И скульптор, и читатель

 

 

«В канун своих безумий мир грустит,
 и трепет нарождающейся дрожи
 всех скульпторов по крови и кости
 свирепым вдохновением тревожит».
     Игорь Губерман.
                                               
 
 Каждый раз, когда я начинаю писать,какую ни будь работу, я говорю сам себе, наверное, эта последняя. После ее окончания я пустой и не собираюсь больше писать. Проходит час, а может день или несколько дней, и появляется мысль, и я начинаю ее развивать, а пальцы уже тянутся к клавиатуре.
 
Что подвигло меня к написанию этого материала? Я слушал передачу про О.Мандельштама. Его жена рассказывала, что Мандельштам выразил свою мысль, рассматривая скульптуру «Ад». Кратко. Как работает скульптор? У него нет черновиков! Остатки от скульптуры осколки и пыль. А ведь все поэты, композиторы имеют черновики! И я вспомнил, что в картине «Амадей» Сальери просит жену Моцарта передать ему черновики, и она не могла отказать. При новой встрече она ему смущено говорит-«Вы знаете мой муж не пишет черновики»!Сальери был удивлен.
Читая про М.Цветаеву, о том, что начала писать стихи в шесть лет и она «слышала» стихи и только успевала записывать стихи, буквально двумя руками в две тетради. Приведу только одно ее прогнозное стихотворение.
 
Моим стихам!
Марина Цветаева

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(Коктебель, 13 мая 1913)

 
Знакомясь с творчеством Микельанджело,  я узнал, как ему удалось уговорить хозяина каменоломни отдать ему изуродованный мрамор, который вроде не на что не годился. Микельанджело провел огромное количество времени, измеряя и рассчитывая, как именно можно было бы создать скульптуру , чтобы обойти все огрехи материала. И сделал из него Давида, который до сих пор стоит в Риме! Про его творчество хочу привести маленький отрывок из Интернета.
« Едва ли не главной особенностью мастерства Микельанджело является его НЕОБЫЧАЙНАЯ СМЕЛОСТЬ  и УВЕРЕННОСТЬ в работе. Как скульптор он предпочитал камень, где сделанную ОШИБКУ НЕЛЬЗЯ ИСПРАВИТЬ, как живописец — фреску, где также для исправления неверного рисунка или краски необходимо сбить все вместе с грунтом и делать заново (один раз Микельанджело пришлось сбить грунт и заново рисовать.В.М.) Тем не менее, творчество Микельанджело меньше всего походило на импровизацию. Он весьма тщательно подготавливал свои произведения, разрабатывая, прежде всего, в рисунке очертания и позы своих фигур, а также все композиционное построение. Отводя рисунку решающее место, Микельанджело следовал традиции художественных мастерских эпохи Возрождения, где с первых десятилетий XV века прочно сложилось убеждение, ставшее одной из основ новой теории, что рисунок является «отцом трех искусств», то есть живописи, скульптуры и архитектуры.
Для того чтобы добиться безукоризненной правильности рисунка, ни в чем не погрешить против анатомии, которую Микельанджело прекрасно знал, он пользовался изготовленными им самим восковыми моделями, этим моделям он придавал нужные ему позы, причем, пользуясь пластичностью материала, одну и ту же фигуру применял для разных поз. Помещая их в разных положениях, он получал нужные ему ракурсы, запечатлеваемые затем в рисунках.
До нашего времени дошло много рисунков Микельанджело, хранящихся в музеях Италии (Уффици и Музей Буонарроти во Флоренции), Франции (Лувр), Австрии (Альбертина в Вене), Англии (Британский музей в Лондоне) и ряде других. Хотя все это — лишь часть и, повидимому, не очень большая, всего того, что было создано художником, все же по этим рисункам можно составить себе довольно ясное представление об особенностях техники Микельанджело.
Подобно своим современникам, он применял для рисунков перо, мел, а с начала 1500-х годов также и сангину. Среди сохранившихся рисунков есть и самые беглые наброски композиционных построений, фиксирующие первые замыслы (например, первый вариант росписей потолка Сикстинской капеллы), и рисунки поз и движений с модели или обнаженной натуры, и детальное изучение отдельных частей человеческого тела — руки, ноги, головы. Иногда разные варианты встречаются на одном и том же листе».
Если бы у фирмы  BP, был бы хотя бы один инженер, работающий по методике  Микельанджело, то наверно, задача о затыкании нефтяного фонтана была бы решена значительно быстрее. Так же, как и задача по недопущению аварий на АЭС в Японии! Ну, это мое мнение.
 
