Сейчас занимаюсь написанием сценариев к фильмам, в связи с чем, заинтересовался теориями построения сюжета. Есть среди них и ТРИЗовские. По крайней мере, с одной из них – «Диалектика литературных сюжетов» А.М. Молдавера – я знаком самым подробным образом.
Сразу скажу, что оцениваю ее практическую ценность как нулевую. Но обсуждать здесь недостатки данной работы мне не очень хочется. С моей тоски зрения, автора подвело желание найти нечто «веполеподобное» в литературе. И вместо того, чтобы идти от предмета исследования к построению модели, он начал натягивать разработанную в ТРИЗе модель на новую предметную область.
Теория сюжета – это слишком обширная тема. Рассмотрим здесь более узкую творческую задачу, над которой ломают головы при создании сценария все авторы без исключения.
А именно - решение проблем, возникающих перед персонажами.
Чтобы фильм или книга были интересными, сценаристы и писатели выстраивают перед героем череду из десятков препятствий, которые он должен преодолеть на пути к своей главной цели.
Это, по существу, проблемы, требующие того или иного решения.
Причем, эти решения должны быть, по возможности, оригинальными.
Но обычно первыми в голову приходят исключительно шаблонные идеи.
Рассмотрим типовую проблему, возникающую в каждом втором боевике:
В комнату входит Джон ( главный герой). Он озирается по сторонам и медленно движется к одной из дверей. Неожиданно сзади злодей приставляет дуло револьвера к его затылку.
- Не дергайся! Мозги вышибу!
Вот она классическая сцена с реальной проблемой. Да еще какой! Допустим, что злоумышленник хочет забрать у Джона алмаз, который тот хранит в своем сейфе.
Какие способы выхода из этой ситуации существуют?
Если мы присмотримся к этой ситуации, то заметим, что в ней много общего с изобретательской задачей. Можно даже сформулировать соответствующее противоречие и постараться его решить.
Сразу вспоминаются те самые 40 типовых способов решения технических противоречий.
Вот часть из них:
Дробление, Вынесение, Местное качество, ПРИНЦИП АССИМЕТРИИ, Объединение,
Универсальность, Матрешка , ПРИНЦИП АНТИВЕСА, ПРИНЦИП ПЕДВАРИТЕЛЬНОГО АНТИДЕЙСТВИЯ, ПРИНЦИП ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ, заранее подложенной подушки, Наоборот, Динамичность, ПРИНЦИП ЧАСТИЧНОГО ИЛИ ИЗБЫТОЧНОГО РЕШЕНИЯ, Переход в другое измерение,
Периодическое действие, Проскок , ПРИНЦИП "ОБРАТИТЬ ВРЕД В ПОЛЬЗУ,
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, ПРИНЦИП "ПОСРЕДНИКА, ПРИНЦИП САМООБСЛУЖИВАНИЯ, Копирование, Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности , Применение пористых материалов, Изменение окраски, Однородность.
Как видно, применить большинство из них напрямую весьма затруднительно.
А вот если пойти с другой стороны – проанализировать способы решения проблем, стоящих перед героями, в реальных фильмах. Их обобщить и классифицировать, то получится другой перечень приемов:
1. Способ «Рембо» (Исключительные качества героя).
Данный прием подразумевает лобовое решение проблемы по принципу «С шашкой на танк». Герой смело идет на противника, превосходящего его в силах, и побеждает благодаря каким-то своим исключительным качествам (меткость стрельбы, быстрота реакции, знание экзотических приемов борьбы, совершенное владение оружием и т.д.)
В нашем примере проблема этим способом решается так:
«Джон выполняет сложнейший кульбит и выбивает пистолет из рук врага».
2. Помощь со стороны.
Другой персонаж неожиданно приходит герою на помощь.
Появляется напарник Джона и приставляет свой пистолет к затылку злодея. Желательно, со словами: «Только шевельнись – и ты труп»!
