Проблемы диалектизации ТРИЗ

ПРОБЛЕМЫ ДИАЛЕКТИЗАЦАА ТРИЗ
Я в ТРИЗ с 1970 года. С первого моего письма в Баку Генриху Сауловичу Альшуллеру.Я занимался тогда поиском алгоритма сжатия учебного материала. В то время перегрузки учащихся достигли физиологического предела, предельно допустимые нагрузки - ПДН были выше научно обоснованных на порядок - по всем предметам дополнительной литературы ученик должен был переработать 289 страниц. Да плюс учебники - тоже не тощите. А предметов в школе изучается 29!!
Надо было спасать добросовестных ребят от запредельных - поистине космических перегрузок - ради сохранения их здоровья - прежде всего психического.
Я начал концентрировать материал, сжимая его до сущностей, а их не так много- причины, противоречия,законы. Получился шестиступенчатый алгоритм " экономика-политика-социум-психология-мораль-идеология" - язык описания - ЭПСПМИ. Он помог сократить объем изучаемого материала в восемь раз!!Подобно той лягушке в сметане я барахтался так отчаянно и рьяно, что взбил , наконец, в комок крупицы масла. И выплыл! Мои программированные пособие дали существенное облегчение для учащихся - и они потянулись к общественным наукам.
Помогли мне в разработке алгоритма работы Генриха Сауловича Альтшуллера. К тому времени уже вышла в 1969 году в Московском рабочем книга "Алгоритм изобретения". В Комсомолке напечатали хвалебную статью об авторе.
И счастливый своей находкой я отправил письмо Генриху Сауловичу с моим алгоритмом, точнее алгоритмическим предписанием для программирования учебного материала. Адрес его дал мне дежурный по ТРИЗ в Волгоградской областной библиотеке Каган Эдуард Львович. Спасибо ему!!
Альтшуллер, как все гении, оказался оригиналом - он ответил на письмо неизвестного горемыки чуть ли не молниеносно. Вы стали на опасный путь математизации и программирования социальных процессов. Вас ждёт судьба неудачника или мученика науки. Желаю успеха. С таким напутствием я продолжил занятие безмашинным программированием.
Проблемы систематизации и алгоритмизации завели меня в дебри кибернетики, общей теории систем,синергетики. Кричать "караул" было поздно.
Я понял, что в каждой науке ровно столько науки, сколько в ней математики. Изучил работы Н. Винера, фон Неймана, Эшби. Мак-Калоха, тектологию Александра Александровича Малиновского ( Богданова). Интуитивно я чувствовал - путь мой правильный, хоть и в самом деле тернистый. Мои разработки и статьи на стыке обществознания и кибернетики отвергали обе стороны.Цуцванг -у одних плохо , у других - ещё хуже. Управленцы посылали... к философам, философы - к кибернетикам, системщикам.В общем - к той самой матери! Так же случилось и с докторской диссертацией о методологических проблемах самообразования, самоорганизации личности - футбол.

Форумы: 

Re: Проблемы диалектизации ТРИЗ

Глубокоуважаемый Анатолий Васильевич,

Отвечу Вам с нескольких позиций - и как доктор, которого никто не "футболил" (кроме дирекции родного института - но то особ-статья), и как человек, в некотором роде не чуждый педагогике (даже вот пять лет педстажа имею - но то тоже особ-статья), и как человек, бывший до самого последнего времени сильно, очень сильно в стороне от ТРИЗ-движения, но, как теперь выясняется, отнюдь не в стороне от существа дела.

Прежде всего, то, что Вы здесь коротко описали, кажется мне в какой-то мере похожим на методику Виктора Федоровича Шаталова. Этот донецкий учитель по существу сделал то же самое - "ужал" школьную программу, только не в восемь раз, а раз эдак в ...дцать, сохранив ее стержень.

Далее, когда я проходил курс "алифатические соединения" (это такой раздел органической химии), я нарисовал простенькую такую схемку, на которую - на одном листе бумаги формата А4! - уместилась по сути программа целого семестра химии в химическом вузе. Народ эту шпору чуть не на куски разрывал. Жаль, не сохранилась...

