Форсайт-Флот 2013: Содержательные итоги и ключевые выводы
Источник: http://www.asi.ru/news/11791
Более 500 представителей бизнеса, власти и образования, молодых ученых, студентов и владельцев стартапов участвовали в форсайт-сессиях по наиболее актуальным для России темам во время Форсайт-Флота 2013.
Форсайт-Флот был организован Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Российским управленческим сообществом (РУС) в партнерстве с Российской венчурной компанией (РВК).
Представляем основные содержательные итоги коллективной работы:
ФОРСАЙТ «ОБРАЗОВАНИЕ-2030»
В рамках форсайт-сессии по будущему российского образования обсуждались четыре основных направления образовательного сектора: детские образовательные сервисы, школьное образование, высшее образование и система дополнительного образования.
Павел Лукша
Общие тренды, которые влияют на развитие системы образования:
- Фактор ИКТ: рост онлайн-решений в образовании и развитие смешанной педагогики, комбинирующей онлайн и оффлайн обучение.
- Глобализация: распространение глобальных требований к работникам образования и стандартам подготовки, приход международных провайдеров образования на российский рынок.
- Рост несистемного образования и появление в сфере несистемного образования новых системных решений.
- Увеличение игровой компоненты в образовании (образовательные игры начинают играть важную роль на всех уровнях подготовки).
- Рост индивидуализации и персонализация образовательных траекторий.
- Рост внимания к физической и психологической безопасности образовательных решений, особенно в сфере образования для детей.
Согласно выводам форсайта, в области системного образования (школа / вуз) будут происходить следующие процессы:
- Уже в ближайшие 7-10 лет систему образования ожидает реальная конкуренция с независимыми и международными провайдерами образования (особенно на уровне высшего образования, где российские вузы будут конкурировать с проектами «университета для миллиарда», который делает топ-10 мировых университетов).
- Будет происходить дальнейшая сегментация и расслоение образовательной системы, увеличение разрыва между «элитными» и «отстающими» учебными учреждениями, вплоть до возникновения школ и вузов, выполняющих преимущественно социальную роль «институтов призрения», «камер хранения для детей».
- Будет происходить постепенный выход государства из образовательной сферы с сохранением двух функций: o удержание «базового уровня» (в логике социальной безопасности) o поддержка ограниченного числа «точек прорыва» в системе образования (которые зависят от экономическо-политической стратегии государства).
- Российская система образования сможет удерживать свои позиции только в том случае, если произойдет кадровое обновление: появление новых преподавателей (в первую очередь – владеющих современными образовательными технологиями), новых управленцев учебными учреждениями, а также компетентных заказчиков (родителей и работодателей).
В области несистемного образования (образовательные сервисы для детей и взрослых) будут идти следующие процессы:
- Развитие Lego-образования («человек, собери себя сам»), в котором человек сможет полностью собрать свою траекторию базового и профессионального образования и быть конкурентным даже без посещения школ и вузов.
- Взрывной рост рынка образовательных сервисов (новые формы и новое содержание), который связан с несколькими условиями, в т.ч.:
- отсутствие «политики сдерживания» (неразумных ограничений на новые образовательные сервисы) со стороны государства;
- развитие «компетентных заказчиков» (родители, работодатели, сами учащиеся);
- развитие институциональной инфраструктуры образовательного рынка (например, появление национального поисковика по онлайн-курсам) в форме государственно-частных партнерств.
ВЫВОДЫ О НЕОБХОДИМЫХ ШАГАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Антонина Цицулина
Детские образовательные сервисы и школьное образование
- Необходимо активно способствовать развитию «компетентного» родительства. Возрастает потребность в сервисах, обеспечивающих подготовку родителей к воспитанию детей и к эффективному детско-родительскому взаимодействию, в связи с явными недостатками и рисками текущей ситуации, когда родители действуют на основе сложившихся стереотипов, не учитывающих сегодняшних и завтрашних изменений. Кроме этого, «компетентные» родители могут стать серьезной силой, способной повлиять на развитие в позитивную сторону содержания и организации школьной подготовки. Необходимо оказать поддержку существующим и стимулировать создание новых программ подготовки для родителей (включая системы обмена опытом, тьюторства и пр.) с целью активного вовлечения родителей в процессы школьного самоуправления.