Одним из вариантов этого способа – «Призыв о помощи». Герой кричит, делает знаки, пишет записку, совершает эксцентричный поступок и т.д. В результате чего, на него обращают внимание.
3. Проблема кажущаяся.
На самом деле никакой проблемы нет. Снимается фильм или герою что-то снится.
4. «Заранее подстеленная соломка».
Герой предвидел эту ситуацию и подстраховался.
Джон знал, где злодей хранит пистолет, и заранее спилил боек.
5. Хитрость, обман.
Герой хитростью снимает проблему или вынуждает противника сделать ошибку.
Джон сообщает злодею, что алмаз еще утром он отдал другому человеку. В доказательство демонстрирует пустой сейф, хотя камень храниться под подушкой. Или отдает врагу фальшивый дубликат. (Обман).
Либо вдруг Джон вспоминает, что у него на банковском счету лежат пара миллионов долларов, которыми он готов поделиться со злодеем (Хитрость)
Часто герои используют противоречия в стане противника, чтобы выйти из трудной ситуации. Шурик, чтобы войти в подъезд, возле которого дежурит собака, призывает на помощь кошку (Операция Ы).
6. Неожиданное везение.
Тут все просто. Случайность – она и в Африке случайность. Правда, знающие люди говорят, что использовать ее в фильме можно только один раз.
Злоумышленник нажимает спусковой крючок, но происходит осечка.
Иногда случайность не решает саму проблему, но помогает это сделать главному герою. Например, неожиданно перегорает лампочка, а Джин этим пользуется.
7. Известие, снимающее проблему.
В разгар конфликта приходит информация, которая в корне меняет ситуацию и устраняет проблему.
По телевизору сообщают, что алмаз, который храниться у Джона, - подделка. Какой смысл теперь его отнимать?
8. Более серьезная проблема снимает предыдущую.
Начинается землетрясение, и Джон вместе со злодеем выбегают из дома, чтобы не погибнуть под обломками здания.
9. Нахождение ресурсов в ситуации.
Джон видит, что над головой злоумышленника висит огромная плита, а веревка, которая ее держит, закреплена на полу. Ногой он высвобождает веревку, и груз падает на врага.
10. Задавить авторитетом.
Харизма героя на столько выражена, что он подавляет противника своей волей и авторитетом. Либо демонстрирует противнику свое полное и безоговорочное преимущество.
« Учитель первый раз приходит в класс, где собраны самые отчаянные хулиганы города. На уроке кавардак. Но когда учитель взял рогатку и попал в летящую муху, порядок был восстановлен. Дети его зауважали».
11. Бегство, уклонение от проблемы.
Во многих случаях, когда победить врага затруднительно, герою разумнее уклониться от проблемы.
- Сбежать. Иногда для этого нужно совершить отчаянный поступок (прыжок с обрыва в воду и т.д.)
- Укрыться в неприступном месте или спрятаться.
- Свести проблему к шутке.
12. Нестандартное решение.
Беда в том, что все перечисленные выше приемы решения проблемы злодей тоже знает. И к ним готов. А потому, самым эффективными и зрелищными бывают нестандартные решения.
Например, Брюс Уиллис выходит с поднятыми руками к бандитам, а пистолет у него закреплен скотчем на спине.
А Индиана Джонс спасается с падающего самолета, спрыгнув на надувном плоту.
- Необычное техническое устройство. Джон поднимает руки, но вместо одной руки у него специальный протез. Своей же рукой, спрятанной под пиджаком, он стреляет в злодея.
- Неадекватное поведение. В фильме «Красный дракон» преступник приставил нож к шее ребенка и хочет, чтобы агент ФБР выполнил его требования. Но агент, увидев, что мальчик описался, начинает всячески его оскорблять. Маньяк сбит с толку, он отбрасывает мальчика в сторону и бросается на агента.
Эти приемы решения проблем имеют куда большую практическую пользу. Поскольку они , по сути, есть обобщение чужого опыта создания фильма. За каждым из них стоят конкретные примеры.
