Археологические сокровища Гражданки (исторические изыскания дилетанта) Ч.2

 
Первая часть работы: http://metodolog.ru/node/515
 
Стекло
Стекло – не менее хрупкий, чем фарфор, материал. Но стеклянных осколков и целых изделий в земле Гражданки ничуть не меньше, чем фарфоровых.

264 Стекло, найденное в 2007 году на Гражданке
На фото 264 я собрал все самое интересное из стекла, найденное мной. Чернильница с квадратным донышком, парфюмерная емкость и медицинская склянка относятся, скорее всего, к советским, возможно совсем недавним временам. Гораздо интереснее для нас три фрагмента старых бутылок – два донышка и одно горлышко. Чтобы датировать эти предметы и определить их назначение, я обратился к коллекционеру пивных бутылок и прочих аксессуаров Андрею Барсукову, автору замечательного Интернет-сайта www.rupivo.ru .   
Он рассказал мне, что в истории бутылочного стекла существовали две принципиально различных эпохи – две различных технологии ручного изготовления  бутылок:
1) дутьё без формы – форма формируется вручную, обкатыванием  дутья  о плоскую или изогнутую  поверхность (преобладал приблизительно до 1860-х гг.);
2) дутьё в форму из 2-х или 3-х частей, с рисунком на боковой части  –  в этом случае на бутылке есть «швы» в местах соединения частей формы и дно не сильно вогнуто внутрь бутылки (оно может быть вообще плоским). 
Полноценные плотно закрывающиеся формы, позволяющие создать высокое давление для нанесения выпуклой надписи, появились не сразу. Сначала использовали части формы -  например,  неразъёмную форму для дна бутылки, изготовленную из дерева или чугуна. Мастер заканчивал выдувание бутылки в форме, а затем специальными обделочными ножницами придавал необходимую форму горлышку и относил бутылку в обжигательную печь, так называемую каленицу.  
Бутылки, изготовленные вручную, стоили недешево. Например, стоимость пивной бутылки превышала стоимость налитого в нее пива в несколько раз. Поэтому многими производителями была налажена система возврата тары. На некоторых бутылках даже имелась надпись: «Собственность изготовителя». Бутылки с вином или пивом закрывались деревянными пробками и заливались сургучом.
Заметим, что до 1926 года в СССР все бутылки изготовлялись вручную, хотя автоматы для их изготовления применяются за рубежом с 1907 года.
 
