Два вида понимания проблемы

«Успех состоит в том, чтобы идти от
неудачи  к неудаче, не теряя энтузиазма».
Черчилль.
 
Лорд Монтгомери: « Я никогда не пил и не курил.
И я здоров на сто процентов».
Черчилль: «Я пью и курю,
и я здоров на двести процентов».
 
Мне очень понравилось высказывание С.Мейена о делении амебы. Когда говорят о том, что амеба разделилась, и получились две абсолютно одинаковых – сестры амебы то это неверно. Если это было бы так, то мир так бы и остался населенными одними амебами. В действительности при многократных делениях есть у амеб отклонения, изменения которые и есть эволюция живого. То многообразие живого мира, которое мы наблюдаем, должно нас привести к мысли, что и мы люди чрезвычайно разнообразны по всем, говоря техническим языком, параметрам. Это относится и к физическим, психологическим, умственным и т.д. показателям. Когда , например, вы что то поняли, вы думаете, что и все вас окружающие люди тоже поняли. На самом деле это не так. Кто- то понял, кто - то не до конца, кто - то и не хочет понимать - его эта мысль не интересует, она для него чужая, непонятная и т.д. Диапазон разнообразия человеческих характеров, как я себе представляю, огромен,- от людей готовых жертвовать собой, до людей готовых уничтожать миллионы, от людей верующих, до отъявленных атеистов и т.д.
Когда я узнал о работе Б.Злотина и А.Зусмана «Общая Теории Развития систем (ОТР)», а это было десять назад, я вроде бы понял задачу, но не понял, как можно управлять эволюцией. Более того, я не понял, как могут для всех эволюций быть общими законы. Прошло много лет, и, вдруг, мне попалась книга, «Эволюция», в которой рассматриваются, по- моему, те же вопросы, над которыми работают авторы ОТР.
Я, стал больше понимать, но не могу сказать, что понял и принял все, о чем пишут авторы «Эволюции» И это не единственный пример моего непонимания.  Мне автор статьи «Размышления о переносе ТРИЗ опыта в другие области человеческой деятельности» Григорий Френклах прислал ее для ознакомления.
 
Читая эту статью, я обратил внимание, что автор в своей работе применил нечто вроде дорожной карты. И у меня появилась мысль – а нельзя ли этой картой дополнить, расширить понятие противоположного эксперимента? Автор рассматривает стороны света - север-юг, запад-восток. Если считать прямой эксперимент-норд, то противоположный - зюйд. И это я считал большим достижением для себя. Ну, а запад? Это же другой параметр прямого эксперимента. Тогда восток – это противоположный! Приведу пример из нашего исследования. На окисленном (толщина окисла 0,1мкм) кремнии n-типа проводимости с помощью зонда, подавая на него напряжение и осуществляя пробой окисла - формируют в месте пробоя р-n переход, - север. Проведем противоположный эксперимент- юг. Возьмем кремний р-типа проводимости. Все остальные параметры оставим прежними. После пробоя окисла на кремнии р-типа проводимости получили структуру транзистора без подключенной базы. Мы были очень довольны и начали выдвигать объяснения, почему мы не стали проводить дальнейшие исследования. Мы технологи, а не ученые, на заводе нет условии и т.д. Конечно, мы думали о проведении еще одного противоположного эксперимента, но как-то не стали ничего делать. А на самом деле – это просто не доведения дела до конца. Какой же должен быть конец в этой работе? Прежде чем я скажу о цели, я приведу злое ругательство, которое в моей молодости применяли некоторые индивиды - «ну, ты, недоделанный»! Ни разу не слышал – «ну, ты, сверхсделанный»! То есть мы не доделали исследование. Цель исследования – объяснить, как при электрическом разряде, происходит перераспределение примесей – доноров и акцепторов, в очень малом объеме кремния, так, что образуются диодные или транзисторные структуры.
 
