Рождение фотографа

 

Татьяна Назарова, ныне живущая в корейском городе Гванджу, наш давний автор, друг нашего сайта - журнала. Её философские эссе, которые она дополняет ещё и прекрасными фотографиями завораживают внимание сразу. О себе Татьяна говорит следующее: « Физика это не образ мысли, а образ жизни, так говорили мы на физ-факе МГУ, так я продолжаю жить теперь в разных странах.» Добавим, что свои путевые заметки Татьяна оформляет в привычном ей стиле научный статей, где иллюстрациями служат фотографии, представляющие результаты общения с обычными людьми.  

(

Ссылки на предыдущие материалы Татьяны Назаровой можно посмотреть здесь:
«Немного музыки» http://www.metodolog.ru/01255/01255.html
«Goodbye, my love, goodbye» http://www.metodolog.ru/00865/00865.html )
Рассказ, который прислала нам Татьяна, не содержит ни одного слова из нашего профессионального сленга, но в её модели рождения фотографа в виде «14 рукого» мифологического божества мы видим и образ наших дисциплин и понимаем, что означает «Побуждение к Действию». Это некий супер- РТВ, Развитие Творческого Воображения, пробуждение личности, творческой активности. Формирование взгляда художника, это сотворение красоты внутри человека, а значит – сотворение смысла, который человек готов привносить в Мир.
Синтез очерка о истории техники и истории развития бизнеса, который сделан на фундаменте любви к Творчеству – вот определение жанра предлагаемого художественного произведения.
Приятного чтения.
Ваша Редакция
 
 
 
 Рождение фотографа. Что для этого нужно? "Фотоаппарат" - скажете Вы. Правильно. Лучше, конечно, самый современный. Например, Сanon (Кэ́нон).
 
 Напомню, что на сегодняшний день японская компания Сanon является не только крупнейшим производителем копировальной и фототехники, но и славится ИТ-решениями. Например, в 2006 году компания заняла третье место в рейтинге крупнейших корпораций по количеству полученных патентов. Кроме этого Canon является первой в мире фирмой, преодолевшей "психологический" барьер цены цифровой зеркальной любительской фотокамеры, снизив его ниже уровня 1000 USD. А в конце декабря 2009 года оборот компании Canon достиг 44.9 миллиардов USD. Число сотрудников более 167 тысяч человек.
 
 А когда компания только родилась, и у нее еще не было настоящего имени, в ней работали всего два человека. Это были фотографы-любители Горо Йошида и Сабуро Ючида. И были они любопытны и смелы как дети, т.е. любили нажимать на все кнопки сразу и разбирать все до последнего винтика. Горо Йошида и Сабуро Ючида были родственниками и жили в старом, еще не разрушенном войной, Токио. Это было давно.
 
В те далекие времена не было компьютеров, Интернета и цифровых камер. Не было даже автоматических режимов в пленочных фотоаппаратах, так что фокус, экспозицию и многое другое при съемке надо было каждый раз самому выставлять вручную. И еще надо было самому делать растворы, проявлять пленку, а потом проявлять, закреплять и глянцевать черно-белые фотографии. В результате, фотографы не щелкали тогда все подряд, а предпочитали семь раз подумать, прежде чем один раз нажать спуск. А потом, сделав всего 36 кадров, надо было осторожно, чтобы не засветить, вынуть в темноте отснятую старую пленку и с не меньшей предосторожностью вставить в фотоаппарат новую. При этом, старой, как правило, не хватало на самый интересный последний кадр. А новой, как правило, не хватало всегда. И еще всегда не хватало реактивов, фотобумаги, времени, денег и места в ванной для установки фотоувеличителя. Так работали фотографы прошлого века. По крайней мере, в СССР. И было у них три золотых правила этики: "Снимай не всё, что видишь. Печатай не всё, что снял. Отсылай в журнал не всё, что напечатал". Впрочем, эти правила нужны не только фотографу.
 
 Молодые Горо Йошида и Сабуро Ючида соблюдали все правила и знали все фотоаппараты того времени, они умели не только разбирать их на части. Но они хотели большего. Они хотели создать свой собственный фотоаппарат, не уступающий мировым стандартам. А самыми лучшими в мире были тогда немецкие фотоаппараты фирмы Leica (Лейка). Но в распоряжении молодых японцев была всего одна комната, в которой ютилась их оптическая лаборатория на 3-ем этаже здания Такикавая в Токио. В этой маленькой однокомнатной лаборатории в 1933 году и произошло рождение будущей компании Canon.
 
