Блог пользователя Gregory Frenklach

Чему учить фасилитаторов инновационных проектов?

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Этот вопрос возникает, как правило только у тех, кому приходится учить фасилитаторов инновационных проектов. Для них и предназаначена эта статья.

По-моему, фасилитаторов инновационных проектов надо учить применять системный подход. Но это слишком общее замечание. Поробую конкретизировать, в каких контекстах можно рассматривать систему...

Дело в том, что решая задачи и развивая искусственные системы мы работаем не столько с самими искусственными системами сколько с ситуациями. Ситуация - это искусственная система в том или ином контексте.
Например:

"Нулевой цикл" при разработке новых искусственных систем

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Частями эти материалы уже появлялись на форуме Методолога.

Существуют следующие этапы жизненного цикла искусственной системы:

Куды крестья... стартапу податься?

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Представьте себе, что вы открыли стартап и даже получили под это дело первую (небольшую - денег хватит где-то года на полтора-два) инвестицию.
Идея - отличная:
1. Решается реальная проблема клиентов;
2. Рынок большой и сильных игроков (тех, что затопчут) там (пока!) нет;
3. Идея защищена не только патентами, но и knowhow - т.е. чтобы её скопировать возможным будущим конкурентам придётся серьёзно помучиться;
4. Первые опытные образцы (сделанные "на коленке") доказали, что идея работает;

Философия MUST (multilevel universal system thinking)

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Любая деятельность связана с изменением или обнаружением/измерением чего-либо.
Это изменение или обнаружение/измерение происходит на одном из пяти уровней обобщения/конкретизации, которые называются потребительскими уровнями:
 
1. Результат (в частном случае удовлетворённая потребность)
2. Метод достижения этого результата - "принципиальное (или функциональное) решение"(один и тот же результат может достигнут разными методами)

Система парных (приём-антиприём) приёмов в первом приближении

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Примечание: Пары  "приём<->антиприём" могут быть преобразованы  в "функциональные блоки" - т.е. к приёму и антиприёму добавляется стабилизация и изменение точки стабилизации (управление)

1. Изменения путём введения дополнительных элементов из ресурсов

Сказка о Дюймовочке, которая выросла

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Жила-была девочка. Такая же, как все остальные - только очень маленькая. Росточком девочка была чуть больше двух с половиной сантиметров и, поэтому, все её звали Дюмовочка. Ведь дюйм - это как раз чуть больше двух с половиной сантиметров.
Больше всего на свете Дюймовочка хотела вырасти, но не знала как. Сначала она надеялась, что вырастет если будет очень хорошей девочкой. Поэтому Дюмовочка дважды в день чистила зубы, полоскала рот, не ругалась и не сплетничала. Все любили Дюймовочку и было у неё много друзей.

Сказка о коте в тапочках, ставшем котом в сапогах

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Жил был кот. Сапог у него не было и, поэтому, ходил он в тапочках с бантиками на танкетке и без задников. Тапочки при ходьбе сильно стучали и распугивали всех мышей в округе, но коту это не мешало - он давно уже не ловил мышей.

Кот очень гордился тем, что у него есть тапочки и его кошке они тоже нравились. Кот даже решил, что тапочки с бантиками лучше, чем сапоги его легендарного предка. Кошка с ним согласилась - она всегда с ним соглашалась с их самой первой встречи в марте.

Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

На самом краю деревни в избушке около тёмного леса жила-была Красна Девица - печь мастерица. Со всей округи приходили к Девице по вечерам гости угоститься и... в ладушки поиграть.
Вот приходит как-то к девице Дедушка - весь скрипит, песок из него сыпется и говорит:
- Испеки ка ты мне Красна-Девица, Колобок. А пока он остывать будет мы с тобой ... в ладушки поиграем, чтобы аппетит нагулять.

