Что сделано и что предстоит

15 октября – день рождения Г.С. Альтшуллера. Сегодня Генриху Сауловичу исполнилось бы 84 года. В этот день, определенный МА ТРИЗ как день тризовцев, имеет смысл подвести итоги сделанному.
 
 
Итоги прошедшего года – где мы находимся
Объявленные руководством страны программы модернизации и инновационного развития, так и не стали пока центральным пунктом общественной повестки дня. Перестройка инновационной системы на современный лад приобрела конкретный адрес и прописавшись в Сколково, готовится действительно стать «сектором» народного хозяйства, особой зоной, в которой происходит развитие и случаются новшества. В то же время специалистам понятно, что за последнее десятилетие во многом впустую растранжирен и практически исчерпан лимит относительно спокойного времени, отпущенный стране на перестройку хозяйственного механизма, его приспособление к функционированию в рамках современных хозяйственных укладов. Многие эксперты говорят о том, что для реального встраивания в систему международной научной кооперации стране нужно не менее пяти- шести тысяч научных лабораторий, занимающихся исследованиями в различных направлениях прикладной и фундаментальной науки. Это число определяется как минимально необходимый объем научной компоненты, нужный для функционирования в стране собственной разноплановой науки. В реальности он отсутствует. Прикладная наука в стране практически свернута и достойно функционирует лишь в локальных нишах. Понятно, что вынуждена будет свернуться и она, поскольку без системы «перекрестного опыления» знаниями и идеями, эта область развиваться не может. Для придания развитию прикладной науки нового импульса, необходима заинтересованность промышленности в результатах научных исследований. Только так можно обеспечить прилив финансирования не через одни ворота академии наук, а широким фронтом. Реальность такого развития события в ближайшее время каждый желающий может оценить самостоятельно.
Научный аспект развития
Прикладные научные исследования являются той почвой, на которой произрастают инженерные разработки. Наш опыт проведения проектов в самых разных областях деятельности показывает, что значительная доля новых решений сегодня  относится к созданию или использованию новых материалов. Современные материалы все больше заменяют устройства. Это положение, предсказанное еще на заре развития ТРИЗ, тем не менее требует от разработчиков новой техники знакомства с все более глубокими уровнями описания материи. Разработанная в семидесятые годы прошлого века информационная база уже основательно устарела и реально может применяться сегодня только для учебных целей в рамках подготовки на низшие уровни по классификации МА ТРИЗ. Практически каждый проект требует привлечения новых знаний о поведении материалов в особых условиях, эффективно осваивается мировой техникой и наноуровень, в котором также действует огромный пласт особенностей поведения вещества. Создание новой системы информационной поддержки может стать для сообщества практикующих специалистов одной из областей совместной деятельности. Важным представляется и необходимость существенного обновления курсов развития творческого воображения – человеку, воспитанному в механистической традиции бывает очень нелегко зримо представить себе «взаимоотношения» частей полимерной цепочки. Традиционная РТВ-шная подготовка здесь помогает довольно слабо.
Говоря о представлении знаний в наглядном виде, нельзя не затронуть еще одну проблему сегодняшнего дня. Наши разработчики, не привязанные к одному предметному полю, затрачивают много усилий для налаживания понимания с узкими специалистами из различных областей техники. Дело не в разных логиках и не в разных законах физики – у таких специалистов  как, например, радисты и специалисты по энзимам, в значительной мере различаются основополагающие принципы работы, стиль мышления. Наш предмет, если он сможет войти в эти и многие десятки иных специальностей, мог бы стать в какой-то мере языком «междисциплинарного взаимодействия». Эта задача также стоит перед нашим сообществом.
Наконец, очень важным фронтом является освоение широкими массами тризовцев комплекса практически используемых сегодня инструментов, наработанных за последние двадцать лет. Отсутствие информации о свежих разработках приводит к тому, что ряд инструментов последовательно и упорно переоткрывается разными группами специалистов. В спорах о направлениях дальнейшего развития методических инструментов, ведущихся на нашем форуме, особенно заметно это различие в информированности. В конечном счете это приводит к замедлению дальнейшего развития. Будем считать устранение таких темных пятен ключевой задачей этого года.    
Организационный аспект развития методического инструментария в России.
Сегодня назрела необходимость перейти от привычных «школ», ориентированных на обучение и тиражирование обучения, к иной структуре. Хорошей заменой могли бы стать «центры решения задач», в фокусе которых оказалась бы работа по практическому применению накопленных методических разработок. Такие центры могут и должны стать узлами кристаллизации инновационных устремлений на отдельных территориях, заинтересованных в развитии. Практическая направленность центров может стать сильнейшим средством отбора кадров и иных позитивных новшеств, в первую очередь практически применимых и эффективных методических инструментов.
