Немного о великих. Образуют ли они ряды?

«Искусство жизни постигая,

ему я отдал столько лет,

что стала жизнь совсем другая,

а сил учиться, больше нет».

 

 «Сегодня ощутил я горемычно

как жутко изменяют нас года:

в себя, уйдя, и свет зажгя привычно,

увидел, что попал я не туда».

Игорь Губерман

 

 

 

Так случилось, что мне на старости лет пришлось заниматься арифметикой с третьеклассницей  внучкой, которая заявила, что арифметику не только не любит, а пожалуй даже и  ненавидит. Я начал с ней заниматься таблицей умножения и стал попутно вспоминать, а есть ли какие ни будь простые примеры из истории развития математики, которые могли бы поразить детское  воображение и перевели ненависть в уважение к арифметике. И я вспомнил о Карле Фридрихе Гауссе.

 

«Согласно легенде, школьный учитель математики, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Юный Гаусс заметил, что попарные суммы с противоположных концов одинаковы: 1+100=101, 2+99=101 и т. д., и мгновенно получил результат:  101* 50 = 5050.

До самой старости он привык большую часть вычислений производить в уме».

Эту задачу Гаусс решил, когда ему было 10 лет. Я считаю, что в тот момент он совершил подвиг! Сколько в этом решении выдумки, остроумия, смелости, отваги!

Когда я рассказал внучке о маленьком Гауссе, она безучастно выслушала и ушла. Через полчаса она пришла и спросила, а как зовут Гаусса? Пришлось мне шагать в ИНТЕРНЕТ и знакомиться с биографией короля математики.

Но все же, что его подтолкнуло к решению? Я не знаю! Но позвольте выдвинуть предположение. А что если Гаусс задал себе вопрос,- а как можно организовать этот ряд цифр, чтобы с ними было проще работать? Или какой должна быть структура этого ряда  цифр, может появится какая ни будь подсказка для решения?

Прочтя статью про жизнь Гаусса ( как считают некоторые, было 3 математика: Архимед, Ньютон и Гаусс) можно утверждать, что вся его жизнь - подвиг. Гаусс был математиком, астрономом, геодезистом, географом … Он кроме математики с детства увлекался филологией и очень быстро овладевал любым языком. Уже, будучи в годах, овладел русским языком и переписывался с русскими друзьями.

Конечно, Гаусс гений! И когда встречаешься с такими примерами, то не перестаешь удивляться, как Природа создает такие шедевры!

Буквально 29 апреля целый час на «КУЛЬТУРЕ», совместно с десятками тысяч итальянцев слушал выступление Паваротти и поражался, как эти люди любят певца и его голос!

К своему ужасу я понял, что знаю, о том, что сделали гении для человечества примерно  10 в минус 15 степени, то есть архиничтожно мало!

Но ведь прожил жизнь и ничего. Что значит ничего? Конечно, знание или незнание того, что сделали гении двойственно. С одной стороны ты видишь, удивляешься, поражаешься, как много великого и полезного мог сделать один маленький человечишко, а с другой стороны мысли копошатся - ну, а ты то ничего сделать не смог?

Тут как – то, недавно с гостями заговорили о Политехническом Парке и все как один удивились нобелевскому лауреату Жоресу Алферову, который за свой счет построил отличный архисовременный учебный корпус для школьников и молодых ученых России! Тот, кто его видел, не мог не обрадоваться и не позавидовать, что  ему то не придется в нем обучаться. Как же мало у нас таких людей и таких подвигов, совершаемых  ради общества.

Мне недавно рассказал один наш выпускник о том, как он был во Франции. Его история невероятная и сказочная по многим причинам, но она показывает,  что может сделать любовь отца к дочери! У нашего слушателя была маленькая дочка, которая очень хотела петь классику. Но попасть в консерваторию для нее оказалось невозможно.  Отец проявил чудеса взаимодействия со многими людьми, и девочка сейчас поет во Франции. Но я увлекся. Так вот о Франции. В каком уголке Франции вы  бы ни были – вы не почувствуете, что вы не во Франции! В любой деревне все как в столице, начиная от электричества и кончая джакузи и туалетом. У нас колледжей, подобных Алферовскому исчезающее мало. Когда Алферовские  школы появятся в Ленинградской области, я даже представить себе не могу.  

