Читая Ивана Ефремова

 


Ефремов Иван

 
«Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли...
Я ж уношу в свое странствие странствий
Лучшее из наваждений Земли!»
Максимилиан Волошин
 
После того как редактор сайта напомнил мне о том, что в книге Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» много говорится о красоте, я решил повторно прочесть ее. А после прочтения еще раз обратить Ваше внимание, дорогие читатели сайта, на автора книги и его произведение. Читая я обычно отмечаю понравившиеся мне выражения и мысли, а на последней странице книги или обложке проставляю номер страницы. Так вот, в этой книге я сделал 57 отметин, а в книге всего 575 страниц! Там интересно все! Первое, что поражает- это энциклопедичность автора. А ведь он не кабинетный работник, он геолог, биолог и т.д. Когда он пишет про Тибет и Индию, то у читателя даже не возникает подозрения, что он там не был. Все описания –это слова очевидца! Второе. Автор показывает удивительных людей - как блестящих, умнейших ученых и вынужденных авантюристов, так и подонков, готовых на все, о которых мы сами узнали, погрузившись в капитализм. Главный герой Гирин Иван – человек, прошедший войну, врач, хирург, готовый всегда придти на помощь человеку в беде, видящий много шире и глубже других и ученых, и врачей, и художников и тонко понимающий красоту… Приведу небольшой отрывок со стр. 38. Это я делаю для того, чтобы привлечь ваше внимание к книге, дорогой читатель сайта.
«Удивительное излечение матери Анны навсегда убедило Гирина в том, что психика в организме человека, и здорового и больного, играет куда более важную роль, чем думали его, Гирина , учителя. Отсюда родилось убеждение, что человеческий организм является настолько сложной биологической машиной, что прежняя медицинская анатомия и физиология, в сущности, едва намечали грубые очертания этого неимоверно сложного устройства. Еще не дождавшись анализов собранной им коллекции воды и почв, он уже сам для себя отверг предполагаемое влияние редких элементов на возникновение болезни Кашин - Бека. Если это влияние в какой-то мере существовало, то оно должно было служить лишь косвенной причиной запутанного процесса, вскрыть который методами науки, того времени не представлялось возможным. Гирин оказался прав - попытки профессора Медникова установить причины болезни оказалось безрезультатной.
Встреча с Анной породила в нем особенное внимание к красоте человека и жажду добиться научного понимания законов прекрасного, хотя бы того, что выражено в человеческом теле. И еще более важным стало стремление понять законы, по каким древние инстинкты, с одной стороны, и общественные предрассудки- с другой, преломляясь в психике, влияют на физиологию. Из всего этого оформилось ясное представление о необходимости психофизиологии, как серьезной науки именно для человека- мыслящего существа, у которого вся медицина до той поры существенно не отличалась от ветеринарии, то есть медицины для животных».
Вот немного из выступления Гирина перед художниками о красоте:
«Гирин говорил о гигантской длительности пути исторического развития животных, давшего, наконец, человека. Говорил о миллионах тончайших связей, пронизывающих все клетки организма нитями, протянутыми во внешний мир, отзывающимися на различные излучения, световые, тепловые, звуковые, молекулярные, магнитные потоки, несущиеся и вибрирующие вокруг нас. Рассказал о наследственных механизмах, передающих не только информацию, но и огромную память прошлых поколений, отраженных в инстинктах и в подсознательной работе мозга. В, последнем, находится как бы автопилот, ведущий нас через все обычные изменения окружающей обстановки без участия сознательной мысли, надежно охраняющей от болезней,  непрерывно следящий за той регулировкой организма, которую ведут и нервная система и более древняя система химической регулировки- гормоны, энзимы. Мозг человека- колоссальная надстройка, погруженная в природу миллиардами щупалец, отражающих всю сложнейшую необходимость природы и потому обладающая многосторонностью космоса. Человек – та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая…
А вот как Гирин отвечал на претензию художника о том, что красота не должна быть связана с телесностью:
-Скажите еще, что оскорбительно быть человеком, потому что имеются кишки, а с ними известные необходимые отправления и надо есть каждый день, спокойно и, как показалось Симе, печально ответил Гирин, вызвав смех зала.
