Белое и черное

                                             

  Вчера ходил в Большой театр на «Иоланту» Петра Ильича Чайковского в режиссуре Сергея Женовача. В главной роли Анна Нечаева, ее отец король – Михаил Казаков, Водемон - Дмитрий Попов, дирижер Антон Гришанин. Нечаева была чудо как хороша, пожалуй в этой роли ее голос раскрывается в наибольшей степени. Но речь пойдет не об артистах.

Сергей Женовач, разделил сцену на две части – два мира – черный и белый. В черной части, мире слепоты, весь спектакль протомилась Анна Нечаева, которую заставили там петь и бродить, иногда артистически роняя стулья. Стилистическое решение понятное и как бы лежащее на поверхности. (Даже оркестр был разделен на две части – одетые в белое и в привычное черное).

Но вот какая увиделась задача, возникшая из-за этого деления сцены на белую и черную части, это можно видеть на первой фотографии (поскольку фотографировать во время спектакля нельзя, я воспользовался фотографиями, сделанными каналом "Культура", за что им большое спасибо).

   Этим решением Сергей Женовач фактически омертвил, вывел из использования половину сцены. Массовка на доставшейся им половине перемещается рывками, выстраиваясь каждый раз рядами и колоннами, поскольку вольготно расположиться им просто негде. Зато Иоланта может бродить в темноте сцены среди расставленных там стульев и пюпитров, но большинство времени проводит, прижавшись к стенке между двумя мирами.

Мало того, поставив глухую перемычку между этими половинками, режиссер резко ухудшил обзор, фактически закрыл для левой половины зала часть сцены.

                                       

                                                                            Вот она – граница света и тьмы.

                                    

Например в этом действии я, сидя в первой ложе бенуара, видел на сцене только двоих актеров. Обзор закрывала та самая перегородка, которую можно видеть слева, за спинами массовки.

                                         

                                                       Это план зрительного зала исторической сцены Большого театра.

Итак, исходная задача – придумать, какими иными средствами можно показать на сцене трагедию слепого человека, окружающий его мрак?

И вторичная задача – предположим, что уже выбрано решение, которое используется сейчас. Как сделать видимой всю сцену для всего зала? Учтите, что просто сделать перегородку прозрачной нельзя, это приведет к тому, что левая часть сцены уже будет не темной, эффект исчезнет. Здесь изобретательская задача видна отчетливо – как сделать перегородку прозрачной, чтобы были видны актеры, но непрозрачной, чтобы не исчезла темнота в левой части зала?

Комментарии

Re: Белое и черное

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Мрак, окружающий слепого человека должен быть персональным. Куда человек - туда и мрак. Модель такого "абсолютно чёрного тела" - это сфера с дыркой, но в данном случае я бы использовал цилиндр со щелью, Вот в этой, перемещающейся вместе с цилиндром "щели", поглощающей весь свет, кроме отражённого от артиста он (артист) и проведёт весь спектакль.

Теперь об улучшении уже существующего решения... Первое, что приходит в голову - это наборы зеркал, чтобы видеть то, что закрывает перегородка, или дополнительные экраны. Зеркала сложнее, но интереснее.

Re: Белое и черное

Идея пятна мрака, которое перемещается по сцене,  по моему очень хороша. Как реализовать - вот вопрос. Если цилиндр, то нужно понимать, как его перемещать. Например, цилиндр из черной мелкой сетки, спускающийся с верхов и перемещаемый с героиней. В каких-то постановках Иоланты героиня ходит в черной накидке - почти чадре, но ажурной. Мой вариант - пятно какого-нибудь мрачного света, например красного, внутри которого все время перемещается героиня. Или персональная работа осветителей со всеми, кто на сцене - их освещение и затенение при приближении к героине. Решения плохие, поскольку затратные для спектакля. Но есть один любопытный эффект: если на героине будет зеленое платье, а освещать ее будут красным прожектором, то можно добиться того, что ее платье будет казаться черным. (если зеленую краску получить смешением синего и желтого цветов. Они не отражают красный цвет). Эффект, правда будет разовым - при откллючении красного прожектора платье окажется зеленым - героиня прозрела и мир зазеленел. 

 

Re: Белое и черное

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Если цилиндр, то нужно понимать, как его перемещать.

Что-то вроде i-Robot и датчики на героиню:) А лучше что-нибудь лёгкое и пассивное на колёсиках, соединённое с героиней, но чтобы петь не мешало. Дело в том, что наружная поверхность цилиндра вполне может слиться с задним планом, что хорошо.
Если развить идею с освещением - можно перемещать слегка вогнутый персональный фон вместе с героиней и освещать его таким образом, чтобы он стал чёрным.

Re: Белое и черное

Трагедию слепого человека для зрителя можно показать, лишив зрителя возможности видеть происходящее на сцене (или её части). В Вашем случае, Александр Владимирович, режиссёр попал, что называется, в яблочко. ;)
Переформулируем задачу: надо дать этот опыт "невидения" всему залу, а не нескольким местам. Однако, всё-таки зритель должен иногда видеть артистов на сцене, чтобы не испытывать сильного дискомфорта, и принимать опыт переживания невидения как часть постановки.
Можно предложить сделать тёмную секцию Иоланты мобильной и перемещать её в процессе по сцене, чтобы перегораживать обзор с разных углов.

