Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

В августе – октябре 2014 года в Москве пройдет ряд практических семинаров под общим названием: «ТРИЗ - инструменты создания инноваций для развития предприятия».

                                            Регистрация на семинары здесь

Эти семинары проводит НП «Центр практического изобретательства». Огромную помощь в организации работы этого года оказал Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, за что столь же огромная благодарность его руководству и сотрудникам. 

Решено проводить семинары объемом в 32 часа для трех групп граждан:

Для начинающих предпринимателей – предполагается, что под этим названием скрываются студенты и аспиранты, желающие понять, как придумывать продукты (товары и услуги), нужные рынку и обладающие новизной. Вот об этом и пойдет речь – о том, как определить истинные потребности рынка, как из потребительских желаний перейти к техническим характеристикам, как синтезировать новый продукт и грамотно предъявить его.

Для работников предприятий малого и среднего бизнеса – здесь основные вопросы будут связаны с тем, как провести анализ уже выпускаемого продукта, рабочего процесса, организационной структуры и выявить ключевые задачи, которые требуется незамедлительно решить. И, конечно, как решать эти выявленные задачи.  

Для преподавателей ВУЗов. Это относительно новая специализация групп, которой у нас не было с восьмидесятых годов. Дело в том, что в последние годы ВУЗы ввели в процесс обучения немало предметов, связанных с практикой творческой деятельности. Здесь и «инноватика» (кафедры инноватики есть в восемнадцати Московских ВУЗах), и целый ряд родственных и смежных дисциплин. Как показывает наш анализ, более чем в шестидесяти ВУЗах Москвы студентам рассказывают о техниках решения задач. При этом зачастую основываясь на информации тридцати – сорокалетней выдержки, переписываемой из года в год. Наша цель – дать преподавателям информацию о новых инструментах, освоенных практикой и вместе с ними создать новые примеры и задачи в конкретных предметных областях.

Вот такие три группы граждан приглашаются для участия в семинарах:

  • Студенты/аспиранты
  • Руководящий состав и сотрудники малых и средних предприятий
  • Преподаватели ВУЗов.

Возможности наши велики, но не безграничны, будет проведено не более десяти групп, общей численностью порядка двухсот человек. Так что записывайтесь граждане, не откладывайте. Первая группа уже прошла, а следующие начнутся уже 16 августа (для малого и среднего бизнеса, будет идти по субботам) и 25-28  августа (преподаватели ВУЗов).  

Преподавать будут мастера ТРИЗ – (привлечено и уговорено принять участие семь человек из Москвы и Санкт Петербурга).

Пока определен график проведения занятий восьми семинаров:

 

Даты

Время проведения

Место проведения

1МиС

30, 31 июля,

6-7 августа

10 – 18

4 Вешняковский переулок, дом 1 (МДОО)

2МиС

16, 23, 30 августа, 13 сентября

10-18

Центральный Дом Предпринимателей 

3Пр

25 – 28 августа

10-18

Центральный Дом Предпринимателей 

4НП

2 – 5, 8 – 11 сентября

15 – 19

Бизнес-центр «Майский»

5НП

24,25 сентября,

8,9,15,16,22,23 октября

17:30–22:30

Бизнес-центр «Майский

6НП

27 сентября, 11, 18, 25 октября

12–20

Бизнес-центр «Майский

7Пр

16,19,23,26,30 сентября,

3,7,10 октября

18–21:30

Бизнес-центр «Майский

8МиС

4, 11, 18, 25 октября

10-18

Бизнес-центр «Майский

 

Код

Специализация группы

МиС

владельцы и сотрудники малых и средних предприятий , ИП

НП

начинающие предприниматели, в том числе из числа учащейся молодежи, студентов и аспирантов Московских ВУЗов.

Пр

преподаватели предмета «Инноватика» и смежных дисциплин, а также дисциплин, нацеленных на развитие предпринимательства в московских ВУЗах

 

                                       Регистрация на семинары здесь

 

 

 

 

            Приложения: планы и программа проведения семинаров.

Программа «ТРИЗ - инструменты создания инноваций для развития предприятия»,

Эффективное создание инноваций предполагает возможность управления внутри собственно процесса творческой работы, что в свою очередь требует ее разделение на этапы и понимание того, что делается на каждом из них. Обучение подобным подходам обычно проводится в рамках освоения инструментария современных версий ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), например такой как GEN3-ID. Эта комплексная процедура анализа проблемных ситуаций и решения выявленных задач используется сегодня службами R&D крупнейших мировых концернов. Программы обучения персонала этому инструменту рассчитаны на длительные сроки. В предлагаемой программе из огромного набора инструментов, используемых в рамках методики GEN3-ID, были отобраны и модифицированы инструменты, представляющие набольшую ценность в процессе анализа проблемных ситуаций и поиска новых решений.