- Действие образовательных продуктов (особенно софта, онлайн-решений и гаджетов) на ускорение или торможение развития детей зачастую непредсказуемо и может привести к необратимым последствиям. Уже сейчас необходимо начинать работу по разработке нормативной базы и институциональной инфраструктуры, создающей баланс между безопасностью детей и развитием рынка образовательных сервисов: обеспечивающей необходимый уровень психологической и физической безопасности детей, но не создающей существенных барьеров для развития инновационных продуктов.
- «Детский город». Детское образование в мире и в России будет все больше интегрироваться в городскую среду: детские площадки и парки будут служить не только физической активности и развлечениям, но и образовательным целям, заводы и офисы будут превращаться в интерактивные музеи и детские мастерские, будут созданы детские навигаторы для комфортного путешествия детей по городу (в т.ч. слой в автомобильных навигационных картах). В ближайшие годы в России должны быть запущены первые пилотные проекты создания полноценных городских сред, комфортных и развивающих для детей и семей, с привлечением специалистов по урбанистике, образованию, детской и семейной психологии.
- Образование для детей с особыми потребностями (в т.ч. детей-инвалидов и детей-аутистов) станет важной областью развития образовательных инноваций, в том числе с применением ИКТ и биотехнологий. Отдельное и крайне перспективное направление - коррекционные сервисы и сервисы для особых детей, позволяющие не только ускоренно и эффективно способствовать коррекции и развитию детей с особенностями развития, но и осуществлять комплексный мониторинг показателей развития и заблаговременно предупреждать возможные риски. Кроме этого, необходимо широко тиражировать в России передовой опыт инклюзивного образования.
- Онлайн-педагогика должна массово появиться в школах и интегрироваться с традиционной школой. В России остро нужны специалисты по онлайн-педагогике, и необходимо срочно запустить массовую подготовку таких специалистов. Кроме этого, должны создаваться распределенные педагогические коллективы, в которых педагоги ведущих школ смогут удаленно работать для сельских / малых школ (для успешного запуска такой модели необходимо проработать способы оплаты труда удаленных педагогов, в т.ч. межшкольных расчетов и грантовой поддержки).
- МВА для директоров школ. Новые программы подготовки управленцев школ могут быть организованы по образцу программ подготовки менеджеров с использованием передовых практик бизнес-образования (в т.ч. бизнес-симуляторы, проектное обучение и пр.) и с учетом специфики образовательного сектора. В качестве варианта: может быть реализована программа обучения 100 директоров ведущих школ в нескольких пилотных регионах в формате «Топ-100».
Высшее образование и образование для взрослых
Иван Засурский
- Тотальная прозрачность вузовского образования – условие выживания в конкурентной борьбе вузов с глобальными провайдерами образования, приходящими на национальный рынок. В дополнение к существующим инициативам по внедрению антиплагиата («давление сверху») в ближайшие 5-10 лет в России должны быть сформированы механизмы «давления сбоку»: «пиринговые» (peer-to-peer) системы оценки курсовых и дипломных работ, а также онлайн-рейтинги преподавателей высшей школы.
- Прозрачность результатов, полученных в ходе обучения, будет повышена через внедрение электронных дипломов с фиксацией всех работ и экзаменов в электронном виде, а в перспективе - создания профиля компетенций как замены трудовой книжки.
- Итоговые экзамены по специальности должны быть «оторваны» от вузов, предоставляющих образование, по принципу внешнего аудита («те кто учит – не оценивает результаты своей деятельности»).
- Централизованная закупка государством доступа к международным цифровым библиотекам (журналы, книги, данные) и мотивация / мониторинг использования материалов этих библиотек в образовательном и научном процессе – позволят выявить вузы с потенциалом интеграции в мировой образовательно-научный контекст.
- Создание национального поисковика по российскому и международному образовательному контенту (в партнерстве или на базе одной из ведущих поисковых систем).
- Создание стимулов для широкого внедрения обучения по контракту с работодателем (в сфере высшего и дополнительного профессионального образования), включая изменения в трудовом законодательстве.
- Создание страховой системы (по модели КАСКО – страхование ответственности за некачественное образование) для стимулирования повышения качества образовательных программ в дополнительном образовании.
