Время - жизнь

 

 
 
«По счету света и тепла,
по мере, как судьба согнула,
жизнь у кого-то протекла,
 а у кого- то прошмыгнула».
И.Губерман
 
В ночь на 23 февраля я проснулся в мокром поту. Мне приснился сон, что я иду по Ленинграду, и вдруг меня останавливает патруль и просит показать документы, а у меня нет ни одного документа, так как я служу в Мурманске, а оказался в Питере в самоходе. И я не знаю, что говорить и что делать! Сколько лет прошло, но память цепко держит это событие, потому что оно было неординарным и авантюрным.
Впервые я понял, что такое время в г.Либава. Я ходил в вечернюю школу и впервые там понял, что есть люди, которые ценят время. В вечерней школе была учительница по математике, к великому сожалению не помню ни имени ни фамилии, (если бы на моем месте был С.Литвин, он бы записал и все сейчас помнил. - В.М.),которая так вела урок, что у нас на уроке не было ни минуты покоя. Каждая минута была занята только занятием - решение задач, разбор задач, разбор домашних задании и т.д. Было видно, что этот человек дружит со Временем, уважает и ценит его.
Еще раз я встретился с подобным явлением в институте на занятиях по начертательной геометрии, которую вели сразу два преподавателя, которые не давали нам передохнуть. Недавно ко мне заходил Генрих Скворцов и напомнил мне,что у него разработана программа по интенсивному обучению математике и физике, которую он опробовал на нескольких школьниках и взрослых. Успех виден невооруженным глазом. Он пытается организовать подобные занятия в какой ни -будь школе, но платить за эту программу никто не может. Он обещал мне дать несколько набросков своей статьи, в которой освещает свой подход и я их приведу на сайте. Я знаю, что он обучил девочку нашего друга, которая сдала математику на отлично, и учитель ее спрашивал - у кого вы учились? На уроках , которые он проводил, все школьники весь урок были заняты делом - работой и вовсю тянули руки, чтобы их спросили. А значит были не просто загружены, но и заинтересованы и им было все понятно!
 Если с точки зрения траты времени рассмотреть любой процесс, то вы увидите, как оно утекает. Это и очереди в любых учреждениях - в магазине, в поликлинике, оплата за жилье, свет, газ и т.д., а также на уроках в школе, ВУЗе, на совещаниях, конференциях и т.д. На службе, на флоте часть матросов пребывает в полуэкипаже и ждет когда их направят на корабль. Они должны в это время учиться, но занятия часто бывает некому организовать и они ничего не делают.
Вернусь к истории, с которой начал свой рассказ. Один раз,  в 1945 или46 году, не могу вспомнить, находясь в полуэкипаже со своим сослуживцем Л.Жуковым, я ему предложил съездить в Питер, где жила моя мать, которая пережила блокаду. Мы ничего не делали, и до нас никому не было дела. Мы сели в поезд и приехали в Ленинград. Прожили в нем 7дней и вернулись обратно. Нас никто не хватился. Правда, Лешу начали искать и искали два дня, и, приехав, он получил пять суток губы, но в целом все прошло чисто. И вот теперь иногда снится сон, что меня таки поймали. Видимо подсознание все же фиксировало, насколько велика была авантюра и какой могла бы быть расплата за эту проказу.
Можно утверждать, что на всех уровнях государства, предприятиях, учреждениях и т.д. не дорожат временем, которое можно было бы использовать с громадной пользой.
Мы все помним профессора Любищева, у которого ни одна минута жизни не была потеряна. До такого уровня контроля времени вряд ли кто нибудь, сможет себя довести, но все же необходимо как- то резко уменьшить пустую растрату времени. Ведь многие преступления и проступки совершаются от безделья. Мы не просто не бережем время, мы его не замечаем. А ведь –это наша жизнь, и уже прошло 22февраля 2011 никогда, и его больше не будет никогда, как не повторятся и другие даты! Приведу несколько выдержек, посвященных А.А.Любищеву
Из книги Н. Козлова «Простая правильная жизнь» Текст взят отсюда.
«В 1918 году Александр Любищев, преподаватель Таврического университета в Симферополе, сформулировал цель своей жизни: создать естественную систему организмов. То, что сделал Менделеев в химии, он решил сделать в биологии — и, шире, в истории эволюции. В частности, подкорректировать теорию Дарвина: ему думалось, что тупым случайным перебором не создается та математически выверенная красота и великолепие, которые видим мы в природе.

