трансфере технологий
 
В ведущих зарубежных университетах получила распространение модель организации трансфера технологий путем создания специальных подразделений, которые называются офисами по лицензированию технологий (Office of technology lisensing).
Офис по лицензированию технологий (OTL) Стэнфордского университета (США) был создан в 1970г. В настоящее время, он получает на рассмотрение от сотрудников университета свыше 400 описаний изобретений в год, имеет свыше 500 технологий которые продолжают приносить доход, заключает свыше 70 лицензий в год, роялти составляют свыше 65 млн. долларов США (gross) в год. Всего на протяжении последних 30 лет университет “поднял” 117 компаний, на продаже акций которых заработал 21 млн долл. [2].
OTL зарабатывает на продаже лицензий и на продаже акций компаний, которые расплатились с OTL акциями за лицензии. Доход от продажи лицензий существенно выше, чем от продажи акций компаний. В структуре университета существует специальная компания (Stanford Management Company), которая управляет такими акциями и ее задача – все продать, как только есть соответствующая конъюнктура.
Поскольку OTL является структурным подразделением университета, то доходы от продажи лицензий распределяются между самим университетом и OTL в определенном соотношении: 15% выручки получает OTL, а 85% получает университет. При этом 85% университета распределяются поровну между изобретателем, кафедрой и факультетом. При этом, те 15% выручки которые получает OTL позволяют этому подразделению не просто находиться на самообеспечении, а быть прибыльной структурной единицей университета. Получаемые 15% от выручки существенно превышают текущие годовые расходы OTL, не включающие патентование. Годовой бюджет OTL на текущие расходы составляет ~5 млн. долларов США. При этом, OTL дополнительно выплачивает ~ 6 млн. долларов за заявку и поддержание патентов, но OTL старается чтобы часть затрат брали на себя сами лицензиаты [2].
Необходимо отметить, что данная формула распределения прибыли является весьма разумной, т.к. в процессе успешной коммерциализации изобретения заинтересованы сразу несколько участников, каждый прилагает определенные усилия и вероятность успеха повышается. Подобная формула вполне применима к российским университетам, однако ее введение может встретить определенное сопротивление, в первую очередь со стороны изобретателей. В связи с этим параллельно с введением подобной формулы, требуется проведения разъяснительной и образовательной работы в области трансфера технологий с изобретателями.
Ключевыми специалистами OTL являются специалисты по лицензированию, которые распределены на несколько команд по 2 человека: старший специалист (как правило, имеет степень МБА и специализируется на нескольких областях науки и техники) и помощник. Помощник необходим для выполнения рутинной работы, чтобы дать возможность основному специалисту сосредоточиться на основных, критических аспектах лицензирования [3]. Члены команд имеют техническое образование в различных областях техники, а также знания и опыт в маркетинге.
Важно, что OTL практически не имеет в своем штате специалистов по патентованию, а нанимает этих специалистов из вне, когда это необходимо и оплачивает им их услуги. С патентным поверенным взаимодействует все тот же специалист по лицензированию. Эта одна из принципиальнейших позиций OTL, которую также признали и внедрили у себя другие университеты (например, Массачусетский Университет MIT) – не строить офис по лицензированию вокруг патентных поверенных, поскольку процесс лицензирования и заключения сделок требует других навыков, которых может не быть у патентных специалистов.
Специалисты по лицензированию, вокруг которых построен основной процесс, имеют степени в науке и инжиниринге, а также имеют опыт работы в промышленности, преимущественно в маркетинге, а также опыт в лицензионной работе. Они должны эффективно взаимодействовать с академическими учеными, менеджерами и учеными в промышленности, патентными поверенными, а также государственными чиновниками. Они должны уметь работать независимо, уметь эффективно заключать сделки и успешно управлять проектом.
Кадровый вопрос для Российских ВУЗов в данном вопросе является одним из острых, т.к. специалистов, подобным специалистам по лицензированию в Стэнфорде в России попросту нет. В России, специалисты по лицензированию в том понимании, в котором они существуют, занимаются в основном только юридической стороной вопроса. Образования в сфере инноваций в России крайне мало, а то которое есть до сих пор весьма низкого качества. Поэтому единственным решением кадрового вопроса могут быть стажировки в зарубежные ВУЗы, обучение за рубежом на более долговременной основе там отдельных специалистов (например, МБА), а также обучение в России уже в процессе работы. Ассигнования, выделенные в рамках постановления правительства РФ № 219 от 9 апреля 2010 г. позволяют это.
Что касается специалистов по вопросам патентования изобретений, то в России, решение вынести эти службы за организации выглядит неоднозначным. Во-первых, в ВУЗах и НИИ остались отделы интеллектуальной собственности, в которых работают такие специалисты, и обращение к ним может быть дешевле, чем обращение в патентные бюро. Эти специалисты могут быть хорошо осведомлены в технических вопросах, но могут быть недостаточно компетентны в вопросах маркетинга изобретений. С работниками внешних патентных бюро ситуация может быть обратной. Во-вторых, система патентных бюро в России не достаточно сильно развита, и даже в дорогих бюро не всегда можно найти высококвалифицированного специалиста. Поэтому, вопросы со специалистами по патентованию должны решаться в каждом случае индивидуально в зависимости от ситуации. Возможно, решением может быть сотрудничество внутреннего и внешнего патентных специалистов. 
Другими важными особенности деятельности OTL являются то, что ученые университета обязаны отправлять в OTL описания всех созданных ими изобретений, которые имеют потенциал патентования и коммерциализации [4], а также то, что OTL имеет сильные связи как учеными из университета, так и с представителями промышленности, что облегчает процесс трансфера технологий.
Когда описание изобретения приходит в OTL, оно становится кейсом, который управляется с самого начала до самого конца одним из специалистов по лицензированию. Специалист определяет патентуемо ли изобретение, и если да, то лицензируемо ли оно, и если да, то может ли оно генерировать достаточные роялти чтобы покрыть затраты в сумме 10 тыс. долларов США на подачу заявки на патент. Далее, этот же специалист разрабатывает маркетинговую стратегию, показывает изобретение потенциальным покупателям лицензии и заключает сделку [4].
Таким образом, процесс лицензирования в OTL включает несколько фаз: раскрытие изобретения, оценка изобретения, маркетинг (разработка маркетинговой стратегии), разработка стратегии лицензирования и заключение лицензионного договора, пользование опционом (если необходимо), патентование изобретения, управление взаимоотношениями с компанией-лицензиаром.
Введение подобной методологии лицензирования в российских ВУЗах вполне приемлемо поскольку позволяет снизить риски, упорядочить и структурировать процесс, а ассигнования, полученные ВУЗом по постановлению правительства РФ № 219 от 9 апреля 2010 г. позволяют осуществлять этот процесс и набраться опыта.
Как было сказано выше, для OTL выгоднее заниматься продажей лицензий, а не коммерциализацией разработок путем создания старт-апов, т.к. доход от роялти существенно превышает доход от продажи акций компаний. Однако, сегодня в Стэндфордском университете создается все больше и больше старт-апов. Старт-апы, как правило, создаются как отдельные организации со своим юридическим лицом, а университет уже оказывает некоторые услуги этим старт-апам [5, 6].
Поскольку ИС созданная в стенах университета принадлежит университету, то старт-ап компания, созданная на основе технологии, разработанной в университете, вынуждена покупать лицензию у университета. Раньше, лицензии старт-апам передавались только за деньги, но сейчас OTL часто принимает акции вместо денег.
Коммерциализация разработок путем создания старт-ап компании обычно включает следующие виды деятельности: разработку бизнес-плана, помощь в организации компании, поиск инвестиций для начальной стадии, помощь в найме персонала и др. Прибыль при таком виде деятельности достигается путем продажи акций старта-па, которыми, часто, старт-ап расплачивается за лицензию университету.
Коммерциализация технологий путем создания старт-апов является безусловно более сложным процессом чем лицензирование технологий, но и приносит большую прибыль в случае успеха (который однако, достигается не столь часто). Нужно отметить, что в России этот процесс протекает еще более сложно, чем за рубежом. Этому есть множество объяснений: несовершенство законодательства, коррупция, неразвитость фондового рынка, слабый производственный сектор и отсутствие честной конкуренции, недостаток высококвалифицированного менеджмента и другие. Поэтому если результаты программы по постановлению правительства РФ № 219 от 9 апреля 2010 г. будут оценивать не по количеству созданных старт-ап компаний, а по количеству выживших и ставших успешными, то здесь у ВУЗов могут возникнуть проблемы. Поэтому, стоит рекомендовать ВУЗам предусмотреть механизмы поиска высоквалифицированного управленческого персонала для создаваемых старт-ап компаний, который, по-видимому, будет играть ключевую роль в достижении успеха. Кроме этого, дополнительной возможностью для ВУЗов как в части лицензирования, так и создания малых предприятий является поиск партнеров за рубежом, поэтому, разработкам, имеющим международный потенциал должен отдаваться приоритет. 
 
