Перенос опыта ТРИЗ в другие области - стандарты и вепольный анализ

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Вы когда-нибудь пробовали использовать стандарты на решение изобретательских задач и/или вепольный анализ в других областях?
Почти уверен, что пробовали - ведь это так заманчиво... В одной из знакомых мне работ даже приводится пример на промежуточный аккорд, который вводился между двумя кусками музыкального произведения, чтобы "разрушить вредный веполь", который образовывали эти не подходящие по тональности друг к другу куски - ну совсем, как в классической задаче про разрушение подводного крыла кавитацией. При этом задавался вопрос: "А какая разница?"
Никакой разницы действительно бы не было, если бы можно было вот так взять и, заменив слово "вещество" словом "элемент", а слово "поле" словом "связь" или "взаимодействие", так же легко и красиво "щёлкать" и другие задачи - ан нет. Оказалось, что чтобы сделать такой перенос опыта в другую область надо определиться, что является элементом, а что связью в этой области. Ну и заодно разобраться с областью знаний определяющей преобразование этих "элементов" и "связей" в этой самой области
Например, что элемент, а что связь для искусства? А что для экономики, рекламы, психологии, программирования... ну и "далее со всеми остановками"?
 

Форумы: 

Re: Перенос опыта ТРИЗ в другие области - стандарты и ...

Григорий, хочу отметить, что Михаил Рубин уже несколько лет использует вместо веполя термин элеполь - от элемент и поле. И смотрит на это дело довольно широко.

Мне в силу природной лени все равно, как называть сущность, веществом, или жлементом, хотя признаю, что элемент, это значительно проще для восприятия. Но самое главное, считаю основной проблемой современного структурного анализа вовсе не проблему замены термина "вещество", а прояснение ситуации с построением самих структурных схем, уж очень корявые эти треугольники получаются, где вроде бы элементы связаны друг с другом.какой-то связью, и в то же время эта связь указана сверху, через обозначение поля.

Re: Перенос опыта ТРИЗ в другие области - стандарты и ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Я тоже давно перешёл к понятиям элемент связь, вместо вещество-поле для переноса опыта в другие области. Но в каждой конкретной области нужны свои названия. На Методологе есть моя статья о переносе опыта (перевод с английского) где я касаюсь этого вопроса.

Re: Перенос опыта ТРИЗ в другие области - стандарты и ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Вот одна из попыток перенести такой опыт (вепольный анализ и стандарты) в область software. В качестве "аналогов вещества и пола выступают DATA и Process.
Специалисты посмотрели и сказали, что вроде всё правильно, но хотелось бы это подкрепить набором красивых примеров. А где я их красивые (или даже некрасивые) возьму? Это ведь не литература, искусство, политика, экономика, педагогика и... ещё ряд областей, в которых "все понимают":)

DATA/Process pattern building/destroying/development rules

1.Incomplete DATA process systems turned into complete ones by adding elements that were absent. Full DATA/Process consists of two DATAs and process of interaction between them.
2.If between two DATAs exists “harmful” interaction the problem is resolved by putting between them third DATA that is change one of DATAs or their mix. In case it isn't possible an additional process is used in order to destroy the harmful interaction
3.Development of DATA/Process is going in direction of dividing one of DATAs into two DATAs and adding a process of interaction between them. In case there is limitation for such a procedure an additional process is inserted into DATA/process system in addition to the process that already exists in the system.
4.Elements of DATA/Process system develop by substitution existing DATA and processes by more “fine” ones. These processes use more sophisticated levels of DATA
5.In order to expose name of effect of DATA processing combine names of input and output processes

Conceptual DATA/Process solutions (fragment)

1 Structure building (change)
a. For required action realization use one of the types of DATA processing.
b. Use the DATA for transforming process into the required action.

2. Structure building (measurements and/or indication)
a. it some process through the system, which might be detected easily, and then make a decision about modification in our system by the output change of this process.
b. Use easily detected “additions” of DATA – as process-transformers or as the source of some easy detected processes.

3. Elimination of harmful interaction

Destruction of harmful interaction between DATAs
a. Incorporate the third DATA between the first and the second DATAs. As a rule, this third DATA may be either the variation of the first (or the second) DATA or their mixture.
b. Incorporate the process, which would neutralize this harmful interaction.

Destruction of harmful interaction between DATA and process
a. Incorporate some process, which would neutralize the harmful action of the first process on the DATA.
b. Incorporate DATA, which would neutralize the harmful action.

4. Development of structures

Structure change
a. From the homogeneous or disordered processes, used for function realization, turn into the inhomogeneous and ordered (in “space” and in time) processes.
b. From the homogeneous or disordered DATA, used for function realization, turn into the inhomogeneous and ordered (in “space” and in time) ones.

Action rhythms coordination
a. Coordinate (or vice versa) the action of the DATA - carrier of function with the rhythm of the DATA-object of function.
a. Fill the pause during the one kind of process by another process.