Конечно же, центры решения задач не должны будут замыкаться только на прикладной практической деятельности. По сути и при известном благоприятном сочетании условий они смогут превратиться в центры развития территорий. Для этого надо, чтобы в самих центрах и вокруг них происходила активная деятельность. Они должны заниматься обучением кадров для себя и ближайших предприятий, проводить работы по пропаганде инновационного стиля мышления и современных инструментов их поддержки. По сути, центры станут как бы надсистемами по отношению к «школам», впитав в себя все функции «школ» и объединив их с другими, не менее важными функциями.
В прошедшем году продолжалась работа по развитию таких центров и выработке принципов их эффективного функционирования. Представленные на конференцию этого года  доклады показывают, что идея организованного методического подхода к решению задач подтверждает свою жизнеспособность.  
Так, за прошедший год проведены переговоры с представителями нескольких областей РФ и принято решение организовать подготовку групп специалистов по довольно объемным программам. Надеемся, что к конференции следующего года мы сможем поделиться опытом практической организации таких центров в различных областях страны.
Важным этапом развития стала достигнутая договоренность о создании для предприятий Восточного административного округа Москвы Центра коллективного пользования методическими и программными разработками. Эта структура создается на базе Центра Развития Предпринимательства ВАО Москвы и Центра практического изобретательства. Несмотря на понятные трудности, программа создания и оснащения этого центра продолжает двигаться к своему выполнению. Идея такого центра была заслушана на Совете директоров предприятий округа, проводимом Префектом и получила одобрение. В Восточном округе уже довольно давно ведется деятельность по продвижению в практику методических инструментов. Так, только что завершился семинар на предприятии МЗСА (Московский завод специальных автомобилей), на очереди большой выездной семинар во ФГУП «Курс».
Конкурс задач «Мастер устранения противоречий» в этом году приобретает новый размах. Он серьезно вышел за рамки Москвы, в географии участников мы видим уже многие города нашей страны. Участие в конкурсе принимают не только студенты, но и специалисты, работающие на различных предприятиях.
В очередной раз проводится конференция «Практика применения методических инструментов на предприятиях». Особенностью этого форума является то, что доклады на нем должны быть посвящены итогам практической работы за последний год. 
ТРИЗ активно пропагандируется в органах государственной власти: в Государственной Думе, в рамках комитета по развитию инновационных институтов. Получено предложение дать соображения по возможностям изменения нормативной и законодательной базы из Совета Федерации.
Представителей ТРИЗ сообщества продолжают приглашать в экспертные коллективы по оценке разработок конкурсов «Русские инновации», «Зворыкинский проект». Интересным фактом стало введение представителя МА ТРИЗ в комиссию по отбору идей для конкурса Дайсона. Важным моментом стало и то, что в рамках открытого инновационного университета ТРИЗ зафиксирована как одна из профилирующих и обязательных для изучения дисциплин.
Центр практического изобретательства - итоги года
Оглядываясь на сделанное за последний год, хочется отметить, что работы шли практически по всем направлениям – методическом, организационном, прикладном и учебном, продолжалась работа по практическому решению задач. За последний год выполнено девять больших разноплановых проектов.
 Отработана и практически реализована программа подготовки групп специалистов для внутрифирменных отделов совершенствования производства. Это интересный опыт, поскольку в такой работе приходится помимо методических инструментов заниматься и постановкой организационных аспектов.
Сайт «Методолог» на этой неделе незаметно преодолел планку в полтора миллиона посетителей, заходивших на его страницы за все время после открытия. Это любопытный рубеж и хотя в работе сайта мы видим множество недочетов, само по себе внимание читателей довольно приятно и служит нам моральной поддержкой.
В этом году МОИТТ начнет работать в новом качестве. Группа будет набрана только из людей, готовящихся использовать полученные знания для дальнейшей пропаганды и практического применения методических инструментов. Зато группа будет почти целиком заочной. Возможно, что она будет заниматься на одной из центральных учебных площадок города Москвы.
Важным моментом развития общественной системы стала дискуссия, которая велась летом этого года относительно выработки понимания направлений и принципов проведения сертификационной работы в МА ТРИЗ. Дискуссия была полезной и показала множество нюансов и различий в понимании самих подходов к сертификации. Институт сертификации требует модернизации и дальнейшего согласования с реалиями сегодняшнего дня.
В сертификационном процессе также идут новации – радикально изменены требования к претендентам на 4 уровень. Снято требование обязательности применения АРИЗ-85В, зато появилось новое требование – необходимо представить самостоятельно выполненный проект.
В работе удалось коснуться только некоторых аспектов, отдельных фрагментов общего дела, выполняемого значительным числом профессионалов и любителей в различных странах. Было бы весьма интересно увидеть иные кусочки этой Всемирной мозаики. Мы с удовольствием предоставим слово желающим рассказать об иных фрагментах этой Всемирной мозаики.  