Ему 28 лет, на жизнь — то есть на работу — он поставил себе 90 лет. Далее составил план жизни и начал трудиться вместе со всей страной по пятилеткам — только своим личным пятилеткам. План — отчет. Отчет недельный. Месячный отчет. Годовой отчет: это уже многостраничная ведо­мость, целая тетрадь. Отчет за 5 лет, план на 5 лет вперед.
Планы подробные, с разделами и подразделами: матема­тика, таксономия, эволюция, энтомология, история науки…
Много ли времени занимали сами эти отчеты и планы? Не более 2% от времени собственно работы. Подробный месячный отчет занимал от 1,5 до 3 часов, план на следующий месяц — 1 час. Годовой отчет — 17-20 часов.
Какое совпадение планов и отчетов? По главным делам запланированное и сделанное у Любищева сходится с точностью до одного процента.

«Всякие перерывы в работе я выключаю, я подсчитываю время нетто. Время нетто получается гораздо меньше количества времени, которое получается из расчета времени брутто, то есть того времени, которое вы провели за данной работой.

Часто люди говорят, что они работают по 14-15 часов. Может быть, такие люди существуют, но мне не удавалось столько проработать с учетом времени нетто. Рекорд продолжительности моей научной работы 11 часов 30 мин. Обычно я бываю доволен, когда проработаю нетто — 7-8 часов. Самый рекордный месяц у меня был в июле 1937 года, когда я за один месяц проработал 316 часов, то есть в среднем по 7 часов нетто».

Подробно считалось все, с точностью до 5 минут, особо внимательно разбиралось время, посвященной цели жизни, прямой научной работе.
Он использует каждую минуту, любые так называемые «отбросы времени»: в любой пешей прогулке он собирает насекомых; когда на заседаниях начинается болтовня, он решает задачки. Английский и немецкий языки он выучил в основном во время поездок в трамваях.
Это и была его Система: беречь каждую минуту своей жизни. Свою Систему он создал еще до того, как поставил в своей жизни цель.
За два года до постановки цели жизни, в 26 лет, а точнее 1 января 1916 года Саша Любищев дал себе обет: научиться отслеживать и беречь время своей жизни. Время — невосполнимо. С тех пор, с 1916 года по 1972-й, по день смерти, пятьдесят шесть лет подряд, Александр Александрович Любищев аккуратно записывал расход времени. Любое свое действие — отдых, чтение газет, прогулки — он отмечал по часам и минутам.
Его дочь рассказывала, что в детстве, когда она и брат приходили к отцу в кабинет со своими расспросами, он, начиная с ними общаться, делал при этом отметки на бумаге: отмечал время.
Действительно, учитывалось все. Отчет за 1938 год: кроме обязательного учета рабочего времени (экология, энтомология, оргработа, Зообиологический институт и Плодоягодный институт), учтено все личное время: общение с людьми, передвижение, домашние дела. Чтение научной и художественной литературы на разных языках — 9000 страниц, 247 часов. Написано 552 страницы научных трудов, из них напечатано 152 страницы. Развлечения — 65 раз».

Я, естественно, не призываю, будьте как А. Любищев, но хоть несколько грамм от его метода - возьмите!
Кстати, я вспоминаю, что Г.Альтшуллер при всех перемещениях на пароходе, поезде всегда что -то писал. Давайте обратим внимание на время и на то, как мы его теряем.
 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Время - жизнь

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Кому-то подойдёт такой режим учёта времени, а кому-то нет.
История знает немало гениев, которых современники считали "бабочками, порхающими с цветка на цветок" и удивлялись, как они успевают столько сделать, не пропуская ни одного бала, ни одной юбки...
Заключи таких в нечто подобное системе Любищева - и всё.
Был гений, да весь вышел.
А теперь вопрос к почтенейшей публике:
У кого-нибудь поднимается температура, когда он/она решает заковыристую проблему?
Да так, что пот градом, хотя дома холодно?
Это я к тому, что некоторые люди просто физически способны ускорять процессы в своём мозгу.
Т.е. если они развлекаются 2 часа и думают 2 часа фактическое соотношение может быть 1 к 2-м и даже 3-м.
Это если не брать в расчёт то, что иногда они совмещают процессы - одна часть их мозга работает, пока другая развлекается.
Система Любищева подходила и помогла Любищеву, а кому другому могла запросто помешать.
Я не против системы учёта времени, но...