Когда из жизни уходят любимые люди  мы все ужасно переживаем.  Мы пришли на праздник жизни, но многого на этом празднике не увидели, не поняли, не оценили. И вот как бы пересмотрев свой взгляд на влияние гениев на простых смертных ,я буквально в тот же день наткнулся на передачу о Альбрехте  Дюрере 

Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Durer, род 21 мая 1471, Нюрнберг — умер 6 апреля 1528, там же)

Вот так кстати! У Дюрера в понедельник день рождения!  «Дюрер родился в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии. В этой семье росло восемь детей, из которых будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtosi, от названия села Айтош, от слова ajto — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Turer; впоследствии она стала записываться как Durer. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Учёба в 1490 по традиции завершилась путешествием — за четыре года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.»

Как  было бы здорово, чтобы наши тризовцы совершенствовались у разных мастеров. Мастер делает что - то, что не может сделать больше никто!   Так говорили во времена Дюрера.
 
 «В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея.»

Дюрер был не только художник, но он был и ученый, философ. психолог, инженер, как и положено было в те времена – прожектор и придворный умник занимался сразу всем – от придворных праздников до оборонительных сооружений. Чем-то похоже на то, в каких областях решают задачи наши коллеги сегодня.

Ученая, которая рассказывала о Дюрере, сообщила невероятные сведения. Так Дюрер когда создавал рисунок на меди – у него была подушка, на которую он клал руку с резцом, а перемещал лист меди. Это невероятно сложный метод создания рисунка!

На меня впечатление произвела гравюра «Меланхолия» Я приведу несколько небольших описаний «Меланхолии», желающие могут найти другие, более красочные или более психологические.

Вот описание формальное, описание ключника, ведущего учет изображенным вещам: «Изображена одиноко сидящая крылатая женская фигура в венке, которая олицетворяет творческий гений. На боку у нее связка ключей и кошелек, на коленях закрытая книга, в правой руке циркуль – символ геометрии Она в глубокой задумчивости смотрит вдаль. У ее ног спит собака, вокруг разбросаны строительные и измерительные инструменты, среди них – шар и многогранник, позади – жернов и лестница. На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I».  

Вот другое описание – оно более информативно и вскрывает многие неясности с изображенным составом предметов, но делает это на не очень высоком уровне:

«Звезда – Сатурн. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Венок из лютика и водяного кресса - лекарство. Окружающие предметы – атрибуты геометрии, измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Геометрия – одно из «7 свободных искусств». Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Но почему:
1. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту?
2. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии?
3. Что значит MELENCOLIA I?
Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный . Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве», и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» - состояния, в котором творит гений
.

Почему MELENCOLIA I. В 1531г. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». По Агриппе есть три степени познания: I -искусство; II - наука; III - теология.
Дюрер писал: « Что такое абсолютная красота я не знаю. Никто этого не знает, кроме Бога». И еще: «Ложь в нашем понятии и темнота в нашем разуме так укрепились, что даже идя ощупью, мы ошибаемся».
«Меланхолия» Дюрера в депрессии, ибо высшая истина ей недоступна
».

 

Как видим, теории «творящего гения» создавались в разные времена. Люди думали и продолжают думать над этим вопросом.

И наконец, еще одна интересная трактовка:

«  …Озадачившись, я раскопала интересную статью, связывающую гравюру не с идеями Фичини, а с трудами самого Платона - с диалогом о красоте между Сократом и Гиппием. Согласно этой статье, гравюра иллюстрирует финал этого диалога, закончившегося признанием невозможности дать определение красоте. Все атрибуты картины демонстрируют различные попытки философов найти определение - от понятий математики, до полезности предмета. От лестницы - дающей доступ ко всем другим наукам, опирающейся на различные математические символы, до спящей собаки, принадлежащей к охотничьей породе и, следовательно, олицетворяющей собой полезность охотнику».
 Очень похоже на наши проблемы обеспечения подного знания о предмете изобретательства. Мы всегда будем стремиться к тому, чтобы полно описать процесс создания нового и никогда этого не достигнем просто по самому определению нового, как неосознанного еще. Построив матрицу с полным описанием всех возможных элементов, как в системе Менделеева, мы просто должны будем перейти к анализу более высоких сущностей, для которых наших знаний недостаточно. Всегда предстоит работать в некоторой туманной дымке, застилающей объект… Особенно это касается тех, кто развивает сами инструменты.