В России в XIX веке производство стеклотары развивалось очень интенсивно. В середине XIX века российские производители освоили технологию изготовления бутылок с применением форм. Внедрение этой технологии способствовало увеличению разнообразия внешнего вида бутылок. Так, каждому напитку в России соответствовала бутылка определенной конфигурации и цвета. Была бутылка пивная, ликерная, коньячная, бутылка простая, столовая, для шампанского, для аглицкой горькой. Особой популярностью пользовался штоф - четырехугольная емкость с коротким горлышком.
Сто лет назад информацию о пиве несла на себе не только бумажная этикетка, но и сама бутылка. По ней можно было узнать название фирмы, награды, а иногда и номер телефона, изменения в составе фирмы, город разлива и другие полезные сведения. Литье бутылки наравне с этикетками и товарными знаками должно было быть обязательно зарегистрировано в Департаменте торговли и мануфактур. Чтобы получить свидетельство (разрешение) на использование того или иного клейма, этикетки или товарного знака, нужно было подать прошение, заплатить установленную пошлину и предоставить рисунок знака, выполненный тушью. Если клеймо, знак, этикетка удовлетворяли всем предъявляемым к ним требованиям, то Департамент выдавал просителю охранное свидетельство на срок от года до десяти лет. Однако право на товарный знак, этикетку или клеймо было бессрочным. Оно передавалось по наследству вместе с предприятием.
Отметка о том, что форма и рисунок бутылки зарегистрированы, обычно производилась в виде вертикальной надписи -"Заявленъ отделу промышлен". А на донышках бутылок почти всегда отливался знак или начальные буквы изготовителя, а также емкость бутылки, выраженную в частях ведра (1/16 - 0.77 л; 1/20 - 0.615 л.; 1/40 - 0.34 л.). Позднее, после 1912 года, объем стали указывать в литрах.
Интересна была и система мер на алкогольную продукцию. Широко употреблялись такие меры, как ведро, бутылка, штоф, чарка. Главными оптовыми единицами были мерная бочка и казенное ведро. Самой большой отпускной мерой в рознице считалось казенное ведро, вмещавшее 30 фунтов водки или 16 мерных бутылок. Чаркой называлась 16-я доля кружки. Четвертинка - четвертая часть штофа, или полбутылки, Самая мелкая мера - осьмушка, половина четверти или шкалик.
С высокой долей вероятности можно утверждать, что  в данном случае мы видим продукт технологии до начала 20 века. Но скорее всего эти бутылки 1850 - 1890 гг., то есть   переходной эпохи от  чисто дутых бутылок  к началу полностью «формового» периода.
У бутылок было слишком толстое стекло (до 5 мм!), тем не менее, формы достаточно правильные и очень сильно вогнутое гладкое донышко без надписей. Концентрические кольца на нижней части стенок появились скорее всего от вдавливания горячей выдутой заготовки в форму дна. Видимо, стеклодув  вручную выдувал максимально приближенную к бутылке заготовку, и пока она не остыла, он её формовал - втискивал в форму. К сожалению, определить фирму - изготовителя по имеющимся фрагментам, не имея маркировки, практически невозможно. Цвет стекла (темно-зеленый и светло-зеленый), к сожалению, не помогает. Можно только констатировать, что речь идет о пивных или о винных бутылках.
Кирпич
В земле Гражданки сокрыто множество кирпичей дореволюционного производства. Большинство из них разбито, но много и целых. Во дворе 470 гимназии (на ул. Бутлерова) есть дорожка, выложенная старым кирпичом. Там есть несколько кирпичей с маркой «СТРЪЛИНЪ» (фото 503,504).

