Новый совет по модернизации экономики

18 июня 2012 года Президент Путин подписал Указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России». Текст Указа и список членов Совета привожу ниже. Хочу напомнить что до этого, с  мая 2009 года мы имели Комиссию при Президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики России. Эксперты высказывают свои суждения по поводу того, насколько судьбоносен этот шаг. 

Так, президент Российской финансовой корпорации, экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев указывает:  "власть понимает необходимость, актуальность и неизбежность модернизации".

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин: "Создание такого совета – абсолютно правильное решение, но сама по себе эта структура не сможет способствовать ускорению модернизации. Комиссия, которая работала при президенте Медведеве, и он сам существенного влияния на ход событий не оказывали... Модернизация двигается такими же темпами, как и в нулевые годы, то есть не двигается".

Давайте рассмотрим, что сделал прошлый рабочий орган - Комиссия при Президенте Медведеве. Вот краткие статистические данные:

В мировом рейтинге  конкурентоспособности (считается среди 133 стран) Россия занимала 51 место в 2008 г. и 66 место в 2011 г.  То есть произошел откат на 15 позиций.

Если в 2004 году 10,5 процентов предприятий занимались модернизацией своего производства, то в 2010 году в этом были замечены уже только 9,6%.

Мы начали проигрывать тендеры на поставки авиационной и иной техники даже в те регионы, где до этого позиции России были весьма прочны, например в Индию. Китай уже довольно давно прекратил массовые закупки нашего вооружения, видимо все что было уже узнали. (Хотя, конечно, есть еще некоторые технологии, представляющие интерес).

Иными словами, комиссия или не сработала вовсе, или только отчасти смогла затормозить регресс.  Хотя, как можно видеть из материалов, сгенерированных самой комиссией, работа была проведена большая. Например, одно из последних сообщений (http://www.i-russia.ru/special/news/14350) :

Россия укрепила позиции в глобальном рейтинге инноваций

В глобальном рейтинге инноваций Россия поднялась на пять позиций вверх по сравнению с прошлым годом и укрепила лидерство в своем регионе

Рейтинг составлен Всемирной организацией интеллектуальной собственности ООН (WIPO) при участии международной бизнес-школы INSEAD. Глобальный индекс инноваций учитывает ряд ключевых показателей, которые детально характеризуют инновационное развитие 141 страны мира.

Авторы исследования считают, что успешность экономики напрямую связана как с возможностями для внедрения инноваций, так и с полученными от инновационной деятельности практическими результатами. В этом году по уровню развития инноваций Россия заняла второе место среди стран БРИК и стран-членов СНГ. Как отмечается в докладе, Россия находится на высоких позициях в таких категориях, как «Результаты исследований», «Человеческий капитал и научные исследования», «Уровень развития бизнеса».

Конечно, несколько жалко что такой авторитетный орган дает информацию со ссылкой на raso.ru, который в свою очередь ссылается на сайт http://www.venture-news.ru, который уже не ссылается  ни на кого. И конечно, не очень понятно, почему не указано, на какой место ныне вышла наша страна.

Между тем, если взять первоисточник, а именно посмотреть в "Global Innovation Index 2012", который вышел летом этого года.Там можно увидеть, что РФ занимает героическое 51 место, держась позади Молдовы (50), Маврикия (49) и Саудовской Аравии (48).  Сдади нас подпирают Румыния, Бруней и Южная Африка.

И да, мы на 32 месте в Европе. Так что весть о подъеме, конечно, приятная, но расслабляться рановато. И подавал бы я ее не как "укрепление позиции в глобальном рейтинге", а как пока еще не очень успешную попытку выбраться из глубокой ямы, в которой сидим. 

Каким будет работа нового Совета? Учитывая, что согласно пункта 7 Положения о работе Совета, он может создавать межведомственные комиссии (а в прошлом цикле у нас всего то была одна комиссия, внутри которой собирались рабочие группы), то дело будет поставлено на более широкую ногу. В полном соответствии с законом Паркинсона увеличилось количество членов рабочего органа - в Комиссии было 22, а в Совете уже 33. 

Сравнение поставленных перед этими органами задач и возможностей показывает, что в этом плане практически ничего не изменилось. 

Вот таблица:

 

2009

Основными задачами Комиссии являются:

2012

Основными задачами Совета являются:

а) рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России;

 

а)  подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению основных направлений и механизмов модернизации экономики и инновационного развития России, включая разработку мер государственной поддержки в данной сфере деятельности;

б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области модернизации и технологического развития экономики России;

б)  координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области модернизации экономики и инновационного развития России;

в) определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России;

в)  определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации экономики и инновационного развития России;

г) координация деятельности по реализации проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов.

г)  координация деятельности по реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов.