Любой человек, даже не сведущий в драматургии, с их помощью с легкостью найдет приемлемое решение, причем без всякой специальной подготовки.
Может ли помочь опыт ТРИЗ в решении этой задачи? Вполне возможно. Но это будет метод фокальных объектов в чистом виде.
Например, мы берем принцип «Применение пористых материалов» и пытаемся сообразить, куда эти пористые материалы можно засунуть в нашей ситуации.
Без пол литры я так сразу не могу ничего дельного придумать.
Re: Способы решения проблем
Валерий, прошу прощения, но то, что Вы просите, в моем представлении называется "бизнес-консультирование", а эту работу бесплатно делать не принято. Как говорил один мой старый знакомый (увы, уже покойный) про подобные случаи, "лечиться даром - даром лечиться". К искусству Ваша проблема, на мой взгляд, прямого отношения не имеет: у тех, кто занимается искусством, а не его имитацией, подобных проблем просто не возникает. А шоу-бизнес - это совсем другая "статья".
Естественно, как любит говорить Фил, это - мое личное мнение.
С уважением,
Александр.
Re: Способы решения проблем
Александр, большая просьба (просьба ко всем, естественно) - Если не можете или не хотите помочь, если нет конкретной информации - не отвечайте, пожалуйста. Прошу минимизировать количество неинформативных сообщений на ветках этого форума.
Надеюсь на понимание.
Re: Способы решения проблем
priven
Честно говоря, не понял ничего из того, что вы сказали.
О какой моей просьбе идет речь?
О каком "бизнес-консультировании"?
В этом сообщении я бесплатно делюсь с вами результатами своей работы по анализу киносюжетов.
Приемами этими я пользуюсь сам и они мне очень помогают.
Тем, кто сочинением сюжетов не занимается, возможно, знать это не слишком интересно.
Поэтому я больше внимания уделил соотношению ТРИЗ с другой предметной областью, чтобы наглядно показать проблемы, которые возникают на пути прямого применения там механизмов ТРИЗ.
Напомню также, что сюжеты существуют как в фильмах, являющихся продуктом шоу-бизнеса "Терминатор" , так и в картинах, относящихся к области искусства (Гамлет).
И люди, которые пишут сценарии для серьезных фильмов, испытывают еще большие затруднение с построением сюжета.
Re: Способы решения проблем
Александр Владимирович, приношу извинения. Свою точку зрения по данному конкретному вопросу не изменяю: считаю, что данная проблема актуальна в бизнесе и совершенно не актуальна в искусстве, но далее в подобных случаях буду воздерживаться от комментариев. Желаю Валерию и всем остальным всяческих успехов как в бизнесе, так и в творчестве.
С уважением,
Александр.
Re: Способы решения проблем
А почему бы и не использовать пористые материалы? Жертва оказывается человеком X, суперменом или гипнотизером. И на глазах у нападающего оружие превращается в пену и стекает на пол. Или стена рядом вдруг становится магнитной и притягивает оружие. Главное - не тормозить фантазию... Или перейти в область спецэффектов. Какое-то неожиданное или специально подготовленное событие отвлекает внимание нападающего или становится для него угрозой. Не обязательно использовать фантастику. Ведь можно развить такие способности, чтобы человек с голыми руками мог противостоять человеку с оружием: уворачиваться от пуль, иметь молниеносную реакцию и т.д. Еще, мы живем в искусственно созданном окружающем мире. Вещи можно заставить работать на себя, выполняя новые функции. Тогда здесь ТРИЗ и пригодится. Вот так кажется на первый взгляд.
