Май прошел...

Этот май для меня прошел, пролетел, пронесся как встречная фура на шоссе. Попробую восстановить кратко последовательность событий, выделяя в основном учебную составляющую деятельности.

Начало месяца заняли праздники, удивительные каникулы по давно забытым поводам. Молодежь вообще не понимает откуда они взялись, хотя приемлет, как вижу, с теплотой и радостью. Хорошее время, особенно классно в эти дни ездить по Москве – понимаешь, что не такая уж она и большая, проехать из конца в конец можно быстро.

Но все хорошее когда нибудь завершается и с середины мая наступило время свершений, а также маеты и суеты.

14 – 18 мая в Москве, в Московском отделении Samsung – Electronics проводилось обучение группы сотрудников. Это был большой и интересный семинар, интересный прежде всего для меня самого. Познакомился и поработал  чрезвычайно любопытными людьми с ярко проявленным энтузиазмом и стремлением к новому.

Я как-то уже писал, что по моим представлениям ТРИЗ в России находится явно не на первом уровне, поскольку знакомы с ним очень и очень многие. Вот и на прошедшем семинаре оказалось, что большая часть слушателей уже изучала ТРИЗ ранее, или была о нем наслышана. Большинство из тех семинаристов, кто «знал», получили информацию о методе в ВУЗах. Причем не только в Московских (МИРЭА, МИФИ), но и в других городах (Таганрогский технологический университет, Университет во Владивостоке). Кому-то рассказывали в школе (не в Московской), кто-то работал рядом с нашими коллегами в Корее (Георгию Северинцу особый привет!), был даже человек, который узнал о ТРИЗ от приезжавшего в Москву корейского профессора. И кто-то после этого еще говорит, что «все пропало, все пропало»… Все только начинается!

Занятия с этими людьми чем-то напоминали рассказ сказки ребенку, который уже знает ее наизусть. За отклонения строго карали, определения говорили опережая преподавателя, на переменах постоянно спрашивали, когда будет та или иная тема. В общем, иногда становилось не совсем понятным, зачем им нужны эти занятия. J

Если всерьез, то конечно нужна практика – дело 'это весьма важное и в одиночку, при самообучении почти не подъемное. Практические занятия на реальных задачах очень быстро показывают и недочеты обучения, и уровень понимания, и слабые места инструментов.  Особенно на таких задачах, с которыми работают на данной фирме. Ну и конечно же новые инструменты, их преподаватели наших ВУЗов почти совсем не дают. Очень нужен учебник по современной версии инструмента (это я в порядке самогипноза).

Мне очень приятно, что мы договорились продолжить совместную работу и более углубленно посмотреть на ряд проблем, проанализировать применение инструментов и сбои при их использовании.

Двадцатого вечером я вылетел в Томск и о чудо, прилетел туда уже утром 21.

21 – 25 мая – курс для преподавателей Томского политехнического университета. Предполагалось, что несколько преподавателей Томского политехнического, уже имеющих определенный опыт в работе с ТРИЗ, повысит на этом семинаре свою квалификацию. Получилось чуть пошире, кроме преподавателей на семинар пришли и студенты, работающие в творческих коллективах по решению задач производства, и представители предприятий, на которых силами Томских коллег ТРИЗ внедряется в качестве штатного инструмента  решения производственных задач.

Помимо основного семинара была прочитана лекция для заведующих кафедрами и для еще одна обзорная – для студентов.

Рано утром 26 я вылетел в Москву, в 10 утра приземлился в Домодедово, где меня подхватили и стремительно перенесли на восток Москвы, а уже в 11:30 началось занятие для резерва на замещение руководящих кадров в холдинге «СтинсКоман». Это группа из четырнадцати компаний, работающих по широкому спектру тем, от промышленной газоочистки до разработки и сопровождения мощнейших информационных систем, используемых министерствами и ведомствами, крупнейшими предприятиями страны. Интересные люди, очень разнородные задачи. Работа с ними проходила до конца мая и будет еще продолжена.

28 мая началось большое обучение для инженеров и руководителей подмосковного куста Российских предприятий фирмы Knauf. Фирма выпускает сухие строительные смеси, делает гипсокартон и еще много разнообразной продукции. Эти занятия плавно перешли на июнь и идут до сих пор. Учатся руководители и специалисты трех заводов.

