Как вырастить ребенка разумным?

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

То, что в предыдущей статье названо «законами», на самом деле принципы. Еще раз напомню их:

  1. Дай свободу ребенку для исследования Мира!
  2. Отвечай за его безопасность!
  3. Воспитывай и развивай себя!

Принципы – главные правила, которыми человек руководствуется в своей жизни при выработке решений. Принципы помогают находить верные решения в сложных ситуациях. А настоящий закон – причины и следствия, - вам, читатель, давно знаком. Здесь я приведу его в более подходящем варианте:

Если будешь соблюдать принципы – вырастишь разумного человека!
Если не будешь соблюдать  - вырастет кто угодно!

Напомню, вам, уважаемый Родитель, что Природа дает ребенку:

  • способность выявлять даже слабые закономерности;
  • способность уподобляться другому, копировать его решения и поступки.

Следовательно, если вы соблюдаете принципы, то ребенку становитесь понятны и Вы и Ваши поступки. И он будет следовать Вашим принципам. И наоборот, если родители учат ребенка «хорошему» на словах, а в жизни не следуют правилам – он будет копировать поступки родителей. 

Вот что пишет А.С.Макаренко, создавший систему воспитания в колонии, перевоспитавший сотни малолетних преступников, в своей «Книге для родителей»:

<<Я получил письмо, написанное матерью:
"Мы имеем одного лишь сына, но лучше бы его не было... Это такое страшное, непередаваемое горе, сделавшее нас раньше времени стариками. Не только тяжело, а и дико смотреть на молодого человека, падающего все глубже и глубже, в то время когда он мог бы быть в числе лучших людей. Ведь сейчас молодость - это счастье, радость!
Он каждый день убивает нас, убивает настойчиво и упорно всем своим поведением, каждым своим поступком">>.

    
Может ли быть большее несчастье для родителей, чем сын-преступник. А таких в последние годы становится все больше.

Как давать свободу ребенку?

В основе свободы - отсутствие ненужных ограничений. Вот примеры.

Пример 1. Младенца уложили спать. Во сне он разбрасывает ручки и просыпается. Можно запеленать, но это ненужное ограничение. Лучшее решение: положить сверху легкое покрывало. Его можно сложить вдвое, вчетверо, тем самым определив норму, позволяющую сохранить ощущение свободы у ребенка.

Пример 2. Гуляем с сыном. Он выбрал тропинку, идущую рядом с дорогой, где я иду. Идет, ощущая себя самостоятельным, и посматривает в мою сторону. Видимо оценивает – насколько далеко отошел от меня, поскольку тропинка виляет. И я посматриваю – как он там? Что у него впереди?
Можно было потребовать, чтобы шел у ноги, как собачка. Но ведь он Человек!

Этот пример можно рассматривать как модель взаимодействия родителя и ребенка. У каждого свой путь – и есть возможность видеть друг друга на его пути. Постоянно надо поддерживать связь. И взрослый, как более опытный, должен видеть дальше – что там, на пути, выбранном моим ребенком? 

Один хороший психолог – когда-то я слушал лекции по воспитанию в Библиотеке им.В.И.Ленина – подсказал важный принцип в отношениях с детьми:

                                                Приближать ребенка к себе надо отпуская его!

Чем больше вы его удерживаете – тем больше он стремится обрести свободу! Свободу от вас! А если вы ограничиваете его с младенчества, то у него формируется образ папы или мамы как тюремщика. Согласны?

Пример 3. Летели в самолете с сыном. Рядом сидела пожилая женщина. Она глядела на нас, на наши отношения и у нее возникали свои воспоминания. Не выдержав, она сказала: «А мои-то, выросли уже большие и не пишут! Ни единой строчки!» Из беседы стало понятно, что она вырастила сыновей «у своей юбки», не отпускала. Вот они и забыли про мамочку, лишившую их свободы, то есть Настоящей жизни.

Отпускать трудно. Но можно найти решение, устраивающее родителей и ребенка.

Пример 4. В возрасте 10 лет сын вдруг сказал: «Я хочу походить в городе один!» Как быть? Не отпустить нельзя, а отпустить не то чтобы опасно… Боязно! Но надо отпустить! И решение нашлось: сын будет свободно путешествовать по  городу, а папа будет издали его сопровождать. Не мешая, не направляя, как будто его нет. Так и сделали. Сын был доволен прогулкой.