Заключение
 
За рубежом накоплен большой опыт в области трансфера технологий из ВУЗов в промышленность, который необходимо использовать российским ВУЗам при планировании деятельности своих инновационных структурных подразделений.
ВУЗы могут использовать механизмы лицензирования и создания старт-апов для передачи разработок в промышленность, они должны разработать механизмы распределения выручки между всеми участниками процесса, должны уделить серьезное внимание поиску и подготовке специалистов для центров трансфера технологий, должны разработать и использования методологию работы с глубокой экспертизой, снижающую риски, предусмотреть меры снижающие стоимость работ центра трансфера технологий (например, патентовать частично за счет средств будущего лицензиата), устанавливать и поддерживать тесные взаимоотношения с промышленностью, уметь подбирать высококвалифицированный менеджмент. 
 
Список использованных источников
 
1. Постановление правительства РФ №219 от 09 апреля 2010 г. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях ВПО.
2. Technology Licensing at Stanford University. Presentation: OTL Overview for Fiscal Year 08-09. http://otl.stanford.edu/
3. H. Wiesendanger.A History of OTL. Overview. http://otl.stanford.edu/
4. Lawrence M. Fisher. The Innovation Incubator: Technology Transfer at Stanford University. Strategy+business. October, 1998. Fourth Quarter 1998,  Issue 13. B&C.
5. J. Sandelin.  University Technology Transfer in the U. S.: History, Status and Trends.
6. J. Sandelin. “Technology Transfer Organization Manual: Based on the Stanford University Model.” Manual.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "ТРИЗ-fest 2010 Трансфер технологий из ВУЗов в промышленность. Зарубежный опыт и возможности для России"