ФОРСАЙТ КОМПЕТЕНЦИЙ
Основным драйвером развития в сфере общепрофессиональных компетенций становится распространение глобальных производственных и управленческих стандартов. Влияние глобальных экономических трендов и смена технологий в производстве, проектировании и управлении приводит к изменению в характере деятельности и размытию границ рабочих задач таких на первый взгляд разных типов специалистов, как инженеры, управленцы и рабочие.
Будут возникать новые гибридные типы специалистов, т.к. новые технологии требуют все более комбинированных, межотраслевых и междисциплинарных управленческих и технологических компетенций. Такие изменения уже происходят в развитых странах и начинают активно набирать обороты в развивающихся, предлагая конкурентоспособные производства и кадры на мировой рынок.
В большинстве отраслей России существует ситуация «застывания» управленческих и производственных технологий на уровне достижений периода СССР. «Осовременивание» содержания профессиональной подготовки является важнейшим фактором повышения производительности труда и возврата конкурентных позиций несырьевым отраслям экономики.
Александр Русинов Алексей Ситников
Рекомендованные приоритетные изменения в области профессиональной подготовки на основе выводов Форсайта компетенций 2030:
1. Общие рекомендации к изменению содержания профессиональной подготовки
- Проведение «большой чистки» программ профессиональной подготовки от содержания, связанного с устаревшим оборудованием и технологиями.
- Переход к «живым» стандартам, формируемым из актуальной производственной практики. В режиме пилотных региональных проектов нужно заменить ФГОС и федеральные профессиональные стандарты на глобальные модели компетенций (по образцу WorldSkills) в тех отраслях, которые требуют постоянного обновления технологий и встроены в глобальную производственную практику.
- Развитие пилотных программ дуального образования для глобальных компаний, инвестирующих в глубокую локализацию производства в России, и российских компаний, существенно модернизирующих свою производственную базу.
- Реализация программы поддержки мастеров производственного обучения, способных работать по мировым профессиональным стандартам, и создание общероссийского открытого реестра таких мастеров
2. Реорганизация стандарта подготовки современных инженеров
Стандарт должен включать:
- основы системной инженерии (в программах подготовки большинства инженерных и технологических вузов);
- основы управления продуктом на полном жизненном цикле o теория и практикумы по ТРИЗ (в программах подготовки инженерных специалистов);
- в дополнение к общему курсу экономики – курс по проектированию и внедрению проектов с учетом целевой себестоимости; o основы модели бережливого производства (lean manufacturing)
Разворачивание стандарта должно осуществляться в два этапа – сначала (в ближайшие 3 года) в ведущих инженерных вузах, а также в виде программ подготовки «инженеров-преподавателей» по новым направлениям, а далее – массовое внедрение в инженерных вузах России.
3. Реорганизация программ подготовки экономистов и управленцев
- В систему подготовки экономистов и управленцев должны быть введены в качестве обязательных o основы системной инженерии (для неинженерных специальностей); курсы по современным и перспективным отраслевым и кросс-отраслевым технологиям.
- В рамках подготовки экономистов и управленцев должна быть реализована технологическая практика (как практика на реальных заводах, в т.ч. на низовых рабочих позициях, так и работа с технологическими и производственными симуляторами)
4. Изменение системы подготовки по рабочим специальностям:
- Обучение основам «бережливого производства» (организация рабочего места и пр.), начиная с уроков труда в школе;
- Трансляция лучших практик ЧТПЗ (программы подготовки для цеха «высота 239») на программы подготовки рабочих по всей стране: «ядром» подготовки, универсальным для всех специальностей, должны быть английский язык, физкультура и история;
- «Профессиональные» роты: синхронизация программ обучения в колледжах по приоритетным специальностям со специализацией в армии;
- Широкое применение бизнес-симуляторов для формирования у рабочих представлений о технологии производства и системе управления на предприятии.
5. Рекомендации к созданию системы подготовки ремесленников
- Государственное стимулирование массового обучения ремеслу в школах и колледжах в двух логиках: обучение традиционным ремеслам и развитие научно-технического творчества учащихся.
- Перезапуск традиционных ремесел через новые технологии (включая возможность производства традиционных изделий новыми методами – например, 3D-печать копии ремесленной поделки в центрах коллективного пользования или фаб-лабах).