Re: Время - жизнь

Изображение пользователя Sergei.

О Любищеве читал давно и еще тогда меня поразил его подход к расходованию времени. Но я очень сомневаюсь, что метод Любищева приемлем для всех творческих личностей. По определению творчество - это взлеты и падения, ошибки, поиски,раздумья, опять ошибки... Творческий человек может несколько дней внешне "простаивать" (хотя его подсознание даже во сне работает над задачей), а потом за несколько часов скачком наверстать упущенное. А строгий учет времени хорош при конвейерной сборке изделий, когда все поставлено на поток и весь этот механизм не имеет права простаивать. Хотя нельзя не согласиться с В.В.Митрофановым: время бесценный ресурс и необходимо помнить о методе Любишева, стараясь взять от него хотя бы самую малую долю. Но только как это непросто сейчас в нашем "беличьем колесе" Жизни...

...а в остатке?

Изображение пользователя Leonid.

И не стоит забывать о том, что осталось в часиках (тех, что в заставке статьи), когда весь "песок" высыпался...

Re: Время - жизнь

Полностью соглашусь здесь с Григорием. "Что русскому хорошо, то немцу смерть" (с).

Мой бывший руководитель (мы с ним и поныне вместе работаем, изменился только характер отношений), по характеру типичный "немец", до сих пор в свои 85 продолжает работать по 11 часов в день, порой с выходными, порой без. Он всегда и жестко планирует себе как распорядок дня, так и объем работы. А вот у меня так не получается. Точнее - даже нет, пробовал, и даже кое-что получалось. Но... организм при этом так вымучивался, так выжимался, что после пары-тройки месяцев такой работы требовал полугодового, как минимум, отдыха (в смысле - работы с сильно пониженными нагрузками). Я и сейчас могу поработать в таком ритме несколько месяцев, но - насиловать организм все же не хочется. Согласование с самим собой, на мой взгляд, здесь важнее, нежели согласование с внешним ритмом. Но - каждому более подходит свой путь.

Лично Волюславу Владимировичу всячески желаю здоровья, благополучия и бодрости. Если в этом ему помогает четкий распорядок дня и планирование жизни - удачи и успехов ему на этом пути!

С уважением,

Александр Привень.

Re: Время - жизнь

Изображение пользователя Фил.

Митрофанов В.В. wrote:

«В 1918 году Александр Любищев, преподаватель Таврического университета в Симферополе, сформулировал цель своей жизни: создать естественную систему организмов. То, что сделал Менделеев в химии, он решил сделать в биологии — и, шире, в истории эволюции. В частности, подкорректировать теорию Дарвина: ему думалось, что тупым случайным перебором не создается та математически выверенная красота и великолепие, которые видим мы в природе.


"Создать классификацию" - цель не творческая. Это рутинная задача таксономии. Простой анализ. Работа, с которой компьютер справится в считанные секунды. Синтеза нет, нет новизны. А творчество - это созидание НОВОГО. Для того, чтобы жизнь прошла не впустую, чтобы не было жалко бесцельно потраченного времени, цель должна быть творческой, должна быть связана с созиданием нового. Если же с целью вышла промашка, то ни какой учет времени не поможет. Все равно оно уходит впустую.

С уважением, Фил.

Re: Время - жизнь

Фил wrote:

"Создать классификацию" - цель не творческая. Это рутинная задача таксономии. Простой анализ. Работа, с которой компьютер справится в считанные секунды.

Любая работа кажется очень простой, если ее не надо делать самому. Двлее - no comment...

Re: Время - жизнь

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Фил wrote:
"Создать классификацию" - цель не творческая. Это рутинная задача таксономии. Простой анализ. Работа, с которой компьютер справится в считанные секунды.

