В качестве затравки для обсуждения предоставлю фрагмент из своей более чем десятилетней давности заготовки для статьи. За это время интернет-технологии и само дистанционное обучение сделали такой скачок вперёд, что предложения вроде ICR или чата явно устарели. Но сама идея организации дистанционного обучения на базе КСО (коллективного способа обучения) всё ещё кажется мне заманчивой. Прочтите и прошу высказываться...
Одно из наиболле интересных направлений современного дистанционного обучения - это создание так называемых виртуальных курсов и даже "университетов". Направление верное если знать, как это делать (как раз тот самый случай, когда именно идея определяет успех или неуспех дела).
Виртуальный "университет" - это не только лекции, послушать которые в записи или в реальном времени возможно и сейчас.
Это не только вопросы лектору и его ответы - любой форум вполне справляется с этой задачей - в крайнем случае можно организовать чат-встречу в определённый день и час недели.
Это не только литература, статьи и/или уроки посылаемые по электронной почте.
Всё это уже есть и работает! Но это ещё не университет.
Университет - это также и совместная работа товарищей в группе и/или в парах с возможностью обратиться к преподавателю с одной стороны и с возможностю для преподавателя контролировать и направлять этот процес с другой.
Занятия "вживую" дают такую возможность, но как это сделать в виртуальном классе?
Для этого нужны:
1. Другая методика обучения, отличная от методики обучения в классе И более эффективная;
2. Другой учебный материал, структурированный в соответствии с новой методикой;
3. Интернет технология, которая подойдёт для реализации этой методики;
4. Организация сайта под эту интернет-технологию;
5. Модераторы - преподаватели, которые будут контролировать процесс обучения;
Теперь об имеющихся на сегодняшний день ресурсах для реализации вышеизложенного:
1. В качестве методики подходит коллективный способ обучения (КСО). Интересно, что этот метод самым естественным образом реализует парадоксальный принцип оказаания услуги дающему, получая от него.
2. В качестве интернет-технологии подходит технология ICR (можно и просто чат но построенный немного иначе, чем принято (ниже я объясню);
Материалы для курсов придётся перерабатывать, сайт строить, а модераторов учить.
Как это работает?
На чате есть общие и личные комнаты.
Сначала модераторы каждый в своей комнате делают ввод (каждый по своей карточке, заранее приготовленной) для группы из нескольких человек - это как миниклассы. Для раборы необходимы карточки двух видов:
а) для ввода (самоввода или в миниклассе) - подробные
б) для работы в парах – в виде опорных сигналов или комиксов.
Затем те кому "ввели материал" “разбредаются” по "личным" комнатам и начинают работать в парах на базе карточек.
Личная комната – это, как парта в классе. Личные комнаты "прозрачны" для модератора и он может управлять процессом.
По истечении времени студенты обмениваются карточками, меняют партнёров и один из партнёров меняет личную комнату.
Как только круг завершился все могут собраться в "общей" комнате или в нескольких "мини-классных" для подведения итогов, вопросов и т.д.
Первые нескплько блоков карточек делает преподаватель, и студенты работают с ними. Затем он учит как делать новые карточки. И только потом включаются студенты, а преподаватель только распределяет темы. Затем даже это могут делать студенты сами...
Преподавательские блоки карточек срабатывают, как кристалл-затравка, чтобы начался и пошёл процесс кристаллизации.
Комментарии
Re: Как организовать виртуальный "университет"
Как говориться, "идеи витают..."
В этом вопросе я больше практик и делаю это на педсовете.орг
Приглашаю к кооперации. Спасибо за внимание.