К феномену "встречи с чудом"

Вот фактически история встречи с чудом. На первом снимке маленький житель Сингапура Джозеф Скулинг со своим кумиром Майклом Фелпсом, олимпийским чемпионом по плаванию. Это 2008 год.

А на втором снимке сегодняшний день и возмужавший Джозеф Скулинг, который прервал многолетнее победное шествие Майкла Фелпса, вырвав у него золото на нынешней олимпиаде.

Комментарии

Re: К феномену "встречи с чудом"

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

В спорте подобные "встречи с Чудом" дело почти обычное - даже в нашей маленькой стране. Ну может не всегда с таким результатом.
Вопрос в том, как организовать подобные встречи в других (менее зрелищных) областях.

Re: К феномену "встречи с чудом"

Изображение пользователя AlexZ.

Возможные варианты ответа на вопрос: "Как организовать "встречи с чудом" в других (менее зрелищных) областях?" 

Всё это в Бостоне (МА): Музей наукиДетский музейАквариум и множество других мест. И в других штатах, и в других странах...

Спасибо за внимание,

AlexZ

 

 

 

Re: К феномену "встречи с чудом"

Это примерно такой же уровень "организации", как совет в одном из списков контрольных вопросов: "Бродить среди стимулирующей обстановки - технических музеев, свалок железного лома". То есть вещь несомненно полезная, и Бостонский музей науки совершенно классный, но ведя туда ребенка, можем ли мы быть уверены именно в том, что случится такая встреча с чудом? Впрочем, ответ я знаю.  

 

Re: К феномену "встречи с чудом"

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

То, что для одного Чудо, другой может не счесть заслуживающим внимания. Т.е. у каждого своё персональное Чудо. Поэтому "эффективные" Чудеса должны быть расклассифицированы по возможным типам людей. Это при том, что есть люди, для которых такая штука, как Чудо не существует.

Re: К феномену "встречи с чудом"

Изображение пользователя AlexZ.

"Бостонский музей науки совершенно классный, но, приводя туда ребенка, можем ли мы быть уверены именно в том, что случится такая встреча с чудом?"

Конечно, гарантию, что конкретный ребенок в музее науки "встретится с чудом", никто дать не может. Но вероятность, что такая встреча у кого-то произойдет гораздо выше при массовости (почти 1.5 млн посетителей в 2014 г.), доступности (абонемент $90 на 2-х человек/год), регулярности посещений (школьные учителя в музее проводят уроки), наглядности (экспонаты всех видов + раздаточных материалов - горы; на свалке лома вряд ли что-нибудь подобное найдется), интересности для всех возрастов (от детишек в колясках до пенсионеров) и т.д. 

И посетители по музею не бродят, а активно участвуют - ставят простые (и не очень) физические опыты. Например, делают модели парусников или машинок, а потом соревнуются - чей парусник всех обгонит (в бассейне с вентилятором) или машинка под горку дальше всех уедет. Опыты с водой, с голограммами, сейчас особенно много опытов по биологии, "Театр электричества" - вообще сказка. Зал "Математика" - меня, например, до сих пор завораживает демонстрация беспорядочно падающих шариков, но раз за разом образующих заранее нарисованную на стекле кривую нормального распределения. Вот уж где точно "очевидное - невероятное". 

На стенде "Простые механизмы" всё можно покрутить, понажимать кнопки... Личное наблюдение: даже девочкам интересно. А когда в Бостоне шла стройка Big Dig (транспортная система в центре города) и в музее была активная экспозиция - воспитанника было не увести от строительной техники, пока все рычаги не подергал; он даже ланч там ел, надев каску и оранжевый жилет.

Еще раз про встречу с чудом: это как лотерея - при массовом участии всегда кто-то выигрывает...

Благодарю за внимание,

AlexZ    

Re: К феномену "встречи с чудом"

Еще раз про встречу с чудом: это как лотерея - при массовом участии всегда кто-то выигрывает.