Пример 5. Сыновья приехали на летние каникулы. Собрались школьные друзья, подруги. Эта компания гуляла по вечерам и вдруг пришла с идеей: «Хотим пойти в поход на Волгу, на два дня с ночевкой!» Как быть?
Стали беседовать, проясняя: куда хотят пойти, что за место? Оказалось, что место на берегу реки, недалеко от поселка, не вызывающего доверие. 
Мы изложили свои возражения. Компания настаивала на своем решении, хотя наши опасения признали как существенные. Три парня не смогут защитить трех девушек без поддержки. 
Стали искать другие ресурсы. И нашли! Вспомнили про знакомых, имеющих дачу на берегу Волги. Договорились, и компания побывала «в походе». Но уже в условиях, когда поддержка была гарантирована.

Жить рядом с ребенком, чувствующим себя свободным, не просто. Он бывает иногда непредсказуем, его решения могут вызывать у родителей противоречивые чувства. А иногда родители встают перед выбором: «разрешить – не разрешить».
Родители должны знать, что Разумное Решение может быть найдено практически всегда. Под «Разумным Решением» я имею в виду решение, устраивающее все стороны и в том числе принципы и законы.

Есть методы, помогающие это сделать достаточно быстро. Если спросите про них – расскажу и покажу, как работают.

При этом будет соблюдаться третий принцип – ваше, уважаемый Читатель, развитие и воспитание.  

А оно вам надо?

Если ваш ответ «Да!», читайте книги А.С.Макаренко. Лучше ничего нет!

Примечание. Книги А.С.Макаренко:

  • Книга для родителей - азбука воспитания, написанная Мастером этого дела.
  • Педагогическая поэма - описание жизни автора с малолетними преступниками, где сложилась его система.
  • Флаги на башнях - показана педагогическая система автора в действии.

Форумы: 

исследовать себя

Валерий Павлович, благодаря ссылкам на свой сайт Ваша позиция стала куда больше понятна. Начиная от "рационального человека" (линии Саймона и Марча - кстати, разве тогда упоминаемые Вами концепции Врума и того же Круазье не выбиваются из подобного представления рациональности?), а также подхода к обучению

Попробую активизировать в себе внутреннего ребенка и почувстовать свободу исследования (кстати, почему не творчества? или Вы отождествляете исследование и творчество?), а буду надеяться, что Вы как взрослый обеспечите мне безопасность в этом чувстве

Возникает ряд исследовательских вопросов:

1. Первые два принципа логичны, но непонятно как они соотносятся с третьим. Ведь если развитие происходит через защищенное свободное исследование Мира, то третьим принципом постулируется "воспитание" (это и не "свобода исследования", и не "защита", и не "развитие"?) и "развитие"? Это парадоксально, поскольку часто воспитывать и развивать предлагают детей, но Вы обернули логику - им надо дать свободу, а вот самим заняться самовоспитанием и саморазвитием. Почему взрослому нельзя развиваться свободным и защищенным исследованием Мира, а к ребенку нельзя применить "воспитание" и "развитие" напрямую? 

2. Бинарная схема (ребенок/взрослый) проста и четкая, но хотелось бы ее тоже поисследовать. Во-первых, с какого возраста надо переходить от "свободного исследования" к "самовоспитанию" - с рождения собственных детей или раньше? Во-вторых, в питании и некоторых других предпосылках исследования дети разных возрастов сильно различаются (хотя бы переход от грудного к "зубному" питанию), а у Вас принцип обобщенно действуют к ребенку любого возраста? Должны меняться только методы защиты (поскольку одно дело как исследует ползунок и другое дело всякие возможные физико-химические опыты подростка - а уж эксперименты в отношениях с другими людьми...)?

3. Воспользовавшись очень интересным инструментом на Вашем сайте "Контрольные задачи" хотел бы начать задавать оттуда по порядку вопросы.  "Какую задачу надо решить воспитателю? Сформулируйте ее точно" Кстати, а какую задачу изначально решали Вы? Не могли бы Вы ее точно сформулировать?

Как бы Вы стали искать правильное решение? Почему Ваше решение правильное?

Предложите правильное решение этой проблемы, не затрудняющее персонал (воспитателей).

С уважением, Александр

Re: исследовать себя

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

=Ромащук Александр]

Валерий Павлович, благодаря ссылкам на свой сайт Ваша позиция стала куда больше понятна. Начиная от "рационального человека" (линии Саймона и Марча - кстати, разве тогда упоминаемые Вами концепции Врума и того же Круазье не выбиваются из подобного представления рациональности?), а также подхода к обучению

Попробую активизировать в себе внутреннего ребенка и почувстовать свободу исследования (кстати, почему не творчества? или Вы отождествляете исследование и творчество?), а буду надеяться, что Вы как взрослый обеспечите мне безопасность в этом чувстве

Уважаемый Александр!