Эффективность применения программы проверена при проведении на промышленных предприятиях значительного числа учебных семинаров и рабочих сессий, в которых обучение сопровождалось решением практических задач.

 

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – комплексный инструмент, созданный в СССР и направленный на обеспечение развития технических (искусственных) систем в ситуации противодействия. В шестидесятые – восьмидесятые годы прошлого века ТРИЗ развивалась как средство для решения инженерных задач с выраженным конфликтом интересов (противоречием). Необходимость решать комплексные проблемы, возникающие в больших технических системах и в бизнесе, привела к разработке нескольких важных модулей, предваряющих собственно решение задачи. Четыре модуля настоящей программы и посвящены важнейшим этапам процесса анализа и решения. В целом программа построена как развертывание комплекса инструментов при выполнении сложного проекта – с исследованием рынка, выявлением ключевых потребительских ценностей и уровней развития реализующих их средств, сравнением возможностей конкурирующих объектов и выявлением наиболее перспективных, поиском ключевых задач, и наконец, их решения.

Подготовка в рамках курса предполагает выполнение участниками всего комплекса предложенных упражнений и задач, а также работу с самостоятельно поставленными проблемами, связанными с производственной или учебной деятельностью.

Для каждой из трех описанных выше специализаций предлагается фокусировка на особые, специфичные пункты программы.

 

 

Планы проведения практических семинаров

 

Семинар 1 Инструменты исследования потребностей рынка и формирование концепции продукта (8 часов)

 

 

Тема

Всего

(час)

Форма контроля

1.1.

Описание рынка. Формирование стратегической канвы для продукта.

1

Практическая работа

1.2.

Анализ ключевых параметров ценности рынка – MPV (Main Parametr of Value Analisis).

2

-

1.3.

Построение схем связи MPV с функционально-физическими параметрами рыночных продуктов.

2

Контрольная

1.4.

Методы систематического поиска – средства описания всего поискового поля.

2

Практическая работа

1.5.

Общая схема методической работы в рамках процедуры современной ТРИЗ: GEN3-ID

1

-

 

 

Семинар 2 Исследование конкурирующих систем и выбор перспективного объекта развития (8 часов)

 

 

Тема

Всего (час)

Форма контроля

2.1.

Сопоставительный анализ конкурентных продуктов. Бенчмаркинг.

2

 

2.2.

Бенчмаркинг будущего». Определение пределов развития продуктов по каждому из MPV

2

Практическая работа

2.3.

Этапы  развития технических и бизнес - систем

2

 

2.4.

Закономерности развития технических и бизнес - систем

2

Контрольная работа

 

 

Семинар 3 Формирование системы актуальных задач развития продукта (8 часов)

 

 

Тема

Всего (час)

Форма контроля

3.1.

Потоковый анализ совершенствуемого продукта

1,5

 

3.2.

Функциональный анализ совершенствуемого продукта

2

Контрольная работа

3.3.

Функционально-идеальное моделирование системы

2

 

3.4.

Причинно-следственный анализ выявленных задач.

2,5

Практическая работа

 

 

Семинар 4 Инструменты решения творческих задач высокого уровня (8 часов)

 

 

Тема

Всего (час)

Форма контроля

4.1.

Модели постановки задач и схемы их решения: работа с противоречиями

1,5

Опрос

4.2.

Модели постановки задач: типовые структуры, типовые функции и  тренды

2,5

 

4.3.

Обобщенные и стандартные принципы решения задач.

1,0

Практическая работа

4.4.

Алгоритмы решения изобретательских задач

2,0

Контрольная работа

4.5.

Оценка полученных решений

1,0

 

 

 

Программы (тематическое наполнение) семинаров

 

Семинар 1 Инструменты исследования потребностей рынка и формирование концепции продукта

1.1.Описание рынка. Формирование стратегической канвы для продукта и фирмы

Понятие рынка. Цели и ценности потребителей. Желания потребителей и ограничения остальных стейкхолдеров. Ключевые потребительские ценности. Профиль рынка. Возможные направления эволюции рынка. Проявленные и латентные рынки.

Связь ключевых потребительских ценностей и характеристик продукта. Построение сетки «ценности – свойства».