-Такое понимание не ново,- продолжал он.- В начале нашего века среди ученых было модно упрекать человека в несовершенстве, а природу, его создавшую,- в глупости. Даже, например, Гельмгольц, -изучая человеческий глаз, восклицал: «Какой плохой оптик Господь Бог! Я бы построил глаз куда лучше!» Увы, великий ученый сказал нелепость только из-за формального образа мышления С диалектикой природы Гельмгольц не был знаком даже отдаленно, иначе он сумел бы понять, что глаз, отвечая нескольким назначениям, частью совершенно противоположным, как чувствительность к свету и резкость зрения, отличается замечательным равновесием этих противоположностей. У нас, прошедших столь большой путь после Гельмгольца, нет еще приборов, чувствующих всего два-три кванта света, как глаз. А его оптическое несовершенство чудесно исправлено в самом мозгу, опытом зрения. Итак, организм человека построен очень сложно и великолепно, но он – создание материального мира, построенного двойственно, диалектически. Организм и сам состоит из множества противоречий, преодоленных колоссально долгим путем развития. У организма нет никаких возможностей выхода за пределы материального, потому что все наши чувства, понятия, инстинкты представляют собой реакцию на вполне материальные вещи. Так и с чувством красоты: это отражение очень реального и важного, если оно закрепилось в наследственной, подсознательной памяти поколений и стала одним из устоев нашего мироощущения – никак иначе, ничего другого, иначе мы снова опустимся в стоячую воду идеализма. А если так, то основные закономерности чувства прекрасного должны поддаваться научному исследованию. Прежде это было невозможно, теперь время пришло!»
 Я очень надеюсь, что эти несколько выдержек и стихи Волошина, которые я поставил эпиграфом, привлекут Ваше внимание к этому великому человеку.
Теперь я приведу несколько воспоминаний, связанных с писателем. Однажды мне позвонил С.Литвин и пригласил на вечер, посвященный И.Ефремову. Давным,  давно, он провел несколько занятии по курсу ТРИЗ и РТВ с писателями – фантастами Ленинграда, которые его пригласили И они этого не забыли и на крупные мероприятия его приглашали. Я не был большим любителем таких мероприятий, но узнав, что будет Дм.Биленкин, все же приехал. Дело в том, что я совершенно случайно, прочитал статью Биленкина в «Комсомольской правде» «Обучение на Эдисонов», в которой он рассказал о Г.С.Альтшуллере и его Университете в Баку. Это было мое первое знакомство с Генрихом Альтшуллером и я считаю, что Биленкин причастен к созданию Университета Научно технического творчества в Ленинграде.  Меня представили Биленкину и я поблагодарил его за статью, которая сыграла большую роль в моей жизни. Я прослушал нескольких выступающих рассказавших о жизни Ивана Ефремова. Биленкин был болен, и мы проводили его до гостиницы.Но тогда меня творчество Ефремова как-то не зацепило, видимо выступающим не удалось заставить резонировать мой организм.
,
В.Герасимов несколько лет тому назад написал работу «Допустить, недопустимое.», с которой можно познакомиться на сайте http://www.trizminsk.org/e/212004.htm Этот термин приема предложил Г.Альтщуллер. В этой работе В.Герасимов обращается к произведениям И.Ефремова и воздает хвалу его изобретательности и таланту, считая его примеры из экспериментов Природы над рыбами допустить недопустимое блестящими – рыба меч, рыба парусник и т.д. В.Герасимов использует этот прием (допускает недопустимое) уже много лет и получает прекрасные результаты.
Посетите этот сайт - статья,  исключительно, интересная.
 Еще небольшая цитата:
«Художник не свободен от законов природы. Когда он думает, что свободен, получается худший вариант абстрактного искусства».  «Великая педагогическая задача научной фантастики – показать неисчерпаемость научного поиска, научить людей его великой радости.» «Выражаясь фигурально, всё держится на лезвии бритвы…» И.А.Ефремов
 Биография Ивана Антоновича Ефремова достаточно хорошо известна, и с ней можно познакомиться в Интернете. Заканчивая, я хочу привести очевидную мысль, но когда она возникает интересно ее наблюдать. Дело в том, что когда я начал читать повторно «Лезвие бритвы», я вдруг проснулся среди ночи, и меня пронзила блеснувшая  мысль – надо собрать несколько человек и съездить на могилу писателя. Он похоронен недалеко от города, на писательском кладбище поселка Комарово. Эту мысль мы в ближайшее время и реализуем.
Когда я уже все написал, я встретился, с стихотворением Николая Гумилева и понял – оно, как и стихотворение Волошина, про И.Ефремова. Про этого великого бойца с обыденностью, про того, кто подобно Грину отправлял и отправляет наши корабли в дальние странствия - между материками, между звездами.
« Рыцарь счастья.
Когда в этом мире дышится легко!
Скажите мне, кто жизнью
недоволен,
Скажите, кто вздыхает
глубоко,
Я каждого счастливым сделать
волен.
Пусть он придет, я расскажу ему
Про девушку с зелеными
глазами,
Про голубую утреннюю тьму,
Пронзенную, лучами, и стихами.
Пусть он придет! Я должен
рассказать,
Я должен рассказать опять и
снова,
Как сладко жить, как сладко
побеждать
Моря и девушек, врагов и слово.
А если все - таки он не поймет,
Мою прекрасную не примет веру
И будет жаловаться в свой черед
На мировую скорбь, на боль -
к барьеру!»
 
 

 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Читая Ивана Ефремова"