Increase dynamics
a. From the rigid structure of the DATA-function carrier turn into soft, dynamic structure
a. Turn from the constant process into the changing process, then to the impulse process.

Increase of the manipulation ability
a. Parallel to the first process, necessary for the function realization, introduce into the system the second process, which can be managed easily.
b. It is useful to incorporate the process and the process transformer DATA, which can enable the control functions under the DATA (a carrier of the necessary function)

DATA incorporation restriction overcoming

1. Temporal incorporation of the DATA.
2. Incorporation of the DATA in the precise “place” only.
3. Usage of the DATAs that already exist in the system or environment as the incorporated ones.
4. Incorporation of the transformed DATAs of system or environment itself (i.e., usage of the transformed system’s/environment’s DATAs as the incorporated ones).
5. Usage absence of DATA as an incorporated DATA.
6. Usage of the DATA mixture. In this case, different types of mixtures might be used: mixture of various system DATAs; mixture of system and environment DATAs and so on
7. Usage of a process instead of incorporating of the DATA.

Process incorporation restriction overcoming

1. Temporal incorporation of the process.
2. Incorporation of the process in the precise “place” only.
3. Usage of the processes that already exist in the system or environment as the incorporated ones.
4. Incorporation of the transformed processes of system or environment itself (i.e., usage of the transformed system’s/environment’s processes as the incorporated ones).
5. Usage of a process pause as the incorporated process.
6. Usage of the combinations of processes. In this case some different combinations might be used: mixture of various system and environment processes etc

Re: Перенос опыта ТРИЗ в другие области - стандарты и ...

В одной из знакомых мне работ даже приводится пример на промежуточный аккорд, который вводился между двумя кусками музыкального произведения, чтобы "разрушить вредный веполь", который образовывали эти не подходящие по тональности друг к другу куски - ну совсем, как в классической задаче про разрушение подводного крыла кавитацией. При этом задавался вопрос: "А какая разница?"

Не знаю, о каком именно произведении идет речь, но описанную ситуацию вполне представляю. Я бы сказал, что в данном случае речь идет скорее не о разрушении вредного веполя (т.е. об устранении вредной связи), а о его сборке: было два "вещества" (куски произведения), между которыми не было связи. В результате было добавлено третье "вещество" (промежуточный аккорд), которое удалось связать с обоими имеющимися. То есть, было добавлено одно дополнительное "вещество" и два "поля", и система заработала. В роли "полей" выступают здесь связки между аккордами, такие, например, как разрешение аккордов.

Если же в данном случае говорить о "разрушении вредного веполя", то теряются из вида необходимые связи нового аккорда с двумя предыдущими, и создается (в моем представлении, совершенно неправильное) ощущение, что "разрушить вредную связь" можно едва ли не любым вставленным между ними элементом (промежуточным аккордом). А на самом деле надо было, напротив, не разрушить, а соединить. 

Впрочем, мы часто, разрушая одно, соединяем другое, сами того не замечая: пример - антиалкогольная компания имени Е.К.Лигачева, "магическим" образом соединившая самогонщиков с покупателями зелья. А когда вдруг это "разрушение" нечаянно помогает, можем объявить сие "методическим приемом" и начать применять направо и налево, не задумываясь сильно о последствиях.

Вот, например, в Австралии запретили сигареты с названиями - в надежде, что это поможет разрушить вредную связь между табачным брендом и кошельком покупателя. Думаю, жители нашей страны без труда догадаются, какие "полезные" связи удалось установить этим во всех отношениях мудрым законодательным актом. Жаль - австралийские власти не слыхали, видать, про диверсионку... а ведь могли бы и сами научиться - например, на опыте истребления зловредных кроликов. Про один из последних актов сего "балета" см. здесь...

Re: Перенос опыта ТРИЗ в другие области - стандарты и ...

А, может быть, аналог пространства в музыке - это то "место", где "живут" тональности? Каждая тональность - это область такого "пространства", дающая, если хотите, "начало отсчета". Координатами в этом "пространстве" являются (можно выбрать, наверное, и по-другому - я описываю "как в школе учили") высота тоники (до, до-диез, ре...) , лад (мажор, минор, пятиступенный лад...) и модуляция (гармонический, мелодический...). Один набор "координат" - одна тональность.

А в пределах тональности по аналогичным координатам (высота относительно тоники - вид - модуляция) выстраиваются аккорды. Если брать только одну "координату" - высоту, то получим не аккорды, а отдельные звуки.

Тогда аналог перемещения - это переход от одного звука или аккорда к другому. А то, что обеспечивает такое перемещение, и есть "поле". Тогда, быть может, аналог поля - это внутренняя структура тональности или лада?

Subscribe to Comments for "Перенос опыта ТРИЗ в другие области - стандарты и вепольный анализ"