Теперь я не имею никаких возможностей проводить эксперименты, но никто мне не запрещает провести мысленные эксперименты. Итак, я могу наметить эксперименты по линии – запад - восток. В прямом эксперименте у нас был окисел 0,1мкм. Возьмем окисел в два раза толще-0,2 мкм. Можно выдвигать гипотезы, что получится. Конечно, можно взять окисел и потолще, может быть в этом случае не хватит мощности, и структуры формироваться не будут.
Ко мне по пятницам приходит, приятный мне собеседник, и мы обмениваемся мнениями по различным вопросам. Я ему с гордостью рассказал о подсказке, которую я получил по мной любимому противоположному эксперименту. Конечно, можно брать не только север-юг, но и юг – запад, и, т.д.
Мой собеседник рассказал мне, что у художников есть цветовой круг, в котором один контрастный цвет лежит на противоположной стороне круга. Я все же решил сходить в ИНТЕРНЕТ и посмотреть как этот круг называется . Ниже я привожу небольшой отрывок из урока по живописи.
•« Сближенные и контрастные цвета
Сближенные и контрастные цвета. На одном из прошлых уроках мы выяснили, какие цвета являются сближенными. Сближенными называют те цвета, что находятся рядом в цветовом круге. При смешении таких цветов получаются обычно новые оттенки. Контрастные цвета это такие, которые находятся в цветовом круге напротив друг друга. Но это не единственный контраст, который бывает. Контраст по цвету. Контраст, светлого и тёмного. Контраст холодного и тёплого. Контраст по насыщенности. Вот, только некоторые основные контрасты. Давайте разберёмся со всеми по отдельности. Контраст по цвету. Контраст по цвету - самый простой. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Так же как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Для того чтобы убедиться в этом, нужно, по крайней мере, три чистых и достаточно удалённых друг от друга цвета. Данный контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности. Основная группа трёх цветов жёлтого, красного и синего представляет собой самый большой контраст по цвету, однако и все другие чистые цвета, несомненно, могут быть представлены в…»
Т.о. и у художников присутствует противоположный прием, который специально применяют для получения контрастности.
Теперь предо мной развернулась, что - то вроде палитры противоположных экспериментов. Если вернуться к нашей задаче, то я могу перечислить целый ряд ПЭ.
В прямом эксперименте, используется постепенная подача постоянного напряжения, до пробоя. Можно
изменить скорость подачи напряжения, изменить постоянное напряжение, на переменное.
Зонд вольфрамовый можно заменить на молибденовый. Наша задача собрать все ПЭ и попытаться объяснить этот эффект.
Теперь мне хотелось бы обратить ваше внимание и осветить вопрос – а Природа в процессе эволюции использует ПЭ? Посмотрите, есть подводное царство живого, но есть и надводное! Какая то амеба выползла на берег и воскликнула - буду здесь жить! А может было не так, а просто волна выбросила на берег ворох амеб и кое кто из них выжил, а может они забирались волной обратно в море. Есть подземная жизнь, и есть земная! Это результат эволюции! А что в других областях. Например, в космосе есть гравитация и антигравитация. В общественной жизни две партии, либералы и консерваторы; собственность личная и общественная и т.д. Самое интересное это то, что ПЭ вольно или невольно применяется практически во всех областях деятельности человека. Более того, когда ПЭ не используется, мы теряем то, что могли бы узнать, приобрести, предотвратить и т.д.
Конечно, есть один вопрос, на который трудно ответить. Почему противоположный эксперимент, противоположный подход и т.д. - плодотворны. Хотелось бы сказать – вот есть такой закон, или правило… Но, я его не знаю. Вот, смотрите, жизнь из океана перешла на сушу (ПЭ), с земли взвилась в небо, то есть стала завоевывать все пространство, приспосабливаясь к среде.
В Англии лейбористы ушли в отставку, оставив пустой казну. Пришли консерваторы. Наступило время, что возможно обе партии будут работать совместно. И здесь мы встречаемся с борьбой противоположностей. Известно, что есть внутривидовая борьба. Люди, хоть желтые, хоть черные, хоть белые все равно люди. Как они борются эти противоположные по цвету кожи люди за жизнь, за власть, за землю, за имущество, за умение читать и т.д.
Каждый знает, что, то, что создано, - разрушается, т.е. идет процесс разрушения - это ли не ПЭ? Чтобы не разрушалось школьное образование, жилые дома, государства и здоровье человека и всей нации и т.д. необходимо ежедневно их поддерживать и устранять недостатки, предвидя их.
Разрушение может быть мгновенным, а может продолжаться годами. Платформа в Мексиканском заливе разрушилась мгновенно, и уже говорят, что нефть попала в Гольфстрим. Дворянские усадьбы разрушаются до сих пор, и никому до этого нет дела. Можно приводить еще много примеров, но главная мысль в каждой области деятельности человека и природы присутствует борьба противоположностей и (П.Э.). История государства Российского сопровождается случайными противоположными эпизодами, которые приводили к непредсказуемому ходу истории. Например, за день до подписания указа о создании думы, был убит царь Александр третий, а с его гибелью рухнули и его планы. Еще пример. Г.Жуков поддержал Н.Хрущева в аресте Л.Берии. После чего Н.Хрущев сказал –«Георгий, я никогда не забуду помощь, которую ты мне оказал». И не забыл! А не было бы Хрущева, история страны могла быть другой.
Самый страшный враг изобретателя он сам, если его изобретения не принимается к исполнению. Об этом мне сказал В.Герасимов, который по этому вопросу готовит статью. Я сам себе друг, любимый друг, и одновременно враг. Обе противоположности во мне пребывают, и в какой- то момент одна побеждает другую. И тогда я бодаюсь, не желая ничего слушать, считая, что я прав, хотя потом пойму, что давно надо было доделать изобретение.
 И все же попробуем сформулировать о ПЭ великое и несовершенное правило - в любой области деятельности человека результаты проведения группы противоположных экспериментов дают возможность лучше понять изучаемый эффект или явление, увидеть и оценить каждую общественную формацию, создать новую творческую концепцию, помогающую человеку находить, решать и получать ответы для сформулированных им задач….
 