Возможно, я не прав, но я думаю, что большинство гениев, проведя большую мысленную подготовку, с одного захода создают скульптуру, стихотворение, дворец, и т.д.
Теперь я хочу рассказать и обратить Ваше внимание еще на один вопрос, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Мы каждый день читаем книги: учебники, научные журналы и т.д. А теперь я хочу Вам, дорогие читатели, приоткрыть не только свою, но и вашу  тайну - я с первого чтения не все понимаю, и полагаю и Вы тоже. Хотя возможно мы даже перед самим собой не всегда можем в этом признаться! Но я об этом не очень сожалею. А вот когда я не понимаю те материалы, которые изложены в научно популярных книгах – меня это раздражает и огорчает. Получается, что есть гении творчества и в данном виде работы – некоторым авторам удается так описать сложные вопросы, что их понимаешь с первого раза.
Когда - то, я купил книги П.Филиппова «Солитон», и Г.Смирнова «Рожденные вихрем». Книгу Г.Смирнова я купил в пяти экземплярах - четыре отдал слушателям. Книги прекрасно написанные и в них приводится много исторических примеров и о изобретениях и об открытиях. Г.Смирнов очень интересно описал как в Англии, во времена, когда в стране были каналы и по ним лошади таскали баржи, один владелец такой системы лошади-баржа, заметил, что при определенной скорости вдруг оказывалось, что баржа будто садиться на какую то волну и тянуть ее лошадям легче. Он, ни с кем не согласовывая, сразу разработал технологию для использования этого эффекта.
 «Впервые солитоны — уединённые («соло», один) устойчивые волны — начал исследовать в 1834-м году Дж. Скотт Расселл. Предприниматель викторианской эпохи, Расселл был весьма и весьма образованным человеком своего времени. Работая в отделе естественной истории в Эдинбурге, он получил задание исследовать пропускную способность одного из городских каналов, чтобы повысить его экономичность. Похоже, что в процессе этих исследований он и сделал поразившее его наблюдение».
Привёдем часть красочного описания, сделанного Расселлом: «Я следил за движением баржи... когда баржа неожиданно остановилась; но масса воды, которую баржа привела в движение, не остановилась; вместо этого она собралась около носа судна в состоянии бешеного движения, затем неожиданно оставила его позади, катясь вперёд с огромной скоростью и принимая форму большого одиночного возвышения… водяного холма, который продолжал свой путь вдоль канала, нисколько не меняя своей формы и не снижая скорости. Я последовал за ним верхом, и, когда я нагнал его, он по-прежнему катился, вперёд… сохранив свой первоначальный профиль…».
Когда Рассел изучил эту волну и опубликовал статью, практически никто из ученых не поверил, что такое бывает. И только много позднее в 20веке одумались и поверили. Для того, чтобы понять как же эта волна образуется я много раз читал книгу «Солитон» и уперся в такие понятия как волны, энергия, работа и т.д. Поднял доступные мне материалы, и понял, что и среди ученых определение этих понятий неодинаково. Иногда говорят, что надо дать такое определение, чтобы десятилетний ребенок понял. А вот Р.Фейнман сказал, что мы не знаем, как определить энергию. И представить себе как в процессе торможения баржи, у ее носа, образуется бурун, который самоорганизуется,  и, отрываясь от баржи, идет своим ходом на приличной скорости так, что Рассел не смог его догнать. Эта волна получила название Солитон. Оказалось, что солитоны разгуливают в океане, и в монокристаллах- солитоны дислокации. Приведу два определения для энергии и волны.
« Энергия - это способность производить работу".
«Волна (волновой процесс) - процесс распространения колебаний в сплошной среде. При распространении волны частицы среды не движутся вместе с волной, а колеблются около своих положений равновесия. Вместе с волной от частицы к частице среды передаются лишь состояния колебательного движения и его энергия. Поэтому основным свойством всех волн, независимо от их природы, является перенос энергии без переноса вещества ».
Мне представляется, что определения простые, но возникают дополнительные вопросы- что такое способность, работа? Откуда берется энергия, как переносится энергия?
Я, конечно, не собираюсь спорить по определениям, просто обращаю внимание, что мы часто зная определения, не достаточно глубоко их понимаем.
Итак, есть люди, которые делают свою работу с первого раза - без черновиков. Одни это делают вынуждено, другие сразу создают предмет законченным. Можно сказать, что авторы выполняют ИКР-сами, как бы из ничего создают совершенство!
И второе. Мы в течение жизни по- разному относимся ко времени. В детстве его много и некуда девать. В школе, его начинает не хватать, и т.д. Поэтому, по- моему, надо владеть методом понимания -восприятия того, что читаешь, с первого захода. Это программа минимум. А программа максимум – это конечно же идеальное творчество, создание идеальных решений с одного захода!
 