В общем, не совсем верно говорить, что в РФ интерес к ТРИЗ угас или угасает. Это конечно же не так. Интерес к методу по моим наблюдениям растет и довольно сильно. За прошлый год нам несколько раз приходилось собирать группы преподавателей для того, чтобы достойно ответить на предложенные запросы, своих сил не хватало. Еще больше крупных проектов находятся в переговорной фазе, увы, порой довольно длительной. Другое дело, что сейчас совершенно не котируются занятия, на которых перетираются задачи из старых книжек, а преподаватель рассказывает о том, что сам не пробовал делать в реальности.

Но интерес у молодых инженеров есть, он выращен незаметным, невидным со стороны трудом сотен преподавателей, работающих в ВУЗах по всей территории страны, множеством небольших информационных семинаров, проводимых в рамках повышения квалификации на фирмах.

Могу для примера сказать, что объявленный Союзом машиностроителей набор в группу ТРИЗ на июльский Байкальский форум дал за несколько дней полное наполнение вакантных мест. Пришлось увеличить группу вдвое и вводить отбор претендентов.

Новые люди приходят в наш цех, молодые, энергичные и грамотные. Им не нужны абстракции, но их и не устраивают невнятные объяснения ремесленников - практиков. Зато они готовы пробовать наши инструменты и двигаться с ними дальше нас, туда, где лежат сегодняшние современные задачи, в глубины информационных теорий, в программирование, в электронику, в сложные химические и биохимические процессы, в управление большими системами. И это внушает определенные надежды.

… Наступает лето, пора летних сборов, семинаров «на выезде», конференций. Надеюсь, что мы все сможем отдохнуть  и познакомиться с новыми людьми. Об этом начну рассказывать в отчетах о следующих месяцах.

Комментарии

Re: Май прошел...

Новые люди приходят в наш цех, молодые, энергичные и грамотные. Им не нужны абстракции, но их и не устраивают невнятные объяснения ремесленников - практиков. Зато они готовы пробовать наши инструменты и двигаться с ними дальше нас, туда, где лежат сегодняшние современные задачи, в глубины информационных теорий, в программирование, в электронику, в сложные химические и биохимические процессы, в управление большими системами.

Александр Владимирович, а, может быть, в этом случае стоит усилить теоретическую составляющую тризовских разработок? Ну, чтобы объяснения стали чуток понятнее (и, быть может, логичнее и непротиворечивее), а продвижение в глубины информационных теорий не наталкивалось на мнение ремесленников-практиков о ненужности оных?

В любом случае, желаю Вам всяческих успехов в выездных мероприятиях! Очень жаль, что на Селигере-2012 блок ТРИЗ (по моей информации) выкинули. Думаю, Вы бы могли немало хорошего и полезного там сделать для подрастающего поколения... С нетерпением буду ждать рассказов об успехах в преподавании ТРИЗ на иных полянах и полянках...

Re: Май прошел...

Александр Владимирович, а, может быть, в этом случае стоит усилить теоретическую составляющую тризовских разработок? Ну, чтобы объяснения стали чуток понятнее (и, быть может, логичнее и непротиворечивее), а продвижение в глубины информационных теорий не наталкивалось на мнение ремесленников-практиков о ненужности оных?

Конечно надо усиливать. Вопрос - в чем усилить и чем. Для этого  хорошо бы определить, что именно непонятно в объяснениях и в чем люди видят нелогичность.  Если у Вас есть какие-нибудь запросы на этот счет, скажем от тех же "информационщиков", то можно было бы обсудить, если желаете.

В любом случае, желаю Вам всяческих успехов в выездных мероприятиях! Очень жаль, что на Селигере-2012 блок ТРИЗ (по моей информации) выкинули.

Если выкинули, то действительно жаль. Я честно говоря надеялся, что помимо меня может быть в Державе еще кто-то найдется для выполнения этой работы. :( 

До сих пор надеюсь, знаю что организаторы вели переговоры с разными коллективами и думаю что может быть эту амбразуру кто-то все же закроет.  Или Вы уже от организаторов знаете?