 А в это время в Харькове, в мастерских Детской трудовой коммуны НКВД УССР им. Ф. Э. Дзержинского наши дети уже собрали вручную несколько десятков фотоаппаратов по образцу немецких "Leica I" и назвали их " ФЭД". Аббревиатура "ФЭД" расшифровывается как " Феликс Эдмундович Дзержинский". А в 1934 году в этой же Детской коммуне был выпущен «ФЭД-1», и хотя в паспортах было написано просто "ФЭД", это была копия популярного немецкого фотоаппарата "Leica II".
 
 Так в 30-х годах прошлого века началась конкурентная борьба солидных немцев, молодых японцев и наших трудящихся детей. А "ФЭД" выпуска 1938 года, в хорошем рабочем состоянии, сохранился в семье моего мужа, это был фотоаппарат его отца. Свой ФЭД отец позволял брать маленькому сыну, так начиналось рождение еще одного фотографа. А когда он вырос, старый отцовский ФЭД служил ему верой и правдой во время самого первого восхождения на Эльбрус. Так началось рождение еще одного горного туриста нашей семьи. А потом у него был фотоаппарат "Киев", а за ним "Зенит TTL". А старый "Киев" с детства "изучал", т.е. разбирал, уже наш сын. Теперь он занимается нелинейной оптикой, так произошло рождение еще одного физика. А "Киев" он доломал во время своего первого восхождения на Эльбрус. Тогда началось рождение следующего горного туриста нашей семьи. А перед его восхождением на пик Хан-Тенгри мы привезли уже водостойкий, противоударный и морозоустойчивый Olympus TOUGH-6000. Япония такая маленькая, но, сколько в ней компаний, производящих фототехнику и оптику высочайшего класса! Но кто-то разберет и самый новый японской фотоаппарат, и родится еще один исследователь или фотограф. Но это будет потом.
 
А сейчас у меня свой полупрофессиональный Canon Power Shot S5 IS, подарок мужа. И я не боюсь его поломать. И я могу наконец-то снимать, как хочу, когда хочу и всё, что захочу. Поэтому я хочу продолжить историю Canon. Знаете, откуда произошло это название? Давайте опять вернемся в Японию, в однокомнатную лабораторию на 3-ем этаже, где в 30-х годах прошлого века Горо Йошида и Сабуро Ючида занимались исследованием устройств и комплектующих всех камер, существовавших в то время в мире. Говоря простым языком, они просто разбирали их на части, как это делают дети. Но если дети разбирают игрушки только из любопытства и без всякого расчета на прибыль, то для взрослых игр уже нужен менеджер. Точнее, нужен спонсор, иностранные игрушки, слишком дороги чтобы их покупать только для того, чтобы разбирать на части. Но нашелся и спонсор этой дерзкой затеи, это был близкий друг исследователей Таклэси Митарай, которой и стал в будущем президентом всемирно-известной компании Сanon.
 