 
 
 
 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: И скульптор, и читатель

Изображение пользователя Фил.

Митрофанов В.В. wrote:

Теперь я хочу рассказать и обратить Ваше внимание еще на один вопрос, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Мы каждый день читаем книги: учебники, научные журналы и т.д. А теперь я хочу Вам, дорогие читатели, приоткрыть не только свою, но и вашу  тайну - я с первого чтения не все понимаю, и полагаю и Вы тоже. Хотя возможно мы даже перед самим собой не всегда можем в этом признаться! Но я об этом не очень сожалею. А вот когда я не понимаю те материалы, которые изложены в научно популярных книгах – меня это раздражает и огорчает.


Есть способ обеспечить понимание научно-популярных текстов с первого прочтения - это использование специального алгоритма. Начиная читать текст, мои ученики уже знают, на что надо обратить особое внимание в тексте, что следует запомнить:

По этой же схеме они строят доклады на конкурсе "День науки": http://bakalibr.ru/science.html , в котором с 2011 года принимают участие уже и дошкольники. Доклады, подготовленные дошколятами (естественно, при поддерждке родителей) можно посмотреть здесь:
http://bakalibr.ru/video.html
Митрофанов В.В. wrote:

Энергия - это способность производить работу

Я тоже очень много думал над определением понятия "энергия". У меня получилось:
Энергия - это запас движения.

С уважением, Фил.

Re: И скульптор, и читатель

Изображение пользователя GIP.

Фил wrote:
Митрофанов В.В. wrote:

Энергия - это способность производить работу

Я тоже очень много думал над определением понятия "энергия". У меня получилось:
Энергия - это запас движения.

Такое общее понятие, как энергия , имеет много сторон ее понимания. Так что имеют право на жизнь любые определения.

Мне, например, больше импонирует понимание ее мерой превращения одних взаимодействий в другие, ибо этот смысл более всего связан с вепольной классификацией ТРИЗ и сутью различия техногенов и биогенов.

Осознание

==ИИ-->

Re: И скульптор, и читатель

Изображение пользователя blandux.

Нкоторое время назад начал разрабатывать одну совершенно сумасшедшую теорию, которая оказалась правдой. Оказывается вся энергия любых систем имеет одно и тоже происхождение и один и тот же источник.
Это действительно нечто вроде количества движения, но не совсем того движения, к которому мы привыкли.

Re: И скульптор, и читатель

Изображение пользователя Leonid.

blandux wrote:
Нкоторое время назад начал разрабатывать одну совершенно сумасшедшую теорию, которая оказалась правдой. Оказывается вся энергия любых систем имеет одно и тоже происхождение и один и тот же источник.
Это действительно нечто вроде количества движения, но не совсем того движения, к которому мы привыкли.