Сказка о Зайце, который стал Кроликом

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Жил был Заяц. Такой же, как и все Зайцы - с длинными ушами, коротким хвостом. Вот только женат он был на Крольчихе.
Жили они счастливо - любил Заяц жену.
Другие Зайцы косо на это смотрели - Крольчиха всё таки. Поэтому решила пара из под куста в лесу на Кроличью Ферму жить перебраться. И жизнь там сытнее, и коситься не будут.
Перебрались и зажили в своё удовольствие, но недолго. Затосковал Заяц - чужим он себя среди Кроликов чувствовал.

Сказка о Ненастоящем Художнике

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

 Жил на свете Художник. Писал свои картины и продавал. Так и жил. Не богато, но и не бедно.
Пришёл к нему как-то в гости один из больших начальников Общества Настоящих Художников - сам Настоящий Художник и говорит:
- А не пора ли и тебе, Художник, тоже стать Настоящим. Ведь на самом деле ты и есть Настоящий - вон сколько картин написал. Народу они нравятся - покупает.
-Зачем мне это надо? Спросил Художник: - Мне и так хорошо. Иногда люди у меня картины покупают, а не у Настоящих Художников.

Без чего в ТРИЗ "не обойтись"?

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Пару лет назад, когда мы вместе с С.Малкиным работали над новой редакцией изобретательских приёмов, Сергей высказал (на мой взгляд) очень интересную мысль, касающуюся обучения ТРИЗ. Воспроизвожу по памяти:
"Обучать надо тем инструментам ТРИЗ, без которых не обойтись"
Такой подход к обучению ТРИЗ вписывался и в моё понимание - я в своё время построил курс ТРИЗ, используя методику построения курсов в соответствии с функциональными элементами, что позволило сократить время обучения ~ в черыре раза. Поэтому я такой подход сразу принял.

Возможна ли теоретическая ТРИЗ и если "да" - что это такое?

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Лично я вижу это "да", как выведение "на кончике пера" (с последующей проверкой на практике) новых инструментов из существующих по образу и подобию математических формул.
Возможно ли это?
По-моему, возможно.
Приведу несколько примеров:

Так ли эффективен функционально-ориентированный поиск?

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

В этой теме хотелось бы поговорить о так называемом функционально ориентированном поиске. Лично я считаю ценность такого поиска сильно преувеличенной, если, конечно, "вычесть" из этого дела GEN3 + Алгоритм с их базами данных о специалистах и технологиях. Не думаю, что без таких обновляемых баз метод эффективен настолько, насколько ему это приписывают. Я даже не верю, что он настолько эффективен даже при наличии таких баз, но это скорее чувство, чем знание.

Как организовать виртуальный "университет"

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

В качестве затравки для обсуждения предоставлю фрагмент из своей более чем десятилетней давности заготовки для статьи. За это время интернет-технологии и само дистанционное обучение сделали такой скачок вперёд, что предложения вроде ICR или чата явно устарели. Но сама идея организации дистанционного обучения на базе КСО (коллективного способа обучения) всё ещё кажется мне заманчивой. Прочтите и прошу высказываться...

Функциональные блоки

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

"По-простому" функциональный блок - это действие (изменение параметра)/антидействие(противоположное изменение параметра)/стабилизация/изменение точки стабилизации.
Например: параметр - уровень сахара в крови.
Тогда функциональный блок гипотетической системы для управления уровнем сахара в крови будет включать:
Повышение уровня сахара в крови
Понижение уровня сахара в крови
Стабилизация уровня сахара в крови
Изменение точки стабилизации уровня сахара в крови

Что появляется в "окнах" системного оператора

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Что появляется в "окнах" временной оси системного оператора зависит от того, рассматриваем ли мы систему, как конкретный или абстрактный носитель функции.
Сейчас я поясню...
Например, функция "перемещать пассажиров (и груз) по земле"
Конкретный носитель этой функции - это, например, какой-нибудь конкретный автомобиль (модель автомобиля)
Абстрактный носитель функции - это системы, которые выполняли выполняют и будут выполнять функцию "перемещать пассажиров (и груз) по земле".