Итак, что  объединяет всех описанных сегодня мной людей  -Гаусса, Паваротти, Алферова,  Дюрера?

Они все не занимаются одним делом, их не только интересуют различные области деятельности человека, но они активно работают в них. И все занимаются преподавательской деятельностью. Все они сделали не одно открытие, но может быть поэтому и особенно не борются за приоритет. Например, Гаусс вел дневник, в котором были описаны работы, которые начали проводиться только через пять, десять лет после того  как Гаусс  их описал, но не опубликовал.  Конечно, каждый тризовец сам может найти то, что ему подходит для решения, но прием, который вероятно применил маленький Гаусс, может использовать каждый - после формулирования задачи внимательно посмотри нельзя ли для ее решения использовать общий подход - организацию системы! Например, вы пишете статью о гениях и приводите примеры – поэта - Губермана,  певца-Паваротти,  математика Гаусса, художника Дюрера, физика Алферова. Мы их как то структурировали, объединили,  организовали в один пусть и не совсем стройный ряд, который можно изучать и сравнивать.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Немного о великих. Образуют ли они ряды?

Изображение пользователя bdeas.

content manager wrote:
Как  было бы здорово, чтобы наши тризовцы совершенствовались у разных мастеров.

Мастер - Талант - Гений

Эти понятия различны. Если мы говорим, действительно, о великих , то, наверное, здесь подразумеваются Гении.

Многие исторические факты подтверждают, что совместимы:

Гений и злодейство

Гений и безумство

Гений и "НЕНОРМАЛЬНОСТЬ"

Патография – это описание жизни и творчества личности с учетом (и главным образом, с этих позиций) неврозов, психозов и прочих неприятных для памяти гения вещей, о которых стараются не упоминать его официальные биографы. Вот некоторые из примеров, в ней описаных:

1. Николай Васильевич Гоголь, которому психиатр Бурно поставил безапелляционный диагноз: «шубообразная шизофрения»

2. Федор Михайлович Достоевский - его эпилепсия вполне возможно была психосоматической формой проявления истероидной конституции. Cам ипохондрик Достоевский как раз эпилепсию никогда не лечил, в отличие от массы мелких, а то и мнимых своих болезней.

Можно найти высказывания специалистов о садомазохистском наполнении сексуальности Достоевского. Известно, что Достоевский-ребенок очень любил хлестать прутом лягушек. Истоки садомазохизма писателя можно найти как в отягощенной со стороны отца наследственности, так и в обстоятельствах тяжелого детства.

3. Вот вывод психиатра о «пациенте» Чехове: «…Можно допустить, что сам писатель представлял собой по меньшей мере акцентуированную психоастеническую личность. Кстати, психофизиологически интровертированность могла способствовать развитию такого заболевания, как туберкулез»

4. Знаменитый психиатр Россолимо вынес Л.Н.Толстому, этому  «матерому человечищу» следующее категорическое заключение: «Дегенеративная двойная конституция: паранойяльная и истерическая с преобладанием первой»

5.  А в авторе «Лолиты» вообще можно увидеть «скрытого педофила».

Примеров очень много, что заставлет относиться к ним не просто как к случайности.

Поэтому  для меня все-таки очень важным является вопрос  педагогической практики:  "Нужно ли вообще стремиться воспитывать гениев?"  Благое ли это намерение?  И куда ведет дорога, вымощенная подобными намерениями.

Мне кажется - нет.  Поскольку гениальность - это даже не крайнее проявление нормы, это то что за гранью нормы.  Природа ли, бог ли сами решат, когда и кому подарить этот дар ли, проклятие ли.   И вообще у меня по этой теме больше вопросов, нежели ответов....

Re: Немного о великих. Образуют ли они ряды?

bdeas wrote:

Поэтому  для меня все-таки очень важным является вопрос  педагогической практики:  "Нужно ли вообще стремиться воспитывать гениев?"  Благое ли это намерение?  И куда ведет дорога, вымощенная подобными намерениями.

Мне кажется - нет.  Поскольку гениальность - это даже не крайнее проявление нормы, это то что за гранью нормы.  Природа ли, бог ли сами решат, когда и кому подарить этот дар ли, проклятие ли.   И вообще у меня по этой теме больше вопросов, нежели ответов....