1.2.Анализ ключевых параметров ценности рынка – MPV (Main Parametr of Value Analisis) 

Техники выявления потребностей. Выявление неосознанных потребностей: «оказывается, что». Наблюдение и анализ («маркетинг во время прогулки» Тома Питерса). Техника фокусирования на продукте. Техника отрицания и конструирования.

1.3. Построение схем связи MPV с функционально-физическими параметрами рыночных продуктов.

Построение схем типа «деревья целей – средств». Техники перехода от потребительских (расплывчатых) требований к характеристикам продукта. Циклическая схема движения «обобщенный принцип – конкретное исполнение». Определение неполноты построенной схемы.

 1.4. Методы систематического поиска – средства описания всего поискового поля.

Схема «тотального синтеза» Питера Беренса. Алгоритм работы, ключевые правила работы на каждом этапе, представление результатов и их анализ.

Морфологический анализ и синтез Фрица Цвикки. Варианты построения морфологии по Цвикки. Опыт применения.

Метод «систематического конструирования» Рудольфа Коллера. Функциональная комбинаторика. Функции и основные операции. Правила оперирования с основными операциями.

1.5. Общая схема методической работы в рамках процедуры современной ТРИЗ: GEN3-ID

Типы творческих задач. Понятие специализированной процедуры поисковой деятельности. Блок схемы работ по совершенствованию существующий системы, поиска нового принципа действия, проведения работ по прогнозированию.

Элементарные модули поисковой деятельности. Эволюция средств поиска как разработка новых модулей и способов обеспечения их совместного  использования.

 

Семинар 2 Исследование конкурирующих систем и выбор перспективного объекта развития

2.1. Сопоставительный анализ конкурентных продуктов. Бенчмаркинг

Бенчмаркинг и технология его проведения. Этапы и особенности выполнения бенчмаркинга в проектах различных типов: в целях увеличения инновационной привлекательности совершенствуемого выбранного объекта, при синтезе нового объекта. Бенчмаркинг с использованием потребительского взгляда и бенчмаркинг с позиции производственника.

2.2. Бенчмаркинг будущего». Определение пределов развития продуктов по каждому из MPV

Понятие предела развития для заданных характеристик объектов техники. Типы пределов – юридические, экономические, экологические и естественные. Технологии определения естественных пределов. Способы преодоления пределов. Огибающая кривая развития.

Учет сравнительного уровня перспективности систем. Альтернативные и конфликтующие системы. Использование полученной информации для формирования задач совершенствования системы. Процедура переноса свойств конкурирующих объектов, принципов действия.

2.3. Этапы  развития технических и бизнес – систем

Понятие технической системы, ее составляющих и окружения.

Типовые этапы и типовые проблемы развития систем, средства их преодоления. Поведение технических и бизнес-систем на разных этапах жизненного цикла. Технологии ускорения выхода на рынок.

2.4. Закономерности развития технических и бизнес – систем

Тренды, обеспечивающие развитие систем. Эволюция техники как планомерный процесс. Технологии выявления пересекающихся тенденций для прогнозирования развития объектов техники и и эволюции на рынках. Закономерности развития технических и бизнес-систем.

 

Семинар 3 Формирование системы актуальных задач развития продукта (8 часов)

3.1. Потоковый анализ совершенствуемого продукта

Понятие потока в системе. Виды потоков. Правила формирования потоковых схем. Анализ потоковых схем, выявление их недостатков и формирование задач. Выявление «серых зон», «бутылочных горлышек», «петель потоков» в системе. Понятие полезных и вредных потоков. Формирование задач совершенствования объекта.

3.2. Функциональный анализ совершенствуемого продукта

Функциональное исследование (построение компонентной, структурной, функциональной, параметрической моделей). Цели функционального иссле-дования совершенствуемого объекта. Компонентная модель объекта – критерии выделения оптимального уровня описания объекта. Структурные связи в объекте, особенности их выявления и учета. Структурные схемы и матрицы – достоинства и недостатки каждого из способов описания. Особенности формулирования функций. Виды функций, определение их значимости. Оценка степени реализуемости функций. Построение таблиц функциональности элементов системы. Параметрический анализ.

3.3. Функционально-идеальное моделирование системы

Понятие идеальности – его раскрытие через вычленение функций как ключевого аспекта, высокое качество полноту.

Инструменты, построенные на принципе идеальности.

Функционально-идеальное моделирование  с целью формирования новых задач развития.

Последовательное сжатие функциональной схемы.

3.4. Причинно-следственный анализ выявленных задач.