503 Один из кирпичей на дорожке у 470 школы (Ул. Бутлерова)
504 Один из кирпичей на дорожке у 470 школы (ул. Бутлерова)
Еще один кирпич с надписью «Бр-я СТРЪЛИНЫ» я нашел недалеко от этого места, тоже на улице Бутлерова. На проспекте Непокоренных, там же, где был найден Кузнецовский фарфор, я нашел кирпичи «ЕЛИСЪЕВ» (фото 191) и «УККЕ иК0».
191 Кирпич с пр. Непокоренных(напротив дома 16)
На Гражданском проспекте, у дома 32, мне попались кирпичи «А.А. МУФЕЛЬ» и «ПОРШНЕВЪ» (фото 549).
549 Кирпич, найденный у дома 32 по Гражданскому пр.
И, наконец, на пр. Непокоренных напротив дома 10, у забора завода «Красный Октябрь» я нашел кирпич с клеймом «З.Б.Л.». Интересно, что на обратной стороне последнего кирпича виден четкий след трех пальцев (фото 490,491). Что это: «личное» клеймо мастера или случайная неаккуратность? Мне кажется, что первое…
490 Внешняя сторона кирпича с пр. Непокоренных (найден напротив дома 10)
491 Внутренняя сторона кирпича с пр. Непокоренных (найден напротив дома 10)
Петербург в кирпичном деле представляет собой уникальный случай. С петровских времен петербургское кирпичное дело было поставлено широко и твердо. В документах того времени ( по М.И. Пыляеву) упоминается некий "Столбенский, посадский человек, обжигальщик кирпичных заводов", построивший на своей мызе близ села Рыбацкого первый кирпичный заводик. По другим данным, этот заводик остался после шведского владычества. Казенные "кирпичные заводы по Неве" появились тоже скоро, в 1711-1712 годах, но затем из-за убытков часть их была продана частникам. На правом берегу Невы остались лишь казенные Новые кирпичные заводы конторы городовых дел.
В конце XVIII-первой половине XIX века прекрасное водное сообщение, удешевлявшее доставку кирпича в столицу, и неистощимый запас глин способствовали возникновению на Неве все новых и новых заводов. В 1842 году на ее берегах возвышались заостренные шатры печей 42 заводов. В 1860-е годы казенные заводы на Неве закрылись, но на оставшихся частных производство кирпича достигало почти 64,5 млн штук в год. Уже тогда применялись глиномешалки больших размеров, что давало ровную однообразную массу и улучшало качество кирпича, но из-за недостатка навесов получалось много "дождевика" - сырца, попавшего под дождь и после просушки трескавшегося при обжиге.
Кирпич изготавливался так. Мастер брал ком специально подготовленной глины, несколько больший, чем объем формы, и с силой бросал его в заранее смоченную и обсыпанную песком деревянную форму. Затем он срезал излишек глины скалкой и выкладывал сформованный таким образом сырец на посыпанную толченым кирпичом доску. Уложенные на доску кирпичи относились в длинные, низкие, открытые с боков деревянные шатры, где они сохли на полках от 3 до 14 дней, защищенные от ветра и непогоды. Просушенный сырец поступал на обжиг.  
Строительный бум в пореформенном Петербурге послужил причиной открытия новых заводов на берегах Невы и ее притоков. В 1879 году здесь было 36 заводов, на которых 7336 рабочих сделали 136 млн штук кирпичей; к началу ХХ века число заводов, правда, уменьшилось. Среди них были завод петербургского городского головы В. А. Ратькова-Рожнова, заводы потомственных почетных граждан И. П. Поршнева, Г. С. Растеряева, А. М. Стрелина, И. И. Пирогова, завод "Нева" Г. П. Муркена, "Подкова" А. М. Спечинской, "Пелла" Невского товарищества производства строительных материалов.
Заводами владели люди разных сословий: и крестьяне, и дворяне, и князья, и бароны, и военные, и статские советники, и потомственные почетные граждане, и даже вдовы генерал-майоров.