Еще позднее ,я сделал примерно то же самое, когда учился психологии, и "уложил" для себя программу трех курсов в один. Иначе было бы трудно, очень трудно зачеты сдавать...

Еще позднее, когда стал эти знания психологии применять на практике (не один, а с очень хорошей "психологиней"), мы "уложили" грамматику в девять занятий, которые проводили с неуспевающими, и после которых - о чудо - оценки большинства из них резко повышались... Материалы сохранились, и даже легли в основу ее диссертации. Наверное, можно будет что-нибудь здесь опкбликовать. Уж очень оно вышло у нас "эр-тэ-вэ-истое", как теперь выясняется.

Так что Ваш посыл мне хорошо понятен, и практическая польза очевидна. И, думаю, не только мне.

Так, может быть, что-то опубликуете из сделанного?

С уважением,

Александр Ильич Привень.

Re: Проблемы диалектизации ТРИЗ

И хорошо бы все же определиться, в чем именно состоит проблема (проблемы) диалектизации ТРИЗ. Что предлагается обсуждать и к чему придти (что найти).

Re: Проблемы диалектизации ТРИЗ

Александр Кудрявцев wrote:
И хорошо бы все же определиться, в чем именно состоит проблема (проблемы) диалектизации ТРИЗ. Что предлагается обсуждать и к чему придти (что найти).

А вот здесь возражу многоуважаемому Александру Владимировичу. Я не уверен, что дело здесь именно в "диалектизации" (да и сам этот термин мне как-то режет слух), но очень надеюсь, что есть некий работоспособный метод, который мог бы помочь в усвоении знаний школьниками. Ибо метод В.Ф.Шаталова, при всем уважении к его автору, имел и некоторые недостатки - быть может, автору удалось их благополучно избежать?

Я все же, видя новое, обычно предпочитаю вначале посмотреть на практические результаты, а потом уже на теоретические обоснования, - ибо в теории ошибиться обычно бывает на-а-амного легче, чем на практике (и особенно легко - когда БЕЗ практики). А здесь, как я понимаю, все же не тот случай. Вот и хочется узнать, что ж там на самом деле-то. А уж "диалектизация" это или что еще - как мне кажется, вопрос уже следующий.

Признаюсь с риском расстрела через повешение: я полагаю, что даже законы диалектики - если они законы - имеют ограниченную область применимости. Ну просто потому, что, в соответствии с ними же самими, по-другому не бывает. Применимы ли они к данному конкретному случаю - вопрос и вовсе третий, как мне кажется...

С уважением,

Александр.

Re: Проблемы диалектизации ТРИЗ

priven wrote:
Александр Кудрявцев wrote:
И хорошо бы все же определиться, в чем именно состоит проблема (проблемы) диалектизации ТРИЗ. Что предлагается обсуждать и к чему придти (что найти).

А вот здесь возражу многоуважаемому Александру Владимировичу. Я не уверен, что дело здесь именно в "диалектизации" (да и сам этот термин мне как-то режет слух), но очень надеюсь, что есть некий работоспособный метод, который мог бы помочь в усвоении знаний школьниками.
Александр Ильич, я всего лишь пытаюсь понять, что хочет автор темы. Так что и возражать пока вроде бы не на что.