Возможно, в то же самое время, другой сумасшедший начал разрабатывать теорию, которая до сих пор кажется правдой.
E=mc2

Re: И скульптор, и читатель

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

blandux wrote:
...но не совсем того движения, к которому мы привыкли.

В широком смысле (философском) движение - это всякое изменение и рост.

Re: И скульптор, и читатель

blandux wrote:
К сожалению формулы не отображают суть вещей.

А что, по-Вашему, отображает суть вещей? И, если сможете ответить, - куда именно отображает?

Заранее благодарен,

Александр.

Re: И скульптор, и читатель

Изображение пользователя blandux.

Не нравится слово «отображает», пусть будет «отражает». На этот сайт я попал случайно и в принципе задерживаться здесь не собирался. Кое-что понравилось.
Как-то прочитал книгу Брайана Грина «Элегантная вселенная». Там сделаны попытки выразить словами математическую теорию суперструн. В её основе именно математика и формулы. Смысл ушёл на задний план. Смешно было прочитать про попытки рассказать о том, что такое скрытые размерности - трудно рассказывать о чём-то другим, если сам не понимаешь, о чём рассказываешь. «Струнники» блуждают в математических дебрях среди созданных ими математических фантомов.
О том, к чему может привести поклонение формулам и пренебрежение к поиску смысла
этих формул можно прочитать здесь: http://electrodynamics.narod.ru/index.html
На мой взгляд, Константин Борисович Кан прав.
Суть вещей показывает именно правильная теория, а формулы только помогают её доказать. Смысл должен быть на первом месте. Не одна из знакомых мне формул не говорит прямо о том, что происходит вокруг, хотя если ЭТО знать, то во многих формулах можно найти упоминание об ЭТОМ.
Я начал было писать книгу, пытаясь рассказать о том как, на мой взгляд, всё устроено.
Некоторые вещи я знаю точно, а что-то было в стадии догадок, но по мере написания книжки стали открываться такие факты о которых, возможно, не стоит рассказывать вообще. Поэтому, выйдет ли книжка – большой вопрос. Не думайте, что у меня есть ответы на все вопросы. Я по прежнему всё ещё «в пути».

И скульптор, и писатель...

Изображение пользователя Leonid.

blandux wrote:

Я начал было писать книгу, пытаясь рассказать о том как, на мой взгляд, всё устроено.
Некоторые вещи я знаю точно, а что-то было в стадии догадок, но по мере написания книжки стали открываться такие факты о которых, возможно, не стоит рассказывать вообще.

Вот это действительно интересно.
"...не стоит рассказывать вообще" - это потому, что может навредить читателю, обществу или Вам лично?

Re: И скульптор, и читатель

blandux wrote:

Я начал было писать книгу, пытаясь рассказать о том как, на мой взгляд, всё устроено.
Некоторые вещи я знаю точно, а что-то было в стадии догадок, но по мере написания книжки стали открываться такие факты о которых, возможно, не стоит рассказывать вообще. Поэтому, выйдет ли книжка – большой вопрос. Не думайте, что у меня есть ответы на все вопросы. Я по прежнему всё ещё «в пути».

Общие слова, которые Вы сказали, мне вполне понятны, и я с ними согласен, - но, как известно, дьявол прячется в деталях... И одна из таких деталей, на мой взгляд, состоит в том, что мы очень часто заблуждаемся именно там, где мы "уверены, что точно это знаем". Горький опыт...

Но вот какое интересное следствие вытекает из моей собственной (нынешней, еще пока что весьма приблизительной и несовершенной :) версии "общей теории всего": к мыслям, подобным Вашим, можно самостоятельно прийти, не свихнувшись при этом, лишь в трех случаях - или во сне, или после очень-очень сильного стресса (на уровне смерти очень близкого существа), или в сильно измененном состоянии сознания (транс, гипноз, медитация и т.д.). А Вы не раскроете секрет, как Вы до дошли до жизни такой? Только не говорите, что вывели всё "чистой логикой", даже если все Ваши выводы сами по себе совершенно логичны :).