Увы, позиционный расклад в нашей ситуации иной (психолог сказал бы "ролевой", но мне это не подходит)

Моя позиция сейчас - экспериментатор, заканчивающий эксперимент длиной примерно 35 лет и описывающий свои результаты и наблюдения, полезные для Родителей. Статью, где про Саймона и Марча, я писал как исследователь процесса выработки решений. Ребенка как исследователя интересует реальность, а не тексты с описаниями. Так, что у вас не совсем тот ребенок - уж извините :-) !

И если бы вы задавали вопросы как Родитель, я бы вам с удовольствием ответил, поскольку для этого я здесь. 

Возникает ряд исследовательских вопросов:

1. Первые два принципа логичны, но непонятно как они соотносятся с третьим. Ведь если развитие происходит через защищенное свободное исследование Мира, то третьим принципом постулируется "воспитание" (это и не "свобода исследования", и не "защита", и не "развитие"?) и "развитие"? Это парадоксально, поскольку часто воспитывать и развивать предлагают детей, но Вы обернули логику - им надо дать свободу, а вот самим заняться самовоспитанием и саморазвитием. Почему взрослому нельзя развиваться свободным и защищенным исследованием Мира, а к ребенку нельзя применить "воспитание" и "развитие" напрямую? 

Ситуация такова: Есть две системы: растущая по законам Природы (ребенок) и не понимающая законов Природы (взрослый). Может ли Вторая (взрослый) управлять развитием Первой, не представляя законов Природы? А таких взрослых полно: родители, воспитатели ДОУ, школы, преподаватели, начальники...

Еще более суровая аналогия: может ли Директор, не имеющий представления о развитии и управлении, управлять развитием организации? А ведь управляют. Как бы...

=Ромащук Александр]

2. Бинарная схема (ребенок/взрослый) проста и четкая, но хотелось бы ее тоже поисследовать. Во-первых, с какого возраста надо переходить от "свободного исследования" к "самовоспитанию" - с рождения собственных детей или раньше? Во-вторых, в питании и некоторых других предпосылках исследования дети разных возрастов сильно различаются (хотя бы переход от грудного к "зубному" питанию), а у Вас принцип обобщенно действуют к ребенку любого возраста? Должны меняться только методы защиты (поскольку одно дело как исследует ползунок и другое дело всякие возможные физико-химические опыты подростка - а уж эксперименты в отношениях с другими людьми...)?

Если я, экспериментатор, буду исследовать чужие теоретические схемы, то займу позицию "теоретик", чего бы не хотелось. Готов исследовать конкретные ситуации, кейсы, где можно проверить описанные принципы.

=Ромащук Александр]

3. Воспользовавшись очень интересным инструментом на Вашем сайте "Контрольные задачи" хотел бы начать задавать оттуда по порядку вопросы.  "Какую задачу надо решить воспитателю? Сформулируйте ее точно" Кстати, а какую задачу изначально решали Вы? Не могли бы Вы ее точно сформулировать?

Как бы Вы стали искать правильное решение? Почему Ваше решение правильное?

Предложите правильное решение этой проблемы, не затрудняющее персонал (воспитателей).

Вот здесь возникла позиционная неразбериха: Кто задает эти вопросы? Зачем и Кому задает? По моим наблюдениям, квазинаучные  дискуссии возникаеют именно потому, что участники "теряют себя", свою позицию.

Если я без оглядки стал бы отвечать на Ваши вопросы по двум моим статьям и одному сайту, то мы породили бы массу информационного шума, малоинтересного даже для нас самих - как потом выяснится! 

Как я вас понимаю - вам стало что-то понятно и проснулся некий интерес? Определитесь: что вы хотите? Если исследовать - то что и какова цель? Если создать - что и для чего?

С уважением

ВГ

 

Re: исследовать себя

Согласен, Валерий Павлович, с Вашим последним вопросом и рекомендацией! У меня, действительно, нет ни "детского", ни родительского запроса. Скорее пробовал проблематизировать Вашу схему, но поскольку ни Вам, ни мне это особо не актуально, то, наверное, не стоит это продолжать. В сущности испытываю уважение 35 летнему опыту, но не готов идти на обсуждение только по кейсам - усилий много, а результат для меня все равно останется неопределенным

Еще раз спасибо за ссылки на сайт - он у Вас интересный и показательный :)

С уважением, Александр

Subscribe to Comments for "Как вырастить ребенка разумным?"