Как мне кажется, здесь имеет место некоторая подмена понятий. Гениальность - это свойство или состояние? Я убежден, что второе. Рискну даже дать свое определение (подставляясь под всевозможные тухлые помидоры, но, смутно надеюсь, все же не от гениев): гениальность - это способность видеть связи, не видимые окружающим. Если так, то сия способность отнюдь не обязана быть "вечным" свойством личности: сегодня видишь эти самые связи, а завтра уже не видишь... А раз так, то можно ли говорить именно о патологии? Ну, не каждому дано "просветляться", но если кто-то способен, то что ж, его сразу в ненормальные записывать?

При всем при том, я согласен, что не нужно преследовать цель выращивать гениев. Не удастся все равно. Я всего лишь к тому, что понятие "за гранью нормы" вовсе не обязательно предполагает нежелательные отклонения. Может предполагать - да. Но вот не слышал я ничего (быть может, ввиду своей невежественности) про то, чтобы Пушкин был неадекватен в общении...

Немного о великих. Образуют ли они больничные ряды?

Изображение пользователя Leonid.

priven wrote:

При всем при том, я согласен, что не нужно преследовать цель выращивать гениев. Не удастся все равно. Я всего лишь к тому, что понятие "за гранью нормы" вовсе не обязательно предполагает нежелательные отклонения. Может предполагать - да. Но вот не слышал я ничего (быть может, ввиду своей невежественности) про то, чтобы Пушкин был неадекватен в общении...

Пушкин был тяжело болен, замучил своими домоганиями жену и десяток других женщин, о его болезни не знавших, совершенно запутался в своей жизни, детях и долгах и искал смерти всеми путями. Желательно, мгновенной.

Это нам его препарировали на блюдечке с голубыми бантиками в курсе школьной литературы.

А по жизни был пройдоха, каких еще поискать. Вы бы своих детей к нему на пушечный выстрел не подпустили...

Образуют ли гении больничные ряды?

Изображение пользователя Leonid.

Так уж просто принято, чтобы при жизни правду о гениях скрывали. "Рассекречивают" только через 50 лет после смерти. Теперь и вовсе через 70 лет "вскрытие" разрешают. Когда все заинтересованные современники вымрут, и потомкам можно будет втюхать любую легенду.

Когда-нибудь мы узнаем правду и о других гениях нашей современности. Как Шпаликов, который в те же "пушкинские" 37 не нашел повода для дуэли и выбрал веревку - так было надежнее. Или Шукшин, протянувший аж до 45.

Гениев нужно из жизни гнать, уж слишком они выделяются на общем фоне мирно пасущегося скота. Будоражат всех, теребят, вопросы задают.

Мешают!

 

Re: Немного о великих. Образуют ли они ряды?

Изображение пользователя bdeas.

priven wrote:

 гениальность - это способность видеть связи, не видимые окружающим.

не буду спорить по воводу определиний, поскольку, например, в психологии практически по каждому понятию можно найти десятки определений.

Специалисты чаще говорят: "Я придерживаюсь определения такого-то, поскольку и т.д"   Поэтому я не хочу давать определения, просто порассуждаю.

Есть цепочка:  способности - талант - гениальность.  Но если способности бывают  как специальные , так и общие (составляющие основу для развития специальных), то когда говорят о таланте или гениальности, то чаще (!) имеют в виду  проявление их в специальных областях. Хотя встречаются личности, проявившие гениальность в нескольких областях.   Конечно же, гению каким-то образом становятся связи, не доступные другим. Возможно - это огромный массив информации. Но осознает он не все, а лишь те, которые соответствуют его специальнным способностям.  Когда я употреблял выражение "за гранью нормы", я скорее имел в виду именно границы "нормального восприятия" людей, т.е. "область доступных свзей".  Но чтобы "увидеть" связи вне этой области, нужно оказаться за гранью. Многие творческие люди именно это и пытались делать, например, употребляя наркотики, медитируя и т.п.  Поэтому  гения должна отличать способность переходить в другое состояние, характеризующееся особой "восприимчивостью", чувствительностью к новым связям.

Поэтому  рискну предположить, что феномен гениальности многофакторный:  это и высокая степень развития специальных способностей, и то, что сейчас называют экстрасенсорикой, а также высокая мотивация к достижению в определенной сфере. Конечно, это некоторое предположение, и набор  может быть не полным (и даже совсем другим).   А поскольку гений часто выходил за грани "нормального", возможно это со временем оказывало негативное обратное действие на его психику, как действует и наркотик.   Сколько бы мы не дискутировали -  это не даст ответа. Ответ могут дать только специальные научные исследования. Уверен, что в таковые проводятся и уже  существуют результаты под грифом ДСП или даже "секретно"

Re: Немного о великих. Образуют ли они ряды?

bdeas wrote:

priven wrote:

 гениальность - это способность видеть связи, не видимые окружающим.

