Коллеги, эту статью считаю важной. Сейчас расскажу почему.
Исследование путей эволюции технических систем находится в некотором застое. Мое твердое убеждение состоит в том, что дальнейшие прорывы возможны при переходе к более детальным исследованиям, а это связано с переходом от рассмотрения "систем вообще" к системам определенного назначения. Искать надо частные проявления общих принципов.
Конечно, определенную прививку против движения в таком направлении мы получили, когда специалисты в области автоматизации поискового конструирования стали проводить исследования совсем уж конкретных объектов. Модель развития какого-нибудь пружинного амортизатора строится долго и помогает описать именно пружинные амортизаторы. То есть казалось бы этот путь для нас бесперспективен. Но дело по моему в масштабе. Есть гипотеза, что технические системы могут быть разделены на определенные классы на основе различия их главных функций и у каждого из полученных кластеров будет свой особый путь развития. Давно лелею эту мысль, осталось навалиться на нее всерьез. Нам нужно найти эти "элементы", развивающиеся особыми путями, и рассматривать их по отдельности, выделяя из общего массива.
В этом смысле предлагаемая работа попадает как раз в яблочко - делается попытка рассмотреть системы, выполняющие одну из очень важных функций - перемещения, транспортирования. Единственно, что по моему мешает автору, это необходимость оставаться в ранее заданных рамках - например рамках описания системы через пресловутые четыре компонента. Уже почти ясно, что это не обязательное условие - у разных типов систем вполне могут быть разные типовые структуры.
В общем, впереди огромный путь, мы еще толком и не начали его торить. Исходите из этого.
Всем удачной охоты!
Редактор
О новом понимании пути
Особенности движителя как рабочего органа транспортной системы с точки зрения действия закона полноты частей
Тимур Гафитулин
http://www.gafitulin.ru/2019/11/11/neway/ 11/11/2019.
Транспортные системы имеют ряд особенностей, понимание которых открывает новые возможности для теоретического осмысления принципов действия и прогнозирования направлений развития транспорта.
Принимая во внимание то, что механическое движение глубоко изучается в теоретической механике, отмечу, что предметом данного рассмотрения является состав транспортной системы с точки зрения теории развития техники. Верное определение её частей важно для правильного приложения закономерностей развития.
Принцип действия транспортной системы
Для упрощения понимания транспортной системы допустим, что её функция –переместить, или доставить (термин «доставка» использует Мастер ТРИЗ М.С. Гафитулин) некий груз из точки А в точку Б. Для того, чтобы произошло перемещение в заданном направлении, грузу необходимо придать направленный импульс, создать тягу. Импульс создаётся за счёт того, что транспортная система «отталкивает» стартовую точку или «притягивает» конечную.
Здесь сразу можно выделить два больших класса систем:
- Метательные системы. Они не относятся традиционно к транспортным, но вполне способны перемещать груз и нам важно понимание того, как они функционируют. В них импульс придаётся грузу однократно. К этому классу можно отнести луки, арбалеты, катапульты, пушки, ружья. Однажды сообщив грузу-снаряду импульс, эти системы на него больше не действуют.
- Транспортные системы. В них импульс грузу придаётся периодически, транспортная система во время действия связана с перемещаемым грузом, создавая постоянную тягу. Это автомобили, поезда, воздушные и водные суда, конвейеры, лифты, трубопроводы, ракеты.
Деление транспортных систем, в свою очередь, может быть сделано в связи с тем, что движется – транспорт или путь.
«Движущийся путь». Это конвейеры, транспортёры, эскалаторы, лифты, фуникулёры, сюда же можно отнести трубопроводы.
Транспортная система располагается на всём протяжении от исходной до конечной точки. Принцип действия системы в данном случае связан с организацией движения пути или среды, как в трубопроводах.
Груз располагается на пути или в среде, которые приводятся в движение. Часто в трубопроводах движущаяся среда и перемещаемый груз – это одно и то же.
В эту же категорию можно отнести плоты, которые сплавляются по течению и парусные суда, которые становятся неподвижными в штиль.
«Самоходные системы». Движение происходит по неподвижному пути. Транспортное средство постоянно «отталкивается» от пути для получения очередного импульса и создания тяги. Железнодорожный транспорт использует рельсы, воздушный транспорт – воздух, водный – воду.
