О задачах

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Приведу некоторые свои мысли из моей давней переписки с А. Гином. Что такое "открытые" задачи можно посмотреть на его сайте тут: http://www.trizway.com/art/opentask/
Посмотрите и... возвращайтесь сюда дочитывать:)

1. В жизни мы сталкиваемся с "открытыми" задачами (разного уровня "открытости")
2. Мы САМИ вводим ограничения в условия задачи - если мы этого не делаем  (или делаем это неправильно) - то не решаем задачу.
3. Введение таких ограничений - это понижение НАМИ уровня "открытости" задачи. Решание "в металле" - это всегда решение одной из возможных "закрытых" задач. Её можно не выделить из "открытой" если неправильно ввести ограничения. Таких "закрытых" задач может быть несколько и т.д.
4. При решении любой задачи последний этап всегда решение "закрытой" задачи. Нами ли выделенной, или заданной.
5. Следовательно, ПРАВИЛЬНО решая "открытую" задачу, мы сначала переводим её в "закрытую", которую затем решаем.
6. Т. е. (если идти от конца) то без умения решать "закрытые" задачи ничего не решишь. Но это один тип мышления  (необходимый), которому хорошо ли плохо ли учат в современной школе. В дополнение (а не вместо) нужен и другой тип, позволяющий переводить задачи "открытого" типа в "закрытый" (сон смерти не помеха).
7. Нужно и-и. Причём если нет умения решать "закрытые" задачи нет и нужды переводить "открытые" в "закрытые".
8. Обучать решению "открытых" задач можно (и нужно) тогда, когда набрался дотаточный опыт решения "закрытых". Иначе это как попытка решать задачи связанные с движением тела по наклонной плоскости, не умея решать задачи с треугольниками.
 
Резюме:
Мы в жизни сталкиваемся с "открытыми" задачами, но как мы их решаем? Мы превращаем "открытую" задачу в одну из "закрытых" и уже затем ищем решение для этой "закрытой" задачи.
Следовательно, сначала нужно обучать решению "закрытых" задач, а, затем, когда накопится опыт их решения, переходить к "открытым" задачам и методам их ПРАВИЛЬНОГО ПЕРЕВОДА в "закрытые".

Теперь о классификации задач...
Задача предназначена для того, чтобы развивать определённые качества мышления. Поэтому классификацию задач по уровням следует проводить в соответствии с этими качествами.
Качества которые нужно развивать на мой (и не только мой) взгляд - это системность, диалектичность, направленность, нетривиальность и управляемость.
Теперь перейдём к классификации в соответствии с этими качествами:

 Системность:

5. неопределённость цели/результата в условии
4. неопределённость метода достижения результата, который определён в условии
3. неопределённость технологии (набора научных эффектов, связанных друг с другом), на которых базируется метод - метод и результат в условии определены.
2. неопределённость средтв, поддерживающих технологию - результат, метод, и технология в условии определены
1. неопределённость параметров - результат, метод, технология, средства определены в условии - бери данные из условия и поставляй в готовую формулу - задачи сколько надо энергии чтобы нагреть 2 литра воды на 10 градусов если потерями можно пренебречь.

Диалектичность:

а. без противоречия в существующей системе
б. противоречие в существующей системе
в. нет системы и противоречие появляется при её создании

Направленность:

а. однозначное направление решения задано условием
б. решение задачи предполагает направленность на оптимальное решение
(компромис)
в. решение задачи предполагает направленность на ИКР

Нетривиальность:

а. инерция параметров
б. инерция средств
в. инерция технологии
г. инерция метода
д. инерция цели

Управляемость:

а. нет необходимости управлять процессом решения
б. нужно управление на входе и на выходе (решатель, как черный ящик)
б. нужно управление процессом решения

Все эти показатели в комплексе определяют сложность задачи т.е. самая сложная (всё относительно, конечно) задача - это задача, которая:

-Не содержит ограничений в условии на уровне результата
-Порождает противоречие при создании новой системы
-Предполагает направленность на ИКР
-Навязывает пси инерцию на уровне результата
-Требует полной управляемости мышления для получения решения

Пример: Беззатратное перемешение через любые среды любых объектов.

Subscribe to Comments for "О задачах"