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Что сделано и что предстоит

content manager wrote:

Организационный аспект развития методического инструментария в России.
Сегодня назрела необходимость перейти от привычных «школ», ориентированных на обучение и тиражирование обучения, к иной структуре. Хорошей заменой могли бы стать «центры решения задач», в фокусе которых оказалась бы работа по практическому применению накопленных методических разработок. Такие центры могут и должны стать узлами кристаллизации инновационных устремлений на отдельных территориях, заинтересованных в развитии. Практическая направленность центров может стать сильнейшим средством отбора кадров и иных позитивных новшеств, в первую очередь практически применимых и эффективных методических инструментов.
Конечно же, центры решения задач не должны будут замыкаться только на прикладной практической деятельности. По сути и при известном благоприятном сочетании условий они смогут превратиться в центры развития территорий. Для этого надо, чтобы в самих центрах и вокруг них происходила активная деятельность. Они должны заниматься обучением кадров для себя и ближайших предприятий, проводить работы по пропаганде инновационного стиля мышления и современных инструментов их поддержки. По сути, центры станут как бы надсистемами по отношению к «школам», впитав в себя все функции «школ» и объединив их с другими, не менее важными функциями.
Александр Владимирович, для меня не совсем понятна возможность "впитать все функции" и заменить "школы" "практическими центрами" (т.е. обучение применением). Ведь собственно школьное (и остальное - вплоть до вузовского) обучение как раз и возникло как средство решения проблемы невозможности обучать непосредственно в практической деятельности - как раз из-за усложнения последней. Когда появилось понимание, что достаточно большой период нужно потратить на сугубо "подготовительную" деятельность ребенка (поэтому и появилось собственно "детство, подростничество и юность"). Быть просто учеником мастера оказалось для многих практических функций недостаточно - появилось необходимость в общем образовании. При этом возникли огромные проблемы, поскольку как раз на долгие годы теряется практическая направленность ("зачем учить физику или математику, если мой отпрыск будет театральным критиком?!" - и, наоборот, конечно, стенания на глупую и вредную гуманитарику, когда собираешься быть технарем). Возникла проблема технологии создания учебной деятельности (учебно-познавательной мотивации) и много всяких проблем. При том, что Вы сами подчеркиваете проблему разных профессиональных типов мышления (и для их "объединения" предлагаете площадку ТРИЗ...). Но каким образом тогда "практические центры" заменят "школы"? Может быть тогда довести эту логику до конца и заменить реальные школы "детскими центрами практических решений проблем" (при том, что многие тризовцы - от А.Гина до Фила - именно это и предлагают)? Я целиком согласен, что обучение должно основываться на решении задач, но существует большая традиция исследований и разработок, показывающих, что это должны быть именно УЧЕБНЫЕ задачи (ни в коем случае не практические). В связи с такой парадоксальностью, хотелось бы более детально понять предлагаемую Вами технологию "замены" обучения
С уважением, Александр

Re: Что сделано и что предстоит

Ромащук Александр wrote:
Александр Владимирович, для меня не совсем понятна возможность "впитать все функции" и заменить "школы" "практическими центрами" (т.е. обучение применением). Ведь собственно школьное (и остальное - вплоть до вузовского) обучение как раз и возникло как средство решения проблемы невозможности обучать непосредственно в практической деятельности - как раз из-за усложнения последней.

Я понял Александра Владимировича так, что он (и Фил, кстати, тоже) предлагает не заменить школьное обучение "тризовским", а заменить всевозможные "школы творчества" и прочие подобные "школы" (не общеобразовательные, конечно!) центрами решения практических задач. Возможно, я ошибся. Но отказ от обычных школ в пользу таких (или других подобных) центров - я как-то не могу себе представить подобное в устах Александра Владимировича. И даже в устах Фила - как-то с трудом представляю: он предлагает вроде бы ДОПОЛНИТЬ школьную программу, но никак не ЗАМЕНИТЬ ее...

А что по этому поводу думает сам Александр Владимирович?

Re: Что сделано и что предстоит

priven wrote:

Я понял Александра Владимировича так, что он (и Фил, кстати, тоже) предлагает не заменить школьное обучение "тризовским", а заменить всевозможные "школы творчества" и прочие подобные "школы" (не общеобразовательные, конечно!) центрами решения практических задач.
Александр, у меня тоже была такая версия, но по здравому приему усиления противоречия я решил довести логику до предела. Ведь, на самом деле такие же вопросы встанут и у половинчатого решения "дополнить" обычные школы центрами. Ведь школы изначально "ушли" от практики - чтобы как раз подготовить к более серьезной практике много лет спустя. Неужели предлагается сдела