Основные мотивы творческой деятельности человека (тезисы)

 
В литературе по психологии и методологии творчества недостаточно глубоко освещаются вопросы  мотивации творчества. Такая же картина наблюдается и в «тризовской» литературе. В книге «Как стать гением» авторов Генриха Альтшуллера и  Игоря Верткина,  есть описание условий, при которых жизнь человека становится творческой, есть рекомендации по преодолению сопротивления внешней среды, но, к сожалению, нет описания и анализа мотивов, которыми руководствуется человек, совершая свои творческие поступки. А что заставляет человека быть творческим?
Этому вопросу в известной литературе, к сожалению, уделяется очень мало места.
 Если мы хоть немного попытаемся разобраться в этом вопросе, то, вероятно, более ясными станут пути активизации и развития творческих способностей человека.  
 
«Ничто не возникает само по себе, все является следствием каких-то причин» - так говорили еще древние. Необходимость проявить творчество, тоесть найти новое неизвестное ранее решение, так же является следствием какой-то причины, а точнее, ответом или реакцией на неудовлетворенную потребность или нереализованный мотив.
   По происхождению эти потребности или мотивы можно разделять на внутренние и внешние. Внутренние мотивы возникают в самом человеке и заложены в нем в виде инстинктов или, если можно так сказать, на генетическом уровне. Внешние мотивы возникают под влиянием общественной потребности того общества в котором находится человек. Рассмотрим подробнее внутренние и внешние мотивы творчества
 
 Внутренние мотивы творческой деятельности человека:
 
Реализация поисковой потребности.
 
Каждое живое существо, а тем более человек, с первых дней своей жизни активно исследует среду, в которую он находится, пытается ее изучить, понять и использовать для своего существования. Эту естественную поисковую потребность,  можно назвать «природным любопытством», которое заставляет человека изучать и анализировать новую для него ситуацию, делать какие-то выводы и совершать новые действия, которые он ранее не делал, тоесть проявлять творчество.            
Подавляющее большинство ученых занимаются творчеством именно под влиянием, внутренне заложенной в них, поисковой потребности. Эту поисковую потребность можно развивать с детства соответствующим воспитанием, или же, наоборот, заглушить ее. В последнем случае слова сатирика Михаила Жванецкого  будут звучать особенно правдиво  - «В каждом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче» 
 
Инстинкт самосохранения, выживания и продолжения рода.
 
      В экстремальных условиях, когда человек испытывает опасность,  он активизирует свои творческие способности и часто находит изобретательское решение, которое сохраняют ему жизнь. Таких примеров можно привести много.
Мотив к творчеству возникает и тогда когда необходимо выжить в каких-то особо сложных условиях. В таких случаях человек часто по новому использует имеющиеся у него средства и ресурсы. Такие творческие действия помогают ему преодолеть возникшие трудности.  
Не меньшее количество творчества, а может быть и больше, человек проявляет чтобы удовлетворить свою потребность в продолжении рода. Мы можем убедиться в этом, читая древние баллады о влюбленных, средневековые романы о рыцарях и современную беллетристику. Всегда и везде влюбленный человек проявляет максимум творческих способностей, чтобы найти свою половину и подчиниться великому зову природы.
 
 
Удовлетворение  материальных потребностей -
             (Пища, кров, одежда и т. п)
 
    Основная часть мирового патентного фонда содержит в себе творческие решения направленные на удовлетворение материальных потребностей человека. Такими потребностями являются возделывание сельскохозяйственных растений, приготовление пищи, изготовление одежды, строительство домов, дорог и многое, многое  другое. Человек никогда бы не создал этих вещей если бы в них не возникла потребность. А по мере развития общества развиваются и материальные потребности, которые еще в большей степени мотивируют человека на проявление творческих способностей.
 
 
Удовлетворение духовно -социальных потребностей
(Самоуважение, признание, самореализация и саморазвитие)
 
    Когда первичные материальные потребности, в какой - то мере, удовлетворены, появляются необходимость удовлетворить духовные потребности, а так же потребность в признании, самореализации и саморазвития. Под действием этих мотивов человек создает письменность, музыку, искусство и науку.
    Постоянно растущая потребность в саморазвитии порождает великих поэтов, писателей, артистов, философов, ученых и многих других творческих людей, деятельность которых позволяет сохранить и развивать цивилизацию.
 
Корыстолюбие, властолюбие, карьеризм.
 
  Желание быть богатым, получать много денег, иметь высокую должность и властвовать подчиненными, для многих является сильным мотивом, чтобы развить и задействовать свои творческие способности. Известный персонаж Остап Бендер проявлял чудеса изобретательности, находчивости и изворотливости, чтобы приобрести желанный миллион. Присмотритесь к «власть имущим», все они в известном смысле, достаточно изобретательные и творчески развитые люди. Иногда только жаль, что их творчество не всегда направлено на благо народа, которому они служат.  
 
Лень, не желание тратить свою энергию, паразитизм.
 
