Вибрация корпуса вертолета

 

Недавно получил разбор задачи про снижение вибрации вертолета. Вот эта задача:

Корпус вертолёта разрушается под действием вибрации, которая передаётся от винта на вал (ось, металлический стержень), соединяющий корпус с винтом. Все возможные амортизаторы уже поставлены, подшипники усилены. Что делать?

Меня удивила лапидарность постановки такой сложной задачи. Но оказалось, что текст условий взят из книги А.Нарбута и Н.Нарбут "ТРИЗ История инструментов". Книга находится по адресу 
http://www.jlproj.org/new/index_.php?p=3&u=458

Интересно услышать мнение коллег по поводу приведенного в книге разбора и по поводу полученного решения.

Всего доброго,

 

Форумы: 

Re: Вибрация корпуса вертолета

Гена, уверяю тебя, части 2-4 тоже представляют немалый интерес.

Как думаешь, какую функцию в условии задачи выполняют фразы типа: "Все возможные амортизаторы уже поставлены, подшипники усилены" ?

Re: Вибрация корпуса вертолета

Изображение пользователя GIP.

Учебные задачи - знаю, но учебный разбор (учебной) задачи... хм... это что? Подобное вижу впервые. Зачем автор втиснул туда упомянутую фразу - не знаю, но мне лично оная ничем иным, кроме как жестким направляющим ограничением, не видится (разве что предположить, что реально именно в той закрытой ограничениями области народ и копает основательно). Решение мне видится поверхностным, более демонстрационным, чем реальным. Несколько позже еще покопаюсь в нем, хотя особо и не хочется, т.к. даже навскидку только в первой части просматриваются логические ошибки...


ЕДИНСТВО - ЭТО
НОВАЯ ЯСНОСТЬ

Re: Вибрация корпуса вертолета

GIP wrote:
Несколько позде еще покопаюсь в нем, хотя особо и не хочется, т.к. даже навскидку только в первой части просматриваются логические ошибки...

Гена, извини, но это голословно. Если есть ошибки, назови. А голословно - не надо. На это "обвинение" и ответить нечем.

Но вот хочется сразу же, еще до разговора о ходе разбора, немного обсудить решение. Говорится о вибрации, но на каких частотах идет вибрация, не раскрывается. А жаль, потому что частоты вибрации на валу по заверению вертолетчиков, бывают очень низкочастотные (несколько герц) и просто низкочастотные (сотни герц).
Если мы еще вспомним, какая скорость распространения звуковой волны в металле (возьмем сталь = 5000 метров в секунду), то окажется, что данное решение вообще не сможет быть реализовано на вертолете.
Вал ведь не проходит сквозь весь вертолет, он только до редуктора, не очень длинный...
А здесь получается, что длины волн даже для тысяч герц очень велики - несколько метров, а для низкочастотных вибраций и вообще говорить не о чем.
В общем вопрос: как учить людей решать задачи, в отрыве от физического мира?
Может быть и автор подключится к обсуждению? Может быть я в чем-нибудь ошибся принципиально?
Всего доброго,

Re: Вибрация корпуса вертолета

Изображение пользователя GIP.

Александр Кудрявцев wrote:
GIP wrote:
Несколько позде еще покопаюсь в нем, хотя особо и не хочется, т.к. даже навскидку только в первой части просматриваются логические ошибки...

Гена, извини, но это голословно. Если есть ошибки, назови. А голословно - не надо. На это "обвинение" и ответить нечем.

Так же поэтому и сказал, что они лишь просматриваются. :-)
Я в тот момент как раз читал о вертолетах разную научно-познавательную информацию. Оказывается, очень многое от конструктивной схемы зависит. Например, в интересующем нас ракурсе существенны такие моменты:
Quote:

Трансмиссия предназначена для передачи мощности от двигателей к несущему и рулевому винтам и вспомогательным агрегатам. Ее схема определяется схемой вертолета, числом и расположением двигателей. Трансмиссия состоит из главного, промежуточного и хвостового редукторов, валов и их опор, соединительных муфт, тормоза несущего винта.
Фюзеляж данной авиационной техники служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов, оборудования, топлива и т. д. К нему крепятся шасси, подредукторные рамы, узлы крепления двигателя, оперение и т. д.
Крыло создает дополнительную подъемную силу, разгружая несущий винт, что позволяет увеличить скорость вертолета. В крыле могут размещаться топливные баки, оборудование, ниши для уборки шасси. У вертолетов поперечной схемы крыло поддерживает несущие винты.