Причинно-следственный анализ исходно заданных недостатков и постановка альтернативных задач по их снятию. Целевые и ключевые нежелательные эффекты. Цели построения причинно – следственных цепочек: выявление ключевых нежелательных эффектов; определение внутренней взаимосвязи происходящих процессов.

Техники построения причинно –следственных цепочек. Типовые ошибки при построении цепочек.

Ранжирование выявленных задач и составление плана работ по их решению.

 

Семинар 4 Инструменты решения творческих задач высокого уровня (8 часов)

4.1. Модели постановки задач и схемы их решения: работа с противоречиями

Модель противоречия. Выявление противоречий. Противоречие ситуации (техническое) и противоречие цели (физическое). Области применения противоречий, границы применения. Типовые ошибки при формулировании. Оперативная зона и оперативное время. Ресурсы – их выявление и использование. Виды ресурсов. Существующие и созданные ресурсы. Ресурсы среды.

Типовые решения физических противоречий. Развитие полученного решения.

4.2. Модели постановки задач: типовые структуры, типовые функции и  тренды

Понятие обобщенной функции и функциональной аналогии. Выявление передовых областей техники. Перенос функций. Типовые тренды. Понятие «моды» в технике и бизнесе.

4.3. Обобщенные и стандартные принципы решения задач.

Понятие приема решения задач. Типы приемов. Составление приемов.

Процедуры выбора нужного приема. Работа со списками приемов, работа с таблицей выбора приемов. Принципиальные недостатки приемов, пути их преодоления.

Понятие «стандартного» решения. Структура «стандарта» на решение изобретательский задачи.Группы стандартов. Различия и общее между ними.

Стандарты на синтез системы, Стандарты на достройку системы, Стандарты на измерение и обнаружение, Стандарты на получение требуемого ресурса, Стандарты на использование стандартов.

4.4. Алгоритмы решения изобретательских задач

Алгоритмы решения задач. Понятие алгоритма как последовательности шагов, ведущих к достижению цели. Структуры алгоритмов. Возможные типы построения рекомендаций. Особенности работы с эвристическими алгоритмами.

Алгоритмы в ТРИЗ. Эволюция алгоритмов. Базовая  структура алгоритмов. Основная логика метода – постоянная трансформация решаемой задачи. Ключевые шаги. Задача, ее описание. Модель задачи. Типовые структуры конфликтов.

4.5. Оценка полученных решений

Понятие риска. Виды рисков. Особенности работы с рисками разных типов. Схемы проявления рисков при выполнении инновационных проектов. Компенсация рисков и определение стоимости компенсации риска.

Понятие эффективного решения. Принцип локальной эффективности и его учет при создании новых решений.

Формы занятий, используемых в рамках программы:

 

Формы занятий

Ключевые особенности занятий

Мини-лекции

Интерактивное представление информации с применением медиа-средств (электронная презентация). Особенность – крайне малое время на представление нового материала – мини-лекция затрагивает один вопрос и длится не более пяти минут.

Демонстрация и разбор кейсов,

Представление фрагментов реальных проектов, выполненных тренером. Фрагменты подбираются таки образом, чтобы наиболее наглядно показать особенности использования конкретного методического инструмента, его сильные и слабые стороны

Воркшопы

Задания в составе малых групп на коллективную отработку навыков владения изучаемыми инструментами. На семинарах в качестве заданий для воркшопов предполагается использовать реальные задачи, поставленные предприятиями Москвы (собраны в сборнике задач, выдаваемом в числе прочих раздаточных материалов)

  • Проектные сессии 

 

работа в малых группах над элементами реальных задач, стоящих перед участниками группы. Проектные сессии, выполняемые в штатом режиме, занимают довольно много времени – от трех до семи полных дней, поэтому в рамках семинаров предполагается использовать мини сессии – для обмена мнениями членов подгруппы относительно поставленной тренером ситуации.

  • Мастер классы

 

разбор тренером выполненных слушателями заданий, анализ ошибок, допущенных при их выполнении, демонстрация возможности точного применения инструментов. Обсуждение вопросов стратегии и тактики применения инструментов.

  • Интеллектуальные разминки

Небольшие задачки на применение логики. Используются в начале занятия для переключения мышления слушателей в рабочие режимы.