На невских заводах трудились тогда артели из разных губерний России. Крестьяне отправлялись на отхожие промыслы на все лето целыми семьями - с женами и детьми. Работы, учитывая ручное производство, хватало всем. Заработок кирпичедельцев зависел от сноровки, от качества изготовленного кирпича. Большую часть всех рабочих составляли порядовщики-формовщики сырца, а также те, кто работал на глиномятках: подавал глину, отвозил ее к месту производства готового теста, погонщики и крючники, выгружавшие тачки с глиной.
В середине XIX века (вероятно, чуть раньше) на петербургских кирпичах появляются клейма. Связано это было со стихийным переходом кирпичного производства в частные руки: на смену десятку казенных заводов приходит более полусотни частных (62 завода в 1860, 82 завода в 1903 году). Вероятно, некоторые клейменые кирпичи следует датировать более ранним временем, но с 1850-х и до 1920-х все произведенные кирпичи петербургских заводов получали клеймо-отпечаток с металлической (иногда керамической) матрицы, прикреплявшейся к дну формы или к формовочному столу.
Мне казалось, что все петербургские кирпичные клейма давно учтены и сведены в таблицы. Однако все оказалось не так. Здесь, как и в фарфоровых клеймах, еще хватит работы не одному поколению исследователей.
За свое более чем пятидесятилетнее существование форма клейм и их содержание претерпевали изменения, которые подчиняются некоторым закономерностям, за которыми, кстати, иногда несложно рассмотреть общие процессы развития капитализма в России. Так, для самых первых клейм характерно отсутствие рамки, небольшая глубина букв и всего одна или две буквы инициалов. Позже появляются клейма, содержащие фамилию владельца целиком (с 1860-х гг.; первые такие фамилии употребляли в клейме в родительном падеже – «<завод> Тарасова») и трехбуквенные инициалы (с 1870-х), продолжающие существовать затем до революции. В 1880-х годах исчезают последние двухбуквенные клейма (трудно поддающиеся расшифровке). Тогда же в большинстве клейм появляется номер, размещаемый рядом с фамилией владельца или в специальной «арочке» рамки над или под ней – номер «порядовщика» (рабочего, который формовал кирпич) в целях контроля качества). С 1900-х значительно увеличивается количество клейм обществ-владельцев («Громовъ и К°», «И.Н.Е. и К°» (И.Н.Еремеев и К°), «Т.О.С.М» («Товарищество обработки строительных материалов») и т.д.) и особенно – названий заводов («Самарка», «Ижора», «Мойка», «Мга» (завод кн. З.Н. Юсуповой), «Колпино», «Скала», «Яшма», «Труд», «Энергия», «Кр. Кирпичник» (последнее уже после революции) и т.д.). Знаков- «логотипов» среди клейм совсем немного, но последняя дата относится и к ним тоже (клейма в виде подковы (завод Е.И. Спечинской) и якоря (завод бр. Елисеевых). Употреблялись и аббревиатуры («О.С.З» (завод при Обуховском сталелитейном заводе), «А.С.З.» (Александровский сталелитейный завод) и др.).
О владельцах кирпичных заводов, выпускавших найденные мной марки, удалось узнать немного. Завод Стрелина, как и многие другие,находился на Неве в районе Усть-Ижоры. Он работал с 1875 года и был куплен олонецким крестьянином Макаром Тимофеевичем Стрелиным в 1882 г. В колонии Овцино, прямо за невским лесопарком, находился завод этой же фирмы, работавший с 1897 г. и выпускавший кирпич под маркой «Бр-я СТРЪЛИНЫ».  Заводом владели сыновья Макара Тимофеевича, Алексей и Василий Макаровичи. М.Т. Стрелин имел в Петербурге, на Широкой ул.(ныне ул. Ленина, 25) пятиэтажный доходный дом, построенный в 1902 г. архитектором Д.А. Крыжановским в стиле модерн (дом сохранился).
В справочнике "Весь Санкт-Петербург" за 1909 год имеется Поршнев Иван Павлович, владелец кирпичного завода в Усть-Ижоре (500 рабочих). Контора завода находилась в Лештуковом переулке (ныне переулок Джамбула). Дом в справочнике не указан, вероятно, это был большой «собственный дом», зато указан телефон - 1300. И.П. Поршнев, как и М.Т. Стрелин, был выходцем из Олонецкого края и поначалу овладел профессией обувщика, но затем увлекся кирпичным делом.
Борис Федорович Поршнев(http://www.porshnev.ru/index.html)
 