- Стимулирование самозанятости через обучение ремесленным специальностям нового поколения и формирование базовых навыков продвижения продукта. В рамках государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса – смена модели с прямой поддержки на поддержку получения компетенций (включая ремесленные).
ФОРСАЙТЫ «ГОРОД 3.0.» И «ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО & ГОРОДСКОЕ ИСКУССТВО»
Предметной областью двух обозначенных выше сессий была выработка представлений о будущем города как совокупности пространств, совокупности деятельности на территории (производство, отдых, и пр.) и совокупности горожан.
Сергей Градировский
Можно обозначить 6 наиболее ярких и интересных трендов, определяющих развитие городов:
- Первый тренд: поиск новых функций городами в глобальном разделении предназначений (миссии).
- Второй тренд: увеличение частоты изменений пространства, отношений, среды и человека на порядки (напр. «Лего-ЖКХ»: становление мобильной городской инфраструктуры с высокой адаптивностью, в т.ч. умные энергетические сети, беспроводные телекоммуникации, канализация замкнутого цикла и пр.).
- Третий тренд: рост экологичности деятельности, быта и пространства.
- Четвертый тренд: становление горожанина как глобального субъекта.
- Пятый тренд: повсеместное проникновение цифровых решений (оцифровывание пространства, деятельности и персональных данных).
- Шестой тренд: «искусство везде!», конвергенция искусства и других видов деятельности.
При всей важности и, без преувеличения, позитивности обозначенных трендов, они таят в себе целый ряд угроз, которые можно сформулировать следующим образом:
- разрыв региональной и городской повестки, в связи с чем может происходить существенное расслоение в качестве жизни и общественных процессах между городами и окружающими их территориями, а в перспективе - анклавизация;
- тотальное вымирание городов, не нашедших своего предназначения (началось уже сейчас и может стать реальной угрозой для страны в течение 10-20 лет);
- на дальнем горизонте – появление «однокнопочных горожан», деградация и потеря компетентности либо по причине отсутствия занятости, либо по причине создания идеальных условий существования. Как результат - становление «Нового Средневековья».
Николай Новичков
Для преодоления выявленных угроз и формирования желаемого образа будущего предлагаются в актуальную повестку следующие проекты и политики :
- Объединение городских сообществ для выработки и реализации миссии (предназначения) города (город-завод, город-музей, город-фестиваль, город здоровья и др.) для жителей, людей приезжающих в гости и для всего окружающего мира
- Развитие городских пространств как достопримечательностей, точек общения и интеграции горожан, а также точек притяжения людей из других городов и регионов
- Превращение городов в геосоциальные сети достопримечательностей (в т.ч. с возможностью развития городских игр на их основе)
- Всесторонняя поддержка искусства как деятельности по развитию, формированию и, по большому счету, продолжению жизни городов
- Становление городов как пространств для роста продолжительности жизни до 100-120 лет (за счет повышения экологичности, снижения уровня стресса, новых практик здравоохранения и др.).
ФОРСАЙТ ПРЕВЕНТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ
Превентивная медицина – новая модель здравоохранения, в которой акцент делается на прогнозировании угроз здоровью либо раннем обнаружении болезни (в т.ч. за счет современных методов генетической диагностики) – и за счет этого, предотвращения значительной части тяжелых и социально значимых заболеваний до их выхода в острую стадию.
Олег Гринько
1. Форсайт превентивной медицины опирается на тренд повышения продолжительности жизни до 100-120 лет. Однако вопрос стоит не в простом увеличении продолжительности жизни, а о сохранении осмысленной жизни до 120 лет, жизни, при которой человек сможет сохранять физическое и психическое здоровье, активную социальную и культурную позицию. Была выделена сильная угроза технократически-потребительского тренда, в котором потребительское отношение к медицинским услугам при развитии автоматизации и цифровых решений приводит к потере человеком власти над собой (техносреда становится «хозяином» здоровья людей). В ходе форсайта проявился конкурентный тренд: стремление к сохранению человеком позиции хозяина себя и своего тела, принятия культуры ответственности за свое тело, принятия тела как условия активной, долгой и счастливой жизни. В пределе этот тренд можно назвать трендом на «осмысленность жизни». Более того, именно в конкуренции с трендом техно-потребительства впервые появляется реальный вызов для человека стать своим собственным хозяином.