Заранее благодарен,

Александр.

Re: И скульптор, и читатель

Изображение пользователя Фил.

priven wrote:

Общие слова, которые Вы сказали, мне вполне понятны, и я с ними согласен, - но, как известно, дьявол прячется в деталях...


Здравствуйте, уважаемый Александр Ильич! Вы так часто употребляете эту фразу, что создается впечатление, что Вы таки верите в существование дьявола. И даже знаете где его искать. Тогда, может быть, опубликуете фотографию? :)

С уважением, Фил.

Re: И скульптор, и писатель...

Изображение пользователя blandux.

"Не стоит рассказывать", потому что информация такого рода сильно изменит общество, а так как я ещё не всё знаю, то и последствия просчитать не могу. Представьте, что всем известно всё обовсём и обовсех. Например взял ты взятку, - это сразу известно абсолютно всем. Информация любого рода будет намного легкодоступнее. То,что могут экстрасенсы - смогут все и на более высоком уровне. Что в этом случае случится с обществом? Я этого не знаю.

Re: И скульптор, и писатель...

Да, нелегко Вам.
Я когда-то рассказ размещал на сайте про похожие муки. Называется "Кошкин дом" Автор Павел Шумил. http://www.metodolog.ru/00953/00953.html
"Мой шлем способен вывести все человечество в гении. И превратить всех крупных животных в разумных существ. Разумные будут есть разумных. Потому что больше есть некого. Но пусть мы решим продовольственную проблему. Волки не станут есть кроликов. Антилопы не пойдут на обед к аллигаторам. Все дружно начнут плодиться и размножаться. Что станет с биосферой?

Смотрю на неумело сшитый детский чепчик с тремя десятками радиодеталек и жгутиком проводов. Эта вещь способна разрушить наш мир. Нет, не способна, а точно разрушит. Мир станет умнее, технологичнее и жестче. Но будет ли новый мир лучше?

Что мне делать с этим чепчиком?"
А до этого был прекрасный рассказ Генриха Альтова "Опаляющий разум". http://lib.rus.ec/b/123352/read
Почитайте, может быть что-то для себя найдете.

Re: И скульптор, и читатель

Фил wrote:
priven wrote:

Общие слова, которые Вы сказали, мне вполне понятны, и я с ними согласен, - но, как известно, дьявол прячется в деталях...


Здравствуйте, уважаемый Александр Ильич! Вы так часто употребляете эту фразу, что создается впечатление, что Вы таки верите в существование дьявола. И даже знаете где его искать. Тогда, может быть, опубликуете фотографию? :)

С уважением, Фил.


Дорогой Фил,

Я не знаю, верю ли я в дьявола, но я... точно знаю, что он существует. Не где-то "вовне" - в наших собственных головах. Существует на уровне аллегории, метафоры, которая, однако, часто бывает способна предохранить нас от опрометчивых действий. А есть ли у нее материальный эквивалент или нет - так ли это в данном случае важно?

С уважением,

Александр.

И скульптор, и священник

Изображение пользователя Leonid.

priven wrote:
Я не знаю, верю ли я в дьявола, но я... точно знаю, что он существует. Не где-то "вовне" - в наших собственных головах. Существует на уровне аллегории, метафоры, которая, однако, часто бывает способна предохранить нас от опрометчивых действий. А есть ли у нее материальный эквивалент или нет - так ли это в данном случае важно?

Над дверью своего деревенского дома Нильс Бор прибил подкову. На вопросы о том, с какой целью он это сделал, отвечал, что, согласно поверию, подкова должна приносить счастье.
Увидев подкову, один журналист воскликнул: «Неужели такой великий ученый, как вы, может действительно верить, что подкова над дверью приносит счастье?»
— «Нет, — ответил Бор, — конечно, я не верю. Это предрассудок. Но, вы знаете, говорят, она приносит удачу даже тем, кто в это не верит».

Subscribe to Comments for "И скульптор, и читатель"