О задачах

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Приведу некоторые свои мысли из моей давней переписки с А. Гином. Что такое "открытые" задачи можно посмотреть на его сайте тут: http://www.trizway.com/art/opentask/
Посмотрите и... возвращайтесь сюда дочитывать:)

Решатель или преподаватель или дилемма консультанта

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Изучая любой предмет мы проходим четыре этапа:
1. Неосознанное незнание - не знаем и не знаем, что не знаем
2. Осознанное незнание - не знаем, но знаем, что не знаем
3. Осознанное знание - знаем и знаем, что знаем
4. Неосознанное знание - знаем, но не знаем, что знаем
Этот диалог из к.фильма "Последний самурай":

- Слишком много мыслей.
- Много мыслей?
- Хай.
- Мысль о мече, мысль, что все смотрят, мысль о враге. Слишком много мыслей. Не надо мыслей.

Таблица разрешения противоречий - гениальная иллюзия объективно-методического подхода

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Таблица разрешения технических противоречий выглядит, как объективный методический инструмент. Да, позволяющий сразу решить "по паспорту" лишь одну задачу из четырёх, но (вроде) по методике - огромное разнообразие задач сводится к тридцати девяти параметрам, образующим конфликтные пары и для каждой из них (пар) определены не более четырёх приёмов, используемых в ведущей в разрешении подобных конфликтов области техники.

Время, пространство и... искусство++

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Меня последние лет десять очень занимает вопрос, что есть аналоги времени, и пространства в литературе, живописи, скульптуре и т.д.
В свете разрешения противоречия - наиболее используемые в технике виды раделения противоречивых свойств во времени и в пространстве не очень-то играют там, где мы имеем дело с образами. Конечно можно привести примеры, где и когда такое разделение используется, но вдруг окажется, что это происходит в основном на картине, на фотографии на скульптуре - т.е. на материальных объектах, которые существуют во времени и пространстве.
Вопрос такой:

"Приём Губермана" и прочие стихотворные ТРИЗ "заморочки"

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Мне очень нравится Игорь Губерман - люблю его гарики. Поэтому я решил выявить основной приём, которым он пользуется (сознательно или нет - я не знаю).
Почему его четверостишия всем нравятся?
Да, слог хорош, но ведь не только и не столько в этом дело.
Каждый гарик - это афоризм, анекдот или философская мысль. И у Губермана очень много таких гариков - "чемпион", можно сказать.

Ведущие (действующие) ТРИЗ специалисты по версии Методолога

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Дамы и господа,  я предлагаю определить ведущих специалистов по ТРИЗ по "нашей" версии следующим образом:
1. Каждый участник назовёт любых десять ведущих специалистов по ТРИЗ по его/её мнению
2. Каждый из тех, кого назвали получает за каждое упоминание 1 очко.
3. Затем очки подсчитываются и мы получаем первую десятку или двадцатку.

Моя десятка  по алфавиту и после колебаний:

Викентьев, Герасимов, Голдовский, Злотин, Иванов, Кудрявцев, Литвин, Петров, Саламатов, Яковенко.

Ну чем мы хуже Голивуда:)

Подбор материала и порядок его подачи при обучении детей

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Подбор материала и порядок его подачи при обучении детей - Справка, Израиль 1992

Известно, что обучение ставит перед собой, как минимум, две взаимосвязанных цели:
1. Передать информацию (в широком смысле)
2. Научить думать
Первая цель связана, главным образом, с подбором материала, вторая - с методом его подачи (ввода)

Ещё раз о противоречиях

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Есть три направления "преодоления" противоречия:
1. Разделить противоречивые требования
2. Удовлетворить противоречивые требования
3. Обойти противоречивые требования

Промежуточные итоги разработки различных ТРИЗ софтов

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Два года назад Сергей Малкин предложил всем желающим сотрудничество с его компанией с целью разработки очередной улучшеной версии софта.
Смотри тут: http://www.metodolog.ru/node/562
Сейчас, спустя два года можно говорить о первых результатах этого сотрудничества.
Вышли аппликации на шести языках (включая русский - не самый лучший перевод, по-мпему) для смартфонов и "планшетов" использующих систему Андроид, а также айфона, айпода и айпэда.

Subscribe to RSS - Блог пользователя Gregory Frenklach