Неожиданным для меня оказалось, что известный ученый Борис Федорович Поршнев  - советский историк и социолог, профессор, доктор исторических и философских наук (1905 – 1972) был внуком того самого Поршнева. Отец Б.Ф. Поршнева, Федор Иванович, инженер-химик, учился в Германии и унаследовал отцовское дело. В статье о Б.Ф. Поршневе в энциклопедии сказано, что он родился в Петербурге, но в 1925 году окончил факультет общественных наук Московского университета. Видимо, в юности ему пришлось перебраться с Москву из Петрограда, где его фамилия была слишком известна.
Основные труды Б.Ф. Поршнева посвящены истории народных движений во Франции [Государственная премия СССР (1950) за труд "Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623—1648)"], истории социалистических идей, истории международных отношений XVII в. Многие исследования Поршнева относятся к социальной психологии, политэкономии, этнографии, антропологии и другим наукам, например, Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах, М., 1963; Феодализм и народные массы, М., 1964; Мелье, М., 1964; Социальная психология и история, М., 1966; Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., М., 1970; О начале человек ческой истории, М., 1974. Б.Ф. Поршнев первый в нашей стране ввел само понятие социальной психологии, поставив в книге "Социальная психология и история" (1966, 1979) вопросы взаимоотношения лидеров и массы, роли внушаемости и общественных действий, сложности консенсуса личности и общности. В книге "О начале человеческой истории (Проблемы парапсихологии)" (1974) выдвинута смелая по тем временам коррекция положения Ф.Энгельса о происхождении человека. Исходя из тезиса о целеполагающем характере труда, Поршнев доказывал первостепенность формообразующей роли речи в эволюции человека.
Яков Васильевич Елисеев ставил клеймо «ЕЛИСЪЕВ» на изделия своего завода в 1910-х годах. Интересно, что на клейме отсутствует твердый знак, необходимый по тогдашним правилам правописания.  Завод А.А. Муфеля работал с 1881 года и находился где-то на Петроградской стороне Петербурга. Фирма Людвига Юльевича Укке имела два завода – на Неве, близ станции Усть-Ижора и в Ново-Саратовской колонии. Клеймо «УККЕ иК0» специалисты относят к 1890-1917 годам. Самым старым из найденных мной является, вероятно, кирпич завода братьев Лядовых (клеймо «З.Б.Л.»). Специалисты относят клеймо такого типа к 1870-1880 годам, а возможно, и ранее. Заводы братьев находились в Усть-Славянке и Ново-Саратовской колонии. В 1903 году владелицей фирмы значится Екатерина Васильевна Лядова. Возможно, именно из таких кирпичей сложен Приют принца Ольденбургского на Большой Спасской (здание находится всего в нескольких сотнях метров от места находки кирпича, на территории завода «Красный Октябрь»).   
В конце 2002 - начале2003 года на страницах Санкт-Петербургской прессы появилась информация об открытии в нашем городе на базе НПО «Керамика» Музея кирпича. Первым директором и энтузиастом-поисковиком старых кирпичей стала ветеран завода - госпожа Мухина.
Музей кирпича находится во Фрунзенском районе С.-Петербурга, на Южном шоссе в доме № 55. В музее кирпича представлено более пятисот образцов от времён древней Греции и до настоящего времени. Почти половина экспозиции представлена кирпичами с клеймами 18-начала 20-го веков, причём для многих из них определена принадлежность к соответствующему владельцу завода с указанием его гражданского статуса и местоположения предприятия.
Металл
268 Коллекция металлических частей и изделий, найденная на Гражданке в 2007 году
На фото 268 показаны детали и изделия из черного металла, найденные мной в земле Гражданки. С – образные детали – это, вероятнее всего, кованые ручки сундуков или шкафов. В центре фото – железнодорожный костыль, память о железнодорожной ветке на улице Верности, построенной примерно в 1930 году и разобранной в 1980-х. Внизу – обыкновенный трехгранный напильник. Назначение остальных изделий мне трудно объяснить. Возможно, это смогут сделать читатели книги. На пр. Непокоренных мне удалось найти 2 довольно крупных металлических фрагмента. На первом из них, вероятно, дверная арматура, а на втором (фото 192) – половина толстого литого колеса о четырех спицах.
192 Фрагмент колеса, найденный на пр, Непокоренных напротив дома 16
Определенно, колесо было рассчитано на большую нагрузку и являлось частью какой-то машины.  
На фото 739 показан большой кованый гвоздь, найденный мной на южной стороне пр. Непокоренных между ул. Бутлерова и Гражданским пр. Его длина примерно 25 см, диаметр – 5 мм.
739 Корабельный гвоздь, найденный на ул. Бутлерова в 2007 году
В Словаре Брокгауза и Ефрона (начало XX века) в статье «Гвозди» можно прочитать следующее. До конца XIX столетия кованые гвозди изготовлялись без помощи машин и составляли предмет обширной кустарной промышленности в Англии, Швеции, Бельгии, Франции, Германии и России; в начале XX века эта промышленность сильно упала.
Сортов гвоздей в продаже в то время было очень много. Перечислим только главнейшие. Самые большие и толстые гвозди называются корабельными; они бывают от 6 до 15 дюймов (от 15 до 38 см) длиной, и их приходится от 150 до 35 штук на пуд. Для укрепления полов служат брусковые гвозди с толстыми четырехугольными головками; они бывают от 4 до 7 дюймов (от 10 до 18 см), и их приходится от 1200 до 400 шт. на пуд. Для обшивки тесом и для крыш идет однотес, двоетес и троетес с круглыми, выпуклыми головками от 2 до 5 дюймов, от 5000 до 800 шт. на пуд. Костыльки от 1 до 3 дюймов, от 16000 до 2000 шт. на пуд. Штукатурные гвозди для прибивки драни под штукатурку бывают около 1 дюйма; их приходится около 13000 шт. на пуд. Еще мельче гвозди обойные, в 1/4 дюйма длиной и даже меньше. В начале XX века только большие и средние кованые гвозди еще изготавливаются и ручным способом, в сравнительно небольшом количестве; большая же часть вырабатывается с помощью машин.
В начале XX века почти все употребляемые в России гвозди выделывались на русских заводах: например, в 1889 г. гвоздей выделано было всего 608000 пудов. Из этого числа 225000 пудов выделано СПб. Обществом железоделательных заводов. Количество гвоздей, выделываемых кустарями, стало в начале XX века незначительным.
Сейчас, в начале XXI века, гвозди строительные проволочные в зависимости от диаметра стержня делают либо с плоской головкой, либо с конической. Диаметр шляпки у строительных гвоздей с плоской головкой в два раза больше диаметра стержня. У гвоздей с конической головкой это соотношение примерно сохраняется, немного уменьшаясь с увеличением диаметра стержня. Гвозди корабельные и баржевые (квадратного и круглого сечения) применяют в основном в судостроении. Их отковывают из низкоуглеродистой стальной проволоки. При длине 25 см такие гвозди имеют коническую головку и диаметр 8 мм. Готовые гвозди покрывают масляными красками или оцинковывают.
Получается, что найденный гвоздь является корабельным, с размерами, сильно отличающимися от современных. Он мог быть изготовлен в начале XX века ручным способом или на заводе (например, упомянутого «СПб общества железоделательных заводов», или в кустарной кузнице (например, кузнице Юнга на Гражданке). 
267 Цветной металл, найденный в земле Гражданки
На фото 267 показаны 3 изделия цветного металла, найденные все на том же проспекте Непокоренных. Слева, вероятно, задний фонарь от мотоцикла или мопеда. Лицевая часть фонаря изготовлена из алюминия. Назначение двух других деталей (вероятно, изготовленных из нержавеющей стали) мне неизвестно. Почему-то кажется, что они имеют отношение к самолетам (все-таки рядом был аэродром «Гражданка»).
Замечательно сказал поэт Арсений Тарковский в своем стихотворении «Вещи»:
 