Re: Белое и черное

Можно попытаться решить противоречие не в пространстве а во времени:
на те моменты, где показываются переживания слепой героини и она звучит (поёт, говорит) гасить свет в зале. Полностью. Погружая зрителя в ощущения слепого человека.
Я помню как мой слепой отец "видел" прикосновениями кончиков пальцев рук. Лёгкими как касание солнечного зайчика. Это можно сымитировать на сцене двумя узкими лучами света плавно, неспешно шарящими по артистам и декорациям в моменты полного затемнения как две ладони слепого человека. 

Или сделать "пятно мрака", осветив сцену вертикально сверху подвешенной на колосниках над ней сплошной управляемой "попиксельно" световой панелью параллельного (очень узконаправленного) света. Величиной со всё поле действия на сцене. И гасить "пиксели" над слепой Иолантой. (Управление таким гашением программируется на репетициях или/и с помощью датчика на костюме Иоланты). Если по ходу спектакля актриса поднимает руку, то её пальцы, кисти, предплечья выходят на свет имитируя ощущения слепого человека. 
Конечно, вертикальный параллельный свет будет давать резкие тени на лица и костюмы других актёров, но это может оказаться к лучшему, если дополнительно освещать обычными осветительными средствами тех героев, кто важен в мизансцене (по сюжету и мнению режиссёра) и к ним нужно привлечь внимание зрителей. В разных местах сцены таких обычно не более трёх.
Это сложнее, дороже и пр., но традиционнее, классичнее, театральнее, понятней и комфортнее для зрителя... Кстати зритель будет видеть формы и движения самой Иоланты в виде тёмной (теневой) фигуры на фоне освещённых декораций, других актёров, задника сцены за ней. 

Re: Белое и черное

Александр Владимирович, как раз в параллель теме волшебной сказки - в отношении спектакля важно понимать насколько обозначенные Вами эффекты ("омертвение темной половины сцены" и "скученности освещенной сцены") являются запланированными или побочным результатом действий режиссера. Тут важно учесть, что Женовач это режиссер "разговорного" театра, да еще и в традиционной для русского театра "психологического направления". Сама опера по задумке еще Чайковского есть развитие темы раздвоения материального и идеального и необходимости их единства (он как раз увлекся работами Спинозы). В этом смысле "омертвение" вполне можно распространить на обе части сцены - как раз без "духовности" слепой Иоланты зрячим приходиться как Вы выразились рывками, скученно и т.п. Ведь это опера не о зрении, а о "прозрении" как развитии души. В этом плане без "слепоты" Иоланты зрячие ее окружающие в определенном смысле еще более слепы (судя по отзывам Женовач даже утрировал эту линии сопроводив арии разными фривольными действиями актеров, а также выставляя их на стулья и т.п.). Массовка ведь несколько утрировано присутствует все время на сцене - часть героев вполне могли бы покидать сцену. Тогда есть вероятность, что неудобство просмотра обеих сцен есть важнейшее художественное средство, а не технический недостаток. И если улучшить восприятие, то снизится запланированный эффект

При этом я в ни в коей мере не защищаю версию Женовача - во-первых, ее не видел, во-вторых, слишком много недовольных (что, правда, двусмысленно, поскольку анализ на уровне "мало визуального разнообразия" и т.п.). 

Тем более не ставлю под сомнение возможность задачи более удобного разделения двух сцен - вполне интересная, наверное, техническая задача. Особенно в отношении равноудобного с разных зрительных мест просмотра. Вопрос для меня скорее в том, какую именно задачу ставил и решал сам режиссер - помогаем ли решать его задачу или заменяем другой

С уважением, Александр

Re: Белое и черное

Григорий, если речь идет о моделировании слепого человека, то дрейфующий мрак превосходное решение! Вот только насколько случайно режиссер сделал темную и светлую стороны ровно половиной сцены, да и визуально равноценными (половиной под крышей и симметричными). Если учесть версию, что речь идет про два мира - духовный, изысканный, идеальный но слишком одинокий и "нематериальный" (темный) и оживленный, бурный, насыщенный, материальный (светлый), но излишне приземленный, скученный, суетливый - то дрей мрака серьезно изменит планируемый образ

я как раз занимаюсь неявными функциями и теперь крайне осторожно отношусь к исправлению "технических недостатков" произведений искусств, поскольку очень часто они являются специальными средствами. Помню как очень поразила, например, работы академика Раушенбаха, который к "примитивным" видам перспективы подошел не с точки зрения, что художники до возраждения просто еще не владели линейной перспективой, а что каждая наиболее эффективная для достигаемой цели. Он ведь изначально это исследование начал потому, что увлекался иконами (с их обратной перспективой), а профессия в космонавтике обеспечивала сильную матподготовку для анализа. В сущности, в искусстве давно известно, что в нем нельзя описать процесс как чисто прогрессивный, поскольку многие ранние произведения в своем роде являются непревзойденными

С уважением, Александр  

Re: Белое и черное

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Григорий, если речь идет о моделировании слепого человека, то дрейфующий мрак превосходное решение! Вот только насколько случайно режиссер сделал темную и светлую стороны ровно половиной сцены...