Но это - сложная конструкция вертолета - примерно такая:

А схеме в условиях задачи, более всего отвечает вот такой вертолет:

И ему же более всего подходит достаточно оригинальный способ гашения вибрации :-)

Quote:

Приходилось сталкиваться с вибрацией трансмиссии, в частности. Всё, что имеет массу и вращается, может вибрировать. Динамическая балансировка, если помните, была разработана и впервые внедрена академиком Капицей-старшим. Историю его поездки в Германию, для осуществления балансировки турбины, рассказывают, как анекдот. Капица покрутил агрегат, стукнул молотком в определённом месте и агрегат прекратил вибрировать. Капица выставил счёт фирме. На вопрос возмущённого владельца фирмы, мол, за что, столь крупная сумма, 10000!? На что получил ответ: 1-за удар молотком, 9999 - за знания.
Балансировка винтов имеет те же принципы, что и балансировка колёс автомобиля, просто, её нужно делать и иметь аппаратуру, для контроля. А вот на этом, у нас пытаются экономить, как и у китайцев. КПА - вещь не дешёвая, а процесс балансировки таких массивных агрегатов, как несущий винт - дело хлопотное, на коленке и быстро не сделаешь. Летает, ну и ладно... Отсюда - дисбаланс, отсюда и вибрации. Не всегда отслеживают и вовремя устраняют люфты.
А валы балансировать сложнее. Но есть выход - так называемый "чиж", т.е. ударный демпфер, отстраивающий колебательный контур, с резонансной частоты. Конструктивно, это выглядит так: на вал одевается массивная шайба, с зазором. Если вал начинает совершать изгибно-вращательные колебания, на резонансной частоте, зазор между ним и шайбой, установленной в месте стрелы прогиба, выбирается, происходит жёсткое соударение, которое сбивает контур с резонансной частоты и так происходит постоянно.

В свете вышеизложенного автор учебной задачи загнал ее решателя ну уж в очень жесткий угол, откуда единственный выход - лишь на увеличение числа опор вала с последующей динамизацией расстояния между ними. Логичнен ли выход на него - это надо смотреть детальнее. Мне лично думается, что логика строилась обратным ходом - от ответа к исходным условиям.

Александр Кудрявцев wrote:

Но вот хочется сразу же, еще до разговора о ходе разбора, немного обсудить решение. Говорится о вибрации, но на каких частотах идет вибрация, не раскрывается. А жаль, потому что частоты вибрации на валу по заверению вертолетчиков, бывают очень низкочастотные (несколько герц) и просто низкочастотные (сотни герц).
Если мы еще вспомним, какая скорость распространения звуковой волны в металле (возьмем сталь = 5000 метров в секунду), то окажется, что данное решение вообще не сможет быть реализовано на вертолете.
Вал ведь не проходит сквозь весь вертолет, он только до редуктора, не очень длинный...
А здесь получается, что длины волн даже для тысяч герц очень велики - несколько метров, а для низкочастотных вибраций и вообще говорить не о чем.
В общем вопрос: как учить людей решать задачи, в отрыве от физического мира?
Может быть и автор подключится к обсуждению? Может быть я в чем-нибудь ошибся принципиально?

То, чего я немножко почитал, говорит о том, что высокоскоростное вращение вала - это еще далеко не все причины вибрации. Здесь же задана лишь одна. Для ученика, осваивающего АРИЗ-85В, этот момент, может, и не существенный.. Но при переходе к практике формулирования реальной исходной ситуации у него вполне ожидаемы затруднения...


ЕДИНСТВО - ЭТО
НОВАЯ ЯСНОСТЬ

Re: Вибрация корпуса вертолета

GIP wrote:
Оказывается, очень многое от конструктивной схемы зависит.

Это ты картинки небось где нибудь на М.Твистере взял?

Quote:
В свете вышеизложенного автор учебной задачи загнал ее решателя ну уж в очень жесткий угол, откуда единственный выход - лишь на увеличение числа опор вала с последующей динамизацией расстояния между ними. Логичнен ли выход на него - это надо смотреть детальнее. Мне лично думается, что логика строилась обратным ходом - от ответа к исходным условиям.

Ну, вообще говоря, именно так подавляющее большинство задач и построены. От ответа. Вопрос в том, считать ли хоть какой то найденный ответ сразу же наилучшим и гнать к неиу, это вопрос отдельный. То есть это не грех именно данной задачи, а типовой ляп многих из них.

Quote:
То, чего я немножко почитал, говорит о том, что высокоскоростное вращение вала - это еще далеко не все причины вибрации.
GIP, я как раз толкую о том, что на вертолете нет и не может быть высокоскоростного вращения вала винта. Несколько оборотов в секунду - это нормальный диапазон. Но это несколько герц.

Quote:
Здесь же задана лишь одна. Для ученика, осваивающего АРИЗ-85В, этот момент, может, и не существенный.. Но при переходе к практике формулирования реальной исходной ситуации у него вполне ожидаемы затруднения...

Поэтому и просьба - посмотреть именно на логику работы с АРИЗ.
А то, что после таких задач реальные кажутся лесом дремучим, это правда. Или формируются простейшие реакции, не связанные с инженерным счетом.

Subscribe to Comments for "Вибрация корпуса вертолета"