Re: Май прошел...

Если выкинули, то действительно жаль. Я честно говоря надеялся, что помимо меня может быть в Державе еще кто-то найдется для выполнения этой работы. :(

Не от организаторов напрямую, но от тех, кто вполне смог бы закрыть эту самую амбразуру, в смысле, преподавания ТРИЗ на Селигере. Лично знаю этих людей и в их компетентности никаких сомнений не испытываю. Скажем, Александр Кынин точно бы там не затерялся, и не он один. Но, увы, не срослось, похоже. Без Вашего участия, видимо, не получается... За державу слегка обидно.

Для этого  хорошо бы определить, что именно непонятно в объяснениях и в чем люди видят нелогичность.  Если у Вас есть какие-нибудь запросы на этот счет, скажем от тех же "информационщиков", то можно было бы обсудить, если желаете.

Я не вполне понимаю, что такое "информационщик". Но прекрасно понимаю, что есть в принципе запрос от тех, кто занимается структуризацией разнообразных данных для последующего их ввода в электронные информационные системы. Рядовым исполнителям очень не хватает системного мышления, понимания того, как переструктурировать исходную информацию.

Простейший пример: вот есть некоторая таблица данных. Ну, вот, например, такая:

Какова структура этой таблицы? Какие объекты и какие их характеристики там представлены, как они соотносятся друг с другом? В частности, какие из этих характеристик явлояются самостоятельными, а какие от них зависимы? Ответы на все (!) эти вопросы совершенно не очевидны для людей, которые реально занимаются вводом данных в электронные информационные системы...

Как мне кажется, если бы те же тизовские методы структурного и компонентного анализа (впрочем, тризовские ли?) были несколько более формализованы и алгоритмизованы, то их применение в IT стало бы намного более простым, понятным и востребованным. Ведь одно из основных, в моем представлении, достоинств ТРИЗ как раз в том и состоит, что информация, изначально неструктурированная, обретает более-менее четкие структурные формы. Думаю, здесь есть немалое поле для приложения сил...

 

Re: Май прошел...

Не от организаторов напрямую, но от тех, кто вполне смог бы закрыть эту самую амбразуру, в смысле, преподавания ТРИЗ на Селигере. Лично знаю этих людей и в их компетентности никаких сомнений не испытываю. Скажем, Александр Кынин точно бы там не затерялся, и не он один. Но, увы, не срослось, похоже. Без Вашего участия, видимо, не получается... За державу слегка обидно.

Александр Ильич, а можно поподробнее? Или может быть Александр Тимофеевич сможет подключиться и прояснить ситуацию? Что именно не получается без моего участия? Вы или он к организаторам обращались?

По поводу второго пункта. Конечно, по самой этой таблице не многие смогут определить, что от чего зависит. Видимо нужна и какая-то информация про то, что вокруг этой таблицы.

Какова структура этой таблицы? Какие объекты и какие их характеристики там представлены, как они соотносятся друг с другом? В частности, какие из этих характеристик явлояются самостоятельными, а какие от них зависимы? Ответы на все (!) эти вопросы совершенно не очевидны для людей, которые реально занимаются вводом данных в электронные информационные системы...

Как мне кажется, если бы те же тизовские методы структурного и компонентного анализа (впрочем, тризовские ли?) были несколько более формализованы и алгоритмизованы, то их применение в IT стало бы намного более простым, понятным и востребованным. Ведь одно из основных, в моем представлении, достоинств ТРИЗ как раз в том и состоит, что информация, изначально неструктурированная, обретает более-менее четкие структурные формы. Думаю, здесь есть немалое поле для приложения сил...

Опять таки, здесь для начала хорошо бы определить несколько моментов.

1. непонятно, что это за люди, которые занимются вводом данных. Вы их учили структурировать информацию и после этого они не смогли, или они с самого начала не смогли? Какова ситуация, что обсуждается?

2. С высказыванием второго абзаца, если брать его абстрактно, совершенно согласен. Если улучшить, то будет хорошо. Но для меня не всякое изменение является улучшением, даже не всякая формализация. Поэтому вопрос из предыдущего письма остается - что конкретно в структурном и компонентном анализе мешает решать задачу, о которой Вы говорите?  Лучше всего было бы показать, как именно Вы (или кто-то иной) пытались ее решить с применением означенных средств. Давайте разберем это как ситуацию, увидим проблемность и будем рассматривать именно ее, бороться с выявленным недостатком или недостатками (их там хватает).