Лень - это нежелание человека выполнять какую - то работу. Многие считают, что лень и желание человека паразитировать, на чем либо, является одной из движущих сил развития творческих способностей.
 Устал первобытный человек искать корешки для своего пропитания, и, занялся он земледелием - изобрел соху. Лень стало человеку гоняться за мамонтом - изобрел ловчею яму, неохота стало ему ходить пешком - появилась конная упряжка, автомобиль, паровоз. И так во многих других областях.
Мне лично лень было каждый день открывать утром и закрывать вечером форточку для проветривания теплицы. Чтобы не заниматься этой работой пришлось изобрести и изготовить из подручных материалов автоматическое устройство для открывания и закрывание форточки теплицы. Одной заботой стало меньше, но лень не прошла. Она по-прежнему командует мной и мотивирует на создание других изобретений.
 
Выше были кратко обозначены мотивы творчества, которые человек имеет или создает внутри себя. Теперь рассмотрим мотивы, которые формируются внешней средой.
 
       
 Внешние мотивы творческой деятельности человека:
 
Удовлетворение потребности семьи, страны, человечества.
 
Здесь можно привести обширный ряд примеров проявления творчества для удовлетворения указанной потребности - от изобретения семейного, общего очага и до спутниковой связи системы «ИНТЕРНЕТ». У современного человека, цивилизованной страны этот мотив, порождаемый общественной потребностью, выражен достаточно отчетливо.
 
Следование идеологии, культуре и мифам общества.
 Каждая личность в той или иной степени подвержена влиянию культивируемой в данном обществе  идеологии, а так же общепризнанным в ней мифам и предрассудкам. Эти элементы стимулируют и побуждают проявление творческой активности человека направленной на удовлетворение потребности в поддержании и сохранении того сообщества, в котором он находится.
 
Чувство моды (стадности), желание быть не хуже других.
 
 Этот мотив особенно развит в тех обществах, где понятие «потерять лицо» или «быть не таким как все» означает нарушение общепринятых правил и норм, а значит испытывать непризнание обществом. Если среда, в которую попал человек, является творческой, то и этот человек, чтобы не быть «белой вороной» стремится максимально проявить свои творческие  способности. Не всем это удается, но все к этому стремятся
 
 
Все перечисленные мотивы действуют одновременно, каждый в той или иной степени, но какой то один из них, будет доминирующим. Это определяется социальными условиями, в которых находится человек, его воспитанием, образованием и мировоззрением.
 
 При выяснении вопроса о существовании видов мотивации, возникает следующая задача: - Какие мотивы творчества необходимо задействовать и развивать в наше время, какие методы использовать для этого?
 
 Здесь огромный объем работы для родителей, учителей и педагогов, которые решают задачи связанные с воспитанием творческой личности.
 
Всем известно, что любая гипотеза, тем более, если она претендует на какое-то теоретическое обобщение, требует для своего подтверждения десятки, а иногда и сотни фактов. А вот чтобы опровергнуть или показать ошибочность рассуждений, иногда бывает достаточно привести всего один факт.
 Уважаемые коллеги, помогите мне найти такой факт, который разрушит высказанные соображения.
                                  С уважением, автор Иванов Г. И.
 
                         
 
 
 
 
 
 
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Основные мотивы творческой ...

Изображение пользователя Фил.

Здравствуйте, уважаемый Геннадий Иванович!

Иванов Г.И. wrote:

Всем известно, что любая гипотеза, тем более, если она претендует на какое-то теоретическое обобщение, требует для своего подтверждения десятки, а иногда и сотни фактов. А вот чтобы опровергнуть или показать ошибочность рассуждений, иногда бывает достаточно привести всего один факт.
 Уважаемые коллеги, помогите мне найти такой факт, который разрушит высказанные соображения.


Какие мотивы двигали (и продолжают двигать) людьми, изобретающими оружие массового уничтожения - атомную (термоядерную) бомбу, биологическое оружие, химическое оружие. А так же средства агрессии -баллистические ракеты, дальние бомбардировщики, авианосцы. Просто автоматическое оружие, УЗИ, например. Трудно обвинить таких людей в любви к человечеству и даже в чувстве моды.

Это мое личное мнение. За мои высказывания администрация сайта ответственности не несёт.

С уважением, Фил.

Re: Основные мотивы творческой ...

Здравствуйте, уважаемый Геннадий Иванович.

Пожалуй, соглашусь с Филом в части неполноты Вашего списка. Ибо он содержит аж целых десять элементов, а значит - как нас учили - должен иметь некую свою внутреннюю структуру, которая и покажет, что элементов в списке должно быть именно и ровно десять, не более и не менее.

Ну, а опровергать конкретные элементы списка я не вижу смысла: в принципе все указанные Вами мотивы, что называется, "имеют место бысть". Но хотелось все же бы чего-то большего, чем перечисление...

С уважением,

Александр.

Re: Основные мотивы творческой ...

Изображение пользователя Фил.

lox wrote:
честно говоря не совсем понятно что надо разрушить каким то фактом.

Иллюзии.
Это мое личное мнение. За мои высказывания администрация сайта ответственности не несёт.

С уважением, Фил.

Subscribe to Comments for "Основные мотивы творческой деятельности человека (тезисы)"