Схема 1.
Важно подчеркнуть, что путь понимается не как поверхность, на которую транспортное средство опирается или по которой перемещается, а именно как то, что помогает получать импульс для движения.
Эта разница хорошо видна на примере самолёта с воздушным винтом, который выполняет руление по аэродрому. Шасси самолёта опираются на поверхность аэродрома, движутся по ней, но само движение, получение импульса, создание тяги происходит при помощи винта и воздуха.
В данном случае нам важно понимание пути не как «дороги» или «расстояния», а именно как «среды, от которой можно будет отталкиваться на всём маршруте».
«Реактивный транспорт». Также есть особый вид транспортных систем, которые не используют путь для создания импульса – это ракеты. Реактивный двигатель «отталкивается» от рабочего тела, которое сам же и создаёт. Можно сказать, что ракеты – это метательный транспорт «наоборот». Часть груза «отметается» для того, чтобы дать импульс транспортной системе.
Воздух, в котором летит стрела или ракета, им скорее мешает, чем помогает, потому что вызывает сопротивление. Они могут использовать его, например, для стабилизации, но для создания импульса он не применяется.
Схема 2.
Части транспортной системы
Согласно классическому определению, «каждая техническая система должна включать четыре основные части: двигатель, трансмиссию, рабочий орган и орган управления».
В дальнейших работах можно встретить указание ещё на два важных структурных элемента – это источник энергии и изделие (или целевой объект – то, на что направлено действие рабочего органа).
Схема 3.
Применительно к транспортному средству, например, к автомобилю, части системы описываются так: Источник энергии – газомоторное топливо; Двигатель – двигатель внутреннего сгорания; Трансмиссия – коробка передач, валы; Рабочий орган – колесо; Целевой объект (изделие) – дорога; Органы управления – руль, педали, рычаг КПП.
Схема 4.
На первый взгляд, всё выглядит логично: топливо попадает в двигатель, который путём его сжигания создаёт необходимый для движения механический импульс; далее этот импульс передаётся трансмиссией к колёсам, которые производят полезное действие – «отталкивают» дорогу, оставляя её позади автомобиля.
В связи с таким выделением частей возникают вопросы:
Где в этой схеме кузов, корпус автомобиля, ведь ради его перемещения и строится транспортная система?
Какую роль в получении движения играет дорога, путь?
Поиск ответов на эти вопросы привёл к другой модели транспортной системы, в которой появляется кузов, в роли альтернативного для дороги целевого объекта. Для упрощения примем кузов тем самым грузом, который надо переместить.
Схема 5.
Функциональная схема в этом случае выглядит так: топливо попадает в двигатель, который путём его сжигания создаёт необходимый для движения механический импульс; далее этот импульс передаётся трансмиссией к колёсам, которые толкают кузов. Источник энергии (Топливо) и Целевой объект (Кузов) являются составными частями транспортной системы.
Какое же место в этой схеме занимает дорога, путь?
Представим автомобиль, у которого работает двигатель, но который поднят над дорогой. Вращение колёс есть, но кузов не движется. Получается, что дорога нужна автомобилю для того, чтобы передавать импульс от колёс к кузову.
Аналогичная ситуация складывается с судном, поднятом над водой или с самолётом в безвоздушном пространстве – при работающем двигателе и вращающимися на полных оборотах винтами размыкается сцепление с дорогой, с путём и движения не происходит.
Получается, что путь нужен для того, чтобы передавать импульс, энергию от двигателя к целевому объекту (кузову). Это функция трансмиссии, поэтому можно предположить, что путь в двигательных транспортных системах функционально является элементом трансмиссии.
Для автомобилей, самолётов или водных судов идея трансмиссии, вынесенной за пределы транспортного средства, кажется неожиданной. Но представить себе движение локомотива без железнодорожного пути трудно. Рельсы являются неотъемлемой частью механизма перемещения. Когда-то давно их вообще пытались делать зубчатыми для лучшего сцепления.
В транспортной системе, таким образом, можно выделить Транспортное средство и Путь, как огромную, по сравнению с самим средством, часть трансмиссии.
Так что же является целевым объектом для колеса – кузов с грузом или дорога?