не буду спорить по воводу определиний, поскольку, например, в психологии практически по каждому понятию можно найти десятки определений.

Специалисты чаще говорят: "Я придерживаюсь определения такого-то, поскольку и т.д"   Поэтому я не хочу давать определения, просто порассуждаю.

Есть цепочка:  способности - талант - гениальность.  Но если способности бывают  как специальные , так и общие (составляющие основу для развития специальных), то когда говорят о таланте или гениальности, то чаще (!) имеют в виду  проявление их в специальных областях. Хотя встречаются личности, проявившие гениальность в нескольких областях.   Конечно же, гению каким-то образом становятся связи, не доступные другим. Возможно - это огромный массив информации. Но осознает он не все, а лишь те, которые соответствуют его специальнным способностям.  Когда я употреблял выражение "за гранью нормы", я скорее имел в виду именно границы "нормального восприятия" людей, т.е. "область доступных свзей".  Но чтобы "увидеть" связи вне этой области, нужно оказаться за гранью. Многие творческие люди именно это и пытались делать, например, употребляя наркотики, медитируя и т.п.  Поэтому  гения должна отличать способность переходить в другое состояние, характеризующееся особой "восприимчивостью", чувствительностью к новым связям.

Поэтому  рискну предположить, что феномен гениальности многофакторный:  это и высокая степень развития специальных способностей, и то, что сейчас называют экстрасенсорикой, а также высокая мотивация к достижению в определенной сфере. Конечно, это некоторое предположение, и набор  может быть не полным (и даже совсем другим).   А поскольку гений часто выходил за грани "нормального", возможно это со временем оказывало негативное обратное действие на его психику, как действует и наркотик.   Сколько бы мы не дискутировали -  это не даст ответа. Ответ могут дать только специальные научные исследования. Уверен, что в таковые проводятся и уже  существуют результаты под грифом ДСП или даже "секретно"

Согласен по всем пунктам. В том числе и про "способность переходить в другое состояние, характеризующееся особой "восприимчивостью", чувствительностью к новым связям". В том числе и про наркотики с медитацией. С единственным (не мною, впрочем, сделанным) добавлением: даже гениям не всегда помогает то, что помогало раньше...

Что касается определения - то я попытался выделить какой-то один необходимый и достаточный признак, отличающий гения (в состоянии гениальности) от всех остальных. Вы согласились с тем, что этот признак является необходимым. А какие есть основания считать этот признак недостаточным?

Когда, например, в быту мы говорим друг другу "Слушай, да ты же гений!" (разумеется, совершенно не обязательно имея в виду прямой смысл этого слова - просто как комплимент), то что мы при этом на самом деле хотим сказать? Разве не то, что партнер увидел какие-то связи, которых не мы не увидели и которые дали путь к неожиданному решению?

Re: Немного о великих. Образуют ли они ряды?

Изображение пользователя bdeas.

priven wrote:

 гениальность - это способность видеть связи, не видимые окружающим.

... то я попытался выделить какой-то один необходимый и достаточный признак, отличающий гения (в состоянии гениальности) от всех остальных. Вы согласились с тем, что этот признак является необходимым. А какие есть основания считать этот признак недостаточным?

  Например, так: 

Один человеку, который не является художником (инженером, математиком), видит во сне какие-то причудливые фантастические картины (механизмы, формулы) . Единственное, что он делает - рассказывает об этом знакомым. А другой человек - художник (инженер, математик) создает на основе этих сновидений, подкинутых подсознанием, гениальное полотно (новую тех. систему,  математическую модель).

Поэтому  важно не только "получить доступ" к новой информации, но иметь в голове особый настроенный "фильтр", позволяющий отсеять только нужную. А высокий уровень развития специальных способностей позволит воплотить эту информацию в нечто новое.

Сильно упрощая, можно было  бы сказать, что талант -  это наиболее яркое проявление специальных способностей. А гениальность - наиболее яркое проявление таланта на основе "сверхчуствительного" восприятия.

Subscribe to Comments for "Немного о великих. Образуют ли они ряды?"