Re: Проблемы диалектизации ТРИЗ

Счастье человечества - рождение теории решения изобретательских задач. Её создатель - Генрих Саулович Альтшуллер сделал величайшее из всех земных изобретение - как наилучшим образом йизобретать. Математизация и индустриализация изобретательства повысила производительность труда новаторов на порядок по сравнению с методом тыка. От блуждания в дебрях проб и ошибок создатели новой техники перешли к хождению по азимуту. От улучшательства - к прогнозированию технических систем. От примирения с противоречиями - к их кардинальному разрешению.
Творчество стало из стихийного управляемым процессом. Самый труднодоступный для мореплавания пятый океан творчества стал доступным с появлением навигации и лоции в лице ТРИЗ. Человеческий разум получил пятое измерение-измерение творчества. Отныне изобретателем мог стать каждый инженер.
Но горе инженеров-тризовцев в том, что создатель новой решательной алгоритмической технологии - АРИЗа был стихийным диалектиком. А от стихийной диалектики до сознательной - как от кострища до фонаря. И то, и то - свет, но...
Гений есть гений. Глубина его проникновения в суть вещей куда больше, чем у рядового инженера.
И в своей статье совместно с Р. Шапиро " О психологии изобретательского творчества" он определил стратегию управляемого творческого поиска.Алгеброй поверил гармонию вдохновения. Там был указан генеральный путь поиска решения в любых, а не только технических, системах - от противоречия - к причине. То есть восхождение к зениту Решения по ступеням сущностей. Это было гениальным философским предначертанием.
Но излечить пробничество одной - пусть и выдающейся статьёй было невозможно. Разовое применение лекарства не избавит от недуга. Последовательного и систематического примения при разработке поискового инструментария не было. В итоге получилось немало недоделок и огрехов. ЗРТС оказались одинарными, хотя невооруженным глазом была видна их парность (согласование - рассогласование, полнота системы - неполнота..). Не говоря уже о том, что такая фрагментарность и односторонность нарушала закон диалектики о двойственной природе противоречия и порождающей его причины.Тоже касается и приёмов разрешения противоречий - из 41 лишь некоторые были парными (дробление-объединение).
Автор игнорировал основной философский постулат о триединстве материи- вещества-поля-структуры. Потому структурных, организационных среди ресурсов не оказалось. А ВПР непременно должны были стать ВПОР - вещественные-полевые-организационные. И вепольный анализ и синтез должен быть вепольно-организационным, то есть строго системным.
Генрих Саулович не раз в шутку повторял, что его мышление непоправимо "испорчено" системностью. Однако здесь верность системному подходу великий исследователь не проявил. И восторжествовал элементаризм.
То же касается комплексирования, систематизации физических,химических,организационных,геометриче-
ских,биологических эффектов, что является непреложным условием их машинного применения. О такой проблеме впервые на конференции заявил Юрий Петрович Саламатов - крупный ученый в области исследования систем.
Общая теория систем выросла из организационных идей тектологии А.А. Малиновского-Богданова, как дуб из жолудя. Впрочем вырос не один дуб, а целая дубовая роща - кибернетика, синергетика, системология,праксеология, эргономика, семиотика.Тектология оказалась чадолюбивой матерью!!
Но с трудами великого управленца Альтшуллер, как и большинство инженеров, не был знаком. Она была написана в 1911-12 гг. Вышла в свет в Санкт-Петербурге в 1913 году. Но полностью её опубликовали только в Германии. А в 1929 году она появилась и в России - в переводе с немецкого!!! Так мы своих гениев узнаем только в пересказах чужестранцев. И так до 2010 года - Гейм, Новиков - русские англичане, нобелевские лауреаты. Что пенять Альтшуллеру его незнание работ Богданова??
Тектология навела меня на мысль о триединстве материи- вещества-поля и структуры. Структура есть способ взаимопереходов и взаимопревращений двух ипостасей материи. Поле - это вещество со скоростью света, превратившееся в волну. Замедление излучений и полей приводит к их овеществлению. Известно, что Гейзенберг помешался, когда в одном из экспериментов электрон , излучив фотон, потерял массу.Материя снова исчезла- уже в который раз!!! А оказалось, она просто изменила скорость движения,стала иноматерией, преобразившись в солнечный свет. Осолнцевание вещества - неслабый эффект для психики.
А поскольку материя триедина, соответственно должен быть триединым,адекватным и закон сохранения. Два существующих должны быть дополнены третьим -законом сохранения структуры.

Количество порядка и хаоса во вселенной неизменно, постоянно.Она не теряет своей структуры и не приобретает новых стурктур, а только вечо и бесконечно реструктурируется.