Все меньше тех вещей, среди которых
Я в детстве жил, на свете остается.
Где лампы – «молнии»? Где черный порох?
Где черная вода со дна колодца?..
 
Где твердый знак и буква «ять» с «фитою»?
Одно ушло, другое изменилось,
И что не отделялось запятою,
То запятой и смертью отделилось.
 
Я сделал для грядущего так мало,
Но только по грядущему тоскую
И не желаю начинать сначала:
Быть может, я работал не впустую.
 
А где у новых спутников порука,
Что мне принадлежат они по праву?
Я посягаю на игрушки внука,
Хлеб правнука, праправнукову славу.
 
Литература.
Фарфор
Стекло
Кирпич
Ёлшин Д.Д., Векслер А.Ф. Датирующие свойства петербургского кирпича XVIII-XX вв. //Археологическое наследие Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - Вып. 1. - С. 177-185.
Кирпичного дела промышленники. Наталья Седова, Санкт-Петербургские Ведомости No 37(2427), 24 февраля 2001
Популярно-техническая энциклопедия (что, как и из чего делается)/ Под ред. П.М. Лукьянова. Госиздат, М.-Л., 1928
Металл

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Археологические сокровища ...

Много кирпичей ПОРШНЕВЪ видел у петропаловки на пляже) Также Л.А.В в достаточном количестве) Доставал из Невы у берега.

Subscribe to Comments for "Археологические сокровища Гражданки (исторические изыскания дилетанта) Ч.2"