Ой ли?
Самое сложное ведь не сама классификация, а выделение существенного признака из огромного количества несущественных.
Как хорошо сказал один программист: "Дайте мне критерии - я решу любую задачу"
Хороший тому пример - морфологический анализ.
Самое сложное - это выбрать/выделить "правильные" оси.

Re: Время - жизнь

Изображение пользователя Фил.

priven wrote:
Фил wrote:

"Создать классификацию" - цель не творческая. Это рутинная задача таксономии. Простой анализ. Работа, с которой компьютер справится в считанные секунды.

Любая работа кажется очень простой, если ее не надо делать самому. Двлее - no comment...

Я уже проделал эту работу. Сам.

С уважением, Фил.

Re: Время - жизнь

Изображение пользователя Фил.

Gregory Frenklach wrote:
Фил wrote:
"Создать классификацию" - цель не творческая. Это рутинная задача таксономии. Простой анализ. Работа, с которой компьютер справится в считанные секунды.

Ой ли?
Самое сложное ведь не сама классификация, а выделение существенного признака из огромного количества несущественных.
Как хорошо сказал один программист: "Дайте мне критерии - я решу любую задачу"
Хороший тому пример - морфологический анализ.
Самое сложное - это выбрать/выделить "правильные" оси.


Используйте везде и всегда основание деления "структура" и не ошибетесь. Если по этому основанию уже делить невозможно переходите на основание "функция", потом можно по размерами и, наконец, по цвету.

С уважением, Фил.

Re: Время - жизнь

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Например...
Структура штука многоплановая.
В общем - это элементы и связи.
По какому признаку делим на элементы, и по какому признаку определяем связи?
Опять ключ в правильном определении этих самых признаков.
Задним числом можно объяснить любую работающую классификацию, а хотелось бы "передним":)
Короче, приведите простенький пример и объясните, почему именно такая, а не другая структура.
Иначе, простите, болтовня...

Re: Время - жизнь

Изображение пользователя Фил.

Gregory Frenklach wrote:
Например...
Структура штука многоплановая.
В общем - это элементы и связи.
По какому признаку делим на элементы, и по какому признаку определяем связи?
Опять ключ в правильном определении этих самых признаков.
Задним числом можно объяснить любую работающую классификацию, а хотелось бы "передним":)
Короче, приведите простенький пример и объясните, почему именно такая, а не другая структура.
Иначе, простите, болтовня...

Классификация - это последовательное деление множественного понятия. Выберите любое множественное понятие. Объясню.

С уважением, Фил.

Re: Время - жизнь

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Фил wrote:
Классификация - это последовательное деление множественного понятия. Выберите любое множественное понятие. Объясню

Э-э-нет :)
Вы выберите любое, знакомое Вам множественное понятие и объясните как Вы его(понятие) собираетесь классифицировать, используя в качестве основания деления структуру.

А впрочем...
Чем техноген не "множественное понятие" - объясните... здесь

Re: Время - жизнь

Господа, прошу, не цепляйтесь к высказываниям Фила, бо не ведает порой, что говорит. Ну ясно же, что никаких классификаций человек не делал и что такое серьезная научная работа просто не подозревает. Ну чего вы хотите от человека, понимающего как с помощью компьютера повторить работу Любищева за считанные секунды. Результатов?

Re: Время - жизнь

Изображение пользователя Фил.

Александр Кудрявцев wrote:
Господа, прошу, не цепляйтесь к высказываниям Фила, бо не ведает порой, что говорит. Ну ясно же, что никаких классификаций человек не делал и что такое серьезная научная работа просто не подозревает. Ну чего вы хотите от человека, понимающего как с помощью компьютера повторить работу Любищева за считанные секунды. Результатов?

Результаты классификации могу выслать наложенным платежом. Она называется "база знаний". Стоимость комплекта из четырех дисков - 2000 рублей. Очень полезно ознакомить с базой знаний маленького ребенка, в возрасте до 6 лет. Она формирует сбалансированную картину мира. Кому надо, заказывайте через личку.

С уважением, Фил.

Subscribe to Comments for "Время - жизнь"