 «Да, Господи, вон черт нести устал
 со списками грехов мой чемодан,
 да, я свой век беспечно просвистал,
 но Ты ведь умолчал, зачем он дан».
 
Но ведь есть люди , которые знали и знают зачем им дан их век!
Не обязательно быть военным, чтобы примерить на себя некоторые черты характера великого полководца Георгия Жукова.Я не буду пересказывать его биографию , но отмечу, что по моему, было несколько черт характера которые позволили ему стать тем, кем он стал, несмотря на все вопли современных «героев» по поводу его побед. Первое чем обладал маршал, было знание своего дела в самом глубоком и широком смысле этого термина. Творческое знание. Смелость в мыслях и делах!
В самых ужасных условиях, когда у многих не только опускаются руки, но и отказывается работать голова, Г.Жуков ЗНАЕТ, что надо делать и принимает почти мгновенно правильные решения.
В год Победы ему еще не было 50 лет!!
Почему я вспомнил сейчас про Г.Жукова. Конечно, по - моему, таких деятелей, калибра Жукова, сейчас в мире нет. А катастрофы, которые потрясают мир налицо. Две последние – извержение вулкана, и взрыв платформы и фонтан нефти в мексиканском заливе угрожают всем живущим на Земле, Но это происходит НЕДЕЛЯМИ, а меры практически не принимаются. И народ кто с любопытством, а кто и с безразличием ждут - что будет дальше?
В мире есть международные организации, которые занимаются очень важными делами, в то время как даже эти две катастрофы важнее всех остальных дел. И это ведь не последние злодеяния людей и Природы! Может быть, назрела необходимость, создать международную МЧС? Она может с привлечением ученых и инженеров изобретателей ликвидировать и предотвращать катастрофы такого масштаба. Вы послушайте, что говорят представители США - это наш океан и пусть платят деньги, кто это натворил! Если это ваш океан- то действуйте, а они только собирают по берегам нефть и ждут, что будет дальше! В качестве генерала-начальника международного МЧС должен быть «современный Жуков»! Такого рода катастрофы следует либо предотвращать, но и если они произошли – устранять последствия.
Сегодня было сообщено о поразительном противоположном эксперименте. Жизнь протекает независимо от катастроф в шахтах, заливах, вулканах. Что же это за ПЭ?
 
 
Переломный момент с биологической и философской точки зрения
«Пионер геномики Крейг Вентер создал "искусственную жизнь" - живую клетку с синтезированным геномом, сообщают СМИ. Можно ли считать эту работу "окончательным аргументом в пользу механистического восприятия" органической жизни? Как защитить открытие от использования военными или террористами? Итальянский епископ призывает "немедленно положить конец анархии науки".
Британская The Independent публикует интервью с Крейгом Вентером, в котором он разъясняет суть научной работы по созданию живой клетки, полностью управляемой искусственно синтезированной хромосомой. Впервые человек создал целиком хромосому из 1,08 млн пар оснований и трансплантировал ее в клетку, а хромосома впервые взяла под контроль клетку и практически превратила ее в существо нового вида, определяя его свойства", - пояснил он. "Считаете ли вы, что это искусственная жизнь?" - спросил корреспондент Стив Коннор.
Крейг ответил утвердительно, пояснив, что ученые начали с живой природной клетки, но синтетическая хромосома полностью преобразила эту клетку, так что получилась искусственная: "Единственная ДНК в клетке - синтезированная, единственные белки - закодированные в синтезированной ДНК". "Мы создали новую жизнь на базе уже существующей: с помощью синтетической ДНК перепрограммируем клетки, превращая их в новые, с заданной ДНК", - добавил ученый».
Это просто здорово! Отлично! К.Вентор уже получил многократное деление клетки. А теперь вдумайтесь «Со времен Аристотеля ученые, философы и богословы спорили о том, является ли жизнь чем-то большим, чем сочетание химических веществ, - кто-то называл это "душой", другие - "жизненным порывом", жизненной силой, отличающей живое от неживого, - говорит специалист по биоэтике из Пенсильванского университета Артур Кэплан. - Команда Вентера показала, что при правильном смешении неодушевленных химических веществ, создающих последовательности ДНК, и должном соединении с клеткой-рецептором ДНК получается живой организм". По его мнению, работу Вентера можно считать "окончательным аргументом в пользу механистического восприятия" органической жизни».
Вот перед нами ситуация: горечь от катастроф и радость от открытия и это и есть ЖИЗНЬ!

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Subscribe to Comments for "Два вида понимания проблемы"