Re: Май прошел...

Александр Владимирович,

1. По поводу Селигера. Александр Тимофеевич все же, скорее всего, примет участие в этом мероприятии, но не по линии ТРИЗ, а по линии охраны интеллектуальной собственности (он этими вопросами тоже занимался). Лучше обратитесь неапосредственно к нему для выяснения деталей - не хочу быть "испорченным телефоном". Блок ТРИЗ, увы, из образовательной программы исключен (см. http://seliger.innovaterussia.ru/program). Не исключаю и своего участия в форуме, поскольку некоторые из заявленных тем мне достаточно хорошо знакомы (например, искусство подготовки и проведения презентации). Окончательное решение приму в ближайшие дни, посоветовавшись с коллегами из Питера (Петрова, Кынин, Канер, Хомяков и др., которые бывали на этом мероприятии и могут оценить степень полезности моего участия).

2. По поводу структуризации. Таблицу данных я привел как пример, хотя с такими примерами я достаточно тесно работаю. Я обучал людей этому вопросу, но делал это без применения методов ТРИЗ. В то же время, в моем представлении, очень не помешали бы систематические методы структурирования данных путем выделения общих признаков, присущих данным любой природы. Какие вообще бывают взаимосвязи между данными и как их выявить - вопрос, который, как мне кажется, заслуживает внимания и требует некоторой методологической проработки. Буду рад, если эта проработка уже была кем-то проведена.

Отвечая на вопрос, что именно было непонятно и кому, скажу, что "кому" - это люди, имеющие за плечами несколько десятков лет научной работы. Включая профессоров и докторов (во множественном числе). Естественно, глядя на таблицу данных, они мгновенно понимают, что там к чему. Вопросы возникают тогда, когда нужно эту информацию представить в форме, "понятной" компьютеру. А для этого нужно вербализовать то, что опытному научному работнику понятно интуитивно - например, то, что температура - это не самостоятельная характеристика, а условие проведения опыта; что "скорость деформации при нагрузке 100 граммов" - это не одна характеристика, а две; что "образец 1, обожженный при 1000 и 1200 градусах" - это не один образец, а два разных; и так далее.

Вообще, мне представляется весьма полезным подход к систематизации с позиции "тупого" компьютера и его еще более "тупого" пользователя: как сделать, чтобы, условно говоря, любой идиот смог понять, в чем конкретно состоит сходство и различие между ситуациями А и Б, которые нам интуитивно понятны, но не всегда легко выразимы в словах. Ведь именно в этом, как я понимаю, состоит основной смысл структурного анализа, не правда ли? Вопрос очень интересный и для меня достаточно важный. Если дадите ссылки на литературу, в которой этот вопрос рассматривался (именно в общем виде - в конкретных случаях я и сам могу...), буду весьма признателен.

Re: Май прошел...

По поводу структуризации. Таблицу данных я привел как пример, хотя с такими примерами я достаточно тесно работаю. Я обучал людей этому вопросу, но делал это без применения методов ТРИЗ. В то же время, в моем представлении, очень не помешали бы систематические методы структурирования данных путем выделения общих признаков, присущих данным любой природы.

Понятно. Начало было каким-то обличительным, я думал, что уже есть реальный опыт негативного применения инструментов. Впредь давайте не будем нагнетать, у нас и без нагнетания хватит чего обсуждать и что совершенствовать.

Инструментами систематизации заняться было бы весьма неплохо. Есть некоторые инструменты, в которых эти моменты декларируются как основные, скажем МА, но тот же Цвикки давал это в основном через объяснение "философии" подхода. Меня лично такой подход устраивает, но он действительно не для широкого внедрения, скорее для работы с уже обученными людьми, готовыми к самостоятельному промысливанию сложных тем. Здесь поиск упрощений был бы кстати.