Александр, это было одно из решений. Другое предложение касалось улучшения существующего положения - повышение удобства просмотра путём устранения "слепых зон".

Re: Белое и черное

Да уж...

А про то, что Иоланту впервые после сотни лет вновь счастливо соединили с Щелкунчиком - это Татьяну Кузнецову из Парижа кто-то дезинформировал. В Большом она так и идет - только начинается с Щелкунчика. Впрочем, в БТ только музыка из Щелкунчика, как бы протянутое воспоминание о сказке и соответственно, сказочности предстоящей истории.

Вообще, было бы неплохо попробовать пойти путем Чернякова еще дальше и поставить наконец Иоланту, где слепыми будут вообще все. Ну, может быть помимо Иоланты, которая пока не знает, что она тоже может видеть. Или не хочет.  

P.S. Эх, а ведь редактор, придумавший заголовок для заметки в Коммерсанте, видимо это и имел в виду!

 

Re: Белое и черное

Александр Владимирович, я так понял, что основная идея в исторических параллелях:

Балетной героине режиссер уготовил испытания, которые пережила страна Чайковского за истекший век; стихи Мандельштама, опубликованные в буклете, призваны объяснить это непонятливым иностранцам. Родственники-монстры — это только начало, далее последует внезапный и тотальный крах старой России: уютные стены родительского дома обрушатся в секунду, каменные руины, окутанные тучами пыли, завалят всю сцену; среди обломков Мари будет пытаться вернуть к жизни смертельно раненного Водемона (Стефан Бюльон). Благостный вальс снежинок оборачивается адской картиной черной метели, среди вихрей которой под ангельское детское пение гибнут люди в ватниках, упрятанные на окраины советской империи. В дивертисменте разнохарактерных танцев исполинские куклы советского детства — мишки, космонавты, пирамидки, солдатики — создают материальный мир отупляющего застоя. Свадебный вальс цветов танцуют попеременно девочки-мальчики, мужчины-женщины, старики-старухи — перед глазами Мари, приплясывая и покачиваясь, прокручивается вся человеческая жизнь. В финале прямо на прозревшую девочку со звездного неба падает горящий метеорит (видео Андрея Зеленина) — вся сцена полыхает геенной огненной. Признаться, этот виртуальный конец света, в отличие от действительно жуткой "лагерной" сцены, производит впечатление детского аттракциона. Да и финал балета, в котором изнуренная испытаниями Мари бессильно падает на пол родительской гостиной, не выглядит концептуальным: какой выйдет Россия из всех катастроф, режиссер, похоже, и сам не знает.
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2935444

Но по мне так вроде бы небольшой отрезок и форма кардинально преобразуют весь смысл:

в начале спектакля слепую героиню гладит по лицу балетная девушка, она же оказывается в центре внимания в финале оперы, когда герои славят Господа за чудесное исцеление слепой. Но зрителям не разрешает зайтись в овации сама Иоланта: превосходная Соня Йончева самоотверженно лишает заслуженных аплодисментов и мальчишку Водемона (замечательный Арнольд Рутковски), и заводного жизнелюбивого Роберта (превосходный Андрей Жилиховский), и красавца короля Рене с его бархатным басом (импозантный Александр Цимбалюк). Певица жестом утихомиривает зрителей, сцена распахивается во всю ширину, комната отъезжает к заднику, оказываясь частью огромной гостиной,— и только тут мы понимаем, что вся опера была разыграна домочадцами Мари в честь дня ее рождения.
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2935444

 

Как раз этот прием остановки оваций и радости от исцеления слепоты помогает понять всю двуплановость этой слепоты и прозрения. Кроме того это и Щелкунчику добавляет глубины. А ведь казалось бы мелкое техническое средство сюжетного соединения двух произведений))

Re: Белое и черное

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

...основная идея в исторических параллелях...

Т.е. Россия - это типа... Мари-Иоланта?
Забавно, что автор статьи (Татьяна Кузнецова) большую часть "заслуг" приписывает Чернякову, а в большей части "неудач" обвиняет других соавторов (кого-то больше, кого-то меньше), оказавшихся по случаю иностранного разлива. Таким образом статья как бы продолжает этакую "историческую параллель", дотянув её до наших дней.

Re: Белое и черное

Забавно, что автор статьи (Татьяна Кузнецова) большую часть "заслуг" приписывает Чернякову, а в большей части "неудач" обвиняет других соавторов (кого-то больше, кого-то меньше), оказавшихся по случаю иностранного разлива. Таким образом статья как бы продолжает этакую "историческую параллель", дотянув её до наших дней.

Вот и допараллелилась Таня, попала под раздачу... 

Re: Белое и черное

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Вот и допараллелилась Таня, попала под раздачу... 

Какая раздача?
Я - никто и звать меня никак.:)

Subscribe to Comments for "Белое и черное"