Какой из вариантов верный?
По всей видимости, особенностью колеса как рабочего органа, является то, что у него два изделия, два целевых объекта. С одной стороны – это дорога, путь. С другой стороны – это корпус транспортного средства, кузов с грузом.
Отсюда можно предположить особенный характер функционирования не только колеса, но и других движителей самоходных транспортных систем.
Получив импульс от трансмиссии, они сообщают его на путь, на среду, с которой соприкасаются и получают обратный импульс, передавая его на корпус, кузов транспортного средства, производя его движение относительно пути, среды.
Схема 6.
В транспортных системах с движущимся путём (конвейерные ленты, лифты, эскалаторы, фуникулёры) возврата импульса не происходит – такая стационарная, не-самоходная система остаётся неподвижной, перемещается только груз.
Схема 7.
Перспективы
Что даёт новое осмысление движителя как двунаправленного рабочего органа транспортной системы и понимание пути как части внешнего целевого объекта?
Понимание того, что движитель самоходного транспортного средства и отдаёт импульс и получает его, открывает два отдельных направления изучения и повышения эффективности – как отдача импульса внутреннему корпусу, так и приёма импульса от внешнего целевого объекта, от пути.
Если при проектировании двигательной транспортной системы рассматривать путь как часть трансмиссии, то меняется характер требований, которые к нему предъявляются.
Из внешнего, «обрабатываемого» элемента, он превращается во внутренний, «помогающий», остающийся вовне транспортного средства, но внутри транспортной системы.
Становится очевидным, что для проектирования эффективных самоходных транспортных систем необходимо детальное изучение особенностей той среды, с которой будет взаимодействовать движитель. В этой среде могут находиться полезные для получения движения ресурсы.
В реактивном движении путь не играет такой роли, но там встаёт другая проблема – это формирование запасов для периодического создания отбрасываемого рабочего тела, чтобы получать импульс.
Показательным примером оригинального решения этой проблемы является флайборд – реактивная доска для полётов над водоёмами, в качестве рабочего тела использующая воду, подающуюся по специальному шлангу. Использование вместо воздуха более тяжёлой и плотной воды позволило создать компактную установку.
Несомненно, впереди более глубокое изучение эффективности движителей и особенно тенденции перехода этого рабочего органа, как и других, на микроуровень.
Вместе с параллельным исследованием «путевых, трансмиссионных» ресурсов различных сред, особенно молекулярных, волновых, это должно привести к созданию новых транспортных систем, может быть даже и межзвёздных.
Комментарии
Re: О новом понимании пути
Винт не сцепляется с дорогой или путем, а с водой.
Re: О новом понимании пути
Винт отталкивается от воды так же как колесо отталкивается от дороги.
Re: О новом понимании пути
Колесо от дороги не отталкивается, а цепляется за поверхность дороги. Колесо, уцепившись участком шины за поверхность (вот почему и поверхность шины, и поверхность дороги делают шершавыми), проворачивается вокруг оси на некоторый угол и, уцепившись указанным участком шины за дорогу, подтягивается, чем и перемещает шину, а вслед за ней и кузов, вперед. В следующий момент первый участок выходит из зацепления и происходит зацепление следующим участком, снова происходит подтягивание и перемещение вперед, и снова, и снова, и снова... Главное - постоянный контакт поверхностей шины и дороги. При лысой резине и/или гладкой дороге зацепления, и поэтому - подтягивания с перемещением не происходит.
Аналогия - человек поднимается вверх по канату (шесту), перебирая руками и подтягиваясь. Руки попеременно, но постоянно, контактирует с канатом (шестом).
А вот при толчке контакт поверхностей исчезает полностью. Этим, кстати, отличается ходьба от бега. Даже А.С.Пушкин это подметил: "И вдруг прыжок (= толчок), и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола" (С).
С винтом - другая история, точнее - физика. Развертка винта - наклонная поверхность, т.е. клин. Движущийся клин перемещает соприкающися с ним объект (твердый - например, шток, жидкий - вода для винта или газообразный - воздух для вентилятора). А дальше работает 3-й закон Ньютона. Отдача, по-простому. Вода движется назад, а винт - вперед.
Всех благ,
AlexZ