Вообще, мне представляется весьма полезным подход к систематизации с позиции "тупого" компьютера и его еще более "тупого" пользователя: как сделать, чтобы, условно говоря, любой идиот смог понять, в чем конкретно состоит сходство и различие между ситуациями А и Б, которые нам интуитивно понятны, но не всегда легко выразимы в словах. Ведь именно в этом, как я понимаю, состоит основной смысл структурного анализа, не правда ли? Вопрос очень интересный и для меня достаточно важный. Если дадите ссылки на литературу, в которой этот вопрос рассматривался (именно в общем виде - в конкретных случаях я и сам могу...), буду весьма признателен.

Я несколько по иному вижу цели структурного анализа, для большинства задач, с которыми приходится сталкиваться, важно описать проблемную ситууацию на максимально простом уровне, не потеряв при этом ничего из особенностей задачи. Сравнение систем А и В видимо тоже может являться целью исследования при решении Из задач. Если расскажете, что из себя представляют такие задачи, буду весьма благодарен. 

 

 

Re: Май прошел...

По поводу "не нагнетать" - полностью солидарен. Ну, был у меня такой период "нагнетания", надеюсь, прошел, как детская болезнь "левизны" в коммунизме :). Наверное, надо было и мне этим "переболеть". Постараюсь впредь этим не грешить...

Я несколько по иному вижу цели структурного анализа, для большинства задач, с которыми приходится сталкиваться, важно описать проблемную ситууацию на максимально простом уровне, не потеряв при этом ничего из особенностей задачи. Сравнение систем А и В видимо тоже может являться целью исследования при решении Из задач. Если расскажете, что из себя представляют такие задачи, буду весьма благодарен.

Простейший пример, относящийся к моей области (в данном случае - структуризация данных и введение их в электронные информационные системы). Есть бумажный справочник по свойствам, скажем, красок (пластиков, керамик, лекарств...). Хороший такой справочник, изданный лет 10-15 назад, который неплохо бы перевести в электронную форму, с возможностями поиска, сортировки, построения графиков и т.д. Для этого нужно преобразовать информацию в такую форму, чтобы можно было легко представить ее в самом разном виде, в зависимости от желания пользователя программы. При этом возникает ряд проблем:

(1) Чтобы минимизировать объем работы "вводильщиков данных" (операторов), нужно представлять эти данные по возможности в виде, наиболее близком к оригиналу. В то же время, для того, чтобы компьютер смог представлять данные в разном виде, нужно исходные данные тем или иным образом преобразовать. Таким образом, преобразование данных должно быть минимальным, чтобы облегчить работу оператору, и максимальным, чтобы облегчить работу компьютеру (читай - программисту) по преобразованию данных в соответствии с запросом пользователя.

(2) Чтобы представить данные в наиболее удобном для человека виде, они должны быть максимально компактными. В то же время, чтобы компьютер мог ими свободно манипулировать, они должны быть максимально "разнесены" по характеристикам. Например, человек легче воспринимает "образец 1, обожженный при температурах 1000, 1200 и 1400 градусах", а для компьютера желательно, чтобы эта информация относилась к разным образцам (иначе они перепутаются на выдаче). Таким образом, идентификация объектов должна быть не слишком детальной, чтобы облегчить восприятие человеком сходных объектов именно как сходных, и она должна быть максимально детальной, чтобы не создавать компьютеру (= программисту) проблем при обработке данных.

Список можно продолжить... Но вполне очевидно, что ключом к решению этих задач является адекватная структуризация данных. В моем прнедставлении, одно из достоинств ТРИЗ состоит как раз в том, что структура данных (Вы совершенно правы!) приводится к наиболее простому виду, предотвращающему потери существенной информации. Здесь бы поработать... Об этом, собственно, я и упомянул.

P.S. Если Вы все же соберетесь на Селигер, буду рад там с Вами встретиться в составе веселой питерской компании.

Re: Май прошел...

(1) Чтобы минимизировать объем работы "вводильщиков данных" (операторов), нужно представлять эти данные по возможности в виде, наиболее близком к оригиналу. В то же время, для того, чтобы компьютер смог представлять данные в разном виде, нужно исходные данные тем или иным образом преобразовать. Таким образом, преобразование данных должно быть минимальным, чтобы облегчить работу оператору, и максимальным, чтобы облегчить работу компьютеру (читай - программисту) по преобразованию данных в соответствии с запросом пользователя.