Структура идеальна, ибо её нельзя взвесить, измерить. Но она через своих носителей -материальна, хотя КОСВЕННО, ПРОИЗВОДНО,ВТОРИЧНО. В этом разгадка того, что третий закон сохранения до сих пор не сформулирован и не получил права гражданства в философской науке. Он и не будет признан ещё долго, ибо большинство в науке - к великому сожалению, остаётся за метафизиками и идеалистами.
Как видим, степень общности тектологии или органологии повыше общенаучной. Соответственно, более высокого уровня должна быть и ее методология - её место, по нашему мнению - между общефилософской и общенаучной. И инженеры, работающие на общенаучном этаже и крайне редко забегающие на верхний,находятся под его обаянием.Потому оказались ограниченными общенаучными рамками и приемы решения научных задач, сформулированные Г.С. Альтшуллером. К тому же они не были систематизированы, остались набором отмычек для будущих открывателей.Неполный системный ряд и в Семи нотах В.В. Митрофанова - ноты те выбраны им достаточно произвольно - частично они совпадают с законами диалектики (дисимметрия, обратный эксперимент), а в основном это общенаучные феномены.Для открывательства они явно узки. Не та музыка нынче звучит, что звучала в семидесятые и начало восьмидесятых-она стала куда полифоничнее и сложнее и трудна для исполнения даже академическими оркестрами. А тем боллее она некорректна для машины открытий, где должна царить точность, прежде всего - методологическая.
ТРИЗ может и должна стать подсистемой общей теории систем - ОТС. Есть у нее пограничные области и с кибернетикой-наукой о противоречиях и законах управления в технических системах. Как оказалось - не только технических. Сегодня в ряду точных наук стоят экономическая, медицинская, правовая кибернетики. Управленческий( структурный, организационный) аспект есть в любой сфере, а потому кибернетик должно быть столько, сколько сфер жизнедеятельности. Этот ряд бесконечный- дочь оказалась еще более многодетной, чем ее мать!
Киберне в переводе с греческого означает кормчий, рулевой, капитан. Древние греки отводили кибернетике место на капитанском мостике науки. Хотя она и имела тогда только политический аспект - была пособием для руководства полисами. Но то высокое место она, как видим, сохранила.
Кибернетизация - сердцевина идущей в мире технологической революции -замены обычных технологий на высокие, точные ,в первую очередь - нано,био, инфо.
С возникновением кибернетики появились новые понятия - байт, двоичный код,сайт, родились языки программирования -кибернетические. И ряд прежних понятий наполнились новым содержанием, которое, к сожалению крайне медленно осваивается рядовыми пользователями. Так информация (сведения, знания) стала означать порядок связей. А информационные технологии - это организационные, управленческие технологии. Пока же таковыми общепринято называть те, где применяется компьютер, что неправомерно сужает рамки понятия.
Научно-техническая революция , начавшаяся в пятидесятые годы, была прежде всего кибернетической. Работы Н.Винера,У. Эшби были её духовной основой. Дело в том, как нам представляется, что к средине века люди научились производить материальные блага. Но кризис тридцатых годов показал, что богатство опасно, если оно неуправляемо. В Бельгии огромные рвы заполняли тушами свинины и обливали керосином. В Америке сливали цистернами в канализацию молоко - на глазах у голодных детей. Хиросима показала, что неуправляемость несёт с собою смерть. Учёные не научились управлять делением ядер, но атомную бомбу изготовить исхитрились.
И потому кибернетика была ответом на вызов столетия. Как и ТРИЗ - одна из её ветвей.Кибернетизация материального производства - к счастью - факт свершившийся- по крайней мере в развитых странах.А вот кибернетизация духовного производства, начатая тризовцами, продвигается крайне медленно. В силу психологической инерции.
Управлять мыслью?!! Какое кощунство!!
Но дерзкие крикуны - тризовцы всё же докричались до инженерной души. Даже в дебрях технического и особенно - технологического застоя в стране. В условиях, когда производство отдано на откуп олигархам, предпочитающим сферу потребления и обмена, где легче воровать, о модернизации можно только мечтать. Эти мечты кремлёвских небожителей - пустая демагогия. Нанотехнологии нам только снятся. А впереди электронные технологии - на основе использования не только заряда, но и объёма электрона, а далее - кварковые , нейтринные. Там понадобятся не только изобретения пятого уровня, но и открытия на каждый день. И ТРИЗ будет нужна, как интеллектуальный хлеб. В ход пойдут и решательные изобретательские инструменты - АРИЗ, приемы, эффекты, и открывательские механизмы - алгоритм В.В. Митрофанова, А.В. Лимаренко( АПРОЗ-89,Журнал ТРИЗ, 1997,1, № 14, сс. 36 - 42) и другие. Ведь сегодня легче сделать открытие, чем отыскать его в гималаях научной литературы и реестрах.
И потому диалектизация ТРИЗ, ее методологическое довооружение и перевооружение являются неотложной давно назревшей задачей.
Солнце ТРИЗ восходит над технологическими просторами России, солнце системной диалектики.Кибернетический, методологический и психологический ( В.В. Митрофанов) минимумы -пусть и не на кандидатском уровне- должны стать составной частью интеллектуальной поисковой культуры новаторов, творцов нового не только в технике, но и в духовном производстве, азбукой управляемого творчества. Только тогда ТРИЗ и превратится из заклеванного официозом утёнка в прекрасного лебедя - в науку - изобретательскую кибернетику.
Без диалектического оснащения, методологической модернизации стагнация в решательной технологии будет продолжаться долгие десятилетия.
А.В. Лимаренко, мастер ТРИЗ, диплом №29, кандидат исторических наук, доцент, тризовец с 1970 года.