Собственно, с этого и начинали - организовывать не умеем. Здесь все еще период мозгового штурма - сгенерить много вариантов, один из них может быть и будет тем, что нужно. Сработает ли на достижение этой цели музей науки, и что в нем именно сработает, мы не знаем. Или нужно ребенка сводить в театр, или на сельскохозяйственную ферму? Вроде бы принцип ясен - надо расширять показ областей деятельности, но противоречие возникает - при увеличении числа стимулов падает уровень внимания, обращаемого на каждый из стимулов. Удивляться некогда было. В пределе при полной насыщенности можно получить хорошо информированного обо всем, но не "заряженного" на прорыв человечка.

Интересно, решал ли кто-нибудь из педагогов эту проблему?

Re: К феномену "встречи с чудом"

Александр Владимирович, вообще говоря у нас в рамках "развивающего обучения" Эльконина-Давыдова по сути этим больше всего и занимались. Например, еще вот в 1935г. Леонтьев с Роземблюмом как раз на материале "технического музея" пытались сформировать "политехнический" интерес модифицируя подход Левина - пытаясь так выстроить сложность и содержание последовательности занятий с экспонатами, чтобы не просто увеличивалось знание, а нарастал интерес (https://cloud.mail.ru/public/4c470036fd22/%D0%A2%D0%9E%D0%A1.%20%D0%A1%D...)

Эльконин это ж показывал на игровом знакомстве с зоопарком и т.п. (при каких условиях возникает интерес), а РО главная технология создания "учебной деятельности" (учебно-познавательной мотивации) связана с переходом через ряд разного типа учебных задач

Как мне кажется на Западе сейчас в этом плане доминирует идея обеспечения в процессе обучения "внутренней мотивации" - прежде всего теория "самодетерминации" Деси и Райна

С уважением, Александр

Re: К феномену "встречи с чудом"

Александр Николаевич, большое спасибо!

пытаясь так выстроить сложность и содержание последовательности занятий с экспонатами, чтобы не просто увеличивалось знание, а нарастал интерес

Это весьма интересно. Правильно ли я понимаю, что в схеме Леонтьева предполагается наличие какой-то общей траектории, воронки входа, втягивания? Увы, посмотреть не получается, по ссылке предлагают книгу Голберга по ТОС. 

И абсолютнейше согласен с тем, что надо давать детям пробовать, показывать им возможности (и трудности). Сейчас в Москве есть множество мест, где это можно сделать. Мне больше всего нравится "Кидзания", там есть . Но есть и Мастерславль, и КидБург и еще что-то предлагают в Политехническом музее, и пр, и пр. 

Но я ведь немного о другом - о том, что будет, если им все время показывать и показывать - специальностей ведь много, только в Кидзании по моему больше сотни тематик, а вообще-то их тысячи... Что будет с вниманием, с яркостью ощущений при демонстрации какого-нибудь пятисотого вида деятельности и попытки включения ребенка еще и в нее. Ну явное же противоречие нарастает. Вот это интересно, есть ли работы, в которых рассматривается этот вопрос?

Re: К феномену "встречи с чудом"

Александр Владимирович, Леонтьев того времени примерно как Вы описали предполагал "воронку входа", а точнее такое выстраивания "психологического поля" (по Левину), чтобы участник "втянулся", ему становилось все более интересно (формировался интерес). Ссылка захватилась другая - исправляюсь: https://cloud.mail.ru/public/H7sm/AJ3RgJ6bd При этом это самые ранние работы и дал на них ссылку поскольку отчасти близка содержанием предложениям в этом треде - в дальнейшем РО куда более усложнилась и технологизировалась. В наиболее популярной форме лучше всего посмотреть книгу Дусавицкого "Формула интереса" (вроде ее раннее издание встречал в инете)

По Вашему вопросу хотел бы отметить, что более важным считается не что происходит при демонстрации тысячи видов (правда, деятельность нельзя продемонстрировать - в нее можно лишь включить), а как организовать процесс "демонстрации". Например, для Деси и Райна наиболее важно чтобы при "демонстрации" (обучении или профдеятельности) не фрустрировались потребности "автономии", "компетентности" и "связанности" (ощущение связи со значимыми людьми). Т.е. важно кто и как демонстрирует, подразумевается ли возможность выбора и может ли человек ощущать какую-то свою компетентность. В соответствии с этим он "когнитивно оценивает" разные "демонстрации", ну и есть определенные стадии формировани я (если надо, то статьи могу прислать). Особенности внимания и т.п. больше зависят от доминирующей мотивации, чем от порядка предъявления...