Re: Способы решения проблем
ТРИЗ обычно помогает решить проблемы, которые возникают без ТРИЗ. Здесь вроде бы задача обратная: найти проблемы, решения которых известны без ТРИЗ. Так, может быть... применить к ТРИЗ прием № 8 - и сделать "ТРИЗ наоборот"? Скажем, ИКР наоборот - это когда функции нет, а система - функционирует! Или закон вытеснения человека из ТС наоборот - когда человек выполняет функцию, раньше выполнявшуюся только техникой.Закон снижения идеальности: для получения одинаконого результата со временем требуется все больше и больше затрат. Закон неполноты частей системы: система должна иметь по меньшей мере одну отсутствующую или нежизнеспособную часть. Закон непроводимости потоков: проход потоков по системе должен иметь хотя бы одно принципиально нерасширяемое «бутылочное горлышко»...
...А что? Разве это ничего вам не напоминает?
Re: Способы решения проблем
Напоминает.
Нашу с Езерским работу более, чем двадцати двух-летней давности "Система Анти" :)
Ну и это тоже...
Re: Способы решения проблем
Это будет, в соответствии с моей классификацией, прием "Рэмбо". особые навыки и умения героя.
Это, в зависимости от обстоятельств, "заранее подстеленная соломка" или "использование ресурсов ситуации"
В этом есть определенная доля истины. Некоторые проблемы в сюжетах имеют технический характер.
Провожу пример.
Главный герой собирается на работу. Ему - кровь из носу - нужно обязательно быть на важном совещании. Он подходит к двери, и вдруг выясняет, что ушедшая раньше его жена закрыла дверь на замок типа Цербер с той стороны. У него есть ключ, но открыть замок им изнутри он не может. Как герою решить эту проблему.
Я смотрю свой список приемов и сходу называю 11 решений.
1. Способ «Рембо Разбегается и вышибает дверь плечом.
2. Помощь со стороны. Звонит в МЧС, и к нему приезжают спасатели.
И так далее.
Затруднение возникает лишь с приемом 12. Нестандартное решение.
Вот здесь-то ТРИЗ, безусловно, может помочь. Это его зона ответственности. И сорок приемов разрешения ТП здесь могут пригодиться.
Re: Способы решения проблем
Вероятно, я не достаточно четко объяснил суть задачи.
Речь идет о решении самых обыкновенных жизненных проблем.
Вы поехали на дачу - проткнули колесо. Запаски нет. Как из этой ситуации выйти?
Вам надо спрятать дома деньги, чтобы вор, который, возможно, в дом влезет их не нашел. И т.д.
Это реальные проблемы и как наиболее эффективно их решить мы не всегда знаем.
А драматургия имеет такую особенность - чем сложнее проблема, тем с большим интересом читатель следит за сюжетом. Поэтому у авторов всегда возникает соблазн "усугубить ситуацию".
Вы проткнули колесо, запаски нет, телефон вне зоны действия и трасса пустынная. А еще пурга скоро разразится и - 50 мороза.
Сразу становится интересно, что будет с героем дальше.
Но как из такой ситуации, в которую автор сам себя загнал, выходить?
Re: Способы решения проблем
Интересная постановка проблемы. ИМХО, сценарист начинает копаться в базах данных и что-то комбинировать. Но это похоже на ассоциативное мышление, не дающее эффекта. Значит надо изобретать. Но и изобретения далеко не все интересны. До чего же тяжела ноша творческого человека. А когда на работу выделяются конкретные бабки, за которые отвечаешь головой...
С критической ситуацией легко можно перегнуть палку и зритель, глядя на нее, просто переключит канал. Так я и делаю, когда смотрю ТВ-3.
Но базу данных надо иметь ИМХО, для того, чтобы не повторять шаблоны.
А если построить известный шаблон с вооруженным нападением во времени и оценить, как он развивался исторически? Если развитие идет по спирали, значит повтор допускается. Только надо наполнить его новым содержанием. А содержание должно соответствовать духу времени. Значит базы данных должны быть определенным образом построены: исторически, логически или как-то еще.
Тут, пожалуй, начинается не ТРИЗ, а приемы программирования - сортировка данных по определенным признакам.
Прошу серьезно эти рассуждалки дилетанта не воспринимать.