(2) Чтобы представить данные в наиболее удобном для человека виде, они должны быть максимально компактными. В то же время, чтобы компьютер мог ими свободно манипулировать, они должны быть максимально "разнесены" по характеристикам. Например, человек легче воспринимает "образец 1, обожженный при температурах 1000, 1200 и 1400 градусах", а для компьютера желательно, чтобы эта информация относилась к разным образцам (иначе они перепутаются на выдаче). Таким образом, идентификация объектов должна быть не слишком детальной, чтобы облегчить восприятие человеком сходных объектов именно как сходных, и она должна быть максимально детальной, чтобы не создавать компьютеру (= программисту) проблем при обработке данных.

Александр Ильич, давайте немного порассуждаем над описанными ситуациями.

Во первых, хочу отметить, что сформулированные противоречия я отношу к разряду псевдопротиворечий. Поверьте, они не хороши и годятся только для разогрева, для того, чтобы показать начальству, как тяжело работать. Видимо поэтому их и не решают, поскольку решать их было бы нелегко.

Посудите сами - в противоречиях по сути нет изменяемого параметра:

- преобразование данных должно быть минимальным, чтобы облегчить работу оператору, и максимальным, чтобы облегчить работу компьютеру (читай - программисту) по преобразованию данных в соответствии с запросом пользователя.

- идентификация объектов должна быть не слишком детальной, чтобы облегчить восприятие человеком сходных объектов именно как сходных, и она должна быть максимально детальной, чтобы не создавать компьютеру (= программисту) проблем при обработке данных.

Что такое "минимаьное" или "максимальное"  преобразование, что такое "не слишком детальная" или "максимально детальная" идентификация - непонятно. Да и что такое максимальное преобразование данных, ...облегчающее преобразование данных в соответствии с запросом пользователя", я честно говоря, представляю себе слабо.

Полагаю, что после того, как будет проведена работа хотя бы по превращению этих абстракций в совокупность реально требуемых факторов или действий, появится возможность сформулировать действительно важные противоречия или как-то по иному определить задачи для решения.

Список можно продолжить... Но вполне очевидно, что ключом к решению этих задач является адекватная структуризация данных. В моем прнедставлении, одно из достоинств ТРИЗ состоит как раз в том, что структура данных (Вы совершенно правы!) приводится к наиболее простому виду, предотвращающему потери существенной информации. Здесь бы поработать... Об этом, собственно, я и упомянул.

Поверьте, не факт, что адекватная структуризация позволит решить эти задачи. Вполне себе представляю, что после проведения адекватной структуризации окажется, что преобразований потребуется значительно больше, чем это делается сейчас, то есть противоречие будет не решено, а ситуация качнется в одну сторону и окажется, что "пострадали" операторы. Потому что в процессе структуризации будут выявлены новые аспекты, которые не видны сейчас. (скажем, как в Вашем примере с тремя температурами обжигов). И вот тут-то и возникнет задача облегчения жизни операторов при сохранении качества продукта). То есть устранение противоречий - это уже потом, после определения структуры, которая сама по себе никак не является потребительской характеристикой.

По сути Вы в примерах говорили в первую очередь о том, что не выявлена не только стурктура, но даже и компонентный состав и проблема пока в этом. А уж определять что с чем связано - это следующий пункт повестки дня.

 

 

 

 

Re: Май прошел...

Александр Владимирович, я благодарю Вас за приглашение пообсуждать пример более конкретно. Но для того, чтобы предметное обсуждение имело смысл (и было понятным публике), я должен немного подготовиться. Пример реальный и, на мой взгляд, вполне годится для обсуждения, хотя и имеет некоторую специфику. Но я должен малость подготовить материал, с тем, чтобы решаемая проблема была понятна обычному человеку, не занимающемуся подготовкой данных для информационных систем. Уверен, что в результате дискуссии смогу понять для себя нечто новое в том, что, казалось бы, и так хорошо понимаю.  Приношу извинения за некоторую задержку с ответом.

Re: Май прошел...

Хорошо. Тогда по готовности начинайте сразу в новой ветке.

Subscribe to Comments for "Май прошел..."