В РО еще более концентрировались на том, как выстроить процесс обучения, чтобы учащийся сформировал "познавательный интерес". В плане внимания тут тоже разница в том, что при познавательном интересе не просто оно устойчивее, точнее и т.п., а вообще говоря внимание уделяется другим вещам (например, не ярким деталям механизма, а его устройству) - интересные в этом смысле эксперименты со студентами проводил тот же Дусавицкий (кратко есть в его "Формула интереса")

С уважением, Александр   

Re: К феномену "встречи с чудом"

Большое спасибо за ссылку. И Дусавицкий, конечно, очень интересен, обязательно его найду и почитаю.

Вопрос - демонстрация ли, или включение в деятельность, на мой взгляд довольно сложен, многослоен. Если "включение" понимать как полное погружение, концентрация абсоютного внимания и т.д., то конечно же, с этим я полностью соглашусь. В то же время совершенно невозможно включиться в реальную деятельность по целому ряду причин. Поэтому можно было бы сразу разделить имитационные процедуры, типа тех, в которые втягивают детей, и те акты полного привлечения внимания, в которых и деятельности то как бы и нет. Достаточно вспомнить примеры встречи с чудом, о которых писали сами ученые, пережившие это в детстве. Пришедший к родителям гость показывает ребенку, как кожанные перчатки, потертые друг о друга, начинают притягивать к себе бумажки. И это задает его интересы на всю последующую жизнь. Где там была деятельность?

Мы скользим взглядом (слухом, нюхом) по поверхности явлений и лишь иногда происходит более полное погружение. Почему там, почему тогда? Вот в этом разобраться бы.
 

Re: К феномену "встречи с чудом"

Александр Владимирович, Вы очень точно, на мой взгляд, описали различие между "демонстрацией" и "включением" как разница между "имитацией" и "втягиванием" (в кавычках, поскольку терминология отличающаяся от принятой в психологии). Можно сколько угодно демонстрировать и даже дать выполнять, но без огонька в глазах (интереса) это будет больше "имитация". Собственно это различие больше всего психологов и интригует

Различие между западной и отечественной (одной из) школ в том, что первые больше нацелены на выяснение что поддерживает и даже разгорает огонек в глазах (например, в теориях мотивации достижения рассматривается как лучше реагировать на неудачу и даже (!!) успех, а теории самодетерминации целая система подтеорий), тогда как в РО пытаются не столько поддержать огонек, сколько перевести его ближе к содержанию деятельности: или физической теории или конструкторской деятельности или еще какой-то, которая может быть спровоцирована загоранием от притягивания бумажек кожанными перчатками. Чтобы не просто воспоминание о ярком событии, а, действительно, интерес если и не на всю жизнь, то хотя бы на школьные годы. Как раз чтобы не скользить (пусть и с ярким запахом и видом), а больше погрузиться

Re: К феномену "встречи с чудом"

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Мы скользим взглядом (слухом, нюхом) по поверхности явлений и лишь иногда происходит более полное погружение. Почему там, почему тогда?

Взглядом/слухом/"нюхом" - это, по-моему, правильно, поскольку соответствует репрезентативным системам. Т.е. три типа классификации пробивающегося через индивидуальную репрезентативную систему Чуда есть.
Но ведь после того, как Чудо "пробилось" есть ещё врата восприятия:
1. Смысл;
2. Предметы и действия;
3. Процессы;
4. Люди;
5. Время;
6. Место;
Кстати, у мальчика на фотографии наверняка одно из врат - люди. Он восхищался этим человеком, хотел стать таким как он. Поэтому встреча с ним была для мальчика Чудом. И это Чудо "сработало".
У каждого из нас не более трёх врат, но чаще не более двух.
Чудеса, которые идут сначала мимо индивидуальной репрезентативной системы, а, затем мимо индивидуальных врат вряд ли дойдут и встретятся с этим конкретным индивидуумом.
Думаю, что можно найти и другие классификации для возможных Чудес, но не стоит при этом забывать и о том, что есть дети и взрослые, с которыми Чудо не спешит встретиться. Таких большинство, но пытаться всё равно надо.

Subscribe to Comments for "К феномену "встречи с чудом""