Re: Проблемы диалектизации ТРИЗ

Глубокоуважаемый Анатолий Васильевич,

Не возражая по существу против Ваших обоснований (сложный это вопрос, чтобы сходу "рубить правду-матку"), все же осмелюсь задать вопрос еще раз: что именно нового и лучшего дает более глубокое, полное, последовательное применение законов диалектики?

Не сочтите вопрос кощунственным. Я просто привык - везде и всегда - оценивать (для себя!) теории по их возможностям предсказания и/или объяснения чего-то нового, что не может быть предсказано (объяснено) в рамках режних представлений.

Кстати, в отношении ТРИЗ данный вопрос для меня совсем не так прост, как может показаться. Ведь - при всей инструментальности! - ТРИЗ (пока что? вроде бы?) не позволила сделать ни одного крупного открытия, да и в части крупных изобретений последних лет, в общем, не факт, что сколько-нибудь значительная часть из них делается с помощью ТРИЗ. А вот в части "повседневного" изобретательства польза от ТРИЗ мне кажется вполне очевидной. Но (только ли) в диалектике здесь дело?

Думаю, в данном случае меряние регалиями не вполне уместно (регалии ничего и никогда еще не доказывали, согласитесь), а уместно обсуждение и аргументация. И - лично для меня - очень важна практическая составляющая. Ибо я всегда иду от фактов к теории, и только потом уже - наоборот. Видать, опыт работы в прикладной науке сказывается.

Так вот, повторю свою просьбу: нельзя ли чуть подробнее о том, что и как Вам удалось сделать нового в части обучения детей наукам? А уж диалектика ли сие есть или что-то иное - лично для меня вопрос уже третий.

Разумеется, я никоим образом не претендую на "абсолютную истину" - всего лишь хочу уяснить для себя очередную грань бытия так, как я привык это делать до сих пор: от фактов - к объяснениям, и только потом уже - к новым фактам.

С уважением,

Александр.

Re: Проблемы диалектизации ТРИЗ

Изображение пользователя Валерий Мишаков.

Лимаренко Анатолий wrote:

Солнце ТРИЗ восходит над технологическими просторами России, солнце системной диалектики.Кибернетический, методологический и психологический ( В.В. Митрофанов) минимумы -пусть и не на кандидатском уровне- должны стать составной частью интеллектуальной поисковой культуры новаторов, творцов нового не только в технике, но и в духовном производстве, азбукой управляемого творчества. Только тогда ТРИЗ и превратится из заклеванного официозом утёнка в прекрасного лебедя - в науку - изобретательскую кибернетику.

Браво! Автор далеко пойдет. Еще бы добавить про межпланетную конференцию по ТРИЗ...

Re: Проблемы диалектизации ТРИЗ

Валерий Мишаков wrote:
Браво! Автор далеко пойдет. Еще бы добавить про межпланетную конференцию по ТРИЗ...
Не будем слишком строгими, Лимаренко по образованию историк. Человек проник,... и восхитился ТРИЗом.

Subscribe to Comments for "Проблемы диалектизации ТРИЗ"