2. Превентивная медицина, опираясь на ценность, которая касается каждого – здоровье, - в долгосрочном горизонте может стать одним из механизмов общественного самоуправления. В модели управления здоровьем необходимо постепенно переходить с «внешнего» управления (медицинскими учреждениями и фармакомпаниями) на самоуправления. Важную роль в здравоохранении будут играть семья и сообщества, которые формируют и стимулируют здоровый образ жизни. Эта новая для социальных структур функция вызовет изменения в организации самих социальных структур. Вместе с возрастанием роли семьи, функции семьи и семейные принципы организации будут распространяться на сообщества – появятся сообщества, организованные по семейному принципу. Роль родителя станет более значимой в обществе, что приведет с одной стороны к большей ответственности родителей, закрепленной в том числе законодательно, а с другой к расширению «родительских прав» (например, выплачивание части налогов детьми напрямую родителям по достижении ими нетрудоспособного возраста). Можно ожидать превращение семьи в «элитный институт».
3. Здоровый образ жизни невозможен в отрыве от культуры, поддерживающей «привычку к здоровью» и поощряющей здоровое поведение. Освоение норм и правил здоровой жизни в значительной мере происходит через систему образования детей и взрослых. Поэтому уже сейчас наблюдается и далее будет усиливаться конвергенция здравоохранения, образования и культуры.
4. Деинституционализация здравоохранения, конвергенция образования-здравоохранения-культуры, занятие самим человеком активной позиции по отношению к своему здоровью – все это потребует другой организации медицины – переходу к сообществам практик сетевого типа, в которых разрабатываются и применяются различные практики поддержания здоровья, в т.ч. на основе передовых научных достижений.
5. В перспективе распространение моделей превентивной медицины в обществе может способствовать пересмотру принципов организации человеческой (общественной и индивидуальной) жизни. Этот запрос, выходящий за рамки здравоохранения, связан с поиском неэкономических принципов организации и управления жизнью. С позиции здорового образа жизни, требование на организацию любой деятельности состоит в том, чтобы в ходе этой деятельности происходило приращение здоровья человека (минимально – оно не ухудшалось). Здоровье при этом рассматривается как физическое, так и душевное, как индивидуальное, так и коллективное. Иными словами: работа, питание, общение, перемещение в пространстве – любая наша деятельность может быть переосмыслена (и перестроена) с учетом ее воздействия на здоровье, а любая «патогенетическая» (снижающая здоровье) деятельность должна быть убрана или заменена на более здоровую. Технологические возможности для такой перестройки есть уже сейчас.
6. Эта модель может быть реализована на основе «принципа 3-х П» (превентивность, проактивность и проективность):
- Превентивность - в основу частного предпринимательства, гос. управления и при описании личной жизнедеятельности закладываются принципы недопущения причинения ущерба здоровью, как наиболее весомые и значимые.
- Проактивность – каждый гражданин в любой общественной позиции (бизнес, гос.управление, соц.сфера и др.) принимает на себя персональную ответственность за последствия для здоровья – своё и окружающих, – в результате своих повседневных действий.
- Проективность - состояние здоровья и условия сохранения здоровья в окружающей среде рассматриваются как базовый элемент проектирования всех видов социальной и хозяйственно финансовой деятельности. Финансовые модели бизнеса строятся на основе долгосрочных моделей создания условий сохранения здоровья территорий и личности (в том числе: расчет проектов в полном жизненном цикле с учетом расходов на регенерацию и воспроизводство природных ресурсов).
7. Для начала работы по созданию модели превентивной медицины важно уже сегодня запустить базовые процессы:
- создать профессиональные сообщества практик, способные формировать мультидисциплинарную, транспрофессиональную экспертизу и обеспечивать интересы граждан в сфере самоуправления здоровьем и качеством жизни;
- разработать новые социально ответственные модели и форматы бизнеса в сфере диагностики и коррекции здоровья и обеспечения здоровья пространств и территорий жизни;
- сформировать государственную концепцию и стратегию в сфере превентивной медицины;
- создать концепцию здравоохранного поведения в сфере предпринимательской деятельности, госуправления и исполнения гражданских обязанностей и реализации гражданских прав.