4. Комиссия для решения возложенных на нее основных задач имеет право:

5. Совет для решения возложенных на него основных задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций;

 

а)  запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;

б) создавать по вопросам, отнесенным к ее компетенции, постоянные и временные рабочие (экспертные) группы и утверждать их состав;

 

9. Президиум Совета: … б) создает в соответствии с возложенными на Совет основными задачами для проведения аналитических и экспертных работ постоянные и временные рабочие группы (комиссии) из числа членов Совета, а также из представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, не входящих в состав Совета;

в) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представителей организаций;

 

б)  приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных и других организаций;

 

г) определять юридическое лицо, на которое возлагается реализация проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов; в случаях, предусмотренных учредительными документами этого юридического лица, участвовать в формировании его органов, согласовывать изменение его устава; определять территорию, на которой реализуется проект.

 

д)  определять юридическое лицо, на которое возлагается реализация проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов, а также в случаях, предусмотренных учредительными документами этого юридического лица, участвовать в формировании его органов, согласовывать изменения, вносимые в его устав, определять территорию, на которой реализуется проект;

 

 

 

в)  направлять членов Совета для участия в проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями совещаниях, конференциях и семинарах, на которых рассматриваются вопросы, связанные с модернизацией экономики и инновационным развитием России;

г)  привлекать в установленном порядке к осуществлению информационно-аналитических и экспертных работ научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

е) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти.

В общем, пожелаем новому Совету больших успехов, а в первую очередь осознания важности для страны перехода на рельсы нормального прогресса, связанного с развитием и эффективным использованием самого главного ее ресурса - интеллекта ее граждан.

Редактор

 

Приложение

Указ о Совете по модернизации экономики и инновационному развитию России

Текст документа:

«В целях содействия модернизации экономики и инновационному развитию России, совершенствованию государственного управления в этой сфере постановляю:

1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

2. Утвердить прилагаемые:

а) Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России;

б) состав Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России;

в) состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

3. Упразднить Комиссию при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

4. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 579 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 21, ст. 2552);

(далее приводится большое число указов прежнего Президента, утративших силу. )

5. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания».

Состав Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России:

Путин В.В. – Президент Российской Федерации (председатель Совета)

Медведев Д.А. – Председатель Правительства Российской Федерации

Абрамов А.Г. – председатель совета директоров общества с ограниченной ответственностью «ЕвразХолдинг» (по согласованию)

Абызов М.А. – Министр Российской Федерации

Белоусов А.Р. – Министр экономического развития Российской Федерации

Варданян Р.К. – председатель совета директоров открытого акционерного общества «Российская венчурная компания» (по согласованию)

Вексельберг В.Ф. – президент некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (по согласованию)

Гурко А.О. – президент некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (по согласованию)

Дворкович А.В. – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Дмитриев В.А. – председатель государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (по согласованию)

Кириенко С.В. – генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (по согласованию)

Ливанов Д.В. – Министр образования и науки Российской Федерации

Магомедов З.Г. – председатель совета директоров общества с ограниченной ответственностью «Группа «Сумма» (по согласованию)

Мантуров Д.В. – Министр промышленности и торговли Российской Федерации

Минниханов Р.Н. – Президент Республики Татарстан, председатель совета ассоциации инновационных регионов России

Набиуллина Э.С. – помощник Президента Российской Федерации

Никитин А.С. – генеральный директор автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию)

Никифоров Н.А. – Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новак А.В. – Министр энергетики Российской Федерации

Погосян М.А. – президент открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» (по согласованию)

Предтеченский М.Р. – председатель правления ассоциации участников научной и инновационной деятельности «СибАкадемИнновация» (по согласованию)

Провоторов А.Ю. – президент открытого акционерного общества «Ростелеком» (по согласованию)

Руденский И.Н. – председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству (по согласованию)

Рудской А.И. – ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» (по согласованию)

Силуанов А.Г. – Министр финансов Российской Федерации

Скворцова В.И. – Министр здравоохранения Российской Федерации

Стрешинский И.Я. – генеральный директор открытого акционерного общества «Телекоминвест» (по согласованию)

Сурков В.Ю. – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации

Троценко Р.В. – президент открытого акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация» (по согласованию)

Хлунов А.В. – директор Департамента науки, высоких технологий и образования Аппарата Правительства Российской Федерации

Чемезов С.В. – генеральный директор Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (по согласованию)

Чубайс А.Б. – председатель правления открытого акционерного общества «Роснано» (по согласованию)

Ян Д.Е. – председатель совета директоров компании ABBYY (по согласованию).

Состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России:

Медведев Д.А. – Председатель Правительства Российской Федерации (председатель президиума Совета)

Набиуллина Э.С. – помощник Президента Российской Федерации (заместитель председателя президиума Совета)

Сурков В.Ю. – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации (заместитель председателя президиума Совета)

Белоусов А.Р. – Министр экономического развития Российской Федерации (секретарь президиума Совета)

Абрамов А.Г. – председатель совета директоров общества с ограниченной ответственностью «ЕвразХолдинг» (по согласованию)

Вексельберг В.Ф. – президент некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (по согласованию)

Дворкович А.В. – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Минниханов Р.Н. – Президент Республики Татарстан, председатель совета ассоциации инновационных регионов России

Никитин А.С. – генеральный директор автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию)

Рудской А.И. – ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» (по согласованию)

Силуанов А.Г. – Министр финансов Российской Федерации

Троценко Р.В. – президент открытого акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация» (по согласованию).

Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России:

1. Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее – Совет) является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием России.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами Совета являются:

а)  подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению основных направлений и механизмов модернизации экономики и инновационного развития России, включая разработку мер государственной поддержки в данной сфере деятельности;

б)  координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области модернизации экономики и инновационного развития России;

в)  определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации экономики и инновационного развития России;

г)  координация деятельности по реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов.

5. Совет для решения возложенных на него основных задач имеет право:

а)  запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;

б)  приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных и других организаций;

в)  направлять членов Совета для участия в проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями совещаниях, конференциях и семинарах, на которых рассматриваются вопросы, связанные с модернизацией экономики и инновационным развитием России;

г)  привлекать в установленном порядке к осуществлению информационно-аналитических и экспертных работ научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

д)  определять юридическое лицо, на которое возлагается реализация проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов, а также в случаях, предусмотренных учредительными документами этого юридического лица, участвовать в формировании его органов, согласовывать изменения, вносимые в его устав, определять территорию, на которой реализуется проект;

е) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти.

6.  Совет формируется в составе председателя Совета и членов Совета. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

7.  Совет в соответствии с возложенными на него основными задачами создает из числа своих членов, а также из представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, не входящих в состав Совета, межведомственные комиссии.

Председатели межведомственных комиссий и их состав утверждаются председателем Совета либо по его поручению председателем президиума Совета.

8.  Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета. В состав президиума Совета входят председатель президиума Совета, заместители председателя президиума Совета, секретарь и члены президиума Совета. Состав президиума Совета утверждается Президентом Российской Федерации.

Председателем президиума Совета является Председатель Правительства Российской Федерации.

9.  Президиум Совета:

а) предлагает вопросы для обсуждения на заседаниях Совета;

б) создает в соответствии с возложенными на Совет основными задачами для проведения аналитических и экспертных работ постоянные и временные рабочие группы (комиссии) из числа членов Совета, а также из представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, не входящих в состав Совета;

в)  определяет направления деятельности создаваемых рабочих групп (комиссий), а также утверждает их руководителей;

г)  решает организационные и иные вопросы, связанные с осуществлением информационно-аналитических и экспертных работ в сфере модернизации экономики и инновационного развития России;

д)  рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета, в том числе вопросы деятельности межведомственных комиссий.

10. Подготовку и организацию проведения заседаний Совета и президиума Совета, а также решение текущих вопросов деятельности Совета осуществляет секретарь президиума Совета.

11. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

Заседание Совета ведет председатель Совета либо по его поручению председатель президиума Совета или один из заместителей председателя президиума Совета.

12. Заседания президиума Совета проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания президиума Совета,

Заседание президиума Совета ведет председатель президиума Совета или один из его заместителей.

13.  Решения Совета оформляются поручениями Президента Российской Федерации.

Для реализации решений Совета могут издаваться указы и распоряжения Президента Российской Федерации.

14.  Решения президиума Совета оформляются поручениями Председателя Правительства Российской Федерации.

Для реализации решений президиума Совета могут издаваться постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

15.  Контроль за исполнением решений Совета и решений президиума Совета осуществляют председатель президиума Совета и заместители председателя президиума Совета.

16.  Решения Совета направляются в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

17. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Администрация Президента Российской Федерации».

 

Комментарии

Re: Новый совет по модернизации экономики

Цитата из Евгения Ясина:

"Создание такого совета – абсолютно правильное решение, но сама по себе эта структура не сможет способствовать ускорению модернизации. Комиссия, которая работала при президенте Медведеве, и он сам существенного влияния на ход событий не оказывали... Модернизация двигается такими же темпами, как и в нулевые годы, то есть не двигается".

Интересная логика - "абсолютно правильное решение, но которое не сможет выполнить свою функцию ...".

Похоже, то что происходит у нас - это очень надолго.

Всем сладких снов и поздравлений с наступившим Днем знаний. Как известно, "Знание-сила".

А.Гасанов. 2 часа ночи по Москве.

Subscribe to Comments for "Новый совет по модернизации экономики"