И вот, в 1934 году, несмотря на все трудности конкуренции, родилось первое детище Горо Йошида и Сабуро Ючида - японская 35-милиметровая фотокамера с затворной рамкой Kwanon "Кванон". Это название придумал Горо Йошида, он был человеком верующим, и предложил назвать их первую камеру в честь буддисткой богини милосердия. Кванон является богиней милосердия в японской мифологии, считается, что она спасает людей от всевозможных бедствий, помогает зарождению и рождению детей и считается покровительницей женской половины дома. В корейской мифологии она известна как богиня милосердия Квансеым. У буддистов - это богиня Гуаньинь, она часто изображается многорукой и считается помощницей будды Амитабхи. На товарном знаке первой японской фотокамеры стоял логотип "саmera Kwanon", а под ним было изображение Бодхисаттва. В буддизме Бодхисаттва - это "существо, стремящееся к пробуждению", и, как правило, в женском обличии, только не с двумя, а с 14 руками.
В 1934 году в июльском номере журнала "Asahi Camera" год впервые появился анонс о фотоаппаратах Kwanon. Но из десяти произведённых камер ни одна не попала на рынок. Наверно, богиня милосердия Кванон помогает только рождению детей и идей. Но когда на смену творчеству приходит рынок, обход патентов и борьба конкурентов, милосердие исчезает, и богиня Кванон становится бессильной. Год спустя Сабуро Ючида предложил другое название камеры и зарегистрировал торговую марку с логотипом "Canon". На этой торговой марке никаких богинь уже не было. В отличие от верующего Горо Йошида, более прагматичный Сабуро Ючида хотел придать камерам более звучное и современное название, заменив имя богини милосердия Kwanon английском словом Canon. Это слово, в переводе «стандарт», более соответствовало новым целям компании - достижению мировых стандартов и установление своих, японских. И судьба смилостивилась, Canon начали покупать, и не только потому, что стандарт более понятен, чем милосердие. Конкуренты были побеждены стандартным методом - новый японский фотоаппарат Canon был почти в два раза дешевле, чем Leica. Старый немецкий учитель был забыт, а продукция новой японской компании Canon пробилась на мировой рынок. И в 1949 году на международной выставке в Сан-Франциско фотоаппарату Canon IIB была присуждена первая премия.
 
 В конце 2009 года мы смогли приехать в Японию. Этому предшествовало столько трудностей, что когда они закончились, я, не задумываясь, стала снимать в Токио от радости всё, что видела. И я забыла там все золотые правила. Тем более, что память моего Canon в сотни раз превышала пресловутые 36 кадров, и мне не грозили ни проявка, ни печать. А дома, просматривая, точнее, отравляя в корзину 90% отснятого, я вдруг обнаружила случайный кадр, который можно было бы назвать "Рождение фотографа".
 
 Так что же нужно для рождения фотографа, если самая современная цифровая фотокамера ему доступна уже с пеленок, точнее, еще в коляске? Простите, я пишу о Японии. Но в любой стране фотограф - это человек. И мне кажется, что для рождения фотографа не нужно стандартное мышление и знание общих правил композиции и коррекции изображений. Т.е. не так уж нужно то, что переводится словом " canon" - "стандарт". Стандарт нужнее для рекламы. А для души?
 
 
 А для рождения души фотографа нужнее многорукая богиня Кванон, т.е. "существо, стремящееся к пробуждению", и, как правило, в женском обличии. Только не с двумя, а с 14 руками. Для пробуждения души нужна не техника, а милосердие. Нужна защита, поддержка и много женских рук. Разных рук, молодых и старых. И желательно своих, родных, домашних. Нужны старые бабушкины руки, которые не только отдадут рожающемуся фотографу ее собственную фотокамеру, но и не будут мешать нажимать на все кнопки сразу и разбирать ее на части. Старые руки будут спокойны, ведь они сами много поломали и наломали в своей жизни. Столько же потом наломали дети, но теперь и у них есть дети, а у бабушек внуки. И пусть все ломается и горит в детских неопытных руках, главное, чтобы не погас творческий огонь в их газах. А для защиты от беды и ненастья рождающемуся фотографу нужны мамины и папины руки, но их труднее всего сфотографировать, они всегда в движении и чем-то заняты. А еще любому фотографу нужны меленькие женские ручки. Пускай, они будут слабее мужских, и одна из них всегда будет указывать на то, что, как, где и когда надо снимать. А вторая ручка, та, что ближе к сердцу, всегда будет мягкой, нежной и грациозной. Впрочем, эти руки нужны не только фотографу.
 
 
Рождение фотографа
 
Я вставила в рассказ снимок, сделанный случайно в центре современного Токио, и решила поставить на этом точку. Но подумала, почему же у богини милосердия Кванон так много рук? Вы как думаете? Я думаю, потому, что вокруг так много людей, в душе которых осталось детство, и которым нужна любовь, защита, милосердие и поддержка. И иногда чуть-чуть маленьких ценных указаний.
 
 На этом я ставлю очередную точку и желаю взрослым и детям светлого Рождества и веселого Нового года!
 
 25 декабря 2009 г.
 
 

 

 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Рождение фотографа

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Спасибо, Татьяна! Вам там МНОГО удалось передать в короткой статье! И видно столько захватывающих продолжений работы в нескольких направлениях!

Subscribe to Comments for "Рождение фотографа"