- принять закон о формировании поддержке норм и практик здравоохранного поведения.
ФОРСАЙТ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Основные выводы:
1. Определяющим фактором (и граничным условием) развития российской экономики в ближайшие 20 лет будет её место в глобальном разделении труда, в т.ч. содержание её экспорта (культурного, технологического, производственного), адаптация к глобальным производственным стандартам – с учетом трансформаций глобальной экономической модели.
2. Главным глобальным вызовом для российской экономики является уже начавшая пересборка модели глобальной экономики и реализация в конце 2010-х – начале 2020-х гг. подлинно пост-индустриальной экономики на новом технологическом базисе.
Владимир Княгинин
Ключевые тренды, определяющие новую глобальную модель:
- переход «в цифру» процессов проектирования, управления производством и распределением товаров и услуг;
- интеллектуализация систем производства и вытеснение человека из сферы физического и рутинного интеллектуального труда роботами и интеллектуальными системами;
- возникновение и распространение эффективных технологий локального производства энергии и товаров (в т.ч. 3D-печать, малая энергетика и др.)
- переход от иерахического управления (большими потоками ресурсов и продуктов) к сетевому управлению (потоками технологической и культурной информации)
- распространение инструментов новой финансовой архитектуры, поддерживающей новые модели организации экономики (в т.ч. развитие «экономики заслуг» и моделей репутационного капитала; появление значимых эмитентов, независимых от национальных государств; развитие инвестиционных моделей в сфере человеческого капитала, и др.).
3. Особенности организации новой (пост-индустриальной) экономики:
- Основным объектом торговли в экономике нового типа являются цифровые модели (напр. модели объектов для 3D-печати). Физическое расположение центров производства в этой экономике теряет важность, поскольку производство становится локальным, а перемещаются в основном информация и люди.
- Ключевыми группами специалистов для экономического развития будущего при этом становятся те, кто придумывает продукт и может организовать работу других по его созданию и реализации, и те, кто способен собственно создавать продукт в областях ИТ, биотехнологиях, энергетике, программировании роботов, промышленном и потребительском дизайне и т.д.
- Ключевым конкурентным преимуществом в экономике нового типа будет способность к решению нетиповых управленческих и производственных задач, к созданию и продвижению оригинальных (высококастомизированных) продуктов и услуг.
- Одним из основных субъектов экономического развития становятся сообщества практики, участники которых способны верифицировать, стандартизировать и внедрять предлагаемые уникальные решения.
4. На дальнем горизонте основным вызовом для России и глобального сообщества является радикальное изменение наших представления о культурных нормах и этических основаниях вследствие распространения новых технологий. В частности, происходящая на наших глазах революция в области наук о жизни (в т.ч. в генетике и нейрофизиологии) и в информационных науках в течение жизни одного поколения может создать явления сверх-высокой продолжительности жизни, синтетической жизни, людей-киборгов, искусственных личностей человеческого уровня – и многие другие (пока фантастические, но уже довольно близкие к реализации) технологические решения.
Системам общественного управления потребуется стать более гибкими, чтобы найти ответы на вызовы происходящей технологической революции – поскольку запрет на распространение технологий будет вести к потере конкурентного преимущества отдельной территории, а не к снижению скорости технологического прогресса как такового.
Дмитрий Песков, Евгений Кузнецов, Андрей Никитин
Смена модели потребительской экономики:
1. Важные тренды, действующие в рамках существующей технологической потребительской экономики в ближайшие 10-15 лет (при переходе экономики к новому технологическому базису эти тренды модифицируются, но не исчезнут):
- Ключевым трендом развития производственных систем является перевод престижных товаров в массовые и значительное количество инновационных решений для организации такого перевода.
- Происходит переход от массовых дешевых решений к индивидуальным с акцентом на личные потребности клиента. Как следствие: модели индивидуализации распространяются во всех отраслях (напр. создание индивидуальной энергетики, индивидуальных лекарств и т.д.).