  • опрос и беглый опрос

Одна из форм проведения контроля знаний, при котором контролируется правильное понимание разбираемых базовых принципов

 

Справки и информация по участию в семинарах: metodolog1@yandex.ru

Справочный телефон: 8 (985) 202-34-68

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

Наверху, левее заголовка этой темы, мигают два баннера - тот что ниже про ноябрьскую конференцию ТРИЗ, а тот, что выше, про семинары. Кликаете на баннер и попадаете на регистрационную форму. В ней надо указать месяц и "специализацию". Кроме того, поставили ссылку на регистрацию в самом тексте.

Удачи.

Если не получится, пишите.

Re: Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

Изображение пользователя Том.

Алексанодр Владимирович! А можно ли записаться на семинар иногороднему? Я живу в Ярославле и хотел бы записаться на семинар 2МиС.

Если выезжать из Ярославля ранним утром, то к 10 часам я вполне успеваю.

Re: Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

Да, предусмотрена. Заодно уж сообщу, что в процессе занятий будут выдаваться примерно вот такой набор материалов:

              

"Примерно" потому, что сборник докладов получат только те, кто придет на конференцию, а участники групп преподавателей получат еще дополнительные к этому списку материалы.

 

 

Re: Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

Евгений Сергеевич, Вы включены в состав группы 8МиС. Примерно за две недели до начала обучения будет сообщено, где именно оно будет проходить.

Сейчас заполнены августовские группы и группа МиС на сентябрь. Попутно хочу сообщить, что в связи с большим числом заявок, помимо августовской группы 2МиС, которая начала работу 16 августа, пришлось создать еще одну. Она начнет свою работу в ближайшую субботу. В этой новой группе есть пять свободных мест. Приглашаем желающих учиться по субботам. 

В понедельник начнет свою работу группа 3Пр, составленная из преподавателей ВУЗов Москвы.

Re: Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

Сергей Геннадьевич, здравствуйте! В группу НП5 Вы не вошли, сейчас решаем вопросы открытия в сентябре дополнительной группы. На этой неделе всем участникам сентябрьских групп будет разослана информация о месте и времени проведения занятий.

Re: Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

Хочу сообщить, что закрыта регистрация на семинары. В учебные группы набрано около трехсот человек, в том числе 129 начинающих предпринимателей (в основном студенты и аспиранты), 130 сотрудников малых и средних предприятий, 60 преподавателей ВУЗов Москвы. Уже проведены занятия для группы сотрудников некоммерческих предприятий, группы преподавателей ВУЗов, идут занятия в двух группах сотрудников малых и средних предприятий, в двух группах студентов.

На второй неделе сентября они завершат учебу и начнется новый цикл - сентябрьские группы. О времени и месте проведения занятий мы сообщим завтра утром всем, записавшимся на сентябрьское обучение.

Регистрация на конференцию продолжается.

Re: Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

Добрый день.

09.08.2014 я отправил заявку/зарегирировался на семинар в группу 6НП (первое занятие 27.09). Хотел бы узнать - зарегистрирован ли я в группу и нет ли изменений в запланированном расписании?

Заранее спасибо за ответ.

С уважением,

Беляев Владислав

Re: Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

Изображение пользователя Stasisimone.

Добрый день! пыталась отправить заявку на участие, не получилось. Очень хотелось бы присоединиться на семинары по ТРИЗ в группы МиС, либо НП, т.к. отношусь и к той и другой категории. Слышала от одного из учатстников семинара, что завтра будет начало одной из групп. Могу прийти уже завтра, если есть такая возможность.
 

Re: Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

Не в эту группу, но на обучение приняты. У нас перебор с желающими поучиться, открываем новые группы. После уточнения площадки, выделенной для проведения занятий вас оповестят о времени и месте.

Re: Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

Александр, добрый день.

Подскажите, пожалуйста, когда и где планируется проведение занятий группы 6НП? (согласно Вашему предыдущему ответу даная группа пока не начала занятия, а информацию о времени и месте занятий планировалось разослать в 29.09.2014) Спрашиваю т.к. меня очень заинтересовала возможность познакомиться с концепциями и практиками ТРИЗ, поэтому не хотелось бы пропустить занятия.

Возможно, мой e-mail адрес не был добавлен в рассылку.

Заранее спасибо.

С уважением,

Беляев Владислав

Re: Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно.

Елена, здравствуйте!

Следующие семинары этого года предположительно будем делать в феврале, но для тех, кто прошел осенние семинары и хочет совершенствовать свои знания и умения.

Но помимо нашей комады есть еще и иные - возможно они будут проводить обучение. Как слышал и видел в рекламных объявлениях, и еще будут семинары, но не бесплатные.

Subscribe to Comments for "Семинары по современной ТРИЗ в Москве. Бесплатно."