Прочитал хорошую статью Александра Владимировича Кудрявцева про "Эпохи в развитии технических средств". Много интересного нашел в ее содержании. Но не могу удержаться и не сказать опять о целях.
В конце статьи написано о целях Школы
Поскольку наша Школа является организацией, осуществляющей подготовку и реализацию прогрессивных изменений в производительных силах общества, то у Школы могут быть три цели:
- - развитие системы прогрессивных нововведений в технику в областях, касающихся увеличения проводимости материальных, энергетических и информационных потоков, развитие систем автономного обеспечения человека средствами жизнеобеспечения;
- - развитие систем повышения творческого (интеллектуального) уровня человека;
- - развитие вопросов целеполагания и этики;
- - развитие системы познания мира на обобщенном уровне (выявление ограничений познания мира и их снятие)
.
Если коротко, то "развитие Х", где Х - любая сущность, не может являться целью, и, тем более, целью серьезной организации. Не проходит по критерию достижимости: как вы узнаете, что "развитие системы прогрессивных нововведений", например, совершилось и может ли оно совершиться?
Формулировки типа "развитие Х", можно считать либо стратегическими задачами, либо "направлениями". Был такой термин у вояк-технарей "начальник направления".
При бюрократическом управлении (!) формулировки указанного типа очень выгодны тому, кто их пишет.
Потому, что ЛЮБОЕ ТЕЛОДВИЖЕНИЕ можно считать "развитием" системы, вопросов... и т.п.
При делократическом управлении (с позиции Делателя) такие формулировки должны беспощадно вычищаться по указанным выше причинам.
Re: К вопросу о целях и их ...
Написано было пол жизни тому назад, в 83 году. Сейчас бы многое сделал по иному, это верно.
Валерий Павлович, а решение стратегических задач может быть целью?
Всего доброго,
Re: К вопросу о целях и их ...
Уважаемый Александр Владимирович! И посейчас цели ставят как бог на душу положит. Провел специальное исследование для гимназии по теме "Постановка целей и задач кафедрами". От СПБ до Краснодара, от Кыштыма до Гомеля, от вуза до школы справедливо: кафедры цели ставить не умеют. И это те, что выставили их в Интернет! Неслабые кафедры неслабых гимназий и вузов!
Что касается вопроса.
Цель можно поставить так: "Разработать стратегию", "Поставить стратегическую задачу".
А "решение таких-то задач" это опять направление. Критерий различения вопрос: Смогу ли я узнать, что достиг цель? Как я это сделаю?
Re: К вопросу о целях и их ...
Так значит "Решить такую-то задачу", это не цель?
Re: К вопросу о целях и их ...
Есть много разных взглядов на то, что такое цель. Ваша постановка вызывает вопрос: для чего надо разработать стратегию? Быстрее всего, ответив на этот вопрос, мы зададимся следующим вопросом: а что ещё, кроме разработки стратегии надо сделать для того же?
Такая проверка говорит о том, что Ваша формулировка, в моём представлении, не является целью. Это одна из задач, которую надо решить, что бы достичь истиной цели. Возможно целью является то, что было ответам на «для чего...».
Вместе с тем, когда мы ставим задачи перед рядом подразделений, допустимо (или так сложилось, хотя и не верно) называть эту задачу целью. Получается задача сформулированная верхним уровнем может звучать как цель для более нижнего уровня в иерархии подчинения решателей.
Однако, не надо забывать, что это всё не цели, а задачи. Целью любого решателя совсем иные -- получить на жильё, прославиться, достойно прожить жизнь. Вашу задачу решатель может принять в свою иерархию задач, примерно так:
Соответственно цели всего проекта, тоже должны быть такого же плана, причём, для обеспечения проверки их выполнения они должны быть оценены количественно.
Для производственных проектов таких целей не очень много. Это должны быть общественно значимые цели. Иначе цель проекта сведётся к цели руководителя проекта (обогатиться или прославиться).
Например: целью проекта является обеспечение снижения себестоимости подготовки кадров на 30% (смета прилагается) с одновременным повышением качества подготовки (методика определения качества прилагается).
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Можно дробить задачи и далее. Главное, что бы решатель задачи вставил задачу проекта в иерархию своих задач. Тогда решатель добьётся своей цели, а проект своей. В противном случае, решатель будет работать на чужие цели и либо, не понимая этого, будет работать не эффективно, либо, осознав, что он работает не на свои цели, а на дядю, начнёт реформировать решение так, что бы он вписалось в его цели. В крайнем случае, уйдёт из проекта.
Не пытаюсь ни кого обидеть, просто, нас учили именно так ставить цели.
PS. Даже ходила шутка, что в преамбулу договора можно вставить цель -- подписание акта приёмки-сдачи. Это от того, что часто туда писали, цель -- разработать такую-то систему. Разработать, это не цель, это задача, которую необходимо решить для достижения чьей то цели.
С уважением, Александр.
Re: К вопросу о целях и их ...
Несчастье в том, что обычно формулировки типа "Решить такую-то задачу" и называют иногда целью.
Называют потому, что глагол совершенного вида...
Но зададим вопрос: Зачем решить ...задачу?
Ответ будет начинаться со слова "Иметь..." - ответ например.
Цели людей КАК ПРАВИЛО - ИМЕТЬ, а не делать. А формулируют свои цели через "делать".
Re: К вопросу о целях и их ...
Людям помочь, или еще что-нибудь аналогичное?
Re: К вопросу о целях и их ...
Ведь для того, чтобы "помочь" - надо "делать". А если ПРАВИЛЬНО делать, то будем ИМЕТЬ Продукт или Результат. Продукт или Результат (я, он, она, они, мы) будем ИМЕТЬ.
"Иметь не хочется" - это хотелось бы понять. Может быть "владеть не хочется"?
Даже участник чата хочет "иметь ответ" (обычно говорят "получить ответ").
Если же НЕ ПРАВИЛЬНО делать, то тоже будем ИМЕТЬ "Отрицательный результат, который тоже результат"
По-видимому деваться некуда: если делаешь приходится "Иметь Последствия". Разного рода.
Re: К вопросу о целях и их ...
Если можно, разъясните мне на примере: я поставил себе цель- спасти котенка от собаки. И отогнал собаку. Какой результат я ИМЕЮ, если этот котенок не мой, да и собака не моя, просто мимо проходил? Может быть замените термин и станет понятней? Потому что вместо одного не очень четкого термина
Вы используете иной нечеткий термин.
И еще:
Попробуйте задаться вопросом - зачем ИМЕТЬ? Может быть для того, чтобы потом решать задачи?