- Потребление нового ускоряется: сокращается цикл замены инновационных продуктов, а освоение новых продуктов требует обучения их использованию. Как следствие, потребление превращается в бесконечный эксперимент, потребляем новое, а не воспроизводим опыт. На рынке выигрывает тот, кто обеспечивает богатство и разнообразие экспериментов и обучающую поддержку экспериментаторов. Для сохранения конкурентности экономике нужны инженеры-проектировщики, имеющие компетенцию разработки моделей непрерывного обучения с использованием продукта.
- Потребление в женской и детской модели. Мужской тип потребления предполагал доминирование визуальных форм, рациональных решений и игнорировал эмоциональную составляющую (ощущения, запахи и т.д.). Сейчас потребление осуществляется также на уровне эмоций и ощущений. Феминизация и права ребенка будут являться драйверами экономики 15-20 лет. Одновременно произошло признание эмоциональной стороны потребления и право потреблять неразумно.
- Изменяется тип потребительского общества: потребитель получил колоссальные возможности участия в производстве и влиянии на него. Размер добавочной стоимость на этапе маркетинга будет возрастать, на этапе производства все больше снижаться. Одним из следствий этого является появляющаяся необходимость «реприватизации» персональных данных и идей пользователей, которые сейчас присваиваются и коммерциализируются глобальными корпорациями как «бесплатный» ресурс.
2. Технологические решения (на стыке ИКТ и других отраслей), которые необходимо развивать в России для обеспечения конкурентного положения в новой экономике:
- передача, хранение и обработка данных о потребительском поведении (big data);
- создание цифрового слепка деятельности человека;
- инструменты коллаборации (организация пространства сотворчества);
- непосредственная передача опытов и чувств от человека к человеку («интернет эмоций» на основе нейроинтерфейсов);
- дистанционное полное присутствие (телепрезенс) в виде виртуального или искусственного тела;
- решения для управления распределенной локальной энергетикой («умные сети»);
- решения для автоматизированного управления распределенными транспортными потоками («умный транспорт»).
3. Требования к новой среде для жизни и бизнеса:
- повышение транспортной связности внутри страны между агломерациями и внутри агломерации, снижение средней скорости транспортировки за счет адаптивной транспортной инфраструктуры;
- развитие модульной и адаптивной архитектуры,
- повышение доступности ресурсов для предпринимательства (автоматизированные ресурсные центры).
Смена модели государственного управления:
В ближнем и среднем горизонте:
- Модель «открытого правительства» долгосрочно является условием выживания и развития государства. Государственное управление неизбежно будет развиваться в сторону повышения открытости и ответственности, с вовлечением общества в принятие решений.
- Кооперация становится ключевой компетенцией. Конструктивное решение по взаимодействию государства и бизнеса – частно-государственное партнерство.
- В среднесрочной перспективе (к началу 2020-х) ведущая государственная функция меняется с руководящей на модерирующую. Поэтому уже сейчас программы подготовки управленцев в сфере госуправления должны включать подготовку к компетенции модерирования и управления конфликтами («выслушивании» различных слоев общества и координации работы государства).
В дальнем горизонте нужно быть готовыми к появлению «виртуальных стран», требующих новых моделей лояльности и гражданства, а также виртуального паспорта и технологий биоидентификации. Как следствие – уже сейчас государству нужно учиться управлять культурной идентичностью личности.
Комментарии
Re: Форсайт-Флот 2013: Содержательные итоги и ключевые выводы
Сильно "напряг" такой тренд, озвученный в рамках этогот форума: "Будет происходить дальнейшая сегментация и расслоение образовательной системы, увеличение разрыва между «элитными» и «отстающими» учебными учреждениями, вплоть до возникновения школ и вузов, выполняющих преимущественно социальную роль «институтов призрения», «камер хранения для детей»"!
Может даже не сам прогноз, а та обыденность, с которой он идет в общем списке среди прочих...
Re: Форсайт-Флот 2013: Содержательные итоги и ключевые выводы
Может быть еще все и обойдется. :(
В последнее время довольно частыми стали прогнозы, наполненные идеями, почерпнутыми из газет и журналов. Хотя нынешняя ситуация в образовании и в развитии общества действительно позволяет заявлять довольно радикальные окончания сюжета как реальные.
Тем не менее, считаю, что это не прогноз, а скорее некое доведение тренда до предела. Понятно, что на всякое изменение ситуации найдется своя противосила и прогноз должен бы учитывать их сложение именно как векторов.